Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Последние исследования заставляют усомниться в том, что масштабные мероприятия по охране психического здоровья улучшают состояние молодых людей. Некоторые даже считают, что они могут иметь негативное влияние.

В последние годы тема психического здоровья стала одной из центральных в детском и подростковом возрасте. Подростки активно рассказывают о своих психиатрических диагнозах и лечении в соцсетях. Школьные системы, встревоженные растущим уровнем дистресса и самоповреждений, вводят профилактические курсы по эмоциональной саморегуляции и осознанности.

Некоторые исследователи предупреждают, что мы рискуем переусердствовать. Кампании по повышению осведомленности о психическом здоровье, по их мнению, помогают некоторым молодым людям выявить расстройства, которые крайне нуждаются в лечении, но оказывают негативное влияние на других, заставляя их чрезмерно интерпретировать свои симптомы и считать себя более проблемными, чем они есть на самом деле.

Исследователи ссылаются на неожиданные результаты испытаний школьных мероприятий по охране психического здоровья, проведенных в Великобритании и Австралии. Ученики, прошедшие обучение основам осознанности, когнитивно-поведенческой терапии и диалектической терапии поведения, не стали здоровее сверстников, не принимавших участия в программе, а некоторым стало даже хуже, по крайней мере, на некоторое время.

Новое исследование, проведенное в США, показывает, что среди молодых людей очень распространено навешивать ярлыки «депрессия» или «тревога», и это напрямую связано с плохими навыками преодоления проблемы, такими как избегание или руминация.

В своей работе, опубликованной в прошлом году, два психолога-исследователя из Оксфордского университета Люси Фоулкс и Джек Эндрюс ввели термин «инфляция распространенности», когда легкие или преходящие симптомы выдаются за психические расстройства, и предположили, что этому способствуют информационные кампании.

«Создается представление о том, что подростки уязвимы, у них могут возникнуть проблемы, и решение – это обратиться за помощью к профессионалам», — отмечает доктор Фоулкс, научный сотрудник Prudence Trust Research Fellow на кафедре экспериментальной психологии в Оксфорде, автор двух книг о психическом здоровье и подростковом возрасте.

По их мнению, пока высококачественные исследования не прояснят эти неожиданные негативные эффекты, школьные системы должны с осторожностью прибегать к широкомасштабным мероприятиям по охране психического здоровья.

«Дело не в том, что нам нужно вернуться на исходную позицию, а в том, что нам нужно нажать на паузу и потенциально изменить маршрут», — подчеркивает доктор Фоулкс. «Вполне возможно, что очень хорошая задумка вышла из-под контроля и теперь необходимо вернуть ее вновь в мирное русло».

Это мнение остается в меньшинстве среди специалистов по психическому здоровью подростков, которые в основном согласны с тем, что гораздо более насущной проблемой является отсутствие доступа к лечению.

По данным некоммерческой исследовательской группы Mental Health America, около 60% молодых американцев с тяжелой депрессией не получают никакого лечения. В кризисных ситуациях отчаявшиеся семьи прибегают к помощи отделений неотложной помощи, где подростки часто остаются в течение нескольких дней, прежде чем освободится место в психиатрической клинике. По мнению экспертов, есть все основания для того, чтобы использовать превентивный подход, обучая школьников базовым навыкам, позволяющим предотвратить дальнейшие кризисы.

Доктор Фоулкс понимает, что ее аргументы идут вразрез с этим консенсусом, и она вполне ожидала ответной реакции. К ее удивлению, многие преподаватели выразили молчаливое согласие.

«Определенно, есть страх перед тем, как сказать об этом», — отмечает она.

Неутешительный результат

Летом 2022 года результаты эпохального исследования, посвященного тренингу осознанности в британских классах, сдулись, как воздушный шарик.

Исследование «Моя жизнестойкость в подростковом возрасте» (или MYRIAD) было амбициозным, тщательным и масштабным. В течение восьми лет в нем приняли участие около 28 000 подростков. Исследование было начато оптимистично с верой в то, что эта практика принесет свои плоды и улучшит психическое здоровье учащихся в последующие годы.

Половину подростков в течение 10 уроков по 30-50 минут каждый учителя учили направлять внимание на текущий момент — дыхание, ощущения в теле или повседневные дела.

Результаты оказались неутешительными. Авторы сообщили, что исследование не подтвердило их гипотезу о том, что тренинг осознанности улучшит психическое здоровье учащихся. Более того, учащиеся, подверженные наибольшему риску возникновения проблем с психическим здоровьем, показали даже несколько худшие результаты после прохождения тренинга.

