Учеными было предложено множество решений по контролю агрессии. Самая популярная рекомендация заключается в том, чтобы научить детей грамотно и безопасно выпускать агрессию через катарсис. Именно с этого метода в настоящей статье мы начнем рассматривать данную тему.
Катарсис
Под катарсисом подразумевается снижение агрессии через возможность периодически действовать агрессивно. Теория предполагает, что если агрессию долго копить в себе, то рано или поздно произойдет сильный эмоциональный взрыв. Поэтому для профилактики антисоциальной агрессии нужно предоставить человеку возможность для безопасного выпуска агрессии. Или, как говорят в простонародье, «выпустить пар». Клиницисты часто используют катарсис в сеансах групповой терапии. Во многих отделениях психиатрических больниц имеются боксерские груши. В детских комнатах для игровой терапии также имеется специальный реквизит — куклы Бобо, доски для ударов, игрушечные пистолеты и ножи. Энн Ландерс (автор Chicago Sun Times) в своей популярной колонке советов предложила похожим образом покончить с истериками у 3-х летнего ребенка: «Враждебные чувства обязательно должны находить выход. Если научить детей перенаправлять гнев с людей на мебель, у них есть все шансы вырасти здоровыми и счастливыми взрослыми. Благодаря этой методике мы могли бы закрыть некоторые из наших реформаторских школ и пенитенциарных учреждений». Энн Ландерс
Несмотря на видимую популярность, исследования в пользу применения методики катарсиса у детей объемными и убедительными не являются. Результаты большинства исследований показали, что агрессивный опыт, наоборот, может способствовать, а не «истощать» агрессивное поведение. Рассмотрим классическое исследование проблемы катарсиса (Mallick & McCandless, 1966). Третьеклассников разделили на 2 группы. Детям в первой группе было разрешено стрелять из игрушечного пистолета после того, как их сверстник мешал им выполнить какое-либо задание и тем самым расстраивал их. При этом стреляющий ребенок должен был думать, что он шокирует ребенка, который ему помешал (в действительности шока не было). Второй группе в аналогичной ситуации было предложено начать решать задачи по арифметике. В результате данного исследования теория катарсиса не подтвердилась так как разница от эффекта между стрельбой и решением задач не была очевидна. Стрельба по мишеням снижала агрессивное поведение не более, чем пассивный сеанс арифметических задач. Также было обнаружено, что агрессивные действия, направленные на альтернативные предметы (стук резиновым молотком, энергичная езда на велотренажере), не слишком эффективны (Parke & Slaby, 1983). Учитывая эти выводы, неудивительно, что общественная вера в теорию катарсиса в свое время пошла на убыль. Рассмотрим реакцию одного из читателей на рекомендации вышеупомянутой Энн Ландерс. «Уважаемая Энн, я был шокирован вашим советом по купированию гнева у 3-х летнего ребенка. Вы предположили, что, если научить ребенка пинать мебель вместо живых людей, это поможет ему снизить агрессивный настрой. До этой рекомендации я предполагал, что вы немного не в себе. Теперь я в этом абсолютно уверен.
Мой младший брат вечно пинал мебель, когда злился. Мама назвала это «выпустить пар». Так вот сейчас ему 32 года, и он все еще пинает мебель… Точнее то, что от нее осталось. Помимо этого, он пинает свою жену, кошку, детей и все остальное, что ему мешает. В октябре прошлого года он выбросил из окна телевизор, когда его любимая футбольная команда не смогла забить гол и проиграла (окно, к слову, было закрыто). Почему бы вам не сказать матерям, что нужно учить детей контролировать свой гнев? Это то, что отделяет цивилизованных людей от дикарей, глупая ты курица». Звездный Свидетель
В целом, исследования показали, что возможность вести себя агрессивно вряд ли уменьшит враждебные тенденции.
Обучение детей эффективным стратегиям работы с конфликтами
Агрессивные дети, как правило, не очень квалифицированы в решении межличностных проблем. Отчасти поэтому они ведут себя неуместно. Ученые (Richard & Dodge, 1982; Slaby & Guerra, 1988) обнаружили, что агрессивные дети и подростки давали меньше решений ситуаций социальных конфликтов, чем их неагрессивные сверстники. Более того, их предложения по разрешению социальных проблем в целом были менее эффективными, чем решения, которые предлагали неагрессивные участники опроса. Снизить уровень агрессии помогли следующие меры (Chittenden, 1942; Guerra & Slaby, 1990):
- информирование агрессивных детей и подростков о негативных последствиях их агрессии с помощью моделирования и объяснений.
- поощрения или обучение альтернативным способам решения проблем, таким как сотрудничество и обсуждение вопроса спора.
Другой подход к контролю агрессии заключается в закреплении корпоративного поведения, которое несовместимо с агрессией. Ученые Браун и Эллиот (1965) хорошо продемонстрировали данную тактику в своем исследовании. Они научили воспитателей детских садов игнорировать агрессию и поощрять кооперативное и мирное поведение. Таким образом, агрессия в группах была снижена. Юмор также считается несовместимым с агрессией. Например, просмотр юмористического мультфильма снизил агрессию у разозленных студентов (Parke & Slaby, 1983). Некоторые психологи применяют подобные методы в своей практике. Для улучшения навыков решения социальных проблем у агрессивных детей разработаны специальные учебные планы. О некоторых успехах таких программ сообщалось в исследованиях ученых из США и Швеции (Guerra & Slaby, 1990; Weissberg, Caplan & Sivs, 1989). Рассмотрим сейчас описание шведского примера успешной школьной программы вмешательства.
Снижение агрессивного поведения за счет психологического вмешательства в школах стран Скандинавии.
Агрессия является всемирной проблемой. В Норвегии и Швеции почти 9 процентов детей до десятого класса становятся жертвами агрессии. Чтобы помочь этим 150 000 учеников, Дэн Олвеус в сотрудничестве с Министерством образования начал общенациональную кампанию по снижению агрессии в школах. Целями программы были:
- Повысить уровень осведомленности о проблеме агрессии в школах.
- Добиться активного участия учителей и родителей.
- Разработать четкие правила против агрессивного поведения в классе. К ним относятся следующие установки: «Мы не должны запугивать других», «мы постараемся помочь учащимся, над которыми издеваются», «мы помогаем ученикам догнать пропущенный материал».
- Обеспечить поддержку и защиту жертвам агрессии.
Было решено, что способствовать данной программе могут все: родители, учителя и дети. Поэтому для каждой категории участников была разработана особая стратегия. Основные компоненты включали:
- Буклет для школьного персонала, описывающий характер и масштабы агрессии в школах и дающий практические советы о том, что могут сделать учителя и другой школьный персонал. Эти шаги включают в себя повышение осведомленности взрослых об их ответственности за контроль межличностной агрессии в школе и обеспечение более адекватного контроля во время перемен. Также туда вошло поощрение учителей за вмешательство в ситуации травли одних учеников другими. Учителя должны четко транслировать ученикам: «Агрессия не принята в нашей школе». Кроме того, учителям рекомендуется проводить беседы с жертвами агрессии. Если этого недостаточно и ребенок продолжает подвергаться нападкам коллектива, то важно подключать к беседам родителей жертв.
- Папка для родителей, предназначенная для информирования о методах помощи жертвам и агрессорам, а также остальным детям, находящимся в этом коллективе.
- Видеокассета, показывающая эпизоды из повседневной жизни агрессоров и их жертв.
- Учащимся была дана возможность предоставить анонимную информацию о частоте проблем агрессора/жертвы в школе. А также рассказать о реакции учителей и родителей, об их осведомленности и готовности вмешиваться.
Программа была доступна для всех школ в Норвегии и Швеции. Детальная оценка эффективности программы была основана на 2500 учениках в 42-х школах Бергена, 112-ти классах (с 4-го по7-й). На вопрос, снизила ли данная программа уровень агрессии, ответ был явно положительным. Было отмечено заметное снижение уровня проблем с агрессией как через восемь, так и через двадцать месяцев после начала программы вмешательства. Меньше детей пожаловались на то, что на них нападают и дразнят. Также меньшее количество детей призналось, что они действуют агрессивно по отношению к одноклассникам. Анонимный опрос показал идентичные данные. Одноклассники сообщили, что и «количество учащихся, над которыми издеваются в классе», и «количество учащихся, издевающихся над другими», заметно сократилось. Помимо этого, произошло снижение общего антиобщественного поведения, такого как вандализм, воровство и прогулы. Удовлетворенность учениками школьной жизнью наоборот повысилась.
Хотя неясно, какой аспект программы (правила занятий, осведомленность учителя, вмешательство родителей) был наиболее важным в достижении этих эффектов, ясно, что вмешательство может иметь значение!
Увеличение уровня информированности агрессора о последствиях его действий
Зачастую агрессия может быть снижена путем повышения осведомленности злоумышленника о том вреде, который он может причинить жертве. Ученый Барон (1977) обнаружил, что взрослые, которые видели боль и страдание у своих жертв, были менее агрессивными, чем субъекты, не не получившие такую обратную связь. Подобные виды реакции были обнаружены даже в художественных фильмах, где отображается страдание жертвы (Parke & Slaby, 1983). Вероятно, за эти эффекты отвечает развитие эмпатии во время социализации (Hoffman, 1984).
Однако, — как показывают ежедневные новости, социализация не всегда успешна. Некоторые люди, кажется, получают огромное удовольствие от страданий других людей. Многие уличные преступления часто сопровождаются гораздо более высоким уровнем насилия, чем это необходимо для кражи кошелька. Видеть страдания и боль жертвы, кажется, единственный мотив подобного рода преступлений. Нет сомнений в том, что причинение боли усиливает, а не подавляет агрессию у некоторых людей.
Подростки, которых сверстники считают агрессивными, испытывают радость от страданий других. Это наглядно продемонстрировано в исследовании 12-ти летних агрессивных мальчиков (Perry & Perry, 1974). В эксперименте была использована сфальсифицированная процедура, при которой мальчики думали, что управляют шумом, который может причинить сильный дискомфорт другому ребенку. При этом экспериментаторы варьировали реакцию жертвы. Пострадавший либо давал понять, что ему очень больно, либо отрицал наличие дискомфорта. Мальчики с высоким уровнем агрессии усиливали интенсивность шума, если жертва говорила, что не чувствует боли. Мальчики с низким уровнем агрессии при аналогичном ответе уровень шума не повышали. Признаки боли и страдания для агрессивного ребенка являются признаком того, что агрессия успешна. Более того, агрессивные участники проявили низкий уровень угрызения совести или вовсе не испытали его. В то же время менее агрессивные мальчики продемонстрировали порицание своих действий за причинение вреда другому человеку (Perry & Bussey, 1977). Возможно, у очень агрессивных детей плохо развита эмпатическая реакция на стресс и страдания других людей. Учеными был сделан вывод, что обучение детей и подростков быть более эмпатичными и чувствительными к взглядам и чувствам других людей может быть эффективным способом контроля над агрессией (Chandler, 1973; Guerra & Slaby, 1990).
Реорганизация окружающей среды, как способ контроля агрессии
Агрессия в некоторой степени находится под контролем окружающей среды. Изменение организации социального и физического мира детей часто могут влиять на уровень агрессии. Стресс, скученность и конкуренция за нехватку ресурсов могут усилить агрессию. Если количество детей в группе детского сада со скромным количеством игрового оборудования и игрушек внезапно удвоится, агрессия также может возрасти. При этом, если количество каталок, качелей и игрушек увеличится, агрессия, несмотря на пополнение группы, может не возрасти (Smith & Connolly, 1980).
Еще один способ контролировать агрессию – уменьшить количество агрессивных игрушек. То есть не только количество, но и вид игрушек могут изменить степень агрессии. Например, было обнаружено, что дошкольники ведут себя менее агрессивно по отношению к другим детям в присутствии неагрессивных игрушек (самолеты), чем при наличии агрессивных игрушек (игрушечные пистолеты) (Turner & Goldsmith, 1976). Хотя исследования показали, что агрессию можно контролировать несколькими способами, до конца все еще не ясно, какая тактика наиболее эффективна для детей. Ведь каждый ребенок индивидуален и имеет личностные особенности и черты характера. Помимо этого, существует целый ряд факторов, вызванный взаимодействием ребенка с окружающим миром.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, агрессия у подростков, драки у детей, почему ребенок дерется, причины возникновения агрессии, агрессия в школе, если ребенка обижают в школе, как снизить агрессию у ребенка
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что вера в теорию катарсиса пошла на убыль, что предоставленная возможность вести себя агрессивно не уменьшит враждебность.
Конечно же, лучший эффект, чтобы снизить уровень агрессии будет достигаться если информировать подростков о том, к чему может привести такое поведение, объяснять и проводить беседы. Когда я училась в школе, к нам на классный час приходила женщина, сотрудник милиции из колонии по делам несовершеннолетних и проводила с нами такие беседы, в которых говорилось о том, как важно уметь контролировать свое поведение и к каким последствиям может привести агрессивность и жестокость. Такие беседы были очень полезными.
