Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Более 50 лет назад Джордж Миллер, президент Американской психологической ассоциации, призвал своих коллег «отдать психологию» людям. Нет, он не призывал своих последователей отказаться от этой области. Скорее, он надеялся, что повышение осведомленности широкой общественности о психологии поможет решить проблемы общества.

За полвека, прошедшие после призыва Миллера, психологи популяризировали свои идеи. Книги, написанные для широкой публики, выходят все в большем количестве, их дополняют бесчисленные блоги, подкасты, журналы, выступления на TED и видео.

Популяризация психологии была поразительно успешной. В 1995 году один из историков этой области утверждал, что «психологическая подкованность — это кредо нашего времени».

Сегодня у этого кредо еще больше истинных последователей. Писатели, занимающиеся распространением психологических инсайтов, такие как Брене Браун, пользуются огромной популярностью и имеют армии последователей.

Но другие авторы, такие как Джесси Сингал, чья книга «The Quick Fix» («Быстрое решение») была опубликована в прошлом месяце, ставят серьезные вопросы перед популярной психологией.

Действительно ли популярная психология изменит нашу жизнь? Или же она опирается на нездоровую науку и делает нас одержимыми и несчастными?

Что такое поп-психология?

Популярную психологию можно определить как любую попытку представить психологические идеи широкой аудитории. Как и во всех других областях, в академической и профессиональной психологии есть свои специализированные публикации и жаргон. Популяризация — это попытка сделать эти знания доступными, понятными и удобными для использования.

Не существует единого способа классификации поп-психологии, но можно выделить три основных жанра. Во-первых, это книги и СМИ, основной целью которых является информирование общественности о последних достижениях в области научной психологии, авторами которых обычно являются ученые или научные журналисты.

По своей сути эти работы похожи на любой другой вид научной коммуникации, но с особым акцентом на сознание, проблемы мозга и поведенческие модели. Классика жанра — книга Дэниела Канемана «Мышление, быстрое и медленное» (Thinking, Fast and Slow) (2011г.) о двух фундаментальных способах человеческого познания. Книга Джозефа ЛеДу «Эмоциональный мозг» (The Emotional Brain) (1996 г.) о нейронауке эмоций. Книга Дэна Ариели «Предсказуемо иррационально» (Predictably Irrational)  (2008 г.) о предвзятости в принятии решений.

Второй жанр — более прикладной. Вместо того чтобы излагать научную тему для любознательного обывателя, он предлагает руководство для людей, которым нужна практическая помощь в решении повседневных проблем. Чаще всего их пишут психологи-практики, а не ученые, и, как правило, они находятся на расстоянии вытянутой руки от исследований по данной теме.

К этому жанру поп-психологии относятся издания, цель которых сделать нас лучшими лидерами и любовниками, более способными партнерами и родителями. Они адресованы тем из нас, кто хочет стать счастливее, стройнее, подтянутее, богаче, умнее, сексуальнее и продуктивнее.

Наконец, у нас есть третий жанр поп-психологии, который ориентирован на людей с проблемами психического здоровья. Как и второй жанр, он предлагает практические рекомендации, но вместо того, чтобы улучшать функционирование в повседневной жизни, он стремится уменьшить страдания и дисфункцию.

Если второй жанр обещает коучинг без тренера из плоти и крови, то третий жанр предлагает форму самоуправляемой терапии. Его потребители ищут помощи в преодолении или улучшении преодоления депрессии, тревоги или других состояний.

Размытая грань между психологией и самопомощью

Второй и третий жанры можно рассматривать как часть обширной индустрии самопомощи. Эта отрасль, удовлетворяющая ненасытный аппетит к самосовершенствованию, только в США оценивается в 11 миллиардов долларов в год.

Не вся популярная психология является самопомощью (вспомните первый жанр), и не вся литература для самопомощи основана на психологии или создана психологами.

Дейл Карнеги, автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) (1936 г.), был продавцом, актером и тренером по ораторскому искусству, не имея никакого психологического образования.

Франшиза «Куриный бульон для души» (Chicken Soup for the Soul) продает вдохновляющие истории от обычных людей, а не экспертов и мудрецов (а теперь еще и продает корм для домашних животных).

Другие книги по самопомощи продают не психологию, а домашнюю мудрость, решения, основанные на вере, или идеи 12 шагов. Ведущими авторами были христианские священники (Норман Винсент Пил, 1952 г. «Сила позитивного мышления»), религиозные педагоги (Стивен Кови, 1989 г. «7 привычек высокоэффективных людей») и психиатры (М. Скотт Пек, 1978 г. «Дорога, по которой меньше ходят»).

