При наблюдении за детьми в общественных местах специалисты отмечают разнообразие поведения. Пока одни постоянно кричат, ссорятся и дерутся, другие проводят больше времени в совместных играх или утешают одноклассника, который разбил коленку. Во время экзаменов поведение детей также сильно отличается. Часть детей списывает со шпаргалок, или умоляет соседа о помощи. Вторая часть спокойно сидит, хмуря брови, стараясь решить задачу. Именно из наблюдений за такими ситуациями у специалистов возникло несколько вопросов:
- Что способствует возникновению вариаций поведения?
- Как развиваются моральные ценности и поведение?
- Как ребенок становится способным к сопротивлению искушениям, самоконтролю и личной жертве в пользу другого человека?
В этом цикле статей мы обсудим ход нравственного развития ребенка. Подробно будем говорить о теории развития морального суждения, альтруизма и просоциального поведения, а также об агрессии. Начнем с беглого обзора развития морали.
Развитие морали
Социализация в любой культуре подразумевает следование неким этическим стандартам. А также формирование «хорошего» поведения у развивающегося ребенка. Во всех обществах существует система правил о правильности и неправильности определенных форм поведения. При этом ценности и сами модели поведения в разных культурах могут кардинально отличаться. При нарушении правил ребенок должен испытывать эмоциональный дискомфорт и чувство вины. А при соответствии правильному поведению, наоборот, удовлетворение.
Первоначально контроль над поведением маленького ребенка поддерживается, в основном, за счёт внешних социальных факторов. К ним относятся: присутствие авторитетных фигур или страх наказания. По мере взросления поведение ребенка все в большей степени должно поддерживаться внутренними стандартами поведения, которые обеспечивают самоконтроль при отсутствии внешних ограничений. Этот переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения, называется интернализацией. Многие психологи считают, что интернализация является основным процессом в развитии морали.
Психологическое исследование было сосредоточено на развитии трех основных компонентов морали:
- когнитивного
- поведенческого
- эмоционального
При этом очень важно развитие отношений между этими тремя факторами и их ролями в процессе интернализации. Когнитивный фактор включает в себя знание этических правил и суждений о «добре и зле» различных действий. Поведенческий фактор связан с реальным поведением в различных ситуациях, связанных с этическими соображениями. В большинстве ранних исследований изучалось негативное поведение детей (обман, неспособность отложить удовольствие и контролировать агрессию). Исследования эмоционального измерения морали традиционно фокусируются на таких негативных аспектах, как чувство вины после или до совершения преступления. Более поздние исследования морального развития стали включать в себя позитивное поведение (умение помогать, делиться и сотрудничать, альтруизм). Например, работа (Eisenberg, 1992; Zahn-Waxler & Kochanska, 1990) рассматривает сочувствие, как ответ на несчастье окружающих людей. Таким образом, мы в очередной раз видим, что различные психологические теории фокусируются на разных аспектах нравственного развития. Когнитивные теории делают акцент на моральных суждениях. В психоаналитических теориях подчеркиваются аффективные компоненты морали, особенно те, что связаны с чувством вины и тревоги. Теории обучения сосредоточены на этическом поведении. Несмотря на то, что для объяснения развития интернализации с точки зрения аналитики и теории поведения используются разные механизмы, оба вида тесно связаны с ней.
Фрейд полагал, что чувство вины, которое возникает у ребенка вследствие нарушения стандартов поведения, есть результат формирования суперэго. Дети принимают этические стандарты своих родителей и идентифицируют себя с ними. Теоретики социального обучения в качестве основы для приобретения социальных форм поведения, включая моральное поведение и самоконтроль, используют те же принципы обучения, что классическая обусловленность, оперантная обусловленность и имитация.
Удобство разделения мира морали в учебной литературе не мешает взаимодействию ее аспектов в реальной жизни. Именно сочетание факторов зачастую определяет, как ребенок поступит, когда встанет перед моральным выбором. Исследователь Рест (Rest, 1983) предложил четырехступенчатую модель выполнения морального действия.
- Столкнувшись с ситуацией, ребенок в первую очередь интерпретирует ситуацию с точки зрения своего влияния на людей. То есть, каким образом, его действия повлияют на состояние окружающих.
- Ребенок должен понять, какой будет идеальный нравственный образ действий.
- Ребенок решает, что он должен сделать.
- Фактическое выполнение действия.
В следующих статьях мы рассмотрим отдельно каждый из этих шагов.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, альтруизм у детей, агрессия у детей, агрессия у ребенка, агрессивный ребенок, развитие ребенка
Ничего не поняла в этих теориях, если честно. Хотелось бы прочитать дальше следующие статьи на эту тему.
Из статьи я узнала ,что переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения, называется интернализацией. Многие психологи считают, что интернализация является основным процессом в развитии морали.
