Поговорим о главном. Многих интересуют те цели, которых необходимо достичь в результате обучения в начальной школе, не правда ли?
- Главный результат обучения в начальной школе – психическое здоровье ребенка! А вот «необучаемость» может быть индикатором проблем, связанных с психическим развитием. Психически здоровый – значит, обучаемый!
Если ребенок поступил в школу обучаемым, а по итогам 4-го класса стал необучаемым, то… выводы делайте сами!
Воспользуемся элементарной логикой. Во-первых, каждый ребенок, поступающий в школу, по определению — психически здоров! (Кстати, гиперактивность, как и другие подобные поведенческие отклонения ребенка, сама по себе не считается психиатрическим заболеванием и поддается педагогической коррекции при правильном подходе к обучению со стороны учителей и родителей.) Для психически нездоровых детей существуют специализированные образовательные учреждения.
Во-вторых, программа обучения в школе устроена так, что ребенок со средними способностями по итогам обучения в 11-м классе может, а следовательно, и должен освоить ее на 4 и 5-ть.
Где и как он потерял свои способности? Где – понятно: в школе и дома! А вот как, — вопрос сложный… Здесь много разных причин. Но при поступлении в начальную школу надо помнить одно:
Школу надо выбирать не по новизне и красоте здания, не по суперновой и потому никому (в первую очередь самому учителю) не понятной программе, не по сумме, которую вы платите за обучение, а по УЧИТЕЛЮ! Доверять ребенка надо тому человеку, который способен, сохраняя его здоровье, давать ему знания, развивать учебные навыки, адаптировать и мотивировать на достижение результата в учебе и последующем труде.
- Психическое здоровье ребенка, образовательные традиции родителей и социально-экономический статус семьи – это три необходимых слагаемых успеха адаптации учения!
Эта, установленная французскими исследователями мотивации учения триада, не меняется последние 25 лет. Про психическое здоровье мы уже говорили.
Социально-экономический статус – это новый для нас параметр, так как мы живем в традиционной социальной системе, т.е. в излишне социальном государстве. Глубоко в нашем менталитете заложена идея о том, что государство должно… нас лечить, учить, женить и т.д. В общем, оно нам должно! Но чем глубже эта идея, тем меньше получают те, у кого она укоренилась. Последние 30 лет нашей жизни реалии меняются. Наша страна становится менее традиционной, чуть более либеральной.
Теперь можно открыть секрет: В России образование никогда не служило целям развития людей! Государство во все времена использовало образование в целях управления ими! Так было со времен князя Владимира и до сих пор!
А теперь позиция государства по отношению к образованию такова: Мы (государство) предоставляем вам минимальный набор образовательных услуг. Мы готовы вам дать больше, но если вам не надо, то мы не настаиваем. А надо вам или нет, будет понятно по тому, насколько вы готовы своими финансами корректировать образовательный маршрут вашего ребенка. Поэтому платить придется, вопрос: кому и зачем!?
Образовательные традиции ребенок ощущает своим присутствием дома в привычной ему атмосфере. Если он не видит родителя с книгой, если родитель не делиться с ним новой познавательной информацией, не обсуждает с ним прочитанное и не участвует в его учебном труде, то вы никогда не объясните ребенку зачем он должен учиться. Ребенок может сделать вид, что вы его обманули, поиграть с вами в эту игру, но обмануть ребенка не получится!
- Учеба – это не игра!
Учебная и игровая деятельность – это деятельности разного рода. В игровой деятельности под результатом понимается эффект (в т.ч. в виде удовольствия) от повторения практических не игровых действий. Научение в процессе игры — это побочный сопутствующий ей продукт. Поэтому в игре отсутствует РЕЗУЛЬТАТ! Как таковое понятие «результат» становится доступно ребёнку только при его переходе на уровень продуктивных действий и продуктивной деятельности. Именно через учение от статуса «ребенок» школьник переходит к взрослению через принятие «позиции школьника». Принятие позиции школьника формирует мотивацию учения, а та, в свою очередь, определяет направленный познавательный интерес, но не наоборот! Выражение: «Ему не интересно учиться!» крайне некорректно!
Через результат ребенок становится как-бы взрослым для себя, и для всех без исключения окружающих его людей.
Результат, в свою очередь, предполагает наличие его оценки. Поэтому безотметочное обучение тормозит развитие ребенка. Другой вопрос: как пользоваться оценкой? Когда-то, лет 15 назад, я написал статью «Оценка как стимул и результат учебной деятельности».
- Родитель – главный учитель!
Мы уже говорили, что от отношения родителей к учебе ребенка зависит ее продуктивность, но в чём это отношение выражается?
Во-первых, в доверии! Доказано, что чем выше уровень доверия родителей к деятельности учителя, тем выше уровень принятия ребенком педагога в качестве значимого для него взрослого и уровень партнерства в отношениях с родителем и учителем в процессе учения. Не обсуждайте учителя при ребенке и, тем более, с ним! Не критикуйте его методы! Взрослые вопросы учитель и родитель должны решать исключительно между собой.
Не путайте доверие с передачей полномочий! Не устраняйтесь от участия в учебе! Безучастного обучения не бывает! Помните фразу из моей статьи: Учеба не от слова учесть, а от слова УЧАСТИЕ!
Во-вторых, в качестве домашней подготовки! Когда ребенок не готов к уроку, то есть не сделал домашнюю работу, он считает себя на уроке лишним! Самостоятельность, как и другие учебные навыки развивается при систематическом участии и контроле. Сразу ребенок не может стать самостоятельным, т.е. сам сделать уроки! Это миф! Если он умеет надевать носки и завязывать шнурки это не значит ровным счетом ничего. А у большинства родителей качественно сделать с ребенком домашнее задание без скандалов, капризов, взаимных упреков и обид не получается. Участие родителя может быть не в том, чтобы этому научиться, а в том, чтобы осознать свою некомпетентность и решить вопрос другим способом. Я рекомендую обратиться за выполнением домашнего задания к учителю-пенсионеру.
В-третьих, редкий ребенок не испытывал состояние тоски, когда он после интенсивного времяпрепровождения в детском коллективе группы детского сада оказался в ситуации, когда он вынужден несколько часов дожидаться взрослых, оставаясь после школы один дома. Не оставляйте ребенка одного, это может нанести ему психологическую травму, которая повлияет на всю его жизнь! И дело тут не в том, насколько он самостоятелен, а в том, что он пока зависим от близких эмоциональных контактов и социальных связей. Задача родителей — правильно организовать время ребенка после школы. Вплоть до третьего класса он должен быть не только где-то, но и с кем-то.
Автор: Симонов Вячеслав Михайлович
Источник изображения: Unsplash.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, школа, детско-родительские отношения, мотивация
Вячеслав Михайлович, спасибо за очень содержательную и обстоятельную статью. Данный материал можно использовать не только в работе с детьми,он так же подходит для диагностики мотивации и трудоспособности уже взрослых людей. Так же, объективно для меня данная статья позволяет точнее увидеть структуру «рабочего места», находясь на котором я могу организовывать свою трудовую деятельность с точки зрения результата. Не так давно я благодаря книге Рубинштейна С.Л, по Общей психологии увидел определение трудовой деятельности и её ключевое отличие от игры. Благодаря данной статье, это понимание стало более глубоким. Так же, стало очевидным насколько важно влияние семьи для развития способностей к обучению у ребенка.
После изучения статьи я отметила для себя 2 важных момента.
Во-первых, что психически здоровый ребёнок — обучаем, а значит способен учиться на оценки «4» И «5„. Я часто слышу от знакомых родителей, что их ребёнок стал не способен учиться, что ему «не дано», и прочее… Однако эти дети учатся в общеобразовательной школе, комиссию ПМПК не проходили, и родители не признают своих детей психически нездоровыми. При этом такие также родители не видят, что есть возможность своим поведение помочь ребёнку начать учиться. Получается некий круг в основание которого стоит клеймо «мой ребёнок не способен…
* мой ребёнок не способен;
* я не хочу знать, здоров ли он психически;
* я не буду помогать своему ребенку, так как
МОЙ РЕБЁНОК НЕ СПОСОБЕН…
Второй важный момент, что Учёба — это не игра. В игре ребёнок получает удовольствие от повторения действий, а в учёбе должен быть результат. Высокую значимость, как результат учёбы, имеет Оценка. Иногда я слышу фразу, что оценка — это не главное. И у меня возникает вопрос. А что в таком случае «главное»? Знания. А насколько качественные знания я получила, если оценка этих знаний „3„ и ниже? И что мне потом с этими „качественными» знаниями делать?
У меня складывается ощущение, что родители ссылаясь на такие фразы, снимают с себя груз ответственности за обучаемость ребёнка. Поэтому я соглашусь с автором, что воспринимать УЧЁБУ, нужно от слова УЧАСТИЕ, а не УЧЕСТЬ.
Спасибо за статью, прочитав её сразу же становится понятно что статья написана русскоговорящим человеком, который отлично владеет темой. Всё буквально как в инструкции к бытовому прибору: читай, пользуйся, получай результат. Для каждого кто прошёл через процесс обучения своего ребёнка в начальной школе статья может стать ключем к пониманию причин своих неудач, если конечно он не обладал достаточным уровнем компетенции перед приходом своего ребёнка в первый класс. Я как педагог дошкольного образования согласна с автором статьи в том, что образование граждан нашей страны целиком и полностью переходит в плоскость оказания услуги обучения, а услуга дело сугубо добровольное и по определению не может быть бесплатной. Подобная система, на мой взгляд, в ближайшей перспективе будет способствовать дальнейшему социальному расслоению общества, потому что у кого нет средств оплачивать услугу образования будет получать её в минимальном количестве и низкого качества, и дети таких родителей окажутся менее конкурентноспособными в будущем. Я согласна с автором статьи в том, что мотивация ребёнка к учению закладывается традициями в семье, а реализовывать эту мотивацию должны помогать люди компетентные в профессии педагога. В личном плане статья помогла мне обобщить и структурировать мои знания и представления о правильном процессе обучения в начальной школе, и я как родитель первоклассника этими знаниями обязательно буду пользоваться.
В данной статье отметил для себя то, что среда, в которой живёт ребёнок, определяет на сколько он будет обучаем, а не обучайником. Меня поражает тот момент, когда родителям говорят об этом, а в обратную сторону одни возражения, мол, это он не хочет, ему не интересно, я нормальная мать и т.д. Я работаю с зависимыми и там такая же песня: родителей приходится с трудом уговаривать, чтобы они в первую очередь обратили внимание на свою жизнь и отстали от тех, кого поместили в реабилитационные клиники. Не зря есть такая поговорка: каковы деревья, таковы отростки. И тем преподавателям, которые занимаются зависимыми я говорю, что первое, что нужно уметь в работе с ними-это управлять своим состоянием, второе-слушать, т.к. их в жизни никто не слушал, а только указывали что делать или вообще их игнорировали и они были предоставлены сами себе. Мне зависимые часто помогают в том, чтобы я ими не занимался, однако я им не папа и не мама и играться с ними у меня нет идеи, тем более мне интересна моя работа. Останавливать себя я более-менее научился, слушать тоже, учусь дальше заинтересовывать их в процессе обучения.
Статью, прочитала с большим интересом, для меня все написанное очень актуально, так как в этом году мой сын пошел в первый класс. Я полностью согласна со всем сказанным в данной статье, это для меня рекомендации как надо правильно воспитывать детей. Я получила ответы на все интересующие меня вопросы, такие как выбор учителя и школы, можно ли одному оставаться ребенку, и надо ли с ребенком делать уроки? В личном плане отметила, что успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, потому что родитель – это главный учитель. Когда ребенок идет в первый класс волнительно. Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной задача каждого родителя! Например, я совершенно не компетентна в подготовке домашнего задания, поэтому мой ребенок делает уроки с учителем, с учителем он делает уроки с удовольствием. И мне хорошо и ему, а дома он читает и делает поделки со всей семьей. Это был выход из ситуации, когда уроки превращались в крики и слезы.
Эта статья будет полезна для людей, которые считают, что им все должны, а конкретно родителям школьников.
Спасибо.статья просто тронула до слез. Как многое я упустила! Начиная с подготовки к школе, когда сажали дочь за задания, а ей так тяжело было сидеть, меня это возмущался, ну что сложного то 40мин посидеть пописать, лишь со временем я стала во всем разбираться! Поняла, как многое значит просто поговорить после школы, и не о уроках, а о состоянии дочери, о том что произошло в классе. Поняла, что учитель — это человек, которому доверяешь своего ребенка, и он не только учит, он развивает навыки ребёнка, а не ограничивает! Школа не важна, как здание или его место, а вот педагогический состав — это важно.
Ну и конечно, ругать за оценки, как бы они не возмущали, не стоит.это не продуктивно! И может обидеть ребёнка, и подорвать ваше доверие.
В этом материале собрана вся самая полезная информация для тех родителей, которые готовятся отдать своих детей в школу. Её уже сразу можно использовать как инструмент в работе психолога с такими родителями и детьми- первоклашками. Я для себя обновила всё услышанное за время учёбы в институте психологии. Даже подумала о том, что жаль мои дети уже выросли. Тем не менее в своей практике буду применять. Новым для меня оказался постулат, что учеба- это не игра. Что у учёбы всегда есть результат. И именно он позволяет ребёнку почувствовать себя взрослым. Игра же в большей степени направлена на получение удовольствия. И конечно ребёнку обязательно требуется контроль и содействие родителей в начальной школе для адаптации и выработки привычки учиться.
Из статьи я узнала о том, как выглядит мотивация учения для школьника:
1. Для того, чтобы школьник учился, он должен быть психически здоровым.
2. В родительской семье на постоянной основе должны жить образовательные традиции. То есть родитель должен своим примером демонстрировать ребенку интерес к познаниям, их практическое использование.
3. Имеет значением социально-экономический статус семьи. Здоровое отношение к дополнительным финансовым и временным затратам на дополнительное образование.
Для меня новым и неожиданным оказалось объяснение автора почему родители должны быть готовыми к тому, чтобы проплачивать возможность получать больше знаний, чем положено от государственных обучающих учреждений. Со школы регулярно слышала от родителей, что надо хорошо учиться, чтобы стать кем-то! А оказывается, в нашей стране целью образовательного процесса никогда не являлось развитие людей!
Спасибо за интересную и познавательную статью! Считаю, что нужно показать её многим родителям, которые думают, что их ребенок не в состоянии осваивать школьную программу на «хорошо» и «отлично». Удивительно, что наш менталитет все еще рассчитывает на «русский авось». Государство не обязано полноценно обеспечивать людям все сферы жизни, но в настоящее время очень много возможностей, чтобы сделать это самостоятельно. В том числе и ребенок не будет развит всесторонне, когда над этим работают только педагоги в рамках образовательного учреждения. Именно родитель закладывает мотивацию на обучение, когда ребенок начинает понимать, что «да, это именно то, что мама и папа считают важным, и когда я делаю это успешно, я получаю положительный отклик». Грубо говоря, метод с избиением за нерешенную задачу в мотивационные задачи не входит и входить не должен.
Не могу не согласиться и про уважение к педагогу со стороны родителей. Ведь, если родители будут «отмахиваться» от советов и наставлений учителей, при ребенке обсуждать между собой, насколько работа педагога неэффективна, то малыш, скорее всего, уже не будет видеть в преподавателе авторитетного взрослого. Поэтому очень надеюсь, что подавляющее большинство современных молодых родителей пересмотрит свое отношение к образовательной деятельности.
Прочитав статью, для себя я подчеркнула, что если ребенок обучаем, он психически здоров. Меня удивило, что гиперактивность, сама по себе не считается психиатрическим заболеванием и поддается педагогической коррекции при правильном подходе к обучению со стороны учителей и родителей. Я полностью согласна с тем, что школу надо выбирать по учителю, что доверять своего ребенка надо тому человеку, который способен, сохраняя его здоровье, давать ему знания, развивать учебные навыки, адаптировать и мотивировать на достижение результата. Я узнала о трех необходимых слагаемых успеха, это психическое здоровье ребенка, социально-экономический статус и образовательные традиции семьи. Я поняла, что не надо путать доверие с передачей полномочий, надо участвовать в учебе ребенка. Самостоятельность ребенка может формироваться при участии и контроле родителя. В мою задачу, как родителя входит организовать время ребенка, которое он будет проводить после школы.
