Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Вот, что думают об этом 5 экспертов, в том числе бывший участник реалити-шоу

Независимо от того любите или ненавидите реалити-шоу, невозможно отрицать, что они вызывают привыкание. Трудно оторваться от горячих споров и умопомрачительных любовных треугольников. Вся эта драма просто развлечение? Или она может нанести вред как зрителям, так и участникам?

Мы опросили пятерых экспертов, и большинство из них ответили, что может, особенно если речь идет о формировании негативного образа тела и эмоциональных травмах участников.

Но один из экспертов утверждает, что реалити-шоу — это ценная форма развлечений, которая отражает современную культуру и поднимает важные темы для разговоров.

Вот их подробные ответы:

Ребекка Трелиз, старший преподаватель факультета коммуникационных исследований и бывшая участница реалити-шоу

Да

Смотреть контент реалити-шоу, созданный за счет участников, вредно. Различные форматы реалити-шоу имеют разный уровень погружения участников. Самые вредные те шоу, на которых участников изолируют от систем поддержки: запрещают телефоны и интернет, чтобы они полностью зависели от съемочной группы.

Абсолютно ужасно, что некоторые бывшие участники реалити-шоу покончили с собой. Как бывшая участница «Холостяка» в Новой Зеландии, я провела шесть с половиной недель либо в изолированном особняке, либо за границей, не имея обратного рейса, пока не была исключена. Без водопровода, с едой, хранящейся под замком, с курицей, которую подавали из мусорного ведра, нам напоминали о том, что мы не можем уйти и что холостяк «стоит того» (а он того не стоил).

Все это время нас записывали на микрофоны, в том числе, когда мы выходили в туалет. Вернувшись домой, я обнаружила, что автоматически тянусь к микрофону, которого там не было, чтобы исказить запись семейных разговоров. У меня начались приступы паники, и за две недели я потеряла 12 % своего веса.

Как ученый, изучающий реалити-шоу, я считаю, что эти шоу должны быть проинформированы об исследованиях, посвященных определению «посттравматического синдрома реалити-шоу». Пережитое участниками имеет долгосрочные последствия, но технически не может быть квалифицировано как посттравматическое стрессовое расстройство из-за требования «подверженности фактической или угрожающей смерти, серьезным травмам или сексуальному насилию».

Есть и более широкие последствия, особенно для членов семей участников, которые фактически теряют любимого человека на некоторое время, а затем должны поддерживать его возвращение в мир.

Джессика Форд, старший преподаватель медиа

Нет

Идея о том, что существует прямая зависимость между тем, что мы потребляем, и тем, как мы себя ведем (часто называемая моделью «медиаэффектов»), уже давно опровергнута.

Да, реалити-шоу оказывают социальное и культурное влияние, но это не так просто: наблюдать за асоциальным поведением на экране и затем повторить его в реальной жизни. Несмотря на многочасовые просмотры «Настоящих домохозяек», я никогда не переворачивала стол и не выливала напитки кому-то в лицо.

Я потратила много времени, защищая культурную ценность реалити-шоу. Почему сплетни, манипуляции и политическая борьба в Вестеросе или в семье Рой считаются «искусством», а те же самые игры за власть в особняке Холостяка – это «постыдное удовольствие»? Потому ли, что в последнем случае ставки ниже? Конечно, нет, ведь они оба специально смоделированы.

Обычно именно на СМИ, ориентированные на женщин, навешивают ярлык «дрянной» или «постыдное удовольствие». Воспринимаемое как отсутствие культурной ценности реалити-шоу отражает долгую историю классовой, расовой и гендерной культуры вкуса.

Реалити-шоу — это пространство, где разворачиваются современные культурные дискуссии, будь то обсуждение проблемной динамики отношений в «Замуж с первого взгляда», границ гетеронормативности в «Холостячке» или норм и требований к воспитанию детей в «Родительском руководстве». Эти разговоры продолжаются дома и на работе.

Негативное воздействие реалити-шоу в основном ложится на плечи тех, кто участвует в производстве. Наша культурная девальвация этих шоу привела к тому, что ужасные условия труда оправдываются тем, что участники «знали, на что шли».

Джейн Герберт, ассоциированный профессор психологии

Да

Важной особенностью человеческого познания является способность учиться на знаниях и навыках более опытных людей.

С самого раннего детства мы учимся новому поведению, наблюдая и копируя действия других. Наши представления о том, как должны вести себя люди, формируются в семье и в кругу сверстников, а воздействие средств массовой информации может еще больше расширить наш опыт.

В раннем детстве мы меньше учимся на экранных событиях, чем в реальной жизни. Но с возрастом лучше усваиваем информацию из медиаресурсов, и, если контент является значимым и актуальным.

Онлайн-видеоплатформы, такие как YouTube, предоставляют доступ к огромному количеству информации для обучения и развлечения. Поскольку контент создается, распространяется и комментируется онлайн-сообществами, мы можем выбирать лучшие ресурсы для наших нужд.

В лучшем случае реалити-шоу могут познакомить нас с людьми разного происхождения, расы и пола. Но зачастую это сопряжено с риском столкнуться с антисоциальными взглядами и токсичным поведением меньшинства.

Хотя издевательства, фанатизм или женоненавистничество могут увеличить число зрителей, повторный просмотр такого контента может быть вреден для здоровья, поскольку повторение лучше запоминается. Таким образом, антисоциальное поведение может стать нормой.

Вряд ли поможет и то, что съемочная группа будет отключаться на время спорных действий. Даже младенцы успешно доводят до конца те действия, которые они наблюдают, когда кто-то пытается что-то сделать, но не получается. Намерение уже заложено.

Реалити-шоу могут быть интересными, но необходимо проверять реальность. Голоса, привлекающие внимание, могут оказаться не теми, которые нужно превозносить.

Каэрин Хулахан, старший преподаватель клинической психологии

Да

Я клинический психолог и ученый, специализирующийся на расстройствах пищевого поведения и образе тела.

Реалити-телевидение охватывает широкий спектр программ, от драм о знаменитостях до шоу знакомств и соревнований по стилю жизни. Хотя жанр в целом очень популярен (около двух третей австралийцев говорят, что смотрят реалити-шоу), есть данные, что некоторые передачи могут быть более вредными, чем другие.

Исследования показали, что реалити-шоу могут привести к негативному образу тела у зрителей, особенно те, которые ориентированы на внешность и в которых пропагандируются идеализированные типы тела в широком диапазоне.

По данным одного британского исследования, проведенного Фондом психического здоровья, почти четверть молодых людей заявили, что такие шоу, как «Остров любви», заставляют их беспокоиться о своем образе тела. Эти переживания также были связаны с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, тревога и суицидальные мысли.

По данным исследования The Butterfly Foundation, плохой образ тела может привести и к другим негативным последствиям для молодых людей, например, они могут начать пропускать занятия в школе.

Люди от природы склонны сравнивать себя с другими. А негативные сравнения с телом являются основной причиной проблемного образа себя. Определенные реалити-шоу могут усиливать эти сравнения, что приводит к ряду негативных последствий, охватывающих образ тела и психическое здоровье.

Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, какое влияние оказывает реалити-шоу на образ тела и психическое здоровье и как мы можем его уменьшить. В настоящее время наша исследовательская группа оценивает программу под названием BodyKind Online Education, призванную помочь молодым людям защититься от потенциально вредного влияния СМИ на образ тела. Полные результаты будут опубликованы в ближайшее время.

Сьюзи Гибсон, старший преподаватель литературы, кино и телевидения

Да

Нельзя недооценивать вред, наносимый некоторыми реалити-шоу. Навешивание на них ярлыка «дрянного» телевидения подчеркивает их безвкусное, поверхностное содержание, которое зачастую лишено смысловой нагрузки или интеллектуальной ценности.

Такие франшизы, как «Холостяк/Холостячка», «Остров любви» и «Замуж с первого взгляда», являются примером этой тенденции. Они удовлетворяют вуайеристские наклонности зрителей, разыгрывая драмы, которые апеллируют к нашим низменным инстинктам.

Вуайеризм, определяемый как интерес к наблюдению за ничего не подозревающими людьми, может стать разрушительным, когда субъекты объективизируются и дегуманизируются. Исследование, связавшее вуайеризм с телевизионными привычками, показало, что у людей, увлекающихся реалити-шоу, значительно выше баллы по «шкале вуайеризма».

То, как обращаются с участниками реалити-шоу, увековечивает культуру дегуманизации ради развлечения. Есть много сообщений о том, что участники подвергаются психологическому и физическому насилию, иногда приводящему к тревожным и стрессовым расстройствам. В самых крайних случаях участники даже лишали себя жизни после оскорблений в Интернете, вызванных их появлением на телевидении.

И хотя некоторые реалити-шоу порождают вдохновляющие фигуры, как, например, австралийская участница Джина Чик, многие оставляют участников униженными.

В некотором смысле «дрянное» реалити-шоу напоминает римский Колизей. Конкурсанты — это современные гладиаторы, сражающиеся за любовь, славу и подписчиков в соцсетях. Зрители могут с чувством вины наблюдать за своими любимцами, надеясь, что другие будут отвергнуты или осмеяны. Это явление отражено в немецком слове schadenfreude (удовольствие, получаемое от чужого несчастья).

Наконец, реалити-шоу может повлиять и на самооценку зрителей. Согласно одному британскому исследованию, каждый четвертый зритель отметил, что реалити-шоу заставляет его беспокоиться об образе своего тела.

 

Оригинальная статья: Noor Gillani – Is reality TV ‘harmful’? We asked 5 experts – including an ex-reality TV participant, February 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, отношения, телевизионное шоу, образ тела, реалити шоу, стыд, культура

69620cookie-checkНасколько «опасны» реалити-шоу?