Пространственное устройство класса
Одной из наиболее очевидных особенностей учебной среды является прямоугольная классная комната. Почему класс не круглый или квадратный? Имеет ли форма значение? Вот что по этому поводу думает эксперт в сфере проектирования и дизайна:
«Прямоугольная комната с широкими окнами и ровными рядами стульев была предназначена для обеспечения вентиляции, освещения, быстрого выхода, удобства наблюдения и множества других адекватных требований, которые существовали в начале 1900-х годов. Типичная длинная узкая форма возникла из-за стремления дать ученикам как можно больше света. Сегодня, несмотря на новые разработки в области освещения, акустики и конструкций, большинство школ по-прежнему выглядит так как в прошлом веке. Были попытки вырваться из этой жесткой схемы, но экспериментальные школы являются скорее исключением, чем правилом». (Sommer, 1969, стр. 98–99)
Мария Монтессори однажды описала детей в традиционных классных комнатах, как «бабочек, прикрепленных на булавках к столам. Они расправляют крылья бесплодных и бессмысленных знаний, которые приобрели.»(Монтессори, 1964, стр. 81)
Имеет ли значение расположение ученика в классе? Ученики на передних партах более активны, чем те, кто сидит сзади? Или те, кто находится в центре, более активны, чем те, кто находится в проходах, независимо от типа помещения? Оказывается, место посадки действительно имеет значение. Наиболее высокую активность проявляют ученики среднего ряда (если ряд напротив учителя) и на первых партах (чем ближе к центру, тем активность выше). Эту зону Гамп и Росс назвали зоной действия в классе (Gump & Ross, 1977). Причины эффекта до конца неясны. Имеются лишь два предположения:
- Заинтересованные ученики сидят ближе к учителю.
- Ученики проявляют больший интерес, если садятся ближе к учителю.
Еще один важный вопрос касается влияния количества детей в классе. Есть ли оптимальное количество учеников в классе для максимального достижения результатов? Эта тема обсуждается уже более полувека, и споры продолжаются. В одном из ранних исследований (Dawe, 1934) изучалось влияние размера группы детского сада на активность учеников в занятиях. В эксперименте принимали участие группы численностью от пятнадцати до сорока шести детей. Наблюдатели записывали количество комментариев, сделанных каждым ребенком в течение контролируемого периода обсуждения заданной темы. По мере увеличения размера класса уменьшалось не только общее количество обсуждений, но и процент детей принимавших в нем участие. Позже было проведено еще одно исследование, которое показало, что в маленьких классах больше индивидуализации, позитивного мышления и групповой активности. При этом уровень плохого поведения значительно ниже, чем в более многочисленных коллективах. В малых классах учителя более удовлетворены своей работой (Minuchin & Shapiro, 1983). Однако, было отмечено, что если в классе более 20-ти детей, то разница с классами, где собралось до 40-ка человек уже не так велика. Хотя в любом случае, чем меньше людей, тем лучше академические успехи в чтении и математике в начальных классах, а так же в спецклассах для детей с ограниченными возможностями (Rutter , 1983). Все же, интерпретация влияния размера класса часто затруднена, поскольку многое зависит от того, организуют ли учителя небольшие классы иначе, чем большие (Minuchin & Shapiro, 1983).
Организация и структура класса
Учитель может организовать класс множеством способов. Например, организовать:
- участие учеников в принятии решений;
- небольшие группы;
- взаимопомощь, при которой ученики будут помогать друг другу самостоятельно;
- занятия в классе традиционным способом.
В этом разделе мы сосредоточимся на последствиях различных типов организации класса.
Первоначально разработанная в Великобритании философия открытого класса основана на предположении, что дети учатся лучше всего, активно участвуя в собственном обучении, а не просто пассивно получая знания. Вот описание открытого класса:
«В открытом классе вы редко увидите, как все дети занимаются одним и тем же делом одновременно. Например, вот двое молодых людей, растянулись на ковре и читают книги, которые они выбрали из классной библиотеки. Учитель сидит за математическим столом и показывает небольшой группе детей, как использовать набор весов для определения относительного веса. Двое детей в письменном уголке играют в слова. И один ребенок делает записи о кормлении морской свинки из живого уголка, который находится прямо в классе. Другие дети работают индивидуально или в небольших группах за партами или столами. Целеустремленность наполняет комнату, свидетельствуя об интересе детей к различным учебным занятиям». (Papalia & Olds, 1975, р. 463).
Сразу встает вопрос, а правда ли что дети извлекают интеллектуальную пользу от подобной организации? В социальном плане преимущества налицо: «дети (начальная школа) в открытой среде имеют более позитивный опыт отношения к школе, более разнообразный опыт социальных контактов, а так же самостоятельно кооперируются по группам в учебных ситуациях. Наблюдения показало, что учащиеся открытых классов в авторитетно организованных средних школах больше участвуют в школьной деятельности, они имеют более разнообразные социальные отношения и создают меньше дисциплинарных проблем, чем учащиеся в традиционно организованных школах». (Minuchin & Shapiro, 1983, p. 67).
Академические преимущества открытых школ перед традиционными менее очевидны. Некоторые исследователи вовсе не находят различий в результатах тестов детей в открытых и обычных классах, в то время как другие сообщают, что дети больше изучают математику и лучше читают в традиционно структурированных классах (Minuchin & Shapiro, 1983). Ответ частично заключается в том, что одни дети лучше учатся в традиционном структурированном классе, а другие — в альтернативной среде класса. Ниже мы рассмотрим этот феномен более подробно.
ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА: РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ ТРЕБУЮТ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Некоторые культуры делают упор на индивидуальном обучении, в то время как другие поощряют кооперативные подходы к обучению. Осведомленность о культурном происхождении учащихся имеет решающее значение при разработке организации учебного класса, поскольку учащиеся лучше всего учатся, когда социальная структура соответствует их культурной ориентации и ценностям.
Типичный североамериканский класс использует в основном организацию всего класса, с сидячими местами для учеников. Обязательно присутствие учителя-руководителя, который инструктирует всю группу. После этого наставления следует некоторая форма индивидуальной практики, а затем индивидуальная оценка, организованная учителем. (Tharp, 1989)
Но хорошо ли работает эта социальная структура для студентов из всех культур? Для некоторых, таких как европейско-американские культуры, делающие упор на индивидуальное обучение, система работает нормально. Для других, таких как гавайские культуры, которые ценят совместные подходы к обучению, это работает хуже. Среди гавайских детей такая структура вызывает низкий уровень внимания к учителям и классным работам и высокий уровень привлечения внимания сверстников (Tharp, 1989). Учителя склонны рассматривать проблему, как отсутствие мотивации и интереса со стороны студентов, а не как следствие чуждой социальной организации. При этом доказано, что обеспечивая маленьким гаивайцам культурно совместимую социальную структуру, можно добиться хороших результатов. В рамках новаторского проекта на Гавайях, получившего название «Программа раннего образования Камехамеха» (KEEP), была разработана культурно совместимая программа для детей начиная с детского сада до третьего класса. В знак признания того, что в традиционной гавайской культуре делается упор на сотрудничество, помощь, а также на заботу о братьях и сестрах, программа KEEP разработала альтернативную социальную организацию классной комнаты, в которой дети работают в независимых группах по четыре-пять учеников, а учитель переходит из группы в группу, чтобы предложить более сложные задачи и придать динамику. В такой культурно совместимой системе гавайские дети показали результаты намного выше, чем в типичной для западного общества школьной среде. Изменив организацию, чтобы лучше соответствовать культурным особенностям учащихся, дети узнали больше! В результате был сделан вывод, что социальная организация класса должна соответствовать культурному опыту учащихся. Источники: Tharp, R.G. (1989). Психокультурные переменные и константы: влияние на преподавание и обучение в школе. Американский психолог, 44 (2), 349-359
Таким образом, открытый класс имеет свои преимущества и недостатки. Такое расположение, кажется, помогает детям в социальном плане, но для некоторых детей это все же не самый эффективный способ обучения. Хотя маловероятно, что американские государственные школы массово перейдут к модели открытого класса, многие школы уже давно предлагают оба типа классов, традиционный и открытый, пытаясь назначить учащихся и учителей на тот, который кажется наиболее подходящим для их собственных потребностей и способностей. В конечном счете Минучин и Шапиро сделали вывод:
«Физическая среда школы не является залогом успеха или неудач. Эффекты от обстановки в значительной степени создается и опосредуется людьми ». (Minuchin & Shapiro, 1983)
Центральными организаторами процесса обучения в школах являются учителя. Их влияние на социальную и академическую успеваемость детей мы обсудим в следующий раз.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: социализация детей в школе, альтернативное школьное образование, другая школа, сколько человек должно быть в классе, нетрадиционные методики обучения, открытый класс, монтессори о традиционной школе, как организовать детей в классе.
До прочтения статьи, я даже не догадывалась о том, что форма классной комнаты в школе продумана настолько, чтобы было удобно детям, еще с 1900-х годов. Вентиляция, освещение, быстрый выход, удобство наблюдения – это бесспорно очень важные критерии для усвоения новых знаний. Также из статьи я узнала, что наиболее высокую активность проявляют ученики среднего ряда и на первых партах. За десять лет школы я сменила все возможные парты и ряды, и согласна с тем, что сидя в среднем ряду, я училась лучше и при этом была более заинтересована в уроке, чем на других партах. Меня очень заинтересовала программа открытых уроков. В начальных классах у нас было что-то подобное. Наш классный руководитель, на уроке по окружающему миру, выводила нас в парк и рассказывала про деревья и растения на наглядном примере. Я согласна с тем, что дети в открытой среде имеют более позитивный опыт отношения к школе, более разнообразный опыт социальных контактов, а так же самостоятельно кооперируются по группам в учебных ситуациях, что не может дать традиционное обучение. Но в традиционном обучении тоже есть свои плюсы. Я думаю, что было бы неплохо совместить эти два способа обучения. Спасибо за статью.
Спасибо за статью, в которой люди делали интересные наблюдения. Мне статья напомнила мои школьные годы, когда рассаживаться можно было где угодно и каждый ученик выбирал себе место по душе. Как описано в статье, ученики, стремящиеся к знаниям, тянулись поближе к учителям. Такое наблюдение было сделано и мной за мои годы учебы. Сам же я не мог определиться с местом, то меня тянуло на первые парты, то на последние. Думаю, все зависело от предмета и того, насколько он интересен для ученика. Ориентируясь на себя, точно знаю, интересные науки я «поглощал» сидя на первых рядах, тогда как неинтересные мог вообще не посещать или заниматься своими делами на последних рядах. Так что место посадки учеников в классе определенно имеет значение. Зона действия в классе действительно работает и пусть ученые продолжают её изучать.
