Существуют три основных точки зрения на то, почему этнические и социально-классовые различия влияют на интеллектуальное развитие детей:
- отсутствие массового тестирования в социально-неблагополучных и бедных слоях общества;
- генетические факторы;
- факторы влияния окружающей среды.
Предвзятость тестов на IQ
Сторонники первой позиции утверждают, что наиболее широко используемые тесты не стандартизированы для групп меньшинств, а элементы, содержащиеся в этих тестах, не являются истинным показателем способности к адаптации или решению проблем в обстоятельствах, в которых живут определенные этнические группы или дети из низшего класса. Содержание обычного теста интеллекта в некоторой степени основано на языке, лексике, опыте и ценностях белого человека среднего класса. Рассмотрим пример культурной предвзятости по версии шкалы Стэнфорда-Бине. Один из вопросов звучит так: «Что ты сделаешь, если другой мальчик случайно ударил тебя?». Правильный ответ адекватного белого мальчика звучит так: «Я скажу, что все в порядке. Я понимаю, что это был несчастный случай и пойду дальше». В некоторых черных общинах ребенок обязан вступить в борьбу, чтобы выжить. Уйти в такой ситуации равнозначно суициду (Williams, 1970).
Словарный запас, используемый в стандартных тестах на интеллект, так же может не отражать диалект или язык, который дети используют в своей повседневной жизни. Это приводит к снижению оценок детей из числа меньшинств не потому, что они менее умны, а из-за культурной предвзятости тестов. Существуют специальные тесты, направленные на минимизацию культурных предубеждений, например, Батарея оценок Кауфмана (Kaufman, Kamphaus, & Kaufman, 1985). По этому тесту разница между афроамериканскими и европейскими детьми меньше, чем по стандартным тестам на IQ. Другие тесты, не связанные с культурой, сосредоточены на невербальных элементах, которые позволяют отличать друг от друга паттерны поведения. Однако даже по невербальным тестам, таким как тест прогрессивных матриц Рэйвена, более образованные люди имеют результат лучше, чем их менее образованные сверстники (Anastasi, 1988). Все это вызывает серьезную проблему при разработке тестов. Очевидно, что маловероятно спрогнозировать успеваемость детей из субкультур по стандартным тестам, направленным на белого ученика среднего класса.
Помимо предвзятости в содержании теста, сами условия тестирования могут быть неверными для детей с низким социально-экономическим статусом и детей из групп меньшинств. Многие современные альтернативные подходы подчеркивают влияние контекста на интеллектуальную деятельность детей. Контекст тестирования IQ не позволяет детям из числа меньшинств и низших классов проявить свои способности в полной мере. Такие факторы, как непонимание процесса тестирования, дискомфорт от нахождения рядом с белыми из среднего класса и проблемы с мотивацией, могут способствовать снижению производительности (Zigler & Seitz, 1982). Попытки улучшить результаты путем ознакомления детей с тестовой ситуацией, а так же путем поощрения (использование материальных вознаграждений, таких как конфеты), были успешными для некоторых представителей низшего класса и детей из групп меньшинств (Golden & Birns, 1971). Более того, поддерживающие условия тестирования повышают производительность детей из других культур и экономически обездоленных детей больше, чем детей из среднего класса (Zigler, Abelson, Trickett, & Seitz, 1982). Таким образом, есть некоторая поддержка позиции, согласно которой тесты на интеллект не измеряют компетенции чернокожих детей из низшего класса так же хорошо, как они это делают с белыми детьми из среднего класса. Стоит обратить внимание, что здесь присутствует различие между умственными способностями и их демонстрацией. Результаты тестов на IQ могут точнее отражать интеллектуальные способности одних групп (социальных и этнических), чем других.
В исследовании, проведенном Мерсером (1971), был задан вопрос, одинаково ли хорошо тестируются способности у детей и у молодых взрослых. Мерсера особенно беспокоила взаимосвязь между IQ и адаптивным поведением вне класса. Она сосредоточилась на большой группе детей, которые получили низкие оценки IQ в диапазоне, который считается умственно отсталым. Женщина разработала тест на измерение адаптивных способностей, включающий возрастающую способность людей справляться с более сложными ролями и практическими проблемами по мере их взросления. Шкала состояла из навыков, варьирующихся от умений детей младшего возраста (простейший уход за собой, одевание, кормление), до более сложных навыков у взрослых (способность путешествовать в одиночку, работать, делать покупки и т. д.). Результаты исследования оказались несколько тревожными. 90% чернокожих детей и 60% детей чикано (Мексика) с IQ ниже 3% (ниже 70) действительно прошли тест на адаптивное функционирование. То есть, несмотря на показатель IQ, который классифицирует их как умственно отсталых, они могли делать покупки, путешествовать в одиночку и зарабатывать на жизнь. И напротив, каждый белый ребенок с IQ ниже 70 тест на адаптивное функционирование не прошел. Для этих детей низкие показатели IQ оказались надежными показателями умственной отсталости. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети из числа меньшинств гораздо чаще, чем белые дети, могут быть неправильно классифицированы, как умственно отсталые на основании тестов IQ. Помимо этого стандартные тесты на интеллект для групп меньшинств не позволяют точно отличить людей, которые хорошо функционируют в обществе, от тех, кто не может справиться с практическими проблемами в их среде обитания. Выводы Мерсера подтверждают аргумент о предвзятости IQ тестов, поскольку они не позволяют адекватно измерить компетенции детей из числа меньшинств. Эта проблема может привести к ужасным последствиям, особенно для детей с очень низким IQ. Как только детей называют отсталыми, ярлык следует за ними и играет всепроникающую роль в формировании их жизненного опыта и ожиданий других в отношении них.
Наследственность и групповые различия в IQ
Вторая позиция, которая была выдвинута для объяснения различий между социальными и расовыми группами в тестировании на IQ, заключается в том, что эти различия основаны на генетических факторах. Один из вариантов объяснения состоит в том, что в светском обществе более яркие представители низшего класса продвигаются вверх и становятся средним классом. Также существует тенденция к вступлению в брак внутри своего класса. Избирательная миграция и ассортативные браки имеют тенденцию увеличивать разницу между средними показателями IQ нижнего и среднего классов с течением времени (Herrenstein, 1971).
Наиболее ярким представителем генетической позиции является Артур Дженсен (1969, 1973). Он предлагает два генетически независимых типа обучения:
- ассоциативное обучение или обучение на уровне I, включающее кратковременную память, механическое обучение, внимание и простые ассоциативные навыки;
- когнитивное обучение или обучение на уровне II, которое включает абстрактное мышление, символические процессы, концептуальное обучение и использование языка для решения проблем.
Последнее ярко проявляется в умении видеть отношения между предметами. Например: «Какое число стоит поставить следующим 2, 3, 5, 8, 12, 17 …?». Или: «Что общего у яблока и банана?».
Большинство тестов на интеллект измеряют преимущественно способности II уровня. Некоторые простые экспериментальные тесты, такие как запоминание чисел или групп предметов измеряют способности уровня I. Согласно Дженсену, ассоциативный интеллект уровня I не коррелирует с успеваемостью в школе и не очень важен для академического обучения, тогда как интеллект II уровня, измеренный с помощью тестов IQ, позволяет прогнозировать успеваемость в школе. Дженсен предположил, что способности уровня I одинаково распределены между социальными классами и этническими группами, а вот способности уровня II более сконцентрированы чаще в среднем классе англо-американцев, чем в группах низшего класса или среди афроамериканцев. Дженсен отметил, что эта закономерность возникает частично из-за ассортативных браков и социальной мобильности и частично из-за различных паттернов наследственности для способностей уровня I и уровня II. Далее на основании близнецовых исследований Дженсен утверждает, что от 70% до 80% вклада в интеллект обусловлены наследственностью, а остальные 20-30% влиянием окружающей среды.
