Есть причина, по которой видео-приложения заставляют вас испытывать неловкость и чувствовать свою несостоятельность.
В прошлом месяце загрузки приложений Zoom, Houseparty и Skype выросли по всему миру более чем на 100 процентов, поскольку видеоконференции и чаты заменили личные встречи, которых нам всем так не хватает. Лица друзей и коллег расположены в сетке, напоминающей игровое шоу «Голливудские квадраты», люди посещают виртуальные счастливые часы и дни рождения, проводят виртуальные деловые встречи, учатся в виртуальных классах и проходят виртуальную психотерапию.
Но есть причины опасаться этой технологии, помимо широко освещаемых проблем безопасности и конфиденциальности. Психологи, компьютерщики и нейробиологи говорят, что искажения и задержки, присущие видеосвязи, могут в конечном итоге заставить вас чувствовать себя изолированным, испытывать тревогу и отключенность. . Может быть, лучше просто поговорить по телефону?
Проблема заключается в том, что способ цифрового кодирования и декодирования видеоизображений, изменения и корректировки, исправления и синтеза вводит все виды артефактов: блокирование, замораживание, размытие, отрывистость и несинхронность звука. Эти нарушения, некоторые из которых находятся ниже нашего сознательного уровня, сбивают с толку восприятие и искажают тонкие социальные сигналы. Наш мозг напрягается, чтобы заполнить пробелы и разобраться в этом беспорядке, что заставляет нас чувствовать смутное беспокойство и усталость, не совсем понимая почему.
Джеффри Голд (Jeffrey Golde), внештатный преподаватель Колумбийской бизнес-школы, уже около месяца преподает через приложение Zoom курс по лидерству, который ранее преподавал очно. При этом он обнаружил, что странно одет. «Я заметил, что не только у моих учеников, но и у меня самого, появилось желание сдаться», — сказал он. «Становится тяжело сконцентрироваться на сетке и думать целенаправленно».
Это согласуется с исследованиями устных переводчиков в Организации Объединенных Наций и учреждениях Европейского Союза, которые сообщали о схожих чувствах эмоционального выгорания, туманности и отчуждения при переводе материалов через видеопередачу. Исследования по видеопсихотерапии показывают, что и терапевты, и их пациенты также часто чувствуют усталость, недовольство и дискомфорт.
Шерил Брэнэм (Sheryl Brahnam), профессор кафедры информационных технологий и кибербезопасности Университета штата Миссури в Спрингфилде, объясняет этот феномен, сравнивая видеоконференции с сильно обработанными пищевыми продуктами. «Личное общение напоминает видеоконференцию примерно так же, как настоящий черничный маффин напоминает упакованный черничный маффин, который содержит не одну чернику, а искусственные ароматизаторы и консерванты», — поделилась она. «Ты съешь слишком много, и тебе будет не очень хорошо.»
Конечно, видеозвонки отлично подходят для воздушных поцелуев, которые малыши шлют своим бабушкам и дедушкам. Чудесно показывать, что вы готовите на ужин или как делать маску для лица из боксерских трусов. Но если вы хотите действительно общаться с кем-то осмысленно, видео может оказаться неприятным.
Это прежде всего потому, что мы чрезвычайно чувствительны к выражению лиц друг друга. Подлинное выражение эмоций — это сложный набор мельчайших мышечных сокращений, особенно вокруг глаз и рта, часто подсознательно воспринимаемых и необходимых для нашего понимания друг друга. Но эти говорящие подергивания почти исчезают на пикселизированном видео или, что еще хуже, застывают, сглаживаются или задерживаются.
Это не только мешает нашему восприятию, но и разрушает нашу способность к отражению. Сами того не осознавая, мы все начинаем мимикрировать, когда сталкиваемся с другим человеком. Это постоянное, почти синхронное взаимодействие. Чтобы распознать эмоцию, мы должны ее реально воплотить, что делает отражение необходимым для сопереживания и установления связи. Когда мы не можем сделать это легко, как это происходит во время видеочата, мы чувствуем себя неуютно, потому что трудно считать реакцию людей и, следовательно, предсказать, что они будут делать в дальнейшем.
«Наш мозг является генератором предположений, и когда возникают задержки или мимика застывает, или не синхронизирована, как это происходит в Zoom и Skype, мы воспринимаем это как ошибку предположения, которую необходимо исправить», — считает Паула Ниденталь, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон, специализирующаяся на аффективных реакциях. «Будь то подсознание или сознание, нам приходится тратить больше усилий, потому что некоторые аспекты наших предположений не подтверждаются, и это может стать утомительным.»
Было также показано, что видеочаты подавляют доверие, потому что мы не можем смотреть друг другу в глаза. В зависимости от угла обзора камеры может показаться, что люди смотрят вверх, вниз или в сторону. Зрители могут тогда воспринимать их как незаинтересованных, изворотливых, надменных или виноватых. По этой причине ученые-юристы и активисты в области уголовного правосудия ставят под сомнение справедливость дистанционных показаний, слушаний и судебных разбирательств.
Но, как известно любому, кто участвовал в видеозвонке, люди склонны больше смотреть на себя, чем на камеру или даже на других участников разговора. «Я бы солгал, если бы сказал, что не особенно обращаю внимание на себя во время видеочатов», — сказал Дэйв Ниткевич, недавно уволенный сотрудник Experience Grand Rapids, бюро конференций и посетителей в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган. «У меня сейчас кожа, как у призрака Каспера — она как будто флуоресцентная — так что я всегда уделяю особое внимание освещению.»
Страстно желая общения, находясь взаперти дома, г-н Ниткевич часто устраивает Zoom-встречи с семьей и друзьями, и даже пошел на Zoom-свидание. Но все же такого рода общение не дает ему полного удовлетворения.
«В видео-чате, пока вы говорите, вокруг вашего лица появляется буквально светящаяся коробка. При этом, кажется, что все взгляды устремлены только на вас, это выглядит, как жуткое собеседование,» — утверждает г-н Ниткевич. «Разговоры обычно сводятся к банальной чепухе, потому что люди не хотят рисковать.» И задержка в откликах людей заставляет его чувствовать, что в любом случае не стоит делиться чем-то хорошим.
