Оценка статуса сверстников
Социометрическая техника – способ, с помощью которого можно измерить оценку статуса ребенка в коллективе. Детей просят определить количество сверстников, «которые вам особенно нравятся» и «нравятся не очень сильно». С помощью этих простых процедур выводятся различные меры социального статуса. На основании данных, полученных от сверстников, популярными являются дети, получившие наибольшее количество оценок «сильно нравится» и наименьшее количество оценок «не нравится». Непопулярные дети (отвергнутые), как правило, получают множество оценок по принципу «не нравится», в отличие от «забытых» или изолированных сверстников, на которых никто не обращает внимания. Забытые обычно не имеют друзей, но в коллективе к ним относятся скорее нейтрально, чем критически. У обычных детей есть друзья, но их любят не так сильно, как популярных. Отторжение может происходить по разным причинам. Исследователи выделили две группы отвергнутых детей — агрессивные и неагрессивные (French, 1988; Parkhurst & Asher, 1992; Williams & Asher, 1987). Основываясь на различных критериях, включая оценки и наблюдения социометрии Френч (1988) выделил две подгруппы непопулярных (отвергнутых) мальчиков. Первая группа проявляла высокую агрессию, низкий уровень контроля поведения и замкнутость. Мальчики во второй группе были замкнуты, но не имели проблем с агрессией, самоконтролем и поведением. Аналогичные механизмы работают и для подростков обоих полов (Parkhurst & Asher, 1992). Очевидно, что детей отвергают по разным причинам.
У детей есть ожидания относительно того, как должны вести себя другие дети. Но являются ли эти ожидания основой для принятия или неприятия со стороны сверстников? Давайте рассмотрим некоторые личные характеристики и социальные навыки, которыми обладают популярные дети. Было бы приятно верить, что дети принимают или отвергают друг друга на основании таких качеств, как альтруизм, честность и чувствительность. Однако ряд характеристик, связанных с принятием сверстников, устойчив, его трудно изменить, и он мало связан с личными достоинствами отдельного ребенка. Дети не могут легко изменить свою внешность, расу, пол, возраст или имя, но эти атрибуты коррелируют с тем, насколько хорошо их принимают сверстники.
Первое впечатление: имя и внешность
Дети часто формируют первое впечатление о людях на основе поверхностных характеристик, таких как имя и внешний вид. Зачастую они отрицательно реагируют на незнакомые или странные имена. Сэм, Карен, Майкл и Стивен будут встречены группой более сердечно, чем Дуэйн, Дарси, Лана и Эбигейл (McDavid & Harari, 1966). Однако важно не переоценивать важность имен. Это лишь одна из многих переменных, влияющих на социальное принятие. Среди президентов Соединенных Штатов в двадцатом веке были Теодор, Вудро, Уоррен, Кальвин, Герберт, Ранклин, Дуайт, Линдон и Джеральд. Вице-президенты включали Албена, Дерта и Спиро. Возможно, многие американцы проголосуют за человека, с которым вовсе не хотели бы дружить. Другими словами имя – не главное. (Asher, Oden, & Gottman, 1976, р. 3).
Хотя каждый слышал изречение «главное в человеке — душа», физическая привлекательность наглядно видна в ответах и оценках детей и взрослых. Дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет уже могут отличать привлекательных детей от непривлекательных. Причем судят они об этих детях по тем же физическим характеристикам, что и взрослые (Langlois, 1985).
И дети, и взрослые приписывают более желательные характеристики привлекательным детям чаще, чем непривлекательным. Привлекательным детям приписываются: независимость, отвага, дружелюбие, общительность и самодостаточность. Подлость, агрессию и антисоциальное поведение дети автоматически приписывают непривлекательным, с их точки зрения, сверстникам (Langlois & Stephan, 1981). Иметь привлекательную внешность более важно для принятия девочек, чем для принятия мальчиков (Vaughn & Langlois, 1983). Таким образом, преобладает мнение, что хорошо то, что красиво.
Основаны ли данные предпочтения исключительно на зрительном восприятии или в этом есть поведенческая подоплека? Ланглуа и Даунс (1979) не обнаружили разницы в социальном поведении привлекательных или непривлекательных трехлеток. Однако непривлекательные 5-ти летние дети чаще проявляли агрессию, били сверстников, играли активно и шумно и играли с мужскими игрушками. Эта возрастная тенденция предполагает, что агрессивное поведение может быть реакцией на негативное восприятие окружающими. Возможно, негативные ожидания и представления сверстников и взрослых о непривлекательных детях способствуют возникновению тех самых характеристик, которые приписываются этим детям. Люди действительно ведут себя до некоторой степени в соответствии с ожиданиями других. Возможно, в данном случае именно это играет значительную роль.
Возраст и принятие сверстников
В некоторой степени связь между возрастом и выбором партнера по игре может быть объяснена тем фактом, что для маленьких детей группы в западных обществах разделены по возрасту. Во многих культурах, таких как Индия и Африка, например, особенно в тех, где дети старшего возраста несут ответственность за уход за маленькими детьми, более распространены разновозрастные игровые группы (Whiting & Edwards, 1900). Однако в американской культуре дети большую часть времени проводят со сверстниками и лишь 1/3 часть времени с детьми, которые старше их более чем на 2 года (Ellis et al., 1981).
Старшие и младшие сверстники выполняют разные функции. При этом, каждый из них осознает, что их роль зависит от возраста (старшие должны помогать младшим, малышам нужно играть и.т.п.) (Edwards & Lewis, 1979). Кросс-культурные исследования детей на трех континентах показывают, что фактически все дети понимают различные функции детей разного возраста (Whiting & Edwards, 1988).
Для социально изолированных или плохо приспособленных детей младшие сверстники могут предоставить возможность приобрести воспитательные или социальные навыки. Детям с эмоциональными или социальными проблемами также легче добиться принятия у тех, кто младше их (Hetherington et al., 1979). Кроме того, дети младшего возраста могут быть менее опасными и демонстрировать социальные навыки на уровне, более сопоставимом с уровнем социально незрелого ребенка или ребенка с отклонением в развитии. Взаимодействие с более молодыми сверстниками может играть терапевтическую роль. В знаменитых исследованиях Харлоу неблагоприятные социальные последствия длительной изоляции для макак-резусов были устранены программой длительного контакта с молодыми обезьянами (Suomi & Harlow, 1972). Более того, Фурман, Рахе и Хартуп (1979) обнаружили, что общительность социально замкнутых 4-х и 5-ти летних детей может быть улучшена путем установления контактов с более молодыми сверстниками.