Выдающиеся психологи, специализирующиеся на интеллекте, в том числе поведенческие генетики, считают, что оценка Дженсена о 70-80-процентном факторе наследственности IQ слишком высока. Они полагают, что окружающая среда вносит как минимум в 50-ти процентную вариацию IQ между людьми (Weinberg, 1989 ; Plomin, 1989). Некоторые ученые предполагают, что вклад окружающей среды еще выше.
Несколько иной аргумент против позиции Дженсена касается логической ошибки в использовании им оценок наследуемости. В частности, эти оценки могут описывать степень генетического влияния внутри группы, для которой они были рассчитаны, особенно если окружающая обстановка людей в этой группе довольно схожа. Вклад генетических факторов в интеллект будет варьироваться в зависимости от изучаемой популяции и условий проживания, в которых она развивается. Одним из примеров является физическое развитие человека (Kagan, 1965). В Соединенных Штатах при условии разумного питания и иммунизации против болезней рост во многом определяется генетически. Поскольку большинство американцев питаются хорошо, то гены, связанные с ростом, выражаются непосредственно в фактическом росте. Однако разница в росте между хорошо питающимися американскими детьми и детьми, страдающими от болезней и недоедания в другой, менее благополучной культуре, в основном не определяется генетически. Большинство голодающих детей остаются маленькими. Крайне неблагоприятные факторы питания и здоровья подавляют и сводят к минимуму вклад генетики в рост. Поскольку вклад генетики в разных культурах отличается, нецелесообразно использовать индексы наследуемости, рассчитанные на основе исследований в одной популяции, и обобщать эти результаты на разные популяции. Аналогичным образом, нецелесообразно использовать оценки наследуемости интеллекта, которые были получены от белых семей среднего класса, чтобы объяснить различия между этой группой и группами меньшинств или низшего класса. Поскольку жизненные обстоятельства разных групп людей различны, генетический вклад в интеллект, вероятно, более прямо выражен в европейско-американских семьях среднего класса, чем в семьях меньшинств из низшего класса. Оценки наследуемости рассчитанные для европейско-американских семей среднего класса просто не применимы к лицам из других групп.
Сандра Скар-Салапатек исследовала непосредственно эту проблему, изучив взаимосвязь между наследуемостью и IQ у черных и белых детей из низшего и среднего класса (Scarr-Salapatek, 1971). Проведя двойное исследование, она предположила, что дети из низшего класса и большинство чернокожих детей имеют ограниченный опыт работы с факторами окружающей среды, имеющими отношение к развитию академических навыков или успеваемости в тестах на интеллект. Следовательно, точно так же, как в условиях крайнего недоедания, вариабельность результатов когнитивных тестов будет меньше для этих групп, чем для белых детей среднего или высшего класса, которым доступно развитие академических навыков. Генетические интеллектуальные вариации, более прямо выражаются в результатах когнитивных тестов белых детей из среднего или высшего класса, чем у детей из низшего класса или чернокожих.
Психологи и непрофессионалы, которые поддерживают аргументы Дженсена, приходят к выводу, что, если социально-экономические и этнические различия в показателях IQ являются генетическими, то социальные программы, направленные на улучшение когнитивного развития, бесполезны. Но даже если различия определенных групп населения в уровне IQ обусловлены генетическими факторами (и, как мы видели, с этим аргументом есть несколько серьезных проблем), окружающая среда по-прежнему вносит свой вклад в значительную часть результатов развития. Надо помнить, что на уровень развития влияют и такие генетические факторы, как наличие слепоты и глухоты. Тот факт, что эти условия могут иметь генетическое влияние, не означает, что специальные образовательные программы будут бесполезны для этих детей (Goldstein, 1990). Напротив, особые образовательные возможности и изменения в условиях окружающей среды могут по-прежнему усиливать генетически обусловленные способности. В частности, если психологи поймут, как именно природа и воспитание взаимодействуют друг с другом, они смогут разработать программы вмешательства, которые, вероятно, будут более эффективными (Scarr & Weinberg, 1983).
Многие не согласны с Дженсеном, и теперь мы обратимся к экологической точке зрения.
Окружающая среда и различия в уровне IQ
Психологи, подчеркивающие факторы окружающей среды, указывают на тот факт, что условия физической и культурной депривации, вызванные бедностью, адекватны для объяснения социально-классовых различий в когнитивных способностях без привлечения генетических факторов. Депривация может подавлять влияние генетических факторов на IQ. Плохое питание, неадекватные условия жизни, плохое здоровье и ограниченное образование могут способствовать снижению показателей IQ (Garcia Coll, 1990; Goldstein, 1990).
Возможно, лучший способ понять влияние этих факторов — использовать концепцию совокупного риска. Другими словами, один из факторов, связанных с бедностью, может снизить IQ ребенка. И наоборот многие сильные стороны в среде обитания этого ребенка могут легко перевесить риск, связанный с этим единственным фактором. По мере того, как в жизни конкретного ребенка присутствует все больше и больше факторов, связанных с бедностью, риск плохой успеваемости для этого ребенка существенно возрастает. Исследователи определили десять конкретных факторов, которые могут представлять риски для когнитивного развития детей (Sameroff, Seifer, Barocas, Zax, & Greenspan, 1987). К ним относятся: слабое психическое здоровье матери, высокий уровень материнской тревожности, низкий уровень материнского образования, отсутствие работы или образования у главы семейства, наличие более четырех детей в одной семье и высокая частота стрессовых жизненных событий, таких как болезнь, отсутствие работы или смерть одного из членов семьи. В выборке из 215 четырехлетних чернокожих, белых и пуэрториканских детей была отмечена связь между данными факторами риска и IQ.
Результаты исследования были поразительными. Дети с одним фактором риска имели IQ примерно равный детям, у которых вообще не было факторов риска. Однако по мере увеличения количества факторов риска окружающей среды, дети хуже справлялись с тестом на IQ. Дети из группы с наибольшим количеством факторов риска (от семи до восьми), имели IQ на 30 пунктов ниже, чем дети, не имеющие факторов риска. Это исследование наглядно показало, как растет риск снижения IQ по мере увеличения количества факторов риска, присутствующих в жизни детей. Более того, оказалось, что наличие нескольких факторов риска было связано с низким IQ как в семьях с низким, так и в семьях с высоким социально-экономическим статусом. Факторы риска с большей вероятностью присутствовали в семьях с низким социально-экономическим статусом.
Эти аргументы дают предположить, что в жизни бедных детей и детей из числа меньшинств есть факторы, которые способствуют снижению результатов тестов на интеллект. Возможно, при отсутствии данных факторов, дети имели бы более высокие результаты. Психологи, которые отрицают объективность тестов на IQ , утверждают, что тесты оценивают нечто, связанное с опытом работы в культуре среднего класса белых, и что многие дети других культурных групп и групп меньшинств не имеют доступа к той же совокупности знаний, которая предполагается в тестах. Следовательно, эти дети не могут так же хорошо работать с тестами. Один из способов проверить эти идеи — спросить, что произойдет, если чернокожие дети будут усыновлены экономически благополучными белыми родителями. Если различия в расовом и социальном классе, обычно получаемые с помощью IQ, объясняются лишь эмпирическими различиями, IQ этих приемных чернокожих детей должен больше походить на IQ белых детей из среднего класса. Ниже представлено исследование, изучающее эти эффекты.