В последнее время Брене Браун построила карьеру популярной писательницы, занимающейся самопомощью и имеющей психологическое образование. В серии книг-бестселлеров, включая «Смелость вести за собой» (2018 г.), «Дары несовершенства» (2010 г.) и «Сила уязвимости» (2013 г.), Браун исследует темы мужества, уязвимости и стыда.

Ее работы подчеркивают необходимость принять риск эмоционального воздействия и дискомфорта. По ее словам, ежедневное мужество, необходимое для того, чтобы смотреть страхам в лицо, необходимо для обретения любви, успеха и личностного роста.

Эти идеи о мужестве и уязвимости не являются уникальными для психологии, но они заложены в собственном качественном исследовании Браун, посвященном переживанию стыда у женщин. Благодаря тому, что она опирается в своих популярных статьях на психологические исследования и теорию, работы Браун стали образцом современной поп-психологии, а ее выступления на TED набрали более 38 миллионов просмотров, и по ним сняли специальный фильм на Netflix.

Доводы против поп-психологии

Легко критиковать и фыркать на популярную психологию. В частности, психологи, пишущие о самопомощи, могут вывести нас из себя своими упрощенными утверждениями, пафосными ответами на сложные проблемы, жаргонными высказываниями и приторным позитивом.

Некоторые причины для отказа от поп-психологии вполне веские. Она может далеко отходить от какой-либо научной доказательной базы и при этом выдавать себя за работу ученого, имеющего степень доктора философии, используя в качестве приманки блеск «науки».

Даже если она построена на фундаменте научных данных, этот фундамент может оказаться хлипким. Как показывает Джесси Сингал в книге «Быстрое решение» (The Quick Fix), некоторые результаты исследований, на которых основывается поп-психология, сомнительны, их не удалось воспроизвести при повторных исследованиях. Другие чрезмерно преувеличены: в какой-то степени верны, но преувеличены по своей значимости.

В книге Сингала выделяются такие идеи, как самооценка, силовое позиционирование, самообладание, программы повышения устойчивости и бессознательные предубеждения, которые имеют шаткую исследовательскую базу и сомнительный статус поп-психологической истины. В каждом случае популярный энтузиазм опередил их научную поддержку.

Поп-психологию также можно упрекнуть в том, что она игнорирует социальные, культурные и экономические факторы, которые ограничивают нашу жизнь. Фокусируясь на индивидууме, авторы поп-психологии отвлекают внимание и волю от необходимости структурных изменений в обществе.

Ориентация движения самопомощи на человека может также сделать его более сосредоточенным на себе. В книге британского писателя Уилла Сторра «Селфи» (2017 г.) рассказывается о том, как потребление продуктов самопомощи может подпитывать недостижимое стремление к совершенству.

Стремление к самосовершенствованию может подорвать само себя.

Доводы в пользу поп-психологии

При всех своих проблемах, некоторое сопротивление поп-психологии неоправданно. В представлении о том, что она подходит только для людей слабее, проще и глупее нас, может быть элемент снобизма. Также может вызывать презрение стереотип зависимого от самопомощи человека, поглощающего поп-психологию в отчаянном, но тщетном поиске счастья и успеха.

На самом деле, есть некоторые доказательства того, что поиски могут быть не такими уж и тщетными. Исследования в области библиотерапии — использования книг для лечения психических расстройств — дают некоторые основания для надежды.

Библиотерапия может проводиться индивидуально или в составе группы. Она может проводиться под руководством профессионала или самостоятельно. Она может включать в себя всевозможные книги, от романов до руководств по самопомощи.

Крупномасштабные обзоры показывают, что библиотерапия может быть эффективна для уменьшения симптомов депрессии, тревоги и сексуальных дисфункций. Один из недавних обзоров исследований, посвященных взрослым людям, страдающим депрессией, показал, что ее эффективность может быть долгосрочной.

Даже неуправляемая, самостоятельно проводимая библиотерапия может быть, по крайней мере, столь же эффективной, как и стандартное лечение людей с депрессией. Тем не менее, она представляется несколько менее эффективной, чем профессиональная библиотерапия, которая может быть ненамного менее эффективной, чем индивидуальная терапия.

Библиотерапия представляется многообещающим и экономичным элементом головоломки лечения психического здоровья, особенно если самопомощь не проводится в одиночку. Если это действительно так, то подъем популярной психологии способен изменить ситуацию к лучшему, как и надеялся Джордж Миллер.

 

Оригинальная статья: Nick Haslam – The rise of pop-psychology: can it make your life better, or is it all snake-oil? May 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, популярная психология, книги, чтение, поп-психология, книги по психологии, самопомощь.

67400cookie-checkПоп-психология: делает нашу жизнь лучше или это все шарлатанство?