Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Исследование, опубликованное недавно в журнале Psychology of Popular Media Culture, показало, что любителям реалити-шоу присущи нарциссические черты. Привлекает ли подобный формат передач людей с нарциссическими чертами, или наоборот – популяризация реалити-шоу способствует развитию нарциссизма в обществе, – исследование не объясняет.

Учёные давно говорят о стремительном распространении нарциссических тенденций в обществе, но это никогда не было так заметно, как сейчас, когда всё внимание СМИ направлено на человека, который по признанию психиатров страдает нарциссизмом. В частности, мы говорим не об известном актёре или скандальном блоггере, речь об одном из лидеров президентской гонки США – Дональде Трампе. Характеристика, которую чаще всего применяет общественность в отношении Трампа – нарциссизм.

Конечно, в данном контексте подразумевается субклинический нарциссизм – это термин, описывающий такие характеристики личности, как претенциозность, высокомерие, зависть, склонность к эксплуатации других и поглощенность славой и успехом. В отличие от более серьезного и клинически диагностируемого нарциссического расстройства личности это не считается патологией. Но проявление таких тенденций в поведении может стать предпосылкой к ее развитию.

Распространение нарциссизма и причины этого явления в американском обществе анализируются в известных книгах «Эпидемия нарциссизма» (The Narcissism Epidemic) и «Эффект зеркала» (The Mirror Effect), вышедших почти одновременно в 2009 году. Авторы пришли к выводу, что серьёзный охват развлекательных СМИ и культ знаменитостей сыграли свою роль в формировании нарциссического общества.

Характеризуемое нами исследование проводилось с целью проверить гипотезу о наличии связи между ежедневным воздействием телевидения и развитием нарциссических черт. В исследовании приняли участие 565 студентов американских вузов. Для идентификации у них признаков нарциссизма был использован Опросник для определения нарциссической личности (ОНЛ). В каждом вопросе участники выбирали из двух утверждений то, которое подходило им в большей степени. Понятно, что одно из утверждений было нарциссическим, а другое – нейтральным по этому параметру. Итог подводился подсчётом количества баллов. Дополнительно, испытуемые ответили на вопросы о количестве времени, проводимом за просмотром телепередач, и об их жанровых предпочтениях (выбор из 15 жанров).

Участники, уделявшие больше времени просмотру телепередач, по данным Опросника ОНЛ набрали большее количество баллов. Однако, как только стали учитываться жанры, эта корреляция уменьшилась, и возникла другая: вне зависимости от количества времени просмотра телевидения любители реалити-шоу, политических ток-шоу, спортивных программ и фильмов ужасов показали высокий результат по ОНЛ. Участники, предпочитающие новостные программы – даже при активном просмотре телевидения – имели низкие показатели нарциссизма. Учёные предполагают, что это связано с тем, что интересующиеся новостями люди имеют более активную гражданскую позицию, тогда как поклонники реалити-шоу, вероятно, разделяют индивидуалистические взгляды.

Такие результаты свидетельствуют о наличии связи между нарциссизмом и влиянием телевидения. Кроме того, жанр телепередачи в плане такого влияния имеет больше значения, чем продолжительность просмотра. Возникает закономерный вопрос: действительно ли реалити-шоу виновны в развитии нарциссизма? Или это исследование лишь демонстрирует телевизионные предпочтения людей с такими чертами?

Автор исследования, Тед Дикинсон, считает: «Оба явления имеют место – это замкнутый круг. Люди с нарциссическими тенденциями ищут медийных персонажей, похожих на них, в то время как другие смотрят реалити-шоу и видят нарциссизм как нормализованное поведение, и попадают под влияние данного шаблона, присваивая нарциссические черты». Это высказывание соответствует теоретическим взглядам классика социокогнитивного подхода Альберта Бандуры на проблему информационного социального влияния, а само явление ни что иное как механизм реципрокного детерминизма.

И это не удивительно: согласно данным Статистического управления США, время просмотра телепрограмм среднестатистическим американцем сейчас варьируется от 3 до 5 часов в день. Очевидно, что любая активность, занимающая 20-30% времени бодрствования человека, влияет на его личность. В этой статистике учитывается лишь «традиционный» просмотр передач по телевизору и не принимается во внимание использование для этих целей портативных устройств, таких как ноутбук или смартфон.

Американские учёные говорят: «Данное исследование показывает, что когнитивный психолог Дэниэл Канеман был прав: мир в нашем сознании не является точной репликацией реальности. Он искажен многочисленными посылами источников, под влияние которых мы попадаем. В наши дни многие телепередачи транслируют ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чужому благополучию, и возведение личности на пьедестал, что и является составляющими нарциссизма. Эти посылы, в свою очередь, культивируются в нарциссическом обществе».

Статья создана по материалам:

  • Lull, Robert B.; Dickinson, Ted M. Psychology of Popular Media Culture, February 15, 2016.
  • Scott A. McGreal, Does watching TV encourage narcissism? Psychology Today, May 31, 2016.

Reality TV linked to heightened narcissism, Pacific Standard, March 8, 2016.

Подпишись на рассылку

email рассылки

980cookie-checkКто вы, мистер Трамп? Нарциссизм на телевидении

Доступно для скачивания: