Многие считают, что только в любящей и заботливой семьей у ребенка могут развиться творческие способности. Хотя творческий талант действительно может расцвести в комфортной обстановке, исследования показали, что это не всегда так.
Как ни парадоксально, но исследования показали, что у многих творческих людей было трудное детство. Многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав чудесные миры, где и могли свободно развивать свои таланты.
В качестве примера можно привести таких гениев искусства, как Винсент Ван Гог, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вульф и Синеад О’Коннор. Все они пережили невзгоды в детстве и впоследствии достигли больших успехов в творчестве. К сожалению, хотя и неудивительно, их таланты часто сдерживались неврозами и другими проблемами с психическим здоровьем.
Творческие люди отмечали это даже друг в друге. В пространной биографии Жан-Поля Сартра, посвященной детству Гюстава Флобера, его герой описывается как нежеланный, заброшенный ребенок, которого родители считали умственно отсталым. Название книги показывает, какое центральное место это занимало в личности Флобера: L’Idiot de la famille («Идиот в семье»).
Как объясняет Дональд Винникотт в своей основной книге 1971 года «Игра и реальность», дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами») или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей.
Если отсутствие довольно длительное и сопровождается трудностями, то такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык. К сожалению, наряду с творческими способностями у таких детей иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях.
Некоторые ученые предложили модель для объяснения этого феномена. До определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но после определенного предела она снижается, а изменения в социальном поведении становятся более заметными.
Поэтому, скорее всего, таланты, которыми мы будем гордиться, став взрослыми, закладываются в первые месяцы жизни. Всю оставшуюся жизнь мы оттачиваем творческое поведение, которому научились или в котором нашли убежище, когда были младенцами.
Внимательно наблюдая за маленькими детьми, психолог Мэри Эйнсворт обнаружила, что наш стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Другие исследования выявили аналогичное раннее формирование других умственных навыков, и, скорее всего, это справедливо и для творчества. Если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, то это может иметь тяжелые последствия, однако, это же может стать источником творчества, поскольку помогает ребенку выжить.
Проблемы современного воспитания детей
На сегодняшний день аффективные отношения между родителями и детьми становятся все более проблематичными. Культурные сдвиги часто приводят к тому, что современные родители либо мало, либо слишком много внимания уделяют своим детям. Изменились и рабочие привычки, в результате чего дети все чаще разлучаются с родителями на самых ранних этапах своего развития.
Поэтому неудивительно, что сегодня маленькие дети попадают в параллельный мир, который заменяет или дополняет родительское внимание, и в котором они часто развивают значительные творческие способности и таланты: компьютеры и видеоигры. Однако время, проведенное за экраном, также связано с повышенным уровнем стресса, тревоги и изоляции, особенно по мере того, как дети становятся подростками.
Ничто не заменит заботы
Невзгоды не всегда имеют негативные последствия, и воспитатели должны помогать детям развивать их творческие таланты, но это ни в коем случае не заменяет должной заботы и внимания.
Исследования показывают, что поддерживающее отношение важно с первых лет обучения в школе, но родители часто могут физически отсутствовать или психологически отдаляться от детей. Это может вызвать целый ряд проблем с психическим здоровьем, поскольку первые и самые решающие когнитивные навыки ребенка формируются на самых ранних этапах жизни. Позднее вмешательство уже менее эффективно.
Хорошая новость заключается в том, что это исследование может помочь выявить и попытаться вмешаться, когда ребенок страдает. Оно также подчеркивает глубокое, изначальное психологическое значение детских, да и взрослых, талантов и творческих способностей.
Оригинальная статья: Carlo Valerio Bellieni – How a troubled childhood can foster creative talent – new study, February 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, творчество, детская психология, возрастная психология, дети, младенцы, родители, неблагополучное детство
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что не всегда комфортная среда формирует творческие успехи в ребенке. Меня впечатлило, что дети себя успокаивают какими-либо предметами тем самым компенсируя отсутствие привязанности с родителем. Таким образом до определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но со временем она снижается. В статье я познакомилась с утверждением психолога Мэри Эйнсворт, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Если ребенком не заниматься – это может привезти к негативным отклонениям в поведении, а может повлиять на творческие способности. В профессиональном плане, в статье я отразила современные проблемы воспитания детей. Нет золотой середины, родитель либо много времени уделяет ребенку, либо не уделяет его вообще. Сейчас часто можно увидеть ребенка рядом с родителем, который вместо коммуникации сидит в планшете. Если ребенка «удобно» воспитывать, значит его воспитанием никто не занимается. От различных гаджетов у ребенка возникает повышенный уровень стресса, тревога и изоляция, что не является полезным для любого возраста. В личном плане, воспитание детей для меня сейчас актуальная тема. Стараюсь не скупать кучу книг и полезной литературы, чтобы не сойти с ума от различных точек зрений на воспитание детей. На днях я перечитывала лекции семейной психологии, освежила память, что семья – это атмосфера, в которой развиваются все члены семьи. Любовь – это продуктивно чувство, которое подталкивает к действиям. Поэтому мне ближе через любовь, заботу и поддержку коммуницировать с членами семьи. Соответственно через эту призму я смотрю на воспитание ребенка. Важно не становится ему другом, а быть родителем. Когда я думаю, что на сессию мне нужно будет разлучиться с грудным ребенком, то я от этой мысли тревожусь, мне уже не спокойно, но обучение также важно для меня. Хочу постараться совместить и принять факт разлуки, т.к. я не считаю полезным отлучаться от ребенка. Данная статья натолкнула меня на идею, что забота и поддержка важный ресурс в семье. Как для ребенка там и для супругов.
Из статьи я узнала, что многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав чудесные миры, где и могли свободно развивать свои таланты. Интересно, что их таланты часто сдерживались неврозами и другими проблемами с психическим здоровьем. Оказывается, дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами») или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. После прочтения этой информации, я начала представлять сколько боли, страха и обид в картинах, стихотворениях, скульптурах и т.д. передано этими творческими людьми. Я вспомнила, как в юности у меня была подруга – очень творческий человек. Она писала стихи, была художником и сочиняла различные рассказы, которые давала прочесть мне. С ней никто не общался и мы не говорили с ней на личные темы, но теперь я вижу откуда могла взяться её особенность и почему всё так сложилось у неё в жизни. Также, из статьи я узнала, что если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, то это может иметь тяжелые последствия, однако, это же может стать источником творчества, поскольку помогает ребенку выжить.
Спасибо за статью. Для меня она затрагивает механизм сублимации, в современном её понимании. Оказавшись в неблагополучных, небезопасных для себя условиях, в условиях покинутости и заброшенности, при формировании деструктивного типа привязанности, ребёнок может начать проявлять творчество, тем самым неосознанно снижая своё психическое напряжение.
Да, действительно в истории существует множество примеров гениальных творений людей, у которых было трудное детство. И всю последующую жизнь они преобразовывали свои внутренние конфликты, неврозы, депрессии и т.п. в произведения искусства, временно освобождаясь от их негативного влияния.
Я считаю, что для раннего развития творческих способностей недостаточно иметь лишь неблагополучное детство, должны быть и творческие задатки. К тому же, я узнала, что вероятность развития талантов имеет определённую границу, выражающуюся на мой взгляд силой травмы. Когда уровень разлуки ребёнка с опекуном переходит эту границу, происходит снижение способности к творческому выражению и повышение степени невротизации.
В современное время в нашей стране созданы условия (декретный отпуск по уходу за ребёнком может длиться до трёхлетнего возраста), чтобы вырастить здорового ребёнка, сформировать надёжную привязанность, заложить основу для его будущей счастливой жизни. И поскольку сейчас к услугам психологов прибегает всё большее количество молодых людей, есть шанс, что процент людей, имеющих надёжную привязанность будет неуклонно расти, когда в настоящее время он составляет около 10%. Уменьшится ли при этом количество гениев, питающих нашу культуру произведениями искусства? Сложно сказать. Меня смущает «цена» этих произведений, состоящая из поломанных детских судеб.
Могу предположить, что имея достаточно хорошие отношения с родителями хотя бы до трёх лет, талант и уникальные способности ребёнка найдут своё воплощение. И оно будет совершаться из состояния любви, принятия, безопасности. То есть, совсем иной посыл в сравнении с детьми, вынужденными прибегнуть к творчеству, как к защитному механизму психики.
В профессиональном плане я увидела, что проявление творческих способностей у детей или взрослых может быть маркером их неблагополучного детства. Также я осознала эффективность применения творческих процессов клиентов через рисунок, лепку, танец и т.п. в решении их психологических проблем.
