Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Связь между ментальными образами и эмоциями оказалась более тесной, чем мы предполагали

Как показали результаты нового исследования UNSW (Сидней, Австралия), людей с афантазией — то есть неспособностью визуализировать мысленные образы — труднее напугать страшными историями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образы могут иметь более тесную связь с эмоциями, чем считалось ранее.

Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B. В ходе исследования было изучено, как люди с афантазией реагируют на чтение страшных сценариев, таких как преследование акулой, падение со скалы или нахождение в самолете, который вот-вот разобьется.

Исследователи смогли физически измерить реакцию каждого участника на страх, наблюдая за изменением уровня проводимости кожи. Другими словами, насколько сильно история заставила человека потеть. Этот тип теста обычно используется в психологических исследованиях для измерения физического выражения эмоций в организме.

Согласно полученным данным, страшные истории теряли свой фактор страха, когда читатели не могли визуально представить себе сцену. Таким образом, было выдвинуто предположение, что образы могут иметь более тесную связь с эмоциями, чем ученые считали ранее.

«Мы нашли самые убедительные доказательства того, что ментальные образы играют ключевую роль в соединении мыслей с эмоциями», — утверждает профессор Джоэл Пирсон (Joel Pearson), старший автор исследования и директор научной лаборатории «Умы будущего» (Science’s Future Minds Lab) при UNSW(Австралия, Сидней).

«Во всех наших исследованиях на сегодняшний день это самая большая разница, которую мы обнаружили между людьми с афантазией и всеми остальными.»

Чтобы проверить роль визуальных образов во время чувствования эмоции страха, исследователи направили 46 участников (22 с афантазией и 24 с образным мышлением) в затемненную комнату. На кожу к ним прикрепили несколько электродов. Известно, что кожа становится лучшим проводником электричества, когда человек испытывает сильные эмоции, а особенно страх.

Затем ученые вышли из комнаты и выключили свет, оставив участников в одиночестве, а на экране перед ними появился текст истории.

Начало было безобидное. Например, «Вы на пляже, в воде» или «Вы в самолете, у окна». Но по мере того, как рассказы продолжались, напряжение медленно нарастало, будь то темная вспышка на волнах вдалеке и люди на пляже, указывающие на неё, или огни кабины, тускнеющие, когда самолет начинает трястись.

«Уровень проводимости кожи быстро начал расти у людей, которые могли визуализировать эти истории», — отмечает профессор Пирсон. Чем дальше длился рассказ, тем сильнее реагировала их кожа.»

«Но у людей с афантазией уровень проводимости кожи в значительной степени оставался ровным.»

Чтобы проверить, что различия в порогах страха не вызывают ответной реакции, эксперимент повторили с использованием серии страшных изображений вместо текста, таких как фотография трупа или змеи с клыками.

На этот раз от фотографий у обеих групп по коже поползли мурашки.

«Эти два набора результатов предполагают, что афантазия не связана со сниженным уровнем эмоций в целом, но специфична для читающих страшные истории», — заявляет проф. Пирсон. «Эмоциональная реакция страха присутствовала, когда участники визуально видели страшные события.»

«Полученные данные свидетельствуют о том, что образность является эмоциональным усилителем мысли. Мы можем думать о чем угодно, но без образов мысли не будут иметь такого эмоционального «бума».»

Жизнь с афантазией

Афантазия поражает 2-5% населения, но до сих пор ещё очень мало известно об этом отклонении.

Исследование UNSW, опубликованное в прошлом году, показало, что афантазия связана с широко распространенным паттерном изменений других когнитивных процессов, таких как запоминание, сновидение и воображение.

В то время как большинство предыдущих исследований афантазии были сосредоточены на поведенческих паттернах, это исследование использовало объективную меру проводимости кожи.

«Эти данные еще больше подтверждают афантазию как уникальное, поддающееся проверке явление», — считает соавтор исследования доктор Ребекка Кеог (Rebecca Keogh), ранее работавшая в UNSW, а теперь в Университете Маккуори.

«Эта работа может стать потенциально новым объективным инструментом, который может быть использован для подтверждения и диагностики афантазии в будущем.»

Идея этого эксперимента возникла после того, как на дискуссионных площадках, посвященных афантазии, исследовательская группа заметила неоднократное мнение о том, что многие люди с этим заболеванием не любят читать художественную литературу.

Хотя полученные результаты свидетельствуют о том, что чтение может быть не столь эмоционально воздействующим фактором на людей с афантазией, проф. Пирсон считает, что результаты основаны на средних значениях, и не у всех с афантазией будет одинаковый опыт чтения.

Исследование также было сосредоточено на страхе, и другие эмоциональные реакции на вымышленные обстоятельства могли быть другими.

«Афантазия бывает разной», — считает профессор. «У некоторых людей нет зрительных образов, в то время как у других людей нет образов на одно или несколько чувств. Некоторые люди видят сны, а другие — нет.»

«Так что не беспокойтесь, если у вас афантазия и вы не подходите под эту формулу. Существуют всевозможные вариации афантазии, которые мы только начинаем открывать.»

В дальнейшем Профессор Пирсон и его команда из Лаборатории «Умы будущего» планируют исследовать, как такие расстройства, как тревога и посттравматический синдром, могут по-разному переживаться людьми с афантазией.

«Афантазия — это нейронное отличие», — считает Пирсон. «Это удивительный пример того, насколько разным может быть наш мозг и сознание».

 

 

Оригинальная статья: Sherry Landow — I ain’t afraid of no ghosts: People with mind-blindness not so easily spooked, March 2021

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психология, афантазия, образное мышление, страх, страх привидений, mind-blind, отсутствие образного мышления, фантастика

 

 

 

55280cookie-checkЛюди с афантазией не боятся привидений