Ученые обозначили критерии, по которым можно измерить родительское поведение. В данной статье рассмотрим две сферы:
- Сфера эмоциональных отношений с ребенком. Варьируется от теплого, отзывчивого, ориентированного на ребенка поведения до поведения отвергающего, сосредоточенного на потребностях и желаниях родителей.
- Сфера родительского контроля. Варьируется от ограничительного, требовательного поведения до поведения крайне снисходительного.
Родительское тепло или враждебность
Родительское тепло считается важным в процессе социализации по нескольким причинам. Во-первых, дети предпочитают сохранять родительское одобрение. Перспектива потери любви их расстраивает. Следовательно, необходимость в суровых формах дисциплины для достижения согласия часто не нужна (Baumrind, 1991; Maccoby & Martin, 1983). Более того, угроза прекращения любви от постоянно настроенных враждебно родителей вряд ли может быть эффективным механизмом социализации. Ребенку нечего терять. Даже физическое наказание более эффективно у добрых и отзывчивых родителей, чем у враждебных. Вероятно, это связано с тем, что ребенок желает соответствовать их стандартам, а также потому, что такие родители с большей вероятностью предоставят информацию об альтернативных социально желательных реакциях, доступных ребенку.
Во-вторых, частое использование теплыми родителями аргументов и объяснений позволяет ребенку усвоить социальные правила и ситуации, в которых данное поведение уместно. Согласитесь, что понять основы игры легче, если кто-то расскажет вам правила.
В-третьих, теплота и забота со стороны родителей позволяют детям чувствовать себя в безопасности, что приводит к низкому уровню тревоги и адекватной самооценке. Такой эмоциональный фон, с большей вероятностью, будет способствовать принятию и усвоению родительских стандартов, чем высокая тревога и напряжение, связанные с враждебностью или физическим наказанием отвергающих родителей (Crockenberg & Litman, 1990. Lipscomb, McAllister, & Bregman, 1985). Высокий стресс, связанный с враждебной семейной ситуацией, когда к ребенку относятся с безразличием, может помешать усвоению правил социализации, которые пытается донести родитель.
Родительский контроль
Однако, для положительного социального развития детей одной родительской любви недостаточно. Если мы хотим, чтобы дети стали социально и интеллектуально компетентными, им необходим контроль. Но следует иметь в виду, что целью социализации ребенка является приобретение навыка саморегулирования. Только внешний контроль со стороны родителей успехов в жизни не принесет. У безответственных родителей семья, скорее всего, будет иметь дисфункциональной характер (Baumrind, in press). Убеждения родителей о поведении своих детей также будут влиять на их методы воспитания. Родители, которые думают, что поведение ребенка во многом определяется опытом, с большей вероятностью попытаются изменить его негативное поведение, чем те родители, которые считают, что проблемы у ребенка вызваны его характером (Bugental, Blue, & Cruzcosa, 1989; Lin & Fu, 1990). Любопытно, что большинство родителей берут на себя большую ответственность за желаемое, чем за нежелательное поведение своих детей (Himelstein, Graham, & Weiner, 1991).
Ребенок с большей вероятностью будет подчиняться родителям, которые используют альтернативные аргументы и предложения. Также дети более послушны и готовы к сотрудничеству, если родители:
- последовательны в методах воспитания;
- используют минимальное давление для изменения поведения ребенка;
- побуждают ребенка рассматривать соблюдение правил, как его собственную инициативу (Crockenberg & Litman, 1990; Lepper, 1982; Perry & Perry, 1983).
Для развития у ребенка адекватной самооценки и самоконтроля очень важно то, что говорят о нем в его присутствии родители и другие значимые взрослые. Рассмотрим последствия следующих материнских утверждений:
«Поделись со своим братом или я закрою тебя в комнате». (Ты беспомощный)
«Ты эгоистичный, маленький сопляк». (Ты ничего не стоишь.)
«Ты из тех людей, которым нравится делиться». (Ты ведешь себя так, потому что ты хороший человек, которому нравится помогать другим.)
Если родители используют физическое наказание, угрозы и унижение, дети могут начать считать себя беспомощными или недостойными. Несмотря на то, что властные методы могут быть эффективными в получении немедленного контроля над поведением ребенка, в конечном итоге они оказывают пагубное влияние. Когда для сдерживания агрессии у ребенка враждебный родитель использует силовые методы, это часто приводит к еще большему возбуждению гнева у ребенка и усвоению агрессивного поведения. Кроме того, дети начинают избегать наказывающих родителей, что дает еще меньше возможностей для общения. При таких обстоятельствах ребенок часто проявляет мало явной агрессии дома, но переносит ее на людей за его пределами, где он меньше боится мести.
Возраст играет важную роль в дальнейшей реакции на дисциплину. По мере взросления дети начинают сопротивляться контролю и манипуляциям. Все большее значение для усвоения правил социального поведения приобретает укрепление собственного Я. Дети старшего дошкольного возраста пытаются договориться со своими родителями («Я сделаю это после того, как закончу рисовать. Хорошо?», «А может мы сделаем это вместе?»). Такие переговоры основаны на возрастающей автономии, а также социальной и когнитивной компетентности ребенка (Kuczynski et al., 1987). Постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю становится критически важным по мере того, как ребенок начинает отлучаться из дома. Самоконтроль в подростковом возрасте — лучшее, что может родитель подарить ребенку (Steinberg, 1990). В школьные годы дети учатся откладывать удовлетворение сиюминутных желаний в пользу долгосрочных перспектив. Более того, возможность обработки информации у детей старшего возраста дает им возможность лучше интерпретировать события, искать альтернативы, а также понимать свои мотивы и поведение окружающих. Это предполагает, что существует взаимосвязь между поведением и немедленным условным вознаграждением или немедленным условным наказанием. При этом данная тактика более эффективна с детьми младшего возраста, хотя на детях старшего возраста и даже на взрослых она также работает (Maccoby & Martin, 1983).
В любом возрасте эффективность родителей, как агентов социализации, зависит от их эмоциональных отношений с ребенком, типа применяемого контроля, а также соответствия средств контроля возрасту ребенка, его типу личности и конкретной ситуации.
ТИПОЛОГИИ РОДИТЕЛЕЙ
Теоретики семейных систем утверждают, что важна не сумма индивидуальных аспектов воспитания, а их комбинации. Это дает классификацию четырех типов воспитания:
- авторитетный (требующий, контролирующий, ограничивающий + принимающий, отзывчивый, дето центрированный);
- авторитарный (требующий, контролирующий, ограничивающий +не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей);
- потакающий (нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + принимающий, отзывчивый, дето центрированный);
- отстраненный (нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей).
Критический вопрос заключается в том, связаны ли эти различия в стиле воспитания каким-либо образом с различиями в социальном, эмоциональном и когнитивном развитии детей.
Классическое исследование Баумринд (1967) было одним из первых систематических исследований, в котором была сделана попытка связать типологии воспитания с поведением детей. На основе наблюдения за поведением в детском саду в течение 14 недель Баумринд выделил три группы детей с абсолютно разными моделями поведения (1) энергично-дружелюбные, 2) конфликтно-раздражительные, 3) импульсивно-агрессивные). Затем она опросила родителей этих детей и стала наблюдать, как родители общаются с ними дома и в лаборатории. Модели поведения родителей оказались связаны с моделями поведения детей. Баумринд обнаружила, что только авторитетное (не авторитарное или чрезмерно потакающее) поведение родителей приводит к положительному эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей. Авторитетные родители не были навязчивыми и предоставляли своим детям свободу в разумных пределах. Они также были тверды, когда считали, что ограничения необходимы и не поддавались на детский шантаж. Такая дисциплина дает детям возможность исследовать свое окружение и обрести навыки межличностного общения. Помимо этого установление разумных ограничений, отзывчивость и внимание к потребностям своих детей, связанны у тех с развитием самооценки, адаптивности, компетентности, самоконтроля, популярности среди сверстников и низкого уровня антиобщественного поведения.
