Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Многие считают, что только в любящей и заботливой семьей у ребенка могут развиться творческие способности. Хотя творческий талант действительно может расцвести в комфортной обстановке, исследования показали, что это не всегда так.

Как ни парадоксально, но исследования показали, что у многих творческих людей было трудное детство. Многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав чудесные миры, где и могли свободно развивать свои таланты.

В качестве примера можно привести таких гениев искусства, как Винсент Ван Гог, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вульф и Синеад О’Коннор. Все они пережили невзгоды в детстве и впоследствии достигли больших успехов в творчестве. К сожалению, хотя и неудивительно, их таланты часто сдерживались неврозами и другими проблемами с психическим здоровьем.

Творческие люди отмечали это даже друг в друге. В пространной биографии Жан-Поля Сартра, посвященной детству Гюстава Флобера, его герой описывается как нежеланный, заброшенный ребенок, которого родители считали умственно отсталым. Название книги показывает, какое центральное место это занимало в личности Флобера: L’Idiot de la famille («Идиот в семье»).

Как объясняет Дональд Винникотт в своей основной книге 1971 года «Игра и реальность», дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами») или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей.

Если отсутствие довольно длительное и сопровождается трудностями, то такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык. К сожалению, наряду с творческими способностями у таких детей иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях.

Некоторые ученые предложили модель для объяснения этого феномена. До определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но после определенного предела она снижается, а изменения в социальном поведении становятся более заметными.

Поэтому, скорее всего, таланты, которыми мы будем гордиться, став взрослыми, закладываются в первые месяцы жизни. Всю оставшуюся жизнь мы оттачиваем творческое поведение, которому научились или в котором нашли убежище, когда были младенцами.

Внимательно наблюдая за маленькими детьми, психолог Мэри Эйнсворт обнаружила, что наш стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Другие исследования выявили аналогичное раннее формирование других умственных навыков, и, скорее всего, это справедливо и для творчества. Если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, то это может иметь тяжелые последствия, однако, это же может стать источником творчества, поскольку помогает ребенку выжить.

Проблемы современного воспитания детей

На сегодняшний день аффективные отношения между родителями и детьми становятся все более проблематичными. Культурные сдвиги часто приводят к тому, что современные родители либо мало, либо слишком много внимания уделяют своим детям. Изменились и рабочие привычки, в результате чего дети все чаще разлучаются с родителями на самых ранних этапах своего развития.

Поэтому неудивительно, что сегодня маленькие дети попадают в параллельный мир, который заменяет или дополняет родительское внимание, и в котором они часто развивают значительные творческие способности и таланты: компьютеры и видеоигры. Однако время, проведенное за экраном, также связано с повышенным уровнем стресса, тревоги и изоляции, особенно по мере того, как дети становятся подростками.

Ничто не заменит заботы

Невзгоды не всегда имеют негативные последствия, и воспитатели должны помогать детям развивать их творческие таланты, но это ни в коем случае не заменяет должной заботы и внимания.

Исследования показывают, что поддерживающее отношение важно с первых лет обучения в школе, но родители часто могут физически отсутствовать или психологически отдаляться от детей. Это может вызвать целый ряд проблем с психическим здоровьем, поскольку первые и самые решающие когнитивные навыки ребенка формируются на самых ранних этапах жизни. Позднее вмешательство уже менее эффективно.

Хорошая новость заключается в том, что это исследование может помочь выявить и попытаться вмешаться, когда ребенок страдает. Оно также подчеркивает глубокое, изначальное психологическое значение детских, да и взрослых, талантов и творческих способностей.

 

Оригинальная статья: Carlo Valerio Bellieni – How a troubled childhood can foster creative talent – new study, February 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, творчество, детская психология, возрастная психология, дети, младенцы, родители, неблагополучное детство

69730cookie-checkНовое исследование: Неблагополучное детство и развитие творческих способностей