Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Как устройства могут определять наше поведение при общении с незнакомцами

Основная идея

В ходе нового исследование стало ясно, что люди охотнее лгут ради личной выгоды, когда пользуются ноутбуком, чем смартфоном. Учитывая, что эти два устройства имеют практически одинаковые технические возможности, это не может не удивлять и подчеркивает психологическое влияние технологий.

Наше первое из запланированной серии исследований представляло собой версию того, что экономисты называют ультимативной игрой. В упражнении «бери или не бери» одному из участников говорят, что он получит определенную сумму денег, часть которой должен будет разделить с партнером. Но они могут сказать партнеру все, что захотят, об общей сумме и о том, сколько из них они готовы предложить. Это позволит им солгать и оставить большую часть денег себе. Однако, чтобы получить хоть какие-то деньги, партнер должен согласиться на предложенную сумму.

В нашем варианте мы попросили 137 аспирантов представить, что они поделятся 125 долларами США со своим сокурсником, если их случайно выбранный партнер согласится на сделку. Половина из них использовали ноутбук, остальные — смартфон.

Хотя подавляющее большинство участников хотя бы немного солгали, пользователи ноутбуков лгали гораздо чаще и гораздо больше. С ноутбука обманывали 82% участников, по сравнению с 62% пользователей телефонов, и в среднем утверждали, что сумма была на 20 долларов меньше.

Хотя это был гипотетический случай, не связанный с реальными деньгами, предыдущие исследования показывают, что подобные сценарии хорошо предсказывают реальное поведение.

Чтобы проверить, подтвердится ли наш вывод в более реальном сценарии, мы разработали эксперимент по переговорам, в котором двум людям было предложено поторговаться о цене покупки воображаемого завода полупроводников, принадлеж,ащего одному из них. Мы разделили 222 студентов на покупателей и продавцов. Покупателям конфиденциально сообщили, что рыночная стоимость объекта оценивается в 21 миллион долларов.

Затем мы попросили покупателей сообщить продавцам, какова, по их мнению, справедливая рыночная стоимость недвижимости, и сделать первоначальное предложение. Как и в первом эксперименте, около половины студентов использовали свои телефоны, а остальные вели переговоры с ноутбуков.

И вновь, пользователи ноутбуков обманывали больше. В среднем, они называли продавцам стоимость в 16,7 млн. долларов, занизив ее более чем на 4 млн. долларов, по сравнению с 18,1 млн. долларов у участников, использовавших телефоны. В обоих случаях реальные предложения лишь немного не совпадали с рыночной стоимостью.

Чтобы выяснить, в чем дело, мы спросили участников отдельного исследования об их ассоциациях с каждым устройством и обнаружили закономерность. Телефоны вызывали ассоциации с друзьями и семьей, а ноутбуки наводили на мысли о работе, успехе и достижениях. Как показали предыдущие исследования, подобные ассоциации могут провоцировать неэтичное поведение.

Почему это важно

Использование технологий при принятии решений может тонко и в то же время фундаментально повлиять на работу нашего мозга.

В своей прошлой работе мы обнаружили, что люди чаще лгут, меньше сотрудничают и более негативно оценивают других, когда выполняют задачи виртуально, а не лично, с помощью физических объектов, таких как ручка и бумага.

Хотя такие исследования, как наше, не могут идеально предсказать, как поведение будет выглядеть в реальной жизни, эти эксперименты дают возможность понять, как современные технологии могут изменить поведение человека.

Что еще неизвестно

Мы не знаем, будут ли наши выводы справедливы для других задач и в контексте существующих отношений. Даже в рамках наших экспериментов мы выяснили, что различные факторы могут повлиять на решение людей лгать или нет. Например, даже такие, как различные размеры экрана или местоположение.

Наше исследование показывает постоянную необходимость оценки того, как технологические инструменты используются в реальных условиях, включая бессознательные изменения, которые эти устройства могут оказывать на повседневные решения и этические нормы.

 

Оригинальная статья: Terri R. Kutzberg, Charles Naquin, Mason Ameri — Lies are more common on laptops than on phones – how devices may shape our behavior when bargaining with strangers, September 2022

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, социальная психология, ложь, обман, интернет-общение.

62320cookie-checkНоутбук – причина обмана?