Несмотря на вклад старших и младших сверстников, предпочтение сверстников того же возраста играет особую роль в социальном развитии.
Даже если бы детей разного возраста не делили по классам в школе, они бы сами сделали это. Ведь научиться быть хорошим борцом можно только среди одноклассников: более крупные парни победят, а с маленькими драться легко. Сексуальный опыт в период полового созревания с более крупными людьми вызывает слишком много беспокойства, а сексуальный опыт с более маленькими не очень интересен. (Hartup, 1976, р. 10)
Пол и принятие со стороны сверстников
Пол ребенка оказывает заметное влияние на выбор партнера по играм. Даже в дошкольном возрасте сверстники одного пола предпочитают играть вместе, и эта тенденция усиливается в начальной школе (Maccoby, 1988). Эта закономерность меняется только в раннем подростковом возрасте, когда начинаются свидания. Часто сегрегация по половому признаку начинается рано. Послушаем этих дошкольников:
Джейк и Дэнни вместе качаются на больших качелях.
Лора (подбегая, взволнованно): Можно к вам?
Джейк (решительно): Нет!
Дэнни (еще более решительно): Нет !
Джейк: Мы не хотим. Это только для мальчиков (После того, как Лора уходит, я спрашиваю Джейка, почему он это сказал.)
Джейк: Потому что нам нравятся играть только с мальчиками. (Rubin, 1980, p. 102)
В средней школе наблюдается аналогичная ситуация:
Стулья в комнате мистера Сокера расставлены в форме широкой неглубокой буквы U. Когда первые несколько детей входят в комнату, Гарри говорит Джону: «С этой стороны сидят только девчонки». Гарри и Джон садятся в другое место 1981, стр. 62)
Конечно, есть исключения, но межполовая дружба в начальной школе часто протекает в подполье. Мальчик и девочка могут оставаться друзьями вне школы. Например, они могут общаться в церкви или по соседству, но обычно держат свою дружбу в секрете от одноклассников (Gottman, 1986; Thorne, 1986). Некоторые исследователи считают такой низкий уровень взаимодействия между полами скорее недостатком системы, чем достоинством. Они полагают, что межполовая игра расширяет спектр поведенческих стилей и занятий, расширяет потенциал ребенка и помогает оценить качества, которые присущи обоим полам »(Rubin, 1980, р. 104).
Что может быть причиной добровольной сегрегации и неприятия между мальчиками и девочками? Похоже, это связано с различиями в интересах и предпочтении игр у девочек и мальчиков. Изучая мальчиков и девочек в начальной школе, Торн (1986) обнаружил заметные различия в стилях игры обоих полов. Девочки, как правило, играют в малоэнергетические игры небольшими группами возле здания школы и под присмотром взрослых. Мальчики занимают почти в десять раз больше места, чем девочки, и играют в энергичные игры в младшем возрасте и организованные игры, ориентированные на правила, когда они становятся старше. По мере развития девочки старшего возраста предпочитают неструктурированные, неорганизованные занятия, такие как разговоры и прогулки, в отличие от структурированных групповых занятий (Savi Williams, 1987). Более того, мальчики вовлекаются в шумные, грубые игры или игры с кубиками и машинами (DiPietro, 1981; MacDonald & Parke, 1984), в то время как девочки предпочитают рисовать, читать книги и играть в куклы (Eisenberg, Murrey, & Hite, 1982). Даже в ролевых играх существуют различия: мальчики чаще разыгрывают роли супергероев, а девочки изображают семейных персонажей (Connolly, 1980; Garvey 1990). Игра не может закончится хорошо, когда Бэтмен и Робин встречают маму и ее маленького ребенка! Весьма вероятно, что если традиционные сексуальные роли распадутся, то у мальчиков и девочек появятся общие интересы, они станут принимать друг друга и взаимодействовать.
Социальные навыки и признание сверстников
Дети разного социального статуса различаются своими целями и стратегиями поведения в коллективе. Реншоу и Ашер (1983) представили учащимся третьего-шестого классов гипотетическую социальную ситуацию и попросил детей выбрать подходящую цель.
Два примера:
Вы с семьей переехали в новый город. Это ваш первый день в новой школе. На переменке, дети выходят играть.
— или —
Вы просите нового друга-соседа, посмотреть мультфильмы в субботнее утро. Примерно через десять минут ребенок переключает канал, не спрашивая.
Дети с высоким социальным статусом, в отличие от детей с низким социальным статусом, сосредоточены на желании общаться и сочувствовать другим детям (например, «Я бы хотел дружить с ними»). Точно так же дети старшего возраста, в отличие от детей младшего возраста, с большей вероятностью предлагали данные типы позитивных целей, которые фокусируются на желании быть дружелюбным, но более осторожным образом («Я готов дружить, но мне нужно немного присмотреться»). В это же время, младшие дети чаще имеют враждебную цель («Я бы хотел отомстить этому ребенку»).
Совершенно ясно, что дети также различаются в своих стратегиях. Дети с высоким социальным статусом более прямолинейны, для них фраза: «Привет, давай играть» более характерна, чем для их ровесников с низким социальным статусом. Более того, дети старшего возраста с низким статусом, избегают прогулок в одиночестве в отличие от их сверстников с более высоким статусом. Как показывает это исследование, цели и стратегии детей разного социального статуса различаются.
Кроме того, социальные навыки, такие как подкрепление других, способность эффективно инициировать взаимодействие и хорошо общаться, играют важную роль в социальном принятии (Coie, Dodge, & Kupersmidt, 1990). Ребенок в новой школе, который хочет завязать отношения, но при этом молчалив или агрессивен, или дает неуместные ответы, никогда не будет успешен в данном коллективе. И наоборот, маленький ребенок, который что-то спрашивает (например, «Где вы живете?»), отвечает (например, «Мой любимый вид спорта — баскетбол»), пытается вовлечь другого ребенка в совместную деятельность (например, «Хочешь помочь мне построить этот замок из песка?»), вскоре будет принят группой (Putallaz & Gottman, 1981).