Меня удивило, какое большое значение имеет организация класса на всестороннее развитие ребенка. Мне импонирует идея существования в школе как традиционных классов, так и классов с альтернативной организацией пространства и процесса обучения. Представила себе, что если бы я училась в открытой среде. Возможно, была бы сейчас совсем другим человеком. Я считаю, что у многих детей традиционная система обучения повышает уровень стресса, порождая тем самым психосоматические реакции, способствует появлению у ребенка ряда комплексов и страхов. Думаю, что возможность выбора класса для конкретного ученика и учителя с учётом их особенностей может принести большую пользу обществу.
Также было интересно узнать о связи культуры народа и организации класса. Я видела передачи, где в школах некоторых стран используются корпоративные подходы к обучению, но не задумывалась насколько это важно. Ребёнку не интересно и не комфортно находится в школьной среде, отличной от его привычной социальной организации. Полагаю, что и для нашей культуры будет продуктивней использование альтернативной организации классного пространства и занятий в периоды дошкольного и младшего школьного возраста. В средних классах — организовать постепенный переход к традиционному процессу обучения. Старшеклассники в силу своего возраста, гормональных изменений более склонны к индивидуализации, поэтому им подойдёт традиционный подход. Такая схема может успешно существовать во многих культурах.
Не могу промолчать о работе учителя в открытой школьной среде. Для этого надо быть профессионалом и иметь способность быстро переключаться с одного предмета на другой, быть гибким в отношениях с детьми. Вспомнился известный анекдот, вот окончание, которое напомнило мне роль учителя: «И только девушке плохо — то в порт, то на аэродром, то на стоянку». Надеюсь, что есть учителя, которые получают удовлетворение и от такого нестандартного подхода.
Дети в традиционных классах как «бабочки, прикрепленные на булавках к столам», — интересное сравнение Монтессори. Вспоминая школу, я понимаю, что мне однозначно очень нравились такие занятия, когда мы работали в небольших группах и выполняли какие-то задания. Если при этом присутствовал ещё соревновательный эффект между группами, то всё, что происходило, запоминалось надолго и материал усваивался легче.
Из статьи узнала о таком понятии, как «зона активности» в классе. Я чаще всего сидела на задних партах. И действительно, активности от меня было добиться сложно. Я там пряталась.
В плане влияния количества детей в классе на их результаты тоже могу сказать по собственному опыту, что когда у нас было всего четырнадцать человек, я училась интенсивнее, чем когда было почти сорок. В первом случае могли спросить практически на каждом уроке.
Но в любом случае, ключевую роль играет учитель.
Спасибо за статью. На опыте своих школьных лет я могу сказать, что всё именно так как описано в статье. Мне за 11 лет школы повезло. Я училась и большой группе и маленькой. Я практически пере сидела на всех партах и могу сказать однозначно. В годы когда моя успеваемость была ниже средней-я сидела на предпоследней парте в большом классе. Тогда когда я решила подтянутся и вылезти из троечников, я пересела на вторую парту перед учителем по центру. Я меньше отвлекалась и всегда была в поле зрения учителя, что не давало мне право на расслабление. Когда наш класс помельчал, то приходилось готовиться к каждому уроку, так как пролететь не удавалось. Спрашивали всех и всем уделяли внимание. В этот период моя успеваемость была высока. Ещё я помню у нас был один по размерам маленький класс. Я не любила в нем заниматься. Прочитав статью я сразу его вспомнила-он был неправильной формы и не так светел как все остальные классы. Я и раньше слышала про открытые классы, но личного опыта нет и по этому я думаю, что лично я в открытом классе, только и делала, что записывала данные о кормлении морской свинке. Мне мало представляется такое обучение, однако будучи в институте на регионоведенье наш преподаватель отошел от традиционной системы обучения и проводил занятия с нами в городе. Мы ходили в театры, музеи. Слушали экскурсии и писали по ним зачеты и контрольные. Я очень много помню из этих лекций до сих пор. Они просто вжились с меня. Может именно такое совмещение будет более полезным.
При прочтении статей на школьную тему мне всегда представляется обычная классическая школа, с ее тремя рядами парт, классами количеством около 30 человек, совершенно традиционными методами обучения. И я, и моя дочь закончили одну и ту же школу, какие-то моменты обучения мы с ней воспринимали одинаково, какие-то — по-разному. Я всегда сидела за первой партой в среднем ряду, причем нас периодически меняли рядами, чтобы «угол зрения менялся». И даже с другого ряда мне уже было хуже воспринимать информацию от учителя. Дочь же по собственному выбору практически всю школу «прожила» на задней парте, что не мешало ей быть и активной, и заинтересованной на тех уроках, которые ей нравились. Что же касается малых групп учеников — действительно, и ей, и мне было более интересно выполнять задания в более ограниченном коллективе, с более креативными заданиями от учителя. Система «открытых классов» — она интересна, но при наличии 30 человек в классе и сегодняшней загруженности и «загнанности» учителей они не смогут обеспечить заинтересованность и сосредоточенность всех детей на занятиях. Любопытной в статье оказалась связь социальной организации класса с различными культурами, рассмотренная на примере гавайских классов. Приятно, что разрабатываются новаторские программы обучения, опирающиеся на различный культурный опыт
Прочитав статью вспомнил свои школьные годы. Вопросом об организации пространства в классе я задовлся ещё в школе и мне классный руководитель обясняла это точь в точь как в статье. Вплоть до того что парты стаят так что бы из за поступающего солнечного света тень не падала не падала на тетрать вовремя письма.
