Родители, которые ищут способ помочь своему ребенку справиться с психопатологией, могут столкнуться с противоречивыми рекомендациями. Дело в том, что лечение во многом зависит от диагноза, а постановка диагноза при наличии психопатологии на сегодняшний день, к сожалению, не может быть точной. Каждый специалист придерживается определенных теорий и не всегда они совпадают.
Методов работы с психопатологиями существует великое множество. Мы рассмотрим 5 самых распространенных:
- Медикаментозная терапия
- Игровая терапия
- Поведенческая терапия
- Семейная терапия
- Общественная психология
Медикаментозная терапия
Самыми популярными из психоактивных медикаментов, для лечения отклонений в детском поведении, являются психостимуляторы. Но как мы уже обсуждали ранее, психостимуляторы создают лишь краткосрочное улучшение в поведении и учебе у гиперактивных детей. Что касается долгосрочной перспективы, то на сегодняшний день не существует адекватных доказательств эффективности психостимуляторов. Помимо всего прочего, их употребление может нести массу побочных эффектов (Campbell & Spenser, 1988).
Наибольшую озабоченность у профессионалов вызывает задержка роста вследствие долгого приема психостимулирующих веществ. В то же время, как только ребенок прекращает прием лекарств, он начинает догонять сверстников. Происходит так называемый «скачок роста» (Conners& Werry, 1979). Так же имеется неоднозначный психологический момент. Некоторые гиперактивные дети связывают свое поведение исключительно с приемом препаратов, а не с собственными личностными ресурсами (Whalen, 1989; Whalen & Henker, 1976). Как следствие — ответ: «Я сегодня не пил таблетку», является довольно частым, если учитель интересуется, почему ребенок плохо себя ведет.
Две наиболее противоречивые проблемы в использовании лекарств носят политический и философский подтекст. Во-первых, следует ли использовать наркотические вещества, когда нет прямых доказательств того, что нарушение является результатом болезни? Эта проблема пронизывает исследования гиперактивности и лежит в основе дискуссии о том, являются ли гиперактивность и расстройство поведения различными проблемами. Если гиперактивность рассматривать с точки зрения болезни, то логично, что прием лекарств обоснован. Если же гиперактивного ребенка оценивать, как очередного шалуна, то применение медикаментов необоснованно. Второй нелицеприятный момент заключается в том, что неоправданно большое количество детей из экономически и социально незащищенных меньшинств подвергаются принудительному медикаментозному лечению. А вследствие того, что многое в оценке состояния ребенка заключается «в глазах смотрящего» специалиста, возникает масса вопросов относительно точности диагноза и справедливости назначений. В любом случае, принимать решение использовать или нет психостимулирующие вещества, должны родители. При этом лучшее, чем могут помочь специалисты в области психического здоровья — это информировать о положении дел и альтернативных методах лечения.
Игровая терапия
Игровая терапия это одна из форм обычной психотерапии только в варианте удобном для работы с детьми. Она помогает понять маленьких детей, которые не в состоянии пока выражать свои проблемы и потребности вербально на том уровне, как это делают взрослые. Терапевт наблюдает за ребенком в так называемой свободной игре со специальными игрушками. При этом могут использоваться символически важные куклы. Например, мама и папа. Игровая терапия схожа с методом свободных ассоциаций, который изобрел всеми известный Фрейд. Выражение бессознательных побуждений и конфликтов ребенка дают терапевту заглянуть в его подсознание. Цель терапевта – помочь ребенку понять его бессознательную психодинамику через процесс интерпретации игры. Существуют специалисты, которые проводят сеансы не только с ребенком, но и его матерью (Stern, 1985). Некоторые специалисты даже выезжают на дом с целью обучения родителей по вопросам развития ребенка. Так же существуют сервисы поддержки для семей из группы риска (Laney, 1990; Musick, Clark, & Cohler, 1981; Fraiberg, Lieberman, Pekarsky, & Paul, 1981).
На сегодняшний день имеется мало научных доказательств того, что психоаналитическая игровая терапия способна справиться с какой-либо патологией в отрыве от других средств. Однако, множество клиницистов согласны с тем, что в качестве одного из инструментов игровая терапия является достаточно эффективной. Для большинства не аналитически ориентированных клиницистов цель игровой терапии несколько иная чем то, о чем мы говорили выше. Они считают, что данный метод хорош для построения доверительных отношений с ребенком. Мало, кто не согласен с данной точкой зрения.
Поведенческая терапия
Поведенческая терапия это совокупность различных методов лечения, которые были получены на основе принципов социального обучения из оперантных учебных лабораторий. Одна из методик поведенческой терапии была упомянута ранее. Речь идет о табеле успеваемости, который позволяет ежедневно давать родителям отзывы о поведении их ребенка в классе. Это помогает родителям обеспечить позитивное подкрепление у их ребенка для достижения целей в области поведения.
Основная цель поведенческой терапии – научить ребенка новым способам поведения за счет развития навыков или изменения когнитивных эмоциональных процессов. Помимо оперантной обусловленности используют методы, основанные на классической обусловленности, моделировании и когнитивной обработке. В целом поведенческие терапевты заслуживают похвалы. Они тщательно изучают эффективность каждого из вмешательств. Факты так же свидетельствуют об эффективности поведенческой терапии при лечении различных психологических расстройств у детей (Ross, 1978; Myres & Cohen, 1990).
Семейная терапия
На сегодняшний день семейная терапия — одна из самых популярных в мире для решения проблем внутри семьи. Семейные терапевты не верят, что проблемы детства возникают изолировано, поэтому на сеансы должна приходить вся семья (Gurman & Kniskern, 1980). Выходящее за рамки норм поведение ребенка рассматривается, как проблема всей семьи, так как ребенок является частью семейной системы. Индивидуальные детские психопатологии считаются лишь симптомами, которые служат прикрытием основных семейных беспорядков. Поведение ребенка служит для поддержания равновесия в семье. Устранение симптома может повлечь тревожность, кризис и необходимость реорганизации и стабилизации семейной системы. Например, пассивный отец получает своеобразное эмоциональное «вознаграждение» от агрессии ребенка в его адрес и саркастических оскорблений доминирующей жены. Снижение агрессии у ребенка может привести к тому, что отец станет тревожным и злым. Как следствие уровень конфликтности с женой возрастет еще больше.
Перед началом терапии могут даваться различные задания. Например, вся семья должна построить башню. Терапевт наблюдает за процессом и делает выводы относительно отношений внутри этой семьи.
Уже с самых первых исследований было понятно, что семейная терапия — успешный метод лечения детских психопатологий (Gurman & Kniskern, 1980; Hfzelbrigg, Cooper & Bordwin, 1978).
Общественная психология
Все 4 формы терапии, описанные выше, лечат детей с идентифицированными эмоциональными трудностями. Кроме того, если посмотреть внимательней, то можно отметить расширение так называемого экологического направления. От изолированного лечения мы постепенно переходим к лечению социальному. То есть от медикаментов к семейной терапии. Общественная психология придерживается еще более широкой экологической точки зрения. Она пытается поменять социальные условия среды проживания. Общественные психологи уделяют больше внимания профилактике расстройств, чем лечению нарушителей и признают 3 уровня профилактического вмешательства (Cowen, 1985). Первичная профилактика состоит в изменении социальных условий, которые вызывают трудности у детей. Сюда относится: улучшение школьных программ, обучение навыкам воспитания молодых родителей, а так же снижение концентрации свинца в окружающей среде. На этапе вторичной профилактики делается попытка выявить проблемы на раннем этапе. Для детей, которые находятся в группе риска развития когнитивных и социальных расстройств, предлагаются различные программы. Как пример можно привести проект Head Star, который помогает детям из социально и экономически неблагополучных семей подготовится к школе. Наконец, третичная профилактика включает в себя лечение детей, которые уже определены, как страдающие от множества проблем. Примерами третичной профилактики являются психологические и медицинские методы лечения.
К сожалению, психологи пока далеки от понимания конкретных причин, возникновения большинства детских психопатологий развития. Предполагать, что можно предотвратить все формы и стадии психопатологий в корне неверно. Для науки и общества важно, чтобы исследования продолжались. Работа Хенглера, которую мы рассмотрим в одной из статей цикла на ПСИБЛОГ о детских психопатологиях , демонстрирует эффективность экологичного мультисистемного подхода MST при лечении малолетних правонарушителей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, медикаментозная терапия ребенка с гиперактивностью, семейная терапия, игровая терапия, социальная терапия, психологическая терапия, поведенческая терапия, экологическое напрвление в психологии, MST терапия, мультисистемная терапия, помощь проблемным семьям, терапия для проблемных семей, псиблог психопатология развития.
Медикаментозное лечение.
Моё мнение, что изначально надо всегда пробовать исправить ситуацию ресурсами психики. Я зависимый и у меня были сильные мигрени каждые 2-3 недели по 3-4 дня. Так же у моего товарища. Начав жить трезво я перестал пить таблетки , а он нет. Прошло 2 года я перестал пить таблетки и больше склоняюсь к психосоматике, а он продолжает решать этот вопрос.
Игротерапия. Узнал что эффективный способ развивать и строить доверительные отношения с ребёнком.
Мой вывод из прочитанного в этой статье: специалисты ставят разные диагнозы и имеет разные подходы лечения. Это абсурд! Откликнулся раздел общественной психологии. Точнее пришло в голову, что с эмоциональным интеллектом. грамотным построением семьи и воспитанием детей, надо учить со школы сделать это отдельным предметом на 2 года. И тогда возможно эта задача решится более эффективно, чем вспоминать, когда у ребёнка нашли отклонения.
В результате прочтения статьи я ознакомился с основными методами работы с детскими психопатологиями. Согласна, что медикаментозная терапия не всегда оправдывает себя, имеет побочные эффекты, в том числе психологические. То есть, ребенок может соотносить своё поведение с употреблением лекарств, не замечая при этом своих успехов, либо наоборот, снимая с себя ответственность за поступки. А это уже требует дополнительной психологической коррекции.
Думаю, что многие доктора в нашей стране не имеют возможности разбираться в симптомах, причинах, диагностике заболеваний, часто подбирая лекарства для ребенка методом проб и ошибок. Хорошо, когда заинтересованные родители сами начинают вникать в проблему ребенка, не подвергая его излишним воздействиям медицинских препаратов.
Игровую терапию, я считаю эффективной формой психотерапии в сочетании с другими методами. И построение доверительных отношений с ребенком — это самое меньшее, на что способна игротерапия.
Безусловно, большую роль в лечении детских психопатологий играют поведенческая и семейная терапия. Мне было интересно узнать пример того, как поведение ребенка в семье обусловливает определенное равновесие. Пожалуй, стоит помнить, что семья — это сложная система и любое изменение одного из ее компонентов оказывает влияние на других.
Метод же общественной психологии, по-моему, самый трудоемкий в своем применении. Изменить социальные условия всегда сложно, а иногда и невозможно, но профилактика в этом случае очень важна. Мне, например, понравилась идея улучшения школьных программ и разработка специальных программ для детей из группы риска. Для успешного лечения детских психопатологий предлагаю пользоваться всеми доступными методами в комплексе.
Как же хочется найти таблетку, чтобы она и лечила и бле безопасной. Вот дал ребёнку, а он раз и послушный, внимательный. Но таких таблеток нет. А если и есть, то они явно не относятся к безопасным. Смотреть на проблему с игровой точки лечения — здорово. Да и детям иногда просто игр с родителями не хватает. Когда моя дочь играет в игрушки или общается с сестрой, то видно, на что надо обратить внимание в моём поведении. И тут плавно переходим к семейной терапии. Правильно,что так лечиться должны все члены семьи. Смысл лечить одного,если корень проблемы может быть и не он. Я за семейную терапию, которая принесёт пользу всем членам семьи.
Спасибо за статью. Интересно было узнать про разные методы. Про социальный метод я не знала. Или относилась к нему, как само собой разумеющее, только в отношении неблагополучных семей.