Группа конфликтно-раздражительных детей имела авторитарных, жестких, настойчивых, суровых и невосприимчивых к потребностям детей родителей. В таких семьях дети не получают удовлетворения от общения с близкими. Они могут чувствовать себя несчастными в ловушке и злиться, но боятся заявить о себе во враждебной среде. У этих детей часто встречается конфликтное невротическое поведение.
Наконец, несмотря на разумно ласковые отношения потакающих родителей со своими детьми, их чрезмерно слабая и непоследовательная дисциплина и система поощрений связаны с развитием у детей неконтролируемого импульсивного поведения. И авторитарные, и потакающие родители считали, что в их детях преобладают примитивные эгоистичные импульсы, над которыми они практически не имеют контроля. Однако потакающие родители считали свободное выражение этих импульсов здоровым и желательным, тогда как авторитарные родители воспринимали их как нечто, что нужно подавлять.
Баумринд на этом не остановилась. Она проследила за авторитетными, авторитарными и потакающими родителями и их детьми от дошкольного периода до подросткового возраста (Baumrind, 1991). Она обнаружила, что авторитетное родительство по-прежнему ассоциируется с положительными результатами, как для детей младшего возраста, так и для подростков. Особенно важны чуткие и прочные отношения с родителями оказались для сыновей. Более того, авторитарное воспитание детей имело более негативные долгосрочные последствия для мальчиков, чем для девочек. Сыновья авторитарных родителей имели низкую когнитивную и социальную компетентность. Их академическая и интеллектуальная успеваемость была низкой. Помимо этого в отношениях со сверстниками они вели себя недружелюбно, безынициативно, не проявляли лидерских качеств и имели проблемы с самообладанием.
Баумринд рассматривала только 3 типа воспитания. Но существует еще четвертый тип, который характеризуется пренебрежением к ребенку и отсутствием вовлеченности в его жизнь. Это отстраненные родители, которые «мотивированы делать все необходимое, чтобы минимизировать затраты времени и усилий на взаимодействие с ребенком» (Maccoby & Martin, 1983).Такие родители заинтересованы в том, чтобы оставить ребенка на расстоянии и сосредоточить внимание на собственных потребностях, а не на потребностях ребенка. Например, такие родители не следят за деятельностью подростка, они не знают где он, что делает и кто его товарищи. Этот тип воспитания связан с личностными характеристиками родителей, а также с социальными изменениями и стрессовыми жизненными событиями семьи. Отстраненность — частое явление у депрессивных матерей (Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). Им трудно мобилизовать себя, чтобы реагировать на потребности своих детей, и они чаще подвержены влиянию собственного эмоционального состояния, чем поведению детей (Kochanska, 1991). Более того, во время стресса, супружеских разногласий, развода, из-за собственного беспокойства и эмоциональной потребности некоторые родители могут неустанно стремиться к самоудовлетворению за счет пренебрежения благополучием своих детей (Hetherington et al., 1982; Patterson & Капальди, 1991).
У младенцев отсутствие родительского участия связано с нарушением привязанности (Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). У детей старшего возраста отсутствие родительского участия связано с импульсивностью, агрессией, неподчинением, капризностью и низкой самооценкой (Baumrind, 1991; Block, 1971; Loeb, Horst, & Horton, 1980; Martin, 1981). Подростки и молодые люди из неблагополучных семей чаще имеют проблемы с алкоголем, рано начинают половую жизнь, прогуливают занятия, чтобы проводить время на улице с друзьями и даже могут попадать под арест (Baumrind, 1991; Pulkkinen, 1982). Отсутствие родительского контроля тесно связано с риском преступного поведения (Baumrind, 1991; Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson & Capaldi, 1991; Patterson, Reid, & Dishion, 1992). Дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, социально некомпетентны, безответственны, незрелы и отчуждены от своих семей. Они показывают нарушения в отношениях со сверстниками, в когнитивном развитии и успеваемости в школе ( Baumrind, 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992; Patterson et al.,1989; Patterson et al.,1992; Pulkkinen, 1982). Именно этот «двойной удар» от отстраненных родителей, заключающийся в отсутствии навыков, позволяющих получить удовлетворение в социальных или академических целях, часто приводит к правонарушению у детей (Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson et al., 1992 ). Вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, как воспитывать ребенка, семья после рождения ребенка, роль отца в воспитании ребенка, роль матери в воспитании ребенка, авторитетное воспитание, авторитарное воспитание, ребенок не слушается, добрые родители, если ребенку все позволять, если ребенку все запрещать, воспитание подростка, воспитание дошкольника.
Спасибо за статью. Согласна с тем, что те дети, чьи родители проявляла внимание, дисциплину к ним, лучше приспособлены к социальной жизни.
В статье я узнала что Баумринд рассматривала только 3 группы детей с разными отношениями с родителями. Авторитетный, авторитарный и поощеряющий. Согласна с тем, что у авторитарных родителей дети себя ведут по разному дома и со сверстниками или в другом месте, где нет надзора родителей. Если ребенку не давать возможность проявлять адекватную агрессию, негативные эмоции, то это он будет делать безконтрольно и не будет уметь саморегулироватбся, а значит велика вероятность попасть в неприятность. Пока писала в голову пришла мысль: в тихом омуте черти водятся. Возможно это как раз про тех людей, которые тихо вели себя рядом с родителями, а при возможности начали делать то, что не могли делать при родителях.
Спасибо за статью, для себя я подчеркнула очень важную информацию, узнала о 4-х типов воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий, отстраненный. Поняла, что правильный тип поведения родителей, это авторитетный, он приводит к положительному, эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей, а группа конфликтно-раздражительных детей имеет авторитарных, жестких, настойчивых, суровых и невосприимчивых к их потребностям детей родителей. В таких семьях дети не получают удовлетворения от общения с близкими, узнала, что у этих детей часто встречается конфликтное невротическое поведение.
Поняла для себя, что авторитетное родительство ассоциируется с положительными результатами, а
авторитарное воспитание детей имеет более негативные долгосрочные последствия. Важно понимать, что дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, социально некомпетентны, безответственны, незрелы и отчуждены от своих семей. Они показывают нарушения в отношениях со сверстниками, в когнитивном развитии и успеваемости в школе. Все больше приходит осознание, что все проблемы тянутся из детства, вспомнила английскую пословицу. Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!
Благодарю за статью! Она является очень полезной и актуальной для меня как для мамы. Сегодня все больше родителей становятся более осознанными по отношению к своим детям, как мне кажется. И такие статьи дают больше пониманий и знаний о том, как взаимодействовать со своим ребёнком, чтобы способствовать его развитию, а не нанести травму.
Эта статья в очередной раз напомнила мне о том, как важно соблюдать «золотую середину» в отношениях с ребёнком. Как важно быть вовлечённым и заинтересованным, понимающим, отзывчивым родителем, но в то же время уметь выставлять границы.
Для меня быть воспитание ребёнка — это целое искусство. Это то, что требует усилий, знаний и много другого.