Но было два класса в которых парты стаяли не правельно. Это классы англиского и немецкого языка. Они находились в маленьких угловах комнатах. Там всегда было мрачно. И так как изучение иностраных языков началось когда я учился в вторую смену и уроки проходили в вечерние время, то в осенние и весение время солнце светило в спину тень падала на парту, и это действительно не удобно.
Что касается количества учиников в классе я считаю что с меньшим количеством учиников занятия проходят болие продуктивно. Когда я учился в классе было порядка 28 человек. Как то меня оставили на осень по химии. Таких как я окозалось человек 10 и вовремя занятий преподователь мог уделить внемание каждому. Тогда я исправил свою 2 на 4.
Так же могу провести аналогию с своей работой в РЦ. Когда группа состоит из 20-25 человек чисто физически и марально нет возможности уделить полноцено время каждому человеку. И работа ведётся по большей части формальная. А когда группа 10- 15 человек можно уделить время каждому. Так что на мой взляд и исходя из собственого опыта. Могу сказать что малые группы более рабочи и успешные в плане обучения.
Что касается традиционного обучения и альтернативного. Тут мне трудно что либо сказать. Так как в школу я пошёл во времена перестройки 89 год и учился и тогда система оброзования была традиционной. С альтернотивным обучением можно прадлёнку. Но я туда не ходил был может пару раз. Но в начальных классах проводили уроки в музе и на прероде где мы изучали родной край и растения, соберали гербарий. Эти уроки очень полезныи и интересны. И так сказать из «естественной среды» знания заходят лутче чем из учебников. Но опятьже на этих занятиях мы не были заняты каждый своим , а делали «общее дело».
Но везде есть плюсы и минусы. И если объединить эти два вида оброзования то получится нечто интересное.
Никогда не задумывалась над тем, что форма комнаты и место ученика имеют большой значение. Из статьи узнала, что прямоугольная комната — это стандарт для школьных классов для обеспечения вентиляции, освещения, быстрого выхода, удобства наблюдения. Также узнала, что имеет значение расположение самого ученика в классе. Средний ряд и первые парты — зона действия в классе. Честно говоря, эта информация меня поразила, так как на практике я ничего подобного не замечала. В школе нас рассаживали по росту и качеству зрения. В итоге многие отличники сидели на последних партах и были активны, а двоечники часто оказывались на первых партах, и активности не проявляли. Я сама в большинстве случаев сидела на последних партах, при этом училась на 4-5, хотя, скажу честно — большой тяги к учебе у меня не наблюдалось, поэтому я была рада, что сажали меня на последние парты. Зато после 25 лет у меня появилась огромная жажда знаний — я смотрю, слушаю, читаю всё, что можно. И да, когда идет лекция, я стараюсь сесть максимально удобно, чтобы видеть и слышать преподавателя. Поэтому мне ближе предположение о том, что заинтересованные ученики сидят ближе к преподавателю, чем о том, что ученики проявляют больший интерес, садясь ближе к нему.
Заинтересовала информация о том, что дети учатся лучше всего, участвуя в собственном обучении. Пассивное получение знаний в большинстве случаев не приводит к такому результату, как организация учеников, взаимопомощь, участие в принятии решений и т.п. Преподавателям следует учитывать этот момент.
Пример из статьи об обучении детей на Гавайях заставил меня задуматься о том, что существуют культурные различия в обучении и, узнав и следуя им, можно добиться наилучшего результата.
Из статьи узнала,что если разрешить детям самим рассаживаться в классе,то самые мотивированные и испытывающие интерес к учёбе дети,сядут ближе к учителю.Что 15 человек это оптимальное количество учеников в классе для максимального достижения результата.
Что при разработке организации учебного процесса следует учитывать особенности культурного опыта детей.Интересные пример с гавайскими учениками.Когда дети работают в независимых группах и учитель переходит из группы в группу,чтобы придать динамику.При этом дети узнают намного больше.Но какими бы ни был учебный процесс,центральным его организатором является учитель.И без его педагогических навыков и компетенций запустить процесс обучения невозможно.
Спасибо за статью. Читаю и вспоминаю школу. Обычно у нас был традиционный класс. Учителя старались сажать на первые вторые ряды учеников с плохой успеваемостью. Теперь понятно, зачем они это делают. Чтобы привлечь внимание. Конечно туда ещё сажали тех, у кого были проблемы со зрением, хотя они же и относились к отличникам. И в институтах, последние парты называют Галерка. Там ученики позволяли себе болтать.
Ещё в школе во время открытых уроков нас сажали как раз как открытый класс. Группы по 5-6 человек. Для нас это было интересно. Сидеть в кругу и обсуждать задания Не знаю, было ли бы это продуктивно, если бы мы так учились постоянно. Да. Организация урока зависит от учителя. Если он даёт мотивацию ученикам, то для России всё равно как будут стоять парты
Я всегда была одной из самых высоких девочек в школе, поэтому в начальной школе меня сажали на задние парты, чтобы не мешать другим. Это было очень обидно с учётом того, что сама я выбирала первые парты.
Но как-то меня посадили на последнюю парту с учеником, который отличался плохим поведением, кажется во втором классе. И тут я увидела, что в школе можно не только внимательно учиться, но и не учиться, а развлекаться. Прямо на уроках!! А что так можно было? Наверное, именно тогда что-то пошло не так.
Конечно, интуитивно сам ученик выбирает парту в соответствии с его отношением у предмету и учителю: надо списать — подальше, нравится предмет — поближе.
Мне очень понравилась идея открытых классов, описываемых в статье. Думаю, даже в российских школах хотя бы в первых и вторых классах для некоторых предметов это просто необходимость, особенно, если между учениками бывают проблемы во взаимодействии.
Никогда не задумывалась о размерах класса и влияния этого на обучение ребёнка. Оказывается это связано с лучшим освещением класса. Но, замечала, что активность выше у тех учеников, кто сидит ближе к учителю. Возможно это связано с тем, что у учителя больше внимания направленно к ним и сложнее отвлекаться от урока. Так же это и относиться к малочисленным классам. Ещё интересный факт стал новым для меня, что и учитель получает больше удовлетворения от работы с малочисленным классом. Возможно это из за того, что одному учителю проще заметить результаты работы и во время помочь когда учеников не много, как написано в статье меньше 20.С открытыми классами в жизни не сталкивалась, но мне они напомнили продленку в школе. Я бы не смогла сосредоточиться на выполнении своего задания, мое внимание рассеивалось бы на то, что происходит у других.
Эта статья вызвала у меня неоднозначные эмоции. А именно…высказывание о том, что дети в традиционных классах как «бабочки, прикрепленные на булавках к столам». Высказывание, которое сугубо негативно определяет традиционное образование. Но если подумать, с другой стороны, если взять во внимание определенную системность, данная обстановка, на мой взгляд, способствует большей организованности учеников. Другой вопрос состоит в том, как учитель организует работу класса. Ведь это может быть обычный опрос учеников по параграфу (причем урок за уроком), а с другой стороны, он может устраивать викторины, работу в группах, уроки с применением интерактивных материалов, что значительно повысит интерес к тому или иному предмету. Поэтому, на мой взгляд, интерес учащихся к учебе зависит не от организации класса, а сугубо от организации учебного процесса.
Из статьи я узнала, что прямоугольная классная комната с большими оконными проемами в школе — это некий стандарт. До этого и не задумывалась почему именно так. Согласна с авторами, что в маленьких классах больше позитивного мышления и групповой активности. В школе у меня в классе было 7 человек, а в институтской группе всего 15. Даже на задних партах было сложно заниматься посторонними делами. В старшей школе я из проблем со зрением сидела на 1 парте, перед учителем. Мне не очень нравилось. В младших классах сидела на второй парте, по стороне учителя. Забавно, она и считалась последней. Вот это расположение мне нравилось больше. Интересно, с чем это может быть связано?
В школе училась по традиционному способному, открытый тип класса у нас формировали только при открытых уроках, когда кто-то из других школ приезжал. Мне был непривычен такой формат. Сложно было быстро перестроиться. А вот уроки биологии в тёплое время проводили в школьном саду (там была доска для учителя и скамейки). Я ждала с нетерпением такие занятия, экскурсии в дендрарий, например, когда наглядно можно было изучать новый материал.
Благодарю за статью.Честно говоря, раньше я никогда об этом даже не задумывалась, но после прочтения первых предложений статьи стало действительно интересно, а почему формы класса не круглые)а то, что это продумывали ещё в 1900-х годах, мне кажется я бы никогда и не узнала бы, я думала, что это просто удобно в построение зданий для школы и наиболее подходящий вариант, нежели круглый класс или квадратный.Вспомнив свою школу и свой класс полностью согласна со статьей, что наиболее заинтересованные ученики сидят на первых партах и в среднем ряду, во всяком случае у меня точно так было.А что касается количество учеников, я все таки придерживаюсь мнения, что чем меньше детей в классе, тем больше и качественней построенная программа получения знаний.
Любопытно, что в эпоху значительных успехов психологии такой вопрос, как причина более высокой активности учеников, находящихся ближе к учителю, до конца не выяснен. А ведь он имеет, на мой взгляд, большое значение для понимания способов увеличения мотивации к учебе и роли учителя в ней. Но в любом случае выявленная закономерность может позволить учителю предпринять какие-то действия для компенсации этого эффекта. Одним из способов, которым, кстати, пользовались некоторые учителя в нашей школе, является нахождение учителя в разных местах класса во время занятия. Правда, структура урока не всегда это может позволить.
Комментировать исследования о влиянии количества учеников в классе на качество обучения, думаю, нет особого смысла, т.к. тут очевидно, что при небольшом количестве учеников проще уделить внимание каждому. Исключение может составлять лекционная подача материала.
Интересно было отметить, что на процесс обучения влияют культурные традиции. Вот прямо интересно стало, кто все же додумался, что на Гавайях необходимо изменить европейский подход к организации учебного процесса?