Настойчивость и гибкость также помогают найти контакт со сверстниками. Многим детям отказывают или игнорируют, когда они впервые пытаются начать взаимодействие со своими сверстниками, но большинству детей в конечном итоге удается быть принятыми. Способность предпринять альтернативные стратегии, когда первоначальные попытки терпят неудачу, важны для успешного взаимодействия со сверстниками. Готовность детей к упорству частично объясняется их различными представлениями о том, что произошло, когда их первоначальные попытки завязать общение потерпели неудачу. Некоторые думают, что проблема возникла из-за недостатка усилий или недопонимания — временная проблема, которую можно исправить. Другие считают свою неудачу следствием собственной неспособности («Это произошло потому, что мне трудно заводить друзей»). В отличие от первой группы, вторая с меньшей вероятностью продолжит попытки заводить друзей. Это та же проблема, которая существует у детей в плане умения достигать цели. Например, дети, которые думают, что им не удалось решить математическую задачу, потому что они «плохо разбирались в математике», бросают попытки раньше, чем их одноклассники, которые думают, что они просто недостаточно старались.
Исследования (Coie et al., 1990) выявили модели поведения, связанные с социальным статусом сверстников. Они сравнили детей четырех разных социальных статусов: популярных, средних, отвергнутых и брошенных. Каждый социальный статус связан с особым социальным поведением. Популярные мальчики, которые придерживаются более просоциального поведения, редко бывают агрессивными, и они помогают устанавливать правила и нормы для группы. Отвергнутые мальчики агрессивны и активны, а брошенные мальчики менее агрессивны, менее разговорчивы и более замкнуты.
Часто непопулярные дети имеют множественные когнитивные и поведенческие дефициты, и именно сочетание проблем приводит их к неудачам со своими сверстниками. Различные недостатки отвергнутых или агрессивных детей часто приводят к ухудшению отношений со сверстниками. Хотя важны отдельные факторы, в действительности несколько факторов действуют вместе, приводя к не желаемым социальным результатам.
В следующий раз мы обратимся к последствиям непопулярности среди сверстников.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: влияние игр на ребенка, зачем ребенку общаться со сверстниками, детская психология, научная психология, социализация, детские игры, когда дети начинают играть друг с другом, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, любимчики в школе.
Очень информативная и серьёзная статья. Читая её, мне невольно вспомнилось собственное детство. Там мне довелось испытать как роль лидера, так роль и изгоя. В какой-то момент, в таком «тесте», я был самым популярным ребенком, но затем стал «незаметным» изгоем. Это интересный опыт. Такое ощущение, что во мне до сих пор остались претензии на лидерство и статус, но сил его добиться нет. Так же, читая эту статью я обратил внимание, что дети с высоким социальным статусом как правило напрямую говорят о своих намерениях и желаниях. О себе я такого сказать не могу. Иногда я понимаю, что сам не знаю чего хочу. Интересно деление детей на мини группы, а так же критерии этого деления. Так же, взял во внимание, что дети с низким социальным статусом или ограничениями развития помещенные в группу с детьми меньшего возраста становятся лидерами в силу своего более старшего возраста, тем самым развивая свои навыки коммуникации.
Принятие детей их сверстниками зависит от многих факторов: внешности, половой принадлежности, национальности, возраста, имени, социальных навыков.
Удивительно то, что дети, начиная с трехлетнего возраста вполне могут оценить других детей по степени привлекательности, наделяя при этом их соответствующими качествами. Я согласна с предположением автора о том, что ожидания сверстников о непривлекательности ребенка способствуют проявлению асоциального поведения. Ребенок пытается таким образом оправдать несправедливость или отомстить за неё.
Отношения с детьми другого пола и расы основаны на социальных стереотипах, воспитании, гормональном фоне ребенка. И тут мне бы не хотелось увидеть результат стирания традиционных сексуальных ролей в обществе, даже если оно будет способствовать появлению общих интересов у мальчиков и девочек.
Примечательно то, что ребенка можно реабилитировать, помещая его в группу с более старшими и более младшими детьми. Это принесет разный, но в обоих случаях полезный терапевтический эффект.
Нестандартные имена и фамилии вызывают в детском коллективе смех, сарказм, желание видоизменить имя, заменить его кличкой. И здесь от ребенка с таким именем потребуется наличие социальных навыков. От выбора стратегии поведения будет зависеть его успешность и признание в детской группе. Также и в других ситуациях способность общаться, дружить, делиться игрушками и позитивом будет формировать продуктивные взаимоотношения между детьми.
Благодарю за статью ! Основные факты , которое я узнала были 1) Социометрическая техника — способ измерения статуса ребёнка в коллективе 2) Социальные статусы детей бывают : популярные — эти дети сильно нравятся сверстникам , непопулярные — не нравятся сверстникам, забытые и изолированные — на них никто не обращает внимания . 3) популярные дети — дружелюбны, имеют друзей , в проблемных ситуациях не бросают дело, а ищут новые пути решения , прямолинейны 4) изолированные не имеют друзей, более агрессивные .5) На статус влияют имя ребёнка, внешность, расса, пол 6) подлость , агрессивное поведение автоматически приписывают непривлекательным детям 7) дети разного социального статуса различаются своими целями и стратегиями в коллективе . Проанализировав статью , вспомнила своё детство , и отнесла себя к статусу не популярных , то есть я была не популярна , имела одну подругу , была не агрессивна , общалась , но не привлекала особо внимания к себе своих сверстников .
Спасибо за статью. Прочитав статью, она оказалась для меня очень актуальна в данный момент. Так как сама провела социометрию в 6 классе. После прочтения, как не достающий пазл собрался в моей голове.
-Заинтересовал ток факт, что в начальном классе и в дошкольном возрасте предпочитают играть со сверстниками одного пола. Эта закономерность меняется только в раннем подростковом возрасте, когда начинаются свидания.
-Кроме того застенчивые социально не принятые. А вот активные и задающие много вопросов вскоре будут приняты в социальную группу.
-Заинтересовало, что общаясь с детьми младшего возраста может нести реабилитирующий характер. обнаружили, что общительность социально замкнутых 4-х и 5-ти летних детей может быть улучшена путем установления контактов с более молодыми сверстниками.
Спасибо за статью. Из нее я узнала, что принятие детей их сверстниками зависит он нескольких критериев: генреная принадлежность, внешность, национальность, возраст, имя, социальный статус. И я соглашусь с тем, что уже начиная с трехлетнего возраста дети вполне могут оценивать других детей по степени привлекательности. Это я понимаю из личного опыта. Еще в яслях мне уже нравилось общаться с аккуратными детьми в красивой яркой одеждой. И мне всегда нравилось смотреть на девочек с длинными волосами (меня всегда коротко стригли).Опять же соглашусь со статьей, что непривлекательный ребенок проявляет асоциальное поведение. Опять же на личном опыте. Менее популярные дети вели себя дерзко и получали больше всех замечаний. Теперь я понимаю, что именно своим поведением ребенок пытался привлечь внимание. Очень важно в моем детстве было не имя, а фамилия ребенка. Так как именно фамилия была поводом раздачи кличек и насмешкой. Но я также обратила внимания, что ребенок из более благополучной семьи, приятной внешности оставался всегда без клички. И даже если такой ребенок не собирался стать неформальным лидером именно к нему тянулись все дети. Думаю тут было дело в коммуникации. Скорее всего – это способность говорить о своих чувствах и желаниях привитое ребенку из более успешной и благополучной семьи дало такой навык.
Анализируя данную статью, вспоминая школьные годы, причислила себя к группе непопулярных или «средних» подростков. Думаю, что на это повлияли больше поведенческие факторы такие, как излишняя стеснительность, необщительность, неуверенность и т.д. Причем в возрасте 5-8 лет это наблюдалось меньше. Было замечено, что детям свойственно делиться на пары по 2 человека, а тогда, когда присоединяется 3ий, его тут же стремятся вытеснить, начинается конкуренция. И в целом такое явление проявляется достаточно часто, дети быстро пытаются изолировать тех, кто не соответствует их ожиданиям. По любым признакам — внешность, раса, пол, социальный статус, даже нестандартные имя и фамилия могут вызвать смех, издевки и непризнание.
Очень интересная статься. Из нее можно сделать вывод, что так, или иначе, дети оценивают своих сверстников примерно по тем же критериям, что и взрослые. Невольно вспомнил историю моего коллеги, который рассказывал о своем друге в детском саду. В группу, в которой уже сформировались определенные «стайки» по интересам, пришел мальчик, у которого были проблемы с речью (он заикался). Он был замкнутым и сторонился других детей, будто боялся их. Дети, стоит сказать, тоже не проявляли к нему никакого интереса, а были и такие, которые , указывая на его проблемы, достаточно неприятно подшучивали над ним. Но, спустя время, у этого мальчика появились друзья, которые отнеслись к его сложностям с пониманием. Однако, по итогу, вся эта «групка» попала в «изоляцию», вплоть до выпуска из детского сада. Опять же, на мой взгляд, восприятие сверстников зависит не только от среды, но прежде всего от воспитания в семье, и от работы педагогов детских учреждений.
Из статьи узнала,что физическая привлекательность является одним из первых критериев принятия у детей.Что-то мне подсказывает,что с возрастом эта тенденция сохраняется.Я думаю в подсознании,срабатывают механизмы естественного отбора:красивый-здоровый-жизнеспособный-может продолжить род.То есть,хорошо то,что красиво.Этим объясняется приписывание привлекательным незнакомцам положительных характеристик,а непривлекательным отрицательных.В статье отмечено,что агрессивное поведение может быть реакцией на негативное восприятие окружающих.То есть, дети ведут себя в соответствии с ожиданиями других.Так дети и становятся непопулярными, отвергнутыми,замкнутыми и агрессивными.В классе у младшей дочери наблюдала одного такого мальчика.Активный в своей агрессии,бил всех подряд,невозможно было остановить.Просто мама за его 7 летнюю жизнь сменила 4 пап,каждый из которых внёс свою лепту в его воспитание.
Статья дала мне возможность понять, почему мне сложно было вливаться в коллектив дет.сада, школы, института, а теперь и работы. Из нее я познакомилась с таким понятием как «социометрическая техника», которая является способом, с помощью которого можно измерить оценку статуса ребенка в коллективе. Удивило то, что зачастую дети отрицательно реагируют на незнакомые или странные имена. Я согласна с тем, что детей меньшего возраста редко берут к себе в компанию дети старшего. Помню, когда была маленькой, то старшие меня принимали только потому, что моя тетя, которая старше меня на 4 года, играет с ними и ей нужно было присматривать за мной. В какие-то игры меня не хотели брать, например в «догонялках» я, в силу возраста, медленно бегала и не могла никого догнать. Когда я училась в школе, то, как и в статье, школьники делились на группы, типа «популярные», «обычные» и «не популярные». Себя я всегда относила к последним и старалась «не высовываться». Прочитав статью, я понимаю, что большинство моих детских проблем связно с неблагополучием моей семьи, но в моих интересах это исправить. Спасибо за статью.
С огромным интересом изучила данную статью. Действительно очень информативен способ узнать социальный статус — провести опрос или «социометрию» и узнать кто особенно нравится и кто нравится меньше.Интересно было узнать, что странные имена и непривлекательная внешность — это факторы, способствующие негативному восприятию. В детском саду у сына был мальчик, с не очень привлекательной внешностью и его все дети обходили стороной из-за его агрессивности. Получается, что первично было непринятия его сверстниками, а агрессия как реакция на их отторжение. Узнала, что отверженными могут быть агрессивные дети, с низким уровнем контроля своего поведения, а также замкнутые.В очередной раз задумалась о том, как важно родителям научить ребенка взаимодействовать с другими детьми.
Вспомнила, что в 7 классе наша новая классная руководитель проводила такой анонимный опрос и я попала в число популярных детей.Тогда я не предавала этому значения — домашние проблемы были намного важнее.
Из статьи узнала о методе измерения статуса ребенка в коллективе — социометрической технике.