Прочитав статью, вспомнила лекции по этой теме, которые давали в ИППиПБ. Обратила внимание разницу между игрой и учебой. Отметила, что именно через учение от статуса «ребенок» школьник переходит к взрослению через принятие «позиции школьника», которая формирует мотивацию, а та, в свою очередь, определяет направленный познавательный интерес. Именно через результат он как бы становится взрослым для себя и окружающих. А результат всегда оценивается. Т.е оценка — это и стимул и результат учебной деятельности. Я думаю, что с этого момента закладывается базовое отношение ребенка к своей деятельности, которое оказывает свое влияние на трудовую деятельность и во взрослом возрасте. Спасибо за статью. Думаю, что ее можно использовать родителям как руководство к процессу обучения не только первоклашек, но и более взрослых детей.
Спасибо за статью. В личном плане она мне уже не актуальна, но в профессиональном плане однозначно поможет. полностью согласна, что все дети в школе обучаемы, что учитель играет ключевую роль. Расстраивает только тот факт, что таких учителей не очень много. Не раз сталкивалась с учителями, которым все равно на детей. полностью согласна про государство и образование. Лишь те, у кого есть желание и финансы могут обеспечить себе лучшее образование. Но так, я думаю, не только в России, а в целом. Да, некоторые страны отличаются заботой о детях и образовании, но во многих развивающихся этого нет совсем, что очень плохо сказывается и на психологическом развитии детей.Данная тенденция будет только негативно проявляться. Расслоение общества уже существует очень сильное, а в перспективе просто создаст пропасть между бедными и богатыми. Не совсем согласна с мнение про оценки, да, оценка важна во многом, но не во всем она проявляет положительный эффект. Особенно то, что связано в школе с творческими способностями детей. Ребенку скажут, что он плохо нарисовал и он будет так думать постоянно, а не стараться как-то что-то исправить.
В этой статье указана самая нужная информация для родителей .
Новым для меня стало то ,что в России образование не служит целям развития , его используют для управления людьми .
Государство представляет минимальный набор знаний . А это значит , что каждый ребёнок обязан справиться с программой обучения на 4 , 5 .
Всё остальное зависит от родителей .
Первое это определить, где будет обучаться ребёнок и сможет ли родитель полностью доверять педагогу , который будет обучать ребёнка .
Ребёнок должен это чувствовать , это пробудит его доверие к учителю .
Ребёнок должен знать , что учёба это не игра , это уровень его развития и взросления , а оценка это результат .
Для хорошей успеваемости нужна мотивация , в этом заключается помощь родителей .
Так же когда родитель развивается сам , и делится своими знаниями с ребёнком , он демонстрирует на сколько важно в жизни учиться.
Систематический контроль и участие в жизни и учёбе со стороны родителей , это их обязанность .
С психологической точки зрения , если родители не компетентны в решении домашнего задания , они не должны вступать с ребёнком в конфликт , лучше обратиться к учителю , который поможет с выполнением заданий .
Спасибо!
На мой взгляд,эта статья готовая методичка для родителей,которые приводят своих детей в 1 класс.Из личного опыта могу сказать,что у родителей всегда столько ожиданий от учителя! Он (она) автоматически многое должен.Должен исправить все огрехи в социализации и воспитании ребенка,должен научить читать и писать,должен не задавать так много домашних заданий и не отвлекать родителей от отдыха после трудного рабочего дня,должен любить ребенка так, как любят его родители. В общем, с первого сентября,вся ответственность за образование возлагается на школу и конкретного учителя. Я помню как на одной из лекций я услышала ,что учитель не должен любить вашего ребенка,он должен любить свою работу.А любят детей педофилы.
