Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Поговорим о главном. Многих интересуют те цели, которых необходимо достичь в результате обучения в начальной школе, не правда ли?

  1. Главный результат обучения в начальной школе – психическое здоровье ребенка! А вот «необучаемость» может быть индикатором проблем, связанных с психическим развитием. Психически здоровый – значит, обучаемый!

Если ребенок поступил в школу обучаемым, а по итогам 4-го класса стал необучаемым, то… выводы делайте сами!

Воспользуемся элементарной логикой. Во-первых, каждый ребенок, поступающий в школу, по определению — психически здоров! (Кстати, гиперактивность, как и другие подобные поведенческие отклонения ребенка, сама по себе не считается психиатрическим заболеванием и поддается педагогической коррекции при правильном подходе к обучению со стороны учителей и родителей.) Для психически нездоровых детей существуют специализированные образовательные учреждения.

Во-вторых, программа обучения в школе устроена так, что ребенок со средними способностями по итогам обучения в 11-м классе может, а следовательно, и должен освоить ее на 4 и 5-ть.

Где и как он потерял свои способности? Где – понятно: в школе и дома! А вот как, — вопрос сложный… Здесь много разных причин. Но при поступлении в начальную школу надо помнить одно:

Школу надо выбирать не по новизне и красоте здания, не по суперновой и потому никому (в первую очередь самому учителю) не понятной программе, не по сумме, которую вы платите за обучение, а по УЧИТЕЛЮ! Доверять ребенка надо тому человеку, который способен, сохраняя его здоровье, давать ему знания, развивать учебные навыки, адаптировать и мотивировать на достижение результата в учебе и последующем труде.

  1. Психическое здоровье ребенка, образовательные традиции родителей и социально-экономический статус семьи – это три необходимых слагаемых успеха адаптации учения!

Эта, установленная французскими исследователями мотивации учения триада, не меняется последние 25 лет. Про психическое здоровье мы уже говорили.

Социально-экономический статус – это новый для нас параметр, так как мы живем в традиционной социальной системе, т.е. в излишне социальном государстве. Глубоко в нашем менталитете заложена идея о том, что государство должно… нас лечить, учить, женить и т.д. В общем, оно нам должно! Но чем глубже эта идея, тем меньше получают те, у кого она укоренилась. Последние 30 лет нашей жизни реалии меняются. Наша страна становится менее традиционной, чуть более либеральной.

Теперь можно открыть секрет: В России образование никогда не служило целям развития людей! Государство во все времена использовало образование в целях управления ими! Так было со времен князя Владимира и до сих пор!

А теперь позиция государства по отношению к образованию такова: Мы (государство) предоставляем вам минимальный набор образовательных услуг. Мы готовы вам дать больше, но если вам не надо, то мы не настаиваем. А надо вам или нет, будет понятно по тому, насколько вы готовы своими финансами корректировать образовательный маршрут вашего ребенка. Поэтому платить придется, вопрос: кому и зачем!?

Образовательные традиции ребенок ощущает своим присутствием дома в привычной ему атмосфере. Если он не видит родителя с книгой, если родитель не делиться с ним новой познавательной информацией, не обсуждает с ним прочитанное и не участвует в его учебном труде, то вы никогда не объясните ребенку зачем он должен учиться. Ребенок может сделать вид, что вы его обманули, поиграть с вами в эту игру, но обмануть ребенка не получится!

  1. Учеба – это не игра!

Учебная и игровая деятельность – это деятельности разного рода. В игровой деятельности под результатом понимается эффект (в т.ч. в виде удовольствия) от повторения практических не игровых действий. Научение в процессе игры — это побочный сопутствующий ей продукт. Поэтому в игре отсутствует РЕЗУЛЬТАТ! Как таковое понятие «результат» становится доступно ребёнку только при его переходе на уровень продуктивных действий и продуктивной деятельности. Именно через учение от статуса «ребенок» школьник переходит к взрослению через принятие «позиции школьника». Принятие позиции школьника формирует мотивацию учения, а та, в свою очередь, определяет направленный познавательный интерес, но не наоборот! Выражение: «Ему не интересно учиться!» крайне некорректно!

Через результат ребенок становится как-бы взрослым для себя, и для всех без исключения окружающих его людей.

Результат, в свою очередь, предполагает наличие его оценки. Поэтому безотметочное обучение тормозит развитие ребенка. Другой вопрос: как пользоваться оценкой?  Когда-то, лет 15 назад, я написал статью «Оценка как стимул и результат учебной деятельности».

  1. Родитель – главный учитель!

Мы уже говорили, что от отношения родителей к учебе ребенка зависит ее продуктивность, но в чём это отношение выражается?

Во-первых, в доверии! Доказано, что чем выше уровень доверия родителей к деятельности учителя, тем выше уровень принятия ребенком педагога в качестве значимого для него взрослого и уровень партнерства в отношениях с родителем и учителем в процессе учения. Не обсуждайте учителя при ребенке и, тем более, с ним! Не критикуйте его методы! Взрослые вопросы учитель и родитель должны решать исключительно между собой.

Не путайте доверие с передачей полномочий! Не устраняйтесь от участия в учебе! Безучастного обучения не бывает! Помните фразу из моей статьи: Учеба не от слова учесть, а от слова УЧАСТИЕ!

Во-вторых, в качестве домашней подготовки! Когда ребенок не готов к уроку, то есть не сделал домашнюю работу, он считает себя на уроке лишним! Самостоятельность, как и другие учебные навыки развивается при систематическом участии и контроле. Сразу ребенок не может стать самостоятельным, т.е. сам сделать уроки! Это миф! Если он умеет надевать носки и завязывать шнурки это не значит ровным счетом ничего. А у большинства родителей качественно сделать с ребенком домашнее задание без скандалов, капризов, взаимных упреков и обид не получается. Участие родителя может быть не в том, чтобы этому научиться, а в том, чтобы осознать свою некомпетентность и решить вопрос другим способом. Я рекомендую обратиться за выполнением домашнего задания к учителю-пенсионеру.

В-третьих, редкий ребенок не испытывал состояние тоски, когда он после интенсивного времяпрепровождения в детском коллективе группы детского сада оказался в ситуации, когда он вынужден несколько часов дожидаться взрослых, оставаясь после школы один дома. Не оставляйте ребенка одного, это может нанести ему психологическую травму, которая повлияет на всю его жизнь! И дело тут не в том, насколько он самостоятелен, а в том, что он пока зависим от близких эмоциональных контактов и социальных связей. Задача родителей — правильно организовать время ребенка после школы. Вплоть до третьего класса он должен быть не только где-то, но и с кем-то.

 

Автор: Симонов Вячеслав Михайлович

Источник изображения: Unsplash.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, школа, детско-родительские отношения, мотивация

61430cookie-checkО чем должны знать родители первоклассников отправляя ребенка в школу!