Он не чувствует себя таким же замкнутым, когда говорит по телефону, что он делает в течение двух или трех часов каждое второе воскресенье, общаясь со своим двоюродным братом в Лос-Анджелесе. «Мы уже много лет так общаемся, и нам никогда не приходило в голову общаться по видеочату», — сказал господин Ниткевич. «Нам все еще уютно общаться по телефону».
Это имеет смысл, учитывая, что эксперты утверждают о том, что лучше уж отсутствие мимических сигналов, чем ошибочные. Отсутствие визуальной информации может даже повысить чувствительность людей к тому, что они говорят. Возможно, именно поэтому Verizon и AT&T сообщили о среднем ежедневном увеличении количества голосовых звонков на целых 78 процентов с начала пандемии, а также об увеличении продолжительности этих звонков.
«У вас может возникнуть ощущение гипер-присутствия в телефонном разговоре ведь кажется, что мой рот находится прямо рядом с вашим ухом, и наоборот», — заявила доктор Брэнэм во время телефонного интервью. «Если у вас есть хорошая связь, — сказала она, — вы в конечном итоге слышите больше: небольшие тональные сдвиги, короткие колебания и ритм чьего-то дыхания. Когда речь заходит о развитии близости дистанционно, порой даже лучше быть услышанным, чем не увиденным.»
Оригинальная статья: Kate Murphy — Why Zoom Is Terrible, April 2020
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: видеосвязь, видеочаты, обучение по видеосвязи, карантин, самоизоляция и психическое здоровье, вред дистанционного обучения
Добрый день. Статья очень кстати. Проводя столько времени дома,мы наверное все тали участниками видеосвязи и по началу эта возможность казалась радостным событием. Видеочаты решением коммуникации, обучение по видеосвязи,удобной находкой так как карантин и самоизоляция дело не шуточное. Что я наблюдала в социальных сетях, так это радость от видео урококов, после все же психическое здоровье многих давало о себе знать так как человеку нужен человек. Мне видится, что вред дистанционного обучения состоит и в том что передать эмоции, ощущать настроения и возможность чувствовать себя частью социума этим не восполнена. Плюс как не крути, нет сосредоточенности и вовлеченности как на занятиях офлайн.
Недавно была свидетелем того, как профессионал высокого уровня в своем деле проводил обучающий урок в режиме онлайн. Было заметно, что он сильно волнуется, постоянно сбивается при подаче информации, кожа его лица меняет цвет. Мало того, что для него это было новым опытом, так ещё и технические накладки заставляли переживать. От всего увиденного мне было неловко, хотелось, чтобы человек стал более естественным, и чтобы скорее всё закончилось. Да, и что говорить о видеосвязи, когда к примеру, у меня была знакомая, которая при обычном общении вызывала у меня «сбой программы». Она как будто предлагала окружающим угадать, сказала она правду или нет. Не совсем вероятные и уместные вещи она преподносила со всей серьёзностью. Было трудно её воспринимать, я терялась, уровень доверия резко снижался, желание продолжать разговор пропадало. Примерно то же самое, как я понимаю, происходит при общении по видеосвязи: постоянная подстройка под состояние другого человека, сбой, подстройка и т.д. В результате человек чувствует себя уставшим, опустошенным, расстроенным. И конечно же, есть разница в том, с кем происходит контакт и какова его цель. Намного проще поддерживать видеосвязь с родственниками, друзьями, то есть с хорошо знакомыми людьми, реакцию которых можно, практически безошибочно, представить, да и тема встречи часто не столь значительна. Если же это профессиональная беседа с незнакомым человеком, то я бы предпочла встретиться с ним «в живую», думаю, что это более эффективный способ общения.
Статья интересная. Согласна с высказыванием «Я бы солгал, если бы сказал, что не особенно обращаю внимание на себя во время видеочатов», — сказал Дэйв Ниткевич. Замечаю, что во время оплайн конференций, я смотрю на своё видео, ка зеркало. Начинаю думать о том., ка выгляжу. Ещё во время такого общения сложно концентрироваться. Отвлекают посторонние звуки, люди. Иногда возникает чувство, что разговариваешь сам с собой. Лучше ли звонить по телефону или видео связь? Мне по телефону сложно долго общаться, если конкретно про общение, а не про обучение. Если нет гарнитуры. То шея заболит, то ухо. Определенно я за живое общение и за живое обучение. Там больше атмосфера влияет. Согласна с тем, что эмоции в живую лучше, чем искаженные эмоции через экран.
Добрый день! Спасибо за статью. Я и раньше замечала, что в своих уроках онлайн я выкладываюсь эмоционально больше, чем оффлайн. Но сейчас эта статья мне дала конкретику, почему происходит так, а именно:
1. Это прежде всего потому, что мы чрезвычайно чувствительны к выражению лиц друг друга
2. Наш мозг напрягается, чтобы заполнить пробелы и разобраться в беспорядке, который происходит из-за сбитого восприятия, что заставляет нас чувствовать усталость
3. Видео чат подавляют доверие, потому что мы не можем смотреть друг другу в глаза.
В своих занятиях по видео чату я применю свои новые знания о проблемах восприятия меня, как лектора или рассмотрю возможность видео записи уроков, а не проведение их онлайн, возможно частично внедряя ролики с записью в урок. А также, я посчитаю процентное соотношение времени взаимодействия с детьми и самостоятельного выполнения заданий, возможно анализ и предпринятые меры помогут хоть чуть-чуть добавить эффект реальности.
Очень актуальная статья на данный момент, когда желательно личную встречу отложить на неопределенный срок. Из этой статьи я узнала, что оказывается, при онлайн общении мы устаем, т.к. в жизни мы все начинаем мимикрировать, когда сталкиваемся с другим человеком. По видеосвязи это сделать сложнее и при задержке кадра наш мозг воспринимает это событие как ошибку, которую необходимо исправить. А еще выяснилось, что видео чаты подавляют доверие. И действительно, когда ты видишь человека, который общается с тобой, то помимо того, что ты его видишь, ты также ощущаешь его эмоции, что по видеосвязи сделать сложнее. Это как фильм на экране и театр. Ощущение, что люди автоматически начинают исполнять какую-то роль, видя камеру. Когда общаешься с человеком в живую, то кажется, что по видео был совсем другой человек. Также я соглашусь с тем, что когда мы созваниваемся с собеседником, то больше обращаем внимание на себя, чем на того с кем разговариваем. Я, по крайней мере, так делаю. Это в принципе, показывает то, что когда мы не умеем слушать собеседника, то мы разговариваем, по большей части, сами с собой, как в зеркало, хотя человек стоит перед нами. Да, и я предпочитаю разговаривать по телефону, чем по видеосвязи. Информация в статье, о том, что «отсутствие визуальной информации может повысить чувствительность людей к тому, что они говорят», подтвердила, что по телефону говорить продуктивнее, но лучше всего – это личный контакт. Спасибо за статью.