Благодарю за статью ! Из статьи для себя подчеркнула, что бывают в основном четыре направления лечения психопатологий у детей : медикаментозная, игровая, поведенческая, семейная. Узнала о побочных эффектах применения психостимуляторов у детей в виде задержки роста. Так же отметила , что игровая терапия эффективна только в совокупности с другими инструментами коррекции поведения ребёнка. В поведенческой терапии основной инструмент коррекции является табель успеваемости ребёнка, который помогает родителям узнать об успеваемости ребёнка в классе, и по результатам которого родители могут ставить новые задачи ребёнку и развивать новые навыки, тем самым меняя поведение ребёнка. Что касается семейной терапии, то ещё раз для себя подчеркнула, что проблема не появляется сама по себе, а рождается из семейного уклада семью, и что поведение ребёнка -это лицо психологического состояния семьи. И что , если появилась проблема в виде решения психопатологии у ребёнка, то на консультацию первым надо прийти родитеям. Так например, было и в моем случае. Мой сын с первых дней жизни был очень гиперактивен, и я как и положено лечила его всеми лекарствами, которыми только возможно, но это давало краткий эффект , и я чувствовала, что я просто стараюсь сделать его удобным для себя. И только тогда , когда я поняла , что мой сын -это отражение меня, что все его тревожности -это мои тревожности, то я стала работать над собой, над своим поведением. В результате , успокоилась я — успокоился мой сын, но, мне есть ещё над чем поработать в отношении себя, для того, чтобы мой сын чувствовал себя ещё более здоровым!
Психопатология – это дисциплина, занимающая исследованием причин, описывающая симптомы и возможности профилактики и лечения. Из статьи нового узнала, методов работы с психопатологиями существует много, но самые распространенные: медикаментозная терапия самая популярная, но она создают лишь краткосрочное улучшение в поведении и учебе. Вследствие долгого приема психостимулирующих веществ некоторые гиперактивные дети связывают свое поведение исключительно с приемом препаратов, а не с собственными личностными ресурсами. Игровая, помогает понять детей, которые не в состоянии пока выражать свои проблемы, а в виде игры со специальными игрушками. Данный метод хорош для построения доверительных отношений с ребенком. Поведенческая терапия совокупность различных методов лечения. Основная цель поведенческой терапии – научить ребенка новым способам поведения за счет развития навыков. Семейная терапия, самая популярная в мире – решение проблем внутри семьи. Интересный подход: терапевт дает задание всей семьи и наблюдает и делает выводы относительно отношений внутри этой семьи. Общественная психология объединила все подходы.
Благодарю за статью! 🙂
Успешность лечения психопатологий у детей, напрямую зависит от правильной постановки диагноза. Что, на сегодняшний день, как оказывается, весьма проблематично. И для родителей озабоченных данной проблемой, чревато массой противоречий. Которые вызваны различием в подходах диагностики и лечения.
Существует множество методов работы с психическими расстройствами. В данной статье я познакомилась с 5-ю основными. Такими как:
Медикаментозная терапия
Это применение различных психостимуляторов. Данный вид больше рассматривается в ключе кратковременных воздействий, к тому же имеет ряд негативных побочных явлений, в частности задержку роста.
Игровая терапия
С помощью специального игрового инвентаря, производится наблюдение за ребёнком. Данная терапия похожа с методом свободных ассоциаций, изобретённым Фрейдом. Через манипуляции с предметами в игровом формате проявляются бессознательные побуждения и конфликты ребенка. Задача терапевта – помочь ребенку, через процесс интерпретации игры.
Поведенческая терапия
Это совокупность различных методов. Данный вид терапии призван научить ребенка новым способам поведения за счет развития навыков или изменения когнитивных эмоциональных процессов.
Семейная терапия
Поведение, выходящее за рамки, поведения норм ребёнка, рассматривается в семейной терапии, как общесемейная проблема, и соответственно решается, так же сообща — в кругу семьи.
Общественная психология
Общественная психология придерживается более широкой точки зрения. Она пытается поменять социальные условия среды проживания. Общественные психологи уделяют больше внимания профилактике расстройств, нежели непосредственно лечению.
«Индивидуальные детские психопатологии считаются лишь симптомами, которые служат прикрытием основных семейных беспорядков», — по-моему, абсолютно верно. Ведь ребенок вырос таким, какой он есть, со своей гиперактивностью или другими проблемами именно в этой семье и именно эти родители и родственники повлияли на становление поведенческих реакций. Я, например, не могла быть гиперактивной, так как и мама, и папа чрезвычайно спокойные уравновешенные люди.
Из статьи узнала о методах работы с психопатологиями. Оказывается, что психостимуляторы дают лишь краткосрочное улучшение при медикаментозном лечении гиперактивности и ряд нежелательных побочных эффектов.
Мне больше импонируют другие методы: игровая терапия, поведенческая и семейная терапия, а также общественная психология, в которой уделяется внимание профилактике расстройств.
Отличная статья, особенно для тех, кто проводит эксперименты над своими детьми. Зачастую, родители не пытаются разобраться в проблемах детей, списывая поведение ребенка на возраст, сезонную раздражительность, оценки в школе и т.д. Они думают, что «волшебная таблетка» избавит их детей от этих проблем. Никто не хочет копаться в этом, зарываясь все глубже и глубже. Но помощь и состоит в том, чтобы найти корень проблемы. Как правило, вовремя проведенная работа со специалистом может уберечь детей от необдуманных действий в будущем. Семейная терапия, на мой взгляд, обладает одним из наиболее действенных способов, когда опытный терапевт(психолог) разбирается в проблемах семьи и по поведению родителей, по их отношению к ребенку и друг к другу, выстраивает модель поведения ребенка. В семейной терапии может применяться и игровая терапия, т.к. родители должны поддерживать ребенка в его развитии и обучении. А таблетки и прочие медикаменты в самую последнюю очередь. Обеспечьте комфортные условия для роста и развития ребенка!
В детстве я не страдала гиперавктивностью или каким-то непослушанием. Мама говорила, что я была самым покладистым ребенком и особо не капризничала. Из статьи я узнала, что существует очень много методов работы с психопатологиями у детей и для меня большинство перечисленных методов стали открытием. Такое понятие как поведенческая терапия, о которой я ничего не слышала, направлена на то, чтобы научить ребенка новым способам поведения за счет развития навыков. В ней используется такая методика, где с помощью табеля успеваемости родители ежедневно могут получать отзывы о поведении их ребенка в классе, что очень важно и эффективно. Ведь в наших школах учителя вызывают родителей, когда уже сложно что-то исправить. Еще, меня заинтересовала семейная терапия, о которой я слышала, но из статьи узнала, что поведение ребенка служит для поддержания равновесия в семье и что устранение симптома у ребенка может повлечь тревожность и кризис в семье. А еще, как оказалось, что семейная терапия — это один из успешных методов лечения детских психопатологий. Общественная психология тоже стала для меня открытием, т.к. я о ней мало что слышала. Смысл такой психологии в том, что она пытается поменять социальные условия среды проживания, также в ней уделяют большое внимание профилактике расстройств и она включает в себя три уровня профилактического вмешательства о которых рассказывается в этой статье. Спасибо за статью.
Да, детская психопатология трудно диагностируется. Как понять, что у ребенка сейчас проявляется психологическое заболевание или он просто балуется, или просто устал, или не знает как правильно себя вести в обществе. Видимо большая часть проблемы отдается на откуп родителям и специалистам. Родители принимают решение вести ребенка к психологу/психиатру или нет, а специалист принимает решение как такое поведение квалифицировать.
Применение всех методов терапий в лечении психопатологий имеют свой результат.
Медикаментозный, на мой взгляд, достаточно спорный так как зачастую вреда от него больше чем пользы . Да и применять этот метод надо с особой осторожностью.
Игровая терапия + поведенческая + семейная, хорошо работают в совокупности. Пробовала такой системой работать с ОЧЕНЬ активным ребенком, у которого ко всем прочим проблемам был энурез и получилось снять обострение и на данный момент ребенок стабилен, достаточно управляем. Конечно, никуда не деться от работы с родителями и это важная составляющая в работе с такими детьми. Правильная организация пространства, в котором ребенок развивается, будет способствовать снижению степени возбуждения и повышению степени вовлеченности в процессы.
Из статьи я узнала о методах работы с психопатологиями у детей.На мой взгляд медикаментозный метод самый «простой», но не самый эффективный, особенно у детей.Я склоняюсь все таки обходится без таблеток,антидепрессантов и т.д. На мой взгляд причину надо искать глубже и уже потом работать с ней.Не спорю, что возможно есть случаи где нужна медикаментозная помочь, но это я думаю если совсем запущенный случай или какие-то серьёзные психические расстройства.Мне ближе семейная и игровая терапия.На мой взгляд практически все зависит от семьи где вырос ребёнок и от родителей, которые принимали участие в воспитании ребёнка.Бывают конечно и случаи когда ребёнку наносится психологическая травма вне дома (школа,садик,компания и и тд).Тут я думаю не мало важно попасть к хорошему специалисту, который выберет индивидуально подходящий метод.Спасибо за информацию.
Я думаю, указанные методы лечения психопатологий должны использоваться в комплексе. Игровая терапия позволяет понять детей, которые пока не могут облечь свое состояние в слова, но бессознательно в игре копируют и ситуацию в семье, и выплескивают свои эмоции в игре. Отметила для себя методы поведенческой терапии, а именно социальное обучение и развитие навыков, изменение имеющихся эмоциональных процессов или, видимо, моделей поведения. Семейная терапия, конечно же, оправдана. Ни одна проблема ребенка не возникнет на пустом месте, она зависит от проблем родителей, поведения в семье, причем, возможно, напрямую ребенка не касающихся. Не совсем согласна с автором статьи в том, что принимать решение о приеме таблеток должны только родители. Родители с большей охотой будут рассматривать своего ребенка как «шалуна», чем признавать у него какую-либо серьезную психопатологию. Они не всегда могут определить степень серьезности состояния, и уж тем более, как правило, не могут знать о последствиях психопатологии. Да, я согласна, что есть необоснованные назначения, и есть побочные действия препаратов, но все-таки необходимость назначения лекарственной терапии должен определять специалист. Другое дело, что его квалификация может позволить установить диагноз, и врач должен «вести» ребенка, с коррекцией и возможной отменой назначений. Общественная психология – это профилактика развития психопатологий. Все три уровня профилактики должны работать в комплексе. И улучшение социальной среды, и работа с молодыми родителями, и работа с детскими группами риска направлены на развитие культуры семьи, на общее гармоничное развитие ребенка. Эти программы работают более широко, чем лечение какой-то конкретной формы психопатологии.
Благодарю за статью. Узнала сколько методов лечения детских психопатологий есть. Не думала, что для детей переменяется медикаментозное лечение. Никогда не воспринимала такое лечение в сфере психологии, в это случае слово «лечение» для меня всегда в кавычках, потому что я считаю, что это не лечение, а просто как облегчение для физического тепла, так как пока не проработаешь то, что в голове, то проблема от таблеток не уйдёт. Мне кажется, что семейная терапия самый действенный метод лечения, так как там задействована вся семья, и как подмечено в статье котёнок часть семейной системы, соотвественно в семейной психотерапии работают и с родителями, учат как обращаться с ребёнком, что бы как минимум не усугубить ситуацию.
Авторы статьи честно и открыто заявляют,что»Дело в том, что лечение во многом зависит от диагноза, а постановка диагноза при наличии психопатологии на сегодняшний день, к сожалению, не может быть точной. Каждый специалист придерживается определенных теорий и не всегда они совпадают».И даже не смотря на это, медикаментозные методы лечения занимают практически первое место для лечения любых состояний…Грустно, мне грустно!Помню как я малоопытная мамаша доверилась школьным функционерам и после положительной реакции Манту отвела своих детей в туберкулёзный диспансер,где им прописали убойные таблетки.После курса «лечения» сделали повторный тест-проба всё равно была увеличена.Прописали новый курс без дополнительных исследований.Тогда я перестала кормить детей таблетками,а начала их поить козьим молоком.В результате всё пришло в норму.Из этого я сделала вывод,что спасение утопающего дело рук самого утопающего» и постановка диагноза ещё не сам диагноз в нашей медицине.Поэтому я согласна с авторами статьи ,что «индивидуальные детские психопатологии считаются лишь симптомами, которые служат прикрытием основных семейных беспорядков».И начинать лечение нужно с сеансов семейной терапии.
В следствие того, что самым сложным в этом вопросе является поставить верный диагноз , многое в оценке состояния ребенка заключается «в глазах смотрящего» специалиста. Здесь возникает масса вопросов относительно точности диагноза и справедливости . Поэтому я против медикаментозной терапии и назначений всем подряд.
Важно еще что в статье гооврится о том, если гиперактивность рассматривать с точки зрения болезни, то логично, что прием лекарств обоснован. Если же гиперактивного ребенка оценивать, как очередного шалуна, то применение медикаментов необоснованно. Поэтому я всегда за альтернативные методы лечения.
Интересна поведенческая терапия , то есть,как я узнала из статьи , с помощью ее можно научить ребенка новым способам поведения за счет развития навыков или изменения когнитивных эмоциональных процессов.
Откликается мне также позиция Семейных терапевтов. Они не верят, что проблемы детства возникают изолировано, поэтому на сеансы должна приходить вся семья. Поведение ребенка служит для поддержания равновесия в семье. Я с эттм сталкиваюсь очень часто и вижу как дети ,как лакмусовая бумажка отражает и влияют на проблемы семьи. И тут либо родители хотят работать и признавать это, либо просто срываются на ребенке. И ведут его самого к психологу.
Общественная психология пытается поменять социальные условия среды проживания. Не понятно каким образом это происходит у нас? Я у нас личнов городе не слышала о том, что некоторые специалисты даже выезжали на дом с целью обучения родителей по вопросам развития ребенка. Как раз наоборот таких сервисов поддержки для семей нет еще. Это не прибыльное дело и государство мало об этом заботиться к сожалению.
Заинтересовал экологичный подход использовать мультисистему для решения проблем с разными психопатологиями. Думаю только только так и возможно
Я думала, только психологическими сеансами и медикаментозное лечатся психопатические расстройства. А оказывается столько действенных способов! Игровая терапия, поведенческая терапия для меня совершенно новые способы работы с гиперактивностью и других расстройств у детей. Очень меня впечатлил пример проведения семейной терапии с элементами игры Я так понимаю, что профессиональные психологи могут по разговору детей с родителями уже понять, что происходит в их семье. Есть момент, который меня расстраивает, что медикаментозная терапия применяется чаще, чем остальные виды терапии и я так понимаю, что это происходит по причине отсутствия специалистов, способных распознать психосоматические расстройства и применить другие альтернативные способы помощи детям и родителям. Так что, вся страна смотрит на нас, студентов института практической психологии и бизнеса…
Статья затрагивает достаточно интересную и важную тему детских психопатологий и в частности вопрос лечения этого печального явления. Именно подробное рассмотрение, раскрытие такой важной темы является ключевой базой для определения комплекса методов лечения психопатологии в целом. Список методов на самом деле не содержит в себе новых и неведомых способов лечения, однако достаточно важно именно понимание соотношения того какие методики являются наиболее приемлемыми и эффективными при лечении психопатологий детей.
Достаточно показательны описанные виды методик лечения психопатологий , их четкое и понятное описание, к тому же в данной статье есть краткое обозначение соотношения методик между собой. Статья действительно важная и содержательная.
Из статьи узнала о пяти самых распространенных методах лечения детских психопатологий. В методе медикаментозной терапии показалась интересной информация о том, что некоторые дети начинают связывать своё поведение с приемом препаратов, как бы снимая с себя ответственность за своё же поведение.
Очень близок для меня метод игровой терапии, когда терапевт наблюдает за игрой ребенка и с помощью игры корректирует его проведение. Иногда использую этот метод со своей дочкой. Видя, как она играет с куклами, я понимаю, какие у нас с ней отношения, какие отношения у неё со сверстниками и даже какие у нас отношения между собой с мужем. Если я хочу что-то объяснить ребенку, а он это не принимает, сделать это легче всего в игре с куклами, когда кукла-мама объясняет что-то кукле-дочке, и дочка с радостью бежит делать.
Поведенческую терапию (если я правильно поняла суть метода) используют часто на кружках. Мой ребенок ходит на танцы и фигурное катание. И там, и там просят приносить блокноты, в которые вклеивают красивые наклейки, если ребенок не баловался, слушался и выполнял задания.
Очень понравился метод семейной терапии. Узнала из статьи, что поведение ребенка служит для поддержания равновесия в семье. И что устранение симптома может повлечь куда более тяжелые последствия, чем если этот симптом сохранится. У меня в голове сложился пазл, почему ребенок ведет себя определенным образом с отцом. Мы пытались долгое время устранить этот симптом, но сделать это не удалось. Видимо, к счастью не удалось. Захотелось пройти этот метод на практике.
Интересным фактом для меня стало то,что постановка диагноза при наличии психопаталогии на сегоднешний день не может быть точной.То что теории которым придерживаются специалисты в разных областях,таких как медицинская,игровая,поведенческая,семейная терапии и общественная психология, не всегда совпадают.
Так же для меня интересен тот факт, что получит ребенок помощь или нет зависит от основных родителей этого ребенка ,смогут ли они вообще разглядеть психопоталогию как таковую или в общем обратят ли внимание на изменения происходящие с ребенком. Это в состоянии сделать только единицы, не каждый родитель способен понять т.к. является основным источником наличия психопотологии у своих детей.Парадокс.Я считаю,что изменения в обществе в целом, в его минталетете,способно уменьшить развитие психопоталогий.
