Прагматическое развитие относится к правильному использованию языка для достижения целей в различных социальных ситуациях. Говорящий человек преследует самые разные прагматические намерения, например, побудить людей что-то сделать, поблагодарить или обвинить их и. т. д. Также необходимо знать, как правильно выразить свои намерения, в зависимости от ситуации и вовлеченных в нее собеседников.
Таким образом, даже с решаемым и значимым синтаксисом вы все равно не будете полностью готовы к тому, чтобы быть эффективным коммуникатором. Вы должны изучить другой набор правил, а именно: когда, как и в каких ситуациях правильно использовать язык. Чтобы быть эффективным оратором, требуется сложный набор навыков. Во-первых, вы должны привлечь внимание своих слушателей, чтобы они знали, что вы хотите обратиться к ним, и что они должны вас слушать.
Эффективные ораторы должны чутко реагировать на отзывы слушателей. Если ребенок не чувствует, что его не понимают или он не знает, как изменить свое сообщение, чтобы оно стало понятно, он не будет успешен в коммуникации. Более того, речь должна быть адаптирована к характеристикам слушателя, таким как возраст, пол, культурный и социальный фон. Вы не обращаетесь к посетителям из России по-английски и не ждете, что они поймут. Вы также не используете уникальные достопримечательности (фонтан Треви), чтобы помочь потерявшимся посетителям во время их первой поездки в Рим. Будет бесполезно разговаривать с двухлетним ребенком в детском саду, используя тот же словарный запас, что и со студентами в лекционном зале колледжа. Чтобы быть хорошим коммуникатором, вы должны адаптировать свое сообщение с учетом того, «кто такой слушатель, что слушатель уже знает и что слушателю нужно знать» (Glucksberg, Krauss & Higgins, 1975, p. 329). Наконец, дети должны научиться корректировать свою речь в соответствии с ситуацией. Дети и взрослые учатся говорить на игровой площадке или улице иначе, чем в церкви или классе.
Общение — это двусторонний процесс, одного эффективного оратора недостаточно. Например, для разговора требуется не только грамотный оратор, но и опытный слушатель. Для эффективного общения научиться слушать так же важно, как и говорить.
Слушатели могут делать по крайней мере три вещи в коммуникативном взаимодействии. Во-первых, они могут судить или оценивать свою уверенность в понимании. То есть они могут распознавать неоднозначные или неинформативные сообщения как таковые. Во-вторых, если они признают, что сообщение или коммуникация неадекватны, они могут сообщить об этом говорящему. Наконец, они могут указать дополнительную информацию, необходимую для пояснения сообщения. (Glucksberg, Krauss, & Higgins, 1975, р. 331).
Понимание детьми эффективности их собственных коммуникативных навыков или навыков слушателя — еще один важный фактор, определяющий их эффективность в ситуациях общения. Возникает вопрос, когда и как дети узнают, что их собственные сообщения ясны и полезны или, что чужие сообщения нечеткие и неадекватные?
Подводя итог, рассмотрим характеристику требований для успешного разговора от ученого Гарви (1990):
«Разговор с другим человеком требует одновременного задействования нескольких взаимосвязанных систем — системы передачи, системы слежения и наведения, а также того, что можно было бы назвать системой фасилитации. Первая система работает, чтобы гарантировать отправку и получение сообщений, вторая — для определения значений, а третья — для того, чтобы гарантировать, что сообщения приемлемы и подходят для участников. … Многие виды разговоров также требуют наличия некой топливной системы, движущей силы разговора, которая включает в себя значения, намерения и действия, которые необходимо передать». (Гарви, 1990, стр. 31)
Как рано дети приобретают эти различные коммуникативные навыки? Как они развиваются? Как они переключаются между разными типами коммуникативных ситуаций? Мы рассмотрим эти вопросы далее.
Обучение общению
Навыки оратора развиваются достаточно быстро. К 2-м годам дети в значительной степени умеют привлекать внимание слушателя и реагировать на обратную связь. Веллман и Лемперс (1977) записали на видео взаимодействие десяти двухлетних детей в их повседневном общении в детском саду. Они набрали 300 референтных коммуникативных взаимодействий, в которых намерение коммуникатора состояло в том, чтобы указать, показать или отобразить конкретный объект или ссылку на другого ребенка. Результаты оказались поразительны. Дети продемонстрировали ораторскую компетентность. Эти двухлетние малыши обращались к своим слушателям:
- когда они взаимодействовали, либо играли вместе (82 процента);
- когда слушатели, по крайней мере, не были заняты с кем-то другим (88 процентов);
- когда они могли видеть друг друга (97 процентов);
- когда они были физически близко друг к другу (91 процент);
- в меньшей степени, когда слушатели смотрели на них (41 процент).
Точно так же дети следили за тем, чтобы они, как говорящие, были близки к референту (92 процента), как и получатель сообщения (84 процента), чтобы повысить вероятность того, что его поймут. В свете этого они могли эффективно доносить информацию. Фактически, 79% сообщений получили адекватный отклик от слушателя. Кроме того, дети продемонстрировали понимание сложности ситуации и соответствующим образом скорректировали свое общение. Они больше общались в сложных ситуациях (там, где может быть визуальное препятствие, или когда объект трудно найти, например, единственная игрушка в игрушечной коробке) и использовали более короткие сообщения в простых ситуациях. Наконец, эти дети откликались на отзывы своих партнеров. Например, в 54 процентах случаев, когда докладчики не получали ответа, они повторяли свое сообщение в той или иной форме. Только в 3-х процентах случаев, когда дети получили адекватный ответ они повторяли свое сообщение. Также дети всегда обращались повторно, если слушатель просто смотрел или давал отрицательную словесную реакцию — признак того, что он не понял. В общем, эти двухлетние малыши оказались удивительно искусными ораторами.
Ребенок в возрасте от 2-х лет корректирует свою речь, разговаривая с детьми разного возраста. В эксперименте двух и трехлетние дети скорректировали свою речь, разговаривая с 14-ти месячными братьями и сестрами. В отличие от речи, обращенной к своим матерям, эти малыши использовали больше повторений и больше привлекающих внимание слов («эй», «привет», «посмотри») при разговоре со своими младшими братьями и сестрами (Dunn, 1988; Dunn & Kendrick, 1982). Эти приспособления не ограничиваются семьей. Четырехлетние дети меняют свою речь, когда разговаривают с незнакомыми взрослыми и незнакомыми двухлетними детьми (Gelman & Shatz, 1977; Shatz, 1983). С двухлетними они использовали более короткие высказывания, чем когда разговаривали со взрослыми. Рассмотрим эти контрастные высказывания для взрослого и двухлетнего слушателя:
Для взрослого
«Ты должен поставить одного из этих человечков сюда. Понял? Затем они идут вместе с девочкой и потом уже с мальчиком. Этот мальчик ходит, а потом они все возвращаются назад. Дальше девочка забирает шарики».
Для 2-х летнего ребенка
«Пэрри, смотри. Смотри сюда. Это шарики, Перри. Он возвращается. Сейчас он приближается. Смотри. Пэрри, смотри сюда. Пэрри, это шарики. Поставь человечка сюда. Теперь моя очередь». (Schatz & Gelman, 1973)
Несмотря на их сложность в качестве коммуникаторов, есть ограничения. Дошкольники лучше общаются один на один и хуже справляются, когда им приходится соревноваться за свою очередь со взрослыми и другими детьми. Согласно Эрвину-Триппу (1979), дети до 4-х с половиной лет дети перебивают и бывают перебиваемы чаще, когда находятся в группе других говорящих, чем когда разговаривают с другим ребенком наедине. Более того, детям сложно отслеживать разговоры двух или более людей, и им сложно определить, когда вступить в разговор или компетентно судить, когда наступит их очередь. С другой стороны, все мы знаем взрослых, которые, кажется, тоже не очень хорошо усвоили эти уроки! Дети более компетентны, когда говорят об отдельных знакомых объектах, которые присутствуют в их непосредственном окружении, чем об отсутствующих объектах (во времени или пространстве), внутренних референтах (собственных чувствах, мотивациях, мыслях) и отношениях одного или нескольких референтов (отношение — корабли в пространстве и времени, функции референтов) (Dunn, 1988; Shatz, 1983). Ясно, что речь действительно улучшается по мере развития ребенка. Однако в сочетании с другими данными, которые мы рассмотрели, очевидно, что навыки говорящего развиваются с разной скоростью для разных типов коммуникативных задач.
Как дети приобретают такие сложные социолингвистические навыки? Как и в случае многих форм социального поведения, прямое обучение и обучение с наблюдением явно играют важную роль (Bandura, 1989; Dunn 1988). Вдобавок, дети учатся этим навыкам, слушая рассказы или рассказы о более ранних событиях, которые помогают им усвоить правила общения с другими людьми (Miller & Sperry, 1987). Многое из того, что дети узнают от родителей о приемлемом в культурном отношении использовании языка, включает усвоение тонких и сложных социальных условностей и моральных правил. В следующий раз мы рассмотрим, как дети усваивают соответствующие правила, регулирующие выражение гнева. Когда, где и кому уместно выражать гнев, является ярким примером культурной нормы. С другой стороны, дети учатся использовать позитивные сценарии или сценарии вежливости, такие как «привет и до свидания», «пожалуйста» и «спасибо». Эти простые социальные распорядки часто являются первыми формальными коммуникативными актами детей (Grief & Gleason, 1980) и присутствуют во всех культурах, в том числе не европейского образца (Schieffelin & Ochs, 1987). Короче говоря, дети во всех культурах изучают множество социальных правил использования языка, которые помогают им создавать адекватные и предсказуемые социальные контакты с окружающими.
Обучение слушанию
Чтобы быть хорошим слушателем, вы должны распознавать, когда сообщение было понято. Маленькие дети часто не осознают, что не понимают сообщения. В одном эксперименте Маркман (1977) давал первоклассникам и третьеклассникам инструкции для игры, в которой не учитывалась важная информация, из-за которой играть в игру было невозможно. Самые младшие игроки не подозревали о неадекватности озвученных правил и часто вступали в игру без знакомства с проблематикой игры. Третьеклассники, напротив, с большей готовностью замечали неадекватность сообщения. Другие исследователи (Flavell, Speer, Green & August, 1981) обнаружили аналогичную тенденцию в развитии: дети в детском саду с меньшей вероятностью, чем второклассники, осознавали, что общение — в данном случае о том, как построить игрушечный домик — было несовершенным.