Статья «на злобу дня» как говорится. Очень кстати. С большим интересом ознакомилась с изложенной информацией.
Хочу сказать, что в первую и вторую неделю дистанционного обучения у дочери было много видео-уроков с учителями по различным предметам. Конечно, это совершенно не то, что оффлайн уроки. Думаю, что учителя столкнулись со множеством трудностей и технического, и психологического характера. После двух недель все онлайн-уроки сошли на нет.
Статья прояснила многие моменты и стало понятно, почему иногда возникает чувство беспокойства и усталости от казалось бы безобидной онлайн-конференции. Не все так просто, как хотелось бы. Наш мозг ждет от виртуального общения таких же тонких социальных сигналов, а они оказываются искажены и сбивают с толку восприятие.
Спасибо за статью, интересно и своевременно. Поскольку сама совсем не часто пользуюсь видеочатами, только изредка общаюсь по Skype, то все сказанное было в новинку, но действительно, я нашла подтверждение этому. Когда в любом видеочате ты видишь свое изображение, то кажется, что ты выглядишь не так, как обычно себя воспринимаешь, и отвлекаешься от основной темы беседы. И когда лектор рассказывает материал вживую, то это сопровождается движением рук, мимикой, жестами, позволяющими лучше раскрыть тему и привлечь внимание слушателей к тому или иному моменту. Если же возникают любые помехи при видеосвязи, то эмоциональная связь между людьми не возникает, и приходится прилагать больше усилий, чтобы понять смысл разговора, лекции и т.п. Что же касается разговоров по телефону – то, на мой взгляд, внимательность здесь зависит и от заинтересованности в разговоре, и от близости знакомства людей. Если я разговариваю с близким мне человеком, то я по мельчайшему изменению голоса представлю его выражение лица, мимику, эмоции. И наоборот, разговаривать по телефону можно, не отвлекаясь от пяти других важных дел, и поддакивать собеседнику в нужный момент, не вдаваясь в эмоции и подробности. Не слышать и не воспринимать собеседника, конечно, можно и при личной беседе, но сложнее, т.к. мы в любом случае видим друг друга и общаемся глаза в глаза.
Спасибо за статью. Она позволила мне задуматься, почему я не люблю видеозвонки или чаты. Я даже не люблю когда мы с друзьями по видео обсуждаем детали поездки. Это так и не прижилось и мы устраиваем переписку в чате. Для меня было открытием ответ на мой вопрос : потому, что мы чувствительны к выражению лиц друг друга. Подлинное выражение эмоций — это сложный набор мельчайших мышечных сокращений, особенно вокруг глаз и рта, часто подсознательно воспринимаемых и необходимых для нашего понимания друг друга. А так же подавляют доверие, так как я не смотрю собеседнику в глаза, а он мне. И конечно же я в основном смотрю на своё изображение. Мне интересно хорошо ли я выгляжу и не смотря на все это смотреть на себя более чем утомительно. Еще я обратила внимание, что при общении с интересным мужчиной я стараюсь как можно скорее прекратить видео общение, так как я более замкнуто и не понимала почему. А еще все разговоры по видеосвязи были пустые. А вот когда переходили на телефонную связь, все сразу же становилось легче. Благодаря статье я знаю почему. Возникает ощущение гипер-присутствия в телефонном разговоре. По этому лучше быть услышанным, чем не увиденным.
Узнала,что цифровое кодирование и декодирование видеоизображениЯ, приводЯт к блокированию, замораживанию, размытию, отрывистости и несинхронности звука. При этом, мозг напрягается, чтобы разобраться в этом беспорядке, что заставляет чувствовать смутное беспокойство и усталость, не совсем понимая почему.Оказывается, эти нарушения сбивают с толку восприятие и искажают тонкие социальные сигналы,такие как эмоции.Это не только мешает восприятию другого человека,но и разрушает способность к отражению,которое представляет собой постоянное, почти синхронное взаимодействие друг с другом.И чтобы распознать эмоцию, я должна ее реально отразить для сопереживания и установления связи с другим человеком.Теперь я понимаю почему онлайн психологические сессии не приводят ни к какому результату.
Статья удивила тем, что показала значимость внешней вербалики на ощущения возникающие у собеседника. Я сейчас больше ориентируюсь на эмоции, и так перестал придавать большое значение внешним данным, как-то выражение лица и т.д. Однако похоже, что данный аспект не следует игнорировать и так же воспринимать состояние человека с помощью различных инструментов, как-то эмпатия и наблюдение. Так же удивило, что даже мельчайшая рассинхронизация ведет к ощущению неудовлетворенности и тревоги после общения по видеосвязи. Насчет себя хочу сказать, что всегда видео материалы мною воспринимались как вспомогательный элемент коммуникации и обучения, но никогда как основной. Да и опыта такого плотного онлайн общения по видео связи у меня не было.
Благодаря статье я поняла,почему не люблю общаться по видеосвязи. Всё из-за угла обзора камеры!Замечала, что часто складывается ощущение, что собеседник не смотрит мне в глаза. Считая это проявлением некой незаинтересованности у меня пропадает желание делиться своими переживаниями. Да, гораздо комфортнее совершить простой телефонный звонок.
До прочтения статьи я и не задумывалась, что человеку важнее быть услышанным, нежели увиденным.
Я недавно начала пробовать голосовые сообщения в личной переписке. Мне приятно распознавать тональности, манеру разговора, чувствовать эмоции близкого человека. В таких ситуациях у меня складывается ощущения «гипер-присутствия» собеседника. Единственное, использование звуковых сообщений невсегда удобно, т.к. необходимо комфортные условия для записи/прослушивания подобных сообщений. Поэтому в основной массе, я выберу просто написать текстовое сообщение в мессенджере.
