Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Новое исследование, опубликованное в журнале Evolution and Human Behavior, показало, что люди удивительно чувствительны к небольшим различиям в том, насколько привлекательными или физически грозными кажутся другие люди. Участники быстрее и с большей вероятностью выбирали человека, которого считали более привлекательным или сильным, если разница между двумя людьми была более выраженной, но даже незначительные различия влияли на их выбор и время реакции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наш разум тонко настроен на распознавание черт, которые, возможно, влияли на социальные и репродуктивные результаты на протяжении всей истории человечества.

Ученые из Карлова университета провели исследование, чтобы лучше понять, как люди оценивают физические характеристики, имеющие значение при социальном взаимодействии, такие как привлекательность и сила. Хотя прошлые исследования показали, что люди могут определять такие черты, как доминантность или красота, только по чертам лица, большинство из них представляли изображения по одному или сравнивали очень разные изображения — например, измененные в цифровом формате лица, которые выглядят более мужественными или женственными. Проблема в том, что в реальной жизни социальные решения редко предполагают столь выраженный контраст.

Цель исследования заключалась в том, чтобы проверить, одинаково ли хороши люди в обнаружении более мелких, естественных различий между людьми. Исследователи хотели выяснить, улучшается ли способность участников к суждениям постепенно, шаг за шагом, по мере увеличения различий между людьми, и существует ли порог, ниже которого люди уже не могут достоверно определить, кто более привлекателен или грозен. Если бы такой порог существовал, это позволило бы предположить, что, когда два человека выглядят очень похожими, наблюдателям, возможно, придется угадывать. Если же, напротив, с увеличением разницы суждения постоянно улучшались, это свидетельствовало бы о том, что человеческое восприятие тонко настраивается даже на тонкие различия.

Чтобы выяснить это, исследователи провели два взаимосвязанных исследования. Одно из них представляло собой онлайн-эксперимент с 446 участниками, а другое — контролируемое очное исследование с 56 участниками. Все участники были в возрасте от 18 до 40 лет и были набраны через социальные сети.

Участникам было показано 30 пар мужских лиц и 30 пар мужских тел. Это были фотографии реальных людей — бойцов смешанных единоборств, которые естественно различались по внешнему виду. Ни одно из изображений не подвергалось цифровым изменениям, а фотографии лиц и тел были представлены отдельно. Участникам в случайном порядке предлагалось оценить либо привлекательность, либо грозность, и они должны были выбрать более привлекательного или грозного человека в каждой паре. Изображения были представлены рядом друг с другом, и участников поощряли быстро реагировать и руководствоваться своей интуицией.

В онлайн-версии люди использовали свои собственные устройства для заполнения анкеты, в то время как очная версия проводилась в лаборатории со стандартным освещением и оборудованием. В обоих исследованиях ученые измеряли, какое изображение было выбрано и сколько времени потребовалось участникам, чтобы принять решение.

Затем исследователи сравнили выбор участников с ранее собранными оценками привлекательности и грозности каждого изображения. Это позволило количественно оценить разницу между каждой парой изображений и изучить, как эта разница повлияла на решения участников.

Исследователи обнаружили, что участники чаще выбирали человека с более высокой оценкой привлекательности или грозности, причем делали это быстрее, если разница между двумя людьми была больше. При этом не было выявлено порога, за которым люди начинали случайно угадывать.

Даже если разница была небольшой, люди все равно с большей вероятностью выбирали образ, оцененный чуть выше. Например, разница в один балл по семибалльной шкале приводила к значительному увеличению вероятности выбора изображения с более высокой оценкой — во многих случаях она превышала 80%. При разнице в два балла эта вероятность приближалась к 100%.

Эти эффекты наблюдались как для изображений лица, так и для изображений тела. Однако выбор участников был немного более предсказуем, когда они оценивали изображения тела, особенно в отношении грозности. Те же закономерности прослеживались и в более узком очном исследовании, что говорит о достоверности результатов в различных условиях.

Помимо различий в оценках, исследователи также изучили, играют ли роль в выборе другие характеристики: возраст, рост и вес людей на изображениях. Хотя эти характеристики в определенной степени влияли на принятие решений, особенно в суждениях о грозности, их влияние было гораздо слабее, чем основные различия в оценках. Например, полные и высокие люди чаще оценивались как более грозные, если они были представлены на изображениях тела. Более молодые люди, как правило, оценивались как более привлекательные, но эти эффекты были непоследовательными и часто исчезали, когда исследователи учитывали оценки привлекательности.

Скорость принятия решений участниками также соответствовала предсказуемой схеме. Когда разница между двумя изображениями была больше, люди делали свой выбор быстрее. В среднем участникам требовалось от двух до шести секунд для принятия решения. На оценку изображений тела, как правило, уходило немного больше времени, чем на оценку лиц. Это может отражать сложность или новизну оценки внешнего вида всего тела по сравнению с чертами лица, которые люди могут обрабатывать автоматически.

Интересно, что исследователи обнаружили индивидуальные различия в том, как люди делали свой выбор. Некоторые участники при оценке грозности больше опирались на рост, в то время как другие придавали большее значение размерам тела. Однако участники, как правило, были последовательны в своих предпочтениях при различных сравнениях.

Не было выявлено сильных различий между мужчинами и женщинами в вероятности выбора более привлекательных или грозных людей. Однако некоторые половые различия все же проявились в скорости принятия решений. В очном исследовании женщины принимали решения быстрее мужчин, в то время как в онлайн исследовании женщинам требовалось немного больше времени. Исследователи предполагают, что это может быть связано с различиями в способах выполнения заданий, например, нажатие на пробел в лаборатории и нажатие на экран дома, а не с различиями в способностях восприятия.

Хотя полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что люди могут различать даже тонкие отличия в привлекательности и силе, исследование имеет некоторые ограничения. Одно из них заключается в том, что все использованные изображения были мужскими. Это означает, что полученные результаты могут отражать процессы, связанные с внутриполовой конкуренцией между мужчинами и выбором партнера женщинами, но они не обязательно показывают, как люди оценивают женские лица или тела. В будущем можно будет изучить, существуют ли аналогичные закономерности для женщин.

Еще одно ограничение — искусственный характер схемы принудительного выбора. В реальной жизни людям не всегда приходится делать выбор между двумя вариантами. Они могут рассмотреть дополнительные факторы, потратить больше времени или решить, что ни один из вариантов не подходит. Добавление варианта «без разницы» в будущие исследования может помочь отразить более реалистичные процессы принятия решений.

Оригинальная статья: Mane Kara-Yakoubian — Humans are wired to quickly spot subtle differences in strength and beauty, new study suggests, April 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, мужчины, женщины, отношения, привлекательность, исследования

70490login-checkЛюди способны быстро замечать малейшие различия в силе и красоте
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru