Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Слова оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка. Навешивая на детей ярлыки, например, классифицируя их как «ленивых» или «умных», взрослые оказывают им очень плохую услугу. Мы можем считать, что желаем им добра в будущем, но невольно сами же их сдерживаем.

Существует тонкий баланс между тем, чтобы подбодрить или помочь ребенку развиваться, и тем, чтобы осудить его. Очень важно задуматься о том, строят ваши слова мосты или барьеры для детей, которые их слышат.

Ярлыки: вне похвалы и критики

В психологии термин «навешивание ярлыков» относится к процессу, посредством которого люди классифицируют или описывают личность людей, значительно отличающихся от того, что считается нормальным или уместным.

Некоторые эксперты определяют их как приписывание определенному субъекту качеств, которые используются для его описания или идентификации. В этом смысле, когда мы используем ярлыки, мы неявно оцениваем, насколько человек отклоняется от социальных ожиданий или придерживается их.

Как ярлыки влияют на развитие ребенка

Большинство экспертов считают, что существует два типа ярлыков: позитивные и негативные. Что касается последних, то некоторые исследования утверждают, что постоянные негативные оценки успеваемости ребенка со стороны окружающих его авторитетов могут повлиять на его восприятие самого себя. Если мы возьмем за привычку говорить ребенку «ты такой медленный!» или «ты всегда все делаешь неправильно!», то на более поздних этапах развития изменить такое восприятие себя будет очень сложно.

Эти ожидания могут повлиять на поведение и личность ребенка, негативно сказаться на его самооценке и самовосприятии, что может привести к чувству неполноценности.

Положительные ярлыки могут быть не менее вредными. Психолог Джонатан Секанелла утверждает, что, когда на детей навешивают ярлыки их достижений, например, говорят: «Ты хорошо справился с этим тестом, потому что ты умный», — то мы связываем внутреннюю ценность ребенка с его успехами. Это может заставить его поверить, что снижение успеваемости означает соответствующее снижение собственной ценности как личности.

Поэтому ошибочно думать, что частое присвоение детям или ученикам положительных ярлыков способствует повышению их самооценки. Исследования показали, что убеждения родителей, которые влияют на то, какие ярлыки они дают своим детям, влияют на развитие навыков эмоционального распознавания в детстве.

Например, ребенок, привыкший думать, что он получает хорошие оценки в школе, потому что он умный, может в итоге испытывать страх перед неудачей, быть более склонным к разочарованию и перенапряжению.

Так как же передать сообщение о том, что что-то было сделано хорошо, или что мы считаем поступок или поведение достойным похвалы? Ключевой момент заключается в том, чтобы привязать ярлыки к процессу, а не к результату, особенно в академической среде. Например, мы можем показать свое удовлетворение степенью участия или старания ребенка в работе, а не полученной оценкой.

Обучение или стигматизация?

Хотя различные исследования показывают, что разделение учеников по способностям может дать им более индивидуальное и, следовательно, эффективное образование, некоторые эксперты считают, что это приводит к стигматизации, отвержению и высмеиванию со стороны сверстников, а также к изоляции и замкнутости.

Ярлыки способны определить, кем станет человек. Они напрямую влияют на убеждения относительно наших способностей, а это значит, что человек, получивший ярлык, будет ожидать от себя такого же результата в аналогичных ситуациях.

Подобные самореализующиеся пророчества распространены как среди детей, так и среди взрослых. Слова «все говорят, что у меня плохо с математикой, поэтому я уже знаю, что не смогу понять это» могут быть произнесены ребенком на уроке математики или взрослым, пытающимся разобраться с налоговой декларацией.

Роль авторитетных фигур

В психологии эффект Пигмалиона означает потенциальное влияние убеждений одного человека — часто учителя, родителя или руководителя — на успеваемость другого. Это явление можно наблюдать, когда повторяющиеся ярлыки усваиваются, превращаясь в реальность, которая затем воспринимается как должное.

Эксперты обнаружили связь между навешиванием ярлыков на детей и эффектом Пигмалиона, показав, что существует высокая вероятность того, что ожидания взрослых становятся самоисполняющимися пророчествами.

Это может породить своеобразную петлю обратной связи: если поведение или решения ребенка основаны на внешних суждениях о том, кем он является, то в конечном итоге они подтверждают и усиливают их. Затем эти суждения начинают управлять самовосприятием ребенка и, в свою очередь, его ожиданиями относительно собственного поведения в будущем.

Поощрение личностного роста: что говорить и чего не говорить

Можно, и даже полезно, не разделять детей на категории по их характеристикам или способностям. Мы можем сделать это, помня о том, какое влияние могут оказать наши слова, и научившись решать проблемы детей с помощью общения и своевременного положительного подкрепления.

Например, подростку может быть трудно поддерживать порядок в своих личных вещах и пространстве. Вместо того чтобы говорить «ты такой грязнуля», можно предложить ему помощь в организации или наведении порядка или сказать что-то вроде «попробуй навести порядок в своей комнате, я уверена, что ты справишься, но дай мне знать, если тебе понадобится помощь».

Высказывания вроде «ты для меня особенный» также могут подчеркнуть уникальную ценность человека, не ограничиваясь какими-либо конкретными достижениями. Если мы хотим сказать ребенку, что он хорошо справляется с определенной задачей, не поощряя простое послушание, можно сказать что-то вроде: «Мне нравится, как много усилий ты приложил, чтобы закончить эту работу» или «Я видел, как ты поделился игрушками со своим другом, это было мило с твоей стороны». Вместо того чтобы говорить «ты талантлив», можно сказать: «Я вижу, что тебе нравится рисовать. Не хочешь ли ты попробовать новые техники или цвета?».

Важно, что похвала и положительное подкрепление должны звучать именно в тот момент, когда происходит действие: давая немедленное признание, мы укрепляем связь между поведением и его положительной реакцией. Таким образом, похвала или поощрение связаны с самим действием, а не с личностью ребенка, его индивидуальностью или внутренними достоинствами.

Оригинальная статья: Montserrat Margo Gutierrez, Paula Contesse Carvacho – ‘Lazy’, ‘messy’, ‘smart’: how labels affect a child’s personality development, April 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, детская психология, ярлык, личность, развитие личности, дети.

67140cookie-check«Лентяй», «грязнуля», «умница»: как ярлыки влияют на развитие личности ребенка