Благодарю за интересную статью. Полностью с ней согласна. Когда читала «постоянно в видеочате обращаю внимание на себя», я как будто увидела там себя, я думала я одна такая, как отказалось, что так делают все. Мне, например, и вправду легче поговорить по телефону, нежели использовать видео чат, я не испытываю какой-то комплекс, но мне становится не криворого, так как я постоянно смотрю не на собеседника, а на себя, тем самым не могу сосредоточится и могу даже потерять нить разговора. Все это в принципе и написано в статье. Ещё понравилось прочитать место, где упоминается про «дистанционную психотерапию». Я считаю это бредом, так как нам нужно чувствовать эмоции клиента, а по видео это просто напросто не возможно. Допустим поговорить и следуя логике и знаниям психологии можно как-то помочь человеку, но это не решит именно его проблемы, так как отпираясь на эмоции мы по сути раскрываем именно причину, по которой происходит проблема. А уж если говорить, про установлении близких связей по видео, то мне кажется это совсем бессмысленно.
Очень актуальная тема на сегодняшний день. Для себя отметил, что не один я не люблю видео звонки. Все не то. Проще поговорить по телефону. Как написано в статье, видео-чаты подавляют доверие, потому что мы, якобы, не можем смотреть друг другу в глаза. Особенно напрягает, когда ты смотришь на человека, а он смотрит тоже на себя и это заметно. Видимо человек не заинтересован в разговоре. Интересное замечание -«Я бы солгал, если бы сказал, что не особенно обращаю внимание на себя во время видео-чатов. Ведь так и есть. Все так или иначе смотрят на свое лицо в камере, как будто забыли как они выглядят. По-поводу приложения zoom, оно действительно делает кожу как у Каспера, вокруг головы и тела появляется ореол и выглядит это смешно. О какой серьезности разговора может идти речь, когда ты смотришь на свое отражение в телефоне и поворачиваешь экран и так и этак, чтобы полюбоваться изображением.
Мне кажется, что возможность видео обучения, как некой альтернативы стандартному преподаванию, хорошая практика. Ведь бывают ситуации, когда ты хочешь получить знания у какого-то конкретного человека, но возможности для проведения очных встреч просто нет. В подобных случаях видео обучение открывает больший спектр возможностей для людей.
Я сейчас как раз прохожу видео обучение по бизнесу. Мне это помогает в решении управленческих задач. Соглашусь, что поначалу я чувствовал себя не в своей тарелке: был зажат и скован. Но постепенно нервное напряжение ушло и обучение по видеосвязи перестало быть чем-то некомфортным. Еще из плюсов отмечу экономию времени за счет отсутствия перемещений от рабочего офиса до места проведения обучения.
Спасибо за статью, очень актуальна информация именно сейчас.Я в своей жизни не была настроена на онлайн обучение, и к уроком онлайн или консультациям онлайн не готова точно, для меня важно присутствие человека.И уж тем более я была не готова к собеседованиям по ватс апу)не могу сказать, что чувствую себя на 100% не ловко, но это чувство все равно присутствует и ещё мне кажется, что не возможно донести информацию для понимая всем по видео.В статье написано, что Психологи, компьютерщики и нейробиологи говорят, что искажения и задержки, присущие видеосвязи, могут в конечном итоге заставить вас чувствовать себя изолированным, испытывать тревогу и отключённость, я наверное соглашусь с этой информацией)
Очень интересная статья, важные в текущей ситуации исследования и наблюдения. Я как-то никогда об этом не задумывалась, не так уж много общаюсь по видеосвязи. Сказать честно, по телефону разговаривать вообще не люблю. Для меня телефон это утилитарная вещь: напомнить о чем-то, договориться, сообщить информацию. То есть, буквально 2-3 минуты разговора. Если разговор длится дольше, меня это начинает напрягать. Тем более обучаться по телефону вообще, на мой взгляд, невозможно. Что касается видеосвязи, тут имеет значение, с кем ты разговариваешь. С людьми незнакомыми или малознакомыми действительно довольно трудно найти общий язык. А с людьми, которых я хорошо знаю, лучше говорить, видя человека, чем по телефону. Для меня точно. А вообще, это же не замена, а альтернатива, когда личное общение невозможно. В этом случае, это очень важная возможность увидеть тех, кого я хочу увидеть. Но обучиться в такой ситуации по-моему, сложно. Никто не отменял харизму преподавателя, только она и заставляет внимательно слушать лекцию. Видеосвязь этого, конечно, никак не передает.
Был у меня опыт дистанционного обучения. Моей мотивации хватило только чтобы найти университет с высоким уровнем преподавательского состава, заключить с ними договор, оплатить его и начать обучение. Не прошло и двух месяцев как мотивация сошла на нет. Всё дело в формате обучения — онлайн не для меня. Для поддержания уровня мотивации необходимо соблюдать некие ритуалы: следовать расписанию мероприятий, готовиться к встрече, идти на нее, видеть собеседника перед собой. Возрастает ответственность, мотивация поддерживается на определенном уровне. Также не люблю видео-звонки. Мне комфортней говорить по телефону. Считаю если хочешь увидеть человека, нет преград это сделать вживую, за исключением определенных обстоятельств.
Из статьи узнала, что обучение по видеосвязи может привести к тревожности, беспокойству и усталости. Чем более некачественная связь, тем больше напрягается наш мозг, чтобы заполнить пробелы.
У меня нет опыта обучения по видеосвязи, но мы постоянно общаемся с родственниками. И когда изображение или звук начинают хоть чуть-чуть прерываться, у меня нарастает раздражение, я уже не могу общаться дальше, перезваниваю по обычному телефону. Вообще я заметила за собой, что просто по телефону общаться легче, видеосвязь меня напрягает. Раньше я не понимала причину, теперь прояснилось.
Интересной показалась информация о том, что видеосвязь подавляет доверие, т.к. люди не смотрят друг другу в глаза. Да и вообще чаще всего смотрят на себя. Действительно, когда я говорю с кем-то по скайпу, чаще смотрю на себя, чем на других. Тогда возникает вопрос — зачем вообще видео, если каждый смотрит на себя? Лично меня это отвлекает, я могу прослушать, о чем идет речь.