Опять же, все зависит от сложности задачи. Как обнаружили Ревелль, Веллман и Карабеник (1985), даже трехлетние дети распознают двусмысленное сообщение, когда слышат его, и могут действовать соответствующим образом, чтобы узнать недостающую информацию. Во время игровой сессии с детьми 3-х и 4-х лет было проверено несколько запросов. В некоторых случаях результат был неоднозначным. Например, когда взрослый просил чашку, не указав, какая из четырех разных чашек правильная. Или взрослый зевал посреди просьбы, из-за чего его было трудно расслышать. В других случаях просьба была либо невозможной — «Принесите мне холодильник» (был доступен только настоящий), либо предмет был недоступен — «Принесите мне тапочки вашей матери». Даже трехлетние дети продемонстрировали явные доказательства того, что они могли распознать, когда запрос был проблематичным. Более того, дошкольники знали, как решить проблему общения, запрашивая дополнительную информацию. Например, на просьбу принести холодильник трехлетние дети отвечали: «Как? Он слишком тяжелый». Как предполагают Ревелл и соавторы (1985),Основные навыки, необходимые для общения, заключаются в понимании того, что могут возникнуть проблемы, распознавании их возникновения и знании того, как их исправить »(стр. 22). Трех- и четырехлетние дети, кажется, обладают всеми этими фундаментальными навыками наблюдения.
Было показано, что детей в возрасте от 6-ти до 10-ти лет можно научить лучше слушать. Дети, которых обучили задавать уточняющие вопросы выступали более эффективно, чем дети, которым этот урок не был дан (Cosgrove & Patterson, 1977; Patterson & Kister, 1981). Однако, четырехлетние дети не получили пользы от инструкции, что предполагает, что данный тип стратегии слушателя может быть умеренно развитым коммуникативным навыком.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, грамматическое развитие речи, как дети начинают строить предложения, как развивается детская речь, нормы речевого развития ребенка.
Из статьи я узнала, что ораторское искусство это не просто привлечение внимание слушателей, это умение правильно выражать свои намеренья в зависимости от ситуации. Для эффективного общения, так как это двухсторонний процесс, грамотного оратора не достаточно, нужен еще и опытный слушатель. Это значит, слушатель должен знать и понимать о чем с ним говорят. Кроме того очень важно, чтобы речь была адаптирована к определенным характеристикам слушателя, таким как пол, возраст, пол, социально -культурный фон и т.д. Также интересно, что успешная коммуникация ребенка в будущем зависит от того как ребенок чувствует, понимают ли его, может ли он изменить свое сообщение, чтобы оно стало понятным. На своем примере могу сказать, что не всегда я могу правильно донести информацию до своего собеседника. Каждый раз когда я вижу, что меня не понимают, я вспоминаю как мама мне в детстве говорила…не торопись, подыши и попробуй еще раз неспеша. Удивило в статье, что к 2-х летнему возрасту дети умеют строить обратную связь, а также корректируют свою речи при общении с другими людьми. Прочитав статью я вспомнила свою племянницу. Наблюдая за ее общением с детьми и со взрослыми, я четко вижу как она изменяет свою речь. Со взрослыми она разговаривает серьезно, стараясь четко и правильно выражать свою речь. С детьми же, она иногда говорит как ребенок, а теми кто младше ее, она даже перестраивает свою речь словно говорит не 8ми летняя девочка, а младенец.
Из статьи я узнала, что навыки ораторского искусства формируются у детей уже в двухлетнем возрасте. До прочтения статьи я не задумывалась , что для разговора с теми или иными людьми я выбираю разную форму речи (все это я всегда делала на автомате и не придавала этому значение) , но в статье на примере ребёнка , разговаривающего со взрослым и своим ровесником , отчётлива видна эта разница. Также я замечала за собой, что мне сложно общаться с детьми младшего возраста, наверное потому, что у меня не сформирована «схема» общения с ними (именно такую аналогию я провела у себя в голове). Также из статьи я узнала, что детей нужно с раннего возраста учить задавать вопросы , так они лучше усваивают коммуникативные навыки и выступают более эффективно.
Очень полезная статья, из которой я подчеркнула для себя, что нужно придерживаться определенного набора правил, чтобы стать эффективным коммуникатором. Я должна привлечь внимание своего слушателя, чтобы он понимал, что я хочу к нему обратиться. Я должна чутко реагировать на отзыв слушателя. Моя речь должна быть адаптирована к характеристикам слушателя, таким как возраст, пол, культурный и социальный фон. Чтобы быть хорошим коммуникатором, мне надо адаптировать свое сообщение с учетом того, «кто мой слушатель, что слушатель уже знает и что слушателю нужно знать». Для качественного общения научиться слушать так же важно, как и говорить. Помню, что когда только пришла в институт, мне сразу запомнилось одно из основных правил. Если вы научитесь качественно слушать людей, ваша жизнь улучшиться, как минимум на 10%. Кажется, что сложного, слушать другого человека, но иногда, особенно на консультациях, когда надо активно слушать клиента, часто отвлекаешься на свои мысли и вылетаешь из контекста, говоришь себе СТОП и возвращаешься к рассказу, понимая, что мог упустить что-то важное и не очень понимая, о чем клиент в данный момент говорит. Поэтому понимаю, что мне определенно надо развивать навык слушать собеседника.
Данная статья говорит о том, что общение — это двусторонний процесс и что надо учитывать пол, возраст и контекст коммуникации. Она описывает как дети учатся различению для построения эффективной коммуникации. Коммуникация подразумевает не только говорение, но и слушание. Этому навыку дети тоже обучаются. Важным для понимания собеседника является умение задавать уточняющие вопросы. Этот навык является более сложным и хорошо развит не у каждого ребенка. Все просто и логично. Всё это мы проходили в университете. Думаю, что акцентирование внимания на этих моментах как-нибудь повлияет на мое миропонимание. Пока не знаю как. Ведь повторение — мать учения) Последние 13 лет пытаюсь объяснить сыну, что перебивать не продуктивно. Но, видимо, у него на сей счет свое мнение, либо я плохо доношу эту информацию.
Прочитала статью с большим интересом. Понятно, что в жизни каждого человека важно не только говорить, но и уметь слушать. Оказывается, дети не плохо разбираются, что их сообщения ясны и полезны или, что чужие сообщения нечеткие и неадекватные. И на самом деле если я своему ребёнку в шутку скажу «принеси мне корову», он скажет «мама, ты что ту-ту, какую корову?», ребенок за секунду определит неадекватность моей просьбы, и это понимание будет происходить с возраста 1,5 лет точно. С возраста двух лет ребенок осваивает все больше и больше слов в день. Думаю, что сначала он учится их понимать, а потом употреблять — вначале в знакомых ситуациях, а потом в незнакомых. Так же я отследила как детки общаются на площадке и в детском саду, и вспомнилось то, что, играя или рассказывая историю один на один, детям намного легче общаться, они не перебивают друг друга, по очереди вещают и слушают. До поступления в Воронежский институт практической психологии, я и не думала, как важно уметь слушать и слышать другого человека, только в этом случае можно почувствовать эмоции клиента и понять с каким запросом надо работать.
Из прочитанного я узнала о значении прагматичности в языке и её развитии в детском возрасте. Как научиться говорить так, чтобы достичь своей цели? Я до сих пор предпочитаю подготовиться к важному разговору, перебирая мысленно наиболее соответствующие ситуации и моим мотивам, слова и выражения. Вероятно, что в детстве этот навык был у меня развит недостаточно, как сказать, что и когда — представляло из себя проблему.
В статье описывается удивительное наблюдение за двухлетними детьми. Меня поразила степень их взаимодействия на коммуникативном уровне. Прежде всего, для них было важно видеть и находиться близко к своему свободному слушатель. Когда же их не понимали, они повторяли свое сообщение. Из личного опыта могу добавить, что дети в возрасте 2-3-х лет отличаются от более старших настойчивость донесения информации. Скорее всего, таким образом компенсируется неуверенность и недостаточность умения.
Также интересно было узнать то, что уже в возрасте двух лет дети способны подстраивать свою речь под возраст слушателя и конкретную обстановку.
Для себя я отметила то, что детям до 4,5 лет трудно встраиваться в разговор, они часто перебивают говорящего и наоборот. Когда мой ребёнок дошкольного возраста мешал разговору старших, меня это раздражало. Теперь я понимаю, что вместо этого надо было корректировать прежде всего своё поведение, давая возможность ребёнку высказаться. Ведь в этот период ребёнок только обучается сложностями коммуникации, поддерживая его, можно сформировать более качественное общение в дальнейшем, а это очень помогает быть успешным и удовлетворенным жизнью человеком. Спасибо за публикацию.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Особенно зацепила мысль о том, что эффективные ораторы должны чутко реагировать на отзывы слушателей и если ребенок не видит, что его не понимают, он не будет успешен в коммуникации. Данный факт можно рассматривать с нескольких сторон. В первом случае, как описывается в статье, ребенок видит, что в разных ситуациях люди говорят по-разному и учится так же адаптироваться под ситуацию. А с другой стороны, если ребенок будет думать, что его понимают, хотя это не будет являться правдой, и родители не будут указывать на правильное произношение слов, он не будет совершенствовать свою речь. Так же, как говорилось в статье, дети корректирует свою речь исходя из возраста собеседника, а так же, является ли данный человек для них знакомы, или малознакомым.
Из статьи узнала, что для того, чтобы быть эффективным оратором необходимо учитывать и соблюдать определенные правила, использовать целый ряд непростых навыков. Особенно меня заинтересовало то, что учиться слушать тоже необходимо). Интересным показалось правило, что оратору необходимо знать свою целевую аудиторию (ЦА) — кто его слушатель, что он знает в настоящее время и что ему необходимо знать — тот объем информации, который ему необходимо передать. Удивлена тому, что двухлетние дети способны быть эффективными коммуникаторами. Общаясь с детьми во время прогулок вижу, что некоторые дети не могут ясно и понятно сформулировать свои мысли или не понимают, что их сообщение не принято или не понято, но не предпринимают ничего для того, чтобы сделать сообщение более понятным. Понимаю, что это задача их родителей. С нетерпением буду ждать следующие публикации, в которых будет информация о том, как дети усваивают правила, регулирующие выражение гнева.
Из статьи узнала не только о том, как дети учатся говорить и слушать, но и о том, как взрослому человеку быть эффективным в общении. Чтобы, например, побудить людей что-то сделать, поблагодарить или обвинить и т.д., необходимо правильно выражать свои намерения, учитывать ситуацию и индивидуальные особенности вовлеченных в нее собеседников, а также чутко реагировать на отзывы слушателей. Важный момент, что для качественного общения научиться слушать так же важно, как и доносить информацию.
Что касается детей, у них достаточно быстро развиваются навыки оратора. Как показали исследования, уже к двум годам дети хорошо умеют привлекать внимание и реагировать на обратную связь. А лучше слушать можно научить детей в возрасте от шести до десяти лет.
Благодарю за статью.
Коммуникация неотъемлемо связана с жизнью в обществе — это факт. Чем лучше в детстве родители слушали ребёнка,тем ему проще доносить волнующую его информацию людям ,став взрослым человеком — это тоже факт. В статье описан очень важный момент положительного общения ребёнка со взрослым:Когда ребенок чувствует, что его не понимают ,у него должен быть шанс повторить несколько раз своё высказывание или переформулировать его и услышать одобрение в свой адрес.И тогда ребёнок не будет бояться ошибиться в общении с другими людьми. Меня в детстве не особо слушали,поэтому когда я говорю перед группой,получается как буд-то разговариваю сама с собой.Теперь приходится прилагать гораздо большие усилия для того,чтобы меня слушали и слышали .
