Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Хотя мы не помним себя в младенчестве, но уже тогда мы могли формировать воспоминания

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

  • Большинство взрослых не могут вспомнить ничего из того, что было с ними до 2-3 лет.
  • Автобиографические воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, о котором младенцы начинают задумываться лишь много позже.
  • Любые воспоминания, которые мы утверждаем, что помним до 2-3 лет, могли быть созданы на основе чьего-то пересказа события.

Самое первое, что я могу вспомнить в своей жизни, это то, как мой новорожденный младший брат впервые попал домой из роддома. Я помню, как мои родители поднимались по лестнице в нашу квартиру на втором этаже и клали его в кружевную голубую люльку. Я подумал тогда: «Мне два с половиной года», возможно, сравнивая свое «долгожительство» с несколькими его днями на земле. Это воспоминание очень смутное, но оно есть, и оно короткое. Другие воспоминания о том же времени еще более туманны и кратки, а воспоминания о том, что было до того, как мне исполнилось два с половиной года, вообще отсутствуют.

Младенческая амнезия

Мое первое воспоминание типично для первых воспоминаний большинства людей. Как правило, они начинаются не раньше 2-3 лет, и обычно это автобиографические воспоминания или воспоминания о том, что с вами произошло. Они также обычно связаны с каким-то важным или эмоциональным событием, которым для меня был день, когда в моем мире появился младший брат. Когда мы не можем вспомнить что-либо до этого возраста, психологи называют это явление младенческой амнезией. Но почему же мы переживаем младенческую амнезию? И почему мы не можем вспомнить ничего до 2-3 лет?

Мы не знаем наверняка, но существует множество теорий. Одна из ранее развенчанных теорий гласит, что младенцы вообще не могут формировать воспоминания. Теперь мы знаем, что это не так. Младенцы, безусловно, могут что-то запоминать. Они могут научиться запоминать лицо своей матери в течение нескольких часов после рождения. Точно так же большинство родителей знают, что их дети могут их запомнить. Ведь в возрасте 2-3 месяцев младенцы улыбаются знакомым лицам, показывая, что они узнают и помнят самых важных людей в своей жизни.

Для изучения того, что могут запомнить младенцы, исследовательница из Ратгерского университета Кэролин Рови-Колье разработала забавную задачу, подходящую для младенцев в возрасте до 6 месяцев. Для выполнения задания она укладывала младенцев на спину в кроватку, над которой висел мобиль. На мобиле висело несколько игрушек, чтобы привлечь внимание малышей. Пока младенцы лежали, она измеряла, как сильно они толкаются ножками. Далее следовала хитроумная часть: она привязала веревку от пухлой ножки младенца к концу мобиля, чтобы при каждом пинке младенца мобиль подпрыгивал вверх-вниз. Она быстро обнаружила, что даже самые маленькие младенцы понимают, что они управляют этим сценарием, и каждый раз, когда они пинаются, мобиль двигается. Очень скоро они стали много пинаться — гораздо больше, чем до того, как мобиль был привязан к их ногам, — что свидетельствовало о том, что они усвоили связь между пинками и движением мобиля.

Но Рови-Колье интересовало не столько то, научились ли младенцы тому, что они могут заставить мобиль двигаться, сколько то, помнят ли они, что могут заставить мобиль двигаться, когда их проверяли через день или два. Она обнаружила, что младенцы в возрасте 2 месяцев помнили то, чему научились, и начинали пинаться, как только снова видели мобиль, даже спустя день или два (Rovee-Collier, 1999г.). Самые маленькие младенцы могут помнить только в течение нескольких дней, но по мере взросления младенцы могут запоминать на все более длительные периоды времени. Это говорит о том, что с самого раннего возраста младенцы могут формировать воспоминания. Таким образом, неспособность формировать воспоминания — это не то, что мешает нам помнить то, что было в детстве.

Автобиографическая память

Важно отметить, что тип памяти, который проверяется в исследовании по мобильному пинанию, отличается от тех видов памяти, когда пытаемся вспомнить свое прошлое. Воспоминание о том, что пинки могут привести в движение игрушку, называется процедурной памятью, или памятью о том, как что-то работает. Как я уже говорил, когда я вспоминаю день, когда моего брата привезли домой из роддома, это автобиографическое воспоминание, или воспоминание о чем-то, что произошло со мной в моей жизни. Автобиографические воспоминания отличаются от процедурных или даже семантических воспоминаний, которые состоят из фактов или таких вещей, как слова, цифры или название столицы какой-либо страны. Автобиографические воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, о чем младенцы могут задумываться только в более позднем возрасте. Автобиографические воспоминания также требуют самоосознавания, или способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим.

Это то, что начинает развиваться только в возрасте 18 месяцев. Фактически, до 12-18 месяцев младенцы даже не могут хранить информацию с помощью языка. Можете ли вы представить себе попытку вспомнить историю о себе, не имея возможности использовать язык? Наконец, часть нашего мозга, отвечающая за хранение воспоминаний — так называемый гиппокамп — не полностью развита в младенческом возрасте. Любой из этих факторов или их комбинация могут объяснить, почему нам трудно создавать или вспоминать автобиографические воспоминания в возрасте до 2-3 лет. Ученые до сих пор не знают точно, какой из этих факторов ответственен за младенческую амнезию.

Мы лишь знаем, что любые воспоминания, которые мы утверждаем, что помним до 2-3 лет, могли быть созданы на основе чьего-то пересказа событий. Вполне возможно, что некоторые части моего первого воспоминания реальны, а другие созданы на основе рассказов моей мамы о том дне; точно об этом сказать невозможно. Как бы нам ни хотелось думать о них именно так, воспоминания не похожи на маленькие папки, которые мы складываем в своем мозгу. И воспоминания не всегда являются точными копиями того, что произошло с нами на самом деле; они могут быть построены и реконструированы с течением времени. На самом деле, дети особенно подвержены внушению при воспоминании событий.

В классическом исследовании в этой области Стивен Сеси и его коллеги изучали, насколько надежны воспоминания дошкольников. В одном классическом исследовании они рассказывали детям дошкольного возраста о неуклюжем парне по имени Сэм Стоун, с которым произошло несколько забавных казусов. Вскоре после этого человек по имени Сэм Стоун посетил их классную комнату, сидя тихо в углу. Позже детей спрашивали о визите Сэма Стоуна в класс и о том, что он делал. Сеси обнаружил, что дети дошкольного возраста рассказывали небылицы о глупых вещах, которые Сэм делал во время посещения класса, но ни одна из них не соответствовала действительности. Отвечая на недостоверные вопросы, дети преувеличивали свои ответы, как и просто повторяя вопросы снова и снова (Bruck and Ceci, 1999). Авторы пришли к выводу, что воспоминания детей, особенно в дошкольном возрасте, довольно податливы и подвержены внушению. Однако, хотя дети младшего возраста могут быть наиболее восприимчивы к созданию ложных воспоминаний, дети постарше и взрослые тоже так делают (Ghetti, Qin, and Goodman, 2002).

Итак, хотя мы не помним многого из своего младенчества, но младенцы могут формировать воспоминания, только не обязательно те, которые мы обычно любим рассказывать и пересказывать на семейных посиделках. Даже когда мы становимся старше, наши воспоминания не хранятся в мозгу, как видеоклипы. Они могут потускнеть и измениться, особенно когда мы делимся этими воспоминаниями с другими людьми, которые могут пересказать их с другой точки зрения. Это означает, что если мы хотим вспомнить больше из наших самых ранних дней, то лучшее, что мы можем сделать, это поговорить с другими людьми, которые были там — с нашими близкими. И если нам повезет, то разговоры о тех временах, помогут создать новые воспоминания.

 

 

Оригинальная статья: Vanessa Lobue — Why We Can’t Remember Our Youngest Years, April 2022

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психология, память, гипокамп, младенческая амнезия, младенчество, автобиографическая память.

60460cookie-checkПочему мы не помним себя младенцами?

Доступно для скачивания: