Стратегии укрепления психологической устойчивости и восстановления
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются жертвами-потерпевшими в полном смысле этого слова.
- Ежедневное наблюдение за домашним насилием может повлиять на эмоциональное, социальное и физическое благополучие.
- К факторам эмоциональной защиты относятся поддержка со стороны сверстников и расширенной семьи.
- Независимые родительские фигуры могут обеспечить чувство безопасности и комфорта в условиях неблагоприятных обстоятельств.
Месяц борьбы с домашним насилием подчеркивает важность решения проблемы коварной, но зачастую невидимой пандемии межличностного насилия. Обсуждая распространенность этого явления, преследование или предотвращение, мы признаем необходимость защиты как прямых жертв, так и других членов семьи, которые часто получают эмоциональные и физические травмы. К счастью, исследования выявили источники поддержки для молодых жертв и свидетелей, оказавшихся под перекрестным огнем.
Дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются выжившими жертвами
Сильке Мейер в статье «Влияние домашнего насилия на детей» (2025г.) обсуждает как проблемы, так и возможности защиты детей, живущих в семьях, где имеет место насилие. Учитывая современные научные исследования, посвященные детскому опыту домашнего насилия, она признает детей, ставших свидетелями домашнего насилия, в качестве отдельных жертв-выживших, которые могут извлечь пользу из стратегий обеспечения безопасности, укрепления психологической устойчивости и восстановления.
Мейер признает, что дети не являются просто наблюдателями, они непосредственно страдают от того, что становятся свидетелями домашнего насилия в семье, иногда ежедневно, что может оказать долгосрочное влияние на их эмоциональное, социальное и физическое благополучие. Она также признает возможность межпоколенческой передачи насилия, которое проявляется в форме насилия между братьями и сестрами или насилия детей по отношению к родителям. В заключение она отмечает, что, хотя в области защиты детей в семьях, где имеет место насилие, достигнут значительный прогресс, необходимо продолжать реформы, в том числе в области оказания поддержки в восстановлении, ориентированной на детей.
Как дети справляются с тем, что становятся свидетелями домашнего насилия
Поскольку в детском возрасте сталкиваться с домашним насилием – это печальная реальность во многих семьях, исследователи также изучили, как некоторые дети справляются с этой проблемой лучше, чем другие. Дженни Тонсинг (2025г.) исследовала этот вопрос и выявила защитные факторы, которые помогают ребенку справляться с воздействием домашнего насилия. Она описывает его, как «паттерн агрессивного, принудительного, угрожающего поведения, включая физическое, эмоциональное, финансовое и сексуальное насилие между интимными партнерами или членами семьи».
Исследование Тонсинг, основанное на концепции детского развития, включало опыт восьми детей в возрасте от 10 до 15 лет, которые больше не жили в семьях, где имело место насилие. Результаты выявили несколько типов защитных факторов, в том числе индивидуальные характеристики, родительские факторы и поддержка со стороны сверстников и других членов семьи. Эти факторы помогали детям справляться с трудностями в условиях домашнего насилия, снижать уровень стресса, а также повышать устойчивость и чувство благополучия. Тонсинг отмечает, что расширенные семейные сети поддержки могут предоставить руководство и ресурсы, которые способствуют развитию физической, умственной и эмоциональной силы.
Различия в адаптации детей к воздействию домашнего насилия
Один из основных выводов Тонсинг заключается в том, что многие из нас инстинктивно признают: не все дети, воспитывающиеся в семьях, где имеет место насилие, подвергаются одинаковому негативному воздействию и в одинаковой степени. Исходя из этого, Тонсинг определяет резильентность как «проявление позитивной адаптации и здорового функционирования у лиц, подвергающихся значительным бедам».
В своем исследовании она отметила индивидуальные факторы, в том числе то, как дети в возрасте 10 лет принимали на себя роль взрослых, занимаясь такими действиями, как удаление младших братьев и сестер из проблемной ситуации, уводя их в другую комнату. Другие дети адаптировались, оставаясь в своих комнатах до тех пор, пока ссоры не прекращались, или слушая музыку, чтобы заглушить шум. Некоторые дети управляли своими эмоциями, разговаривая с собой и сосредотачиваясь на будущих целях.
Что касается родительских факторов, Тонсинг отмечает, что наличие поддерживающей родительской фигуры, которая обеспечивает заботу, воспитание и тепло, способствует чувству безопасности и благополучия в условиях неблагоприятных обстоятельств. Точно так же сверстники или члены расширенной семьи, такие как двоюродные братья и сестры, бабушки, дяди и тети, также могут стать важными источниками ободрения, поддержки и принятия.
Восприятие как профилактика
Способность распознавать признаки жестокого обращения и насилия в семье способствует минимизации вреда, защите жертв, привлечению виновных к ответственности и исцелению как взрослых, так и детей, пострадавших от насилия.
Оригинальная статья: Wendy L. Patrick — Helping Children Cope With Witnessing Domestic Violence, October 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: психология, дети, насилие, насилие в семье, жертва насилия, психологическая помощь, исцеление.








Благодарю за статью! В результате прочтения данной статьи, я отметила для себя много новой информации, которая касается поведение детей во время домашнего насилия над другими членами семьи. Меня удивило, что многие дети справляются со стрессом, который сопровождает эту обстановку дома. Они стараются отвлечь себя различными способами и уберечь от физического и эмоционального насилия не только себя, но и младших сестер или братьев. Эта информация дает шанс на то, что более старшие дети способны рассказать окружающих и близким об остановке дома, а они в свою очередь имеют шанс на то, чтобы помочь детям. Это натолкнуло меня на мысль о том, что необходимо иметь активную гражданскую позицию и если есть признаки насилия дома, то незамедлительно обращаться за помощью в соответствующие органы.
Я разделяю эту мысль, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия — это полноценные жертвы, чья психика получает глубокую, которая с большей долей вероятности повлияет на всю их дальнейшую жизнь. Однако новейшие исследования вселяют надежду: оказывается, даже один по-настоящему поддерживающий родственник из расширенной семейной сети может стать тем спасительным якорем, который удержит ребенка от полного погружения в травму. Если такой поддержки вовремя нет, некоторые дети интуитивно находят психологические способы самозащиты — они уводят младших братьев и сестёр из эпицентра ссор, слушают музыку, чтобы заглушить агрессию, или мечтают о будущем, чтобы уйти от ужаса настоящего. Это проблема, к сожалению, до сих пор актуальна в нашей стране, много бюрократических проволочек, чтобы забрать ребенка из семьи, но, при этом, нет гарантии, что в детском доме ему будет лучше.
Спасибо за статью!
В статье рассмотрены стратегии психологической устойчивости и восстановления. Когда в семье существует насилие, неважно физическое оно или психологическое, дети будут страдать. Если отец поколачивает мать на глазах у ребенка, то невозможно представить какие эмоции испытывает малыш. Это очень страшно. Моя знакомая рассказывала, что выросла с отчимом, который лупил ее мать, и как они все вместе убегали к соседям. Она очень боялась, что в какой-то день отчим просто убьет ее маму. От таких рассказов мороз по коже. Конечно дети перед глазами которых происходит насилие, сами являются жертвами.