Опыт воспитания чернокожих детей в семьях белых американцев
Что происходит с IQ чернокожих детей, усыновленных и воспитанных белыми родителями? Скарр и Вайнберг изучили 101 белую семью, усыновившую чернокожих детей. Интеллект родителей в этих семьях был выше среднего. Они так же имели хороший уровень образования и высокий социально-экономический статус. Всем членам приемных семей старше 4-х лет, включая родителей, приемных детей и биологических потомков приемных родителей, были проведены соответствующие их возрасту тесты на IQ. Родители также были опрошены об опыте, связанном с межрасовым усыновлением и об их образе жизни. В исследовании приняли участие 145 биологических детей приемных родителей, 130 приемных чернокожих детей и небольшая группа приемных белых, азиатских и коренных американцев. Две трети приемных детей были в приемных семьях до своего первого дня рождения.
IQ черных и белых детей, попавших в благополучные семьи, оказался выше среднего по стране. Более того, чем раньше дети оказались в приемной семье, тем больше они получили пользы от домашнего опыта. Белые приемные дети, как правило, находили дом первыми и соответственно имели самый высокий IQ, в среднем 111 баллов. Дети азиатского происхождения и индейцы, прошедшие более длительные периоды в детдомах, имели в среднем IQ 100.Следует учесть, что только трое детей азиатского происхождения и коренных американцев были усыновлены, как и белые дети в раннем возрасте, поэтому их опыт не был включен в исследование. Чернокожие дети, которых усыновляли позже, чем белых, но раньше, чем азиатов и индейцев получили средний результат в 106 баллов. Отметим, что черные приемные дети, особенно дети, которые рано попали в новую семью, набрали примерно на 20 баллов выше средних результатов по стране для чернокожих детей. Их успеваемость так же намного выше, чем можно было бы прогнозировать на основе уровня образования и занятий их биологических родителей. Кроме того, диапазон баллов для усыновленных чернокожих и белых детей был одинаковым. То есть чернокожие дети с наивысшими баллами набрали столько же баллов, сколько и белые дети, набравшие наибольшее количество баллов, и это сходство также было обнаружено для детей с самыми низкими баллами. Влияние среды усыновления повысило не только показатели IQ чернокожих детей, но также их успеваемость в школе и результаты стандартизированных тестов успеваемости, которые снова были выше среднего показателя по стране. Родные дети, которые с рождения жили в среде среднего класса, получили более высокие оценки, чем любой из приемных детей. К сожалению, расу ребенка путают со временем размещения ребенка в семье. Тем не менее, есть тенденция к раннему внедрению в семью, чтобы повысить баллы белых и цветных детей. Результаты этого исследования определенно показывают, что социальная среда играет важную роль в определении показателей IQ и что дефицит результатов тестов на IQ у чернокожих детей может быть уменьшен путем помещения в среду образованного среднего класса. Большая часть этих эффектов может быть связана с социальным классом, а не с расой как таковой. Результаты показывают, что европейско-американская среда среднего класса способствует развитию навыков, необходимых для хорошей сдачи IQ тестов, а не о наличии врожденных расовых различий в интеллектуальных способностях.
Прежде чем мы поспешим и начнем размещать чернокожих детей в белых приемных семьях, давайте вспомним о предосторожности, предложенной исследователями.
Наш акцент на показателях IQ в этом исследовании не является одобрением IQ как высшей человеческой ценности. Несмотря на то, что тесты IQ важны для функционирования в образовательной среде среднего класса, они не проверяют огромный спектр человеческих характеристик, необходимых для социальной адаптации. Сочувствие, общительность, альтруизм и другие качества, являются важными человеческими качествами, которые не гарантируются высоким IQ. Более того, успешная адаптация в этнических подгруппах может меньше зависеть от интеллектуальных навыков, задействованных в измерениях 1Q, чем адаптация в среде белого среднего класса.
Основные результаты исследования подтверждают мнение о том, что социальная среда играет доминирующую роль в определении среднего уровня IQ чернокожих детей. Так же вклад в индивидуальные различия между ними вносят как социальные, так и генетические переменные (Scarr & Weinberg, 1976, р. 739).
Источник: Scarr, S., & Weinberg, RA (1976). Показатели IQ чернокожих детей, усыновленных белыми семьями. Американский психолог, 31, 725–739.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, тест на IQ, как проводится тест на интеллект, развивающие занятия, от чего зависит интеллект ребенка, как вырастить умного ребенка, влияние родителей на интеллект ребенка.
Спасибо за статью. Никогда не страдала рассовыми предрассудками и благодаря этой статье еще раз убедилась, что дело не в национальности человека, а в его воспитании, окружении и в том, какие возможности предоставлялись ему в детстве для развития. Также познакомилась с термином культурная предвзятость, которая имеет место быть при проведении тестов на IQ среди чернокожих детей и детей из низших классов. Имеется ввиду то, что классические тесты ориентированы на белых детей из среднего класса и своим речевым составом и содержанием задач, основанных на особенностях жизни этих детей. Соответственно детям других расс и слоёв сложно полностью показать свой интеллект в среднестатистических тестах. В то время как адаптивное функционирование даже лучше развито у тех, кто живёт беднее. В наше время такой эффект тоже отлично заметен. В 90е годы была сложная материальная ситуация во многих семьях и поэтому у людей , растущих в это время высокие адапьивные способности даже при не самом высоком интеллекте. В то время как у детей, растущих сейчас практически в тепличных условиях при высоком уровне интеллекта адапьивные способности бывают достаточно низкими. Соответственно можно сделать вывод, что очень важно в равной мере учитывать в оценке уровня развития ребёнка совокупность факторов: генетического и влияния окружающей среды. А также не привязываться к массовому признаку в этой оценке. Такие результаты на мой взгляд будут наиболее объективными.
Из статьи узнала,что стандартные тесты на интеллект,созданные в 70-х годах прошлого века, не отвечали запросам общества. Было много нюансов,которые не учитывались для детей из разных социальных и этнических групп. Снижение оценок интеллекта у детей из числа меньшинств происходило не потому, что они были менее умны, а из-за культурной предвзятости тестов.Тесты не могли отличить людей, которые хорошо функционировали в обществе, от тех, кто не мог справиться с практическими проблемами в своей среде обитания.А всё потому,что составлялись для белого ученика среднего класса.Показательным для меня стало исследование с «цветными» детьми,которых усыновили «белые» семьи.Все дети показали высокий уровень интеллекта,так как жили в более обеспеченных семьях,то есть у них появились условия для обучения.Так же из статьи узнала десять факторов, риска для когнитивного развития детей:это слабое психическое здоровье матери, высокий уровень материнской тревожности, низкий уровень материнского образования, отсутствие работы или образования у главы семейства, наличие более четырех детей в одной семье и высокая частота стрессовых жизненных событий, таких как болезнь, отсутствие работы или смерть одного из членов семьи.
Из статьи я увидел следующий момент, что тестирование проводится для детей из среднего класса. В той среде, где я воспитывался, было убеждение: ударили по одной щеке, ударь в ответ. С таким подходом был делёж людей по классам: кого-то в класс «сливок», где отличники были и остальные отбросы. Смысла заниматься «несливками» у учителей не было, время было такое-90 годы. Поэтому как со стороны учителей была предвзятость, так и со стороны класса Б,В,Г, в которых учились низшие слои. Так и формировались люди с претензиями к высшим властям, плодились так называемые паразиты. Лишь единицам удалось вылезти в средние слои общества. Я считаю, что людей заинтересованных в том, чтобы из низших слоёв переводить людей хотя бы в средний класс-единицы. Моя идея такова, самому выходить в средний класс и участвовать в жизни тех, кто ещё внизу. Правда некоторым уже настолько комфортно быть внизу, что они сами не хотят брать ответственность за свою жизнь. И у каждого человека, ведущего паразитический образ жизни есть шанс стать самостоятельным…иначе судьба.