Интересная статья, освещающая актуальную в настоящее время тему видео-обучения.С одной стороны это удобный и альтернативный формат общения — не нужно тратить время на дорогу. Я помню, как мы радовались возможности проводить видеообучение на работе — снимался ряд проблем с помещением, перемещением и т.д. Но очень не хватало живого общения, мешали искажения, зависания, асинхронность, и действительно, после такого обучения чувствовалась значительная усталость. Теперь понятно почему — «блокирование, замораживание, размытие, отрывистость и несинхронность звука». Все эти нарушения мешают восприятию и вызывают тревогу. Приходится дополнительно напрягаться, изыскивая дополнительные ресурсы. Что касается возможности обучения по телефону — не понимаю, чему можно таким образом научиться. Пообщаться, да. Я люблю общаться по телефону, чувствую все тонкости звука голоса собеседника, оттенки и тональности, это делает разговор более доверительным, чем по видеосвязи. И все-таки живое общение это не заменит))
Спасибо за статью. Безусловно, межличностные отношения детей в условиях дистанционного обучения очень страдают. Потому что дети, лишённые стандартных условий обучения, перестают общаться друг с другом лично. В этом случае можно организовать общение дистанционно: скайп, соц.сети (для среднего и старшего звена). Но, безусловно, все это должно быть под контролем родителей. Для младших школьников родители могут организовать общий чат в скайпе или социальной сети.
В общем, дистанционное обучение — сложная тема. И подходит оно далеко не всем детям. Да, есть ситуации (как, например, во время самоизоляции), когда дистанционное обучение является выходом из положения. Но ведь контакт с живым человеком, обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером.
Спасибо за статью. Актуальная статья в связи с введением самоизоляции и перехода на дистанционный режим обучения. Лично я считаю, что дистанционное обучение, а именно — обучение по видеосвязи, действительно, не самый лучший вид получения образования. Сначала я думала, что все дело в моих индивидуальных способностях восприятия информации, но данная статья открыла мне глаза на другую возможную сторону проблемы. Например, как говорится в статье, все дело, что цифровое кодирование и декодирование видеоизображений, изменения и корректировки, исправления и синтеза вводит все виды артефактов, из-за чего сбивается с толку восприятие и искажаются сигналы, что заставляет мозг дольше обрабатывать информацию. Это также отражается и на восприятии и отражении наших эмоций, что заставляет чувствовать нас неудобно в обществе.
Прочтение статьи заставило меня задуматься, как велико влияние камеры на поведение человека перед ней. Я это заметил, когда комментатор, которого я слушал больше 15 лет начал вести передачу на телевидении. Т.е. тот же самый человек начинает говорить намного хуже, ну или как минимум по-другому. Когда же он комментирует или записывает подкаст, то речь его становится привычной. Что же касается зума и других видеосвязей, то не зря я их никогда не любил. Данным вид общения для меня очень некомфортен. Я замечаю, что все эти рассинхронизации и задержки вызывают у меня ощущение неудовлетворенности и тревоги. Вчера у меня было общение по зуму – собрание отдела семь человек. Вроде бы никакой особо важной информации, необходимой для запоминание, озвучено не было. Но я чувствовал, как напрягается мой мозг и после 30 минут такого общения я чувствовал усталость. Всё-таки общение по телефону для себя я считаю более приемлемым практически во всех ситуациях.
Обалдеть. Как интересно всё оказывается. Бедный мозг- трудно ему приходится пахать в такой обстановке и К чему это в будущем приведет- ещё не известно. В статье этому есть хорошее подтверждение. А я думаю- почему я так устаю, когда общаюсь по интернету. На самом деле в зуме смотришь больше на себя, концентрация внимания на собеседнике снижается, утомляемость повышается
Я тут недавно пятиминутное видео снимала, так 3 часа усилий оказались практически тщетными. Смотреть постоянно в неодушевленное отверстие, улыбаться и как-бы предполагать, что тебя видят, кивают и то, что я говорю понимают.. То ещё удовольствие:))). Конечно в интернет-индустрии при помощи вебинаров, мастер- классов кучу денег зарабатывают. Но я поняла, что это огромный труд. Или надо на него правильно настроиться, научиться. Нас ждут глобальные изменения, главное- чтобы мозг не свихнулся!
Спасибо Вам за статью! Очень полезный и актуальный материал.
Из статьи я узнала, что видео-приложения могут заставить чувствовать себя изолированным, испытывать тревогу и отключенность. Без понятной на то причины, может появляться чувство смутного беспокойства и усталости.
Согласна с тем, что во время видеозвонка люди склонны больше смотреть на себя, чем на камеру или на других участников разговора.
Мне одинаково приятно поговорить со своими друзьями и близкими как по телефону, так и с использованием видеосвязи. Конечно, такого рода общение не может заменить реальных встреч и дать полного удовлетворения.
Главное понимать, что эти меры временны и в скором времени самоизоляция и карантин закончатся.
Очень интересная и близкая мне статья. Я полностью согласен, что видеосвязь в худшую сторону отличается от живого общения. В статье приводятся новые для меня факторы не в пользу видеосвязи: задержки и артефакты, звуковые и световые эффекты. Я могу добавить, что камера далеко не всегда отображает лицо человека так, как его видят другие. Фронтальные камеры телефонов и WEB-камеры компьютеров и ноутбуков чаще всего широкоугольные. Из-за этого возникают перспективные искажения (примерно как в дверном глазке), т.е. например нос гипертрофирован, потому что он ближе к камере. Я смотрю на своё изображение в WhatsApp или Skype и не узнаю себя. Я также вспомнил, как тяжело иногда общаться с родителями по видеосвязи. У них в городе связь плохая, часто из-за задержек и плохого качества звука мы почти кричим, причем одновременно. Это не общение, а какой-то бред. Дочке тоже сложно с ними общаться по видеосвязи, хотя она их любит и скучает. Я при видеосвязи всегда стараюсь сместить своё изображение ближе к камере, чтобы взгляд был ближе к ней. Однозначно, видеосвязь — неотъемлемое следствие прогресса, она имеет место быть. Но в текущем виде она явно требует технической доработки: внедрение объективов с меньшими перспективными искажениями, совершенствование кодировки и передачи звука и изображения, расположение камеры непосредственно за экраном, более точный автобаланс белого для естественности освещения на видео.
Интересная статья об исследованиях, актуализированных мировой пандемией. Действительно, уровень общения по видеосвязи резко возрос, и люди стали отмечать недостатки такого общения, в отсутствие «живого». Интересно было узнать, что в результате многие стали испытывать повышенную усталость и разочарование. Безусловно, уровень качества связи в некоторых приложениях оставляет желать много лучшего, но даже при идеальной «картинке» отсутствует так называемая «эмпатийная» составляющая. Кстати, об этом в статье ни словом не сказано, однако, на мой взгляд, именно это во многом снижает качество виртуального общения.
