Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Типичная реакция, когда кто-то стал жертвой мошенников: «Как можно быть таким доверчивым?». Но вопрос звучит неверно. Мошенники обманывают даже самых умных и талантливых экспертов, играя на их психологической уязвимости.

В сводках новостей продолжают появляться сообщения о многомиллионных и даже многомиллиардных обманах. Сэм Бэнкман-Фрид, основатель FTX (криптовалютной биржи на Багамах), привлек инвесторов из А-списка, а также знаменитостей. Среди его инвесторов были одни из самых уважаемых имен в сфере финансов. Список знаменитостей, поддержавших его –Том Брэди, Стеф Карри, Наоми Осака, Ларри Дэвид, Кевин О’Лири. Все эти имена впечатляли.

Однако в ноябре 2022 года империя Бэнкмана-Фрида рухнула. Сейчас FTX — компания-банкрот, а Бэнкман-Фрид ожидает суда по многочисленным обвинениям, связанным с мошенничеством.

История Бэнкмана-Фрида очень похожа на историю Элизабет Холмс. На пике своего успеха Холмс была объявлена самой молодой женщиной-миллиардером. По данным Forbes, ее состояние составляло ошеломляющие 4,5 миллиарда долларов, основанные на ее 50-процентной доле в ныне несуществующей компании Theranos. Среди инвесторов Theranos были самые известные в мире имена, включая Руперта Мердока и семью Уолтон. Недавно в одном из судебных документов утверждалось, что Холмс купила билет в один конец в Мексику, пытаясь скрыться из США после вынесения ей обвинительного приговора по делу о мошенничестве в 2022 году.

Как же Холмс удалось одурачить стольких экспертов и известных людей, в чем обвиняют и Бэнкман-Фрида? Как и большинство опытных мошенников, они использовали эмоциональные потребности своих жертв против них же самих.

Никто не застрахован

Считается, что жертвы мошенников – это наивные и пожилые люди. Но это не более, чем стереотип. Ведь данные о жертвах мошенничества представляют собой совершенно иную картину, в которой гораздо больше нюансов. В зависимости от вида мошенничества, который рассматривают исследователи, становится очевидно, что искушенные, образованные и молодые люди весьма уязвимы для обманщиков. Мошенники часто нацелены на определенную демографическую группу. Обеспеченные и известные люди подвергаются специально разработанной для них схеме обмана.

Исследования также показали, что излишняя самоуверенность является важным фактором уязвимости. Люди, добившиеся больших результатов в одной области (например, в военном деле), могут переоценить свои способности к проведению экспертизы в другой области (медицинское лабораторное оборудование). Это, например, объясняет, как Берни Мэдофф смог обмануть богатых, хорошо образованных людей, которые не являлись финансовыми экспертами.

В ходе наших исследований мы обнаружили, что люди слишком уверены, что могут распознать мошенничество. В ходе серии экспериментов изучалось, почему люди реагируют на мошеннические материалы, например, письма, уведомляющие о выигрыше в лотерею. И мы обнаружили подгруппу людей, которые считали, что такие письма, скорее всего, являются мошенничеством, но связывались с мошенниками, чтобы убедиться в этом, а затем возвращались без каких-либо потерь.

Типичная афера начинается с того, что жертва знакомится с обращением мошенника, которое призвано вызвать сильные эмоции, например, страх. Затем мошенники используют такие тактики убеждения, как обязательство (заставляя людей чувствовать себя обязанными выполнить обещание), авторитет (полиция), дефицит (нехватка времени) и «социальное доказательство», чтобы привлечь жертву.

Социальное доказательство — это термин, придуманный психологом Робертом Чалдини для объяснения того, как потребители адаптируют свое поведение в ответ на действия других людей. Социальное доказательство знаменитостей может быть особенно сильным. Известные люди могут не до конца понимать технологию, но при этом быть уверенными в эффективности продукта или услуги.

В октябре 2022 года Ким Кардашьян согласилась выплатить $1,26 млн Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) в связи с заявлениями о том, что она не сообщила, что ей заплатили $250 000 за публикацию в социальной сети поста, рекламирующего криптовалютную компанию EthereumMax. А в недавнем коллективном иске несколько знаменитостей из списка «А» (Мадонна, Джастин Бибер, DJ Khaled, Пэрис Хилтон, Гвинет Пэлтроу, Снуп Догг, Серена Уильямс и Джимми Фэллон) фигурировали в деле о мошенничестве в связи с поддержкой схемы неиграбельных токенов роскошного бренда Bored Ape Yacht Club.

Мошенничество нового поколения

Социальные сети облегчили известным людям общение со своими фанатами, и компании решили этим воспользоваться. К сожалению, мошенники тоже. Авторитет знаменитостей подрывается, увлекая за собой легионы их поклонников.

Эксперты и богатые люди могут считать, что авторитет, который дают им их знания или богатство, служит щитом. Но исследования показывают, что люди, которые уже привыкли инвестировать и рисковать, с большей вероятностью подвергаются незаконным инвестиционным предложениям. Они также более открыты для таких возможностей.

С точки зрения логистики мошенникам гораздо проще обмануть несколько богатых людей или организаций, чем множество бедных. Отчет компании Saltus, предоставляющей услуги по управлению состоянием, показал, что люди с состоянием более 3 миллионов фунтов стерлингов в два раза чаще сообщают о том, что стали жертвами мошенников, чем люди с состоянием от 250 000 до 500 000 фунтов стерлингов.

Когда репутация человека поставлена на карту, у него может быть меньше стимулов признать себя жертвой. Это объясняет, почему прокуратуре США в Сан-Франциско потребовалось публичное обращение с просьбой предоставить информацию жертвам Холмса, а Министерству юстиции США пришлось создать аналогичный механизм для жертв FTX.

В своей работе мы опрашивали психологов, которые попали в сети мошенников. Поскольку частью их «бренда» является экспертиза человеческого поведения, они боялись разоблачения и унижения и были не склонны сообщать о преступлении или обращаться за помощью. Но их стыд лишь позволяет мошенникам продолжать обманывать все новых жертв.

Мы обеспокоены тем, что в будущем социальные сети будут только способствовать росту инвестиционного мошенничества. Поэтому помните, что к инвестициям, которые не соответствуют финансовым принципам, следует подходить с особой осторожностью. Привлечение третьей стороны, например, бухгалтера, может помочь избежать решений, основанных на поверхностной привлекательности.

Возможно, социальные сети привнесли в нашу жизнь новые возможности, но классический совет доверять, но проверять, по-прежнему заслуживает внимания.

 

Оригинальная статья: Yaniv Hanoch, Stacey Wood — Scammed: why the rich, famous and experts get duped more often than you think, February 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, осознанность, эмоции, мошенники, обман, селебрити, знаменитости, эксперт, уязвимость, самоуверенность.

62990cookie-checkМошенники: Богатых и знаменитых обманывают чаще, чем вы думаете