Из статьи почерпнула, что юмор и поощрение мирного поведения является очень полезным в профилактике агрессивного поведения, что введение программы по снижению проблем с агрессией было успешным.
Вывод, который сделали ученые, что необходимо обучать детей быть чувствительными к взглядам и чувствам других людей, также может быть эффективным способом контроля над агрессией.
Несмотря на то, что все еще не ясно, какая тактика является наиболее эффективной для детей по снижению агрессивности, не стоит пренебрегать мерами (с помощью бесед или листовок, либо другим подходящим способом) по информированию о негативных последствиях такого поведения и конечно же, очень важна личная ответственность родителей и педагогов над контролем поведения и атмосферы в коллективе своих воспитанников.
Спасибо за статью! Для меня было интересно узнать то, что катарсис является не эффективным способом снижения агрессии, а наоборот может способствовать развитию. На мой взгляд польза от катарсиса может быть во взрослой жизни, так как выпустить пар полезно если сильно накипело. Так же понравился метод работы с агрессией решая арифметические задачки. Если я правильно понимаю, то на снижения агрессии влияет переключение деятельности и сосредоточение над чем-то другим. Так же меня заинтересовала методика борьбы с агрессией в скандинавских странах. Где в работу были включены учителя и родители, и совместные усилия дали свой результат. Так же для меня стало открытием что на уровень агрессии влияет уровень эмпатии. Ребенок более агрессивный если уровень эмпатии низкий и наоборот проявляет меньшую агрессию если белее сочувствует окружающим. Прочитав статью, я еще раз убедился в том, что атмосфера, в которой находится ребёнок сильно влияет на его поведение и эмоциональное состояние.
Добрый день! Статья интересная, у меня вызвала много противоречий. Удивило, что в детских комнатах для выражения агрессии детей, есть хоть и игрушечное, но все же оружие: ножи и пистолеты. Позже подтвердились мои опасения в том, что агрессивный опыт может способствовать, а не «истощать» агрессию. Все естественно, когда получаешь цветок «агрессия», то он и будет расти.
Новым для меня было то, что разница между тем, бить грушу или решать задачу по арифметики, не существенна. Раньше я думал иначе.
Я считаю глупо много энергии и информации (буклеты и т.п) отдавать агрессии, особенно в школе. Интересно получается, мы хотим разобраться с агрессией, а в итоге говорим только о ней. Когда я столкнулся с этой проблемой пять лет назад, я начал поливать не цветок «агрессия», а цветок «любовь». Сеял поступки, они становились привычками, потом характером и возможно это будет моей судьбой. То есть я говорил о любви, она начала меня наполнять, окружать и я её стал познавать.
К выше сказанному. По Фрейду, в начале человека есть два самых сильных стремления, это мартидо (разрушать, отталкивать) и либидо (созидать, притягивать). Так вот, мое мнение заключается в том, чтобы был баланс между этими стремлениями. Иначе подавляя энергию одного из стремлений может привести к серьёзным последствиям. Так и наш институт, то есть эмоциональное консультирование, мы в прошлом находим и переживаем эмоцию, высвобождая энергию и ситуация теряет свою силу. Наверное грамотно организовать среду в которой человек, что-то может разрушать и что-то созидать. Конкретно что, человек может узнать познавай себя.
Спасибо за статью. Новое, что я узнала -это подробнее познакомилась с теорией катарсиса. Я не согласна целиком и полностью о том, что агрессивно настроенным детям нужно давать «выпускать пар». Ребенок будет думать, что это нормально и пользоваться. Однако для окружающих это будет катастрофа, впрочем как и для самого ребенка. И реакция одного из читателей на рекомендации вышеупомянутой в статье Энн Ландерс, это подтверждает. В статье также приведены примеры того, как реально можно бороться с агрессией у детей: информирование агрессивных детей и подростков о негативных последствиях их агрессии с помощью моделирования и объяснений.
2. поощрения или обучение альтернативным способам решения проблем, таким как сотрудничество и обсуждение вопроса спора. Это реально работает. Я согласна полностью. И в статье приведены подробное описание шведского примера успешной школьной программы вмешательства. В моём классе учились агрессивные ребята. Одному мама разрешала срывать свое зло на вещах, а другово наказывали за агрессивное поведение. Наказание было в виде лишения права заниматься любимой игрой футболом. Родители объясняли, что с его поведением это не возможно, что дело только в нем и если он не исправит ситуацию, то его никуда не возьмут ни на какие секции. Ему просто объяснили, почему он не может заниматься футболом и парень реально стал работать над собой. В итоге:первый уже второй раз сидит за износилование, а второй хороший семьянин с успешной карьерой.
Насколько я поняла из статьи, наиболее эффективный способ борьбы с агрессией в школе — это непрерывный диалог с учениками, учителями и родителями. Взрослые должны быть осведомлены о проблеме и иметь конкретные вербальные формулы для трансляции в детский коллектив. Дети должны иметь возможность говорить о проблеме, об отношениях со сверстниками и реакции родителей вне зависимости от того, в какой позиции, агрессора или жертвы они оказались. Помимо этого, мне кажется необходимым запрет на «легализацию агрессии» в фильмах, мультиках, игрушках, разговорах и т.д. Задача взрослого контролировать поведение ребенка в коллективе и при малейшем проявлении агрессии пресекать ее («мы так не делаем» «у нас так не принято») и давать ребенку инструменты мирного решения проблемы и выхода эмоций до тех пор, пока новые адаптивные реакции не станут частью поведения ребенка.
Спасибо за интересную статью. Очень полезно было узнать о методах работы и коррекции агрессивного поведения у детей. Первый метод — катарсис. По-моему, вполне закономерно, что популярность его пошла на убыль. Думаю, что «дозволенная агрессия» формирует привычку вести себя агрессивно, а не позволяет, «выпустив пар», дальше быть более миролюбивым с окружающими. Вмешательство психологов, учителей, родителей- как и в любом случае асоциального поведения, в случае, когда ребенок знает, что взрослые в курсе, относятся негативно и такое поведение не будет безнаказанным, такой метод дает хороший результат. Информирование о последствиях — если у ребенка низкий уровень эмпатии, то он, скорее всего не задумывается о вреде, который наносит своей жертве. Если заставить его задуматься, понять чужие страдания, возможно ребенок не будет настолько агрессивен в другой раз. Все выгеназванные методы мне очень понравились, но в основном, речь идет о работе в коллективе. Хотелось бы поподробнее узнать об индивидуальной работе с ребенком, например, как быстро погасить такой приступ агрессии.