Благодарю за статью. Статья позволила окунуться в свои воспоминая и в детство моей дочери. Когда она была маленькой, у неё всегда на столе лежали бумага и краски, так как она с удовольствием в течении дня очень часто рисовала. Мы заметили эту тягу к творчеству и отдали ее в детском возрасте в художественную школу, которую она закончила хорошо, но не стала связывать свою жизнь с этим, пошла совсем в другую сферу. Я в принципе никогда и не стремилась сделать из неё великого художника, у неё были успехи, но со временем стало понятно, что рисование-это просто одна из её радостей, а не смысл жизни. Но в период её обучения в художественной школе, я окунулась с головой в её процесс, даже сама пошла учиться, чтоб помогать ей в процессе обучения советами и рекомендациями, вот тогда я и поняла, что творческие люди они другие, какие-то особенные, каждый живёт в каком-то своём мире и меня это и очень сильно напугало, и остановило, чтоб задуматься, а правильный ли я путь предложила дочери? И тогда я предложила ей просто дойти до конца, чтоб получить диплом, но сильно туда не погружаться, приобрести знания, чтоб чисто для себя уметь рисовать. И читая этот текст, я вдруг задумалась-действительно ли трудности детства пробуждают в человеке гениальность? А бывает ли наоборот? Попадая в эту сферу где собираются «талантливые» дети со своими особенностями и нормальный ребёнок вдруг становится «талантливым», под словом «талантливым» я имею ввиду с тяжёлой судьбой, чтоб стать «талантливым»- это ведь ловушка может оказаться для ребёнка. Так как они на истории искусств изучают биографии великих художников, и те страдания или жизненные трудности которые были у великих-это ведь может стать для кого-то руководство к действию. Получается, что страдания действительно могут питать творчество. Но, как мать, я не могу желать своей дочери трудного пути ради таланта. Я рада, что у неё была возможность рисовать, пусть не стала супер-художником. Но я надеюсь, что она счастливый человек, и разве это не главное для матери?
Последнее время я часто задумываюсь о том, что когда у ребенка было «не простое детство» то, во взрослом и подростком возрасте эти люди более адаптированные, «пробивные», знающие, чего им надо и часто талантливые. Эти выводы я делаю, из своих личных наблюдений, особенно по студенческим годам, а еще сильнее я убедилась в своей гипотезе участь в институте практической психологии.
В ходе написания комментария у меня появись вопросы, а возможно-ли вообще достичь в наше время золотой середины по воспитанию детей? И где границы, которые нельзя переходить? Как родителю не навредить ребенку? Нет ничего идеального, как и родительского воспитания. Я не всегда могу защитить детей от всего, что происходит вокруг, и даже от самой себя.
В профессиональном плане, поняла, что даже если детство было относительно счастливым, мы все равно не застрахованы от психологических проблем.
Прочитав статью, я узнала о том как развиваются творческие способности благодаря неблагополучному детству. Спокойная и комфортная атмосфера, в которой растет ребёнок способствует развитию талантов, но, как выяснилось, и в неблагополучных условиях они также могут развиться. Оказывается, множество талантливых писателей, художников, композиторов и т.д. имели тяжёлое детство. И несмотря на это, они создали гениальные произведения. Интересно было узнать о писателе Гюставе Флобере, который написал книгу «Идиот в семье». Эта книга иллюстрирует его несчастливое детство и нелюбовь родителей. Часто дети, переживая отчуждение родителей или длительную разлуку, увлекаются предметами, которые переключают их внимание от страданий и тревог. В результате этих увлечений развивается их фантазия и таланты. Но и здесь есть определённые пределы. Если отчуждение и отсутствие родителей слишком сильное и длительное, то развиваются и психологические проблемы, которые могут препятствовать развитию талантов. Статья заставила меня задуматься над своим детством. Я вспомнила, как часами фантазировала и представляла увлекательнейшие меры, придумывала необычных персонажей. Что способствовало развитию бурной фантазии и во взрослой жизни. Я предпологала, что таким образом я уходила от переживаний, теперь я в этом убеждена.
Из статьи узнала, что неблагополучное детство может положительно влиять на развитие творческих способностей у детей.Для меня это явилось парадоксом, так как я всегда считала, что талантливый ребенок может вырасти только в любящей атмосфере семьи. С другой стороны, если задуматься, и даже не брать в пример известных гениев с трудным детством, а вспомнить своё детство, когда родителей не было дома, и я очень по ним скучала, помню, как старалась сама себя развлекать. Например, я сочиняла стихи и подбирала ноты для них на фортепиано, складывая всё это в песню, а так же мне нравилось мастерить различные поделки.В профессиональном плане было интересно узнать о проблемах современного воспитания детей.Меня удивило, что видеоигры это проявление творческих способностей ребенка,которое также связано с повышенным уровнем стресса.В личном плане, я конечно же за развитие творческих способностей у детей, но только через заботу и внимание со стороны родителей.
Благодарю за статью! Меня удивил парадокс, что трудное детство может стать источником творческих способностей. Как оказалось, невзгоды и отсутствие заботы иногда стимулируют развитие талантов. Это заставляет задуматься о том, как сложные жизненные обстоятельства могут формировать личность и творческий путь.
Из статьи я узнала о важности раннего детства в формировании творческих навыков. Также интересной оказалась идея о том, что творчество может быть способом выживания в трудных условиях, но при этом сопровождаться проблемами в социальной адаптации.
Статья натолкнула меня на мысль о том, что современные дети, проводящие много времени за экранами, могут использовать это, как способ компенсации недостатка внимания, но это также может усиливать стресс и изоляцию. В личной жизни это напоминание о том, как важно быть внимательными к детям, особенно в раннем возрасте, чтобы поддержать их развитие, не допуская излишнего стресса. В профессиональном плане эта информация полезна для понимания истоков творчества и работы с детьми, пережившими травмы.
Благодарю за статью, из которой я узнала, что, вопреки распространенному мнению, творчески способности могут развиваться не только в любящей и заботливой семье, но и в условиях невзгод и трудностей. Меня удивило, что травматический опыт детства может быть стимулом для развития творческих способностей. Я всегда считала, что для этого нужна исключительно положительная среда. Меня впечатлила концепция «переходных объектов» и то, как дети используют их для компенсации отсутствия родительской заботы. Это проливает свет на механизмы психологической защиты и развития. Теперь я понимаю, что «переходные объекты» (например, любимая игрушка) помогают ребенку справиться с тревогой разлуки и создать свой собственный мир, где он может чувствовать себя в безопасности. Я познакомилась с исследованиями Мэри Эйнсворт о стилях привязанности и узнала, что они формируются уже в раннем возрасте. Теперь я понимаю, насколько важны первые годы жизни для формирования личности и когнитивных способностей. Меня впечатлила модель, предложенная учеными, о влиянии разлуки с родителями на развитие талантов. Идея о том, что существует оптимальный уровень разлуки, который способствует творчеству, а затем он начинает снижаться, кажется очень интересной и требует дальнейшего изучения. В профессиональном плане эта информация может быть полезна для понимания поведения детей, имеющих трудности в семье. Она поможет мне быть более чуткой и внимательной к их потребностям, а также использовать творческие методы для работы с их эмоциональными проблемами. В личностном плане эта информация заставляет меня задуматься о своем собственном детстве и о том, как оно повлияло на мои творческие способности и личностные качества. Она также помогает мне лучше понимать своих детей и создавать для них поддерживающую и стимулирующую среду. Статья натолкнула меня на мысль о том, что творчество — это не только талант, но и способ выживания и адаптации к сложным жизненным обстоятельствам.
В статье рассказывается о том, когда и под воздействием каких факторов формируются творческие способности человека. Из статьи я узнал, что творческие способности начинают развиваться в раннем детстве, а интенсивность развития зависит от отношений складывающихся у ребенка и заботящегося взрослого. Когда заботы недостаточно или детство не благополучно, то творческие способности могут проявляться интенсивнее, являясь способом компенсации патологического эмоционального состояния. Если трудные периоды затягиваются, то возникают сложности в построении социальных отношений. Как я понял, развитие происходит балансируя между «иллюзорными мирами» и социальной действительностью. В какую сторону в итоге склонится чаша весов таким человек и будет в жизни, талантливым социопатом или бездарным, но очень социально адаптированным. В профессиональном плане статья дала представление о возможном механизме формирования творческих способностей и последствиях нарушений аффективных отношений между детьми и родителями.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала, что творческие навыки ребёнок может приобрести, когда снимает тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя так называемыми «переходными предметами» или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. Благодаря повторению поведения и действия с «переходными предметами» может формироваться творческий навык. Но на ряду с ростом таланта у ребёнка возникают серьёзные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. Причём рост таланта происходит до определённого момента. Оказывается, что таланты которыми мы гордимся во взрослой жизни заложены в нас в раннем детстве, как и стиль привязанности. В наше время современные родители или в силу своей загруженности работой и различными обязанностями, слишком мало уделяют внимания своим детям или наоборот прсвящают свою жизнь уходу за ребёнком и буквально не дают ему шагу ступить. Поэтому многие современные дети убегают от реальности в виртуальный компьютерных игр и соцсетей. Что приводит к повышению уровня стресса, тревоги и изоляции, особенно у подростков. Родителям нужно быть внимательными к своим детям, развивать гармоничные отношения, видеть их таланты и способности и помогать их развивать, найти золотую середину в воспитании между чрезмерной опекой и отстранением.
Спасибо за статью! Статья поднимает важные и сложные вопросы о связи между детским опытом, творческими способностями и психическим здоровьем. Она акцентирует внимание на том, что, хотя поддерживающая и заботливая среда действительно может способствовать развитию творческих талантов, трудности и невзгоды в детстве также могут сыграть значительную роль в формировании креативности. Статья утверждает, что многие известные творческие личности пережили тяжелые события в детстве. Это подчеркивает идею о том, что страдание может стать источником вдохновения и креативности. Примеры таких художников, как Ван Гог и Вульф, показывают, что их личные испытания могли способствовать развитию уникального художественного видения. Упоминание о том, что у творческих людей часто возникают проблемы с психическим здоровьем, добавляет глубину к обсуждению. Это поднимает вопрос о том, как невзгоды могут влиять на личность и творчество, создавая сложности между страданием и креативностью. Статья также затрагивает теорию привязанности и важность отношений с родителями. Исследования показывают, что стиль привязанности формируется в раннем детстве и может влиять на дальнейшее развитие личности и творческих способностей. Вторая часть статьи касается современных проблем воспитания детей, таких как недостаток внимания со стороны родителей и влияние технологий. Она подчеркивает, что хотя дети могут развивать творческие способности в параллельном мире (например, через видеоигры), это не заменяет необходимую заботу и внимание. У меня данная статья вызывает интерес и провоцирует размышления о сложной природе творческого процесса и его взаимосвязи с детским опытом. Она поднимает важные вопросы о том, как различные условия жизни могут формировать личность ребенка и его способности.
С одной стороны, утверждение о том, что невзгоды могут способствовать развитию креативности, является важным напоминанием о том, что страдание не всегда является исключительно негативным опытом. Однако необходимо помнить, что это не универсальное правило, и многие дети, пережившие трудности, могут столкнуться с серьезными психологическими проблемами.
С другой стороны, статья акцентирует внимание на значении заботы и внимания со стороны родителей. Это важно для понимания того, что поддерживающая среда может создать основу для здорового развития ребенка. Нельзя забывать о том, что баланс между свободой для творчества и необходимостью заботы является ключевым фактором в воспитании.
В целом, статья предлагает многогранный взгляд на проблему воспитания и развития творческих способностей у детей, подчеркивая важность как поддержки со стороны родителей, так и возможности для самовыражения через творчество.
Спасибо за статью! Она оказалась невероятно познавательной и заставила задуматься о природе творчества и его связи с детским опытом. Я всегда считал, что благоприятная семейная атмосфера – ключевой фактор для развития творческих способностей ребенка, и статья предложила совершенно иной взгляд на этот вопрос. Узнать, что многие гении искусства, такие как Ван Гог, Кафка или Вульф, прошли через трудные детские годы, было для меня настоящим открытием. Это разрушает стереотип о том, что творчество обязательно рождается в теплом и заботливом доме.
Особенно впечатлила идея о «переходных предметах» и поведении, описанная Дональдом Винникоттом. Понимание того, как ребенок, испытывая тревогу от разлуки с родителями, находит утешение в определенных вещах или действиях, которые впоследствии могут трансформироваться в творческие навыки – это очень глубокое наблюдение. Мне стало понятно, что потребность в самовыражении и поиске убежища, возникающая в раннем детстве из-за недостатка внимания или заботы, может стать мощным стимулом для развития таланта.
Статья натолкнула меня на размышления о роли травматического опыта в формировании личности творческих людей. Конечно, это не оправдание негативного воспитания, но объяснение того, почему некоторые из них смогли превратить боль и страдания в прекрасные произведения искусства. Понимание того, что существует определенный порог «разлуки» или отсутствия заботы, после которого развитие талантов начинает снижаться, а социальные проблемы усугубляются, кажется очень важным для родителей и педагогов. Это подчеркивает необходимость баланса между предоставлением ребенку пространства для самостоятельности и обеспечением ему достаточного внимания и поддержки.
В профессиональном плане, как специалиста в области образования, я вижу применение этих знаний в работе с детьми, проявляющими творческие способности. Важно не только создавать благоприятные условия для развития таланта, но и учитывать возможные психологические последствия раннего опыта, особенно если он был травматичным. Понимание стиля привязанности, выявленного Мэри Эйнсворт, также может помочь в построении более эффективных отношений с учениками и создании комфортной образовательной среды.
Лично для меня статья стала напоминанием о важности саморефлексии и осознания собственных детских травм. Возможно, именно они стали источником моего стремления к творчеству и самовыражению. Осознание этого может помочь мне лучше понять себя и свои мотивы, а также более эффективно использовать свой творческий потенциал. В целом, статья подарила новый взгляд на сложные взаимосвязи между детством, травмой и творчеством, и я благодарен автору за эту глубокую и провокационную мысль.
Благодарю за статью! В ходе прочтения данной статьи, я отметила для себя множество новой информации, а именно то, что таланливые и творческие дети стали такими не только из-за врожденных способностей и предрасположенности, но и из-за того, что искали возможность сбежать из тяжелого и сложного детства, уходя в другие миры, где им комфортно, понятно и тд. Меня впечатлило, что дети способны замещать внимание родителя и успокаивать свою тревога за счет предметов или поведения. В статье я нашла новый для себя термин — переходный предмет, с которым ранее я нигде не сталкивалась и не имела представления о его существовании. Эта информация дает мне возможность понимать, что несмотря на детство и какое оно было, ребенок способен вырасти успешным человеком и найти свое место в этой жизни. Это натолкнуло меня на идею о том, что мне хочется узнать у своих творческих знакомых каким было их детство и какое внимание родителей они получали.
Спасибо за статью. Для меня эта статья о том, что талантливые люди есть, как в благополучных семьях, так и в не благополучных семьях. Только существует один минус, если талантливый человек рождается в благополучной семье, то талант раскрыть гораздо проще, нежели там, где ребенку сложно. Также в статье говорится, что творческие способности у детей в благополучных семьях иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. В профессиональном плане увидела, что такой талант, где дети родились в не благополучных семьях, дается, как бы в займы и развивается до определенного уровня. Отсутствия заботы со стороны родителей может способность развитию таланта, но после определенного предела он снижается. От суда можно сделать вывод, что забота и внимание необходимы ребенку, родители должны помогать детям развивать их задатки с рождения.
Спасибо за статью!
Я узнала о взаимосвязи неблагополучного детства и развития творческих способностей у детей.
Меня впечатлило, что многие художники обязаны своей гениальностью тяжелыми событиями в детстве. Обратная сторона такого таланта это неврозы и другие проблемы с психическим здоровьем.
Я познакомилась с механизмом, когда дети дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. При увеличение длительности отсутствия и возникновение трудностей, связанных с этим переживанием у ребёнка такая травма может перерасти в творческий навык.
В профессиональном плане я отметила для себя, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Отразила механизм, что если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, то это может иметь тяжелые последствия,которые перерастут в творчество как способ выживания для ребёнка.
В личном плане я отразила, что разлука может явиться стрессом для маленького ребёнка. Также я понимаю, что атмосфера заботы и принятия позволяет раскрывать творческие способности моего ребёнка.
Данная статья натолкнула меня на мысль, что детские рисунки могут служить обратной связью ребёнка. Проявляют его внутреннее состояние и процессы.
Спасибо за статью. Знаю немало людей, которые выросли не в самых благополучных семьях, и обладают несомненно выдающимися творческими талантами. Эта статья помогла мне понять, что могло на это повлиять. Оказывается, что дети с помощью предметов могут снимать тревогу от отсутствия внимания родителей и если это продолжается длительное время, то перерастает такое переключение в творческий навык. При этом при слишком длительном отсутствии могут развиваться поведенческие трудности и ограничения в социальном взаимодействии. При этом все-таки развитию талантов способствует и поддерживающее поведение взрослых в момент развития ребенка. Для детей забота является важным стимулирующим фактором.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, что до определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но после определенного предела она снижается, а изменения в социальном поведении становятся более заметными. Меня удивило, что время проведенное за экраном связано с повышенным уровнем стресса, тревоги и изоляции, особенно по мере того, как дети становятся подростками. Мне кажется, что есть разные дети и одним, кроме игр ничего не нужно, а других больше интересуют другие развлечения. Меня заинтересовало то, что психолог Мэри Эйнсворт и другие исследования выявили, что наш стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года, аналогично определяется раннее формирование умственных навыков, а также творческих способностей. В профессиональном плане я отразила, что на данный момент есть проблемы современного воспитания, что родители либо много, либо мало уделяют времени своим детям. В личном плане я отразила, что много времени для ребенка, тоже может быть проблемой. Я планирую ребёнка и хотела бы уделять ему много времени, при этом не хотела бы бросать работу.