Я работаю с детьми и родителями и вижу как способ взаимодейсвтия сдетьми дома и родителей миром влияет на их детей. Я вижу, что дети в основном перенимают этические стандарты от своих родителей, взрослых и идентифицируют себя с ними. Вот с этого и надо всем нам начинать
Интересная статья, которая создает больше вопросов, нежели дает ответы. В ней описывается больше теории, чем практики. И как применять это в жизни не понятно. Я согласна с авторами, что дети копируют своих родителей и естественно, что поступают на основе тех убеждений и ценностей которые заложили в них родители. И еще часто мотиватором поведения является тот факт, что необходимо привлечь внимание родителей и здесь, как известно не важно — это положительно заряженный поступок или отрицательно заряженный. Главное, чтобы был результат.
Но я не могу представить себе, что эксперименты исследователя Реста, который предложил четырехступенчатую модель выполнения морального действия, работают в реальности. Вряд ли ребенок, замахивающийся лопатой в песочнице, интерпретирует свои действия с точки зрения своего влияния на людей. И конечно он не может понять каким будет идеальный нравственный образ своего действия.
Одним из многих вариантов решения подобных проблем будет показание правильного примера поведения, когда родители демонстрируют дружелюбие и не проявляют агрессии ни относительно своих детей, ни относительно других взрослых.
Как я поняла,теория морального развития отвечает на вопросы, поставленные в начале статьи. И если ответы на первые два вопроса для меня более или менее очевидные, то ответ на вопрос о появлении у ребенка способности к самоконтролю, самопожертвованию и к сопротивлению искушениям, представляет для меня интерес. Также я узнала, что в период взросления ребенка происходит переход от внешних социальных факторов к личным чувствам и этическим убеждениям — процесс интернализации. Как известно, любой процесс может протекать с непредвиденными трудностями и нарушением сроков. В теории развития морали учитываются три составляющих: когнитивная, поведенческая, эмоциональная. Если брать в расчет сочетания этих компонентов, то получится множество вариантов процесса интернализации. Можно ли говорить об эталонном моральном развитии человека? Существует ли возрастные рамки для данного процесса? Каждый ли человек способен успешно его завершить? И как оказалось, сочетание компонентов влияет на моральный выбор ребенка. В моем понимании, четырехступенчатая модель выполнения морального действия не предполагает импульсивные поведенческие акты, а является осмысленным и осознанным поступком. У меня вызывает сомнения первая ступень модели, так как считаю, что ребенок в силу своего развития не способен в полной мере оценить ситуацию с точки зрения своего влияния на людей. Скорее он будет думать о том, как к его действиям отнесутся мама и папа. Хотя, это как раз и может обозначать то, что ребенок ещё не прошел процесс интернализации. Спасибо за публикацию.
Благодарю за статью ! Из статьи узнала для себя много новых терминов и их значение . Например, социализация -это следование стандартам и формирование «хорошего» поведения у ребенка. Подчеркнула, что при нарушении правил принятых в обществе ребёнок испытывает чувство вины и эмоциональный дискомфорт, а при соблюдении удовлетворение . Так же интересный термин интернализация- переход от внешнего контроля за ребёнком к его внутренним чувствам и самоконтролю. Ещё раз убелили меня слова Фрейда, что ребёнок копирует и имитирует правила поведения принятые в семье . Да, я убедилась в этом на личном опыте . Когда я узнала , что поведение моего сына напрямую зависит от моего , то я прежде всего начала работать над собой . Например, я начала всегда застилать свою кровать, сразу после еды ставить тарелку в посудомойку, не ходить в обуви по дому, перестала агрессивно общаться с близкими . Начала проявлять ласку по отношению к любимым людям , поступила в институт для саморазвития . Результат не заставил себя ждать , мой сын делает все то о чем я написала в своих примерах и испытывает при этом удовлетворение. И теперь я знаю , если я хочу научить чему то ребенка , я начинаю делать это сама .
Начала читать статью и сразу же вспомнила свои школьные годы. Я была очень активной: играла в футбол, дралась и кричала. Всегда могла попросить о помощи, а если есть возможность, то помогала другим. Но сидеть, насупив брови решая задачу – это вообще не мой вариант. Действительно в самом раннем возрасте на меня воздействовало только авторитетная фигура (мама или воспитатель с детского сада), а также страх наказания, которое могу получить от них. Из статьи я узнала, что это первоначальный контроль, внешний социальный фактор. По мере моего взросления поведение уже поддерживаться внутренними стандартами. Т.е. личными чувствами, которые обеспечивают самоконтроль при отсутствии внешних ограничений. Как следует из статьи это самый значимый переход, является основой морального поведения и называется интернализацией. Основные компонентов морали: когнитивные, поведенческие, эмоциональные. Когнитивный фактор представляет собой сочетание нравственных принципов и знаний: «что такое хорошо и что такое плохо». Поведенческий фактор – это готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личной ответственности за собственное поведение в различных ситуациях. Эмоциональный компонент отражает эмоционально- ценностное отношение к нормам морали традиционно фокусируются на таких негативных аспектах, как чувство вины после или до совершения преступления. В процессе интернализации очень важна как развиваются отношений между этими тремя факторами.