Очень интересная статья. Думаю, что она подходит не только к детям, но и к многим взрослым. С катарсисом я согласна только в одном, что у агрессии, гнева должен быть выход. Даже если ее постоянно подавлять, то ни к чему хорошему это не приведёт, дело только в том, как правильно это сделать. Мне немного не понятна методика вмешивания, так как я думаю агрессия ребёнка исходит в большей степени из семьи и от нереализованности собственных потребностей. С другой стороны, данная методика использовалась в другой стране, где совершенно другой менталитет, я это к тому, что в России все эти буклетики для родителей в своём большинстве просто лежали бы на полочке в прихожей и пылились бы. Мне понравилась именно методика разъяснения и объяснения ребёнку последствий его агрессии, как мне кажется это очень даже влиятельное средство.
Здорово, что тема агрессии интересует мир. И проводят исследования относительно, как снизить уровень агрессии. Для меня было удивительно, что если «выпускать пар» — это не приведёт ни к чему хорошему. Мне больше понравилось эксперименты, относительно профилактики агрессии. Работать с детьми, школами, родителями. Ещё я обратила внимание, что если детям не показывать агрессивные мультики, то и степень агрессии у них меньше. Читала, про интересный метод. Придумать ящик и туда складывать бумагу. Как бы убираешь агрессию. Есть в этом что-то. С одной стороны мы учимся контролировать свою агрессию и не выплёскивать на другого человека. А с другой стороны мы её не копим, а избавляемся. Плюсом, можно выписывать свои негативные эмоции и так же работать на психологическом уровне с ними.
В этой статье меня смутило то,что катарсисом называется состояние высвобождения агрессии,тогда,как для меня катарсис ,это
процесс высвобождения высоких эмоций, процесс разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения (в т. ч. через искусство) или сопереживания при восприятии произведений искусства,например.Поэтому первая часть статьи вызвала во мне по меньшей мере недоумение..А вот следующие методы работы с агрессией у детей,такие как,обучение детей эффективным стратегиям работы с конфликтами,снижение агрессивного поведения за счет психологического вмешательства в школах,увеличение уровня информированности агрессора о последствиях его действий и реорганизация окружающей среды, как способ контроля агрессии, вызывают у меня положительный отклик и готовность работать в этом направлении.
Действительно агрессию лучше в какой-то мере держать под контролем и лучше всего очевидно этому стоит учиться делать с малых лет. С другой стороны конечно агрессию не стоит подавлять, игнорировать и тем самым только больше наращивать психическое напряжение, которое однозначно может преобразиться в какие-то расстройства. Учитывая вышесказанное такая методика как катарсис является , на мой взгляд, оптимальным способом одновременно и выражения гнева , что конечно же полезнее, нежели подавление, и наиболее верное решение для избежания неадекватного выплеска эмоций, который может повлечь негативные последствия, вплоть до того что агрессия не редко становится причиной совершения преступлений и калечит жизни и судьбы множества людей.
Удивительным был для мен я тот факт ,что причинение боли усиливает, а не подавляет агрессию у некоторых людей. Вот тут мне стало страшно, что есть такие люди.
Тема думаю будет актуальна всегда. И так как я сама занимаюсь школой и воспитанием детей, выписал для себя такие моменты. Копить агрессию нельзя. Рано или поздно произойдет эмоциональный взрыв. Это мне было известно. Новот как грамотно ее выпускать детям? Уяснила,что некий катарсис и возможность выпускать через агрессивные физические действия — не правильно. А значит надо учить альтернативным методам, причем как самого ребенка, так и взрослых,его окружающих.1. Вести доверительный диалог и обьяснять к чему это может привести. 2. развивать эмпатию и закрепление и поощрение новых способов поведения 3. Игнорирование негативных проявлений и и помощь со стороны взрослого .
В статье называют это все «вмешательсвто» или я назвала бы это все «сотрудничество «!
Спасибо за статью
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что есть такой термин как Катарсис. Под ним подразумевается снижение агрессии через возможность периодически действовать агрессивно. Так же интересным для меня оказалось, что агрессию можно безопасно нейтрализовать (выпустить пар) через боксёрские груши, доски для ударов и другие подходящие реквизиты. Но не для всех это приносит желаемый эффект. Например, если купировать гнев у детей привычкой пинать мебель вместо человека, это может перерасти во взрослые аналогичные реакции и привести к негативным последствиям. По этому агрессию необходимо снижать альтернативными способами и обучать детей этому с детства. Умение снижать уровень агрессии очень полезно, но для каждого свой оптимальный способ. Для меня наиболее близкий — это снижение агрессии через юмор, так как перевод агрессии в шутку, я считаю наиболее эффективным, он отвлекает и даёт возможность человеку успокоиться. Я согласна, что окружающая среда тоже накладывает свой отпечаток на агрессивное поведение у детей и то с кем они общаются. Всё в наших руках, если мы с вами в своих семьях будем транслировать умение договариваться и учить этому детей, то сможем воспитать спокойных и не агрессивных детей. А начать надо с себя, хотя это очень сложно.
Тема контроля агрессии для меня актуальна. Моя агрессия проявляется через колкие, но аргументированные замечания в сторону жертвы. Периодически себя останавливаю, но не всегда удается сдерживаться. Хотя может это не совсем агрессия, а больше повышенная эмоциональность, но в негативном своём проявлении, например раздражение. В тот момент, когда негативные эмоции зашкаливают, я четко понимаю что надо делать. Требуется максимально переключить мозг. А как это сделать? Путем физической вымотанности. Пар выпускаю через динамичную музыку на всю громкость и движение до изнеможения (многочасовая ходьба или тренажер). Если на следующий день эмоции не отпустили, значит мало прошла. Не поддерживаю метод катарсиса, предложенный в статье, так как считаю, что опыт физической агрессии способствует ее проявлению, а не подавлению. Считаю, что для себя нашла здоровый метод погашения негативных эмоций.
Статья очень полезна благодаря описанию метода борьбы с проявлением агрессии. Для этого очень важно объяснять ребенку к чему приведет проявление агрессии и какие страдания он причиняет другому человеку своим поведением. Важно, чтобы это транслировалось не только родителями дома, но и педагогами в школе. Из статьи я узнал,что про теорию катарсиса. В жизни я слышал подобные советы: отдать ребенка на боевые искусства или давать возможность выпустить пар побив мебель, но даже и не мог подумать, что это не только не уменьшает уровень агрессии, а только увеличивает. Конечно, ученые отмечают, что до конца не изучено, что за стратегия лучше всего влияет на агрессивность. Но я пока сын слишком маленький сокращу количество агрессивных игрушек, а по мере взросления буду проговаривать ему последствия того или иного агрессивного действия.