Спасибо большое за статью, люблю читать статьи про развитие детей, они заставляют задуматься о том как тебе дальше строить отношения в воспитании детей. Сейчас столько развивающих программ, игрушек и игр, что родители в сплошном неврозе от переизбытка задач и дети тоже. И к какому-то более осознанному возрасту им уже ничего не интересно, что противоположно трудному детству, от туда хочется сбежать, хоть в другую выдуманную реальность, или своим трудом что то изменить, ведь трудности это мотивация к развитию. Не хотелось бы для них такой жизни. Мне бы хотелось вырастить детей счастливыми и достойными людьми, но необходимо найти баланс чтобы не загасить искру интереса к миру и возможности мечтать и фантазировать, как умеют только дети.
Спасибо за статью! В данной статье говорится о том как разлука с ребёнком влияет на его психологическое благополучие. Для меня было интересно узнать то, что дети компенсируют отсутствие родительского внимания с помощью различных предметов. Ранняя разлука ребёнка и его родителей может повлиять на развитие творческих способностей у ребёнка, но до определённого уровня, потом может снижатся, а изменения в социальном поведении становятся более заметными. Для меня было удивительно узнать то, что наш стиль привязанности формируется уже в возрасте одного года. К сожалению в современном мире родители все чаще и раньше оставляют своих детей одних и им приходится окунаться в другой параллельный мир компьютерных игр и телефонов, социальных сетей. Ведь ничто не заменить родительскую заботу и внимание.
Спасибо за статью! Из статьи я узнала о наличии некоторой взаимосвязи между творческими способностями человека и трудностями, перенесенными им в детстве. Оказывается, ребенок может увлечься какой-то творческой деятельностью, чтобы таким образом компенсировать недостаток внимания и заботы со стороны родителей. И таким образом, увлекаясь часто одной и той же деятельностью, ребенок развивает в себе талант и способности в творчестве. Но отсутствие внимания и заботы родителей не может не сказаться на психическом здоровье ребенка на этапах его развития. Поэтому, в том числе, некоторые творческие люди во взрослом возрасте испытывают трудности в социализации, остаются одинокими, не могут реализовать свой талант. Это говорит о том, что для гармоничного развития ребенка, реализации его творческого потенциала во взрослом возрасте наличие поддерживающего окружения в лице значимого взрослого очень важно. И этим значимым взрослым может также выступить воспитатель, учитель, если от родителей такая поддержка отсутствует. Из своего личного опыта вижу некоторое подтверждение написанному в статье, т.к. в непростые моменты, происходящие в моем детстве, я всегда садилась рисовать, лепить, писать рассказы и стихи. Сейчас я понимаю, что это и был один из способов справиться с трудностями в детстве.
Благодарю за статью! Меня поразило утверждение о том, что трудности в детстве могут способствовать развитию творческих способностей. Исследования действительно подтверждают, что многие великие художники и писатели сталкивались с тяжелыми жизненными обстоятельствами в раннем возрасте. Это действительно удивительно, ведь кажется, что такие испытания могли бы подавлять креативность, но на самом деле они порой становятся стимулом для создания чего-то нового и уникального. Возможно, именно через творчество люди находят способ выразить свои эмоции и преодолеть боль. Но это не всегда положительный процесс, а наоборот, у многих творческих личностей наблюдаются проблемы с психическим здоровьем. Подобные обстоятельства могут нанести серьезный ущерб. Творческий потенциал не обязательно развивается за счет страданий, и далеко не каждый, кто сталкивается с трудностями, находит выход в искусстве. Сегодняшние дети, помимо развития творческих способностей, все больше времени проводят перед экранами, что может негативно сказываться на их эмоциональном состоянии. Но вместе с тем технологии открывают новые возможности для развития креативности. Вопрос в том, как сбалансировать эти два аспекта.
Неважно, насколько развиты у ребенка таланты, любовь и поддержка остаются ключевыми факторами для его благополучия и полноценного развития.
Спасибо за статью. Прочитав ее я узнала, что если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, то это может иметь тяжелые последствия, однако, это же может стать источником творчества, поскольку помогает ребенку выжить. В качестве примера в статье приведены такие творческие люди, как Винсент Ван Гог, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вульф и Синеад О’Коннор. Все они пережили невзгоды в детстве и впоследствии достигли больших успехов в творчестве. В личном плане я считаю, что развивать творческие способности ребенка лучше в любящей и заботливой семьей. Тогда оно будет приносить больше удовольствия и пользы человеку. Гораздо хуже, когда маленькие дети попадают в параллельный мир, который заменяет или дополняет родительское внимание, и в котором они часто развивают значительные творческие способности и таланты.
Прочитав статью, я взглянула на феномен трудного детства с другой стороны, увидела, что не все однозначно и безнадежно плохо может быть у детей из деструктивных семей. Среди моих знакомых те, кто вырос в семьях с ограниченными возможностями, смогли лучше адаптироваться во взрослой жизни, имеют хорошую работу и доход, нежели их ровесники из более обеспеченных семей (особенно с гиперопекающим родителем). Трудности закаляют характер и способствуют личностному росту и развитию- известный факт… Из статьи я узнала, что многие гениальные художники и писатели имели трудное детство, и реализовывали свой талант, убегая в свой выдуманный фантазийный мир. То есть путем сублимации преобразовывали свои внутренние переживания в уникальные произведения искусства и литературы. В профессиональном плане в работе психолога можно использовать методы арт-терапии, после прочтения статьи мне захотелось познакомиться с ними поближе.
Данная статья говорит о том , что чаще творческие дети это дети которым не хватило любви и заботы. И приводит различные варианты их развития в дальнейшем. Интересным стал пример гениев своего дела и времени в лицах Эдгара По, Сартра. В профессиональном плане удалось увидеть механизм ухода от реального мира в воображаемый. Так ребенок компенсирует заботу получается и находит безопасное пространство.
В личном плане я как раз сейчас слушаю книгу воображение и творчество Выгодского. Там прям очень классно расписан период творчества от ребенка к взрослому. И вариации его преобразований. Ну а чего далеко ходить. Я был таким ребенком. Творчество всегда помогало справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами. Помогает и до сих пор. Тут самое важное , как говорил Выгодский не свалиться в фантазии. Это яма из которой тяжело выбраться. Мне вот очень помогает институт наш и йога.
Спасибо.
В этой статье я узнала, что творческий талант может расцвести в комфортной обстановке, но согласно исследованиям, это не всегда так, многие известные творческие люди, имели трудное детство, что помогло им развить свои таланты. Также, я узнала, что дети снимают тревогу от разлуки с родителями, успокаивая себя предметами, увлекаясь творчеством. Длительное отсутствие заботы может перерасти в творческий навык, но также вызывает поведенческие трудности у детей.
В личном плане я отразила, что в детстве и в подростковом возрасте, у меня были склонности к творчеству, я писала стихи, рисовала, увлекалась вышивкой, и вязанием, а также перекраивала одежду. В моём случае, всё это творческое начало сошло на нет, потому что не было ни поддержки, ни одобрения, ни похвалы со стороны родителей. И сейчас, я считаю себя абсолютно не творческим человеком, я не обладаю никакими навыками к творчеству, и у меня нет к этому ни стремления, ни желания.
В профессиональном плане я увидела, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. А также это уместно для развития умственных навыков и творчества. Пренебрежение детьми может иметь тяжёлые последствия для них, но творчество помогает выжить ребёнку.
Спасибо за статью. Она освещает интересную тему взаимосвязи неблагоприятных условий детства и развития творческих способностей. Наиболее интересным стало понимание того, что невзгоды в детстве могут не только угнетать, но и способствовать развитию креативности. Любопытным оказался пример Жана-Поля Сартра, описавшего детские годы Гюстава Флобера как период отчуждения и непонимания. Этот контраст между внешней оценкой ребенка и его внутренней силой и талантом впечатляет и вызывает желание глубже изучить подобные случаи. Статья помогла мне осознать, что творчество может развиваться не только в благоприятных условиях, но и как реакция на жизненные испытания. Это открытие указывает на важность поддержки и внимания детям в процессе формирования их личности и талантов. Важно помнить, что забота и внимание остаются ключевыми элементами для здорового психического развития.
В результате прочтения статьи узнал, что у многих творческих людей было трудное детство. Многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав свои миры, где и могли свободно развивать свои таланты. А так же то, что их таланты часто сдерживались неврозами и другими проблемами с психическим здоровьем.
Удивило и от части впечатляло то, что скорее-всего таланты которыми ребёнок будет гордиться став взрослым заложились в первые месяцы жизни. И всю оставшуюся жизнь он будет оттачивать творческое поведение, которому научился или в котором нашёл убежище, когда были младенцами.
В статье познакомился с таким поведением детей (назовём-это сублимацией) которое описал в своей книге «Игра и реальность» Дональд Винникотт. Заключается это в том, что дети при разлуке с родителями снимают тревогу успокаивая себя так называемыми «переходными предметами» или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. Если отсутствие довольно длительное и сопровождается трудностями, то такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык. У меня это были книги с картинками, глядя на которые я придумывал свои истории. Но к сожалению на ряду с творческими способностями могут возникнуть поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. В профессиональном плане пришёл к выводу, что вовремя индивидуальной работы с клиентом необходимо интересоваться взаимоотношениями с родителями не только в осознанном возрасте, но и о ранних отношениях.
Благодарю за статью. В результате прочтения ознакомилась с очень интересной темой — влияние неблагополучного детства на развитие творческих способностей.
Творческий талант может проявляться не только у человека, выросшего в любящей и полноценной семье, но и у тех, у кого было достаточно трудное детство.
Это показывают исследования, это можем увидеть мы, изучив биографии известных поэтов, писателей, художник и других творческих гениев. Но к сожалению, хотя совершенно неудивительно, таланты многих гениев сопровождаются проблемами с психическим здоровьем.
Интересно было узнать, что до определённого момента отсутствия заботы со стороны родителей, способность к развитию талантов растёт, но после определённого момента — снижается, а изменение социального поведения становятся более заметными. Также я узнала, что таланты закладываются в первые месяцы жизни, и всю свою жизнь мы можем оттачивать своё творческое поведение, в котором когда-то далеко в детстве нашли убежище.
Статья интересна, полезна и приминима для меня в первую очередь как для мамы. Очень хочется максимально не навредить, а правильно проявлять заботу, любовь и развивать все необходимые навыки своих детей.
Спасибо за статью. Исследования показали, что трудное детство способствует развитию творческих навыков. Творчество, в данном случае становится механизмом выживания, т. к помогает уйти от реальности. Ребенок создает свой мир, который заменяет или дополняет общение с родителями. К тому же, таким образом он может получить внимание от других людей. В профессиональном плане важным для меня стал вывод, что творчество можно использовать при работе с трудными детьми. Оно поможет снизить уровень стресса и избежать негативных последствий недостатка внимания со стороны родителей. В личном плане статья помогла понять, почему я такая творческая. Это попытка уйти от реальности, которая меня не устраивает. Кроме того, это дает возможность получить внимание других людей, чтоб компенсировать отсутствие внимания со стороны близких.
Спасибо за статью. Нового в результате прочтения я узнала, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Если ребенка покинули или им пренебрегали, то поможет ему выжить творчество. Меня впечатлило, что не только в любящей и заботливой семье могут развиться творческие способности, но и многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, они выросли и развивали свои таланты. Меня удивило, что таланты, которыми мы будем гордиться, став взрослыми, закладываются в первые месяцы жизни. Из статьи я узнала, что наряду с творческими способностями у таких детей иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях, подтверждение тому Винсент Ван Гог который будучи талантливым умер в полной нищете. Я теперь знаю, что дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами») или поведением. В профессиональном плане эта информация поможет при работе с клиентами, так как таланты могут сдерживаться неврозами и другими проблемами с психическим здоровьем. В личностном плане эта информация напоминает мне, что мне надо решать свои психологические проблемы чтобы разрешать социальные. У меня было трудное детство. Я всегда считала себя творческим человеком, но мои творческие начинания ни во что не переросли и только теперь я понимаю, что это были способы выжить и справиться с ситуацией, переключиться на деятельность. Эта статья помогла мне ответить на мой вопрос: Почему я столько всего умею и у меня много способностей, но я не развиваю их и не иду дальше, а бросаю?
Благодарю за статью. Меня не удивило, что у многих творческих людей было трудное детство. Я считаю, что именно трудности способствуют развитию и заставляют двигаться вперёд, совершенствуя и применяя свой талант.
Для себя я отметила, что дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. Такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык.
В личном плане я знаю девочку, которая спасалась за фортепьяно в моменты родительских ссор. Тем самым музыка стала для неё не просто спасением, но и профессией.
Но к сожалению, ребёнок может найти спасение в чём-то более нездоровом помимо творчества. Это объясняется тем, что до определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но после определенного предела она снижается, а изменения в социальном поведении становятся более заметными.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с тем как неблагополучное детство влияет на развитие способностей. Меня впечатлил факт того, что многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав чудесные миры, где и могли свободно развивать свои таланты. В результате прочтения я познакомилась с механизмом сдерживания таланта через невроз и другие проблемы с психическим здоровьем. Теперь я знаю, что дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами») или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. Если отсутствие довольно длительное и сопровождается трудностями, то такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык. К сожалению, наряду с творческими способностями у таких детей иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. В профессиональном плане эта статья дает мне понимание того, что таланты, которыми человек будет гордиться, став взрослым, закладываются в первые месяцы жизни. Всю оставшуюся жизнь мы оттачиваем творческое поведение, которому научились или в котором нашли убежище, когда были младенцами. В личном плане я вспомнила то, что в детстве я оставалась одна, играла с игрушками могла себя занять. Во взрослой жизни мне хорошо одной и с людьми. Прочтение статьи натолкнуло меня на проведение тренингов для будущих родителей для формирования культуры общения с детьми
Благодарю за статью. Авторы рассказывают о том, что неблагополучное детство может благоприятно сказаться на развитии творческих способностей и приводит в пример много имен великих творцов, у которых было нелегкое детство. Эта гипотеза обусловлена тем, что дети в отсутствие взрослых успокаивают себя, погружаясь в свой мир. Но, конечно, не все дети из неблагополучных семей становятся творческими гениями и вообще достигают успеха в жизни. Авторы так же упоминают, что проблемой сегодняшнего времени в воспитании детей является отсутствие баланса: то есть родители либо чрезвычайно много времени уделяют ребенку, либо катастрофически мало, что приводит к погружению в другую реальность, а именно — интернет и игры, а это уже мало имеет отношения к творчеству.
Я узнала о связи между трудным детством и развитием творческих способностей.
В статье приведены примеры известных личностей — Ван Гога, Кафки, По и Вирджинии Вульф, — чьи детские переживания оказали влияние на их творчество. Это показывает, что искусство может стать способом,своего рода терапией, для того чтобы справиться с внутренней болью, переработать негативный опыт и найти свое место в мире.
Так же, я узнала о концепции переходных объектов, предложенной Дональдом Винникоттом.Согласно этой концепции, дети переживающие нехватку родительского внимания, могут находить утешение в определенных ритуалах, действиях или предметах, которые становятся их способом самоуспокоения. Если такая потребность сохраняется и со временем перерастает в систематическое поведение, это действительно может привести к развитию творческих способностей. Однако тут важно учитывать, что творческий потенциал не всегда превращается в способности. Некоторые дети, пережившие эмоциональное или физическое насилие, могут уйти не в искусство, а, наоборот, в замкнутость, тревожность или агрессию.
В профессиональном плане мне было интересно узнать о «границе» влияния неблагополучного детства на развитие. Согласно некоторым исследованиям, небольшие трудности действительно могут способствовать становлению самостоятельности, гибкости мышления и креативности. Однако при превышении определенного порога стресс становится разрушительным и мешает развитию личности. Другими словами, умеренные трудности могут закалить человека, а хроническая травматизация скорее приводит к психологическим проблемам, чем к творческому прорыву.
В личном плане я думаю,что хотя трудности могут способствовать развитию креативности, забота и внимание родителей по-прежнему остаются ключевыми факторами в становлении личности, а творчество не должно быть единственным «спасением» от эмоциональных ран. Воспитатели и родители должны не только выявлять таланты ребенка, но и обеспечивать ему безопасную среду, в которой он может реализовываться без необходимости искать утешение в искусстве из-за нехватки любви и внимания.
Статья подтвердила мои давние догадки, как учителя, что нехватка внимания со стороны родителей — это способ спрятаться, создать свой собственный, безопасный мир, где можно выразить себя и пережить то, что сложно высказать словами.Читая статью, я вспоминала многих своих учеников, чьи сложные характеры и бурная фантазия, возможно, как раз и являются следствием недостатка родительского тепла. И я рада, что некоторые дети находят спасение в творчестве,ведь не у всех хватает сил и ресурсов направить свою боль в конструктивное русло .Это заставило меня задуматься о том, как важно поддерживать таких детей, даже если они кажутся «трудными» или «непослушными». Ведь за их поведением может скрываться боль и потребность в любви. Теперь я буду смотреть на творчество не только как на проявление таланта, но и как на способ выжить и справиться с трудностями.