Также узнала о том, что первое впечатление дети формируют на основе внешности и имени. Я и сама такая. Первое впечатление у меня до сих пор формируется на основе внешнего вида, да и имя имеет значение. Помню, как в подростковом возрасте мне мог понравиться мальчик только потому что его звали Артем (моё любимое на тот момент имя). Через время конечно эти параметры становились менее важны.
Уже второй раз, читая статью на псиблоге, поражаюсь той мысли, что дети могут себя вести в зависимости от ожиданий взрослого (или сверстников).
Также я узнала, что для плохо приспособленных детей хороший способ социализироваться — общаться с младшими сверстниками. Взаимодействие с ними может играть терапевтическую роль. Это очень интересная мысль, ранее я думала, что развивают только старшие.
Дети с высоким социальным статусом сосредоточены на желании общаться и сочувствовать другим детям. Также они более прямолинейны. Ребенок, который быстро идет на контакт и сам инициирует общение, имеет намного больше шансов быть принятым среди сверстников. Также большую роль играет настойчивость и гибкость.
В этом плане моя пятилетняя дочь даже поумнее меня. Либо она просто не испорчена лишними мыслями и низкой самооценкой. На площадке она бежит знакомиться со всеми подряд, тут же заводит разговор. Бывает, что дети в ответ могут не разговаривать или даже агрессировать на банальное «как тебя зовут?». У меня в эти моменты тоже просыпается агрессия и обида, хочется посоветовать дочери развернуться и уйти (как это сделала бы я). Её же это вовсе не смущает. Она может притащить игрушку и попробовать познакомится еще раз.
Спасибо за статью! Из нее я узнала, о том Социометрической технике как о способе измерения статуса ребёнка в коллективе, а также, что Социальные статусы бывают : популярные — эти дети сильно нравятся сверстникам , непопулярные и они не нравятся сверстникам, забытые и изолированные, на них не обращают внимания. Популярные дети это дети дружелюбны, имеют друзей , в проблемных ситуациях не бросают дело, а ищут новые пути решения. Что изолированные дети не имеют друзей и они агрессивны. Важно узнать из статьи, что на статус влияют имя ребёнка, внешность, что дети разного социального статуса различаются своими целями и стратегиями в коллективе . Хочется сказать насколько важна роль учителя или классного руководителя, чтобы уметь правильно и грамотно выстроить взаимоотношения в коллективе.
Интересным на мой взгляд было узнать, что и дети и взрослые приписывают привлекательным людям положительные черты, а непривлекательным — отрицательные. Вспомнил несколько случаев из своей жизни ярких, когда внешне непривлекательный человек мною воспринимался негативно, я на него навешивал клеше, толком его не зная. Зато после знакомства с ним был под впечатлением, насколько я ошибался. Так же интересной отметил для себя мысль о том, что если традиционные сексуальные роли распадутся, то у мальчиков и девочек появятся общие интересы, они станут принимать друг друга и взаимодействовать. Я думал, что в научной среде не подвергается сомнению, что у мальчиков должны быть свои игры, а девочек — свои, и до определенного возраста они могу быть разделены по половому признаку.
Удивительно, но правда, что детский коллектив может принимать или не принимать по имени. В моем классе был мальчик, звали Ярослав, и был он толстячком, так вот он подвергался с нашей стороны невероятному числу издевательств. Еще одна девочка, тоже с особенностью — говорила тихо и неразборчиво, все её сторонились. Странным кажется то, что регулирование отношений в детском коллективе никак не контролировалось взрослыми — воспитателями или родителями. Одно дело, когда речь идет об индивидуальных предпочтениях, с кем дружить или играть, основанные на схожести характеров, другое дело, когда среди детей начинается жестокость и травля. Методическое вмешательство взрослых в этом случае необходимо как преследуемым, так и агрессорам.
Познавательная и актуальная статья. Социометрическая техника – действительно, очень простой и информативный метод оценки статуса ребенка в коллективе. К сожалению, статус определяется довольно рано, уже при наличии первого детского коллектива, и если ребенок подпадает под отторжение по тем или иным причинам, то в дальнейшем, как правило, идет накручивание определенного типа поведения, определенных проблем. Происходит самоутверждение ребенка в своем статусе «отверженного», неуспешного, непопулярного, из которого зачастую самому выбраться сложно вплоть до взрослого возраста. В данном случае вполне оправдана агрессия со стороны непривлекательных детей, как реакция на негативное поведение окружающих. Общение с более младшими детьми – это как раз про меня. Я бы применила к себе термин «социально незрелого» ребенка из-за своей стеснительности и робости, и в детстве все мои подружки были младше меня на несколько лет, мне было проще общаться с ними, чем с одноклассниками. Не явились для меня открытием и принципы половой сегрегации, причем не всегда ее инициаторами являются мальчики. Часто и девочки не впускают мальчишек в свои игры, даже если мальчик и будет спокойным, и его предпочтениями будут более тихие игры. Слова «это только для девочек» произносятся не реже, чем «…для мальчиков». В принятии ребенка в коллективе, действительно, очень важны цели и стратегии поведения. Настойчивость, гибкость, умение хорошо общаться действительно часто приводят к желаемой цели – найти контакт со сверстниками. Порадовало то, что большинству детей в конечном итоге удается быть принятыми. Т.е. ребенок изначально настроен на то, что он преодолеет первичное игнорирование, и старается так или иначе привлечь к себе внимание. На самом деле, даже отвергаемые основным коллективом дети находят себе друзей, круг общения из таких же, не очень популярных детей. Для того, чтобы ребенок постоянно находился один, нужны уж совсем серьезные проблемы в адаптации, и такое поведение должно служить весомым «звоночком» для взрослых к выяснению таких проблем и их решению совместно с ребенком.
Статья напомнила мне про свой опыт проведения социометрии в студенческие годы, помню, что была удивлена количеством полученных данных в ходе этого тестирования.
В школьные годы я была в секторе средних, незаметных детей. Теперь понимаю, что на это влияло мое нежелание проявлять инициативу в общении при знакомстве.
Еще отметила для себя новый способ социализации для замкнутых детей — это общение с детьми младшего возраста.
Поняла, как социальный статус влияет на коммуникативные навыки: дети с низким статусом более склонны избегать одиноких прогулок наедине с самим с собой, как у детей более высокого статуса с этим проблем не возникает.