В статье я познакомилась с несколькими способами контроля агрессии у детей. Я считаю, что все они могут быть эффективными, главное грамотно подобрать наиболее уместные из них для конкретного ребенка или группы детей. Возможно, что и такой способ как катарсис, даст результат в определенной ситуации. Меня порадовал тот факт, что в школах Норвегии и Швеции была запущена общенациональная компании по снижению агрессии в школах. Проект достойный уважения. И не столь важно какой из аспектов программы был наиболее эффективным, они сработали все в комплексе. При отсутствии, к примеру, вмешательства родителей, программа уже не была бы целостной и не принесла очевидные результаты по снижению агрессии. У одного из моих детей сменилось три учителя за три года обучения в начальной школе и только один из них мог повлиять на негативное поведение детей. Остальные учителя просто игнорировали драки учащихся на переменах, которые приводили даже к физическим травмам. Поэтому, к методу игнорирования агрессии у детей, который применяли воспитатели в д/с, я отношусь не однозначно. В этом случае всё же необходимо учитывать степень агрессии и возможно поработать приёмником отрицательных эмоций. Интересными для меня оказались наблюдения по поводу зависимости уровня агрессии и условий окружающей среды. Дефицит значимых для ребенка ресурсов может вызвать приступ гнева. По поводу метода осведомленности агрессора о последствиях его действий, я думаю, что в 100% случаях он не будет эффективным. Детям с низким уровнем эмпатии эта информация будет бесполезна, а дети с развитым чувством сострадания могут получить ещё большее удовлетворение при совершении акта агрессии. В общем, развитие чувствительности у детей безусловно приведёт к снижению их агрессии, но тут ещё важно понимать её истинный источник. А больше всего меня удивил такой способ снижения агрессии как уменьшение количества агрессивных игрушек. Самый простой и доступный в исполнении способ для родителей. Очень интересная статья. Спасибо за публикацию!
В статье прозвучало очень интересное развенчивание теории катарсиса. С одной стороны, действительно, в пылу гнева, когда хочется кого-нибудь ударить, проще ударить что-нибудь. С другой стороны, если этому учить с детства, то могут стираться границы дозволенности данного действия. Как справедливо отмечает некий Звездный свидетель, такой ребенок, став взрослым, не делает различий между тем, что или кто попадается ему на пути в минуту вспышки агрессии. Насколько я поняла из предыдущих статей о детской агрессии, зачастую агрессивные дети просто не знают о других, более продуктивных моделях поведения. Как правило, у них в детстве перед глазами стоит негативный пример поведения родителей. В данных ситуациях как раз обучение альтернативным способам решения проблем, или разъяснение негативных последствий может дать определенный результат. Очень глобальная программа по снижению агрессии разработана в Скандинавии. Она также направлена в первую очередь на информирование детей и их родителей о частоте проблемы, методах помощи. Но в ней большая роль отводится и школьному персоналу, их социальной работе. Получается, что для преподавателей должны быть проведены какие-то обучающие курсы по правильному поведению с агрессорами, их жертвами. К сожалению, как мне кажется, в нашей стране такая программа пока невозможна. Любопытным для меня оказалось развитие агрессии у детей в присутствии агрессивных игрушек. В связи с этим вспомнила детскую сказку про Урфина Джюса. Действительно, ведь он создал целую армию из своих игрушек со злыми, жестокими лицами. И как показательно было их преображение и радость окружающих при смене лиц солдат со злобных на улыбающиеся) В общем, контролировать агрессию можно разными способами, главное – пробовать и не отвечать на нее тем же.
Узнал,что такое катарсис. Слово в целом было на слуху, но память подводит.) Я знаю, что многие уже взрослые люди используют этот вид работы над собой. Тем самым они выпускают агрессию, и могут сосредотачиваться на повседневных делах, с чистой головой.
Но я бы сказал, что этот метод новичка. Так он может дать слабину, при сильном эмоциональном напряжении. Более эффективный который используется профессионалами, это как раз метод описанный в статье: эффективная работа с конфликтами. Радует то, что этот
метод стали замечать при работе с детьми.
Впечатлило какие методы, практикуются в странах Скандинавии. То что очень большая поддержка идёт со стороны школы, за счёт привлечения
внимания родителей к данной проблеме. То есть эти дети, своим родителям нужны.
Катарсис, это понятие которое я узнал и что оно не единственный метод работы.
Очень широко может применяться как в личном плане, для решения конфликтных ситуаций, так и для помощи развития
данных навыков у других людей.
Натолкнуло на идею, обучения взрослых эффективным стратегиям работы с конфликтами.)
Спасибо за статью. Из нее мы узнали о способах и методах контроля агрессии у детей. Теория катарсиса кажется мне не очень эффективной, так как может только спровоцировать агрессию в дальнейшем. Тогда как психологическое вмешательство в школах, я считаю, одной из самых действенных методик. Проблема заключается только в том, насколько данная методика была бы эффективна в нашей стране. Взяли бы на себя родители и учителя/остальные работники учреждений ответственность следить за травлей в школах? Насколько бы серьезно к этому отнеслись сами ученики? Для закрепления эффекта следовало бы проводить беседы с учениками и их родителями, так как агрессивное поведение ребенка, скорее всего, исходит из семьи.
В этой статье я познакомилась в понятием « катарсис» . Я его , конечно , слышала раньше , и как мне казалась , понимала . Но в этой статье я более подробно с ним познакомилась .
Те примеры , которые приведены в статье , конечно , интересные , но есть одно но ! «Поговорить с ребёнком» и тд . Это надо уметь делать . Вещи некорректный диалог может только спровоцировать ещё большую агрессию . Интересным мне показалась мысль про «выпуск пара». Конечно ранее я встречалась с подобным . Кстати буквально вчера я злилась , не могла буквально найти себе место . Потом собрала себя , и пошла тренироваться(спорт) , выбрала программу потяжелее и вперёд . После тренировки ноги тряслись аж , зато злость отпустила .
Спасибо за статью . Интересная .