Спасибо за статью!
Статья познакомила меня с рассуждениями на тему проявления творческих способностей в зависимости от благополучности детства. Что дети, в разлуке с родителями до определенного уровня или отсутствия заботы со стороны родителей способность к развитию талантов растет, но после определенного предела она снижается, а изменения в социальном поведении становятся более заметными.
Для меня, как для матери, эти предположения не дают никаких ответов на вопросы о воспитании в ребёнке творческих способностей. Для родительство- это вечный поиск баланса, что и подтвердила эта статья.
Если говорить о творчестве, как способе мышления, а не определённых художественных талантах, то я считаю, что для развития творческих способностей в первую очередь важна скука, ребёнку важно скучать, чтобы он научился фантазировать, а так-же самостоятельность в решении некоторых задач (в соответствии навыков и компетенций), будь то самостоятельный приём пищи в во время прикорма, самостоятельное одевание и тд , т.е ребёнок придумывает свой способ контакта с миром, развивая креативность.
В этом плане мне очень симпатизирует идея свободы в рамках в воспитании детей.
Сама как мама я не могу уделить столько внимания ребёнку, сколько он этого требует, но стараюсь сохранять баланс и близость.
Для меня данная статья о том, что любое событие в жизни человека имеет две стороны даже тогда, когда кажется на первый абсолютно однозначным ( это для меня польза, а вот это мне приносит вред). Прочитав статью, я узнала о том, что творческие способности могут развиваться у ребенка как в благоприятной среде при помощи и поддержке родителей, так и тогда, когда у ребенка присутствует трудное детство, однако при втором варианте вместе с развитием творческих способностей развивается и невроз, появляются поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. Статья помогла мне увидеть творческий процесс как механизм, позволяющий регулировать мой эмоциональный фон через создание ценностей, способных передать, рассказать о том что я чувствую, о чём мечтаю, что меня волнует.
Благодарю за интересную статью!
В результате прочтения этой статьи я узнала об исследованиях, которые показали, что творческие способности могут развиться не только в комфортной обстановке, в любящей и заботливой семье, но и благодаря невзгодам, тяжёлым событиям в детстве, но к сожалению наряду с творческими способностями иногда возникают серьезные поведенческие трудности и проблемы в социальных отношениях. Интересно, что если ребенка рано покинули или же им пренебрегали, это может иметь тяжелые последствия, но это же может стать источником творчества, поскольку помогает ребенку выжить. Удивило, что таланты, которыми мы будем гордиться, став взрослыми, закладываются в первые месяцы жизни, а всю оставшуюся жизнь мы оттачиваем творческое поведение, которому научились или в котором нашли убежище, когда были младенцами.
Спасибо за статью. Да, как бы это не парадоксально не было, но для творчества нужна «мука». То, что заставит человека проявить свои таланты в не стандартной от прочих форме. Зачем заниматься какими-то странными делами, если человек качественно адаптирован к нормальной жизни? В любом поведении есть рациональный смысл с точки зрения психических реакций конкретного человека. И творчество, это один из способов адаптации к жизни. Так же удивило, что тип привязанности ребенка можно наблюдать уже в первый год его жизни. Как много значат… эти первые годы нашей жизни. Но конечно же, нет ничего важнее способности родителя выстраивать поддерживающие отношения с ребенком. Многие правда не могут разделить, поддержку и гипперопеку.
Мне вот интересно стало. Получается, если отсутствие родителей длится до определённого времени, то в ребёнке могут раскрыться творческие таланты, а если оно затягивается — это приводит к травмирующему поведению. Мне вот непонятно, какое именно время отсутствия родителя имеется в виду. Это происходит в течение дня или длительного промежутка времени? В статье написано, что таланты, заложенные в человеке, раскрываются в младенчестве. Получается, отсутствие должно быть коротким временем?
Год назад мне посоветовали почитать одну книгу, название которой я уже не помню, только помню, что там рассказывалось, как на одной закрытой конференции собрали всех топовых креативных менеджеров. Автор книги сам был её участником. Меня поразили его слова. Он сказал так: из всех присутствующих там не было ни одного нормального человека, все были со своими странностями в поведении, и каждый был уникален и гениален по-своему. А с другой стороны, что такое творчество? Умение творить и создавать.
Спасибо за статью. Мне удалось увидеть связь между трудным детством и проявлением тврюорческих способностей во взрослом возрасте. Я согласна с мнением автора. Я знакома со многими людьми, которые занимаются творчеством. Так как я близко с ними знакома, то могу отметить, что действительно детство их было трудным. Это интересная тема, изучение которой пригодится в профессии психолога. Но я также могу отметить знакомых, у которых было благополучие в детстве, и они занимаются творчеством. Причём вполне успешно, я знаю, что все детство они тренировались и развивали свои таланты. Также я заметила, что «выходцам» из благополучного детства легче монетизировать свой талант и зарабатывать на этом деньги. Я не могу это подкрепить исследованиями, это всего лишь мое наблюдение. Благодаря ему у меня появилось желание изучить эту тему подробнее и найти нужные мне ответы.
Благодарю за статью. В данной статье описываются исследования, которые показали, что у многих творческих людей было трудное детство. Многие известные художники обязаны своей гениальностью тяжелым событиям в детстве, из которых они вырвались, создав чудесные миры, где и могли свободно развивать свои таланты. А также современный мир все больше и больше отдаляет детей от родителей, где дети с помощью «творческой жилки» находят замену родителям на время их отсутствия и с помощью занятости в творчестве выживают. Теперь мне понятно , почему так много стало творческих детей. Так как современный мир диктует свои тенденции и родители все реже и реже стали присутствовать в жизни детей. Например мой сын очень любит рисовать с самого детства. По возвращению с работы , либо долго моего отсутствия таких рисунков становилось больше. А это значит он «спасал» себя на время моего отсутствия вот таким «творческим внимание» к художественному искусству.
Спасибо за статью. Из нее узнал, что таланты человека закладываются в первые месяцы его жизни. Далее, чтобы талант развивался следует большой и тяжелый труд. Иначе наши таланты сходят на нет ведь талант – это малый процент успеха. Необходимо далее свои способности развивать, чтобы они переходили в навыки.
В личном плане отразилось свое детство и юность. Одно время я писал стихи и сочинял музыку к ним. Также я сочинял музыку к стихам Есенина. Все это сошло на нет. Увлечения не переросли в навыки. Хотя, сейчас при общении с дочерью я люблю использовать свое умение рифмоваться. Сочиняю на ходу загадки в рифму, которые ей нравится разгадывать. У нее сейчас такой возраст, что игра для нее – это важнейший инструмент развития.
В профессиональном плане я для себя отметил, что проблемы воспитания детей будут всегда. В моем детстве было мало внимания от родителей. Не было никакого эмоционального баланса. Сейчас стало проблемой, когда родители уделяют слишком много внимания. Поэтому, как тут разобраться?
Спасибо, за статью!
Из статьи узнала, что таланты формируются в первые месяцы жизни. Формируются они благодаря умеренной, кратковременной и повторяющейся разлуке ребенка и со взрослым. Чрезмерная разлука ведет к затуханию творческих способностей. Получается, что начиная уже с первых месяцев после рождения младенцу полезно на непродолжительное время побыть одному. Не только взрослым нужно уединение, чтобы что-то осознать или пережить, но и младенцы такое может быть полезным.
В статье так же поднимается вопрос современного наличия разлуки. Получается, что в современном мире присутствует две крайности. Одна из которых — это постоянное присутствие родителей с ребенком. Вторая — это длительная разлука и отсутствие эмоциональной привязанности родителя и ребенка. Так же считаю важным понимать какое количество разлуки и к каком возрасте благотворно может влиять на развитие ребенка. Возможно это зависит от нескольких факторов, которые так же могут зависеть от набора врождённых качеств каждого ребенка.
В результате прочтения статьи я узнал о влиянии детства на развитие талантов. Так, принято считать, что в любящей семьей больше вероятность того, что ребенок раскроет свои творческие задатки, однако есть и обратные примеры: многие известные деятели искусства пережили отнюдь не счастливое и легкое детство. Исследования показали, что дети при отсутствии достаточных внимания и заботы со стороны родителей могут находить сове успокоение, точку приложения внимания как раз в творческих занятиях, однако такой уход может негативно сказать на социальных способностях и навыках. При этом, в определенный момент талант теряет интенсивность своего развития, если ребенок все-таки не получает родительской любви и внимания.
Статья раскрыла для меня тему о том, в каких условиях раскрывается творческий потенциал у ребенка и из каких семей вырастают самые талантливые люди. Исследования показывают, что у многих творческих людей было трудное детство и объясняется это например, что имея деструктивную семью ребенок чаще уходит в мир фантазий, чтобы отвлечься от происходящего в реальном времени, тем самым развивая творческие способности. Одним из факторов ученые выделяют раннее детство и стиль привязанности к родителям, который сложился в возрасте до года. Т.е. когда ребенка рано покинули родители или игнорировали его, это будет иметь негативные последствия, но при этом это может помочь ему в развитии творческих способностей, которые в раннем детстве помогают ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни.
Благодарю за статью. В ней я узнала о возможном механизме формирования творческих способностей для ребёнка и о влиянии неблагополучия семьи на них.
Особенно важным стало замечание, что дети таким образом стараются выжить, заполнить пустоту, снять тревогу, используя для этого «переходные предметы». Удивило то, что есть уровень разлуки ребёнка с родителями, до которого эти творческие способности будут активно расти, но если этот уровень будет превышен, то и способности упадут и будет значительное влияние на поведение, способное стать антисоциальным.
Отметила для себя, что параллельные миры для детей и подростков — это своего рода панцирь/крепость, в которых они прячутся и стараются этими мирами заменить/дополнить родительское внимание, хотя и в этих «мирах» их могут поджидать стресс, тревога и изоляция от мира.
В профессиональном плане отметила, что важно различать живость воображения ребёнка, то есть ему просто интересен «параллельный мир» и он возвращается из него, и то, когда он в него полностью погружен, то есть заменена реальность.
Благодарю за статью. Меня заинтересовало, формирование творческих способностей у детей из неблагополучных семей выстраивается исключительно из-за недостатка внимания и переключения на так называемые «переходные предметы» или существует еще факторы определяющие его будущий успех в творческих начинаниях? В статье сказано, что до определённого уровня разлуки с родителями талант растет, а позже идет на спад. В таком случае, что является дополнительным рычагом, который двигает дальше тех, кто в будущем все-же добьётся успеха в своем деле. Мне как будущему психологу интересно, какие черты характера и мотивации присутствуют в таких людях. У меня к сожалению не было опыта общения с такими людьми, но я слушая истории некоторых творческих личностей, делаю некоторые субъективные выводы. На мой взгляд, они создают себе мир, в котором чувствуют себя в безопасности и живут ради процветания этого мира, их творчество становиться смыслом жизни, жизни, в которой все остальное уходит на второй план, в том числе и здоровые социальные отношения с другими людьми.
Благодаря статье я узнала как благополучное или не благополучное детство влияет на творческие способности.
Удивила информация о том, что до какого-то момента негативная среда может служить причиной развития творчества, но пересекая этот предел выше, происходят значительные негативные изменения в поведении.
В результате прочтения я узнала о том, что защитным мехагищмгмодет выступать творчество.
В профессиональном плане эта информация дала мне возможность понять, что тяжелое детство может провоцировать проявление творчества.
В личном плане для моих детей рисование-это ежедневное занятие, я всячески поощряю рисование разными способами и материалами, потому что уверена, что то, что мне дети не могут объяснить, они нарисуют.
Творческие люди для меня всегда интересны, они видят предметы и людей по-другому, поэтому, мне кажется, нужно ходить на выставки, концерты, и видеть реальность немного иначе
Уже давно обратил внимание на то, что люди, детство которых прошло в неблагополучных условиях добиваются успеха в творчестве, в спорте и тд. Благодаря статье узнал, что могло влиять на их успешное «восхождение на Олимп». Интересно было узнать, что есть предположение, касающееся того, что у ребенка может расти способность развития творческих способностей/таланта до определенного уровня разлуки или отсутствия заботы со стороны родителей, при этом тут есть ограничения и далее ребенок может «упасть в бездну», где место родителей может занять улица, как вариант. Основной посыл в статье для меня: «нужно заниматься своими детьми, принимать активное участие в их жизни, формируя поддерживающие отношения». Упустив изначально важный этап в жизни и развитии ребенка, в дальнейшем можно попробовать внести изменения в отношения с родителем, но это уже будет менее эффективно.
Спасибо за статью. Как только начала читать, сразу подумала про Ван Гога. Интересно в статье написано, что после определённого предела развитие творческих способностей снижается. Хотя по великим так не скажешь, а жизнь у них была, если биографии почитать, очень тяжёлой. С другой стороны из их же историй видно, что социальная изолированность действительно очень сильна. В целом поднята очень интересная тема, взаимоотношения творческих способностей и привязанности. За собой замечала, пишу стихи когда грустно. Особенно сталкиваясь с травматическими или волнующими событиями в жизни. Я написала стих, когда были события в Беслане. Когда грустила, что заканчиваю университет. Но в спокойное время стихи не пишутся. Даже если специально сажусь писать. Это никак не связано с моим детством, так как в детстве я стихи вообще не любила. Но связано с состоянием. Поэтому я всегда думала, что творчество —
это вариант проживания сильных эмоций. Согласна с мнением из статьи, что в детстве творчество может быть способом уйти в свой мир, спрятаться там.
Интересно было у знать об исследованиях показывающих, что творческие способности у детей могут развиваться не только в любящих семьях, но и в условиях трудного детства. Многие известные художники, такие как Винсент Ван Гог и Франц Кафка, пережили тяжелые события в детстве, что способствовало их творческому развитию, хотя их таланты часто были связаны с проблемами психического здоровья. Дональд Винникотт объясняет, что дети могут развивать творческие навыки как способ справляться с отсутствием родительской заботы. Однако, если разлука становится слишком длительной, это может привести к серьезным социальным и поведенческим проблемам. Согласна, что современные культурные изменения также влияют на отношения между родителями и детьми, что может привести к недостатку или избытку внимания. Дети часто заменяют родительское внимание на технологии, что может способствовать развитию творческих способностей, но также связано с повышенным уровнем стресса и изоляции. Важно, чтобы воспитатели поддерживали детей в развитии их талантов, так как ранняя забота и внимание имеют решающее значение для формирования когнитивных навыков и психического здоровья.
Нередко неблагоприятные условия жизни в ранний детский период способствуют развитию творческих способностей у человека. Но и эти же условия являются причиной развития психологических проблем, которые в свою очередь мешают раскрытию способностей в полной мере. Как я узнала из статьи, многие известные личности страдали от этой проблемы. На примере Ван Гога знаю, что он страдал от нереализованности, от невозможности продать свои картины. Отец Ван Гога хотел, чтоб он стал священником, но тот стал художником. Этот талант Ван Гог начал раскрывать в себе с маниакальной настойчивостью уже будучи взрослым, что говорит о том, что в детстве не было принятия и желания поспособствовать раскрытию таланта со стороны взрослых.
Статья полезна в рамках изучения детской психологии: понимания принципов формирования защитных механизмов детской психики при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
Для себя лично я поняла как важно для ребёнка расти в здоровой атмосфере. И в будущем мне хотелось бы создать для своих детей условия, в которых они были бы счастливыми и могли бы гармонично развиваться, раскрывая свои таланты.
Благодарю за интересную статью! Узнала, что дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами (так называемыми «переходными предметами»). И не думала, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года, мне казалось, что для этого еще слишком маленький возраст и стиль привязанности формируется годам к трем. Вообще статья для меня актуальна, так как у меня на данный момент ребенок до года и родственники уже с младенчества моего ребенка, просят отдать ее им на несколько дней, но я постоянно говорю, что еще рано, а сейчас у ребенка период, когда ему нужна только я, засыпает он на ночь только в моих руках, и когда меня нет рядом, то ребенок часто испытывает тревожность. Иногда я ловила себя на мысли, что может все таки попробовать отдать на день, что бы ребенок понимал, что я не всегда могу быть рядом, но прочитав статью, я поняла, что сейчас я делаю все правильно, что я должна быть рядом, что бы ребенок чувствовал себя в безопасности.Я вообще сторонница того, что маме необходимо быть с ребенком всегда рядом и контактировать с ним минимум до года, а потом уже пробовать отдавать бабушкам и девушкам в гости с ночевкой. Но для меня стоит вопрос: как быть дальше? Как сделать так, что бы не перегнуть палку, то есть не много и не мало уделять времени ребенку. Если говорить о глобальном вопросе, то как не нанести ребенку непоправимый вред психике и уделять время в балансе. Пока я наблюдаю за ребенком и просто «слушаю его», то есть когда ребенок занят со своими игрушками, то я не мешаю, а когда подползает ко мне, то я всегда уделяю внимание и граю вместе с ним.
Спасибо за статью. Любопытно было узнать, что тип привязанности, умственные и творческие способности, как и таланты закладываются в первые месяцы жизни человека. Если ребенок был покинут или им пренебрегали, то творчество становится его отдушиной и спасением, помогая выжить. Как показало исследование, многие талантливые люди имели очень трудное детство, что порой создавало проблемы с психическим здоровьем, но в тоже время и способствовало развитию их способностей. Фантазия создавала параллельные миры, позволяя уйти от реальности. Сейчас нередко обоим родителям приходиться много работать и дети всё чаще бывают разлучены с ними на самых ранних этапах жизни. А учитывая доступность гаджетов и интернета, с лёгкостью осваивают технологии попадая в параллельный мир, который им заменяет внимание родителей. Проводя перед экраном много времени, дети подвергаются стрессу, испытывают тревогу и изоляцию. Благодаря статье, я поняла как важно быть в контакте со своими детьми с первых дней жизни и помогать развивать их таланты с должной заботой и вниманием.