Когда читала информацию о том, что мальчишки играют в более масштабные игры по охвату территорий, вспомнила, как не понимала, почему девочки-сверстницы играют спокойно в песочнице, пока их мамы непринужденно общаются. А я с сыном в этот момент пробежалась по всей площадке, сходила с ним домой за машинкой и снова вернулась.
Благодарю за статью.Очень интересная информация.На принятия ребёнка в детском коллективе влияет очень много факторов, начиная с внешнего вида, имени и тд .Смотря сейчас на моего ребёнка ему 3 года я вижу, как его принимают в детском саду и как он контактирует с детьми и самое главное я вижу к каким детям он тянется.А тянется он к наиболее активным детям и местами не понимающим, что так вести себя нельзя)но опять же им по 3 года.Вспоминая своё детство, я никогда не была изгоем, наоборот была активным ребёнком с большим количеством друзей и знакомых, со всеми могла найти общий язык.А что касается более закрытых, спокойных и молчаливых детей могу сказать, что это может быть просто стеснение или не умение показывать себя в коллективе.
На удивление, методы социометрической техники оказались не такими сложными, как можно было ожидать из названия. Однако критериев для классификации различных групп все же достаточно много. Отметил, что к «забытым» детям сверстники относятся в большей степени нейтрально, чем с негативом. Вспомнилось свое детство. В детском саду и примерно до середины школы я был активным участником сообщества, никакого отчуждения или негатива не чувствовал. Но с последующим разделением класса на лидеров и изгоев оказался где-то посередине, что как раз и выразилось в более нейтральном отношении ко мне со стороны большинства сверстников. Это значительно повлияло на мое дальнейшее формирование психики и самооценку. Мне до сих пор сложно до конца «влиться» в новый коллектив, я остаюсь как-бы в стороне от общей «тусовки». При этом наблюдаются отчаянные попытки привлечь к себе внимание, причем зачастую несвоевременно или не совсем адекватно (например, лезу с советами без надобности или «умничаю» на поднятую тему).
В некоторой степени, на мой взгляд, здесь как раз сыграла роль моя внешность. Недостатки со зрением, наличие очков в возрасте, когда начинается половое созревание, влияют на статус в разнополом коллективе. А неумение постоять за себя, признание своих особенностей недостатками только усиливало смещение моего статуса ближе к «забытым». Запомнился характерный момент, когда ребята бегали в спортивную раздевалку к девчонкам, наводя «шороху», и на мое появление с ними кто-то из одноклассниц сказал: «Ну, а ты-то куда?»
Кстати, тоже отметил, что дружба в школе развивалась как раз на принципе подкрепления. Те, кого я мог поддержать или кто поддерживал меня, общались друг с другом гораздо активнее, чем с другими группами.
Благодарю за статью, которая напомнила о принятии новых детей в коллектив. В каждом коллективе есть так называемый вожак, от которого зависит последнее слово. Нового ребенка осматривают и прощупывают по нескольким параметрам, в том числе имя, фамилия, в каком дворе живет и в каком доме. Все это может сформировать отношение к этому новому ребенку. Так же узнал о социометрической технике для оценки статуса ребенка в коллективе. Как правило, когда происходит разделение детей на тех которые нравятся и не нравятся, последние становятся замкнутыми, чувствуют себя отторженными и закрываются в себе на несколько лет. Осложняется ситуация еще и тем, что над такими детьми начинают издеваться. Дети перестают ходить в школу, пропускают занятия и лгут родителям. Успеваемость падает и привет, второй год обучения.
В статье приводятся выводы о влиянии внешности, пола, поведения ребенка на принятие его в коллективе. Удивило то, что значение имени оказалось некритичным. Помню, у нас в школе часто придумывали клички, используя имя или фамилию. В то же время, не ко всем они (клички) «прилипали». От поведения ребенка тоже многое зависит. Мне показался очень интересным тезис о том, что дети, которых чаще считают некрасивыми, сами демонстрируют асоциальное поведение. Получается, работая над поведением, можно нивелировать любые негативные внешние данные или неблагозвучное имя. Также я узнал, что общение с младшими ребятами оказывает на детей терапевтическое влияние. Я вспоминаю летний лагерь — те кто не нашел свое место среди сверстников, тянулись к ребятам помладше. В статье упоминается то, что дети дети разных полов редко дружат. Меня удивил вывод о том, что здесь ставится под сомнение ценность традиционных сексуальных ролей. Мне кажется, заигрывание с такими вещами слишком опасно, так как поощряет развитие разного рода отклонений. Это очень заметно на примере явления LGBT. Сейчас эта аббревиатура в США мутировала в LGBTAQIA+. Им так скоро букв не хватит на все варианты. И все нетрадиционные сексуальные ориентации ведут людей к вырождению.
Статья подняла важную тему для меня. Я понял, что на принятие ребенка сверстниками влияет множество факторов:
— имя.
— внешность.
— социальный статус.
— возраст. Если ребенок замкнут, то ему лучше общаться с детьми помладше и совершенствовать свои социальные навыки.
— пол. До подросткового возраста дети предпочитают играть с детьми своего пола.
— умение проявлять инициативу в общении.
Для себя выделил последний пункт. Хочу больше показывать сыну возможностей и способов, как первому подойти и познакомиться или как завязать общение. Здесь я буду обращать внимание не только на его новые знакомства, но и на свое поведение при знакомстве с новыми людьми.
Согласен с авторами статьи, что мальчики играют в более шумные игры и на большей территории. У меня сын и его поведение в играх заметно отличается от девочек-сверстниц.
Благодарю за статью. Пока читала, еще раз поняла, что не отношусь я к детям, как к людям, а просто как к маленьким существам у которых еще не работает голова. Задумалась над этим, хотя странно, детей я люблю. Из статьи узнала новый термин «социометрическая техника», что с помощью этой техники можно выявить статус ребенка в коллективе. Всё как у взрослых людей, встречают по одёжке, провожают по уму. Только мне не понятен пункт про имена, не думала, что это так влияет на детей, да я вообще думала что на 3-х летних детей вообще ничего не влияет и они могут играть с кем угодно и когда угодно. Статья меня осознала. Лично меня затронула тема не симпатичных, не популярных детей, я думаю их агрессия это действительно их реакция на не признание группой, в какой-то степени даже привлечение к себе внимания.
