Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

«Скажите человеку не думать про розового слона, и он не сможет выкинуть это животное из головы!»

Эта цитата из романа Курта Сиодмака «Город в небесах» 1974 года описывает, как же трудно бывает подавлять свои мысли. «Не думай о розовом слоне» стало классическим примером того, как трудно бывает намеренно избегать визуализации.

Согласно исследованиям, многие из вас, прочитав о розовом слоне, тут же его представили.

Однако некоторые люди страдают афантазией, как например, мы. Такие люди не могут визуализировать. Поэтому нас смущает и удивляет мысль о том, что другие люди могут воображать, что видят то, чего нет.

В новом исследовании были найдены доказательства того, что проблема розового слона не является универсальной. Некоторые люди, в том числе и те, кто страдает афантазией, могут блокировать непроизвольные визуальные мысли в своем сознании.

Что такое афантазия?

Люди, страдающие афантазией, не могут добровольно представлять что-либо в своем воображении. Например, если вы попросите нас не думать о розовом слоне, мы не будем его представлять, потому что не можем.

Обычно афантазию описывают как недостаток. Когда люди впервые узнают, что у них афантазия, они часто расстраиваются, поскольку понимают, что другие могут делать то, чего не могут они. Например, было бы здорово представить себе персонажей, описанных в книге, или визуализировать отсутствующего любимого человека.

Однако недостатки часто уравновешиваются преимуществами. Есть предположения, что люди с афантазией (или афантазики, как нас иногда называют) могут обладать повышенной устойчивостью к непроизвольным навязчивым мыслям.

Другой способ взглянуть на это заключается в том, что афантазики — это часть естественного разнообразия человеческих умов: люди обладают разными способностями к визуализации. Если у афантазиков нет такой способности, то у большинства людей они будут средними, а у небольшого числа людей — чрезвычайно сильными.

Яркие мысленные образы и непроизвольная визуализация

В нашем новом исследовании мы изучили связь между интенсивностью зрительного воображения людей и их склонностью к визуализации, даже когда они пытаются этого не делать. Люди с ярким визуальным воображением были более склонны к непроизвольным визуализациям, и мы могли предсказать эти результаты с помощью измерения активности мозга.

Возможно, некоторым людям понравится возможность представлять себе детальные сцены, когда они этого захотят. Однако за это, по-видимому, приходится расплачиваться невозможностью отключить эти переживания.

Большинство людей имеют менее яркие образы, но, похоже, именно поэтому они способны легче подавлять эти мысли.

Бывает ли у афантазиков спокойный ум?

У афантазиков вряд ли бывают непроизвольные визуализации. Значит ли это, что у них спокойный ум?

В нашем исследовании люди, сообщившие о слабом воображении, реже представляли, что видят вещи, о которых стараются не думать. Однако они чаще сообщали о блуждающих мыслях.

Если это относится к афантазикам, то вместо того, чтобы визуализировать то, о чем нам сказали не думать, мы можем переключить свое внимание на другие мысли, например, о том, что будет на ужин. Таким образом, у нас не будет более спокойного ума, просто мы не будем думать о вещах, которые пытаемся выбросить из головы.

Если афантазики не визуализируют, могут ли они фантазировать?

На собственном опыте можем подтвердить, что по крайней мере у некоторых афантазиков ум блуждает. Но когда мысли блуждают, никто из нас не воображает, что видит что-то. Наш опыт отличается.

Когда блуждает разум Дерека (автора статьи, – прим. переводчика), он воображает, что слышит и участвует в чисто звуковых разговорах. Поскольку фантазии обычно ассоциируется со зрением, до недавнего времени он не понимал, что эти воображаемые разговоры можно назвать его грезами.

Лорен (соавтор статьи, — прим. переводчика) не может визуализировать или представлять, что слышит. Она воспринимает свои мысли как различные ощущения текстуры и воображаемые ощущения движения. Именно это она испытывает, когда блуждает в своих мыслях.

Устойчивы ли афантазики к травмам от повторного переживания событий?

Возможно.

Хотя наши данные свидетельствуют о том, что афантазики устойчивы к непроизвольным визуализациям, потребуются дополнительные исследования, чтобы выяснить, устойчивы ли мы к ретравматизации, или же это просто вызывает различные типы воображаемых переживаний.

Ясно одно, что Сиодмак ошибался. Если сказать людям, что они не должны думать о розовом слоне, некоторые из нас с радостью выбросят это животное из головы и переключат мысли на другие вопросы. Так, а что там на ужин?

 

Оригинальная статья: Derek Arnold, Loren N. Bouyer – The pink elephant test: what your visual imagination predicts about your ability to control your thoughts, November 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, фантазия, грезы, афантазия, афантазики, нейронаука, навязчивые мысли, руминации, воображение

68760cookie-checkНе думай про розового слона: а вы сможете контролировать мысли?