После прочтения статьи я поняла, что общение — это двусторонний процесс. Уметь слушать важно также, как уметь говорить. Также важно учитывать аудиторию, с которой ведется беседа и адаптировать сказанное под неё. В жизни я всегда стараюсь учитывать этот момент. В последние годы мой круг интересов стал меняться — я учусь в институте психологии, учусь осознанности, занимаюсь спортом, ем полезную еду. И я прекрасно понимаю, что не в каждой компании нужно об этом говорить, не везде хотят слышать данную информацию, не все к ней готовы, а учить я никого не планирую. Поэтому в своих старых компаниях я стараюсь не поднимать эти темы и общаюсь со старыми друзьями на те темы, которые интересны нам обоим.
Из статьи я также узнала, что к 2-х годам ребенок уже умеет привлекать внимание слушателя и реагировать на обратную связь. Интересно, что уже с 2-х лет ребенок корректирует свою речь, разговаривая с другими детьми. Вспоминая развитие своей дочери, могу сказать, что да, она совершенно по-разному разговаривает с младенцами и теми, кто старше её. С маленькими она сюсюкается, а с большими говорит как взрослая.
Интересно также, что в возрасте от 6 до 10 лет можно научить детей лучше слушать. Действительно, до 6 лет у моей дочери была проблема — высказаться так, чтобы не перебить другого. Мы постоянно делали ей замечания, но это не помогало. Примерно с 6 лет стало гораздо лучше, она уже умеет выдержать паузу и дождаться, когда говорящий закончит рассказ.
Прочитав статью поняла, что навык эффективного оратора развивается очень быстро. Наблюдая за детьми в жизни, заметила, что даже в младенчестве они способны привлекать внимание своих близких по-разному, в зависимости от своих потребностей. И как говорится в статье, к 2 годам они демонстрируют свою компетентность в этом вопросе. Впервые задумалась о том, что эти навыки развиваются с разной скоростью, в зависимости от типов коммуникативных задач. И чтобы коммуникация была эффективной необходим еще и навык активного слушания, что подтверждают исследования 6-10 летних детей. В статье показано, что дети, которых обучили задавать уточняющие вопросы выступали более эффективно, чем дети, которым этот урок не был дан. Спасибо за статью.
Статья дала мне много информации по достаточно актуальной для меня теме – коммуникации. Я начала вспоминать и не вспомнила, чтобы со мной в детстве много разговаривали. Я всегда много читала и мало говорила с родителями. Маму больше интересовала успеваемость и бытовые заботы, нежели мои переживания или вопросы. Естественно, что в более старшем возрасте периодически возникали трудности в донесении собственных мыслей, в диалоге с посторонними людьми. Из статьи увидела, что первоначальные навыки коммуникации формируются в самом раннем детстве, с 2 лет. Интересно, что способность к общению повышалась в более сложных ситуациях, т.е. уже и в этом возрасте присутствует вариативность. Также отметила для себя важность слушателя в диалоге. От него требуется адекватная обратная связь, т.е. дать понять оратору, что он понят, вовремя сообщить о неоднозначности или неэффективности сообщения, и попросить дополнительную информацию для продолжения диалога. В этом отношении я тоже вижу необходимость развития для себя. Мне часто трудно донести до непрошеного оратора (например, бабушки в маршрутке), что мне не нужен диалог с ней, а в учебных консультациях в институте я не понимаю, какие вопросы нужно задавать клиенту для раскрытия контекста. Об этом, кстати, также говорится в статье – умение задавать уточняющие вопросы позволяет выступать более эффективно. Так что статья оказалась очень для меня полезна.
Очень актуальная тема.Так как на мой взгляд многие люди не умеют слушать, они вроде бы слышат, но не слушают.Нет заинтересованности, либо нет такого навыка. Из статьи узнала много полезного о том, что навыки ораторского искусства формируются у детей в совсем раннем возрасте.И насколько это важно для дальнейшего вменения построения общения. Ораторское искусство это очень интересный навык, я думаю, что практически каждый хотел бы облучится этому мастерству.Так же полезно для меня было прочитать в статье о том, что для того чтобы быть хорошим коммуникатором, необходимо адаптировать свое сообщение слушателю и донесение нужной информации ему.Исходя из определенного текста и сложности информации
Из статьи я узнала о том, что включает в себя ораторское искусство, и как дети его усваивают. Ораторское искусство или навык эффективного общения, включает в себя умение правильно говорить, слушать, держать аудиторию, адекватно преподносить информацию, чтобы быть понятым. Примечательно, что дети в возрасте двух лет имеют такой навык. Они могут распознавать, когда информация была донесена несовершенно. Дети по-разному ведут диалог в зависимости от того, с кем они общаются, более сложно преподносят информацию взрослому человеку, используют легкие выражения или повторения с ребенком помладше. Это говорит о том, что дети даже в раннем возрасте понимают, что информацию нужно преподносить в зависимости от аудитории.
Моя догадка о том, что дети больше понимают, чем кажется подтвердилась. В статье я четко проследила мысль о том, что маленькие дети (от 2-х до 4-х лет) обладают хорошими навыками слушания и являются неплохими ораторами. Так же было интересно узнать, что они говорят более короткими фразами с младшими, а со взрослыми людьми речь приобретает более сложные высказывания. Для ребенка лучшими условиями общения является диалог тет-а-тет, чем в компании взрослых. Так как ему сложно отслеживать разговоры взрослых, и он не чувствует, когда нужно вступать в разговор. Взяла для себя идею развития, прежде всего, эффективной коммуникации(уметь привлечь внимание, быть вовлеченным в диалог и т.д) Статья очень полезна для меня не только как для специалиста, но и в целом для коммуникации в обществе с другими.
Спасибо за интересную статью. Навык коммуникации безусловно является одним из важных навыков в жизни человека. Поэтому его необходимо развивать с детских лет, что в будущем очень важно при социализации ребёнка. Обязательно надо указывать на правильное произношение слов и правильность построения предложения, в более взрослом возрасте, на интонацию и правильные ударения в словах и предложении. Параллельно с этим необходима у детей развивать и навык слушателя, что, в свою очередь, поможет воспринимать информацию от других, анализировать сказанную информацию (на мой взгляд один из самых важных навыков) и правильно и тактично задавать вопросы, переспрашивать. Это развивает ещё один полезный навык — навык Диалога. Ведь, не стоит забывать, что нужно не только уметь говорить, но и слушать, и воспринимать информацию. Поначалу детям это даётся трудно. Поэтому, во время диалога с ребёнком необходимо всячески привлекать его внимание, чтобы он смог сконцентрироваться на получаемой информации.
Есть отличная на мой взгляд поговорка: слова как ключи, могут открыть любое сердце. И это для меня о том , как важно уметь эффективно коммуницировать с другими людьми. Естественно этому нужно учиться с детства. Для меня было полезно узнать, что уже с двух лет дети способны строить коммуникации и понимать собеседника. А также доносить свою мысль. Причём поразительно, что дети подбирают стиль общения именно под собеседника. Эффективность развития речи и общения зависит также и от поступления внешней информации, поэтому очень важно читать и наблюдать. Естественно, среда, в которой растёт и учится ребёнок, должна быть здоровой. С другой стороны не менее важно научить ребёнка слушать собеседника. Так как от этого напрямую зависит возможность выстроить продуктивный диалог. Подобрать нужные слова и как говорится говорить на языке собеседника. И наша задача, как взрослых, максимально развивать навыки донести информации и слушания у своих детей!
Из данной статьи , я подчеркнула для себя, что нужно придерживаться определенных правил, чтобы научиться эффективно коммуницировать . Так же было интересно узнать, что дети говорят более короткими фразами с младшими, а со взрослыми людьми речь приобретает более сложные высказывания. Кроме навыков разговора, для коммуникации важно уметь слушать. В данной статье показано, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить. Для меня это раньше было проблемой. Слушать собеседника мне не всегда было интересно, так что разговор не всегда заканчивался позитивно. После того, как я научилась слушать, задавать нужные вопросы, разговоры стали более интересными и живыми. И всегда приводили к конструктивному позитивному выводу.
В данной статье я для себя новое узнала следующее: чтобы быть хорошим оратором, надо адаптировать свое сообщение под определенного слушателя. Т.е. для 2х-летних малышей не подойдет агитационная речь про социальные проблемы общества. Так же научиться слушать также важно, как и говорить. Да, действительно, для того, чтобы быть хорошим оратором-нужно слышать о чем говорит собеседник, понять его цели,способности и т.д. Также новое для меня было то, что для общения друг с другом задействовано несколько систем. Я впервые читала статью, которая говорит о том, как именно происходит разговор, т.е. с «механической» точки зрения, так сказать. Еще нужно отметить, что дети берут с родителей не только как общаться в культурном отношении использования языка, говоря «хорошие» слова, но еще и нецензурные выражения, и слова-паразиты. Именно поэтому мне, как родителю, стоит обратить на это внимание. И когда моя дочь говорит «блин!», я прекрасно понимаю, откуда она это взяла, и что ругать её за это бессмысленно. Однако, умение слушать приходит с возрастом, примерно с 6-10 лет. А еще я всегда переживаю, когда моя дочь меня перебивает, я все время думаю: «Нежели я такая плохая мать, которая никак не может научить ребенка уважать своего собеседника?», а после прочтения статьи я поняла, что пока она не дозрела, чтобы следить за этим. Теперь буду гораздо терпеливее в этом вопросе по отношению к ней.
Очень интересная статья. Сколько всего нужно учитывать и уметь, чтобы быть эффективным коммуникатором. Из статьи запомнила, что для достижения этой цели важно уметь привлечь внимание слушателей, чтобы они знали, что к ним хотят обратиться, и что они должны слушать; важно чутко реагировать на обратную связь слушателя; важно самому уметь слушать; и важно понимать, что могут возникнуть проблемы, уметь распознавать их возникновение и знать, как их исправить.
Однако, общение — это двусторонний процесс, для разговора требуется не только грамотный оратор, но и опытный слушатель. Для эффективного общения научиться слушать так же важно, как и говорить.
Из статьи показалось очень любопытным, что дети в возрасте от 2 лет уже демонстрируют ораторскую компетентность, они успешно умеют привлекать внимание, эффективно доносят информацию и реагируют на обратную связь. Кроме этого, они умело корректируют свою речь в зависимости от возраста собеседника или от сложности ситуации.
Так же отметила, что показатели ораторской компетенции детей были значительно ниже в том случае, когда слушатели смотрели на них.
В качестве работы над формированием навыка эффективной коммуникации у свои детей отметила такие правила:
— Важно научить ребёнка чувствовать понимает ли его слушатель или нет, и при необходимости изменять своё сообщение, чтобы оно было понятно.
— Важно чтобы речь была адаптирована к характеристикам слушателя, таким как возраст, пол, культурный и социальный фон.
— Важно, чтобы ребёнок сам понимал, что он эффективен как оратор и как слушатель. Это является важным фактором, влияющим на эффективность в ситуациях общения.
— Поскольку детям, впрочем, как и многим взрослым, тяжело определить, когда вступить в разговор или судить, когда наступит их очередь, важно помочь этот момент увидеть и этому научиться.
— В освоении эффективного коммуникативного навыка помогает прямое обучение и обучение с наблюдением. А также дети учатся, слушая рассказы, которые помогают им усвоить правила общения с другими людьми
— Важно, чтобы ребёнок считывал социальные правила использования языка, которые помогают создавать адекватные и предсказуемые социальные контакты с окружающими.
— Важно, чтобы ребёнок отслеживал, чтобы сообщение было ему понятно. Для этого важно научить ребёнка задавать уточняющие вопросы. Детей в возрасте от 6 до 10 лет можно этому научить.
Из статьи я узнала о том, что навыки эффективной коммуникации закладываются на уровне младшего возраста и в основе лежат следующие принципы. Во-первых, практикуя и развивая ораторское искусство, необходимо привлечь внимание аудитории. Даже дети 2-х лет вполне справляются с этой задачей. Это делается для того, чтобы слушатели узнали о вашем намерении о чем-то рассказать. Во-вторых, необходимо чувствовать, замечать понятен ли рассказ оратора. Не лишним будет способность перефразировать сказанное для большего понимания аудиторией. При этом речь должна быть ориентирована и адаптирована под слушателя. Способность корректировать свою речь в соответствии с ситуацией. Для того, чтобы выполнить часть этих принципов, оратору необходимо уметь слушать аудиторию.
Добрый вечер спасибо за данную статью. Из данной стать я узнал когда, как и в каких ситуациях правильно использовать язык. Для того чтобы быть хорошим коммуникатором, необходимо адаптировать свою речь с учетом того, «кто такой слушатель, что слушатель уже знает и что слушателю нужно знать». Для эффективного общения необходимо научится слушать так как общение это двух сторонний процесс. В два года дети становятся маленькими ораторами. Собирают свою аудиторию при чем получая адекватный отклик в подходящих ситуациях. Дети подстраивают свою речь под собеседника различных возрастов. Так же как и взрослый человек анализируя группу перед выступлением подстраивается под определенный контингент для получения обратной реакции и отклика.
Из статьи я узнала, как возможно обучать детей коммуникации и слушанию.
Эффективность коммуникации можно совершенствовать в любой момент жизни развивая те грани навыка, на которые ранее не было акцента.
Недавно сын поделился, что онлайн проходит обучение по постановке тона голоса. Он сказал, что для него это забавно. Но ведь это тоже про улучшение коммуникации, про то как звучать, как его будут слушать и соответственно реагировать.
Еще на первом курсе я задумалась о том, как я вхожу в контакт с людьми с того времени многое поменялось. Сейчас я отмечаю то, как привлекаю внимание слушателей.
Мне хочется быть «эффективные оратором» и раньше я думала, что все зависит от той информации, которую я передаю. Что если эта информация ценна – успех обеспечен. Для меня важным стало понимание, что способность чутко реагировать на отзывы слушателей – быть с ними во взаимодействии, в контакте, что это является решающей составляющей при передаче любых своих импульсов. Еще отдельным открытием было, то что я бы назвала перегружаю аудиторию, говорю сложнее чем возможно усвоить с первого раза. Фраза, которую мне говорили, про то что каждый раз даю что-то новое меня озадачивала. А потом в более близком разговоре выяснила, что такая непредсказуемость происходящего не проста для клиентов. И для меня однозначно параллельно и взаимозависимо развивались навыки говорения и слушания.
Из статьи я узнал, что к двум годам дети умеют привлекать внимание и реагировать на обратную связь. После прочтения стало более понятно значение прагматичности в языке. Описание общения в детском саду напомнило мне какой-то коммуникативный тренинг. Похоже дети как раз и проходят этот тренинг в возрасте от двух лет. В этом возрасте еще нет никаких ограничивающих убеждений и прочего что мешает выстраивать коммуникацию в осознанном возрасте. Интересно было бы узнать, как я в этом возрасте взаимодействовал с коллегами. Есть у меня предположение, что некоторые проблемы в общении могли прийти именно с того возраста. Потому что насколько я себя помню с возраста трёх лет, я особо ни с кем не взаимодействовал в плане общения. Мы жили в частном доме и не было детей моего возраста по соседству. На лето меня отдавали вообще в деревню к бабушке и там тоже не было никого примерно моего возраста. Поэтому сейчас приходится восполнять тот недостаток коммуникативной практики.
Статья дала мне много новой интересной информации и много тем для размышлений и воспоминаний поведения детей в разговорах.
Для себя я отметила фразу: «кто такой слушатель, что слушатель уже знает и что слушателю нужно знать». Несмотря на то, что я не двух-трёхлетний ребёнок, я понимаю, что порой я забываю это учесть. Анализируя, я понимаю, что иногда мне важно не донести информацию до слушателя, а важно заниматься демонстрацией себя и своих каких-то навыков.
Вообще, очень правильная фраза есть в статье. Там говорится, что многие взрослые до сих пор таки не научились делать того, что влияет на коммуникацию, и чему учатся обычно дети дошкольники.
Мне нравится читать серию статей о том, как ребёнок осваивает речь и общение с окружающими, в эти моменты мне приятно вспоминать своего ребёнка и примеры того, как учится разговаривать она.