Интересная статья. Согласна с тем, что социальный статус играет важную роль в развитии когнетивных способностей. Социальных и воспитательных. Я считаю. Что дети это отражение того, сколько родители в них вкладывали. Не обязательно денег, а именно внимания. Вот смотрю я на своих дочек, они такие замечательные, общительные, и тогда когда делают то, что вызывает неодобрние с моей стороны, то первым делом надо смотреть на себя. Что я делаю не так.
В статье я обратила внимание на ситуацию детей. Когда интеллектуальные способности у них разные, но в плане выживания дети с низким уровнем лучше приспособлены. Да, читать, писать и разгадывать головоломки это классно, но если я не знаю как приготовить еду. Сходить в магазин или убрать за собой, то мне остаётся безумно много работать, чтобы это делали другие за меня.
Я считаю, что тесты на интеллектуальное развитие нужно адаптировать под определённые условия жизни людей и не сравнивать тех, кто у кого они сильно отличаются.
Из прочитанного я узнала, каким образом раса, принадлежность к этнической группе и социальному классу влияет на развитие когнитивного интеллекта детей. В статье описываются исследования и выводы по трем аспектам: предвзятость тестов на интеллект, наследственность и фактор окружающей среды.
Так, тесты на IQ должны быть адаптированы к определенной этнической группе и социальному классу. Это подтверждают результаты интересного эксперимента на измерение адаптивных способностей детей с показателями IQ, соответствующими умственной отсталости. Белые дети обнаружили свою неспособность к дальнейшему самостоятельному функционированию, тогда как чернокожие вполне успешно справлялись с задачами приобретения и использования навыков во взрослой жизни.
При описании влияния генетических факторов на интеллектуальное развитие ребенка меня поразил пример физического развития человека. Получается, что физическое развитие напрямую связано с условиями жизни: в благоприятной среде наблюдается фактический рост, при недостатке питания и наличии заболеваний рост подавляется и генетические факторы уже не имеют значения. То есть в разных группах детей влияние наследственности на интеллект может сильно различаться.
Концепция совокупного риска, объясняющая влияние фактора окружающей среды на IQ ребенка может использоваться в педагогической, воспитательной, психологической работе. Учёт десяти факторов риска поможет разъяснить низкие показатели теста на интеллект и определить направление для коррекции интеллектуального развития ребенка.
Также я узнала, что показатели IQ детей зависят от возраста помещения их в приемную семью, не зависимо от их расы.
Таким образом, фактор окружающей среды имеет большее значение для интеллектуального развития детей по сравнению с генетическими и социальными факторами.
Почему-то тесты на интеллект имели стандарт. Но стандартные тесты 70-х годов не учитывали ни рассовые принадлежности, ни социальный статус. Мое мнение, что уровень способностей и интеллекта зависит не от цвета кожи, религий и тд, а от уровня воспитания, тех навыков и знаний которые были переданы. Интересный вывод, с темнокожими детьми, которые были усыновлены белыми. Уровень их развития и интеллекта стал значительно лучше за счёт того, что у них появилась возможность к качественному образованию, исследовательским навыкам. Так же из статьи узнала, что есть факторы риска для когнитивного развития. Например, психическое здоровье матери, или отсутсвие образование у главы семьи. Наверно даже не задумывалась об этом
Тема влияния этнических и социально-классовых различий на интеллектуальное развитие детей весьма интересна. Всегда любила наблюдать как по-разному ведут себя и проявляют дети различных культур.
Из статьи я узнала ,что маловероятно оценить реально успеваемость детей из различных субкультур по стандартным тестам, направленным на белого ученика среднего класса. И причин тут много. Влияние контекста не дает проявить себя ребенку в полной мере ,что может привести к ужасным последствиям. Как только детей называют отсталыми, ярлык следует за ними и играет всепроникающую роль в формировании их жизненного опыта и собственных способностей по жизни. По себе сужу как оценочность каких-то взрослых в детстве наложила определенные ограничения на мое мышление обо мне самой. Приходится по сей день работать с этими установками.
Больше всего мне понравилось исследование о том, как влияет усыновление детей разных рас на их уровень IQ. В целом все дети ,у которых были благополучные условия жизни по мере уменьшения количества факторов риска, присутствующих в их жизни, показывают более высокие результаты. Что говорит о позитивном влиянии среды усыновления не только на показатели IQ чернокожих детей, но также их успеваемость в школе . И что нет особой разницы в интеллектуальных способностях детей в зависимости от расы!
Новым для меня было понятие ассертативности и депривации , то есть условия физической и культурных условий жизни ребенка.
Спасибо за статью! Очень познавательно !
Благодарю за статью ! Из статьи я главным образом ещё раз подчеркнула для себя следующие риски , которые влияют на когнитивные развитие ребёнка :1) Слабое психическое здоровье матери 2) Высокий уровень тревожности матери 3) Низкий уровень материнского образования 4) Отсутствие работы у главы семьи 5) Наличие в семье более 4 детей 6) высокая частота стрессовых ситуаций в семье .7) На 30% у детей с такими рисками ниже показатели тестов iq. 8) Чем раньше ребёнок оказывается в благополучной приемной семье , тем выше его показатели тестов . Социальная среда оказывает важную роль в определении показателей IQ . Для себя ещё раз сделала вывод , как важно оставаться спокойной , меньше стрессовать , важно поддерживать свой экономический уровень , ведь это напрямую влияет на когнитивные показатели моего сына .
В очередной раз спасибо за статью.Из нового узнал что дети ранных расовых принадлежностей при усыновлении в благополучные семьи в принципе имели все шансы на развитие.Привык видеть обратную сторону медали по телевизору.Вот это по поводу адекватного ответа от мальчика поразило прям.Я бы сказал что это вышло случайно и скажу что все в порядке.Где этот краснокнижник хотелось бы посмотреть.В лучшем случае надо задать вопрос по какой причине он это сделал,случайно как я помню ничего не бывает.В худшем дать в глаз в ответ,или как вариант попросить быть аккуратнее.И вообще можно так до самой старости уходить это же случайно.По вопросу различия не помню что это кого то интересовало в нашем классе до определенных моментов,в СССР были все в одинаковой робе в школе и отличались только уровнем знаний.Потом как то пришло разделение на богатых,бедных и средних соц слоев с распадом союза.И чем наглее я был тем больше имел.Интеллект никого не интересовал,меня в том числе так как в моду вошло другое образование,улично коллективное.Но это не значит что я перестал читать,обучаться,просто делал это не напоказ,для себя.Что касаемо среды,родителей и общества то полностью соглашусь,закладывать основание надо правильно в детстве.Глядя на сегодняшнее хочется плакать,это не просто парник это искусственное выращивание цифровых роботов.Я недавно был в библиотеке она пуста.Так что будущее в принципе понятно и развитие тоже.Сейчас проще все купить,продать вот порог развития.И если ранее люди были на доске почета,то сейчас другие ценности.И по вопросу адаптивности большой пробел.Если нет навыка зарабатывания денег сейчас то на что то стоящее рассчитывать не придется.Кому нужны книги,наука и прочие достижения.Натолкнуло на мысли о том что все приехали.С каждым годом разделение все больше и больше.Ходил в театр на днях так там сотяла группа детей бохатых и группа ботаников,сразу было видно кто есть кто в этой жизни,плюс учитель который решала свои вопросы пол часа по телефону.Так что мало что изменилось за последнее время.
