Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В прошлый раз мы начали рассматривать методы поперечного и продольного исследований развития детей. Сегодня мы завершим эту подтему, рассмотрим достоинства и недостатки разных методов, а также их комбинирование.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОПЕРЕЧНОГО И ПРОДОЛЬНОГО МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОПЕРЕЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Финальная стоимость: низкая

Время: быстро

Потеря субъекта или выборочный отсев: минимальный

Гибкость в плане использования новых тестов и мер: высокая

Эффекты повторного тестирования: низкие

Способность оценивать вопросы исследования – описательные нормативные данные о развитии в разном возрасте: отличные

Влияние ранних событий на более позднее поведение: скудные данные

Вопросы стабильности и нестабильности поведения: скудные данные

Пути развития личности ребенка: скудные данные

ПРОДОЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Финальная стоимость: высокая

Время: долго

Потеря субъекта или выборочный отсев: серьезная проблема

Гибкость в плане использования новых тестов и мер: низкая

Эффекты повторного тестирования: много данных

Способность оценивать вопросы исследования – описательные нормативные данные о развитии в разном возрасте: много данных

Влияние ранних событий на более позднее поведение: много данных

Вопросы стабильности и нестабильности поведения: много данных

Пути развития личности ребенка: много данных

Краткосрочные продольные исследования

В качестве альтернативы расширенным многолетним проектам, о которых мы говорили в прошлый раз, исследователи выбрали новую стратегию: краткосрочный продольный проект. Эта тактика включает в себя отслеживание группы лиц в течение короткого промежутка времени от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от старых подходов, основное внимание обычно сосредоточено на нескольких ключевых вопросах, которые более тесно связаны с теорией. Например, Роджер Браун и его коллеги (Braun, 1973) из Гарвардского университета отслеживали языковое развитие трех детей в течение периода от двух до пяти лет. Этот проект дал огромное количество подробной информации о естественном развитии языка и грамматики (переводы исследования мы обсуждали раньше). Каковы преимущества такого подхода?

Чем меньше времени прошло с момента сбора данных, тем ниже убыль выборки и тем больше вероятность, что закончат наблюдение те же сотрудники, которые его начали. Помимо этого, легче сохранить в первоначальном виде процедуры и измерительные инструменты. При этом достаточно просто изучать ежегодные приросты навыков, а влияние различных жизненных событий можно компенсировать или измерить и статистически контролировать. (Bayley, 1965, р. 1989).

Еще одно преимущество краткосрочного подхода заключается в том, что идеи, полученные в ходе первого проекта, можно использовать при разработке следующих проектов, в которых взаимодействие между знаниями, полученными из новых данных и только что проведенных исследований может быть тесно переплетено.

Продольно-поперечные исследования

Как поперечные, так и продольные исследования имеют особенности, которые помогают ответить на вопросы развития. Метод, который сочетает в себе эти два подхода называется продольно-поперечный.

Вы хотите изучить вопрос о том, как меняются зависимость и независимость в возрасте от 6-ти до 14-ти лет, но у вас нет ни времени, ни денег для проведения многолетнего исследования, в котором вы тестируете одних и тех же детей в разном возрасте на протяжении всего детства. Конечно, в таком случае можно использовать план поперечного сечения, но что делать, если вас интересует стабильность поведения отдельных детей? Поскольку в поперечном исследовании в разных возрастных группах участвуют разные дети, такой тип исследования не может быть удовлетворительным. Компромиссный подход — продольно-поперечное исследование. Согласно нему одна группа будет тестироваться в возрасте 6-ти лет и повторно в возрасте 10 лет, в то время как вторая группа детей будет тестироваться впервые в возрасте 10-ти лет, а затем в возрасте 14-ти лет. Таблица ниже суммирует методы и сравнивает этот подход с поперечным и продольным подходами. Такая комбинированная конструкция имеет явные преимущества, давайте рассмотрим ее подробнее.

СРАВНЕНИЕ ТРЕХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

МНОГОЛЕТНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная особенность: Тестирование проходят одни и те же дети в разном возрасте (например, группа А).

Возраст и группа: Тестирование группы А в 6 лет, затем тестирование группы А в 10 лет и последнее ее тестирование в 14 лет.

Приблизительное время сбора данных: 8 лет.

ПОПЕРЕЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная особенность: на каждом возрастном этапе в группы единовременно набираются разные дети (например, группы А, Б, В).

Возраст и группа: В группе А находятся дети шести лет, группа Б состоит из десятилетних детей, а группу В представляют десятилетние дети.

Приблизительное время сбора данных: обычно менее года требуется для однократного тестирования каждого ребенка.

МНОГОЛЕТНИЕ ПОПЕРЕЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная особенность: разные дети (например, группы А и Б) тестируются два раза.

Возраст и группа: Группа А тестируется в 6 и 10 лет, а группа Б в 10 и 14 лет.

Приблизительное время сбора данных: 4 года.

Получается, что в продольно-поперечном исследовании информация о паттернах взаимодействия в трех возрастных точках может быть получена так же, как и в обычном перекрестном исследовании. Кроме того, есть возможность собирать данные об изменениях в развитии отдельных детей в возрасте от 6-ти до 10-ти и от 10-ти до 14-ти лет. Путем тестирования обеих групп детей в возрасте 10 лет, где первая тестируется во второй раз, а вторая группа в первый раз, можно определить эффекты повторного тестирования. Влияет ли тестирование ребенка в 6 лет на реакцию ребенка в 10 лет? Впервые протестировав другую группу в 10 лет, можно изучить этот эффект. Последним преимуществом такого подхода является время: для выполнения продольно-поперечного исследования требуется примерно половина времени по сравнению с полным продольным исследованием.

Ясно, что полезны как кросс-секционные, так и многолетние исследования, а выбор метода зависит от типа исследуемой проблемы.

В следующий раз мы поговорим об этической стороне исследований.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, продольное исследование, поперечное исследование, кросс-секционное исследование, продольно-поперечные исследования, методы изучения детского развития.

Источник фото: freepic.com

 

 

63890cookie-checkМноголетние исследования в изучении Детской Психологии