Из статьи я узнал, что ораторское искусство это не просто привлечение внимание слушателей, это умение правильно выражать свои намерения в зависимости от ситуации. Что для эффективного общения необходимо научится слушать, так как общение это двухсторонний процесс. В своей жизни я понял, что это важно, т.к. мне хотелось быть услышанным и понятым. Мне не хватало этого и для себя я уяснил, что по отношению к другим, я буду их слушать. Правда я не всегда слышу, что говорят. Но делаю вил, что слушаю, а это уже способствует тому, что человек чувствует, что он небезразличен. А мне это давало определённые дивиденды. Разговаривать я умел плохо, больше молчал. И эту слабость я превратил в свою сильную сторону, уметь слушать. Моя идея такова, что важно увидеть свой недостаток и трансформировать его в достоинство.
Благодаря статье я узнала, что маленькие дети в возрасте 2-х лет уже четко понимают, когда их слушают, а когда — нет, понимают вовлеченность собеседников в разговор. Также интересно было прочитать про исследование, показывающее вовлеченность детей разного возраста в игры. Причем дети младшего возраста вовлекаются вне зависимости от того, поняли они правила или нет. Для меня это про бесстрашие и про детскую непосредственность. Некоторые взрослые до сих пор не умеют задавать уточняющие вопрос и вовлекаются в процесс общения, игру не уточняя до конца то другим людям от них нужно. Я тоже так иногда себя веду (кошмар какой). Поэтому чтобы научиться слушать, нужно еще и научиться задавать правильные вопросы. Но, как говорится: век живи, век учись и…Спасибо за статью!
Статья подчеркнула для меня несколько важных коммуникативных навыков. А именно: привлечение внимания, учитывание контекста, учитывание особенностей собеседника, умение слушать. Меня удивила информация о том, что уже в 2 года дети не просто что-то кому-то говорят, но и используют разные приемы для того, чтобы быть услышанными. Я подумал, что некоторые ораторские навыки развиваются либо интуитивно, либо изначально заложены в генетической памяти. Согласно статье, в 3-4 года дети уже учитывают особенности слушателя и подстраивают под него свою коммуникацию.
Очень важной показалась мне информация о том, что уже в 3-4 года ребенок замечает двусмысленность в речи другого и делает попытки выяснить больше. Я подумал о том, что неправильно говорить или делать вид, что ребенок даже дошкольного возраста «пока не соображает». Наоборот, в этом возрасте ребенок не только внимательно слушает взрослых, но и активно использует услышанное в своем развитии. Этот вывод подчеркивает для меня особенную важность корректного общения с детьми любого возраста и с другими людьми в их присутствии. Никаких «скидок» на возраст нет и быть не может.
В статье рассказывается о том, что ораторскре мастерство это всегда мро принимающую и отдающую сторону. И очень важно встраивать коммуникации в зависимости от того, с какой аудиторией ты разговариваешь. Какой у неё уровень знаний и восприятия. Удивилась, что даже двухлетние дети умеют менять свою речь и мысли в зависимости от того,с кем они общаются. А ещё узнала, что детям сложно отслеживать разговоры двух или более людей, и им сложно определить, когда вступить в разговор или компетентно судить, когда наступит их очередь. Им гораздо легче общаться с одним объектом и на его языке. Причём они подстраиваться могут автоматически. Удивительно, как моя двухлетняя дочь меняет манеру общения, формирование слов и предложений, в зависимости от того с кем общается. Мне она пытается донести много слов, иногда даже связанных. Придавая значимость каждому сказанному слову. Даже если мне половина не понятно. А с братом она даже не пытается эти цепочки выстраивать. Просто по другому ведёт себя и реагирует. Вот так, даже двухлетние дети понимают, силу ораторского мастерства
Спасибо за статью. Т.к, в последнее время у меня появился уже более менее вменяемый опыт проведения тренинговых занятий, то проведя параллель со статьей я увидел, что: 1) Необходимо убедиться, что аудитория слышит и понимает те сообщения которые ей транслируют. Если я понимаю, что этого не происходит, то необходимо изменить подачу материала в более доступную форму. Так же благодоаря статье я увидел неочевидную вещь. Может быть как опытный оратор, так и опытный слушатель. И одно взаимозависимо от другого. Мне всегда представлялось, что «сильным» должен быть только оратор… оказалось, что этот процесс взаимозависимый. Интересно для меня было то, что даже двухлетние дети распознаю двусмысленность сообщения.
Прагматическое развитие: как дети учатся говорить и слушать.
Новым из этой статьи для меня стало то, что коммуникативные навыки человек приобретает с детства, а суть ораторского искусства – это не просто привлечение внимания публики, но и умение её заинтересовать.
Умение не просто грамотно излагать свою мысль, а контактировать со слушателем и адаптироваться под него. Удивило меня то, что человек с детства одновременно с умением говорить приобретает умение выражать свою мысль так чтобы эффективнее донести её до собеседника. Умение подстраиваться под слушателя в зависимости от его: возраста, пола, статуса в глазах говорящего. То есть, доносить мысли до других ребёнок учится на собственном опыте, применяя новые слова и выражения в беседе с другими детьми, а умение слушать собеседника ему с раннего детства прививают родители.
Очень интересен момент, что для эффективной коммуникации человеку необходимо чувствовать, что его понимают, а также знать, как изменить свое сообщение, чтобы оно стало понятно. Более того, речь должна быть адаптирована к характеристикам слушателя, таким как возраст, пол, культурный и социальный фон.
До прочтения этой статьи я скорее интуитивно выбирала правильный для себя путь общения с человеком, теперь же я могу осознанно адаптировать свою речь к слушателю.