Совершенно ничего необычного в том, что дети проявляют разнообразие поведения, разительно отличаются друг от друга, ровно так же как и взрослые, которые собственно и оказывают влияние на формирование личности этих самых детей в том числе и собственным поведением. Поэтому и на поставленные в статье вопросы в общем-то есть весьма простой и банальный ответ. С другой стороны все таки данные вопросы требуют более глубокого и тщательного разбора, понимания каким именно образом происходит формирование вариаций поведения. Необходимо так же установить причинно- следственную связь между причиной формирования и собственно результатом, сформировавшимися моральными ценностями и поведением. В целом в статье ответ дается лишь частично, достаточно обтекаемо и не раскрывает полностью глубину вопроса, которая могла бы приблизить к точному пониманию каким образом формируются моральные ценности, так же не раскрыто достаточно интересное явление, когда несмотря на назидание определенных моральных ценностей обществом, родителями, ребенок по-сути «протестует» против них и ведет себя противоположно, не принимает и достаточно интересно в чем причина такого явления. Является ли причиной слишком «агрессивный» способ насаждения моральных норм либо тут дело совсем в другом. В общем, в статье поднята достаточно интересная тема, но не раскрыта и хотелось бы дальнейшего ее более детального раскрытия.
Спасибо за статью.Из статьи узнала много новых терминов и что психологическое исследование было сосредоточено на развитии трех основных компонентов морали:
когнитивного,поведенческого и эмоционального.Я думаю, что все таки большинство детей копируют поведение своих родителей, ну это и не удивительно, ведь откуда им брать манеры поведение и пример как себя вести как не из семьи, которая занимается развитием и воспитанием ребёнка.Когда читала статью почему-то вспомнила своё детство, а именно школьные годы, мне кажется там я испытывала чувства вины чаще и так же стандарты поведения и нормы в основном прививались там( не знаю конечно на сколько это хорошо или плохо)Тема интересная, жду продолжения в следующей статье.
Развитие морального поведения у ребенка в раннем возрасте формируется за счет факторов социальной среды, которые позже он принимает как свои внутренние стандарты поведения. Т.е. если в родительской семье присутствуют нормы морали, адекватные взаимоотношения между всеми членами семьи, то ребенок воспринимает это как естественные нормы поведения. Как я поняла, интернализация – это восприятие внешних социальных факторов и формирование на их фоне своих внутренних стандартов и убеждений. Интересно исследование компонентов морали. Когнитивный фактор – это накопленные знания, они не имеют положительного или отрицательного оттенка сами по себе. А ранние исследования поведенческого и эмоционального факторов основаны на негативных проявлениях. Видимо, отклонения от нормы понять и оценить проще, чем позитивные проявления. Исследование модели выполнения морального действия напомнило мне теорию рефлексов, т.е. человек (не только ребенок) воспринимает информацию, оценивает последствия, принимает решение. Ответная реакция организма на возбуждение присутствует. Только в случае морального действия в процесс включается кора головного мозга, а именно – ранее сформированные внутренние стандарты поведения.
Из статьи я узнала, что специалисты отмечают разнообразие поведения и важен ход нравственного развития ребенка. Развитие морали. Поведение ребенка формируется сначала за счёт внешних социальных факторов. По мере взросления поведение ребенка должно уже поддерживаться внутренними стандартами поведения, которые обеспечивают самоконтроль при отсутствии внешних ограничений.
Познакомилась с новым термином интернализация, т.е переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения и это есть основной процесс в развитии морали.
Психологическое исследование было сосредоточено на развитии трех основных компонентов морали: когнитивного (знание этических правил), поведенческого (реальное поведение в различных ситуациях), эмоционального.
Нравственное воспитание остается крайне важным для становления зрелого и всесторонне развитого человека.
При прочтении статьи, невольно погружаешься в детство, в школу. Веселая беззаботная жизнь. Шпаргалки, игры, драки это неотъемлемая часть того времени. Единственное, что могло остановить или хотя бы заставить задуматься это страх наказания, в основном от авторитетной фигуры, которой являлся в моем детстве отец. Из статьи узнал об интернализации, как основном процессе в развитии морали. Конечно, знание этических правил было основой детского развития, но поведенческий фактор заставлял быстро принимать решения в сложившихся ситуациях, особенно когда есть угроза жизни или здоровью. Негативное поведение детей в раннем возрасте, обман, неконтролируемая агрессия так же является частью поведенческого фактора и вызывает у некоторых детей чувство вины. Ребенок всегда стоит на пороге морального выбора, перед тем как что-то сделать. И зачастую, его решение зависит от этических стандартов, принятых в его семье. Ждем продолжения статьи…
Странно,что в статье говорится то о морали,то о
нравственности,то об этике. Хотелось бы определиться с объектом исследования.Я думаю,эти понятия стоит разграничить и дать им определения.
Я применила к себе четырёхступенчатую модель выполнения морального действия исследователя Реста. Согласна с первым пунктом модели.Вспоминая себя в детстве,я действительно в первую очередь думала о том какую реакцию моё действие вызовет у окружающих людей. Мотивом моих поступков была похвала родителей или посторонних людей. После прочтения статьи осталось непонятным , как ребёнок «должен » понять «идеальный» нравственный образ действия,когда речь идёт о морали,которая у разных народов своя.Каждый ребёнок хочет быть частью своей семьи и будет поступать в конце концов так,как поступали в определённых ситуациях его родные.
Из статьи узнала об основном процессе развития морали — интернализации, т.е. перехода в периоде взросления от внешних социальных факторов (авторитетных фигур и страха наказания) к личным чувствам и этическим убеждениям, к самоконтролю. И сразу возник вопрос — сколько в нашем обществе взрослых (по возрасту) людей прошли этот процесс? И прошла ли его лично я? Вспомнился пример о том, что многие взрослые люди пристегиваются в машине только из-за страха попасть на штраф, а не ради своей же безопасности. Недавно ехала в междугородней маршрутке, и водитель пристегивался только перед постом ГАИ, а проезжая его, сразу же отстегивался. Думала, прошли такие времена, но нет. В очередной раз поразилась отсутствию даже минимальной осознанности и понимания — кому это вообще нужно. Что касается лично меня — я всё же стараюсь что-то совершать или не совершать в первую очередь для себя лично, а не потому что боюсь наказания. И если я, к примеру, не выкину на улице бумажку на асфальт при всех людях, то я не выкину её и в том случае, если буду совсем одна. Наверное, это касается не всего, но в большинстве случаев стараюсь всё-таки использовать самоконтроль.
И в очередной раз повторила для себя информацию о том, что дети принимают этические стандарты своих родителей и идентифицируют себя с ними. Очень важно помнить это всегда и не совершать при ребенке поступков, которые не хотела бы, чтобы совершал он в последствии.
Первая часть статьи заинтересовала, хочется прочитать продолжение. Ведь действительно, одна из основных задач родителя- привить своим детям моральные принципы, научить их поступать в соответствии с моралью и нравственностью, которые мне близки. Для этого важно понимать механизм формирования поведения и поступков ребенка. Понятно, что дети копируют родителей. То есть, если ты хочешь воспитать самостоятельного человека, не бегай к маме за советом по любому поводу…Но все не так просто. Иначе дети были бы чистыми клонами своих родителей, что далеко не так. Значит, помимо копирования присутствует еще и самостоятельная оценка действий и поступков, которые ребенок хочет совершить. Соответственно, четыре этапа действительно имеют место. Главное, сформировать у ребенка правильные критерии оценки: что считать идеальным поступком и почему важно сделать выбор с соблюдением разумного баланса между своими интересами и интересами оружающих.
Я бы назвала эту статью — «статьей-затравкой». Мне так хотелось прочитать каким способов ребенок определяет поведения в конкретной ситуации согласно возможных вариаций поведения. Как происходит интернализация — переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям. Может мне самой хочется наконец-то узнать и на это можно как-то повлиять? Поскольку моё чувство вины, суперэго и самооценка как раз связаны с неполной интернализацией в детстве? Хотелось бы осознать как это всё происходит, ведь понимание себя — это понимание себя и возможности понимания влияния на своих будущих детей в плане «вкладывания» морали и правильного поведения. В общем с нетерпением жду продолжение шагов интерпретации поведения ребенка относительно влияние его поведения на окружающих его людей. Благодарю за статью!
Познавательная статья «мораль, альтруизм и агрессия у детей: Введение». Из нее я узнала такое понятие как «интернализация», что означает переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения. Также из перечисленных основных компонентов морали сделан вывод, что различные психологические теории фокусируются на разных аспектах нравственного развития. А еще, я согласна с тем, что дети принимают этические стандарты своих родителей и идентифицируют себя с ними. Не зря же говорят, «яблоко от яблони недалеко падает», ведь хорошие психологи всегда общаются и с родителями и с детьми, т.к. они копируют своих близких и их поведение отражает то, как себя ведут родители. Также читая статью ознакомилась с предположением, которое выдвинул исследователь Рест о четырехступенчатой модели выполнения морального действия. Спасибо за статью.
Благодаря этой статье я увидел, во первых в принципе проблему взросления детей, а так же то, что не до конца понятно как и откуда формируется поведенческий репертуар ребенка, а так же его моральные ориентиры и т.д. Понятно, что на все это огромное влияние оказывает семья и общественный контекст, однако как оказалось, это не все. Так же благодаря этой статье, я увидел такую безусловную ценность как «желание» влиять на ситуацию тем или иным образом. Это помогает мне например лучше понять себя, почему в некоторых ситуациях я чувствую себя открыто и спокойно, а иногда наоборот тревожусь и закрываюсь. Последнее может случится, когда я ощущаю угрозу или конкуренцию, когда мне мешают влиять на окружающих. Или же кто-то начинает влиять сильнее чем я сам, от этого я разочаровываюсь и закрываюсь.