Данная статья для меня была полезной, т.к. я узнала про 3 фактора адаптации ребенка к школе (психическое здоровье ребенка, социально-экономический статус родителей и образовательные традиции в семье). Ребенок учится в тех родителей, которые участвуют в обучении и контролируют выполнение домашних заданий, иначе ребенок будет чувствовать себя лишним на уроке (если не выполнил домашнее задание). Про свою семью могу сказать, что у нас с дочкой не было организован рабочий процесс по домашним заданиям, т.к. дочь за уроками играла, а как уже указывалось учеба это не игра, а рабочий результативный процесс. И от его результата и оценки формируется самооценка ребенка. Поэтому моя дочь ходила 1 год к учителю делать домашние задания для исключения капризов и понимания, что школа это не игра. Также было полезным напоминание, что с ребенком нельзя обсуждать учителя, хотя родительские чаты «пищат» с критикой и осуждением, что якобы учитель что то делает не так. Пришлось поставить пароль на телефон, чтобы исключить любую дискриминацию нашего педагога, которая не только обучает разным предметам нашу дочку, но еще и контролирует ребят и я считаю ее большим помощником и другом.
Благодаря статье, я почерпнул или вспомнил несколько важных тезисов: 1. В игровой деятельности интересен процесс, в учебе — результат. 2. Нельзя надолго оставлять ребенка одного. 3. У ребенка нет врожденного навыка самостоятельно делать домашнее задание. Помня эти и другие, усвоенные ранее, основы, я помогу свой дочери-первоклашке развить обучаемость. Благодаря статье, если и когда у нее возникнут затруднения в учебе, я смогу начать их решение с самого начала. А именно с вопросов к себе, потом к жене, потом к учителю. И в самую последнюю очередь буду делать акцент на ответственность ребенка.
Из статьи узнала о взаимосвязи со способностью ребёнка к обучению и его психического здоровья. Как я поняла из статьи, система обучения и программа в школе дает возможность учиться ребёнку на отлично или хорошо . При этом оценка неудовлетворительно говорит о проблемах психологического здоровья ребёнка. Из статьи так же узнала, что родители должны ответственно отнестись к выбору преподавателя их ребёнка , что бы ребёнок мог развиваться и достигать успеха. Так же из статьи узнала, что важны образовательные традиции семьи. И из статьи узнала , что оценка в школе при обучении стимулирует развитие и позволяет совершенствоваться ребёнку. Для себя приняла к сведению , что оставлять ребёнка одного после школы в возрасте до третьего класса опасно нагрузкой на психологическое здоровье. Отсюда вывод, не оставлять ребёнка один на один после школы.
Благодарю за статью. Интересная статья для тех, кто только отдает ребенка в школу, для и всех родителей в целом. Из статьи я узнала, что главным результатом обучения в начальной школе — является психологическое здоровье ребенка. Что важно выбирать школу, по тому человеку, учителю, которому вы доверите своего ребенка. Так как он ближайший человек, который вместе с вами несет ответственность за психологическое состояние ребенка и его успеваемость. Еще я узнала, что
психическое здоровье ребенка, образовательные традиции родителей и социально-экономический статус семьи – это самое важное в адаптации ребенка в школе. Особенно меня заинтересовал вопрос образовательных традиций родители. Ведь на самом деле, сложно объяснить ребенку, почему он должен читать, если он не видит, что родители самостоятельно читают книги. И что ребенка обмануть не возможно, взяла себе на заметку обсуждать с ребенком прочитанное за день мной и им. Еще я поняла, как важно разделять учебу и игру. Потому что игра не может иметь результат, а вот результаты в учебе — помогают ребенку брать на себя ответственность и расти.
Нравится мне фраза: Учеба не от слова учесть, а от слова УЧАСТИЕ!
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Гиперактивность, как и другие подобные поведенческие отклонения ребенка, сама по себе не считается психиатрическим заболеванием и поддается педагогической коррекции при правильном подходе к обучению со стороны учителей и родителей.
Редкий ребенок не испытывал состояние тоски, когда он после интенсивного времяпрепровождения в детском коллективе группы детского сада оказался в ситуации, когда он вынужден несколько часов дожидаться взрослых, оставаясь после школы один дома. Не оставляйте ребенка одного, это может нанести ему психологическую травму, которая повлияет на всю его жизнь! И дело тут не в том, насколько он самостоятелен, а в том, что он пока зависим от близких эмоциональных контактов и социальных связей. Задача родителей — правильно организовать время ребенка после школы. Вплоть до третьего класса он должен быть не только где-то, но и с кем-то.