Хорошо было бы иметь реабилитационные центры для жертв насилия, в которых могли бы найти убежище люди ему подвергающиеся. И систему, которая оказывала бы постреабилитационную поддержку. Но к сожалению в нашей стране нет такой системы.
Спасибо за статью. Я ознакомилась со способами укрепления психологической устойчивости детей, являющихся свидетелями домашнего насилия. Полностью согласна с автором в том, что такие дети являются полноценными жертвами домашнего насилия, даже если оно не направлено напрямую на них.
Я считаю, что в некоторых случаях переживания детей в роли свидетелей сцен насилия могут превышать переживания самих участников по своей силе и глубине, так как они не находят эмоционального выхода и принятия. Участники же имеют возможность выплеснуть свои эмоции непосредственно в процессе конфликта. Удерживающиеся и сохраняющиеся негативные чувства детей формируют психологическую травму, которая в свою очередь, может влиять на развитие ребёнка и накладывать отпечаток на все сферы его жизни.
Из статьи я узнала о трёх факторах, способствующих быстрому восстановлению и преодолению домашнего насилия с наименьшими потерями.
Во-первых, имеют значение индивидуальные характеристики личности ребёнка, определяющие его реакцию на стресс и способность выхода из него конструктивным путём. Несмотря на то, что данные характеристики устойчивости (резильентности) являются врождёнными, они успешно поддаются развитию.
Во-вторых, заботящийся и поддерживающий родитель способен обеспечить ребёнку чувство безопасности даже в неблагоприятных условиях.
Лично для меня это утверждение является спорным, так как участник домашнего насилия прежде всего ассоциируется с опасностью, страхом, чувством незащищённости. Возможно, что здесь имеет значение как раз устойчивость психики, позволяющая увидеть в родителе спокойствие и защиту.
В-третьих, члены расширенной семьи и сверстники, что для меня более вероятно по сравнению с предыдущим пунктом, могут быть полезны, оказывая поддержку, принятие, настраивая на позитив и конструктив.
В профессиональном плане данная информация позволила мне определить стратегию помощи детям, находящимся в зоне домашнего насилия. Она заключается в развитии у детей способности противостоять стрессу в моменте, адаптации после события, в поиске и назначении людей на роль поддерживающего лица.
Из статьи узнала об адаптации детей в семьях, где есть семейное насилие. Новый термин — резильентность, то есть способность справляться с трудностями и адаптироваться к новым условиям, а также восстанавливаться после стресса (в данном случае после семейного насилия). Методы борьбы с последствиями домашнего насилия, приведенные в статье, в практике могут помочь реабилитации детей и взрослых, подвергающихся домашнему насилию. На мой взгляд, это одна из самых острых тем в современном мире, так как домашнее насилие сложно доказать, особенно если оно не физическое. И зачастую сами жертвы либо боятся обращаться за помощью, в том числе к правоохранительным органам, либо не понимают, что подвергаются такому насилию. Особенно важно работать в этом направлении с детьми, чтобы в их взрослой жизни, последствия такого насилия имели минимальное влияние.
Статья показала, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия является жертвами. Я полностью с этим согласна. У детей в такие моменты вырабатывается защитная стратегия поведения. Очень важно, когда у ребенка пострадавшего от насилия в семье есть близкий, готовый его поддержать. В случае, когда ребенок не может найти поддержку, ему становится трудно вывозить психологически то, что происходит дома. Хочется спрятаться и никому никогда ни о чем не рассказывать, а лучше забыть, то что когда-то было увидено. Последствия у такой реакции могут быть фатальными, такими как различные соматические заболевания, в том числе онкология. А также деструктивное поведение уже во взрослом возрасте.
Важно, чтобы психологи и специалисты, работающие с детьми, были более профессиональным и способными видеть, что ребенок страдает в семье от домашнего насилия, в том числе и в качестве свидетеля.
Благодарю за статью. Я узнала, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются жертвами-потерпевшими в полном смысле этого слова. Иначе говоря, дети являются не просто наблюдателями, они страдают от того, что становятся свидетелями домашнего насилия в семье, иногда ежедневно. Это не может не оказать долгосрочное влияние на их эмоциональное, социальное и физическое благополучие.
Я отметила защитные факторы, которые помогают ребенку справляться с воздействием домашнего насилия. Ключевые из них: индивидуальные характеристики, родительские факторы и поддержка со стороны сверстников и других членов семьи.
В профессиональном плане я считаю значимым реабилитацию и психотерапию после многих обстоятельств жизни, а после таких тем более. Так же немаловажно учесть, что есть и эмоциональное насилие, которое наносит ущерб не меньший, чем физическое.
Благодарю за статью. Тема насилия у меня всегда вызывает тяжелые эмоции, но она важна для того чтобы понимать как влияет домашнее физическое, эмоциональное, финансовое и сексуальное насилие между интимными партнерами или членами семьи на детей. Я узнала, что опыт детей ставших свидетелями домашнего насилия, как опыт тех кто смог это пережить, можно использовать для обеспечения безопасности, укрепления психологической устойчивости и восстановления. Оказывается, дети могут сами адаптироваться оставаясь в комнате пока не прекратится скандал или слушать громко музыку чтобы заглушала шум, а также сосредотачиваться на будущих целях и разговаривать сами с собой, чтобы справиться со своими эмоциями. К сожалению не все дети одинаково восприимчивы и не все могут справиться с эмоциональной нагрузкой. Поэтому атмосфера поддержки, ободрения и принятия со стороны окружающих близких для этих детей, может создать ощущение безопасности. А предотвращать жестокое обращение в семье поможет способность распознавать его признаки.
Cпасибо, за статью. В результате прочтения, я познакомилась с стратегиями укрепления психологической устойчивости детям, ставшими свидетелями домашнего насилия. Меня впечатлил факт того, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются не только жертвами, но и потерпевшими. В результате прочтения я познакомилась с таким термином как межпоколенческая передача насилия. Теперь я знаю, что это повторяющийся механизм поведения, проявляющийся в агрессивном, принудительном, угрожающем поведении, включая физическое, эмоциональное, финансовое и сексуальное насилие между интимными партнерами или членами семьи. В личном плане я вспомнила как я приняла на себя роль взрослого и адаптировалась к домашнему насилию, когда мне пришлось защищать маму от бьющего отчима. В профессиональном плане я увидела, что клиент переживший насилие может получить поддержку, принятие и одобрение и реабилитироваться через взаимодействие с близкими людьми, расширенной семьей, и другими социальными группами. В личном плане у меня возникла идея создания анонимной группы для формирования внутри себя поддерживающей фигуры.
Спасибо за статью! После её прочтения я узнала что дети ставшие свидетелями домашнего насилия, должны рассматриваться как отдельные жертвы, которые могут испытывать серьезные эмоциональные, социальные и физические последствия. Меня впечатлило то, насколько сильно домашнее насилие может влиять на детей, даже если они не являются непосредственными жертвами. Удивительно, что дети могут страдать от долгосрочных последствий, просто будучи свидетелями насилия в семье. Будучи ребенком лет 6-7 я также стала свидетелем ссоры в своей семье, и увидела как одна из сторон в конфликте толкнула другую, и человек упал и ударился головой, не помню что я тогда почувствовала, но я до сих пор в деталях помню этот момент, что подтверждает описанное выше. Также было интересно узнать о межпоколенческой передаче насилия, и о том, как это может проявляться в отношениях между братьями и сестрами. В процессе прочтения публикации я познакомилась с концепцией защитных факторов, которые помогают детям справляться с воздействием домашнего насилия. Эти факторы включают индивидуальные характеристики ребенка, поддержку со стороны родителей и сверстников. Я также узнала о механизмах психологической устойчивости и восстановлении, которые могут помочь детям преодолеть травму.
В профессиональном плане эта информация может быть полезна для специалистов в области психологии, социальной работы и педагогики. Она подчеркивает важность создания поддерживающей среды для детей, переживших насилие. Лично я могу использовать эти знания для лучшего понимания потребностей детей в сложных ситуациях, и для поддержки их эмоционального благополучия. Прочтение статьи натолкнуло меня на мысль о необходимости активного вмешательства, и поддержки детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Также я считаю что педагоги, социальные работники, и другие взрослые, должны создавать доверительную среду с детьми, и быть более внимательными к ним, для того чтобы ребенок оказавшийся свидетели настлия, мог обратиться за помощью, или хотя бы поделиться со взрослым для получения поддержки.
Тема статьи для меня столько же актуальна, сколько и болезненна. Благодаря статье я узнала о существующих возможностях защиты детей-свидетелей домашнего насилия.
Исследователи обнаружили, что некоторые дети справляются с проблемой влияния домашнего насилия лучше, чем другие.
Результаты выявили несколько типов защитных факторов — это индивидуальные характеристики (например, принятие на себя роли взрослого и защита младших братьев или сестер, прослушивание музыки, чтобы заглушить шум, разговоры с самим собой), родительские факторы (наличие поддерживающей родительской фигуры) и поддержка со стороны сверстников и других членов семьи.
Статья дала мне возможность увидеть, что даже в неблагополучных условиях проживания есть варианты для позитивной адаптации и здорового функционирования.
Спасибо за статью! Она глубоко раскрыла проблему влияния домашнего насилия на детей и пути их поддержки. Особенно ценным стало понимание, что дети-свидетели насилия являются полноценными жертвами, требующими специальной помощи. Меня впечатлил акцент на факторах устойчивости — оказалось, что даже в таких травматичных условиях дети могут развивать адаптивные стратегии. Как будущему психологу, статья дала важные инструменты для работы с травмированными детьми. Теперь я лучше понимаю, как поддержка расширенной семьи и сверстников может компенсировать негативные последствия. Особенно ценным стало знание о конкретных защитных факторах: возможность увести младших детей из конфликтной зоны, использование музыки для саморегуляции, формирование будущих целей. Статья также подчеркнула критическую роль взрослого, способного обеспечить безопасность и заботу. Это знание буду использовать в работе с семьями, помогая создать стабильные отношения даже в сложных обстоятельствах. Понимание механизмов психологической устойчивости поможет в разработке программ реабилитации для детей, переживших травму.
В данной статье познакомился с домашним насилием и его влиянием на человека в последующие годы жизни. Удивляет то, что сколько бы не говорилось об этом, практика показывает обратное. Дети-жертвы становятся терпилами, просто им некуда бежать, им приходится выживать в данных условиях. Поэтому превращаются в нестабильных неадаптированных людей. Жизнь показывает, что адаптантом может послужить алкоголь или наркотики. Могут влезть в отношения для того, чтобы партнёр послужил этим самым алаптантом и его начинают использовать в своих интересах. Поэтому необходимо следить за эмоциональным фоном в семье. Взрослые обвиняют улицу в том, что там их дети начали употреблять наркотики. Нет, они просто убежали из той среды, где было уже невыносимо для их психики. Самое удивительное, что никто не хочет решать свои проблемы: ни зависимые, ни их родственники. Что бы люди не говорили, как им плохо, они страдают, там им привычнее и понятно как себя вести. Живут в комфорте и ни в чём себе не отказывают.
Спасибо за статью, из которой узнала, что шкала Бразелтона оценивает 6 систем развития младенца, существуют межкультурные различия в развитии (например, у народа Гусу целенаправленно развивают моторику), а сенсорные, перцептивные и моторные системы развиваются взаимосвязано, причем исследователи используют специфические методы типа стабилиметра и анализа привыкания. Удивило, что прогностическая сила неврологического обследования: аномалии, неявные в первые недели, могут проявиться как патологии спустя месяцы/годы. Познакомилась с такими понятиями: Привыкание (габитуация): Снижение реакции при повторяющемся стимуле. Декремент: Ослабление нервного импульса — объясняет постепенное снижение реакции при привыкании. Лабильность состояния: Изменчивость эмоциональных состояний — важный параметр для оценки регуляторных способностей. Сенсомоторная интеграция: Взаимовлияние двигательного и сенсорного развития (например, ползание расширяет зрительное восприятие). В профессиональном плане информацию буду использовать при консультировании родителей: объяснение индивидуальных особенностей младенца через призму темперамента и сенсорных профилей. В личном плане, для себя сделала вывод, что критическое восприятие «нормативов»: развитие ребенка — вариативный процесс, не укладывающийся в жесткие рамки.
Спасибо за статью.Прочитав ее узнала о том, что некоторые дети могут абстрагироваться от конфликта и насилия в семье, в конкретный момент и защитить своих младших братьев и сестер ,что не может не радовать.Очень важный вопрос ,который поднимают в данной статье, так много людей подверженны подобному в своих семьях, и то что общество поднимает этот вопрос и обращает на него пристальное внимание, не мало важно.Важной информацией является,то что другие родственники могут оказать поддержку, которая важна для участников и наблюдателей конфликта и стать буквально их спасательным кругом от получения глубокой травмы.Ну надежда на решение вопросы останется на первом месте, очень тяжело думать о детях находящихся в подобных семьях.
Благодарю за статью! В статье, я узнала, как дети справляются с домашнем насилием. В исследовании отмечены индивидуальные факторы, в том числе то, как дети в возрасте 10 лет принимали на себя роль взрослых, занимаясь такими действиями, как удаление младших братьев и сестер из проблемной ситуации, уводя их в другую комнату. Другие дети адаптировались, оставаясь в своих комнатах до тех пор, пока ссоры не прекращались, или слушая музыку, чтобы заглушить шум. Некоторые дети управляли своими эмоциями, разговаривая с собой и сосредотачиваясь на будущих целях. То, что существуют такие семьи, где есть домашнее насилие, вызывает у меня только чувство огромной печали и жалости к детям, которым приходится это все наблюдать. К сожаления, родители даже не представляют какой огромный вред они наносят своим детям на всю жизнь.
Эта статья открыла мне важный нюанс: дети, являются не пассивными наблюдателями, а полноценными жертвами, чья психика серьезно травмируется. Особенно поразила мысль о межпоколенческой передаче насилия — когда усвоенная модель поведения проявляется в жестокости к братьям, сестрам или даже родителям. Я познакомился с концепцией резильентности — способности позитивно адаптироваться вопреки травме. Теперь я понимаю, что устойчивость формируют не только внутренние стратегии детей , как забота о младших или планирование будущего, но и внешние «якоря»: поддерживающий родитель, сверстники или родственники, дающие чувство безопасности. Эта информация бесценна для моей будущей профессии: она показывает, что помощь должна быть комплексной : надо работать не только с ребенком, но и с его окружением, создавая сети поддержки. Так же статья заставила острее осознать свою роль: быть таким «внешним якорем» для близких в трудной ситуации. В профессиональном плане статья натолкнула на идею, что профилактика насилия начинается с воспитания эмоционального интеллекта и создания в обществе среды, где уязвимость не порицается, а поддержка становится нормой.