Из статьи узнал о том, насколько часто известные люди в творческой среде сталкивались в детстве с травматическими событиями. В статье приводится гипотеза о том, что определённый уровень негативных отношений с родителями положительно влияет на творческие способности у ребёнка. Я подумал о том что человек, который не сталкивался с эмоциональными переживаниями, не уделяет этому столько внимания, поэтому не настолько интересуется творчеством. Ещё до прочтения статьи я придерживался точки зрения, что искусство во многом связано, вдохновлено невротическими отношениями. В том числе, описываемые невротические отношения откликаются множеству людей, поскольку они очень распространены и крайне болезненны для людей. Также я вспомнил о том, что психика, сталкиваясь с коренным травмирующим противоречием, например с неразделенной любовью или разрывом отношений у родителей, воспроизводит в дальнейшем травмирующее событие, для того чтобы разрешить его. Поэтому я думаю, что стремление к искусству может быть связано с тем, чтобы найти выход из собственного травмирующего события.
Также, благодаря статье, я задумался о том, насколько искусство является способом переработать или прожить травмирующие события.
Добрый вечер. Эта статья поднимает важный вопрос: может ли трудное детство быть катализатором творчества? Автор убедительно показывает, что да, но цена такого дара — уязвимая психика. Примеры Ван Гога, Кафки, Флобера иллюстрируют, как боль превращается в искусство, но не отвечают: как отделить продуктивное страдание от разрушительного?
Теория Винникотта о «переходных объектах» объясняет механизм: ребёнок замещает дефицит заботы творчеством. Однако это палка о двух концах. Навык становится щитом, но и ловушкой — например, экранная зависимость, дающая иллюзию контроля, но усиливающая изоляцию.
В профессиональном плане я для себя получила ключевой вывод: важна дозированность трудностей. Модель «оптимального уровня» (стимул до предела — ресурс, после — травма) перекликается с резилентностью: стресс закаляет лишь при наличии опор. Родительская отстранённость должна компенсироваться стабильными связями, иначе творчество становится побегом, а не развитием.
Благодарю за статью!
Из нее я узнала, что развитие творчества в некоторых случаях может быть компенсаторной реакцией на трудное детство. Как объяснял это Дональд Винникот, дети снимают тревогу с помощью замещающих предметов или поведения, таким образом успокаивают сами себя. Что со временем закрепляется и может перерасти в творческий навык, а также привести к поведенческим сложностям.
Меня удивил тот факт, что, согласно исследованиям, вид привязанности определяется уже в возрасте одного года,
Информация из статьи в профессиональном плане обратила моё внимание на то, что вмешательство в виде поддерживающего отношения в процессе воспитания и обучения тем эффективнее, чем оно раньше, т.к. первые и самые решающие когнитивные навыки ребенка формируются на самых ранних этапах жизни.
Статья поднимает важные вопросы о связи между детским опытом, творческими способностями и психическим здоровьем. Исследования показывают, что многие известные творческие личности, такие как Винсент Ван Гог и Франц Кафка, пережили тяжелые события в детстве. Они создают и уходят в свой собственный уникальный мир и выражают свои эмоции через искусство. Также дети могут снимать тревогу и нехватку близости с родителями через творчество. Раньше мне казалось, что для развития нужно создавать комфортные условия. Но со временем стало понятно, что человек растет, преодолевая различные трудности и справляясь с проблемами. Это важно помнить, воспитывая детей, и даже тогда, когда дети уже стали взрослыми.
Интересно было узнать из статьи о взаимосвязи развившегося стиля привязанности до года с талантами проявившимися в зрелом возрасте. Удивило так же , что трудности детского периода жизни не мешают , а иногда наоборот помогают проявиться в будущем талантом. И заставила задуматься оценка сегодняшней ситуации с воспитанием ребенка и уделением огромного внимания ему, ограничение от трудностей, создание благоприятной обстановки — приносит ли это пользу ребёнку в будущем или наоборот толкает к виртуальным играм, просмотру фильма ужасов, поиску искусственных проблем, что бы проявилась возможность зачатков таланта. Ведь эволюционно , сто лет для развития человеческого организма в отношении много векового развития человечества , очень мало для смены патернов поведения и возможно стимула, толчка для формирования таланта. В профессиональном плане информация из статьи, приведенные примеры известных талантливых личностей, поможет в проведении консультации на поддержку о желании реабилитироваться после тяжелого детства.
Спасибо за статью! Я узнала о связи между неблагополучным детством и развитием творческих способностей у детей. Меня поразило, что многие художники обязаны своей гениальностью трудным опыту в детстве. Однако такая талантливость часто сопровождается неврозами и другими психическими проблемами.
Я познакомилась с механизмом, при котором дети справляются с тревогой от временной разлуки с родителями, успокаивая себя предметами или поведением, которые временно заменяют отсутствие родительской привязанности или внимания. Если разлука затягивается и возникают трудности, связанные с этим переживанием, такая травма может перерасти в творческий навык.
Благодарю за статью! Из нее я узнала один интересный факт, что у многих творческих людей, которые добились определенного успеха, было трудное детство. Как объясняет один ученый Дональд Винникот, дети спасают себя разными творческими занятиями, чтобы убрать тревогу от разлуки с родителями. Также была интересна идея о том, что до определенного уровня разлуки или отсутствия заботы от родителей влекут за собой благоприятное влияние на развитие творческих навыков, но после определенного предела уровень развития творческих навыков уменьшается. Удивило, что ученые пришли к выводу, что таланты, которыми люди будут гордиться, формируются в первые 2 месяца жизни, а все остальные года мы совершенствуем творческое поведение. Также узнала, что стиль привязанности определяется уже в возрасте одного года. Отразила для себя, что сейчас очень трудно работать с детьми в сфере обучения, т.к. их внимание не может задержаться долго на одной точке из-за привычки перелистывать короткие видео или уноситься в другую реальность в принципе.
Эта статья поднимает интересную тему, как именно детство, полное трудностей и отсутствия должного внимания, связано с развитием творческих способностей. Это статья будет крайне полезна специалистам, которые работают с детьми.
Для меня было полезным узнать о парадоксальном эффекте тяжелого детства: как раз те обстоятельства, которые могут стать источником боли и травм, закладывают основу для невероятных творческих достижений. При этом упоминается важный нюанс — такие трудности могут вызывать и серьезные проблемы с психическим здоровьем, напоминая, что цена творчества, порой, бывает очень высокой. Также важно отметить, что автор указывает и на современную проблему: из-за культурных и социальных изменений взаимодействия между родителями и детьми часто страдают, а технологии лишь усугубляют эту дистанцию.
Благодарю за статью. Из нее узнала о том , как творческое начало людей связано с их детством, в основном негативным. Благодаря объяснениям Дональда Винникотта в книге «Игра в реальность» , мы узнали каким способом дети снимают тревогу от разлуки с родителями. Узнала новое понятие «переходные предметы». Меня удивило , что таланты , которыми мы будем гордиться, став взрослыми, закладываются в первые месяцы жизни, а всё оставшуюся жизнь мы будем оттачивать творческое начало. В профессиональном плане мне будет более понятна природа творческого начала у моих клиентов. В личном плане, как будущий родитель, я буду пытаться находить баланс в оказанном времени моему ребёнку. Эта статья показала нам механизмы формирования творческих способностей и показала насколько важны отношения между детьми и родителями.
Мне было знаком тот факт, что у многих творческих людей было трудное детство, я всегда изучала биографии людей, творчество которых затрагивали «внутренние струны моей души». Так, например, Дональд Винникот объясняет, что дети снимают тревогу от временной разлуки с родителями (так называемыми «переходными предметами») или поведением, которое временно заменяет отсутствие привязанности или внимания со стороны родителей. Если отсутствие довольно длительное и сопровождается трудностями, то такое поведение продолжается и может, благодаря повторению, перерасти в творческий навык. К сожалению, наряду с творческими способностями у таких детей возникают серьезные поведенческие трудности.
В личном плане, я отразила, что у меня проблематичные отношения между мной и моими детьми. В силу служебной занятости или чего-то еще, я слишком мало уделяю внимания своим детям, дети много времени проводят в телефонах и тем самым время, проведенное за экраном связано с повышенным уровнем стресса, тревоги и изоляции. В профессиональном плане мне стало известно, что уход в творчество является способом выживания для ребенка, которого лишили привязанности или внимания со стороны родителя.