Родители, стремящиеся помочь своему ребенку справиться с психопатологией, могут столкнуться с рядом трудностей: сначала с трудностями в постановке диагноза из-за многообразия теорий, которых придерживается тот или иной специалист. И даже если диагноз установлен, родители получают много противоречивых рекомендаций. Это дезорганизует и сеет панику, могут опускаться руки из-за непонимания, в каком же направлении двигаться. Я понимаю таких родителей. На мой взгляд, важно самому знать основные способы работы с психопатологиями, доверять специалисту и наблюдать за ребенком, за изменениями, происходящими с ним, быть чутким и отзывчивым к его состоянию и поведению. А начинать нужно с себя. Чаше всего именно родители являются источником психопатологий у ребенка. На это также есть множество причин и важно работать комплексно.
Из всего множества методов работы с психопатологиями самыми распространенными являются пять — медикаментозная терапия, игровая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия и общественная психология, являющаяся пожалуй самой затратной, но оно того стоит. Согласна с тем, что родительской компетенции нужно обучать, как отдельной профессии, еще в школе.
Читал подобную статью месяц назад. В данном случаи, был добавлен способ семейной психотерапии. Как было сказано уже в предыдущей, статье, медикаментозный способ лечения с помощью нейро-стимуляторов ведет к результату, и сглаживает поведение ребенка. Это самый простой и быстрый способ решить проблему. Но он же является и наиболее не безопасным для ребенка, т.к медикоментозная нагрузка ведет к до конца неизученным последствиям на дальнейшее развитие ребенка. И есть альтернатива, в виде психотерапии, где трудности ребенка являются сигналом к тому, что в семье наблюдаются трудности. И в этом случаи работать придется уже «всей семье». Без преувеличения. Что может быть неудобным,дорогим ввиду экономических трудностей и т.д. Сложно…
Я наблюдаю эволюцию во взглядах на детские психопатологии и на методы их лечения.
От самой примитивной и индивидуалисткой гипотезы: что-то сломалось в голове, давайте дадим стимуляторов и все будет работать как надо. Если бы человек был машиной, а голова двигателем — то прекрасно! Залил новое масло в присадками и компрессия выровнялась.
Даже для машины это не всегда сработает, есть тысячи факторов, которые влияют на ее благополучие: качество топлива, дорог, запасных частей и даже чистота в автосервисах.
Для человека этих факторов, думаю, еще больше.
Поэтому экологический подход к работе с психопатологиями мне нравиться больше. Здесь мы работаем с системой в целом.
Изменяя коренные причины поведения, а не косвенные факторы.
К сожалению при обнаружении у детей, различных психопатологий, в основном используют медикаментозную терапию, которая »глушит» нервную систему и тормозит развитие и в том числе когнитивное. Т.е боряться с симптомами. На мой взгляд, это может быть связано с тем, что поведенческая терапия, игровая терапия, семейная терапия, требует больших ресурсных затрат, определенной квалификации и компетентности. Конечно более эффективная терапия в основном является комплексной.
Я считаю, что если терапия направлена на помощь ребенку с психопатологией и его семье, тогда медикаментозная терапия, будет использоваться в крайних случаях или как дополнение к основной терапии.
Поэтому психотерапия и ее методы, эффективны и безопасны при работе (лечении) психопатологических нарушений.
Я узнал о 5 методах работы с психопатологиями у детей. Некоторые из них я уже видел раньше. Например, в голливудских фильмах психолог предлагал ребенку поиграть с 2 куклами. Теперь я знаю, что это игровая терапия.
Медикаментозная терапия мне кажется крайним методом. Каждое лекарство вмешивается в процессы организма, а при регулярном приеме может вызывать зависимость. То есть без него организм уже «не знает» что делать.
Игровая терапия — легкий и интересный способ познакомиться и расположить к себе ребенка.
Поведенческая терапия — это близко к психотерапии. Она вызывает у меня доверие.
Семейная терапия, в случае с ребенком, мне кажется чуть ли не обязательной. Я начинаю думать, что работать с ребенком в отрыве от его родителей — непродуктивно.
Общественная терапия — хорошо и правильно. Однако, отдельные специалисты вряд ли могут ей заниматься. К тому же, в нашей стране, как мне кажется, она очень слабо развита. Так что мне кажется, что наиболее разумным в работе с детскими психопатологиями использовать игровую, поведенческую и семейную терапию.
Упоминание семейной терапии всколыхнуло во мне воспоминание о недавней семейной консультации, на которой мы с моей женой были клиентами. Это был крайне волнительный, но позитивный опыт для меня.
Все же для каждого конкретного ребенка скорее всего будет свой набор метод, помогающим при лечении психопатологии. Закончил читать недавно книгу, которая буквально агитирует заниматься спортом, так вот в этой книге много внимания уделено подростковым психическим заболеваниям и какую роль в восстановлении может сыграть спорт. Там часто говорилось о том, что само по себе медикаментозное лечение приносит быстрый результат, но часто имеет и ряд побочных явлений: возникает зависимость, откат к еще более худшему результату при окончании приема препарата, чем был до начала приема, плюс различные физические недомогания. Из тех статей, с которыми я познакомился до, мне становится очевидно, что комплексный подход более универсален и дает лучшие результаты, чем только один метод.
Из статьи узнал, что в сфере лечения детских психопатологий все больше наблюдается тенденция «экологичного» подхода. Это означает, что специалисты все больше стараются перейти от индивидуального лечения конкретных детей к комплексной терапии семьи и окружающих социальных условий. Безусловно, это правильная тенденция, раз медикаментозное лечение вызывает так много побочных явлений. До такой степени, что вызываются физические отклонения, как например, задержка роста от длительного приема психостимулирующих веществ. Обратил внимание, что это еще и стимулирует детей «сваливать вину» за свое поведение на таблетки, вместо того чтобы искать внутренние мотивы и справляться с ними. Однако, не могу полностью согласиться с выраженной здесь мыслью, что решение о приеме медикаментозных препаратов должны принимать родители. На мой взгляд, у них в любом случае меньше оснований принимать решение, чем у специалиста в этой области. Здесь уже идет речь просто о доверии к врачу. На худой конец, можно изучить мнение нескольких специалистов, если есть какие-то сомнения. Хотя, безусловно, альтернативные методы лечения никто не отменял.
Интересно было узнать подробности об игровой терапии, как специалист на основе бессознательных проявлений в поведении ребенка может делать выводы о проблемах и корректировать их через интерпретацию игры для ребенка. Важно, на мой взгляд, и то, что в эти игры могут быть вовлечены родители. Поскольку как раз следующим шагом идет семейная терапия, способствующая корректировке отношений уже между всеми членами семьи. В целом, спасибо за интересную статью!
У детей сложно определяется психопатология из за сложности постановки диагноза . Методов лечения моно и один из них медикаментозный. Правда он самый опасный, хотя самый быстрый по эффективности. При этом способе лечения ребёнок может перекладывать ответственность за своё поведение на таблетки . Что в свою очередь так же может вырасти в проблему, которую прийдется в последствии лечить. Другие способы являются более экологичным: игровая терапия, поведенческая, семейная, общественная. Только на мой взгляд в этой терапии должны принимать участие подготовленные люди. Не всегда в семье родители обладают навыками сдержанности и педагогичности, что бы помочь ребёнку . На мой взгляд такая терапия должна быть под присмотром специалистов и прямом участии их.
Очень интересно было узнать о методах лечения детских психопатологий. Абсолютно согласна с автором в том, что очень важно для общества продолжать исследования в этой области. В частности, попытаться все же выяснить точные причины возникновения таких расстройств, определиться с их классификацией и уйти, по возможности, от субьективизма в постановке диагноза и методов лечения конкретной патологии. Относительно методов лечения, наименее желательным, на мой взгляд, является медикаментозное лечение, поскольку эффект его неясен, последствия непредсказуемы, возможно негативных моментов больше, чем позитивных. Игровая терапия для работы с детьми очень важна и может скорее выявить какие-то скрытые поблемы у ребенка и его от ношениях с близкими. В лечении может применяться в составе комплексной терапии (по мнению специалистов). Семейная терапия, на мой взгляд, наиболее эффективна, поскольку, кроме точечного лечения помогает создать для ребенка комфортные психологические условия в семье. Общественная, думаю, что это скорее терапия будущего, комплексная по подходу, она поможет организовать жизнь ребенка так, что патологические расстройства не смогут возникнуть или будут эффективно и успешно излечиваться.
Узнал, что существует несколько видов работы с психопатологией и узнал, 5 видов лечения психопатологий у детей.
Меня удивило, что есть так сказать обратная сторона медикаментозного лечения и что по факту нельзя сказать можно ли лечить ребёнка лекарствами или нет, т.к. нельзя определить что это за болезнь, ведь большинство проявляются в более осознанном возрасте.
С такой реакцией когда ребёнок говорит, что не принимал таблетку и из-за этого ведёт себя плохо. Можно сказать, что таблетка для него это сдерживающий фактор.
По большей части информация применима для воспитания детей и понимания что есть несколько вариантов выхода из сложившихся обстоятельств.
Натолкнуло на идеи того, что у нас кроме медицинской, остальные практически не развиты. И альтернатив нет.
Спасибо за статью. Новое понятие для меня оказалось «детская психопатия». Из статья я поняла. Психопатия – это нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. я считаю, что родители должны постараться завоевать уважение своих отпрысков, а для этого им нужно быть последовательными и рассудительными не пускать слов на ветер. К примеру, как только ребенок начинает вести себя из рук вон плохо, нужно объяснить ему, что за его поведением неминуемо последует ваша реакция, и отвернуться. Как только ребенок успокоится, можно продолжать диалог с того места, на котором вы остановились, при этом следя за тем, чтобы ваши интонации были спокойными. Вознаградите ребенка вашим вниманием за его хорошее поведение и запаситесь терпением.
Из статьи я узнал пять самых распространенных методов работы с психопатологиями. Странно, что в статье я не увидел связи между выбором метода лечения и степенью тяжести заболевания. Прочтение стать натолкнуло меня именно на идею того, что разные методы имеют разную степень интенсивности воздействия. Меня удивило, что медикаментозный метод лечения используется и на детей. В моём понимании медикаменты не могут иметь только положительный эффект. Т.е. всегда есть какие-то побочные действия и негативные последствия. Думаю, его распространение связано с легкостью применения. В случае же со всеми видами терапии трудозатраты и скорее всего финансовые траты будут значительно выше. Если же взять описанный в статье экологический подход, то мне он видится наиболее оптимальным. Другое дело, что я пока себе слабо представляю, как он хоть каким-то образом может быть реализован в нашей стране. В любом случае, у родителей есть выбор в методах и средствах лечения.
Статья продуктивна. Собраны основные варианты работы психотерапевта с детьми. С профессиональной точки зрения это безусловно полезно-узнать и собрать в одну кучу все известные методы психологии. Совершенно меня не прильщает подход медикаметозный, в особенности для гиперактивных детей. То есть родители с помощью таблеток хотят усмирить своего ребенка. а ребенку всего лишь надо было вниманиесо стороны своих родителей. остальные подходы в руках хороших специалистов могут творить чудеса.Игротерапия — вообще мне близка, так как именна эта область м метод работы мне близок больше всего. К каждому ребегку нужен свой индивидуальный подход и свой психолог,если требует того ситуация. А решение проблемы всей семьей-это как раз отражение желания родителей решить сложиашиеся проблемы.
Статья продолжает тему лечения детских психопатологий. Новое узнал что есть пять методов работы с психопатологиями. Медикаментозная терапия для ребенка мало подойдет, даже в статье приведен пример как ребенок говорит о том что плохо себя ведет потому что не принял таблетку. Думаю это может плохо сказаться на его развитие. Да и физическое развитие из за приема препаратов у ребенка начинает страдать. Игровая терапия, семейная терапия, общественная психология одно понятие выходит из другого. Игровая терапия вариация для работы с маленькими детьми. Семейная сама популярная все члены семьи принимают участие. Общественная психология мы от изолированного лечения постепенно переходим к лечению социальному.