«Но к концу восьмилетнего проекта «ментальность уже внедрилась во многие школы, и даже появились организации, зарабатывающие деньги на продаже этой программы школам», — говорит доктор Фоулкс, который также принимал участие в исследовании. «Невероятно трудно донести до людей научную информацию».

Почему, спросите вы, программа по охране психического здоровья может нанести вред?

Ученые, проводившие исследование, предположили, что тренинговые программы «приносят осознание удручающих мыслей», побуждая студентов смириться с мрачными чувствами, но не предлагая решений, особенно для таких проблем, как расизм или бедность. Они также обнаружили, что студенты не получали удовольствия от занятий и не практиковались дома.

Еще одно объяснение заключается в том, что тренинг осознанности может способствовать «со-руминации» — долгому, неразрешимому групповому обсуждению, в ходе которого проблемы раздуваются, но не находят решения.

Пока анализировались результаты MYRIAD, доктор Эндрюс провел оценку австралийской программы Climate Schools, основанной на принципах когнитивно-поведенческой терапии, в которой учащиеся наблюдали за тем, как герои мультфильмов справляются с проблемами психического здоровья, а затем отвечали на вопросы о методах улучшения психического здоровья.

И здесь он обнаружил негативные последствия. Через полгода-год студенты, прошедшие курс, отмечали более высокий уровень симптомов депрессии и тревоги.

По его словам, со-руминация, выше у девочек, которые, как правило, приходят на программу более расстроенными, а также более привязанными к своим друзьям. «Возможно, — отметил он, — они собираются вместе и делают друг другу еще хуже».

Доктор Эндрюс, научный сотрудник Wellcome Trust, с тех пор присоединился к усилиям по улучшению климатических школ путем устранения негативных последствий. Он пришел к выводу, что школам следует притормозить этот процесс, пока «мы не получим больше доказательной базы». По его словам, «иногда лучше ничего не делать».

Парадокс информированности

Некоторые исследования показывают, что одна из проблем, связанных с осведомленностью о психическом здоровье, заключается в том, что навешивание ярлыка на симптомы может не помочь.

Айзек Ахувия, докторант Университета Стони Брук, недавно проверил это во время исследования среди 1423 студентов колледжа. 22% из них «навесили на себя ярлык» депрессии, сказав исследователям «я подавлен» или «у меня депрессия», но критериям депрессии соответствовали 39%.

Он обнаружил, что студенты, наклеивавшие на себя ярлыки, считали, что они хуже контролируют депрессию, были более склонны к катастрофизации и менее склонны реагировать на дистресс, рассматривая свои трудности в перспективе, по сравнению со сверстниками, имевшими схожие симптомы депрессии.

Джессика Л. Шлейдер, соавтор данного исследования, считает, что это не удивительно. По ее словам, люди, которые навешивают на себя ярлыки, «похоже, рассматривают депрессию как биологическую неизбежность». «Люди, которые не считают эмоции изменчивыми, рассматривают их как установленные, застывшие и неконтролируемые, обычно справляются с ними хуже, потому что не видят смысла в попытках».

Однако доктор Шлейдер, доцент кафедры социальных наук Северо-Западного университета и директор университетской лаборатории масштабируемого психического здоровья, опровергла гипотезу «инфляции распространенности». Она не согласилась с утверждением, что студенты ставят себе преувеличенные диагнозы, отметив, что результаты исследования г-на Ахувии свидетельствуют об обратном.

Информационные кампании могут иметь разный эффект, помогая одним студентам и не помогая другим. И в конечном итоге, по ее мнению, приоритетом общественного здравоохранения должна быть работа с молодыми людьми, находящимися в наиболее бедственном положении.

«Актуальность кризиса психического здоровья очевидна», — подчеркивает она. «В партнерских отношениях, которые я поддерживаю, акцент делается на детях, действительно испытывающих трудности в данный момент, у которых ничего нет. Мы обязаны им помочь в большей степени, чем тем детям, которые на самом деле не испытывают трудностей».

По ее мнению, нам не стоит ограничиваться «универсальным подходом в стиле школьных собраний», а перейти к целенаправленным, легким вмешательствам, которые, как показали исследования, могут быть эффективны для снижения уровня тревожности и расстройств поведения, особенно у детей младшего возраста.

«Нельзя отвечать: «Просто все забудь!». Вопрос должен звучать так: «Что в этом вмешательстве оказалось бесполезным?» – отмечает доктор Шляйдер..

