«Я вам гарантирую, что если мне в руки попадется дюжина здоровых младенцев я смогу вырастить из них специалиста в любой области. Мне совершенно не важны их природные задатки, способности, таланты, призвания и расовая принадлежность их предков. Благодаря моей персонализированной системе воспитания любой из них может стать доктором, юристом, художником, торговцем, а также нищим попрошайкой и вором». (Watson, 1926, p. 10)
Такой оптимистичный взгляд на пластичность человеческой обучаемости имели многие ученые в области психофизиологии в начале прошлого столетия. Наперекор им была основана школа биологического детерминизма утверждавшая главенство генетики над воспитанием. Сторонники биологического превосходства делали упор на главенствующую роль наследственности и созревания в формировании развития личности. Их оппоненты в равной степени имели экстремальную и от того неверную в своей основе позицию, полностью отрицая какой-либо вклад врожденного потенциала и предрасположенностей. Ударение они делали исключительно на обучение и приобретаемый опыт.
В США, где философия общества опирается на равенство людей и на неоспоримость одинаковых возможностей в получении образования и развития способностей, а так же проявления личной инициативы и целеустремленности, теория биологического детерминизма была встречена в штыки. А вот теория энвайронментализма и психологи-бихевиористы, утверждавшие что воспитание первично и поведение человека зависит исключительно от стимулов внешней среды, напротив процветали. Доктор Джон Б. Уотсон американский психолог, как раз и был основателем учений о бихевиоризме. Самой известной его работой был эксперимент под названием «Маленький Альберт» вошедший в историю, как классика психологии. Младенцу в возрасте 11 месяцев намеренно прививались страхи на различные внешние стимулы. В своих интервью Уотсон утверждал, что потом он собирался избавить ребенка от появившихся в ходе эксперимента фобий, но мать забрала малыша.
Современная наука до конца не поддерживает ни одну точку зрения. Сегодня ученые по-прежнему вовлечены в процесс исследования относительно того какой вклад в формирование индивида вносит окружающая обстановка, а какой генетический фактор. На данном этапе существуют две основные концепции: концепция диапазона реакций и канализация (направление в нужное русло). Так же появились новые теории, согласно которым генотипы формируют опыт помогающий объяснить некоторые варианты во взаимодействии между наследственностью и окружающей средой.
Концепция диапазона реакций гласит, что наследственность фиксирует поведение, но не так жестко как подразумевают энвайронменталисты. Суть заключается в том, что благодаря генетике налаживается диапазон возможных ответов на внешние раздражители, которые индивид может продемонстрировать в зависимости от конкретных обстоятельств. Эти генетически заложенные у каждого индивида варианты оперативного реагирования носят название диапазон реакций (Готтесман, 1963). Попросту говоря, фенотипические значения генотипа зависят от среды. Чем более располагающая среда для развития генотипа тем сильнее проявляется фенотип. Таким образом, генотип устанавливает границы на влияние фенотипа в тех рамках, в которых индивид может выразить свои характеристики в конкретных жизненных обстоятельствах. Чем благоприятнее среда, тем более заметны фенотипические и генетические различия. Например, генотип А будет демонстрировать высокие музыкальные способности в любой среде. Но чем благоприятнее будет среда для развития в этой области тем выше будет результат. Генотип Б будет при этом демонстрировать практически одинаковые невысокие музыкальные способности. Однако и тут есть свои сюрпризы. В ходе экспериментов было выявлено, что обогащенная среда не всегда действует во благо. Младенец с генотипом В может проявлять наивысшие способности в стандартной среде, в то время как излишнее стимулирование может вызвать регресс в развитии.
Некоторые виды генотипов намного сложнее отклонить от заложенной в них программы и им требуется дополнительный более интенсивный толчок, чтобы проявить фенотип. Термин канализация в психологии описывает ограничения фенотипов к одному или нескольким результатам развития деятельности (Waddington, 1962, 1966). Характеристики, которые строго канализированы, относительно сложно поддаются изменениям. Даже если они хорошо исследованы и широко распространены. Так глухие от рождения младенцы лепечут, несмотря на то, что они никогда не слышали речь (Lenneberg, 1967). В противовес, интеллект канализировать намного сложнее, особенно когда появляется физический, социальный и образовательный опыт. Все это непременно проявиться в решении насущных проблем и адаптивного поведения.
На развитие ребенка влияет практически все что его окружает. Если беременная женщина на ранних сроках беременности переболеет краснухой, то высока вероятность, что здоровой с точки зрения генетики ребенок родится умственно отсталым. Однако, если мать встретиться с данным заболеванием на более поздних сроках вероятность снижения интеллекта маловероятна (Waddington, 1962, 1966).
Сайт: www.псиблог.рф
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: энвайронментализм, бихевиоризм, генетика, эпигенетика, биологический детерминизм, Уотсон, маленький Альберт, диапазон реакций, норма реакций, норма реакций, канализация в психологии
Источник фото: unsplash.com
Вот спасибо! Роскошная статья! Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке мучает меня уже несколько лет. После всех прочитанных книг, проведенных исследований, составленных анализов и сравнений между биологическим организмом и социальной личностью, пришла к одному более менее удобоваримому выводу: человек — это не система, а, как минимум, три системы — биологическая, социальная и метафизическая(многими не признается) и все эти системы находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Если хотя бы в какой-то системе происходит сбой, то в других он тоже проявляется. Точно также, если целенаправленно заниматься развитием одной системы, то другие за ней тоже будут «подтягиваться». Состояние психики человека всегда отражается во всех трех системах — физическое здоровье, социальный статус, энергетика. Например, сейчас очень много теоретических публикаций о том, что психика передается на генетическом уровне. Для меня это уже не оспоримый факт. Потому что в противном случае, в социальной системе не хватит элементов, на которых строится личностная индивидуальность. Я знаю, что «криво» написала этот комментарий, поэтому побольше бы таких статей, которые доходчиво объясняют массам «от чьей ..опы фаберже» 🙂
Из статьи узнала новые понятия. Существует концепция диапазона реакций и канализация. Дети уже рождаются с определенным генотипом. Развитие генотипа имеет много составляющих. И ученые эти связи обнаруживают, проводя исследования, которые имеют большую практическую ценность. Еще Гиппократ говорил «Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей». Какое-то время господствовала теория биологического детерминизма. В советское время приоритет отдавался воспитанию. Из статьи узнала, что генотип проявляется по-разному. Что на ребенка с генотипом В плохо будет влиять излишнее стимулирование, на ребенка с генотипом А – наоборот – очень благотворно. Что канализировать (направлять в нужное русло) интеллект – непростая задача. Переводя в практическую область воспитания это знание, я думаю, насколько тонко родители должны подходить к воспитанию ребенка. Дать ребенку правильно выбрать направление, а помощь и силу вмешательства в этом направлении точно дозировать. Еще раз убеждаюсь, что воспитание детей — наука, которую надо серьезно осваивать. Когда есть знания, внутренняя интуиция, культура общения — меньше проблем будет в воспитании детей. В какой-то мере развить это можно, главное, чтобы было желание.