Спасибо за статью! Я бы назвал это так не понятно, но интересно! Если я правильно понимаю в статье описывается поведение ребенка. Почему он ведет себя именно так, а не иначе? Что способствует поведению ребенка. Как в нем развивается именно то поведение, которое он транслирует. И все данные вопросы рассматриваются с точки зрения морали. Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль создана социумом. Мораль — это не природный инстинкт, это рамки, в которых человек держит инстинкты в узде для прогрессивного развития общества, для построения общество которое живет не как отдельный индивид а, а как сообщество. При этом мораль вытекает в инстинкт для продолжения рода. А если мы сюда еще добавим психофизиологию. Психофизиология — раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. То ответы на вопросы поведения ребенка появляются сами собой. Общество, влияя на ребенка заставляет его мозг строить определенные нейронные связи и чем они крепче, тем больше будет доминанта его поведения, при этом нельзя упускать индивидуальную физиологию и генетику ребенка.
Спасибо за статью. Развитие у ребёнка морали, альтруизма или агрессии, по моему мнению, опять же зависит от родителей. Какой они посыл дают детям, так они и будут себя вести. Если родители агрессивно себя ведут по отношению к окружающим, не объясняют ребёнку, что можно делать в какой-нибудь ситуации, а что нельзя, то не стоит от ребёнка ждать другого отношения. Дети отражают взрослых. Если родитель говорит спасибо, то и ребёнок научиться самостоятельно говорить спасибо. Т.е в первую очередь родитель должен объяснять ребёнку моральные принципы.
С альтруизмом сложно сказать. Может это черта характера? А может ребёнок чувствует эмоции родителей, когда они делают что-то добровольно. Может со стороны казаться, что это добровольный поступок, а на самом деле принудительный. И что ребёнок тогда почувствует? Вроде поступок хороший, но родитель передаёт негативную эмоцию. Отсюда и отсутствие желания в альтруизме
Статья была интересна исключеительно в рамках новых понятий,а именно — интернализация. Это как с личной, так и с профессиональной точек зрения. Процесс закладки у ребенка норм роведения не ново. Все стандартно : родители все тому виною. Как гоаорится : яблоко от яблони недалеко падает. Вначале сюжет захватил,когда стали сороставляться разные образы роведения детей. И хотелось бы в дальнейшем именно на вопрос о причинах рпазницы повндегия в конкретной ситуации почитать. Еще раз подчеркну — что все поведение человека складывается исходя из родительмкого примера.И так зачастую.Плюс конечно нормы общества,в котором он растет.Что для однтх культур будет нормой-например поедание лягушек,то для других это абсурд.
Спасибо за статью. Новое понятие из статьи узнала такое как. «суперэго» которое возникает у ребенка вследствие нарушения стандартов поведения, есть результат формирования суперэго. Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Я считаю это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей. Дети зачастую становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!
Понятно, что в обществе поведение детей у всех разное. У ребёнка контроль поддерживается внешними факторами, родители, окружающие взрослые люди. Есть система правил в любой культуре определяющей хорошо или плохо.
Мне стало более интересно как по мере взросления контролируется поведение у ребёнка ? Что значит внутренним состоянием? Понимание этого процесса я считаю представляет интерес для достижения эффекта во время психологической консультации. Ведь в детстве закладываются три компонента морали: Когнитивный, поведенческий и моральный. А потом они саморегулируются повзрослевшим ребёнком. Понимание того, что именно сформировало понятие морали у человека будет важно и является ключевым в определении решения психологической проблемы. Понимание своего поведения и отношений к окружающим. Так же своих реакций.
Благодарю за статью! 🙂
По мере взросления ребёнка внешний контроль, у него сменяется внутренним. Новый для меня термин «интернализация», говорит о том, что процесс освоения внешних структур происходит за счёт внутренних регуляторов. То есть для того, что бы оценить какую-либо ситуацию, ему уже не обязательно личное присутствие взрослого человека с его напоминанием. У него сформировался «внутренний контролёр». Как правило, «голосом внутреннего контролёра» говорит мама, папа, бабушка и другие значимые взрослые. И уже на основе этих голосов, у ребёнка происходит оценка и соответственно реагирование на ситуацию. Принято выделять три основных компонента морали, которые как раз и формируются на основе интернализации. Это факторы:
~ когнитивный – знание о правилах, суждениях «о добре и зле»
~ поведенческий – само поведение продиктованное этическими соображениями
~ эмоциональный – чувства и эмоции, испытываемые до и после выбора реакции на различные ситуации
Дети принимают морально-этические стандарты взрослых и идентифицируют себя с ними. Так проявляется воспитательный феномен.
Узнал из статьи о том, как развивается мораль, какие 3 главные ее компонента. Безусловно первый ориентир с точки зрения поведения для ребенка — его родители. Они выступают и моделью и «органом», регулирующим рамки моральных/аморальных поступков, а в дальнейшем добавляется общество. Интересно было познакомится с четырехступенчатой моделью выполнения морального действия, где ребенку надо понять идеальный образ действий, так как это показывает глубину психических процессов, о которых сознательное часто и не знает. Вспоминая себя в детстве, я вижу, что в моем поведении была смесь альтруизма с агрессией, в какой-то момент я готов был помочь, а где-то мог агрессивно отреагировать, даже не имея причины для такой реакции.