У меня есть и страхи, и сомнения, по поводу того, какая я мама и все ли я делаю правильно. Но читая подобного рода статьи, получая знания, я становлюсь увереннее.
Спасибо за статью. Однозначно вовлечение родителей в жизнь детей играет важную роль в социальной и когнитивной компетенции детей. Но самое важное здесь, соблюдать баланс между вовлеченностью и контролем родителя.
Родительское тепло даёт чувство уверенности и защищённости, умение слушать аргументы и соблюдать правила, а так же сохраняет авторитет родителя. А дети,как известно желают иметь одобрение со стороны родителей. Стоит отметить, что основным навыком социализации ребёнка является саморегулирование. И что каждому ребёнку важен родительский контроль, но дети будут подчиняться только тем родителям, которые используют предложения и весомые для ребёнка аргументы. И конечно же последовательность действий.
Из статьи я узнала про 4 типа родителей:
1. Авторитетный — это когда родитель проявляет стойкость в своих правилах и убеждениях, но при этом готов принять, выслушать позицию ребёнка.
2. Авторитетный-это когда родитель настаивает, ломает , не готов слушать своего ребёнка, направлен только на себя и удовлетворение личных мотивов.
3. Потакающий — тот, кто все понимает, разрешает и принимает, направление на мнение детей.
4. Отстраненный — не потакаюший, не принимающий, сконцентрирован на себе, ребёнка от себя отодвигает.
Важно понимать, что поведение родителей напрямую связано с поведением детей. Что наглядно можно наблюдать в исследовании Брауминд.
Только авторитетная модель поведения способствует положительному социальному развитию ребёнка. Такие родители дают детям свободу, при этом отстаивают свои нормы поведения и не ведутся на шантаж.Такие дети более успешны и менее конфликты.
У авторитарных родителей дети становятся конфликтно-раздражительными. При этом дома во враждебной среде чаще всего не проявляют себя, а выливают агрессию за его пределами на окружающих их людей.У этих детей частое конфликтно-невратическое поведение.
У потакающих родителей, дети становятся с неконтролируемым импульсным поведением.
У отстраненных родителей, у детей возникают сложности с привязанностью, импульсностью, агрессией, капризностью и не подчинением, проблемы с самооценкой.
Исходя из вышеизложенного хочется сказать, что во всем должна быть «золотая середина». И в воспитании тоже. Именно поэтому, так важно использовать авторитетный тип родительства в воспитании детей.
Из статьи я узнала о 4 типах взаимоотношений с ребенком.
Я стремлюсь быть авторитетом для своего ребенка, но порой потакаю ему и включаю мультики на более длительное время или покупаю какую-либо очередную сладость. Иногда я становлюсь авторитарной мамой и вместо принятия неудобных мне в данный момент эмоций ребенка, я их подавляю или обесцениваю. Статья хороша для меня тем, что показывает дальнейшие последствия от недостаточности или перегиба в родительском контроле. Оказывается большинство проблем в подростковом возрасте возникает из-за того, что ребенок не научен самоконтролю и саморегуляции. Для себя еще раз выделила эту задачу как одну из основных в своем родительстве. И найти баланс между своими потребностями и потребностями сына.
Спасибо за статью. Интересная статья. Из статьи отметила главную мысль, вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей. Также поняла, что контроль тоже играет очень важную роль в воспитании детей. Для развития у ребенка адекватной самооценки важно, что в его присутствии говорят о нем в его родители. Здесь я вспомнила, как я рассказывала своим родителям в присутствии своего ребенка о его поведении. Как же я глупо поступала. Вспомнила как сын на меня обижался хорошо,что говорил об этом. Я это признаюсь не сразу но перестала делать, и действительно у него самооценка выросла. Сфера родительского контроля. Варьируется от ограничительного, требовательного поведения до поведения крайне снисходительного.
Эмоциональные отношения между родителями и детьми, контроль со стороны родителей в процессе воспитания имеют большую роль. Поддерживающие, заботящиеся родители обеспечивают ребенку эффективное развитие в физическом, психологическом и социальном плане. У ребенка формируется адекватная самооценка, доверительные отношения с окружающим миром, что влияет на его дальнейший уровень успешности и удовлетворенности жизнью. Для себя я отменила то, что одним из важных принципов воспитания является проговаривание ребенку социальных правил и обсуждение альтернатив его поведения. Также родителям необходимо следить за своей речью, понимать то, как ребенок может интерпретировать сказанную им фразу.
Из прочитанного я поняла, что умеренный родительский контроль приводит в итоге к формированию самоконтроля у ребенка в подростковом возрасте. Удерживать контроль на необходимом для этого уровне не просто, это требует навыков и принятия норм воспитания. У заинтересованного родителя всё это приходит в процессе роста ребенка.
Также я узнала о четырех типах воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий и отстранённый. Эффективным из них является лишь авторитетный, другие же вызывают у детей определенные отклонения в процессе социализации и психологического развития. Опытный педагог, глядя на ребенка, довольно точно может определить его семейную ситуацию и отношение родителей к нему.
Для себя я сделала вывод о том, что если у родителя есть желание участвовать в жизни своего ребенка и высокий уровень осознанности своих поступков и поведения, несмотря на полученный им самим опыт воспитания от игнорирующих, потакающих или жестоких родителей, то безусловно есть шанс воспитывать своего ребенка по другому.
Из статьи я выделил для себя следующую вещь, что родители-это проводники детей во взрослую жизнь. Многое зависит от того, насколько сам родитель социализирован, способный решать задачи, который откладывает свои сиюминутные желания в пользу долгосрочных перспектив. Это тот, кто ориентирован на воспитании детей, которые и являются этой перспективой, а не на своих желаниях. Родителям необходимо знать свои обязанности, по которым измеряется их поведение со своими детьми. Важно не только быть вовлечённым в процесс, но ещё и контролировать те задачи, которые родители ставят перед своими детьми. Ещё нужно обьяснить детям шаги к решению этих задач. Чем старше дети, тем меньше им нужно объяснять. Для детей это становится нормой самим уметь решать задачи. Всё, что остаётся родителям-это договариваться с ними. Происходит переход от внешнего контроля со стороны родителей к самоконтролю самих детей.
Спасибо за статью. Как говорит ВМ направить и ограничить. По этому целиком согласна, что дисциплина важна для лучшего приспособления к социальной жизни. Тяжело в учёбе-легко в бою! В статье говориться о четырех типов воспитания: авторитетный,
авторитарный,
потакающий,
отстраненный. В моем случае скорее всего был отстраненный. Его характеристики следующие(нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей). Хотя если меня спросить пол года назад, то я буду упорно говорить, что надо мной был контроль. Однако это не так, отсюда и вся моя социализации. Пока, меня контролировал и направляли, у меня все было хорошо:формировалась адекватная самооценка, отношение с окружающими. Но как только в мою жизнь вошло попустительство и отстранненость все в моей жизни резко изменилось и проблем стало «от уха до уха». Прочитав статью нашлась новая тема для консультации из ряда того, что нужно следить о том, что говоришь при ребенке. Вывод такой., что вовлечение родителей, контроль играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей. А также для развития у ребенка адекватной самооценки важно, что в его присутствии говорят о нем его родители.