После прочтения данной статьи я познакомился с таким понятием как принятие ребенка , от каких критериев данный момент зависит и к чему различные факторы могут привести. К тому дже познакомился с таким понятием как сегрегация. Меня удивило , что у детей чтобы влиться к ним в коллектив и быть более «востребованным» необходимо хорошо выглядеть » Быть красивым» и чтобы имя было актуальное. В зависимости от того из какой социальной группы ребенок его поведение будет складываться по разному.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимания поведение детей и возможность воздействовать на ребенка способствую его развитию в коллективе.Главной идеей данной статьи считаю понимание ситуации принятия детей в коллектив из своих сверстников и не только.Спасибо.
Принятие ребенка в детском коллективе зависит от некоторых личных характеристик и социальных навыков. К личным характеристикам относятся имя, внешность, возраст, пол. Дети с высоким социальным статусом больше расположены к тому, чтобы быть дружелюбными, сочувствовать другим детям, быть прямолинейными. Важное качество ребенка быть настойчивым и гибким помогает ему быть принятым в коллективе.
С помощью социометрической техники не сложно измерить оценку статуса ребенка в коллективе. В статье выделили следующие меры социального статуса: популярный, непопулярный, забытый, обычный. Забытых детей ученые разделили на две группы — агрессивные и неагрессивные. Непопулярных детей также делят на агрессивных и неагрессивных.
Узнал, что при принятии ребёнка в детском коллективе важны его социальные навыки.
Узнал что дети с более высоким социальным статусом более сопереживающие. Узнал, что пол ребёнка оказывает влияние на выбор партнёра по играм.
Впечатлило то, что дети достаточно легко принимают и помогают, другим детям, у которых есть проблемы с приспособленностью и
социальными проблемами, но их возраст младше.
Познакомился с понятием «Социометрическая техника»,
с помощью него можно измерить статус ребенка в коллективе.
В профессиональном плане эта информация полезна для детских психологов. Применима может быть в школе, для оценке учащихся, их
взаимодействия с коллективом.
Прочтение этой статьи натолкнуло меня на рефлексию о моей учёбе.
Благодарю за статью. В статье узнала про социометрическую технику принятия детей в коллективе и сразу задумалась, к какой категории меня относили другие дети и как чувствовала себя я. Я скорее всего чувствовала себя обычной,но хотелось бы быть популярной как девочка Юля. В нее были влюблены все мальчишки в классе, она была дочкой учительницы и оочень добрая и симпатичная. Интересно было снова убедиться в том, что первое впечатление и внешность имеют значение при общении даже у детей. Красоте — везде дорога и я даже вспоминаю, что в плохие поступки симпатичных мальчиков не особо верится. А вот, если мальчик не симпатичный, то скорее всего какой-то злодей. Влияние возраста и пола на принятие сверстников тоже интересно было читать — пригодится в наблюдении за чужими детьми. Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о таком способе, с помощью которого можно измерить оценку статуса ребенка в коллективе как «социометрическая техника». Удивительно, что с помощью простых вопросов (кто тебе нравится, а кто не очень) можно определить различные меры социального статуса. Логично предположить, что наиболее популярны дети (но я думаю, что эту процедуру можно отнести/применить не только к детям, но также и к взрослым), которые получили наибольшее количество оценок «сильно нравится». Также из статьи я узнала, что есть классификация детей, по которым можно их разделить на социальные группы: популярные, отвергнутые и забытые. В группе отвергнутых выделяется две категории — агрессивные и неагрессивные. Понятно, что дети/люди отвергаются обществом по разным причинам, но интересно, агрессивные дети стали агрессивными после того как их отвергли или их отвергли именно по этой причине? Я думаю, что об этом следует подумать.
Интересная статья . В ней познакомилась впервые в социометрической техникой . Интересно наблюдать за детьми в компаниях . Как , по какому признаку они выбирают с кем дружить , кто лидер и тд . Я не очень помню , как у меня обстояли с этим дела в детском саду . В начальной школе помню , что меня дразнили из-за фамилии. Меня это очень задевали и расстраивало. Повзрослели , перестали обзываться . Я никогда не меня сад , школу . Так что у меня всё по накатанной было . Мне вот интересно , если ребёнок меняет учреждение, приходит туда , где уже сформированные коллективы. Это же точно стресс . Плюс дети иногда бывают жесткими , иногда даже жестокими . Тут , конечно , думаю велика роль родителей , которые должны подготовить ребёнка . Ну а в следствии участие и внимание воспитателя , учителя .
Спасибо за статью. Из неё я узнала, с кого дети выбирают в качестве друга или лидера. И с кем им меньше хочется дружить. На чем основывается их выбор. Интересно то, что дети оценивают не только внешность, но и имя. Те будущим родителям нужно задумываться о том, как они называют своих детей, чтобы не осложнять жизнь.
Сначала я подумала, что сначала: с ребенком не дружат, а потом он становиться агрессивным или наоборот. Пришла к выводу, что изначально с агрессивным ребенком дети меньше общаются. Те опять же, родителя необходимо отслеживать поведение детей, чтобы понимать, как с его ребенком будут общаться. Те, если мои дети начнут проявлять агрессию по отношению к другим детям и не только детям, нужно впервую очередь обратить внимание на общение в семье, а потом на ближайшее окружение и понять, почему дети так реагируют.
Узнала из статьи о факторах, которые влияют на принятие ребенка в детском коллективе. Это имя и внешность, возраст и пол, социальные навыки.
Авторы статьи провели разделение детей в социальных группах на популярных и непопулярных, забытых и обычных. Отвергнутых детей в свою очередь разделили на две группы: агрессивные (имели также низкий уровень контроля поведения и замкнутость) и неагрессивные (замкнутые, но не имеют проблем с агрессией, поведением и самоконтролем).
Вспомнились школьные годы. Я три раза переходила из одной школы в другую. Это были новые, только что построенные школы, поэтому все были новенькие и знакомились со всеми. Я довольно замкнута и неразговорчива. И в подружки себе выбирала таких же спокойных «хороших» девочек, не связываясь со слишком активными.
Благодарю за статью.
Я помню, как в школе в разных классах классный руководитель проводила для нас тесты, в которых нужно было написать имена тех, с кем бы хотел остаться на острове, а сеем категорически нет. Видимо, это был тот самый тест, социометрическая техника. Теперь я знаю, как это называется и знаю точно, зачем это были нужно.
Я считаю подобные исследования очень важными: установленные факты помогут предотвратить буллинг в детском коллективе. Зная, кто из детей более и менее популярен, кто отвергнут, видя при этом поведение, грамотный педагог сможет создать такую атмосферу в коллективе, которая поможет «отвергнутым» и «забытым» детям не стать деревами травли.
Спасибо за статью. Меня очень заинтересовал тот факт ,в котором говорится ,что дети ,как и взрослые,оценивают своих сверстников одинаково. В особенности примечательно то,что ребенок начиная с трех лет начинает судить своего собеседника по мере привлекательности ,придавая ему определенные качества. Все мы знаем ,что красивым дают положительную характеристику ,а неприглядным приписывают негативную,тем самым делая их асоциальным.
Удивительно то ,что ,если замкнутого ребенка поместить в группу с детьми помладше ,то он станет более общительным. Это объяснимо тем,что человеку с эмоциональными или социальными проблемами также легче добиться принятия у тех, кто моложе их.
Насмешки над нестандартном имени ребенок может избежать ,если он проявляет высокие социальные навыки. От ребенка с таким именем требуется выбрать определенную стратегию ,с помощью которой его примут в коллективе. Этажа система ему поможет в общение и в дружбе. Таким образом ребенок сумеет выжить в обществе. А мы в свою очередь должны помогать своим детям в адаптации и поддерживать их.
Меня заинтересовала методика проведения социометрический оценки. Мне стало интересно к какой бы группе меня отнесли мои одноклассники например. И поняла в разных коллективах- школа, муз школа , танцы, техникум, институт, работа- отношение ко мне было бы разным и зависло от моего поведения и от интересов окружающих. Если делать такую оценку, то на мой взгляд надо все окружение ребёнка учитывать, для обьективной оценки. Оказывается ребёнком с 3 х лет может оценить привлекательность. Оказывается дети с эмоциональными или социальными проблемами ищут общения с детьми более младшего возраста.
Из статьи я узнал новый термин «Социометрическая техника». Интересным мне показалось наблюдение, что дети и взрослые чаще приписывают более желательные характеристики привлекательным людям. При чтении статьи мне вспомнилось детство и переживания, связанные с взаимодействием в коллективе. В начальной школе меня больше всего беспокоило, что все вокруг меня старше на год. Больше этого меня расстраивало, пожалуй, отношение ко мне, как к маленькому. Практически до совершеннолетия я старался всем доказать, что никакой я не маленький, а вполне самостоятельный. Что же касается статуса в коллективе, то за это я всегда очень переживал. Мне хотелось быть не просто на среднем уровне, а в топе. И если в учёбе мне было ясно как это сделать, то в плане общей популярности мне было сложнее. Я пытался в чём-то подражать и копировать манеру поведения популярных ребят. С этим была трудность, т.к. их было несколько и они были во многом разные. В итоге получалась какая-то пародия одновременно на несколько людей и особых успехов данная стратегия мне не приносила.
Интересная статья, вспомнила понятие «Социометрические исследования» Я работаю очень много сдетьми ,наблюдаю и чсто вижу разные стратегии поведения детей в классе. Проанализировала некоторых из них на эти критерии: забытые ,обычные, отвергнутые, популярные и непопулярные и пр. А также прочитав причины, статья мне многое объяснила в поведении этих групп детей. Только вот пункт про вероятность того, что если традиционные сексуальные роли распадутся, то у мальчиков и девочек появятся общие интересы, они станут принимать друг друга и взаимодействовать, мне пока до конца не понятен. И к каким последствиям приведет это в традиционном институте семьи, не понятно.
Про социальный статус очень отклинулось: дети из более обеспеченных и статусных семей умеют сочувствовать и тяготят к общению. Часто непопулярные дети имеют множественные когнитивные и поведенческие дефициты, и именно сочетание проблем приводит их к неудачам со своими сверстниками. Различные недостатки отвергнутых или агрессивных детей часто приводят к ухудшению отношений со сверстниками ,однозначно .
У меня лично у родителей был достаточно не плохой социальный статус и я это неосознанно чувствовала. А вот мой внешний вид оставлял желать лучшего и это также отражалось на отношении с другими, и на самоощущение себя. Так что в Детстве важны все эти отдельные факторы,
и да, в действительности несколько факторов действуют вместе, приводя к разным социальным результатам.Спасибо!
Спасибо большое за статью!
Очень интересно было узнать с научной точки зрения процесс принятия ребенка в детский коллектив, хотя я сам не так давно был ребенком, но у меня больше опыта, связанного с подростковыми коллективами. Неудивительно, что у детей, как, в общем, и во взрослом мире, действует поговорка «встречают по одежке», а точнее в целом по внешности. Но это и довольно жестоко, ведь в таком случае ребенок, еще не проявив себя, не показав свои навыки, свой характер, подвержен риску быть отвергнутым, а в таком случае его дальнейшее полноценное развитие становится под вопросом. Новым и необычным для меня стал факт, что взаимодействие с младшими детьми может оказывать терапевтический эффект на старших.
Интересен тот факт, что дети в столь малом возрасте 3-5 лет имеют уже собственную оценку привлекательности других детей. Интересно, откуда появляются шаблоны внешности, которые нравятся или не нравятся. Ведь по большей части, дети в до трех лет в основном видят больше взрослых, чем сверстников. А соотнести черты лица взрослого и ребенка, достаточно сложно. Тем более интересно, как у них появляются шаблоны тех, кто им не нравится. Да, в пять лет непривлекательные дети начинают проявлять агрессию, но до пяти лет, как происходит выбор. Так же интересно в статье было то, что дети с более высоким социальным статусом больше уверены в себе, прямолинейны, добродушны и лучше выстраивают коммуникации. Интересно, почему так происходит. И наоборот, в более низком социальном статусе, дети агрессивнее, замкнутее и хуже выстраивают диалог со сверстниками. То есть получается, что социальный статус отражается на успешности ребенка и его последующей социализацией. Интересная статья, спасибо.