етская психопатология, будучи самостоятельной клинической дисциплиной, сосредоточена на изучении патогенетических и этиологических механизмов развития и течения психических проблем у детей/подростков. В рамках этой науки прорабатываются методики клинических или лабораторных диагностических исследований. Докторами разрабатываются и утверждаются экспертные критерии, вопросы прогноза течения той или иной болезни в младенческом и подростковом возрасте. Психопатология детского/подросткового возраста охватывает такие важные проблемы, как детский аутизм, невротизацию личности, шизофрению, различные расстройства пограничного типа, прочие соматические заболевания. При этом особенный акцент ставится на различии симптомов течения перечисленных расстройств у взрослых или у детей. Также есть психогенные расстройства. Они присущи только раннему возрасту, но, практически,не отмечаются у взрослых.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о пяти методах лечения психопатологии: медикаментозная терапия, игровая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия, общественная психология. Я считаю, что медикаментозное лечение борется со следствием: гиперактивностью и расстройством поведения, а не с причиной. Тем более что даже в самой статье говорится, что эффективность применения препаратов не доказана и нет прямых доказательств того, что нарушение является результатом болезни. Следовательно, с причиной следует бороться на уровне психологическом с применением альтернативных способов лечения, которые мягко, без использования психотропных препаратов, восстанавливают психологическое состояние ребенка.
Прочитав статью, я узнал про методы работы психопатологиями у детей. Конечно, медикаменты, может быть и легкий способ помочь, но проблема, описанная в конце достаточно важная, а именно, что успех и продвижение в терапии будет считаться, как положительный результат от медикаментов, а не собственных внутренних ресурсов. И я думаю, что это очень важно. На счет игровой терапии — даже не знаю, не сталкивался. Думаю это хорошая возможность понять проблему, наблюдая за играми ребенка. Возможно тут можно увидеть разные ситуации, на основе которых можно предположить, где кроется проблема или какую форму имеет. А вот семейная терапия, я думаю, что это самое то что нужно. В большинстве своем многие психологический проблемы берутся из семьи, а значит и решать эти проблемы есть смысл в семье и с семьей. Так что я думаю, что если есть трудности у ребенка, то нужно решать их всей семьей. Спасибо за статью.
Прочитав статью узнал, что при использовании семейной терапии, устранив один симптом можно вызвать ещё более худшие последствия, так как один из членов семьи может стать более злым и агрессивным. Получается все друг от друга зависят. Как в пирамиде из кубиков, вытащив один, можно вызвать необратимые последствия. Аккуратнее нужно быть.
Когда я учился в школе, мы дрались через день и это было нормой. Все пропадали на улице, на стройках, играли в хоккей, футбол, клёк, доганялки, было весело. А теперь все дети пропадают за телевизором и компьютером и вполне вероятно, что ответ, я сегодня не пил таблетку, будет скоро нормой. Школьники нынче другие пошли. Раньше дрались, а щас чуть что самоубийство. Неадаптированные к трудностям и жизни.
Методы лечения детских психопатологий, до прочтения данной статьи я никоим образами не сталкивался с данным понятием и не знал какие методики работы с детьми и взрослыми существует , чтобы помочь ребенку справится с его проблемой и дать ему возможность полноценно после выявления и устранения патологии развиваться и существовать в мире полном сюрпризов.Из статьи я узнал 5 методик, такие как медикаментозная терапия, игровая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия и общественная психология , при этом в профессиональном так и личностном плане я отметил, что использую какую то одно из методик 100 процентного результата достичь не возможно, поэтому необходимо применять комплекс программ. Спасибо.
Для себя я отметила , что психопатология — это очень важная тема для человечества . Я поняла это не из этой статьи , а из количества статей на данную тему . Соответсвенно , проводится множества исследований , эту тему изучают .
В статье узнала о пяти методах лечения психопатологии: медикаментозная терапия, игровая терапия, поведенческая терапия, общественная психология и
семейная терапия. Каждый метод думаю может иметь успех . Ну или в совокупности они . Но при условии , что за дело берутся профессионалы и заинтересованные в результате люди . Ведь мало прописать таблетки или поиграть с ребёнком . Важно точно знать , что лекарства помогут , и что ещё важнее , не нарядят. Что «поиграть» не имитация деятельности , а что вы нашли правильную методику .
Любая статья, которая помогает разобраться с психологическими сложностями у детей, для меня, является очень важной. Так как проблема отклонений в детской психике очень слабо изучена. И наука психология на самом начале пути. Прочитав 4 способа работы с детьми, я понимаю, что склоняюсь больше к семейной психологии. Я вообще не вижу смысла заниматься с ребёнком, не прорабатывая общую ситуацию в семье. Я согласна с тем, что очень редко бывают отклонения в отрыве от семьи. Если патология и возникла вне зависимости от того, что происходит в семье. То уж точно то как она будет развиваться и действовать зависит от того, что происходит дома. И мне совсем не близка идея медикаментозного лечения. Я против того, чтоб детей пичкали таблетками. Тем более с учётом того, что многии патологии не исследованы как надо. То есть эти таблетки иногда вообще могут быть не оправданы. Зачем травить ребёнка, ещё и лекарствами, которые затормаживают развитие.
Спасибо за подроьное описание методов помощи детям с психопатологиями. Понимание того, какие есть методы помощи, расширяет мое представление о психологии и проблемах детей. Удивительно, что несмотря на годы изучения тема гиперактивности так и остается открытой и не решенной. Что это, как это лечить и надо ли это делать… Каждый из описанных методов хорош в определенных ситуациях и задачах. Как я понимаю, медикаментозный метод — это самый крайний случай, когда все действительно плохо и дтугие методы не работают. Игта — больше подходит как диагностический метод, чтобы понять, что прлисходит с ребенком и что делать с ним дальше. А вот остальные методы находятся между и могут действительно помогать и что то менять.