Отмечено, что в общении важную роль играют мелкие детали мимики, оттенки голоса и т.п. Однако это только часть восприятия человеком эмоциональных проявлений другого человека. Хотя здесь и было сказано, что все это необходимо для установления связи и способности к отражению эмоций, полноценно этого сделать в режиме видеочата невозможно. Если человек на экране не будет произносить ни слова, маловероятно, что мы почувствуем его истинную реакцию на наши слова. Это особенно четко понимаешь, когда во время учебной консультации иногда ощущаешь, что человек испытывает совершенно другие эмоции, нежели пытается озвучить.
Мозг не обмануть! Он настроен на живое восприятие происходящего , поэтому видео-чаты и т.п., могут быть не обычным форматом для расшифровки сигналов (визуальная информация). Т.е происходит искажение. Также приходится отвлекаться и прилагать больше усилий для наблюдения и понимания, того что происходит на экране. Общение с »картинками» вынуждает додумывать и догадываться о реакции собеседника, что вызывает неловкость и ощущение не понимания и особенно тогда, когда общение связано с решением каких- либо значимых задач ( обучение, переговоры и т.д.).
Удивило, что телефонная связь эффективнее чем видеосвязь, т.е не отвлекает.
Для меня всегда более удобным и комфортным, является общение в »живую», когда я могу видеть, слышать, чувствовать, ощущать и реагировать.
Статья как раз про современные реалии, корона вирус заставил всех перейти на удаленную работу и обучение. Теперь мы вынуждены общаться по видеосвязи, получать необходимую информация по обучению через stream, что действительно не всегда удобно. Даже просматривание видео на нашем stream сервисе достаточно тяжело. Что бы усвоить информацию необходимо по много раз просматривать видео. По поводу самих видеоконференций, согласен с высказыванием в статье, что при видеосвязи часто смотришь на себя, как в отражение и испытываешь чувство неловкости. К тому же из за этой неловкости приходится больше выкладываться, как описано в статье что бы отразить эмоцию ее действительно необходимо показать, на что действительно будет потрачено намного больше усилий.
Как раз недавно видел статистику приложения Zoom^ у которого аудитория выросла в разы. Безусловно, когда карантинные меры спадут, произойдет отток пользователей. Зумом не пользуюсь, но прохожу онлайн курс. Что я для себя определил, когда нет надо мной контролирующего органа, я не занимаюсь. Что касаемо статьи, для меня было удивительным то, что люди испытывают негативную гамму чувств из-за проблем с передачей видео. Я регулярно пользуюсь видеозвонками, мне приятно наблюдать человека по ту сторону экрана, да, связь LTE оставляет желать лучшего чуть дальше черты города, да и в городе есть мертвые зоны, но без видео мое общение сводится к сухому разговору, который длится как правило максимум 2-3минуты. Благодаря статье узнал о том, как глобализация доставляет людям чувство тревоги.
На данный момент я очень мало общаюсь по интернету и пользуюсь социальными сетями. Я практически исключил это из своей жизни. Но, прочитав статью, я вспоминаю, как я раздражался, когда кому-то что-то напишешь, а человек или не отвечает…или отвечает не сразу. Я ведь жду..а в ответ тишина. Это и сейчас происходит, когда приходится обращаться к смс. Отправил и жду ответа. Только ответ мне нужен сейчас, а он может прийти через какое-то время. Бесит. Ну а естественно, если по видео связи я жду одной реакции, а картинка зависла..но мой мозг это в расчет же не берет и зависшую картинку, сначала он интерпретирует, как ответ, а потом уже приходит осознание, что просто все висит. Только мое тело уже отреагировало и дальше уже сложно воспринимать информацию, так как реакция прошла и последствия этой реакции уже наступили. Спасибо за статью. Я за живое общение или одиночество…по настроению. )
Спасибо за статью. Она очень актуальна на данный момент. Я на себе ощутила все «прелести» проведения онлайн обучения через zoom. В течении 1,5 месяцев я проводила обучение для своих стажёров и специалистов онлайн и не могла понять, почему я за 40 минут устаю так же, как за 3 часа оффлайн. Из статьи я поняла что это происходит из за того что нас сбивают с толку восприятие и искажают тонкие социальные сигналы передаваемые через экран. Наш мозг напрягается, чтобы заполнить пробелы и разобраться в этом беспорядке, что заставляет нас чувствовать смутное беспокойство и усталость, не совсем понимая почему. Так же видео чаты подавляют доверие, потому что мы не можем смотреть друг другу в глаза. И очень часто отвлекаемся на камеру, чтобы посмотреть как сами мы выглядим. Дискомфорт я начинала испытывать еще во время подготовки к эфиру, потому что испытывала страх в том ,что а вдруг будет плохой сигнал интернета, отключат свет и я не смогу провести занятие или не все смогут вовремя подключится и многое другое, что заранее приводило не нужной тревожности. По мимо этого я обратила внимание на то, что даже когда я сама смотрела лекции онлайн,я не могла сконцентрироваться и для того, чтобы вникнуть и записать лекцию мне требовалось 2 -3 раза её пересмотреть. Вывод: онлайн обучение — это зло, которое ведёт к психологическому истощению и не рациональному использованию своего времени.
Для меня общение в Скайп последнее время стало нормой жизни. Много, тренингов, собраний по работе через скайп. Я не заметила у себя яркого проявления неуютного чувства или чувства тревоги. Иногда было разочарование и раздрожение от качества связи, но я больше переключала своё внимание на полученные возможности в таком обучении. Информация , с демонстрацией на экране – выглядела как индивидуальное занятие , можно сделать видео запись обучения. Правда, мы отключали видео, если оно было не актуально и только слушали и разговаривали. Вот поэтому я не почувствовала негатив. Хотя во время собеседований по скайп действительно чувствуешься себя не уютно. Согласна с тем, что сложно считать реакцию людей и лучше видео связь для короткого времени общения. Вообще удивительно, что такие исследования проводятся.