В продолжение предыдущей статьи из этого цикла больше узнал про плюсы и минусы «открытых» классов. Как я и предполагал, этот формат подходит для начальной школы и в основном для развития социальных и когнитивных навыков, но не для получения более систематизированных знаний в сфере точных наук. Исходя из приведенного здесь описания работы в открытом классе, я с трудом могу себе представить, чтобы учитель пять раз повторял какой-нибудь закон Бойля-Мариотта, пока другие «группы» класса не проявят интерес к этой теме! 🙂
Наверное, когда-нибудь специалисты экспериментальной психологии все таки поймут какая форма комнаты лучше для обучения и восприятия информации. Но как по мне, на обучение и восприятие информации влияет не форма комнаты, а количество учеников, желание учиться и то как педагог может вовлечь обучающихся в процесс обучения.
В исследовании специалисты отразили то, что мы всегда замечали: отличники как правило сидят впереди; те кто не хотят учиться сидят на «галерке»; если хочешь лучше слышать выступающего и иметь возможность задавать вопросы садись ближе; чем меньше учеников в классе, тем чаще тебя будут спрашивать и тем больше времени учитель уделяет времени конкретному ученику. Когда в классе по 40 человек, то практически невозможно каждому уделить достаточное количество времени, чтобы влиять на результат обучения. И как необходимость увеличение времени на самостоятельное обучение и домашнюю работу. Конечно можно пробовать разные формы помещений для образовательных учреждений, но это в большей степени для разнообразия, чем для успеваемости.
Из статьи я узнал, что заинтересованные ученики садятся ближе к учителю. Да и в школе (я учился в трёх разных школах), и в училище, и в техникуме, хорошисти и отличники всегда сидели на первых партах. А на галёрке, на задних партах — хулиганьё. Есть простое объяснение такого построения, на дальних партах легче оставаться незамеченным и можно списать. Ну а ребятам сидящим на ближних партах, эта функция (списать) не нужна, ввиду того, что они хорошо учаться. Так же из статьи узнал, что чем многочисленнее класс, тем меньшее количество детей принимает участие в обсуждении и самих обсуждений становится меньше. В маленьких классах больше индивидуализации, позитивного мышления и групповой активности. Уровень плохого поведения значительно ниже, чем в больших коллективах. И немаловажно, что учителя более удовлетворены своей работой в классах, где меньшее количество детей.
Спасибо.
Всегда знала, что место посадки в учебном классе имеет значение на восприятие материала учеником. Из статьи узнала о зоне действия в классе — первые парты и средний ряд, расположенный напротив учителя. Что и действительно соответствует ситуации в моем классе — «галерка», то есть последние парты, и парты, удаленные от учителя, находились в постоянном взаимодействии друг с другом, а не с изучаемым материалом. Также из статьи узнала о понятии «Открытый класс». Очевидно дети в открытой среде имеют более позитивный опыт отношения к школе, к социальным контактам. Считаю что процесс получения знаний в такой среде для детей более привлекателен, так как проще, но насколько качество усвоения материала соответствует стандартам школьной программы, большой вопрос.
Из статьи я узнал о том, зачем классные комнаты в школе имеют вытянутую форму вдоль внешней стены — для лучшего освещения. Раньше я об этом не думал, хотя и замечал, что школы еще советской постройки очень грамотно спроектированы, с учетом безопасности (много выходов) и вентиляции (высокие потолки, рекреации). Также удивило то, что весь средний ряд парт, а не только передние, позволяет ученикам проявлять больше внимания к учебе. Хотя тут указано условие, что этот ряд должен быть напротив учителя. В российских же школах традиционно учитель сидит не по центру, а сбоку. Поэтому мне интересно, что же все-таки важнее — расположение ряда относительно других или относительно стола учителя. В статье описываются разные способы организации классов, в том числе когда ученики сидят группами по 4-5, а учитель перемещается от одной группы к другой. В нашей стране такое возможно, пожалуй, только в некоторых частных школах. Поэтому я рассматриваю традиционную рассадку рядами как более реальную для моей дочери. Тем более в статье указано, что традиции в этом плане имеют важное значение. Однако, благодаря статье я стал понимать, что для успеваемости моей дочери важно то, где она сидит.
Интересно было узнать, что форма класса не случайна, она обеспечивает освещенность, удобство выхода, вентиляцию. Никогда об этом не задумывалась. Кроме того, заинтересовали результаты исследований, согласно которым лучше учатся те ученики, которые сидят на первых партах или перед учителем, абсолютно с этим согласна — у нас в классе там всегда сидели отличники и любимчики учителя. Я обычно сидела на первом ряду так, чтобы по ситуации можно было бы и к учителю и к классу развернуться, важно было везде успеть.Согласна с корреляцией успеваемости в зависимости от размера группы.Даже на наших занятиях это заметно — отмечается более эффективная деятельность при небольшой группе людей.Из статьи отметила, что несмотря на все эксперименты — ключевым фактором, несомненно влияющим на уровень успеваемости и динамику развития ребенка, является учитель.
Очевидно, что личностный подход в образовании, учитывающий социо-культурные и личностные особенности ученика, даст преимущество перед уравнительной системой. Тем более что наша традиционная уравнительная система тоже не для всех одинакова, и вовлекает учеников из так называемой зоны действия в классе, оставляя остальных за бортом образовательного процесса.
