Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Как снижение рождаемости отразится на роли бабушек?

Много лет назад мне как-то приснилось, что я живу в домике в ирландской деревне с доброй старушкой, которая утверждала, что именно она и есть моя настоящая бабушка. Во сне я была в страшном замешательстве. Мои бабушки по крови, обе покойные, были уроженками Восточной Европы. Ни в одной из них не было ни капли ирландской крови. Почему сон определил Ирландию как место моего рождения, я могу только догадываться. Возможно, потому что Ирландия — страна сказок и бардовских традиций, место, где я чувствовала бы себя как дома.

Карл Юнг назвал бы это «большим сном». Большие сны архетипичны и компенсируют что-то недостающее в сознательной жизни. В случае с этим сном у меня не было полноценных отношений ни с одной из моих бабушек. Одна умерла до моего рождения, другая осталась сиротой, сама не была матерью и была слишком измотана трудной жизнью, чтобы оказать мне поддержку. Сон об ирландской бабушке означал мою неосознанную тоску по заботливому присутствию старшей женщины.

Потребность в бабушке или заботливой старшей женской фигуре (крестная фея из сказок) находит отклик за пределами нашего сознания. В разных обличьях, как животных, так и людей, она появляется в популярных детских книжках с картинками. У Уэмберли, мышонка-подростка с тревожными проблемами в книге Кевина Хенкеса «Уэмберли беспокоится», есть в высшей степени мудрая и хипповая бабушка, которая советует своей беспокойной внучке просто «плыть по течению». Классическая серия книжек-картинок Томи де Паола о Стреге Ноне знакомит читателей со старой итальянской бабушкой-колдуньей, у которой в рукаве есть волшебные заклинания для лечения.

Бабушка может передавать опыт взаимной преданности и заботы без самопожертвованиея и изнурительных аспектов родительства, но она также может представлять собой значительные эмоциональные и реальные препятствия в зависимости от психологической и финансовой ситуации в семье.

Книга «Око моего сердца: 27 писателей раскрывают скрытую радость и печать быть бабушкой» (“Eye of My Heart: 27 Writers Reveal the Hidden Pleasures and Perils of Being a Grandmother”) своего рода учебник о том, как быть бабушкой. Она предлагает увлекательные эссе, которые читаются как «сводки с полей» о радостях и подводных камнях этой роли. В своем предисловии редактор Барбара Грэм описывает хрупкий баланс между тем, чтобы быть готовой любить и поддерживать внука и его родителей, сохраняя при этом дистанцию, не требующую вмешательства. Грэм пишет: «Вскоре я поняла, что могу любить свою внучку неистово, со страстью, которая заставляла меня хотеть видеть ее, когда она была вне зоны доступа, но при этом не иметь права голоса ни в чем. Она была моей, но и не моей».

В нашем коллективном опыте и воображении бабушки дарят нам внимание, мудрость, комфорт и руководство, которые могут дополнить или восполнить родительскую заботу. Процент детей, живущих хотя бы с одной бабушкой или дедушкой (так называемые семьи «пропущенного поколения», в которых ребенок живет с бабушкой или дедушкой, но без родителей), увеличился на 36 % с 2000 года (с 9,3 % до 12,7 %). Причины этого сложны и связаны с увеличением числа неполных семей, возглавляемых в основном матерями-одиночками. Отсутствие адекватных условий для ухода за детьми и здравоохранения ложится на эти семьи огромным эмоциональным и финансовым бременем. Дома с пропущенным поколением обеспечивают выживание детей из группы риска.

Ученым-эволюционистам есть что сказать о роли и происхождении бабушек. В своей книге «Социальный инстинкт: как сотрудничество сформировало мир» Никола Райхани, профессор эволюции и поведения в Университетском колледже Лондона, пишет, что наш вид практически уникален тем, что у него довольно продолжительная жизнь после репродуктивного периода. Другие виды, включая наших ближайших родственников-приматов, продолжают размножаться до самой смерти.

У людей эволюционные часы показывают, что репродуктивно активный период дочери наступает как раз тогда, когда ее мать переживает переход к менопаузе. Это позволяет бабушке направить свою энергию и внимание на внуков, а не на собственное новорожденное потомство, что благоприятно сказывается на цепочке выживания вида. Как пишет Райхани, «вполне вероятно, что эти древние бабушки выступали в роли хранительниц знаний, передавая жизненно важную информацию обо всем — от грудного вскармливания до лечения болезней младенцев».

«Возраст наступления менопаузы также передается по наследству, — отмечает Райхани, — поскольку все больше женщин, живущих в промышленно развитых обществах, откладывают рождение детей на более поздний период жизни, менопауза, похоже, также наступает позже». Данные журнала Американской медицинской ассоциации подтверждают это.

Сегодня около 10 миллионов женщин в США используют противозачаточные таблетки, а 13 миллионов провели стерилизацию. Эти факты, а также нестабильные условия труда, пандемия, отсутствие оплачиваемого отпуска и изменчивый мир способствовали снижению рождаемости. В докладе Всемирного экономического форума за 2022 год говорится о снижении рождаемости в мире за последние 70 лет на 50%. В недавнем докладе журнала The Lancet сделан вывод, что 97 % стран не будут иметь достаточно высокий уровень рождаемости для поддержания численности населения к 2100 году.

Пары решают заводить меньшее количество детей, чем прошлые поколения, к тому же незапланированная беременность и рождение детей подростками снижаются. Если детей будет рождаться меньше, то все больше женщин, ведущих активный образ жизни, не станут бабушками. Как же это изменит наше общество?

Можем ли мы представить себе мир без важнейшего вклада бабушек?

Во все времена и тысячелетия матриархальные богини были священным аспектом многих культур. Будучи олицетворением мудрости, они несут в себе знания о прошлом предков и могут предложить практическое, умелое руководство на будущее. Как архетипические фигуры, они указывают на вечную потребность человеческой психики, потребность, которая все еще с нами. Будут ли в ближайшие десятилетия пожилые женщины, у которых нет ни детей, ни внуков, готовы заполнить пробел в обществе, которое как никогда нуждается в положительных ценностях заботы, ассоциирующихся у нас с бабушками?

На каком бы этапе жизни вы ни находились, уделите время этим вопросам. Знали ли вы своих бабушек? Если да, то какими были ваши отношения с ними? Что вы помните о них? Какие уроки они преподали? Чему вы научились благодаря этим отношениям?

 

Оригинальная статья: Dale M. Kushner – A World Without Grandmothers: What Would We Lose? May 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, возрастная психология, бабушка, дети, внуки, Карл Юнг, архетип, большой сон, рождаемость.

 

67340cookie-checkМир без бабушек: что мы потеряем?