Начало статьи заинтриговало , снижении агрессии через катарсис. Есть у меня знакомая девушка 30 лет, которая ходит на бокс снизит агрессию. Только у меня ещё тогда, когда она рассказала об этом возникла мысль, как можно снизить агрессию проявляя ее.Когда я начала читать статью, то думала , что уже доказали эффективность катарсиса для снижения агрессии. Хорошо, что это не так. Все же надо включать когнитивные силы и торможение , что бы справиться с агрессией. Хорошо, что ученые поняли, что агрессоры просто не квалифицированны. Дать людям больше информации и провести обучение, как правильно высказать словами своё не довольство и агрессия спадёт. Ещё интересный способ на мой взгляд игнорировать агрессию и поощрять мирное поведение, применять юмор в . обучение детей и подростков. Вот на счёт эффективности контроля над агрессией, показ фильмов об агрессорах и их жертвах, что бы развить эмпатичность и чувствительность подростков к взглядам и чувствам других людей, я сомневаюсь.
На мой взгляд методика катарсиса пагубна. Собственно жестокие компьютерные игры, это тоже своего рода попытка выкладывать свой гнев, а не держать его в себе. В итоге, я уверен, да и думаю, что есть исследования на эту тему, что это только сильнее делает ребенка более раздражительным и злым. Собственно, думаю США в данном случае — подтверждение всего этого, где периодически школьники стреляют в своих одноклассников. В других странах такого нет и то я думаю, что из-за того, что нет такого количества огнестрельного оружия в свободном доступе. В принципе я думаю и взрослым это не помогает, а делает только более злыми и агрессивными. Мне кажется скандинавский подход более действенный и правильный. Мне кажется, что детям нужно объяснять, что такое агрессия и к чему она приводит. А вообще помогает глубокое дыхание. Даже мне помогает)) главное не забывать. Спасибо за статью)
Из статьи узнала, что такой метод работы с агрессией, как катарсис, не работает. Не нужно учить детей выпускать пар на неодушевленных предметах, это не избавляет от агрессии и даже может ей способствовать.
Интересно стало, как у взрослых — также? Я в последнее время частенько применяю способ побить подушки, когда злая. Помогает. Вот теперь думаю — не перейду ли я со временем на людей?
Методы, которые стоит использовать: информирование о последствиях агрессии, коммуникация и обучение сотрудничеству. Также хорошо помогают контролировать агрессию её игнорирование и юмор. Интересно, что чем больше ребенок сочувствует окружающим, тем меньше его агрессия.
Еще один способ борьбы с агрессией — уменьшение агрессивных игрушек. От себя еще хочу добавить — не показывать детям агрессивные мультики. Было замечено, что после просмотра таковых, агрессия у дочери вырастает в разы. Поэтому теперь тщательно отбираю репертуар для неё.
Прочитав вначале про катарсис, не поверил своим глазам, когда говорилось, что выпустив пар на неодушевленные предметы, можно уменьшить уровень агрессии, но потом обращение «глупая ты курица» поставил все на свои места. Сколько я сам не пытался перевести агрессию на мебель, кроме травм и увеличения агрессии ничего хорошего не происходило. Тем не менее благодаря статье узнал, что есть положительные способы работы с агрессией, скандинавы решили коллективно, на нескольких уровнях работать с агрессией и, судя по результатам, им удалось справиться с ней. В эпоху интернета детская агрессия стала очевидна многим, особенно та жестокость, с которой дети готовы издеваться над своими одноклассниками, например, и снимать все это на камеру, не думая о последствиях. Я уверен, что и раньше были маргиналы, которые готовы были изувечить человека, желая заслужить авторитет, поэтому я считаю, что работа с агрессией в нашей стране должна проводиться также усердно, как и в скандинавских странах.
Мне понравилась идея со школьной программой контроля агрессии в Швеции и Норвегии. Я думаю нам она точно не помешала. И как показывает их практика она действительно эффективна. Видна также неэффективность противоречивых методов, таких как катарсис. Было бы странно ожидать, что если человек вымещает свою агрессию на предмете, что ему мешает в будущем просто поменять объект своего вымещения на человека. Тем более оказывается, что даже просто агрессивные предметы влияют на уровень агрессии. Вывод по моему сделан правильно. Надо менять среду, отношение к агрессии как внутри семьи, так и в обществе. Эффективным оказывается развитие эмпатии у агрессоров, и понимании последствий их действий. Конечно не берем в расчет людей с садисткими отклонениями.
Спасибо за статью. В данной статье я узнала о новом для меня понятии «катарсис». Раньше я слышала о таком понятии как «выпустить пар», но я думаю, что это применимо в каких-то отдельных случаях, а не как основной способ борьбы с агрессией, хотя бы если брать в пример историю, которая приведена в статье , что потом это может войти в привычку и «грушей для битья» могут стать близкие люди. А, вот, контролировать свой гнев — это уже совсем другое дело. Как верно подмечено в статье, что неагрессивные дети учатся находить решения для выхода из неудобного положения, что естественно является большим преимуществом при переходе во взрослую жизнь. Из статьи я также узнала о современных способах борьбы и предотвращения агрессивного поведения у детей раннего возраста.
Я увидел, что основная идея, это учить детей и взрослых управлению гневом (агрессией), а не вымещению.
Интересный тот факт, что агрессивные люди, менее способны к сотрудничеству. И это влияет на их эффективность в различных сферах деятельности. Так как они не чувствительны к переживаниям других и не учитывают это при общении. А у тех у кого агрессивность является его особенностью, испытывают удовольствие от доставления страдания другим. Поэтому есть ситуативная агрессия, а есть личностная агрессия, которую необходимо контролировать (родителям, учителям и т.д), т.е создавать специальные условия для регулирования проявления агрессии.
Лично для меня видеть проявление агрессии, это как угроза собственной безопасности.
Больше всего понравилась концовка — то что все индивидуально и общего подхода нет. ТО что эксперименты дали свои результаты-безусловно интересно и интересно наблюдать, когда они работают и приносят пользу. Как в данных примерах. Хотя не все факторы были изложены досканально и есть сомнения с тем же экспериментов в школах Скандинавии. По количеству записок поняли, что атмосфера улучшилась или как…Вообще тема агрессии актуально и то что исследования проводятся в данной области радуют. Говорить о последствиях ее, наверное, все-таки полезно. Кому-то это подойдет, кому-то нет — тем кто получает удовольствие от нее. Реорганизовать среду — наверное да. в каких-то ситуациях это будет эффективно. То есть действительно все индивидуально и требует изучения.