Спасибо за статью. Достаточно интересная тема формирования моральных качеств у детей. Как заложить эти внутренние стандарты поведения, которые будут обеспечивать самоконтроль при отсутствии внешних ограничений? Насколько верны и соответствуют те моральные убеждения, которые прививаются родителями? Ведь понятие добра и зла, также, как и понятие морали понятие сугубо относительное. Именно поэтому очень важно заложить в ребенка на ранних стадиях развития правильное поведение, при этом не исказив его представление о мире и не повредив при этом психическое развитие.
Из данной статьи мне было интересно узнать о четырехступенчатой модели выполнения морального действия и очень интересно прочитать продолжение данной статьи.
Добрый день! Статья суперская, не хотелось бы за неё штраф 150р заплатить. Узнал про три вида приобретения морали. Что какие-то схемы есть и тд и тп. Единственный механизм какой я увидел, это в жизни, что марили, ценностям и вообщем отношению к жизни, дети во многом берут от родителей. И думаю что логичнее было бы научить взрослых марали и воспитанию. Из-за того, что привив ребёнку мораль, она может расходиться с позицией взрослого родителя. И тогда у ребёнка будет фрустрация, от этого ещё будет хуже, будет жить при двойных стандартах. Постоянное состояние амбивалентности, из-за этого может быть серьёзный кризис. Хочется американским психологам написать, чтобы они оставили детей в покое и занялись родителями.
Узнал, что существуют компоненты морали, и что их три.
Впечатлило как работает когнитивный фактор и за что он отвечает. Также удивило как работает поведенческий фактор.
С какими психологическими понятиями или механизмами психических реакций я познакомился? Что я теперь о них знаю? — Стал известен механизм реакции, то в какой последовательности работают компоненты морали.
То как ребёнок узнаёт разницу между добром и злом и то как применяет на практике.
Что эта информация дает мне в профессиональном и личностном плане? Где она применима? — Статьи этого цикла по большей части отношу к информации для личного развития в воспитании детей, по этому для себя не вижу что может она мне дать.
На какие идеи натолкнуло меня прочтение статьи? — В этот раз не на какие. Просто появилось понимание как это работает.
Из статьи я узнал, что такое интернализация. Я подумал, что интересно будет узнать также, в каком возрасте это происходит. Мне как отцу эта информация поможет адекватно воспринимать или даже подготовиться к изменениям, которые будут происходить с моей дочкой.
Статья заставила задуматься о том, что характер и представления о морали у ребенка не появляются сами собой, а являются сложением трех аспектов — когнитивного, поведенческого и эмоционального. Наверное, родители в значительной степени влияют на формирование первого аспекта. Именно мы, отцы и матери, чаще всего учим ребенка тому, «что такое хорошо и что такое плохо».
Я сперва подумал, что три этих аспекта по отношению к поведению можно четко расположить друг за другом. То есть если рассматривать поведение как конкретные поступки, то до самого поступка важнейшую роль играет когнитивная часть, в процессе — поведенческая, а после — эмоциональная. Но, перечитав статью еще раз, я узнал, что эмоции возникают не только после, но и «до поведения», если можно так выразиться. Это очень интересный тезис. Он однозначно дал мне пищу для размышлений относительно моих собственных эмоций и их связи с поведением.
Отличная статья. И как всегда, новые термины. Спасибо Вам за мое развитие. Статья о различном поведении детей в тех или иных ситуациях. Мне статья близка, т. к. у меня двое детей и для меня загадка, почему они совершенно разные и по разному реагируют на многие факторы, если воспитываются они в одной семье. Интернационализация как переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основа морального поведения. Многие психологи считают, что интернализация является основным процессом в развитии морали Новой слово в моем словаре. В статье приводятся взгляды Фрейда и теоретиков социального обучения, которые сходятся в том, что при формировании поведения ребенка существенную роль играет родительский пример. С нетерпением, жду продолжения этой темы.
Моральные и социальные ценности ребенок усваивает из своего ближайшего окружения, и поведение его направляется сперва поощрениями и наказаниями, а на последующих этапах развития, после интернализации — внутренними ощущениями удовлетворения либо вины. Полагаю, усвоение данных ценностей, исходящих изначально от авторитетных взрослых, на каком-то этапе сталкивается с внутренним представлением организма о том, что хорошо конкретно для него, например, как поделиться конфетой, когда все ощущения призывают съесть её самому. Полученное в этот момент позитивное подкрепление альтруистического поведения должно быть такой силы, чтобы собой затмить первое внутреннее желание, только тогда поменяется поведение. А в последствии, с развитием механизма отложенного удовольствия, такое поведение станет предпочтительным.
Благодарю за статью, узнала что есть три компонента составляющих основу морали, это: поведенческая, когнитивная и эмоциональная. Интересно было прочитать о том, как Фрейд интерпретировала развитие у ребёнка суперэго. Так же узнала, что сначала модель поведения ребёнка сначала строиться на основе внешних факторов, это присутствие авторитетных фигур и страх наказания, а далее поведение ребёнка должно регламентироваться больше внутренними стандартами. Очень заинтересовала четырехступенчатая модель выполнения морального действия, никогда не задумывалась об этом и буду теперь иметь в виду. Конечно же задумалась, что очень важно заложить «правильное» моральное поведение в ребёнка с его ранних лет,
Интересная статья, поэтому мне она показалась слишком «короткой». Наконец-то я прочел понятное и доходчивое определение, что такое «интернализация». Я довольно часто встречал этот термин ранее, но не понимал его смысла. Здесь же он использовался как раз в своем контексте, связанном со становлением морали.
Еще два термина, которые пришлось изучить уже по другим источникам, мне также встречались в последних статьях. Это классическая и оперантная обусловленность. И если с классической все просто (формирование условных рефлексов по Павлову), то с оперантной обусловленностью оказалось несколько сложнее. Я лишь понял, что она связана с результатами поведения и воздействием этих результатов на повторяемость и другие аспекты аналогичного поведения.
Еще меня удивило, что в предложенной Рестом модели выполнения морального действия речь идет, в первую очередь, об оценке со стороны ребенка последствий своего поступка на окружающих. Почему сначала не на себя? Когда оценка собственных выгод отошла на второй план? Будет интересно узнать об этом подробнее в следующих статьях серии!
Интригующая статья, я даже не ожидала, что она так быстро закончится. Для себя открыла новый термин интернализация. До этого не знала его. Тут он очень просто описан и сразу понятно о чем речь. Также новыми терминами для меня стали классическая и оперантная обусловленность.
Хотелось бы подробнее понять как и по каким причинам складываются нормы морали у детей. Интересным для меня было разделение морали на 3 компонента. Когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Раньше я не задумывалась с этой точки зрения. Но так легче понять на каком уровне человек отреагировал, соответственно легче отследить что на него повлияло.
К сожаления я так и не увидела ответов на вопросы, которые были даны в начале статьи. Но пищу для размышлений она однозначно мне дала. Начиная читать статью я подумала о том, что мораль и чувство альтруизма формируется в ребёнке в зависимости от среды, в которой он формируется, от родителей, друзей другого окружения. После статьи я поняла, что тут есть желание рассмотреть вопрос глубже. Понять, что именно влияет. Интересно было узнать, что сначала исследовали только негативное поведение. А потом только перешли к разным формам поведения.
Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни. Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.
Интересная статья после прочтения которой я ознакомился с такими понятиями как мораль, каким образом она формируется у ребенка , за какие действия в дальнейшем она отвечает. Для себя в первую очередь отметил, что в принципе воспитание строиться на базе следующего механизма, а именно в случае если ребенок ведет себя плохо, то он получает порицание, т.е. своего рода кнут-так делать нельзя, когда он поступает в нормах морали принятых в обществе, то удовлетворение, похвалу-т.е. пряник.Как в профессиональном так и в личностном плане отметил для себя, что нормы морали и поведения закладываются родителями в самом детстве и в зависимости от того каким образом происходит этот процесс и будет зависеть адаптивность ребенка во взрослой жизни. Спасибо.
Из статьи я узнал новый термин «интернализация». В целом тема появления мораль у детей достаточно интересная для меня. Однако ж имеются у меня сомнения, что какие-то современные исследвания могут открыть что-то сильно отличное от уже имеющихся данных. Опять же я против излишней теоретизации данного вопроса. Я всё чаще наблюдаю, что больший практический смысл для меня имеет простой наглядный пример из жизни. Теоретизация и введение дополнительной терминологии заменить этого никак не могут. Прочтение статьи заставило меня задуматься о том, есть ли смысл так сильно родителям беспокоиться за то, какие моральные ориентиры формируются у ребенка. Если возникают сомнения или подозрения на этот счёт, то, думаю, родителям стоить в первую очередь обратить внимание на своё собственное поведение. Что же касается меня, то мне было бы интересно отследить влияние каких факторов оказало наибольшее влияние на становление моей морали. Еще более интересен мне вопрос, как это понимание может продвинуть меня к более продуктивным установкам и конструктивному образу действий.
Впервые в этой статье столкнулась с таким понятие , как «развитие морали у детей» . Статья интересная , как все для меня статьи , связанные с воспитанием , поведением детей . С одной стороны с теме детей , всегда всё очевидно — все зависит от воспитания , от родителей , от семьи . А с другой стороны , с учётом вариативности семей , соответственно воспитания и , как следствия , поведения детей , на эту тему можно рассуждать бесконечно . А ученым , в свою очередь , всегда есть и будет , что изучать . Интересно было узнать о деление на три уровня развития морали . Наверное , так понятнее отслеживать реакции ребёнка . Понимаешь на каком уровне отреагировал , соответственно понятнее , что делать с этим дальше . Но это при условии , если хоть что-то в этом смыслишь . Будет интересно почитать продолжении статьи .
Я утешала одноклассников, которые разбивали коленки и спокойно сидела, хмуря брови, пытаясь решить задачу. Мой брат делал примерно тоже самое. И моя дочь ведет себя также.
Думаю, что моральные ценности и определенные формы поведения закладываются в семье и развиваются по сценарию, свойственному семейным традициям. Мои родители не кричали и не дрались, очень редко ссорились. То есть, у меня изначально было представление только о подобной модели поведения. Все остальные уже узнавала в процессе социализации.