Спасибо за статью! Она была полезна мне и как маме девочки- подростка 16 лет, и как человеку, который хочет развиваться в области психологии. В результате прочтения этой статьи для меня стало очень интересным , что авторитарное поведение родителей в большей мере влияет на мальчиков, что в будущем они с большей частотой вырастают в без безинициативных мужчин, неспособных принимать ответственные решения и адекватно социализироваться. Очень понравилась мысль о том, что в большей степени воспитание родителей должно быть направлено на воспитание самостоятельности у детей и их адаптивных способностей, нежели чем ориентировано на врождённый характер. Очень полезно было познакомиться с такими психологическими понятиями, как критерии родительского поведения, типы родителей ( авторитетный, авторитарный, потакающий, отстраненный. А также с видами поведения детей, которые непосредственно зависят от типа родителя. Удивило, что из трёх видов поведения детей, только один( энергично- дружелюбный) является положительным сценарием.
В личностном плане после прочтения этой статьи сделаю усилия в корректировке своего поведения в отношении дочери в пользу эмоционально более тёплого, доверительного, но с наличием контроля. В профессиональном плане полезно было прочесть этот материал для понимания и анализа поведения других детей.
Очень хотелось бы в будущем проводить курсы для начинающих родителей с целью информирования их о верных патернах в проведении.
В статье меня удивил тот факт, что физическое наказание более эффективно у добрых и отзывчивых родителей, чем у враждебных. Для меня в понятие добрые и отзывчивые родители никак не входит использование физического наказания. Сомневаюсь, что этот способ вообще эффективен, так как ребенок просто не ожидает физических увечий от добрых родителей, а от враждебных наоборот, только этого и ожидает, поэтому старается сделать все, чтобы ему не попало. В моем детстве я помню тот единственный случай, когда мама меня ударила ремнем и я после того момента отвернулась от нее и мне казалось, что больше меня защитить некому. Конечно, я понимаю, что физические наказания бывают разными и необязательно использовать телесные, но мне было бы интересно уточнить, какие именно используют добрые родители. Еще я из статьи узнала о том, что родители, которые думают, что поведение ребенка во многом определяется опытом, с большей вероятностью попытаются изменить его негативное поведение, чем те родители, которые считают, что проблемы у ребенка вызваны его характером. С этим утверждением я согласна, потому что очень часто на своей работе слышу про детей, от их мам, одни только жалобы на характер своих чад, но эти мамы кроме криков и запретов ничего больше не делают. Возможно, если бы они посмотрели с точки зрения получения у их детей опыта от них самих, то задумались о том, что он могут делать не так. Еще я узнала о том, что для развития у ребенка адекватной самооценки и самоконтроля очень важно то, что говорят о нем в его присутствии родители и другие значимые взрослые. Оказывается, когда для сдерживания агрессии у ребенка враждебный родитель использует силовые методы, это часто приводит к еще большему возбуждению гнева у ребенка и усвоению агрессивного поведения. Также в статье я познакомилась с типологией родителей. Спасибо за статью.
Из статьи узнала,что для ребенка важно,что о нем говорят в его присутствии значимые для него взрослые.Потому что через эти утверждения формируются адекватная самооценка ребенка и способность к самоконтролю или саморегуляции.Сомневаюсь,что угрозы и унижения прибавили кому -то уверенности в себе. Приобретение навыка саморегулирования является целью социализации ребенка.Но достигают этой цели не все дети,потому что живут в семьях с разными типами воспитания.Из статьи узнала об исследованиях Баумринд 1967-1991 годов из которых ясно вытекает связь типа родительского воспитания с поведением ребенка в обществе.Причем это исследование нашло свое подтверждение и для детей младшего возраста и для подростков и для молодых людей.
Статья еще раз дала понять, как важно ответственно подходить к воспитанию собственных детей. Особенно в вопросах взаимопонимания и родительского контроля.
Хочется быть авторитетом для собственного сына, но иногда хочется и побаловать его, потом случаются откаты, например, сын слезами начинает манипулировать и пытаться повлиять на мое решение. В таких ситуациях я понимаю, что ребенок это делает не из-за особенностей своего характера, а из-за приобретенного опыта, т.е. он попробовал поплакать и получил желаемое. В итоге он переносит это поведение в ситуации и с другими взрослыми.
Еще понял, как важно понимать в какой среде общаются дети-подростки. У меня в подобном возрасте мои друзья были вхожи в мой дом, ночевали у меня. И для меня было нормой разговор с мамой о том, как прошел мой день в колледже.
Из статьи я узнала о четырех типах воспитания детей. Проанализировала, как воспитывали меня. Пришла к выводу, что я воспитывалась по типу авторитарного развития.
Было много запретов, контроля. В итоге я была, да и сейчас иногда чувствую себя не уверенной, безынициативной, с низкой самооценкой. В своей семье сейчас я больше придерживаюсь авторитетного воспитания. Моей дочери сейчас уже 20. Могу сказать, что этот тип воспитания, дает лучшие результаты. У меня доверительные отношения с дочерью. Она самостоятельная и самодостаточная личность, хорошо ладит с людьми. Так что я на 100% согласна с исследованиями Баумринд, что воспитание по типу авторитетного, дает лучшие результаты. Спасибо за статью.
У меня нет детей. И мне хотелось бы сделать своих будущих детей счастливыми людьми с адекватной самооценкой и чувством ответственности. Конечно, я хочу быть авторитетом для своих детей. И для этого, в первую очередь, необходимо привести в порядок собственное психологическое состояние.
Статья это подтвердила ещё раз, а также систематизировала поведения родителей и раскрыла их последствия.
Все проблемы из детства, большая их часть — из семьи. Тут «чёрным по белому» написано. Так и есть. Я наблюдаю за людьми, общаюсь с ними. Поколение моих родителей и родителей моих сверстников относятся к психологии крайне скептически, а во время их молодости это была никому неинтересная и ненужная вещь. Последствия — наше поколение с проблемами адаптации, самооценки, оценки и т.д. и т.п.
Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Я узнала о четырех типах воспитания детей. Выделила для себя, что авторитетный оказывает положительный эффект и пролонгированное действие на поведение ребенка в социуме. Интересно было, что авторитарный тип больше влияет на мальчиков, чем на девочек. Считаю, что родителям важно правильно определять манипулятивное поведение ребенка, чтобы это не вошло в привычку, которая в дальнейшем приведет к негативным последствиям. Применять правильный контроль в определенном объеме, но не носиться вокруг ребенка, чтобы его саморегуляция развивалась эффективно. Мне кажется, что последовательность поступков родителей очень важна в воспитании, т.к. много примеров, когда «ты должен делать так(правильно), а мне можно и так(как хочу)» — мнимый контроль, который на самом деле попустительство.
Узнал, что физическое наказание может быть вообще не эффективно, у враждебных родителей, так как детям «нечего терять».
Теплота и забота создаёт такую атмосферу для детей, что у них не будет чувства тревоги.
Удивило, что ребёнок больше будет слушаться родителей, которые последовательны, не давят и делают так, что ребёнок сам проявляет инициативу.
Узнал, что можно активировать механизм после которого ребёнок будет чувствовать себя беспомощным и это
будет сопровождать его всю жизнь.
В личном плане эта информация даёт возможность оценить к какой типологии я могу относиться и
в зависимости от категории скорректировать своё поведение.
Натолкнуло на идею того, что воспитание это очень тонкий момент, и можно с лёгкостью попасть в крайность.
Из статьи узнала о двух критериях, по которым можно оценить родительское поведение — степень эмоциональной близости и уровень контроля. Первая, эмоциональная сфера варьируется от теплых и отзывчивых отношений до холодных и отвергающих ребенка. Вторая сфера контроля — от жесткого ограничивающего поведения до попустительства.В очередной раз убедилась, как важна для ребенка родительская теплота — угроза ее потери уже является для ребенка стимулом, ему жизненно важно родительское одобрение, ребенок хочет радовать своих родителей! Интересно было узнать, что теплые родители предлагают ребенку другие социально приемлемые способы реагирования, то есть не просто ругают за плохое поведение, а по доброму обучают, как можно и нужно себя вести в той или иной ситуации, аргументируют и объясняют «правила игры».Вторая важная составляющая — наличие контроля. Это те правила и ограничения, которые родитель, будучи взрослым и тепло-отзывчивым обязан устанавливать и последовательно следить за их соблюдением. Тогда самому ребенку легко и спокойно, он понимает, что у него есть «свой взрослый», который знает что делать. Именно в этом случае у ребенка есть шанс прожить простое беззаботное детство и в свою очередь стать авторитетным родителем теперь уже для своих детей. Спасибо за статью. Я бы ее назвала — «Всем родителям к прочтению».
Благодаря статье узнал о 4-х типах воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий, отстраненный. Увидел, что правильный тип поведения родителей — это авторитетный, он приводит к положительному, эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей. В моей родительской семье была комбинация: авторитарность со стороны отца и потакание со стороны мамы. Даже сейчас пишу и меня рвет на части, те есть у меня как и тогда и сейчас в голове когнитивный диссонанс. Либо мне за что-то прилетит от отца, либо я встречу понимание со стороны матери. Благодаря статье увидел, на сколько важно прокачивать себя как родителя, чтобы иметь четкую грань в построении воспитательного процесса. В первую очередь, вижу в себе трудности, связанные с дисциплиной.
Очень интересная статья! Сделала небольшой конспект. Тема родительско-детских отношений для меня была интересна ранее в связи с тем, что многие подруги мне говорили, что мои родители слишком опекают и контролируют меня. Но прочитав эту статью я могу сказать спасибо моим маме и папе, что они были всегда рядом и не позволили совершить поступки о которых я бы жалела. При этом я всегда могла и могу поговорить с ними и знаю, что они придут на помощь всегда. По типологии родительского отношения, я думаю мои родители именно авторитетны, что в принципе коррелирует с тем, что я всегда показывала энергично-дружелюбное поведение. Благодаря родителям мой подростковый возраст прошёл очень спокойно: я ночевала дома, не ходила с плохой компанией и не делала пирсинг. Однажды я подошла к папе и сказала, что хочу тату и он посоветовал не торопиться, сначала подумать и взвесить, а потом тогда делать. И это лишь один эпизод, характеризующий его подход к воспитанию. Без запретов, отстраненности, а с реальной вовлечённостью в жизнь ребёнка. Может мои родители и перегнули где палку, но в сфере эмоциональных отношений, я благодарна им за родительское тепло.
Да…безразличие страшная сила. Вот читая начало статьи вдруг прошла ассоциация. Это когда у меня в пятом или шестом классе были соревнования по борьбе. Я как-то их смутно помню, очень смутно. Но самое главное, что я вообще не помню, как меня поздравляли мои родные. Во черт, так грустно стало в попытках вспомнить. Наверное как-то поздравили, но видимо так, что хочется сказать, что не поздравляли. Хотя это было важно для меня. Первый раз я был на позорном для себя втором месте, а второй раз на первом. Круто конечно, но только воспоминаний позитивных о поддержке нет. И это один из моментов из-за чего я пришел к выводу, что мои родители принадлежат к четвертой типологии — отстраненный (нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей).
С одной стороны мама вроде бы и пыталась быть авторитарной и в чем-то это ей удавалось. В частности я практически до 11 класса ну если только несколько раз приходил домой позже 22-00. Если я приходил позже, то это капец) Но при этом же… учился я как хотел, т.е. не учился, а просто вешал ей лапшу на уши, а она верила. Верила во все сказки, которые я сочинял — это я считаю было безответственно с ее стороны. Отцу вообще было побоку. Так что вроде бы контроль и был, но на самом деле, это была только видимость, которую я всегда мог обойти, кроме часов на стене, которые всегда говорили точно, что я накосячил. Спасибо за статью. Интересная, полезная, понятная.
Спасибо большое за статью!
Очень важная, актуальная и, что особенно, интересная тема. Так, я действительно заметил по процессу воспитания своей сестры, что последовательность играет важную роль, ведь когда родитель каждый раз может менять свою позицию в воспитании/принятии решений, то ребенок это чувствует, начинает продавливать, манипулировать, хотя, конечно, при этом родитель все равно должен быть чутким и гибким по отношению к ребенку, не поступать ему во вред. Также в статье приведена очень интересная классификация родителей по типу воспитания. По тому опыту, что у меня есть, я бы отнес себя больше к авторитетному типу, хотя к этому идеальному типу мне еще надо стремиться и много работать над собой. Тем более, пока своих детей у меня нет.
Участие родителей играет важную роль в социальной и когнитивной компетентности детей. Из статьи я узнала, что теплота и забота для положительного развития детей недостаточна, им необходим контроль. Бесконтрольное поведение приводит к вседозволенности, агрессии и низкой самооценке. Важная задача родителя научить ребенка самоконтролю, ведь с возрастом контролировать его поведение будет сложнее. Для себя я отметила, что существуют четыре типа воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий и отстранённый. Авторитетный тип оказывает лучшее влияние на эмоциональное развитие детей и сохраняет доверительные отношения между членами семьи. Любопытно, но дети более послушны и готовы к сотрудничеству, если родители побуждают ребенка рассматривать соблюдение правил, как его собственную инициативу. Очень мудрая идея, способная повлиять как на детей, так и на взрослых. Если бы со мной в свое время так общались родители, а не принуждали, желания для исполнения определенных действий было бы больше. Хотелось бы в будущем воспользоваться этими знаниями и использовать эту модель поведения применительно к своим детям.
Благодарю за статью.
Очень информативно.
Узнала, что выделяют четыре типа воспитания: авторитетный и потакающий (являются дето центрированными), авторитарный и отстраненный (ориентированы на родителей).
В процессе социализации ребенка очень важным является родительское тепло. Тому есть несколько причин: дети предпочитают сохранять родительское одобрение; использование аргументов и объяснений позволяет ребенку усвоить социальные правила; дети чувствуют себя в безопасности, получая теплоту и заботу со стороны родителей.
Помимо любви, очень важен и родительский контроль. Если родители последовательны в методах воспитания, используют минимальное давление для изменения поведения ребенка и побуждают его соблюдать правила как-будто это его собственная инициатива, ребенок с большей вероятностью будет готов к сотрудничеству.
Читая эту статью, мне все больше становится очевидной мысль, что с возрастом ничего кардинально не меняется. Те стереотипные реакции в поведении которые человек привык демонстрировать в детском возрасте, он будет демонстрировать во взрослой жизни. У меня сейчас нет детей, однако я вижу людей на работе. И можно провести параллель между ситуацией в семье и рабочим коллективом. И вне всякого сомнения, только авторитетный руководитель будет наиболее эффективен в группе не самых зрелых людей. Если проявлять мягкость и податливость, то группа начнет распадаться, у каждого появится свое мнение на тему,как надо. Это я сужу исключительно по себе и своему опыту. Когда появляется аторитарный руководитель, это вызывает отторжение, упреки в самодурстве и к итоговому безразличию. А вот руководитель пользующийся авторитетом, способен мотивировать и поддерживать дух в коллективе, сохраняя при это статус кво и работоспособность. Т.е, концентрировать людей на задаче.
Из статьи я узнала о четырех типах воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий и отстраненный. В моей родительской семье был то авторитарный, то потакающий метод. Мне было то можно всё, то нельзя ничего, в зависимости от настроения родителей. Я помню, как я в подростковом возрасте, чтобы что-то попросить, сначала всегда наблюдала некоторое время за настроением мамы, потому что разрешат мне что-то или нет в большинстве зависело только от её состояния.
Свою дочь я очень стараюсь воспитывать авторитетным методом. Это не всегда получается. В моменты, когда мне самой плохо, я срываюсь на авторитарный. Понимаю, что это от родительской модели и стараюсь как можно чаще включать принятие и отзывчивость к ребенку, даже когда мне плохо и самой «хочется на ручки». Прочитав статью я увидела перспективы каждого типа воспитания. Конечно мне хочется, чтобы мой ребенок вырос энергично-дружелюбным, а не конфликтно-раздражительным.
Интересно также то, что очень важно, что я говорю о ребенке при нем. Если я акцентирую внимание на его плюсах, он их начинает видеть сам и скорее всего будет развивать в себе. Так у ребенка формируется самооценка и самоконтроль.
Очень высокоинформативная статья. Из нее я узнала про 2 сферы критериев родительского поведения. Это эмоциональные отношения с ребенком и сфера родительского контроля. Я поняла о важности родительского тепла в процессе социализации ребенка, о том, что социальные правила надо внедрять в сознание ребенка при помощи аргументов и объяснений и то, что родительское тепло дает ребенку чувство безопасности. И про то, что контроль важен для формирования социальной и интеллектуальной компетенции. Я узнала, что цель социализации — это обретение навыка саморегулирования. Еще очень важная информация о том, что дети более послушны, если родители последовательны, не давят и соблюдение правил позиционируют как личную инициативу ребенка. Использование наказаний носит исключительно деструктивный характер. Я узнала о том, что в подростковом возрасте важен самоконтроль. И что важно обучить ребенка навыку откладывать сиюминутные желания в пользу долгосрочных перспектив. Я узнала критерии эффективности родительского воспитания. Это эмоциональные отношения с ребенком, тип родительского контроля, соответствие возрасту, соответствие типу личности, соответствие ситуации. Так же новым для меня стало 4 типа воспитания. Только один из которых приводит к гармоничному развитию личности ребенка. Зачастую родители сами имеют психологические проблемы, потому и возникают трудности в выстраивании адекватных коммуникаций с детьми. И тогда, когда у ребенка в школе или в детском саду возникают проблемы успеваемости, коммуникации с другими детьми, в том числе проблемы психосоматического характера, необходимо работать в первую очередь с родителями такого ребенка. Эта информация для меня сейчас очень актуальна, так как я сейчас пытаюсь решить проблемы со своим сыном подростком. Эта статья натолкнула меня на мысли о том, каким образом мне лучше простраивать отношения с моим сыном. Я увидела свои ошибки в его воспитании. Поняла, как будет лучше для нас обоих.
Интересная статья . В ней я познакомилась с критериями , по которым можно оценить поведение родителя . Так же познакомилась с типом родителей . Касательно воспитания , пока могу говорить о своих родителям , ну и родственники знакомые . Всегда со стороны очень интересно наблюдать . Ну например , у одних моих родственников есть ребёнок . Я вообще не понимаю , в чем заключается из воспитание . «Мы разрешаем смотреть один мультик в день». Но если пришли гости , чтобы он «не мешался» хоть 5 мультиков пусть смотрит . И ребёнок это понимает . Он может из специально донимать прогулкой , заведомо знаю , что гулять никто с ним не пойдёт , но понимая , что уступят с телевизором . Мне , как будущему родителю , важно , чтобы я не допускала таких ситуаций . Ну или на крайней случай их видела и исправляла .
Из статьи я узнал о том, что холодное, враждебное отношение родителей к ребенку препятствует его социализации. Меня зацепила фраза, что физические наказания могут соседствовать с теплыми отношениями родителей к детям. Я удивился, что такое в принципе возможно. Также я узнал о секретах эффективного родительского контроля, который способствует развитию у детей самоконтроля. А именно последовательность, минимальное давление и акцент на инициативности. Мне очень понравилась лаконичная и понятная типология родителей на основе их требовательности и уровня принятия. В принципе, для меня очевидно, что в такой классификации авторитетный метод воспитания наиболее благоприятный. Однако, мне было важно и интересно узнать о том, какие последствия влекут другие методы воспитания. Статья помогла мне с большей ясностью понять, кто такой авторитет. Эти знания помогут мне стать таким авторитетом для моей дочери.
Правильное поведение родителей напрямую сказывается на социализации ребенка. Эмоциональные отношения с ребенком могут быть от теплых и отзывчивых, до отвергающих и не сосредоточенных на потребностях и интересах ребенка. В пользу родительского тепла говорят следующие аргументы. 1) Родительское одобрение важно для ребенка. Таким образом он будет стараться сохранить его, корректируя своё поведение. 2) Родительское тепло предполагает использование аргументов и объяснений вместо агрессивного, порою и физического воздействия родителем на ребенка. 3) Теплота и забота способствуют сниженной тревожности у ребенка, а также адекватной самооценки. А спокойный ребенок в свою очередь более восприимчив к усвоению родительских стандартов поведения.
Очень интересная и полезная статья, узнала много значимого в аспектах воспитания детей. Полностью соглашусь, что родительское тепло считается очень важным в процессе социализации, а теперь ещё узнала, почему дети предпочитают сохранять родительское одобрение; использование родителем аргументов и объяснений позволяет ребёнку усвоить уместные социальные правила и ситуации; теплота и забота со стороны родителей позволяют детям чувствовать себя в безопасности, что приводит к низкому уровню тревоги и адекватной самооценке.
Однако, для полноценной адекватной социализации одной родительской любви мало. Для формирования у ребёнка положительных социального и интеллектуального ориентиров ему необходим контроль. Но не надо забывать, что контроль не должен быть тотальным и повсеместным, ведь конечная цель социализации это приобретение у детей навыка саморегулирования. Родителям не стоит забывать простые истины, что ребёнок будет подчиняться родителям, которые используют альтернативные аргументы и предложения.
Для достижения возможных наилучших результатов родители должны быть последовательны в методах воспитания, как можно меньше давить на ребёнка для изменения поведения, побуждать соблюдать правила как собственную инициативу.
Для развития у ребёнка адекватной самооценки и самоконтроля очень важно, что о нём говорят в его присутствии значимые взрослые.
Возраст так же играет важную роль, поскольку по мере взросления дети начинают сопротивляться контролю и манипуляциям. С взрослением для усвоения правил социального поведения большее значение приобретает укрепление собственного Я.
Так же я узнала, что существует четыре типа воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий, отстранённый, но лучших результатов в воспитании сможет добиться только авторитетный.
Из этого всего я сделала только один вывод: воспитание детей это очень серьёзный и тяжёлый процесс, и львиная доля в нём все ровно отведены родителям, и только от нас зависит насколько успешно ребёнок усвоит уроки, которые преподносит ему жизнь.
Из статьи я узнал, что родительское тепло более эффективно в воспитании детей, чем враждебность. Интересным мне показалось наблюдение, что родители чаще берут ответственность за желаемое чем нежелательное поведение своих детей. Узнал о четырех теоретических типах воспитания, три из которых вызывают отклонения в социализации. И только лишь авторитетный ведёт к положительным изменениям в развитии детей. Насколько я понял из прочитанного главной целью любого воспитания является самодисциплина. В степени контроля умеренность видится мне вполне объяснимой со всех сторон. Другой вопрос, что баланс контроля на необходимом уровне удерживать не так просто. После прочтения статьи задумался с одной стороны о сложности воспитания детей. У меня сложилось понимание, что этот процесс нельзя пускать на самотёк. С другой стороны, идеала здесь тоже не добиться, поэтому можно просто нарабатывать воспитательные навыки.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о том, что вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей и что контроль тоже играет очень важную роль в воспитании детей.
Что касается самооценки ребенка важно, что в его присутствии говорят о нем в его родители и как часто мы об этом не задумываемся.
Существуют четыре типа воспитания: авторитетный, авторитарный, потакающий и отстранённый. Дети более послушны и готовы к сотрудничеству, если родители побуждают ребенка рассматривать соблюдение правил, тогда , когда ребенок проявляет сам инициативу.
Дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, социально некомпетентны, безответственны, незрелы и отчуждены от своих семей, у них наблюдаются нарушения в отношениях со сверстниками, в когнитивном развитии и успеваемости в школе и конечно вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей.
Из данной статьи я узнала, что в воспитании детей важна не жесткость а авторитет родителей. Только путем последовательных действий, без давления, но и не безразлично по отношению к ребенку. Можно заложить такие качества как самообладание, навыки когнитивного анализа. Доброжелательные, теплые взаимоотношения не должны исключать адекватного контроля со стороны родителей. Тактика воспитания должна постепенно трансформироваться по ходу взросления ребенка. Заблуждение жестких родителей и применение ими бескомпромиссных методов воспитания, только отдаляют ребенка от семьи. В стенах дома он чувствует враждебную обстановку, свою слабость и заблокированность в постоянном давлении.Что и провоцирует выплески агрессии вне дома. У подобных детей крайне сложно происходит процесс социализации. Отсутствует привязанность и ориентиры, не чувствуя любовь родителей терять не чего. В любом случае методы воспитания должны иметь смешанный характер. В семьях где присутствует авторитетное мнение родителей.Совместно с уважением к личности ребенка. Диалог, умение родителей договариваться и взращивать у ребенка чувство ответственности и самоконтроля. Приносят большие плоды в воспитании самодостаточной личности, с компетентным и когнитивным поведением в социуме.
Эта статья читалась очень легко, т.к. для меня воспитание ребёнка это очень острый вопрос. И, как выяснилось, я на правильном пути! Было новое -это 4 типа воспитания ребёнка. Меня воспитывали по типу отстраненности. Особого интереса ко мне не проявляли, особенно в подростковом возрасте. Но т. к. мама у меня достаточно властная, я ее боялась и особых косяков в моей юности не было. Теперь же для своего ребёнка я выбрала воспитание больше похожий на авторитетный тип. Я даю дочери много любви, внимания, я знаю все(пока что, ей 4) о ее жизни, но в нашей семье есть определенные границы, они четкие и не нарушаются. В дальнейшем я бы хотела знать о ее жизни максимально много, знать , с кем она проводит время вне дома и где. Надеюсь, выстроить с ней тёплые, доверительные отношения, полные любви и взаимопонимания.
Ребенок с самого раннего детства ожидает от своих родителей тепла и поддержки. Имея это, он чувствует себя в безопасности, что позволяет принимать и усваивать родительские стандарты, успешно социализироваться. Кода же родители, стремясь достичь послушания, прибегают к угрозам, физическим наказаниям или унижениям, то маленький ребенок будет теряться в своем поведении, а, став постарше, научится хитрить, изворачиваться, начнет проявлять агрессию. Причем не дома, где за это последует наказание, а там, где он будет чувствовать себя сильнее – в отношениях с младшими детьми, животными. Интересной для меня явилось типология родителей. Отметила для себя, что авторитарный и потакающий типы поведения являются противоположными. Имея в своем детстве достаточно авторитарную мать, я в отношении уже своей дочери приняла больше потакающий тип поведения. Причем мое потакание проявлялось как раз в тех ситуациях, где по отношению ко мне проявлялся авторитаризм. Авторитетное поведение – идеально, но мы все как родители – родом из детства, и применяем по отношению к своим детям те методы, которые применялись к нам. Осознанно, конечно, я старалась не применять к дочери те запреты и ограничения моих родителей по отношению ко мне (отсюда и потакание), но на подсознательном уровне какие-то модели того родительского поведения повторяются. И наконец, четвертый, как оказывается, самый разрушительный тип родительского поведения – отстраненный. Отсутствие родительского контроля и вовлеченности в жизнь ребенка приводит к самым негативным последствиям. Социализация таких детей полностью нарушается, что приводит к неправильным отношениям со сверстниками, склонности к негативному поведению и порой к преступным действиям. Безусловно, вовлеченность родителей в жизнь детей крайне важна для их социализации.
Прочитав статью я узнал о двух критериях по которым можно измерить родительское поведение.
1. Это сфера эмоциональных отношений с ребёнком. Она варьируется от тёплого, отзывчивого ориентированного поведения на ребёнка до отвергающего поведения сосредоточенного на потребностях и желаниях родителей.
2. Сфера родительского контроля. Варьируется от ограничительного, требовательного поведения до крайне снисходительного.
Эти два критерия оказывают огромное влияние на воспитание и социализацию ребёнка. Как говорят, что посеешь, то и пожнёшь. Или яблочко от яблони недалеко. Самый простой и естественный способ обучения, это подрожание и копирование. Дети видя поведение родителей, скорей всего себя будут вести также. Так что прочитав эту статью я буду стараться отражать своё поведение при общении с ребёнком. И обращать своё внимание на то , чтобы в поведении было больше положительных ноток.
Спасибо.
С каждой статьей детской психологии в мою голову уже как основа, заложились правила » о родительском тепле», что ребенку нужно спокойно объяснять «правила игры» и как это важно, при воспитании ребенка, что враждебная семейная ситуация, может помешать в усвоении ребенком правил социализации. Так же узнала, что необходим и контроль на ребенком, но с целью воспитания в нем саморегулирования, что бы ребенок рассматривал соблюдение правил как собственную инициативу, что так же приведет к успешному сотрудничеству между ребенком и родителем. Так же очень полезная для меня оказалась информация о том, что важно для формирования адекватной самооценки для ребенка. Так же в статье четко объяснено к каким негативным последствиям приводит физическое наказание, что как итог, оно не эффективно, и даже примерила этот момент на себя и разобрала некоторые ситуации из жизни и объяснила себе, почему я реагирую именно так, а не по другому. Благодарю.
Доверительные отношения между родителями и детьми очень важны в воспитании ребёнка. Внимательные , заботливые, адекватные родители смогут вырастить эмоционально здорового ребенка, удовлетворённого жизнью в дальнейшем . Позволят раскрыть и развить таланты ребёнка и уверенность в своих силах . Контроль над ребёнком, как я поняла из статьи необходим только для формирования определенных поведенческих навыков , формирования самоконтроля. Из статьи я узнала о четырёх типах воспитания. И хорошо доя ребёнка, если этот тип будет авторитетным. Без опыта общения с детьми, педагогу будет сложно понять тип воспитания в семье. Родителям конечно много времени и осознанности надо использовать в воспитании счастливого ребёнка. Читая статьи о развитии детей, понимаю, что родителей надо учить воспитанию детей. Но таких вузов нет, ну если только педагогический .
Благодарю за статью, очень актуальный материал . Мысль о том, что ребенку требуется тепло и забота — бесспорна. Но меня очень порадовал тот факт, что так же, в статье упоминается о том, что если мы хотим, чтобы дети стали социально и интеллектуально компетентными, им необходим контроль. Так как тоталитарная опека может по итогу оказаться медвежьей услугой. Использование альтернативных аргументов и предложений в контроле очень значимо, так как это помогает не только донести свою мысль до ребенка, но и сформировать у него навык аргументации на будущее, дабы добиваться поставленных целей. Ибо, диалог -А за чем? -За шкафом! вряд ли сформирует у ребенка хоть какие-то полезные навыки. Плюс, качественный контроль помогает уберечь ребенка от ошибок, но явно не тоталитарный.
Спасибо за статью.
Для меня лично это ценная информация. Мы читали эту статью с сыном.
После прочтения нам удалось поговорить прошлых отношениях в семье. Появились термины и слова, которые описали то, что происходило в моих отношениях с ребенком. Это дало возможность вынести на сознательный уровень происходящие. Нам удалось это обсудить, увидеть, удалось увидеть изменения.
Более четко понять негативные влияния от прошлого типа воспитания, проговорить это. Дало возможность понять наличие положительной динамики в отношениях в нашей семье. Это вселяет уверенность. Для меня важно показать сыну ценность знаний связанных с психическим развитием.
Я узнала о классификации типов воспитания и критерии, по которым можно измерить родительское поведение. Сфера эмоциональных отношений (тепло или враждебность, принимающий или не отзывчивый) и сфера контроля (требующий или разрешающий).
Интересная статья, очень актуальна для меня. Из статьи узнала о четырех типах воспитания и о том, что физическое наказание более эффективно у добрых и отзывчивых родителей, чем у враждебных. Конечно, хочется быть адекватным родителем, который и авторитет умеет поддержать, и показать, что он любит ребенка любым вне зависимости от того плохой или хороший поступок тот совершил. В очередной раз поняла, как важно сохранять баланс в воспитании ребенка, стараться выстраивать доверительные отношения, быть действительно интересующимися и небезразличными мамой и папой. Ребенку необходимо родительское тепло, забота, адекватный контроль и правильный пример, потому как дети копируют взрослых и нет никакого смысла кричать на ребенка, применять физ. наказания, если сам родитель демонстрирует поведение отличающееся от предъявленных требований.
Для меня эта статья про эффективность различных форм и подходов к воспитанию. Авторы выделили 2 критерия по которым идет эта оценка. Получается , что в любом возрасте эффективность родителей, как агентов социализации, зависит от их эмоциональных отношений с ребенком, типа применяемого контроля, а также соответствия средств контроля возрасту ребенка, его типу личности и конкретной ситуации. Были наглядно показаны типы родительского поведения. В них я узнал и себя и например как мой брат воспитывает. Кроме того, ценно как это отражается на детях в будущем. К чему конкретный родительский стиль может привести. В настоящий момент это возможность для каждого задуматься как он сам поступает и если надо изменить свое поведение.
Спасибо за интересную статью. Отметил такой момент, что детям важно сохранять родительское одобрение. Иными словами, если сказать ребенку, что его поведение расстраивает родителей, то можно прийти к согласию без угроз физического воздействия. При этом такой прием может послужить одним из способов постоянного манипулирования детьми, что тоже негативно сказывается на их развитии. Особенно, когда ребенку уже пора предоставлять самостоятельность и позволять делать ошибки, такие родители продолжают воздействовать на него в своих интересах. Пусть мягко, но в своих… Вообще становится интересно, когда один из родителей применяет авторитарное поведение, а второй вот такое потакающее. Тогда ребенку остается только искать правды «на стороне», находить других значимых взрослых (если это возможно), с которыми у него сложатся более комфортные взаимоотношения. А более комфортные в данном случае – авторитетные взаимоотношения. Не буду скрывать, речь в этих рассуждениях идет о моих родителях и дедушке по отцовской линии.
Вообще, главная мысль, которую я для себя в этой статье отметил, это то, что целью социализации (и воспитания) ребенка является приобретение навыка саморегулирования. Как видно из приводимых исследований, именно родители, которые в свое время смогли получить такой навык, являются и более успешными в жизни, и лучше выстраивают эмоциональные отношения с детьми, уделяют больше внимания качеству взаимоотношений, а не стремятся к сиюминутному результату.
Спасибо за статью. Полностью согласна с тем, что те дети, чьи родители проявляла внимание, дисциплину к ним, лучше приспособлены к социальной жизни.Родители, которые проявляют внимание, заботу к своим детям смогут вырастить эмоционально здорового, удовлетворённого жизнью в дальнейшем ребенка . Помогут раскрыть и развить таланты ребёнка и уверенность в своих силах . Контроль над ребёнком, формирует поведенческие навыки, и также взращивает самоконтроль и самодисциплину у ребенка.
Дети, у которых сложные отношения с родителями, нет взаимопонимания, не социализированы, агрессивны, безответственны. Вовлечение и сопричастность родителей в жизнь своих детей играет важнейшую роль в их социальном развитии .
Благодарю за статью. Подробное, но при этом структурированное описание сферы эмоциональных отношений родителя и ребенка, а также описание градации родительского контроля и его влияние на будущее поведение детей. Я когда читала, сравнивала свое поведение с методами воспитания родителей. Я всегда считала и считаю, что мои родители — идеальные. Но, вспоминаю, что в подростковом возрасте у меня было очень сильное какое-то затаившееся агрессивное поведение. Причем, как-то особенно терпеть не могла моих родителей, прямо «мешали» они мне жить. Глупость конечно, но помню это состояние и отношение. С самоконтролем у меня всё в порядке вроде бы..Но может и не во всех сферах жизни. Статью нужно сохранить, как полезную. Спасибо!
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала о том, что родительское отношение делится на две сферы: сфера эмоционального отношения и сфера родительского контроля. Также из статьи я узнала о четырёх типах поведения родителей: авторитетный, авторитарный, потакающий и отстранённый. К положительному эмоциональному, социальному и когнитивной развитию детей приводит только авторитетное поведение родителей. Я также считаю, что с детьми нужно уметь договариваться и предлагать им альтернативные решения, уметь их поддерживать, чтобы они чувствовали отзывчивость родителей. Мое мнение, что если родители не могут договориться или убедить своего ребёнка поступить иначе, а прибегают к насилию и угрозам, это значит, что у родителей и детей отсутсвует взаимопонимание, а свой авторитет, кроме как насилием, они не могут поддерживать.
Здравствуйте, спасибо за статью.
Статья дала мне возможность поразмыслить на тему родительского воспитания. Было интересно узнать о том, что есть два критерия оценки родительского поведения: сфера контроля и сфера эмоциональной связи с ребёнком.
Поддерживаю, если родители ведут себя с ребёнком холодно и безразлично, это задаёт не самый лучший уровень их взаимоотношений. И напротив, умение вести конструктивный диалог, быть с ребёнком и заботливым и добрым родителем означает дать ему шанс на саморегуляцию и социально адаптивным. Во всем должен быть баланс.
Было интересно прочитать про типологию родителей. Узнала что есть такие типы как:авторитетный, авторитарный, потакающий, отстраненный. Я скорее себя отношу к ребёнку отстраненных родителей. Они не контролировали, но в то же время, если ситуация выходила из их контроля, то применялись санкции, иногда доходило до физического наказания.
Инсайтом для меня стало то, что дети стремятся сохранить родительское одобрение не смотря ни на что, для них действительно важно чувствовать тепло и родительскую заботу.