Мне было очень интересно узнать, что катарсис больше не считается выходом из ситуации, когда ребенок агрессивен. Если подумать с психологической точки зрения, разрешая ребенку «выпустить пар», мы поощряем поведение, противоречащее саморегуляции. Мол, давай, отключи лобную долю! Как потом ребенок поймет, в каких ситуациях можно это практиковать, а в каких — нет? Если такое делать часто, можно просто натренировать в ребенке навык животного поведения. Халк ломать! Я узнал об эффективных стратегиях работы с конфликтами у детей — информировании о последствиях агрессивного поведения и положительном подкреплении альтернативного поведения. Знание побеждает незнание, воистину так! Очень интересно было также узнать о роли уровня эмпатийных способностей ребенка в его агрессивном поведении, в том насколько далеко он может зайти. Упоминаемый в статье эксперимент в школах Швеции и Норвегии натолкнул меня на мысль о том, что игнорирование агрессивного поведения недопустимо. Я вспоминаю свои школьные годы. Всё же тогда учителя не всегда уделяли должное внимание конфликтам среди детей.
Спасибо за статью.Новым для меня было понятие катарсис.больше всего запомнилось из статьи информация про то, что Враждебные чувства обязательно должны находить выход. Если научить детей перенаправлять гнев с людей на мебель, у них есть все шансы вырасти здоровыми и счастливыми взрослыми.Очень интересная методика.В своей жизни мне не всегда легко справится с агрессией, стараюсь не держать в себе эмоции агрессии и не копить их в себе, но не всегда легко это сделать.С рекомендацией, как справляться ребёнку с агрессией очень ценная информация.Вспоминаю своё детство мы с сестрой абсолютно разные и вот как раз Сестра с детства научилась выплескивать свой негатив и агрессию, а я наверное учусь только сейчас)
Для меня несколько странным был тот факт, что лечение агрессии у детей происходит при помощи игрушечного оружия и выплеска агрессии на боксерскую грушу. Возможно эти методики работают со взрослыми, тогда, когда они научаются контролировать свои эмоции. Понимая, что могут совершить тот или иной осуждаемый социумом поступок, они идут и колотят грушу. Но все же психотерапия будет более действенной, так как поможет найти причину этой самой агрессии.
Ставить эксперименты на детях не самое этичное событие, особенно тогда, когда эти эксперименты приводят к обратным результатам.
Возможно прежде чем внедрять те или иные методики в детские коллективы, все-таки стоит проверять их на взрослых, ну или допустим на животных.
Читая перевод зарубежных статей , понимаешь насколько наша страна отстает в развитии в области психологии от других.После прочтения данного перевода я познакомился с различными методами работы с детьми у которых проявляется агрессия, меня удивило насколько много разных методик, которые способствует улучшению в коллективе подростков в школе , каким образом разные страны работают в данным направлении и каких результатов они добиваются.Познакомился с таким понятием как катарсис, думаю что вариант выпустить свою злость применив физическую силу на какой то не живой объект , а именно грушу- актуален.В профессиональном и личностном плане применив данную методику , которая указана в статье можно гораздо снизить агрессию у детей и способствовать благополучному климату в коллективе. Спасибо.
Благодарю за статью. Про метод катарсиса, который якобы позволяет снизить агрессию, нам рассказывал еще Игорь Гарибович на занятиях. Я тогда запомнила, что один вид агрессии другой не заменишь. Это не этично и не эффективно. И вот тебе статья с доказательствами. Меня вдохновили примеры регулирования агрессии в школах в странах Скандинавии — все 4 способа оказались действенными. Я так понимаю, что у нас можно на ситуацию повлиять только с помощью родительского контроля и высококвалифицированных, с педагогической точки зрения, учителей. Про другие пункты говорить нечего, там никакого помогающего контроля нет. Вообще все эти статьи про детскую и подростковую агрессию у меня вызвали воспоминания о книге «Заводной апельсин». Жуткие похождения мальчика-подростка и поразивший меня финал этой книги, с которым я была не согласна. Автор так легко оправдал поведение мальчика, что до сих пор возмущаюсь. Взрослые — это вчерашние дети и об этом забывать нельзя ни на секунду.
Спасибо за статью. Больше всего мне откликнулось обучение детей эффективным стратегиям работы с конфликтами. Это тот же самый план, как при формировании самоконтроля. Но в дополнение к плану агрессивным детям предлагается наглядно увидеть последствия собственных действий, которые в свою очередь показывают всю серьезность ситуации и обозначают наличие проблемы. Конечно, этим должен заниматься квалифицированный специалист, если мы наблюдаем уже запущенный случай, но вполне по силам заниматься проведением данных бесед и самим родителям, так как именно они могут наблюдать за всеми конфликтами, которые окружают его ребенка и предлагать ему модели выхода из них «здесь и сейчас», поощряя не агрессивное поведение.
Спасибо большое за статью!
Еще до обучения в институте я был наслышан о катарсисе, о том, что надо вымещать свою злость, агрессию на предметах, например, побить подушку или ту же грушу. Я скептически к этому относился. Слепо не верил, но и не отрицал. Более того, когда смотрел футбол или и играл в приставку и что-то шло, не как я хочу, то сильно бил рукой по матрасу 1-3 раза. Это помогало мне разрядиться, высвободить эмоции и злость.
Однако на первом курсе, насколько я помню, Игорь Гаврилович на одном из занятий развенчал этот миф. Мол, если кто-то нагрубил, не надо это терпеть, уходить, а дома вымещать на подушке. Надо вернуть тому, от кого тебе это пришло. Если тебе нагрубил человеку, ему же и надо вернуть эту агрессию. Это и есть в своем роде «постоять за себя». Думаю, в том числе этому надо учить детей, чтобы сохранить физическое и психологическое здоровье.
«Каждый ребенок индивидуален и имеет личностные особенности и черты характера» -неоспоримый факт. И одному очень даже может помочь «выпустить пар» боксерская груша, а другому необходимо будет просто обсуждение вопроса спора.
Благодаря статье, ознакомилась с различными исследованиями по контролю агрессии у детей и к каким выводам они привели.
Интересна теория катарсиса как профилактика антисоциальной агрессии. В ходе прочтения вспомнился один знакомый. С возрастом он начинает действовать все более и более агрессивно. Он просто не может себя контролировать, не знает как вести себя по-другому. Агрессия берет верх. Не удивительно, что вера в теорию катарсиса пошла на убыль.
Конечно, необходимо с самого раннего возраста обучать детей эффективным стратегиям работы с конфликтами, так как они постоянно с ними будут сталкиваться на протяжении жизни.
Спасибо за статью.