Новым для меня явилось понятие интернализации. Узнала, что это «переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения».
Интересно будет узнать подробно про каждый из шагов четырехступенчатой модели выполнения морального действия.
Благодарю за эту и жду следующих статей.
Новая серия статей про воспитание детей. Интересно так изучать материал. В статье затронута такие тема как развитие морали. Новое для меня три основные компонента морали. В целом все эти стать мне помогут в будущем если не забуду) так как у меня нет детей. Как развиваются моральные ценности и поведение? Эта тема самая интересная так как понятие развития очень непростая. Контроль над поведением маленького ребенка за счёт внешних социальных факторов. Присутствие авторитетных фигур и страх наказания. По мере взросления поведение ребенка все в большей степени должно поддерживаться внутренними стандартами поведения, которые обеспечивают самоконтроль при отсутствии внешних ограничений. Также я узнал, что в период взросления ребенка происходит переход от внешних социальных факторов к личным чувствам и этическим убеждениям — процесс интернализации. Спасибо за статью.
Снова и снова благодаря таким статьям, я задумываюсь над тем, как правильно воспитать ребенка. Главное, чтобы это не превратилось в болезненную и навязчивую идею, которая только может сделать хуже. Почему поведение детей так различается в одних и тех же ситуациях. Да конечно же из-за воспитания в семье. Ведь поведение формируется на основе поведения взрослых, которые близки к ребенку. У кого он еще может научиться плохому или хорошему. Ну а дальше, когда ребенок вырастает из кроватки, то он уже смело начинает пробовать свое влияние и отклик на это. Ну а дальше уже, когда он узнает реакцию родителей, то будет уже это использовать снова и снова. При чем, сейчас задумался над таким вопросом. Допустим взрослый пропустил манипуляцию, раз, два….и ребенок это запомнил. Потом взрослый это стал замечать и наказывать ребенка один раз, второй, третий…так почему же в конце концов наказание особо не помогает и не исправляет поведение? Пошел думать над этим вопросом. Спасибо за статью.
В статье последовательно изложен процесс формирования морали у ребенка. В процессе социализации ребенок узнает нормы хорошего поведения, «что такое хорошо и что такое плохо», при этом руководствуясь ценностями и стандартами, заданными родителями или лицами, их заменяющими. И ребенок очень чутко улавливает все образцы поведения, независимо от того, что при этом правильно говорят родители. В любом случае он делает что-то первоначально подражая или боясь наказания и лишь со временем контроль из внешнего становится внутренним . Этот переход от внешних факторов к личным чувствам и этическим убеждениям, как основе морального поведения, называется интернализацией. То есть переход от внешнего локус-контроля к внутреннему. С интересом жду ответов на вопросы, поставленные в начале статьи, как продолжение заявленной темы.
Интересное начало. Разбираясь в этой статье, я поняла,что с одной стороны на воспитание ребенка оказывает влияние семья,что дети принимают этические стандарты своих родителей и идентифицыруют себя с ними, а с другой стороны,происходит их социализация,тоесть следование неким этическим стандартам, системам правил в обществе, правильности и не правильности определенных форм поведения.И сочетание этих факторов,определяет,как ребенок поступит,когда встанет перед моральным выбором.Очень интересна для меня была четырехступенчатая модель выполнения морального действия,от столкновения ребенка с самой ситуацией, до фактического его действия.
Сталкнулась с таким понятием как интернализация,ранее мне оно было не известно. Теперь я знаю, что это процесс освоения внешних структур,в результате которого они становятся внутренними регуляторами.
Прочитала название статьи и сразу подумала «что тут думать и изучать! Ребенок смотрит на родителей и повторяет за ними». Да, теоретик из меня выходит не очень))). Прочитав статью я поняла, что у меня слишком практичный подход, а теория тоже имеет значение. Да, ребенок повторяет за родителями, но как именно и что именно мы нн всегда знаем. Так как статья не даеь никаки конкретных ответов, главное, что я из нее вынесла, это то, что развитие морали и сочувствия многогранных процесс. Всегда интересно, читать теорию и теоретические рассуждения, когда ученые берут какие то вроде понятные вещи и начинают их исследовать и описывать.Надеюсь, в дальнейших статья об этом будеь оассказано подробнее. Тем более, что понимание, как это действительно происходит, важно для моей профессиональной деятельности.
тест
Я представил развитие морали конкретного человека как процесс создания скульптуры.
Только эта скульптура создается с процессе взаимодействия со всеми людьми в течение всех жизни человека. Эта композиция не обязательно будет симметричной, органичной и иметь микельанджеловские пропорции: как повезет.
Однако, именно она будет определять моральный облик человека, а конкретно:
1 — как он понимает последствия своих действий для других людей
2 — образ идеального действия с точки зрения морали
3 — определения конкретного действия
4 — само действие
Что интересно, что этот фильтр действий или бездействия формируется изначально извне, а затем постепенно врастает в человека и становиться его идентичностью.
То есть человек становиться сам тем скульптором, который оттачивает следующие поколения.
И так из века в век.