Прочитав эту статью, я глубоко переживаю за детей, которые вынуждены становиться свидетелями домашнего насилия. Очень важно, что современное общество наконец признаёт их полноценными жертвами, нуждающимися в защите и поддержке.
Особенно ценно, что исследования показывают: дети не беззащитны перед лицом насилия. У них есть механизмы адаптации — от ухода в себя до принятия роли защитника младших братьев и сестёр. Это говорит о невероятной внутренней силе и жизнестойкости детского организма.
Важно отметить выявленные защитные факторы: поддержка сверстников, помощь родственников, наличие заботливых взрослых. Именно эти элементы могут стать тем спасательным кругом, который поможет ребёнку выплыть из тяжёлой ситуации.
Особенно тронули описанные способы, которыми дети пытаются справиться с ситуацией: кто-то уходит в свою комнату, кто-то слушает музыку, кто-то разговаривает сам с собой. Каждый из этих механизмов — это крик о помощи, замаскированный под самостоятельность.
Статья подчёркивает необходимость системных изменений: реформ в области защиты детей, развития систем поддержки, создания безопасной среды. Это именно то, что нужно для реального изменения ситуации.
Хочется верить, что осознание проблемы и признание статуса пострадавших детей приведёт к реальным изменениям. Важно, чтобы каждый взрослый понимал: своевременное распознавание признаков насилия и своевременное вмешательство могут спасти детское детство.
Автор статьи поднимает, на мой, взгляд, актуальную на все времена тему домашнего насилия и того, как это влияет на детей, которым приходится за этим наблюдать и расти в таких условиях. Очень хорошо, что можно минимизировать силу влияния такого травмирующего опыта на эмоциональное состояние и психологическое здоровье ребенка. И тут важна поддержка всех членов семьи, важна поддержка друзей, важна поддержка родительской фигуры, это помогает создать зону безопасности и ребенку проще справляться с переживаниями. И оказывается, что дети могут по-разному реагировать на происходящее, кто-то может закрываться в своей комнате и включать громко музыку, чтобы не видеть травмирующих его психику событий, кто-то сосредотачивается на своих мыслях и чувствах, фантазирует о будущем, где этого нет. Каждый проживает по-разному. Но несомненно важным остается усилением мер по борьбе с домашним насилием.
Разделяю позицию автора что дети, наблюдающие насилие в семье— полноправные жертвы, даже если агрессия направлена не напрямую на них. На мой взгляд, эмоциональное состояние детей, наблюдающих сцены насилия, порой оказывается более тяжёлым, чем у непосредственных участников конфликта. Ведь свидетели не имеют возможности выразить свои чувства и получить поддержку, подавленные негативные переживания формируют психотравму, которая серьёзно влияет на развитие ребёнка и отражается на всех аспектах его дальнейшей жизни. Прочитав статью, я узнала о защитных факторах, помогающих ребенку справиться с домашним насилием, прежде всего это поддержка членов расширенной семьи, например, бабушки или тети, а также сверстников. Также некоторые дети адаптируются к стрессу и берут на себя роль взрослого по отношению к более младшим братьям и сестрам, отвлекаются прослушиванием музыки и сосредоточением на будущих целях. Сторонняя помощь психолога таким детям может состоять в том, чтобы вовремя заметить насилие и провести беседу с родителями, обратить внимание органов опеки, оказать психологическую поддержку ребенку.
В результате прочтения статьи я узнал о влиянии домашнего насилия на психику ребенка. Так, исследователи говорят, что ребенку, который был свидетелем домашнего насилия в семье, можно назвать выжившими жертвами, так как домашнее насилие может оказать долгосрочное и сильное влияние на эмоциональное состояние ребенка. При этом дети реагируют по-разному: одни более подвержены негативным последствиям, в том время как другие более стойкие к таким происшествиям. Это зависит от индивидуальных факторов личности, стабильности психики, а также от наличия в семье близкого родственника, который может помочь пережить домашнее насилие, окажет поддержку, научит инструментам, которые помогут успокоиться. Также исследования показало, что некоторые дети могут уводить своих младших ьратьев и сестер, занимая позицию взрослого, оберегая.
17.10 Благодаря статье я узнала о том, кто и что может помочь ребенку преодолеть последствия домашнего насилия. Удивила информация о том, что дети имеют индивидуальную адаптивную форму, защищающую от насилия. Благодаря статье я узнала о таком понятии как резильентность — проявление позитивной адаптации и здорового функционирования у лиц, подвергающихся значительным бедам. В профессиональном плане это информация дала мне возможность понять, что несмотря ни ка что, ребенок всё-таки может адаптироваться и полноценно жить, особенно если есть третьи лица, которые оказывают поддержку. В личном плане я вспенила свою подругу, которую избивала мать, я старалась её поддерживать и быть рядом. Значимые люди, не только родители, имеют колоссальное влияние, как позитивное, так и негативное, но в данном контексте я поняла, что несмотря на то, что ребенок живёт в неблагополучной семье, я могу быть островом безопасности, хоть и на короткое время.
Спасибо за статью. Тема домашнего насилия очень важная, непростая и заслуживает внимания особенно со стороны детей. В статье раскрывается важный момент о том, что ребенок, ставший свидетелем домашнего насилия, является как наблюдатель такой же жертвой, как и непосредственный участник. Последствия того, что ребенок вырос в атмосфере домашнего насилия, откладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь этого ребенка, на его эмоциональное и физическое благополучие. Новой для меня стала информация о способах самозащиты детей в данной ситуации – кто-то закрывался в комнате, другие включали музыку, что бы заглушить шум, а некоторые дети были способны управлять своими эмоциями путем разговора с собой и концентрации на будущих целях. Также для ребенка, растущего в такой атмосфере важна поддержка сверстников, других родственников. В профессиональном плане, отметила для себя, что во время работы с клиентом, пережившим в детстве ситуации домашнего насилия, необходимо обращать на этот фактор особое внимание, так как это может быть источником некоторых особенностей поведения и проблем во взрослой жизни человека.
Данная статья затрагивает важную тему домашнего насилия. Прочитав её, я увидела подтверждение своей мысли о том, что даже если дети не являются прямыми жертвами, сами эти события неизбежно накладывают отпечаток на ребёнка. В связи с этим особенно важно осознавать свою ответственность перед детьми, не оправдываясь фразой «это наши взрослые отношения». Кроме того, я обратила внимание на мысль, что ситуация, когда ребёнок ведёт себя как заботливый взрослый по отношению к младшим братьям и сёстрам, не должна вызывать лишь умиление или восхищение у окружающих (педагогов, соседей, родственников). Напротив, такое поведение может служить серьёзным сигналом наличия проблем в семье. В профессиональном плане статья стала для меня напоминанием: при консультировании взрослого человека — жертвы домашнего насилия — необходимо обязательно выяснять, есть ли в семье дети.
В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает на детей то, что они стали свидетелями семейного насилия и о методах их психологической реабилитации. Прочитав статью, я узнал, что таких детей, по факту, можно считать пострадавшими так как став свидетелями неадекватного поведения родителей они получают опыт, который оказывает глубокое влияние на их (детей) психологическое состояние. Может снижаться самооценка, степень доверия миру и появляется потребность в реабилитации. Также появился вопрос, а как влияет на ребенка наблюдение сцен насилия в видиоконтенте? Имеет ли здесь место подобный механизм? Я смотрю с сыном мультики и во многих из них, даже имеющих возрастные ограничения, сюжет основан на жестком взаимодействии персонажей со сценами насилия. Видимо предназначением этих произведений является соответствующее влияние на психику ребенка. В профессиональном плане я для себя отметил, что детская травматизация вследствие семейной агрессии имеет негативные последствия для ребенка, а улучшить ситуацию может ограждение ребенка от подобного опыта и создание для него благоприятной и поддерживающей среды.
Спасибо за статью! В ней ребёнок, который стал свидетелем домашнего насилия, рассматривается как жертва этого насилия. С этим выводом я полностью согласен. И не важно каким именно насилием стал свидетелем ребёнок.Травму нанесёт как и физическое так и психологическое насилие в отношение кого то из родных. Интересно было узнать о механизмах противодействия негативному влиянию наа психику ребёнка. Это может быть как помощь близких родственников, которые могут защитить словом или делом. Так и сам ребёнок, автоматически принимает решение, остаться в комнате, увести младших братьев и систёр от наблюдения за этим насилием. В профессиональном плане я отметил важность, влияния насилия в семье на психологическое здоровье ребёнка,свидетелем которого он стал.
Спасибо за статью. Из неё можно сделать вывод, что дети ставшие свидетелями домашнего насилия, являются жертвами, испытывающими серьезные эмоциональные, социальные и физические травмы. Для укрепления их психологической устойчивости важно признать их отдельной категорией пострадавших и создать стабильную среду. Независимые взрослые, не вовлеченные в насилие, могут обеспечить чувство защиты и поддержки. Ключевыми факторами являются развитие индивидуальных стратегий адаптации. Важную роль играет поддержка сверстников, что способствует снижению стресса и укреплению чувства принадлежности. Совокупное применение различных стратегий помогает укрепить устойчивость. Опыт моей практической работы показывает, что такие люди во взрослом возрасте испытывают колоссальные сложности.
Прочитав статью, я узнала о помощи детям, которые стали жертвами домашнего насилия. Любое насилие в семье оказывает негативное влияние на ребёнка. К сожалению, дети порой наблюдают такое насилие ежедневно, тогда могут страдать все сферы жизни ребёнка: эмоциональная, социальная и даже физическая. Из статьи, у знала о том, что все дети реагируют на такие события по-разному. Кто-то даже адаптируется. Некоторые индивидуальные качества детей помогают избежать негативного влияния от домашнего насилия. Например, это удавалось детям, которые брали на себя ответственность за младших членов семьи, также детям, которые отвлекались от шума из-за скандалов, например, прослушиванием музыки. А некоторые разговаривали сами с собой, перемещали внимание на что-то другое. Так же исследования показали, что легче пережить последствия насилия было тем, кто получал поддержку от членов семьи, родственников или сверстников. Тема домашнего насилия, к сожалению, остаётся актуальной. Прочитав статью, я задумалась о том, что надо очень внимательно относится к окружающим людям, чтобы замечать признаки таких действий. Любые подозрения нельзя игнорировать.
Спасибо за такую волнующую статью, откуда я узнала, что дети — самостоятельные жертвы: даже будучи лишь свидетелями домашнего насилия, дети признаются полноценными жертвами с правом на психологическую помощь и защиту. Удивило меня, что при наличии домашнего насилия, дети берут на себя взрослые роли: 10-летние могут эвакуировать младших из опасной зоны — это проявление гиперответственности, а не просто «взрослости». Увидела для себя психологические механизмы такие как резильентность (психологическая устойчивость): способность проявлять здоровое функционирование несмотря на травму. Формируется через: Копинг-стратегии (например, самовнушение «я справлюсь»), эмоциональную регуляцию (музыка, уход в себя), проекцию в будущее (мечты о другой жизни). Следующий механизм — теория привязанности: один надежный взрослый (даже не родитель) может стать «якорем безопасности» для ребенка. Практически эту информацию можно применять при консультации детей подростков для выявления «невидимых» жертв — детей, которые не подвергаются прямому насилию, но являются свидетелями. А также использовать ресурсные сети (расширенная семья, учителя) для создания «безопасных островков». Обучать детей техникам эмоциональной саморегуляции (например, «аудио-кокон» через наушники). Для себя взяла на заметку, что я могу помочь ребенку в такой ситуации — стать для него «безопасным взрослым»: регулярно общаться, показывать стабильность и заботу. Помнить: даже небольшая поддержка (подарок, совместное хобби) может быть буфером против травмы.
Благодарю за интересную статью!
В результате прочтения этой статьи я задумалась о том насколько для ребёнка важно наличие поддерживающих родительских фигур, которые обеспечивают заботу, воспитание и тепло, способствуют чувству безопасности и благополучия в условиях неблагоприятных обстоятельств. И да, конечно согласна с автором, дети не являются просто наблюдателями, а они непосредственно страдают от того, что становятся свидетелями домашнего насилия в семье, тем более если оно ежедневно, что конечно оказывает долгосрочное влияние на их эмоциональное, социальное и физическое благополучие. Удивило, что возможна межпоколенческая передача насилия, которая проявляется в форме насилия между братьями и сестрами или насилия детей по отношению к родителям. Новым для меня было понятие «резильентность» — проявление позитивной адаптации и здорового функционирования у лиц, подвергающихся значительным бедам.
Благодарю за статью. Сегодня я узнала о способах поддержки детей, которые стали свидетелями домашнего насилия. Дети не просто наблюдатели, они опосредованные участники и нуждаются в обязательной психологической помощи. В исследовании, представленном в данной статье говориться, что поддержка со стороны сверстников и других членов семьи может стать ободрением для ребенка. Помимо этого многим детям легче справляться со стрессом во время родительских конфликтов, тогда когда они погружаются в свои мысли, запираются в комнате, слушают музыку или разговаривают сами с собой.
Из своего опыта, могу сказать, что я нередко была свидетелем ссор мамы и папы, мне было страшно от того, что я в порыве родительского гнева могу тоже «получить», я уходила в свою комнату и слушала музыку, я пряталась, но все равно всегда была в напряжении.
В профессиональном плане, статья заставляет задуматься насколько важно взрослому человеку уметь контролировать свои эмоции и развивать способность улаживать конфликты без насильственных действий. Ведь тогда получиться сохранить здоровые отношения со своим партнером, а самое главное, воспитать психологически устойчивого ребенка.
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются жертвами-потерпевшими, что может оказать долгосрочное влияние на их эмоциональное, социальное и физическое благополучие, а также повлечь за собой возможность межпоколенческой передачи насилия.
В профессиональном плане познакомилась с защитными факторами, помогающими ребёнку справляться с воздействием домашнего насилия. Узнала, что не все дети, воспитывающиеся в семьях, где имеет место насилие, подвергаются одинаковому негативному воздействию и в одинаковой степени. В любом случае, я считаю таким детям необходима психологическая реабилитация с помощью специалиста.
Эта статья открыла мне новый взгляд на проблему домашнего насилия, подчеркнув, что дети-свидетели являются полноценными жертвами, а не просто пассивными наблюдателями. Я узнал, что ежедневное воздействие насилия в семье может вызывать глубокие эмоциональные, социальные и физические последствия, включая возможность межпоколенческой передачи насилия. Особенно важным открытием стало понимание резильентности — способности детей демонстрировать позитивную адаптацию несмотря на травматический опыт.
Меня глубоко впечатлили выявленные защитные факторы, которые помогают детям справляться с травмой. Удивительно, что даже в самых неблагоприятных условиях такие простые вещи, как поддержка сверстников, наличие одного заботливого взрослого или возможность уединиться в своей комнате, могут значительно снизить уровень стресса. Поразила способность детей принимать на себя взрослые роли, защищая младших братьев и сестер, или использовать стратегии саморегуляции вроде прослушивания музыки для заглушения конфликтов.
Спасибо за статью! В этой статье говорится о том как дети переживают или приспосабливаются к жизни в семье где есть насилие. Для меня было интересно узнать то, что дети могут ограждать своих братьев или сестёр от ситуации, где присутствует насилие. Дети из таких семей всегда в напряжении. Не знают как пройдёт их день сегодня. В профессиональном плане данная статья дала мне возможность узнать как ведут себя дети в семьях, где есть насилие. И что они ничего не могут сделать, только подстроиться. Дети из таких семей испытывают тёплые чувства к родственниками, которые им помогают пережить трудности или скандал, тогда когда детям в семьях с насилием приходится жить и приспосабливаться к той атмосфере и окружающей обстановке, которая царит у них в семье.
Данная статья подсветила довольно серьезно вопрос домашнего насилия в восприятии детьми и последствиях таких наблюдений. Удалось увидеть то что каждый ребенок совершенно по разному справляется и соответственно транслирует последствия такого воспитания будучи взрослым. Заинтересовала часть про братьев и сестер которые отыгрывают сюжеты насилия между собой в разных форматах.
Тут как раз в личном плане воспоминание из детства. Родители кричат что я ударил сестру и негодуют откуда в нас столько злости друг к другу. Но в то же время домашнее насилие является частью чуть ли не каждого прошедшего дня между родителями. Я вот впервые это увидел, данную связь в смысле.
В профессиональном плане удалось увидеть механизм проекции домашнего насилие в поведение взрослого уже в своих романтических или иных отношениях.
Спасибо.
Прочитав статью, я поняла, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия сами пострадавшие, которым необходима поддержка и защита. Хорошо, что наличие поддерживающей родительской фигуры, а также забота сверстников и кого-то из семьи помогает формированию чувства безопасности и психологической устойчивости. Я узнала, что дети реагируют на такую травму по-разному: кто-то помогает младшим, кто-то ищет уединение или отвлекается музыкой, а кто-то сам регулирует свои эмоции и строит планы на будущее. Эта информация важна для меня как для специалиста, чтобы понимать, что помощь детям должна учитывать индивидуальные особенности. В личном плане эти знания утвердили мое мнение о необходимости своевременной психологической помощи
В статье рассказывается о суровой правде жизни детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Я думаю, что многие люди моего поколения были свидетелями родительских ссор. Я уверен, что наши родители не желали нам зла. Просто они много не понимали. На летние каникулы я уезжал в деревню, где был свидетелем того, как дерутся соседи на глазах у своих детей. Сейчас эти дети уже выросли, и большинство из них – это глубоко травмированные люди. Тогда я думал – как же хорошо, что в моей семье нет драк. Все познается в сравнении.
В профессиональном плане я как будущий психолог должен задавать открытые вопросы о том, что происходило в семье клиента, когда он был ребенком. Это поможет лучше справиться на пути его реабилитации.
В личном плане я вспомнил как ругался с бывшей женой, а трех летняя дочка говорила: «Папа, мама, сейчас не время ругаться!».
Ваш пост поднимает критически важный сдвиг в парадигме: переход от восприятия ребенка как пассивного «свидетеля» к признанию его активной жертвой, чья личность и мозг формируются в травмирующей реальности. Ключевая мысль, которую я бы выделила, — это онтологический вред: насилие крадет у ребенка не просто «счастливое детство», а саму возможность выстроить базовое доверие к миру и безопасную привязанность. Это фундамент, на котором строится вся дальнейшая личность.
Исследования, на которые вы ссылаетесь, раскрывают двойную трагедию. С одной стороны, цикл межпоколенческой передачи, где насилие — это не «воспоминание», а усвоенная модель отношений. С другой — иллюзия «адаптации»: стратегии вроде «увести младших» или «заглушить музыкой» — это не устойчивость, а гиперфункция психики, работающей на износ. Ребенок не справляется — он выживает, и цена этому выживанию — его собственное «Я».
Таким образом, защитные факторы — это не просто «помощь». Это альтернативная система реальности, доказывающая ребенку, что существует иной мир — мир заботы, безопасности и предсказуемости. Каждый такой фактор — это прорыв в травмирующую систему, шанс на иное будущее. Борьба с последствиями такого насилия — это не «исправление» отдельного человека, а восстановление самой ткани человеческих отношений.
Данная статья затрагивает важную тему: влияние насилия в семье на детей. Казалось бы, если агрессия или насилие не направлено на самого ребенка, как оно может на него повлиять. Но в данном ключе дети-свидетели домашнего насилия являются самостоятельными жертвами, требующими целенаправленной поддержки. Это меняет подход к помощи — от пассивного наблюдения к активному вмешательству.
Особую ценность представляет анализ защитных факторов, способствующих устойчивости детей. Знание о том, что поддерживающий родитель, расширенные семейные сети и индивидуальные стратегии совладания могут смягчить последствия травмы, позволяет разрабатывать эффективные программы помощи.
Практически значимым является признание вариативности последствий — не все дети страдают одинаково. Это помогает избегать стигматизации и направлять ресурсы адресно.
Исследования подчеркивают необходимость продолжения реформ в системе защиты детей, включая развитие услуг по психологическому восстановлению. Важность раннего распознавания признаков насилия также невозможно переоценить для профилактики межпоколенческой передачи травмы.
Спасибо за эту важную и глубокую статью, которая проливает свет на одну из самых болезненных проблем. Особенно ценно, что в фокусе внимания оказываются дети — те, кто часто остается «невидимой» жертвой в ситуациях домашнего насилия. Исследование наглядно показывает: последствия могут быть катастрофическими, но они не фатальны. Ключевой фактор — наличие «островков безопасности» в лице поддерживающего взрослого, будь то родитель, родственник или даже старший ребенок, который берет на себя роль защитника. Меня особенно тронули описанные детские стратегии выживания — отвести младших в другую комнату, слушать музыку, чтобы заглушить ссоры, разговаривать с собой. И это лишний раз доказывает: дети не пассивные объекты воздействия, а активные участники собственного спасения. Работа должна вестись на всех уровнях: от помощи конкретному ребенку через терапию и поддержку значимого взрослого до системных изменений, включающих образование и доступные службы помощи. Как общество мы обязаны создать среду, где ни один ребенок не останется наедине с чужой войной, происходящей в его доме. Статья вселяет надежду, что это возможно.