Из статьи я узнал, что катарсис не работает и не уменьшает враждебные тенденции. Меня удивило то, что юмор может быть средством для снижения агрессии. Из статьи я так же узнал о позитивном опыте психологического вмешательства в школах Скандинавии. Интересен был факт выявления такого фактора повышения агрессии в группе, как борьба за ресурсы. Я даже не задумывался, что для детей игрушки – вполне себе ресурс, за который при его дефиците приходится повоевать. Возможно, этим в том числе объясняется высокий уровень агрессии. Т.к. в моём детстве особого изобилия данного ресурса точно не было. Что же касается агрессивных игрушек, то тут, как я понял, исследователи ещё не пришли к общему знаменателю. После прочтения статьи мне стали более очевидны факторы, влияющие на агрессивность детей. Я вижу некоторую возможность снижения агрессивности путём минимизации данных факторов.Что же касается более взрослого населения, тол для себя я отметил такой инструмент, как обучение эффективным стратегиям работы с конфликтами.
Спасибо за статью, очень интересно было узнать про катарсис. Для меня это новое слово. Не плохая методика, но есть естественно свои минусы. Как палка отдуху концах, вроде как почему бы и не «выпустить пар» на Мебель, боксерскую грушу и тому подобное, но как оказывается, что последствия от этих «пинков» могут быть очень плачевными. Я близка к методу увеличения информативности агрессора о последствиях его деятельности. Я думаю, если ребёнку объяснять, что балет в итоге, после его агрессивных действий, то это будет эффективно влиять на его дальнейшее поведение и жизнь в целом. Я думаю, что так же, этот метод может пробудить в ребёнке сочувствие к другим людям, которые его окружают, так как можно объяснять ребёнку на примере «а что если с тобой бы так поступили?».
Из этой статьи я узнала про такой способ выместить свою агрессию, как катарсис. Да, я согласна с критиком под ником «Звездный Свидетель», что в чем-то Энн Ландерс была не права и что вымещение агрессии на вещах не всегда может быть полезным способом. Но ведь можно выделить специальный уголок, повесить туда грушу и объяснить ребенку, что кроме этой груши больше ни по какому предмету или человеку бить нельзя. Создать такой уголок агрессии, а не все подряд крушить. Ведь контролировать агрессию не всегда возможно, а подавление своих эмоций может привести к заболеванию.
Я согласна с тем, что юмор положительно влияет на агрессию и что может помочь при ее контроле. Ведь, когда человеку смешно, то ему сложно злиться и агрессировать. Также в статье я познакомилась с таким интересным исследованием Дэна Олвеуса, который организовал кампанию по снижению агрессии и вывел из этого очень интересный вывод, что для снижения агрессии существует три рычага, которые способствуют ее снижению – это правила занятий, осведомленность учителя и вмешательство родителей. Я считаю, что только вместе эти все три компонента дадут хороший результат и помогут контролировать агрессию без ущерба для организма. Спасибо за статью.
Спасибо за статью! Для меня было интересно и полезно узнать о воспитании детей, в части проявления и выхода агрессии. О том какие психологические эксперименты были проведены по выходу агрессия и предотвращения её, а так же интерес вызывает развитие психологически здорового ребёнка. На мой взгляд очень полезная информация для родителей и общества так как агрессия у детей, подростков, почему происходят драки у детей, почему ребенок дерется, всему есть причины возникновения агрессии. А агрессия в школе, это тема касающаяся многих и информирование о том как её предотвратить должно быть в социальных сетях в открытом доступе. Что делать если ребенка обижают в школе, как снизить агрессию у ребёнка… Обо всем этом стоит на мой взгляд проводить занятия в начальных классах. Благодарю за такой информационный вклад для родителей и общества.
Приветствую. Не думал что теория катарсиса пошла на убыль. В свое время даже сам практиковал теорию катарсиса, занимаясь боевыми видами спорта. И обратную связь мне давали такую, что я становился менее агрессивным и даже более дружелюбным. Точно не говорил бы своему ребенку быть мебель или вещи, для компенсации агрессии.
Что бы я использовал для себя, первое это точно — не агрессивные игрушки, так как, думаю, когда ребенок играет с игрушками конечно он визуализирует, и это влияет на его мировозрение. Второе это конечно поощрение мирных дел, а вот с проявлением агрессии не знаю, или игнорировать её или конструктивно смоделировать и рассказать о последствиях конкретной агрессии. А также проанализировать ситуацию агрессии и придумать альтернативный метод решения проблем.
Думаю в дальнейшем такие методы дадут ребенку основу для контроля агрессии путем видения решения проблем.
Добрый день! В этой статье я узнала новую интерпретацию понятия катарсис, как снижение агрессии через возможность периодически действовать агрессивно. Удивило то, что обычная информированность родителей и учителей, опрос учеников поспособствовали снижению агрессии в школе. Также, я познакомилась с двумя реакциями подростков, попавшими в одни и те же условия с разным уровнем агрессии и эмпатии. Теперь я более конкретно понимаю, что реакция на возможность причинить другому вред и боль может быть разно полярной. А также, наличие агрессивных предметов, такие как пистолеты могут развивать агрессию у некоторых детей. В профессиональном плане мне это даст возможность более четко и последовательно проводить беседы с родителями агрессивных детей. Еще я смогу снижать агрессию у детей посредством увеличения интенсивности проведения своих занятий по развитию межполушарных связей. Просмотр юмористического видео и смех, как средство снятия агрессии, теперь я буду применять со своим сыном подростком. Второе, что я буду отслеживать, это поощрение своего ребенка мирного поведения. А также, в летнем лагере обязательно проведу занятия для детей на данную тему.
Еще когда-то давно я читал о чучелах начальников которые бьют подчиненные дабы снизить уровень своего стресса. Как тогда было сказано, такой способ не ведет к позитивному результату, ведь выпущенный таким образом пар, лишь показывал бессилие тому, кто бил. Ведь кукле не больно. Благодаря же информации этой статьи, я увидел, что такой впуск пара может еще больше усугубит паттерн агрессивного поведения. И «выпустить» пар, это совсем не то, что начать бить неодушевленные предметы. Мне кажется, что в таком случаи возможно физическая нагрузка, но в форме бега, велосипеда, тренажерного зала и т.д… Что бы дать возможность своему телу «позитивно» устать. Так же, я увидел, что создание социальных условий которые работаю с агрессивным поведением детей в коллективе, ведет к уменьшению агрессии. Что собственно, я например в своей жизни вижу, ведь когда я пришел работать на работу, здесь была очень «суровая» обстановка. Но, сейчас я считаю во многом благодаря мне, в коллективе царит позитивное отношение друг к другу. За исключением особенных случаев, но это так сказать… Мальчики которым нравится боль других. Все как в эксперименте статьи.