Говоря же о пространственном уcтройстве школы, я вспоминаю свою первую школу и, в частности, туалеты. На фоне общей консервативности школы, туалеты резко контрастировали, представляя собой эдакий open-space делающих дело и ожидающих своей очереди. В желании обеспечить себе большую приватность, я отпрашивалась в туалет на уроке, выслушивая каждый раз насмешки учителя про «на перемене ты конечно не успела сходить», и даже приходилось писать объяснительную, нарвавшись в коридоре на завуча. Может быть, физическая среда школы и не является залогом успеха или неудач, но мелочей в школьном образовании нет, и отвращение к школе, формируемое такой незначительной, казалось бы, деталью, не относящейся даже непосредственно к образовательному процессу, так же легко и устранимо всего-то парой перегородок.
После прочтения статьи для меня стали очевидными преимущества открытого класса. Самое главное, что при такой организации учащиеся имеют более разнообразные социальные отношения. При этом академические показатели практически не страдают плюс-минус. Прочтение статьи натолкнуло на идею, что многие академические занятия можно и сократить без ущерба итогу обучения. Думаю, разные предметы можно успешно чередовать с типом организации класса. Т.е. использовать и открытый класс, и традиционную организацию пространства. По-моему, это просто гениально и будет иметь намного больший эффект, чем напичкивание классов всякими электронными досками и т.п. Что же касается культурных особенностей, то для нашей культуры я здесь проблем не вижу. Да и с населением у нас не избыток, т.е. вполне можно всё организовать, чтоб в классе было не по 40 человек, как у китайцев. Другой вопрос, что при открытом классе я вижу большие требования к компетенции учителя и его навыкам ведения группы. В моей школе и при традиционной организации многие учителя не справлялись. Так что открытый класс, я так понимаю, в наших школах будет не скоро.
Узнал, что физическая среда не влияет на учёбу ребёнка. Интересно, что всю статью рассказывали, что
открытые классы имеют ряд преимуществ, особенно если они подходят по культурному признаку. А в итоге был такой вывод, интересно.
Впечатлила программа раннего образования для гавайцев, мне кажется это очень интересный опыт
и несёт огромную пользу, тем более, что развивается их культурная предрасположенность к сотрудничеству. Как мне кажется, это
меньше отталкивает детей от учёбы, а наоборот затягивает.
Познакомился с таким психологическим эффектом, как активность учеников в зависимости от занимаемого места
в классе. И действительно вспоминая свою учёбу, я могу сказать, что так и было, как раз более активны были те кто сидел на описанных в статье местах.
В личном плане эта статья мне даёт понимание, что не зря новая система образования построенная в 90-х годах прошлого века, в
странах Скандинавии, более эффективна, чем наша. Эффективна как минимум в том, что эффект отвращения ниже, чем у детей
старого метода образования.
Натолкнуло на идеи того, что можно получать удовольствие от обучения.
Спасибо за интересную статью. Я не подозревал, что структура классна настолько продуманна и имеет такое значение. Хоть в статье я говорится, что самым важным элементом в конечном итоге является преподаватель, но так или иначе сама предметная организция в классе имеет большое значение. Я обычно сидел на последней парте, объясняя это себе тем, что из-за высокого роста за мной не будет видно остальным, поэтому лучше сяду в конце, что бы никому не мешать. И похоже это было не самым лучшим выбором. Ведь, в какое-то время я сидел на средних партах и там я чувствовал, что сама ситуация больше толкает меня к обучению. Хорошо видно преподавателя, вокруг заинтересованные в учебе дети, нет возможности отвлечься на посторонее, например я не могу начать рисовать в тетрадке, ведь это сразу увидит учитель. В общем вне всякого сомнения, расположение учиника в классе способно влиять на его успеваемость.
Интересно было бы получить опыт обучения в open-space кабинете в школьном возрасте, чтобы увидеть, как этот процесс изнутри проходит и способен ли он меня вовлечь. Хотя вспоминая уроки, и, прочитав последнюю фразу в статье, я действительно увидел, что учителя меня вовлекали в предмет, а не классная комната. ИНтересно было увидеть, что в Америке исследователи делают эксперименты, по крайней мере в 70-80-х годах, чтобы найти ту модель, при которой ученики смогут получать больше от школьной программы, в том числе обращая внимание на культурные особенности учеников. Яркий пример — Гавайи. В школе, хоть это было и против моей воли, я сидел на второй парте, тк поведение мое оставляло желать лучшего и учителя меня сажали поближе, чтобы я не срывал уроки. Сейчас я им благодарен, тк они меня оказывается сажали в зону их влияния.
Спасибо за интересную статью. Оказывается, место посадки действительно имеет значение. Из статьи узнала, что наиболее высокую активность проявляют ученики среднего ряда (если ряд напротив учителя) и на первых партах (чем ближе к центру, тем активность выше). Я помню, что нас регулярно пересаживали на классном часе и отдавали приоритет первых парт тем, кто плохо видит. Конечно же многое зависит от учителя, от организации процесса обучения, от его мастерства и индивидуального подхода к каждому ученику и как написано в статье важным является, осведомленность о культурном происхождении учащихся при разработке организации учебного класса, поскольку учащиеся лучше всего учатся, когда социальная структура соответствует их культурной ориентации и ценностям.
Спасибо большое за статью!
Очень интересная тема, ведь действительно сейчас даже в России стало появляться все больше и больше новых и современных школ, с новыми красивыми классами, технологичным оборудованием и в том числе разными пространствами для обучения. Вопрос в том, насколько это необходимо и эффективно в условиях российской действительности. Я сомневаюсь, что у наших детей, например в начальной школе, будут сильные успехи в обучении, если они будут делать, что за хотят, по своему выбору. Для этого нужна культура, нужно сначала научиться учиться, а это нельзя сделать без учителя. Но, конечно, приносить креатив в обучение, делать его более интересным необходимо. Что касается групповой и индивидуальной работы, то это действительно зависит от культурного фактора. У нас в школах иногда добавляются элементы групповой работы.
Полезная статья. Много нового узнала об организации процесса обучения. Что касается света и вентиляции, возможно, форма классной комнаты действительно оптимальна. Но, как подтверждают исследования, активны те, кто ближе к учителю. Это и правда так. Когда сидишь на задней парте, чувствуется некоторая отстраненность от процесса. Кстати, классическая вузовская аудитория в форме полукруга и ступенями, чтобы всем было одинаково видно и слышно преподавателя. Почему такое отличие?
Новая для меня информация — открытые классы. Сказать честно, не очень понятно в чем их цель и преимущества. Все же учителю легче контролировать процесс, если ученики заняты одним делом. Даже если кто-то занимается самостоятельно, кому-то обьясняется материал, например, по математике, чтобы работать с малыми группами, можно каждой группе обьяснять по очереди, а потом давать задания для самостоятельного выполнения.
После прочтения данной статьи я узнал много нового , а именно я познакомился с тем , что в зависимости от количества учащихся в классе будет напрямую зависеть их успеваемость , но это характерно для определённого количества детей а именно до 20 человек . К тому же имеет значение на каком месте и каком ряду находится ученик . Меня удивила методика обучения свободных классов , до прочтения данной статьи я с ней никогда не сталкивался . Познакомился с психологическим понятием социальным организацией в классе , знаю какая она бывает и в какой культуре как может себя проявлять . В профессиональном и личностном плане отметил для себя от чего будет зависеть успеваемость школ ников в зачислить от месте где они расположены в аудитории. Главной идеей данной статьи считаю возможность ведения как открытых так и классических классов в школе . Спасибо .
Благодарю за статью. Интересно было узнать про структурирование классов. Узнала что такое открытый класс. Как по мне, открытый класс очень интересный подход, думаю там больше шансов у ребенка проявить себя и развивать свои и интересы. Интересно было прочитать про гавайскую систему обучения, где все направлено на поддержку и помощь друг другу, а так же распределение по группам. Такая система действительно отлично активизирует ребенка, нежели пассивное получение знаний в обычном классе. Вывод меня удивил и порадовал, так как думала, что авторы эксперимента всё таки информирую о том, что рассадка учеников имеет значение, но оказалось нет,веди действительно, значение имеют люди, организация структуры класса учителем.
Спасибо за статью! Из неё я для себя понял, как важно мне как родителю, проконтролировать куда посадят моего ребенка в первом классе. Даже и представить не мог, что существует взаимосвязь между расположением парты и вовлеченностью в учебный процесс. Из своего опыта, помню, что у нас в классе была практика сажать отличников с двоечниками. Мне это не нравилось, но зато я не разговаривал с соседом по парте, а слушал учителя. Мне отзывается идея открытого класса, так как в старших классах я сидел с мальчиком, который мог составить мне конкуренцию и дать правильным ответ первым на решение математической задачи. У нас это соперничество было негласное, но меня оно очень подстегивало и я быстрее погружался в учебный материал.
Спасибо за статью. До прочтения данной статьи я не предавала значения форме классной комнате. Учитывая, что я закончила строительный университет и разрабатывать планировочные решения является моей специализацией. Зато теперь я знаю, что в учебном классе все продуманно до мелочей: начиная от посадки ученика заканчивая расположением и количеством окон. Из статьи я узнала, что существует система открытых классов, которые свойственны некоторым культурам. Возможно автор прав, говоря о том, что свободная посадка способствует лучшей успеваемости, но наверное в наших школах это не будет работать. Но правильно было подмечено в конце статьи, что центральным организатором социального и академического процесса являются учителя.
Благодарю за статью!
Интересно было узнать, что специалисты изучают такие, казалось бы, неочевидны нам вещи – влияние физического пространства на обучение детей.
Интересно было узнать об открытой классной комнате – о таком формате я прочитала впервые.
Но в итоге я полностью согласна с выводом, которые подводят авторы материала. Я точно знаю на личном опыте, что потрясающего умного преподавателя захочется слушать в любой комнате. Тем более, возможно, те учителя, которые умеют держать класс в традиционной форме, не смогут переключиться на формат открытого класса. И те ученики, которым требуется больше формализованности, инструктажа и чётких указаний, не смогут организоваться себя в более свободной работе. Хотя, действительно, работать в большом классе, где 40 учеников, тяжело и любому учителю, и детям.
Интересно было узнать, что организация пространства и формата обучения так зависит от культурной среды.