Из этой стотьи я узнала, что наша способность к отражению , позволяет считывать реакцию людей и предсказывать их дальнейшее действие, что мы чрезвычайно чувствительны к выражению лиц друг друга,и подлинное выражение эмоций-это сложный набор мельчайших мышечных сокращений. такое восприятие позволяет нам ее реально восполнить, и делает отражение необходимым для сопереживания и установления связи , чего не получается при видеочате.
Заинтересовали меня такие понятия как » Ошибка Предположения «, и «Аффективные реакции, ранее такие понятия мне были не знакомы.
Узнала, что наш мозг является генератором предположений и когда возникают задержки при онлайн сессиях , это вызывает застывание мимики и кргда она становится не синхронизированна,то мы начинаем воспринимать это как ошибку предположения,которую необходимо исправить, в связи с чем наше подсознание или сознание тратит большие усилия на подтверждения некоторых не совпадений наших предположений.
Узнал, что программа для очного обучения, не подходит для онлайн занятий. В этой статье, как я увидел, рассматривается только негативная торона видео конференций.
Но не рассматривается например размер аудитории для онлайн обучения, не рассматривается, что например, учитель может вести сразу не 1 класс, а 3 и при этом не устать и быть более продуктивным. Я считаю, что для того,
чтобы материал подходил для такого варианта обучения, необходимо его для этого приспособить, сделать так, чтоб это было удобно. Да, упражнения при этом не провести, а семинар вполне.
Впечатлило мнение профессора по поводу задержек в разговоре по видеосвязи, то что наш мозг может рассматривать как ошибку предположений.
Познакомился с понятием гипер-присутствие.
Информация применима, при составлении собственной программы обучения.
Натолкнуло на идею рассмотрения, что не каждая программа обучения может быть переведена в онлайн.
Не соглашусь с тем, что видеосвязь плоха. Очень хороший способ повстречаться с коллегамис друзьями. Есть случаи : обучение. консультирование — в которых данный вид связи совершенно не подходит. Но считаю не нужно сваливать все в одну кучу. И общение по телефону также не передаст состояние эмоциональное собеседника — если уж говорить начистоту. Так что каждый случай надо рассматривать индивидуально. Отметила для себя момент: что порой человек сам на себя смотрит — и это действительно так исходя из моего личного опыта. Видео с тобой приковывает и ты думаешь — как бы хорошо поменять позу или сделать вид сзади получше. Интересный момент радует, что он встречается повсеместно. В принципе статья рассказала состояние людей на сегодня. Актуально.
Все минусы перехода в онлайн формат я заметила и ощутила на своей шкуре при первой же попытке провести репетицию через приложение зум. Во первых достаточно долгое время приходилось тратить на настройку техники и откровенно говоря пропадающий звук или нестабильное изображение распаляли внимание и совершенно сбивали настрой на продуктивную работу, так ещё по завершении всех технических настроек и ожидания всех участников , наблюдалась совсем не рабочая обстановка и то что должно было быть репетицией нацеленной на определенную задачу превращалось скорее в дружеские посиделки и болталки. Весело и интересно — да, продуктивно — нет. Думаю и с обучением онлайн, будь то через зум, скайп или ещё благодаря каким технологиям эффективность и продуктивность явно страдают. С другой стороны какие-то письменные задания , не требующие общения с другими наоборот при должном уровне саморегуляции и дисциплины , на мой взгляд наоборот получают большее сосредоточение и соответственно более результативны. Соответственно онлайн формат конечно же не заменит необходимого живого общения и взаимодействия, не заменит формата обучения, требующего взаимодействие людей, в то время, когда та часть обучения которая заключается в сосредоточении и отсутствии отвлекающих факторов в виде других людей вокруг (что особенно часто встречается среди учеников) наоборот способствует продуктивности.
Я согласна с авторами статьи. При плохом видеоизображении во время беседы в скайпе меня больше всего раздражает плохая картинка и шипение в наушнике. Но если использовать скайп без видео, то все прекрасно я готова довольно долго разговаривать. Работая из дома я как то не почувствовала разнице в общении с коллегами, да все процессы происходят медленнее, но они происходят. Конечно, сложно перестраиваться на новые виды коммуникации и новые процедуры общение, но человек может приспособиться ко всему и приспосабливаясь повысить продуктивность и качество работы. Естественно это доступно не для всех сотрудников, для многих будут возникать ограничения, из-за каналов восприятия. Надеюсь, что в скором времени качество связи будет улучшаться.
Благодарю за статью – для всех сейчас крайне актуально!
Я всегда чувствовала неполноценность общения по видеосвязи, но никогда не задумывалась о её причинах. Специалисты связывают это с искажениями, задержками изображения, а также с невозможностью детально воспринять выражение лица собеседника. Всё это мешает вовлечённому, осмысленному разговору. Интерес беседы явно падает, когда мы заняты не темой, а качеством изображения, несинхронным звуком и своим внешним видом.
Несколько месяцев я занимаюсь английским по видеосвязи со своим репетитором – мы смеемся, учим грамматику и делаем упражнения. И я согласна на некоторое несовершенство такого формата общения взамен на его удобство, потому что английский сейчас – не такой весомый для меня приоритет.
Но три недели назад мне пришлось поздравлять свою подругу с Днём рождения. Мы с друзьями вынужденно устроили Zoom-вечеринку, и, конечно, сравнивать это с нашими привычными встречами просто нельзя. Я не чувствовала эмоций близкого человека, когда она открывала подарок, я не видела выражение лиц друзей. Через два часа я поняла, что уже устала от этой встречи.
И, конечно, я никогда бы не поменяла стандартный формат обучения на семинары по видеосвязи, даже в исключительно теоретических предметах. Я всегда считала, что между учеником и преподавателем происходит потрясающий обмен энергией, из которого и складывается обучение, и возместить это никак не получится.
То же касается и консультации у психолога. Я не смогу чувствовать необходимую доверительную, безопасную, дружелюбную обстановку. Хотя, конечно, выполнить какие-то отдельные задания психолога вполне смогу.
Я не сталкивалась с онлайн обучением. Мне сложно сказать , есть с этим сложности или нет. Если говорить просто про онлайн общение , то не помню я , чтобы мне приходилось чувствовать неловкость и/или свою несостоятельность, как сказано в статье. Возможно , это от того, что в большинстве своем такой вид связи я выбираю для общения с близкими людьми . Например, с подругой, которая переехала в Москву, или с родной сестрой , которая переехала в Калининград . Более того скажу, что я крайне рада, что есть такой вид связи . Моя сестра вышла замуж за военного, переехала из Воронежа, приезжает сюда пару раз в год. Так что нас онлайн связь , да еще и с видео — это просто спасение. Так что у меня одна благодарность к разработчикам ! Спасибо за статью.
Спасибо большое за статью!
Заявленное название — «почему обучение по видеосвязи может быть ужасно». Возможно именно поэтому в моем вузе за время пандемии не было ни одного онлайн-видеоурока… Нам всю информацию дают в виде лекций в электронных документах. Что касается просто общения в видеочатах, то могу сказать, что в определенной степени частно пользуюсь этим каналом. В основном — для общения с родственниками или друзьями. На самом деле, картинка настолько ужасная, что при разговоре с друзьями мы делаем на нее больших ставок и зачастую даже не смотрим в экран, концентрируясь на голосе. В целом, проблема, конечно, не решаемая — почувствовать эмоции и сделать «предположения» через экран нереально. И почему до сих пор в нашем 2020 году такое плохое качество картинки при таком уровне развития все вокруг?!)
Несмотря на то, что От приложений Zoom мен я уже лично тошнит , через Skype общаемся с родными в др странах, лично мне понравилось онлайн работать и режим дома с семьей и я не страдал особо из-за того,что видеоконференции и чаты заменили личные встреч. Видимо мне их хватало в реальной жизни! Интересное сравнение Лиц друзей и коллег расположены в сетке, напоминающей игровое шоу «Голливудские квадраты». И еще оказывается новым для меня оказалось приложение Houseparty))) До него еще не добралась)) Поэтому Не соглашусь с тем, что видеосвязь плоха. Очень хороший способ повстречаться с коллегами, с друзьями. На случаи обучение или консультирование данный вид связи совершенно не подходит. Но считаю не нужно сваливать все в одну кучу.Так что у меня есть благодарность к разработчикам!)) Я ничего не потеряла, только приобрела! СПасибо
Есть гораздо более простой и очевидный способ объяснить, почему вы чувствуете усталость от постоянных видеозвонков — потому что вы сидите целый день за монитором. Не стоит искать черную кошку там, где её нет. Либо докажите, что она есть. Приведите мне факты — исследования головного мозга, зоны и параметры активности, сравните данные для испытуемого, говорящего с собеседником лично или по видеозвонку, и, разумеется, не для одного, а для выборки, и с контрольной группой. Тогда рассмотрим и обсудим. Когда же статья основана на личном мнении нескольких её авторов — то это разговор бабушек на завалинке. Вообще говоря, у любого новшества всегда были противники. Появился телефон, и злопыхатели нашли в нем и непосредственный вред здоровью от глухоты до рака мозга, и риски одиночества и изоляции, и много других более или менее страшных, но редко обоснованных пророчеств. Но человек жив и здоров, и пользуется, и продолжает совершенствовать. И с видеозвонками также. Интернет станет побыстрее, перерывов на оффлайн побольше. Вот и все.
Считаю данную статью прекрасно информированной, т.е после ее прочтения я понимаю и в очередной раз убеждаюсь , чтот живое общение ничего заменить не может , при этом входе прочтения для себя выявил новую информацию с которой до этого не сталкитвался, а именно , лучше общаться по телефону, чем по видео связи и устраивать видеоконференции. Меня удивило само исследование и какие результаты оно дает, сроду не мог подумать , что люди во время видео связи очень сильно устают и не понимают в чем кроется причина.Отметил для себя такую реакцию , что во время переговоромв по видео люди чаще смотрят на себя чем на своего собеседника и стараются казаться лучше.В профессиональном и личностном плане я понимаю что всвязи с нынешней ситуацией в мире необходимо развивать навык коммуникации дистанционного обучения и взаимодействия с другими людьми.Считаю это главной идеей данной статьи.
спасибо за статью, это абсолютно новая информация для меня. Недавно я стала замечать, что видеообщение, меня сильно утомляет, хочется спать, портится настроение и нет никакого желания продолжать, оказывается на это есть причины. Про отсутствие зрительного контакта еще можно догадаться, а вот о том, что мы воспринимаем задержку видео, как остановку, как ошибку предположения и дорисовываем мимику, я и подумать не могла. наш мозг проводит серьезную работу, предполагая ту или эмоцию у собеседника и отразить ее, как правило, очень сложно. Так же мы сильно утомляемся, когда смотреть приходится не только на собеседника, но и на себя. Мы замечаем свои недостатки, рассматриваем свою мимику. Пожалуй, звонок по телефону действительно лучше)
Я занимаюсь английским языком и моя преподаватель предложила мне заниматься им по скайпу,кроме большего разочарования,я ничего не могу сказать.Совершенно уверенна,что в процессе обучения используется не только вербальная ,но и не вербальная составляющая.Я с моей преподавательницей на одной волне,прелесть обучения в возрасте не школьном,в том что находишь педагогов с которыми действительно интересно,не только обучаться,но и общаться. Поэтому обучение онлайн конечно имеет место быть. Я уверенна можно и нужно активно обучаться, и обучать через интернет среду.Но все заменить это обучение не сможет,люди очень социальные существа,совместно мы строим города,выходим в космос.Общение и обмен информацией на вербальном и не вербальных уровнях крайне важен для нас. Иногда просто слово поддержки дает много сил и мотивации заниматься , двигаться дальше.Но конечно возможности охвата через интернет невообразимо больше,есть большие возможности по охвату людей ,по самообучению в удобное время.Использоваться все это нужно с понимание зачем и что делается.Все образование онлайн-образование не заменит совершенно точно.
Недавно я тоже попробовала себя в роли онлайн-преподавателя. И должна сказать, что это трудно и совсем не понятно как такое занятие проводить. Когда учеников не видно и не слышно, когда нет возможности установить контакт и почувствовать аудиторию, все занятие становится каким то бессмысленным. Не понятно для кого я вообще говорю. Да, бывает такая информация, которую можно донести и через монитор, но все равно это уже не то. Сколько я не учавствовала в вебинарах, я не смогла проникнутся к ним интересом. Мне проще поиом плсмотреть его же в записи, чем в режиме онлайн. Влзможно именно эффект искажения и задержки невербальных сигнало вызывает у меня дискомфорт. А когда я смотрю в записи, то и не ожидаю контакта с лектором.