Другие исследователи разделяют это мнение, ссылаясь на результаты исследований, которые показывают, что в среднем ученики получают пользу от курсов социально-эмоционального обучения.

Один из крупнейших метаанализов, проведенный в 2023 году среди 252 классных программ в 53 странах, показал, что учащиеся, принимавшие в них участие, лучше успевали в учебе, демонстрировали лучшие социальные навыки и имели более низкий уровень эмоциональных расстройств и поведенческих проблем. По мнению исследователей, в этом контексте негативный эффект от нескольких испытаний выглядит весьма скромно.

«Мы явно еще не разобрались в том, как их проводить, но я не могу представить себе ни одного вмешательства в популяцию, которое было бы правильным с первого раза», — считает доктор Эндрю Дж. Гербер, президент и медицинский директор больницы Сильвер Хилл, практикующий детский и подростковый психиатр.

«Если подумать, почти все, что мы делаем в школах, не имеет серьезных доказательств своей эффективности», — добавил он. «Это не значит, что мы ничего не делаем. Это просто означает, что мы постоянно думаем о том, как улучшить».

Мы хотим, чтобы это было у всех!

Подобные споры ведутся далеко от классных комнат, где учебные программы по охране психического здоровья становятся все более распространенными.

Эллисон Кангиссер, консультант в начальной школе Вудсдейл в Уиллинге, штат Вашингтон, говорит, что в ее школе основное внимание уделяется базовым навыкам преодоления трудностей. В младших классах учеников спрашивают: «Что вы можете сделать, чтобы позаботиться о себе, когда у вас возникают сильные переживания?»

Начиная с третьего класса, дети изучают более сложный материал, например, смотрят мультфильмы, чтобы отличить преходящий стресс от хронических заболеваний, таких как депрессия. «Мы не пытаемся заставить их поставить себе диагноз», — подчеркивает г-жа Кенгиссер. Мы говорим: «Что ты чувствуешь — вот это? Или вот это?»

На шестой ежегодной школьной ярмарке психического здоровья в прошлом месяце ученики Вудсдейла прошли через гигантский надувной мозг, доли которого были аккуратно обозначены. Они делали упражнения из йоги и говорили о том, как регулировать свои эмоции. Мисс Кенгиссер считает, что это мероприятие ценно именно тем, что оно универсально, поэтому проблемные дети не выделяются из общей массы.

«Ярмарка психического здоровья должна быть у всех!» — считает она. «Это не то, что кому-то нужно, а кому-то нет. Мы хотим, чтобы это было у всех, потому что никогда не знаешь, с кем и когда приключится беда».

К тому времени, когда студенты поступят в колледж, они впитают огромное количество информации о психическом здоровье не только из школы, но и из социальных сетей, а также друг от друга.

Доктор Джессика Голд, главный специалист по здоровому образу жизни в системе Университета Теннесси, отмечает, что студенты колледжа, которых она наблюдает, заметно отличаются от других. Им удобнее говорить о своих эмоциях и больше хочется быть уязвимыми. Они также злоупотребляют диагностическими терминами и обладают достаточной самоуверенностью, чтобы подвергнуть сомнению суждения психиатра.

«Это своего рода обоюдоострый меч», — считает она. «Мы хотим, чтобы люди больше говорили об этом, но мы не хотим, чтобы это привело к гипердиагностике, неправильному диагнозу или чрезмерному лечению. Мы хотим, чтобы это привело к нормализации переживаний».

Люси Ким, старшекурсница Йельского университета, которая выступала за улучшение поддержки психического здоровья в кампусе, назвала гипотезу об инфляции распространенности «удручающей, пренебрежительной и потенциально опасной», ведь это еще один способ сбрасывать со счетов опыт молодых людей.

«Будучи студенткой колледжа, я вижу, как поколение молодых людей вокруг меня испытывает глубину и широту одиночества, истощения и разочарования, что свидетельствует о недомогании, которое глубже, чем просто превратности жизни», — считает 23-летняя г-жа Ким.

По ее словам, гипердиагностика действительно имеет место быть, как и героизация психических расстройств. Но стигма и барьеры на пути к лечению остаются более серьезной проблемой. «Я могу с уверенностью сказать, что никогда не слышала, чтобы кто-то ответил на рассказ о депрессии словами: «Это так круто, я бы тоже так хотел(а)», — подчеркивает девушка.

Оригинальная статья: Ellen Barry – Are We Talking Too Much About Mental Health? May 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: психология, подростки, исследования, психическое здоровье, дети, детская психология, депрессия, стресс, дистресс.

67270cookie-checkМы слишком озабочены психическим здоровьем?