Спасибо за статью! Узнал что дети, ставшие свидетелями насилия, признаются отдельными жертвами, а не просто наблюдателями.
Главным открытием для меня стало понятие резильентности — способности детей адаптироваться даже в таких ужасных условиях. То, что ребенок может брать на себя роль взрослого, защищая младших братьев и сестер, или находить способы самоуспокоения через музыку
Практическую ценность имеют конкретные примеры защитных факторов: поддержка родственников, наличие хотя бы одного стабильного взрослого, общение со сверстниками. понимаю, как важно создавать вокруг ребенка поддерживающую среду, если он оказался в такой ситуации.
В личном плане дало, что проблема домашнего насилия — это не частное дело отдельных семей, а общественная проблема, требующая нашего внимания и участия. Каждый из нас может помочь, проявив внимательность к окружающим и предложив поддержку тем, кто в ней нуждается.
Из статьи я взяла для себя несколько идей. Ребенок, который видит, как бьют маму, оскорбляют дедушку или унижают брата, получает не менее тяжелую психологическую травму, чем при прямом насилии. Часто человек сконцентрирован на травме и ее последствиях, и это, безусловно, важно. Но он смог выжить, и для этого нашлись внутренние ресурсы в нем самом ребенке или его окружении. И на это он может опираться. Для ребенка, живущего в хаосе, один взрослый, который стабилен, безопасен и проявляет безусловную заботу, может стать якорем, который удержит его от полного погружения в травму. Им может быть не только биологический родитель, но и учитель, тренер, школьный психолог. Работа с такими детьми — это всегда работа с чувствами стыда, вины и искаженными моделями любви и отношений. Стратегии укрепления устойчивости, о которых говорится в статье — первый шаг. Следующий – это психотерапия, помогающая переработать травматический опыт и изменить механизмы реакций и поведения.
Спасибо, за статью! Из статьи для себя я узнала, что дети, которые присутствовали наблюдателями при семейном насилии, считаются пострадавшими. Получается, что они получают травму не меньше, чем тот, кто подвергается насилию. Так же важной информацией для меня оказалось, что другие родственники могут оказать поддержку пострадавшему ребенку. Первое как минимум, увести из зоны конфликта. Дальше можно оказать поддержку самому или же найти специалиста для ребенка. Так же можно поговорить с родителями, которые устраивают насилие. Часто бывает так, что когда человек осознает, что его поведение видно за пределами семьи, то снижают насилие или вообще могут его прекратить. Если не сработает, то нужно будет предпринимать другие меры. Один из вариантов обратиться в полицию. И второе дать возможность ребенку пребывать на территории вне насилия.
Спасибо за статью. Благодаря ей я узнала о стратегиях укрепления психологической устойчивости и восстановления детей, которые стали свидетелями домашнего насилия. Оказывается, дети, свидетели домашнего насилия, в полном смысле этого слова являются его жертвами и потерпевшими. Меня особенно поразило признание исследователей о возможности межпоколенческой передачи насилия, которая может проявляться в форме конфликтов между братьями и сестрами или в поведении детей по отношению к родителям. Меня удивило, что не все дети, воспитывающиеся в семьях с наличием насилия, испытывают одинаковое негативное воздействие или в одинаковой степени. Некоторые демонстрируют позитивную адаптацию и здоровое функционирование, например, берут на себя роль взрослых, уводя младших братьев или сестер из проблемной ситуации в другую комнату, или управляют своими эмоциями, разговаривая с собой и концентрируясь на будущих целях. В профессиональном плане я отметила, что одним из важных факторов адаптации у таких детей-жертв является наличие поддерживающей родительской фигуры, которая обеспечивает заботу, тепло и воспитание, создавая ощущение безопасности и благополучия в условиях сложных обстоятельств. Также сверстники или члены расширенной семьи — двоюродные братья и сестры, бабушки, дяди и тёти — могут стать ценными источниками поддержки, ободрения и принятия. В личном плане я вспомнила, как в детстве поддерживающей фигурой для соседского ребенка выступала моя мама. Она не только оказывала поддержку девочке, которая росла в семье, где имело место насилие, но и проводила с её родителями разъяснительные беседы о важности корректного поведения при их ребёнке.
В статье поднят злободневный вопрос детских травм и стратегия выживания в борьба с домашним насилием. Проблема семейного насилия остается актуальной темой общественного обсуждения и научного анализа. В профессиональном плане узнала, что дети, подвергшиеся такому опыту, проявляют широкий спектр реакций, начиная от пассивной отстраненности и заканчивая активными попытками защитить себя и близких. В работе Сильке Мейер «Влияние домашнего насилия на детей» особое внимание уделяется роли индивидуальных характеристик и семейной динамики в обеспечении психологического благополучия ребенка. Мейер утверждает, что детская жертва насилия не обязательно становится заложником своей судьбы, а напротив, обладает потенциалом для успешной адаптации и развития несмотря на тяжелые испытания. В личном плане я узнала, что способность распознавать признаки жестокого обращения и насилия в семье способствует минимизации вреда, защите жертв, привлечению виновных к ответственности и исцелению как взрослых, так и детей, пострадавших от насилия.
Данная статья посвящена теме помощи детям, которые стали жертвами домашнего насилия. Сильке Мейер подняла данную проблему в статье «Влияние домашнего насилия на детей» от 2025г, а Дженни Тонсинг исследовала как дети справляются с тем что становятся свидетелями этому. В опыте Тонсинг участвовало 8 детей, которые уже перестали подвергаться насилию, и были выявлены несколько типов защитных факторов, которые в совокупности помогали бороться. А вообще эта тема для меня очень тяжёлая, так как не так давно у нас в соседнем доме был выявлен случай жестокого избиения ребенка битой и выложено в сеть, и благодаря этому ребёнку оказали помощь и изъяли из семьи, а сколько такого остается в тени и подумать страшно.
Спасибо за статью! Из этой статьи я узнала, что дети, которые становятся свидетелями домашнего насилия, сильно страдают — не только эмоционально, но и физически, и социально. Меня особенно впечатлило, что дети по-разному справляются с трудными ситуациями: кто-то защищает младших братьев или сестёр, кто-то уходит в свою комнату или отвлекается музыкой, а кто-то пытается управлять своими эмоциями через внутренний диалог и планирование будущего. Поддержка со стороны родителя, родственников или друзей может реально дать ребенку чувство безопасности и помочь развить психологическую устойчивость.
Для меня, как для мамы двоих детей, эти знания очень важны. Я поняла, насколько важно внимательно наблюдать за детьми, замечать, если они испытывают стресс или тревогу, и создавать дома атмосферу, в которой они чувствуют себя защищёнными. Я могу применять эти знания, поддерживая их, разговаривая о чувствах и помогая им справляться с трудностями здоровыми способами, а не просто игнорируя неприятные события или эмоции. Это помогает не только защитить их, но и укрепить доверие и близость в семье.
Спасибо за статью. В ходе прочтения статьи — ключевым для меня стало осознание того, что дети, ставшие свидетелями насилия, являются не пассивными наблюдателями, а прямыми жертвами, переживающими свою собственную, отдельную травму.
Я узнала не просто о важности поддержки, а о ее типах и механизмах действия. Исследование Тонсинг выделило три уровня: индивидуальные (стратегии совладания, саморегуляция), родительские (наличие хотя бы одного поддерживающего взрослого) и социальные (расширенная семья, сверстники).
Меня глубоко тронули примеры того, как 10-летние дети берут на себя взрослые роли.
В профессиональном плане я смогу участвовать в создании программ, которые не просто лечат последствия травмы, а целенаправленно укрепляют резильентность — например, обучая детей техникам саморегуляции, работая с поддерживающими взрослыми (бабушками, тетями), создавая группы поддержки со сверстниками.
В личном плане эта статья учит видеть за «трудным» поведением ребенка не испорченный характер, а стратегию выживания, сформированную в травмирующей среде. Это воспитывает глубокую эмпатию и отказ от осуждения.
Спасибо за статью. Прочитав ее я узнала, как дети страдают от того, что становятся свидетелями домашнего насилия в семье, что такая обстановка оказывает долгосрочное влияние на их эмоциональное, социальное и физическое благополучие. Интересно было узнать, что жизнь в нездоровой обстановке по разному влияет на формирование личности. Все зависит от личных качеств, от поддержки со стороны сверстников, от наличия поддерживающей родительской фигуры, которая обеспечивает заботу, воспитание и тепло, способствует чувству безопасности и благополучия в условиях неблагоприятных обстоятельств. В личном плане, я соглашусь с автором статьи, что к большому сожалению в нашем обществе хватает дисфункциональных семей в которых дети являются заложниками обстоятельств. Важно государству и обществу оставаться неравнодушными к таким семьям. Вовремя оказывать помощь и поддержку детям, чтобы минимизировать негативное воздействие на их юную психику.
Я искренне благодарен за эту ценную информацию о стратегиях укрепления психологической устойчивости детей, ставших свидетелями или жертвами домашнего насилия. Эти знания помогают мне лучше понять, как важно создавать безопасную и поддерживающую среду для детей, чтобы они могли восстанавливаться и расти сильнее даже в трудных обстоятельствах. Взял для себя важность роли расширенной семьи, сверстников и независимых взрослых, которые могут стать опорой и источником поддержки.
Распознавать признаки насилия и быть внимательным к потребностям детей — это ключ к их защите и исцелению. Благодарю за эту информацию, она вдохновляет меня действовать и делать все возможное для создания безопасного и заботливого окружения для моих детей.
Спасибо за статью. Читать о том, что дети — не просто свидетели, а сами выжившие, — для меня не формальность, а признание той правды, которую я носила в себе годами. Когда взрослые говорят, что дети «только видели», они часто не замечают, как дети проживают каждый крик, каждую угрозу, как меняются их представления о доверии, близости и собственных границах. Это влияет на учебу, дружбы, на умение любить и принимать заботу. Я знаю, как тяжело бывает признать себе, что ты пострадал — гораздо проще надеяться, что время всё исправит. Но время само по себе не лечит; нужна поддержка, безопасное пространство и понимание.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала, что дети, наблюдающие домашнее насилие приравнивают к «выжившим жертвам» в силу урона, которое наводит такая обстановка развития в эмоциональном, социальном и физическом планах. Было полезно узнать, что одним из важнейших факторов, которые помогают справиться с уровнем стресса и благоприятно повлиять на эмоциональное состояние – поддержка со стороны близких и сверстников. Также заинтересовала информация, что для детей, наблюдающих домашнее насилие, очень важно для ощущения безопасности и комфорта наличие независимых родительских фигур, которые заботятся, воспитывают и дают тепло. Также на защитные факторы от домашнего насилия очень влияют индивидуальные качества ребенка. Это можно наблюдать, когда дети принимают роль взрослых и уводят своих младших братьев и сестер от конфликта, сами уходят в комнату, разговаривают с собой или слушают музыку.
Из данной статьи я узнал, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, являются жертвами-потерпевшими в полном смысле этого слова. Ежедневное наблюдение за домашним насилием может негативно повлиять на эмоциональное, социальное и физическое благополучие.
Меня удивило, что есть межпоколенческая передача насилия, которое проявляется в форме насилия между братьями и сестрами или насилия детей по отношению к родителям. Не все дети, воспитывающиеся в семьях, где имеет место насилие, подвергаются одинаковому негативному воздействию и в одинаковой степени.
Из данной статьи я узнал о таком понятии как домашнее насилие и его влияние на детей. Также я узнал, что часть таких детей адаптируется к домашнему насилию и придумывает различные способы минимизации негативного влияния на себя и младших детей.
В профессиональном плане эта информация дает мне понимание, что не все реакции однозначны. В личном плане эта статья обращает мое внимание на важность уважительного отношения в семье.
Эта статья натолкнула меня на идею, что есть разные реакции на домашнее насилие. Работа по минимизации домашнего насилия должна начинаться в школе с работы с психологом.
Благодарю за статью. Эта статья произвела сильное впечатление, так как сама росла в такой семье. Особенно важно то, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, признаны не просто наблюдателями, а полноценными жертвами, нуждающимися в защите и поддержке. Меня поразило, насколько глубоко и многосторонне насилие влияет на ребёнка — от эмоционального состояния до способности строить отношения в будущем. При этом ценно, что исследователи обращают внимание не только на травму, но и на факторы устойчивости, заботливые взрослые, дружеская поддержка, ощущение безопасности. Как будущему психологу, я вижу в этих данных основу для профилактической работы — важно не только помогать детям, уже пережившим насилие, но и создавать вокруг них защитную сеть. Исследования Мейер и Тонсинг показывают, что даже один понимающий взрослый способен стать для ребёнка опорой и снизить последствия травмы. Эта статья напоминает, восстановление возможно, если ребёнка вовремя заметить, услышать и окружить вниманием.
Особое впечатление производит концепция резильентности как позитивной адаптации несмотря на значительные невзгоды. Исследование Тонсинг демонстрирует, что дети активно используют стратегии совладания от удаления младших из конфликтной зоны до эмоциональной саморегуляции через музыку и постановку целей.
Ключевыми защитными факторами выступают
Поддерживающая родительская фигура, обеспечивающая базовое чувство безопасности.
Расширенные сети поддержки (бабушки, тети, сверстники).
Индивидуальные особенности ребенка, включая способность принимать взрослые роли
Психологический механизм восстановления основан на переопределении детского опыта признании детей не пассивными свидетелями, а полноценными жертвами-выжившими. Практическое значение имеет идея профилактики через распознавание признаков насилия. Профессионально важно создавать системы поддержки, учитывающие как индивидуальные стратегии выживания детей, так и межпоколенческие аспекты насилия. Устойчивость формируется не вопреки травме, а через активацию внутренних и внешних ресурсов в момент кризиса.
Из этой статьи я узнала, что дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, испытывают эмоциональное, социальное и физическое воздействие от этого явления.Я подчернула для себя, что важную роль в укреплении психологической устойчивости детей играют поддержка со стороны сверстников, расширенной семьи и независимые родительские фигуры. Меня впечатлило, что не все дети одинаково подвержены негативному воздействию, и некоторые проявляют резильентность — способность адаптироваться и сохранять здоровье в сложных условиях;
В профессиональном плане статья подчёркивает важность работы с детьми, подвергшимися насилию, и необходимость поиска и укрепления поддерживающих факторов для них.
Эта статья натолкнула меня на мысль о необходимости более глубокого изучения механизмов адаптации детей в условиях стресса и насилия.