Немного устал я от этих статей. Наверное момент познавательный у меня несколько меньше, чем хотелось бы и такие длинные и не простые статьи мне даются достаточно тяжело. В общем снова и снова прихожу к мысли, что окружение играет одну из главных ролей. Тесты на интеллект важны и могут подсказать, когда развитие ребенка затормаживается, чтобы определить, чем ему можно помочь. Важно учитывать расовые различия отражаются на когнитивном развитии ребенка. Так же интересно, что люди более низкого социального класса могут быть гораздо более выживаемыми по сравнению с более интеллектуальными сверстниками более высокого социального уровня. В общем, не известно кто выжил бы лучше в условиях каменного века)) Но сейчас мир несколько другой и лучше живет тот, кто более развит интеллектуально.
Спасибо за статью, после прочтения статьи еще раз убедилась, как важно именно родителям быть психологически здоровыми людьми. Также из статьи узнала, что если социально-экономические и этнические различия в показателях IQ являются генетическими, то социальные программы, направленные на улучшение когнитивного развития, бесполезны. Окружающая среда по-прежнему вносит свой вклад в значительную часть результатов развития. Из этого я поняла, что окружать среда это и социум и родительская семья. Факторами риска являются: -Слабое психическое здоровье матери; — Тревожность матери; -Низкий уровень материнского образования; -Отсутствие работы у главы семьи; — Наличие в семье более 4 детей; -стрессовые ситуаций в семье. Как важно ребенку иметь здоровое окружение, в здоровом окружении ребенок может развиваться как психологически так и физически. Удивил тот негативный фактор как неправильное питание.
Из статьи я узнала об основных причинах влияния социально-классовых различий на IQ детей:
1. Предвзятость тестов на IQ. Интересно, что тесты направлены на белого человека среднего класса. В итоге они не могут адекватно измерить компетенции детей из социальных меньшинств.
2. Генетические факторы, наследственность.
3. Факторы окружающей среды.
В этом разделе я узнала, какие факторы представляют риски для когнитивного развития детей. Это слабое психическое здоровье матери, высокий уровень материнской тревожности, низкий уровень материнского образования, отсутствие работы или образования у главы семейства, наличие более четырех детей в одной семье и высокая частота стрессовых жизненных событий. При этом важно, что наличие одного-двух факторов практически никак не влияет на изменение IQ. Значительные изменения происходят, когда совпадают сразу много факторов из списка.
Меня поразили результаты исследований, когда белые родители с интеллектом выше среднего усыновляли чернокожих детей. В итоге интеллект и успеваемость чернокожих детей значительно повысились и были на одном уровне с показателями у белых детей, находящихся в таких же условиях. Этого говорит о том, что социальная среда оказывает огромное влияние на интеллект детей. В очередной раз нужно обратить внимание на себя, своё окружение и думать заранее, где жить и куда отдавать учиться ребенка.
Из статьи я узнала ,что существует три точки зрения как классовые различия влияют на развитие детей- это отсутствие тестирования в социально — неблагополучных слоях общества, генетические факторы и влияние окружающей среды. Я узнала ,что словарный запас,который используется в тестах, может не отражать диалект или язык, который дети из низших слоев используют в своей повседневной жизни, поэтому им не легко справляться с тестами IQ, но они больше адаптированы к жизни, чем их сверстники из среднего класса. Относительно генетических позиций Дженсен утверждал ,что 80% вклада в интеллект обусловлены наследственностью, а 20% влиянием окружающей среды. Многие психологи не согласны с его утверждением и считают ,что окружающая среда вносит минимум 50% вариации IQ между людьми. Я с этим, кстати, согласна,очень многое зависит ,где и кто окружает человека. Если ребенок постоянно испытывает стрессы, то это будет способствовать снижению результатов тестов на интеллект, несмотря на различия статуса семей, а если ребенок пребывает в здоровой атмосфере ,то показатели будут высокими.
Спасибо за статью! Из вышесказанного я узнала, что такое концепция совокупного риска.
Я считаю, что все три вышесказанных фактора влияют на различия показателей в тестах IQ у детей из разных этнических и социально-классовых групп — отсутствие массового тестирования в неблагополучных группах, наследственность и влияние окружающей среды.
Я думаю, что наследственность в этом вопросе занимает последнее место. Конечно, главный фактор — среда, в которой растёт и развивается ребёнок. Как показано в статье — исследования это подтвердили на примере с усыновлёнными детьми. А также большое влияние оказывает само тестирование, которое не учитывает ту самую культурную и социальную среду ребёнка. Как было написано, для среднего белого ребёнка нормально не ответить на удар другого ребёнка, для чернокожего, воспитанного в своей среде это приравнивается к суициду.
Прочитав эту статью, лишний раз убеждаюсь в том, что уровень интеллекта не зависит от расовой принадлежности. Главное влияние на формирование ума индивида оказывают, в первую очередь, среда обитания и то, какие выводы впоследствии данный человек может сделать из этого. Ведь с момента рождения и до подросткового возраста сознание формируется с нуля под влиянием того, что ребёнок видит вокруг себя и слышит, как ведут себя люди, как его воспитали родители, что по их мнению хорошо, а что плохо и т.д. Основная проблема, на мой взгляд, в том, что социальные слои в разных странах друг другу рознь. Поэтому подгонять оценку индивидуальных интеллектуальных способностей людей из разных сред обитания под одно мерило — это неправильно, так как, вне зависимости от расы, в каждом конкретном социальном слое, каждой конкретной страны, условия для формирования интеллекта, абсолютно разные условия.
Из статьи я узнала, что когда дети проходят тест на определение IQ, то дети из числа меньшинств гораздо чаще, чем белые дети, могут быть неправильно классифицированы, как умственно отсталые. Также в статье познакомилась с двумя генетически независимыми типами обучения: ассоциативное и когнитивное обучения. Если честно, то я сама не сразу догадалась какое число следует поставить, в представленном тесте. Больше всего меня удивило то, что окружающая среда настолько сильно влияет на детей, что взяв чернокожего ребенка и отдав его в белую семью, с хорошим экономическим статусом, можно поднять его IQ. Еще, я узнала про десять факторов, которые могут представлять риски для когнитивного развития детей и что растет риск снижения IQ по мере увеличения количества этих факторов, присутствующих в жизни детей. Спасибо за статью.
Очень интересная статья о влиянии этнических и расовых различий на IQ ребёнка. Ранее часто приходилось слышать, как интеллект заложен в ребёнка через его родителей и теория о генетической преобладающей когнитивных способностей до сих пор популярна. Но безусловно, я согласна с точкой зрения, что генетика — это только часть и от окружающей среды очень много зависит. Очень понравилась мысль, которую я себе записала: «Как только детей называют отсталыми, ярлык следует за ними и играет всепроникающую роль в формировании их жизненного опыта и ожиданий других в отношении них» Это очень точно и верно. Тогда как статья доказала нам, что классические тесты IQ просто не рассчитаны на ту часть детей, которые вместе с родителями являются переселенцами и в силу плохого знания английского просто не способны правильно понять смысл того или иного вопроса. Так же, в статье в очередной раз подчёркивается важность мотивации к решению той или иной задачи.
Из статьи я узнала, что существуют три основных точки зрения на то, почему этнические и социально-классовые различия влияют на интеллектуальное развитие детей. Первая — предвзятости IQ тестов. Выяснилось, что Мерсер подтверждает не адекватность измерения компетенции детей из числа меньшинств. Вторая — генетические факторы. Вклад генетических факторов в интеллект будет варьироваться в зависимости от изучаемой популяции и условий проживания, в которых она развивается. Особые образовательные возможности и изменения в условиях окружающей среды могут по-прежнему усиливать генетически обусловленные способности. Третья — факторы влияния окружающей среды. Использовав концепцию совокупного риска, ученые пришли к выводу, что по мере увеличения количества факторов риска окружающей среды, дети хуже справлялись с тестом на IQ, т.е это действительно влияло на уровень их интеллекта. Очень впечатлило исследование связанное с опытом воспитания чернокожих детей в семьях белых американцев, которое показало, что показатели IQ у усыновленных детей, были такими же как и у белых, а это говорит о том, что социальная среда играет важную роль в определении показателей IQ. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. У моей мамы наблюдалось слабое психическое здоровье, высокий уровень материнской тревожности, низкий уровень материнского образования; у отца отсутствие образования и высокая частота стрессовых жизненных событий. Проходя в колледже тест на IQ я получила результат выше среднего, но не была удовлетворена этим. «Несмотря на то, что тесты IQ важны для функционирования в образовательной среде среднего класса, они не проверяют огромный спектр человеческих характеристик, необходимых для социальной адаптации» — эта информация помогает мне не гнобить себя за то, что я не самая умная. Я думаю, что социальная среда играет доминирующую роль в определении высокого уровня IQ у всех детей, а не только у чернокожих, поэтому у меня есть высокое стремление сделать свою экосреду гармоничной и здоровой.
Добрый вечер. Спасибо за статью. Из данной статьи я узнал что существует два обучения ассоциативное и когнитивное. Мне очень понравилось в когнитивном обучении использование языка для решения проблем, а не кулаков. У меня семья инженеров у матери красный диплом у отца синий, мои генетические данные были очень хороши, после развала союза мать потеряла работу, отец попал в аварию очень сильную, наше финансовое положение было плачевно и это отложилось очень на мне от меня требовали но поощрений я не видел я вечно слышал нет, нет, нет. Постоянно был на крепеже, радости ноль. Я начал забивать на родителей на их слова, уходить на улицу, в ночь, не посещать школу. Я превращался в нигера. Помогал достать травку, курил, обзавелся денежными людьми. Мне казалось что какой я молодец. Тогда я не понимал что моё развитие остановилось на месте, заморозилось. Вот так совокупность факторов повлияло на меня.
В статье познакомилась с мнением разных учёных на данную тему . Но в принципе , сама информация не новая , ранее уже подобное было описано в статьях . Интересно было читать про опыт воспитания чернокожих детей в белых семьях . Понятно , что невозможно узко смотреть на влияние расовое , этническое , социальное и тд . Что развитие ребёнка многогранный процесс , и влияет на него совокупность факторов. Согласна с тем , что не надо вешать ярлыки на детей . Тк что-то необдуманно сказанное может повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка . Опять же , если говорить про влияние , то тут надо учитывать страну . Ведь , есть страны , где в принципе о развитии тяжело говорить , соответственно и у детей с развитием там будет трубно . Спасибо за статью .
Спасибо за статью. Прочитав статью я узнала, что существует три основных точки зрения на то, почему этнические и социально- классовые различия влияют на интеллектуальное развитие детей. Первая точка зрения — это предвзятость тестов на IQ. Сторонники этого подхода утверждают, что наиболее широко используемые тесты, не стандартизированы для групп меньшинств, а элементы этих тестов не являются истинными показателями способности к адаптации. В статье очень хорошо описаны неоднозначности используемых тестов, в действительности культурная, лингвистическая и образовательная предвзятости играют огромную негативную роль в тестировании, т.е. не дают реальных оценок. Даже те тесты, которые не связаны с культурой и сосредоточены на невербальных элементах, не дают истинных значений.
Вторая точка зрения- наследственность и групповые различия IQ заключается в том, что эти различия основаны на генетических факторах. Яркий представитель генетической позиции Артур Дженсен предлагает два генетически независимых типа обучения: ассоциативное обучение или обучение на уровне 1 (кратковременная память, механическое обучение, внимание) и когнитивное обучение или обучение на уровне 2, которое как раз измеряется с помощью IQ тестов. Дженсен утверждает, что от 70% до 80% вклада в интеллект обусловлены наследственностью, а остальные 20-30% влиянием окружающей среды, но очень многие психологи не согласны с таким большим вкладом наследственности, и это подтверждается исследованиями.
Третья точка зрения — это факторы влияния окружающей среды, для лучшего понимания влияния этих факторов используют концепцию совокупного риска. Проведенные исследования, в рамках этой концепции, доказывает, что большая часть негативных эффектов, связанных с когнитивным обучением, коррелируется с социальным классом, а не с расой, как таковой.
И в заключении хотелось бы сказать — да, существует много факторов, влияющих на IQ ребенка (социальные, рассовые, наследственные), но все же наиболее значимые — это факторы окружающей среды.
Из статьи узнала три точки зрения почему этнические и социально-классовые различия влияют на развитие интеллекта у детей. В первую очередь из-за того, что большинство тестов адаптировано под белых детей, во-вторых влияние генетики и в-третьих, влияние окружающей среды на развитие ребенка. С профессиональной точки зрения важно было узнать о факторах риска для развития когнитивных способностей детей: слабое психическое здоровье матери, высокий уровень материнской тревожности, низкий уровень материнского образования, отсутствие работы или образования у главы семейства, наличие более четырех детей в одной семье и высокая частота стрессовых жизненных событий, болезнь, отсутствие работы, смерть одного из членов семьи. Думаю, что эти факторы являются универсальными. Удивил эксперимент по усыновлению чернокожих детей, показавший, что улучшении качества жизни способствует интеллектуальному развития, и наоборот, депривация — бедность, болезнь и другие негативные факторы его однозначно снижают. Есть над чем подумать. Спасибо за статью!
Спасибо за статью. К сожалению я признаю, что немного расистка. Это значит, что я стараюсь избегать людей не европейской расы, общения с ними и тем более близкие отношения. Прочитав статью я поняла, что дело не в национальности человека, а в его воспитании, то что вложили родители в своих детей. И вспомнила своего друга из Армении, который своим образованием, манерой поведения и отношением к работе к людям и тем более женщинам даст фору многим мужчинам европейской расы. Но эта самая культурная предвзятость, постоянно преследует меня. Также прочитав статью узнала, что стандартные тесты на интеллект, созданные в 70-х годах, не отвечали запросам общества. Так как не учитывались особенности для детей из разных социальных и этнических групп. Их низкие оценки объяснялись тем, что они не были менее умны, а из-за культурной предвзятости тестов. Тесты составлялись для белого ученика среднего класса своим речевым составом и содержанием задач, основанных на особенностях жизни этих детей. Статья помогла мне по другому посмотреть на мои расовые предрассудки. Я даже прониклась с сопереживанием к людям другой национальности.
Еще одна статья на показания IQ. Из данной статьи я узнал, что показатели IQ не гарантируют благоприятной адаптации в обществе. Ознакомившись с очередными исследованиями еще раз убедился в том, что социально экономический класс играет важную роль в когнитивном развитии. Меня впечатлили показания исследования белых семей с приемными темно-кожими детьми. При благоприятно созданных условиях, при условии что интеллект родителей был выше среднего, доходность высокого уровня, все это отразилось на хороших показателях IQ. Хотя я считаю окружающая среда имеет очень важную роль. В подростковом возрасте, в общей компании, пересекался с человеком, который имел темный цвет кожи. Рожден он был в России, на сколько я слышал, из нормальной семьи. Он не отличался способностями, даже наоборот. От сверстников постоянно были провокации и агрессии, что я думаю очень влияет на его развитие. Все же полагаю белые дети должны воспитываться в белых семьях, черные в черных, как минимум шансы будут уравнены. Спасибо за статью.
Очень объемная и информативная статья. Спасибо за этот важный и полезный труд. Благодаря статье я узнал, что культурные различия играют важную роль в адаптации и развития ребенка в окружающей среде. Так же увидел, что есть генетические предпосылки и склонности, предрасположенности к тому или иному виду деятельности. И так же очевидно, что генетические предпосылки играют значение, но ключевым является контекст воспитательной среды в котором взращивается ребенок. Так или иначе, только среда определяет способность ребенка к тому или иному виду деятельности. Т.е, новыми красками играет выражение «Я то, что я ем». Теперь я могу его понимать как «Я то, что я делаю». Так, что благодаря этой статье я это увидел…
Здравствуйте, интересная статья, из которой я узнала, что происходит с IQ чернокожих детей, усыновленных и воспитанных белыми родителями. Влияние среды усыновления повысило показатели IQ чернокожих детей, и успеваемость в их школе, но родные дети, которые с рождения жили в среде среднего класса, получили более высокие оценки, чем любой из приемных детей. Результаты этого исследования определенно показывают, что социальная среда играет важную роль в определении показателей IQ и что дефицит результатов тестов на IQ у чернокожих детей может быть уменьшен путем помещения в среду образованного среднего класса. Был сделан вывод учеными, что социальная среда играет доминирующую роль в определении среднего уровня IQ чернокожих детей.
Благодаря статье увидел, что на данный момент отсутствует общая, подходящая каждому этносу, система оценки интеллекта. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, что является доминирующим фактором в формировании интеллекта: окружающая среда или генетика. Интересным оказался эксперимент с чернокожими детьми, которых усыновили американские семьи с высоким социально-экономическим статусом. Оказывается окружающая среда оказывает колоссальное влияние на развитие интеллектуальных способностей у детей. Собственно в конце статьи об этом вывод и есть, что именно окружающая социальная среда оказывает доминирующую роль на определение среднего уровня IQ по крайней мере у чернокожих детей, у белых детей , я считаю, будет примерно похоже.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала , что существует три точки зрения на то, почему этнические и социально-классовые различия влияют на уровень интеллектуального развития ребёнка: отсутствие массового тестирования в социально-неблагополучных и бедных слоях общества;
генетические факторы;
факторы влияния окружающей среды. Допустим, что с первой точкой зрения мне сложно согласиться, так как считаю, что уровень интеллекта не зависит от количества тестов, пройденных ребёнком, а, наоборот, может являться определённым индикатором, который отслеживает развитие тех или иных способностей. Следующие две точки зрения мне на намного ближе, так как сама я придерживаюсь, что интеллектуальные способности являются обусловлены генетически, а также зависят от наличия риск-факторов — чем их меньше, тем уровень интеллекта выше и наоборот, что подтверждается исследованием, приведённым в данной статье.
Благодарю за статью. Из статьи узнала о предвзятости тестов на iQ. Что тесты на iQ составленные ориентировочно на ребенка среднего класса могут совсем не подходить для тестирования ребенка классом ниже просто по причине разных условий жизни, понятий, воспитания, традиций общества… что для одного норма, то для другого может нормой не являться от слова совсем. Результаты такого теста не могут отражать истинную картину. «Словарный запас, используемый в стандартных тестах на интеллект, так же может не отражать диалект или язык, который дети используют в своей повседневной жизни. Это приводит к снижению оценок детей из числа меньшинств не потому, что они менее умны, а из-за культурной предвзятости тестов»
Я узнала о существовании двух генетически независимых типа обучения:
1.ассоциативное обучение или обучение на уровне I, включающее кратковременную память, механическое обучение, внимание и простые ассоциативные навыки;
2.когнитивное обучение или обучение на уровне II, которое включает абстрактное мышление, символические процессы, концептуальное обучение и использование языка для решения проблем.
Также узнала о том, что при перемещении чернокожих детей в более благоприятную среду(усыновление белые приемные семьи повысило не только показатели IQ чернокожих детей, но также их успеваемость в школе и результаты стандартизированных тестов успеваемости.
Сама по себе раса не влияет на уровень интеллекта человека, но вот условия в которых он живет, генетика, болезни, уровень материального благополучия являются основополагающими факторами влияния.
Благодарю за статью, очень интересная информация. Сразу вспомнилась информация , полученная когда-то о том, что со времени появления в начале XX века тестов на умственное развитие, связь между расой и интеллектом была предметом дебатов, как в научно-популярной, так и в научно-исследовательской литературе. Несмотря на показанные, в общем, такими тестами различия в средних показателях IQ между самоопределившимися представителями разных рас или народов, не стихают оживлённые дискуссии по поводу того, действительно ли (и если да, то в какой степени) эти различия вызываются воздействием окружающей среды или, напротив, генетическими факторами, а также по поводу определения понятий «раса» и «интеллект» или даже самой возможности объективного определения этих понятий. В настоящее время имеются лишь косвенные доказательства того, что эти различия в показателях имеют некую генетическую обусловленность, хотя некоторые исследователи полагают, что такие существующие косвенные доказательства делают, по меньшей мере, вероятным обнаружение со временем неопровержимых доказательств генетической обусловленности.
Социально культурные различия условий жизни межрасовых детей делает тесты предвзятыми. Исходя из разности языков и диалектов, которые дети используют в жизни. Так же культура в которой растет ребенок может предполагать полярно разную манеру поведения в идентичный ситуациях. Процесс тестирования может может быть некомфортным для этнического ребенка, что тоже может влиять на результат теста. Однако тест Рейвина всё же подтвердил разницу у более образованных людей тест лучше, чем у менее образованных сверстников.
Существует проблема прогнозирования успеваемости у детей из субкультур по стандартным тестам для белых детей. Это подтверждается исследованиями, в результате которых большая часть этно-детей признанных умственно-отсталыми по тесту IQ хорошо справлялись с практическими проблемами в их среде обитания. А белые дети только подтвердили этим свой низкий IQ и умственную отсталость. Существует спор среди ученых что же больше влияет на умственные способности. Окружающая среда или наследственность?
Природа и воспитание могут успешно взаимодействовать друг с другом. Главное чтобы была правильно подобрана методика обучения. Доказана роль окружающей среды на уровень развития детей, который в прямой зависимости от наличия благоприятных, безопасных условий существования.
Большая часть исследований показало, что IQ больше зависит от социальных и генетических условий, нежели от расы и этноса ребенка.
Благодарю за интересную статью. Из статьи я узнала ,что существует три точки зрения как классовые различия влияют на развитие детей- это отсутствие тестирования в социально — неблагополучных слоях общества, генетические факторы и влияние окружающей среды.Из статьи узнала о предвзятости тестов на iQ. Что тесты на iQ составленные ориентировочно на ребенка среднего класса могут совсем не подходить для тестирования ребенка классом ниже просто по причине разных условий жизни, понятий, воспитания, традиций общества.чень впечатлило исследование связанное с опытом воспитания чернокожих детей в семьях белых американцев, которое показало, что показатели IQ у усыновленных детей, были такими же как и у белых, а это говорит о том, что социальная среда играет важную роль в определении показателей IQ.
Познакомилась с основными точками зрения на то, почему социально-классовые и этнические различия влияют на развитие интеллекта у детей. К ним относятся: отсутствие массового тестирования в социально-неблагополучных и бедных слоях общества; генетические факторы и факторы влияния окружающей среды.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что имеет место предвзятость стандартных тестов на IQ, в результате чего дети из числа меньшинств гораздо чаще, чем белые дети, могут быть неправильно классифицированы как умственно отсталые, хотя на самом деле они хорошо функционируют в обществе и справляются с практическими проблемами в их среде обитания.
На IQ также влияет наследственность и окружающая среда.
Интересно было познакомится с тем, что когда дети (и белые, и чернокожие) попадают в благополучные семьи, они демонстрируют более высокий уровень интеллекта.
Тесты важны, однако их высокий показатель не гарантирует наличие характеристик, необходимых для социальной адаптации.
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Существует мнение, что большинство тестов предвзяты по отношению к группам меньшинств, и основано на языке, лексике, опыте и ценностях белого человека среднего класса. Действительно, невозможно в полной мере учесть все особенности множества групп разной расовой принадлежности, статуса в обществе, поэтому отклонения в результатах тестов на IQ также будут существовать. «Белый человек из среднего класса» — это стандартная модель, под которую ориентировано все общество. Интересно, что на основании этой предвзятости при их создании тесты на IQ совершенно не определяют уровень адаптивности меньшинств в обществе. Так, чернокожие дети с низким уровнем интеллекта по классическим методикам более успешно прошли тесты на адаптивное функционирование, чем белые дети с теми же результатами. Таким образом, тесты на IQ у представителей групп меньшинств совершенно не показывают реальную картину развития ребенка. Из статьи я подтвердила также свое мнение, что цвет кожи или разрез глаз не настолько важен для уровня интеллекта, как средовый фактор. Об этом говорит и исследование семей с приемными детьми, и наличие концепции совокупного риска. Просто, как правило, представители этнических групп чаще встречаются с проблемой бедности, хронического стресса, безработицы, что не позволяет таким детям в полной мере раскрыть свой умственный потенциал.
Из данной статьи я узнала о факторах, которые влияют на интеллект ребенка, а так же о проведенных исследованиях на сей счет. Из статьи следует, что огромное влияние на IQ оказывает воспитание и окружение ребенка, его генетика, факторы окружающей среды и здоровье. Я сама принадлежу к древнему княжескому роду. В моей семье все в чем-то гениальны (кроме меня))), у каждого как с маминой, так и с папиной стороны пачки патентов на изобретения и уникальные таланты в разных сферах. У всех, в том числе и у меня, IQ намного выше среднего. От 140. Мне было слишком легко и неинтересно учиться в школе. Я очень много прогуливала и при этом умудрялась побеждать в олимпиадах по всем предметам. Ранее я считала что это обусловлено хорошей генетикой. После прочтения статьи я задумалась на сколько это верно или нет. И что бы было, если бы меня воспитали люди из низшего класса. Все-таки я скорее согласна с доктором Дженсеном, который генетическому фактору уделял 70-80%. И я прекрасно помню, что когда у меня родился сын, у него сразу был свой собственный характер, способности и наклонности, которые я специально не воспитывала, которые сохранились до сих пор. Только наследственность — это хороший потенциал, который можно использовать или нет. К счастью все люди (кроме имеющих специальные диагнозы) могут развиваться или деградировать на свое усмотрение. И при желании можно достичь очень больших высот в интеллектуальном развитии, даже с изначально низким уровнем IQ.
Довольно информативная статья, и в данном случае мне хватило всех примеров для понимания материала. Наконец-то хоть в одной из статей на тему IQ я увидел обобщенную характеристику этого популярного теста: «Содержание обычного теста интеллекта в некоторой степени основано на языке, лексике, опыте и ценностях белого человека среднего класса. …маловероятно спрогнозировать успеваемость детей из субкультур по стандартным тестам, направленным на белого ученика среднего класса.»
Поэтому наиболее важными мне показались выводы в конце статьи о влиянии социальной среды на развитие интеллекта, практически безотносительно расовых различий (тесты в приемных семьях).
Также я отметил беспокойство некоторых исследователей по поводу чрезмерного доверия результатам тестов, особенно для детей с критически низким IQ. Действительно, ярлык умственно отсталого ребенка еще никому не приносил дополнительных бонусов в развитии. Кстати, данный пример о наличии адаптивных способностей у детей с таким низким IQ из этнических меньшинств против его отсутствия у белых детей четко показывает недостатки стандартных тестов. Вообще, появилась любопытная мысль – что если бы афроамериканцы создали IQ-тест в соответствии со своими критериями? Каковы были бы результаты белых детей в нем?
Ну и, наконец, я также негативно отношусь к идее о бесполезности социально-ориентированных программ для этнических меньшинств, ввиду их генетически обусловленного низкого уровня интеллекта. В статье верно отмечается, что вклад генетической составляющей интеллекта также сильно зависит от окружающих условий.
Из статьи я узнал о влиянии социального класса на когнитивное развитие детей. Меня удивило, что есть генетические предпосылки и предрасположенности к определённому виду деятельности. При всех трудностях воспитания в низких социальных классах оказалось, что имеются и свои плюсы. Думаю, затронутая в статье тема более чем актуальна в настоящее время. Как я понимаю тут во всю работает синдром выученной беспомощности. Т.е. пагубное действие оказывает уже не сама бедность, а изменения в психике. К сожалению, каких-то конструктивных методов борьбы с данным явлением я не встретил. Прочтение статьи натолкнуло на идею, что положительным эффектом бедности можно считать взаимопомощь. Возможно она имеет место быть, но всё же разгорание конфликтов на фоне нехватки средств видится мне более обыденным. После прочтения статьи, я понял, что отношусь скорее к рабочему классу, нежели к среднему. Интересно было бы сопоставить социальные классы разных стран, думаю, они сильно бы отличались.
Благодарю за статью.
В данной статье авторы поднимают вопрос о том, почему на развитие интеллекта у детей может влиять этнические и социально-классовые различия. Исследователи выделяют 3 основных точки зрения:
1.Отсутствие тестирования в низших слоях населения.
Тут авторы поясняют , что на сегодняшний день тестирования на IQ никак не ориентированы на специальные группы и не могут дать точных прогнозов успеваемости детей и прогнозов развития их интеллекта. Это значит, что тестирование больше направлено на средний социальный класс. Выводы из теста могут быть ошибочными, так как дети из числа меньшинств оцениваются предвзято и не могут проявить свою способности в полной мере.
2. Генетические факторы.
Данная точка зрения имеет много неточностей и не может быть взята за основу. Стоит понимать, что генетика имеет значение в формировании когнитивных навыков и интеллекта, однако окружающая среда вносит более значительный вклад в результат развития.
3.Окружающая среда. Исследование показало, что социальная среда имеет важное значение в определении показателей IQ и что плохие результаты тестирования можно изменить, поместив детей с недостаточными показателями в образованную среду среднего класса.
Спасибо.
В начале статьи нам отметили, что существует три основных точки зрения влияния интеллекта из вне:отсутсвие массового тестирования среди не благополучных и бедных слоев населения, генетические факторы и факторы влияния окружающей среды. И далее идёт описание исследований к той или иной теории. Ещё для себя новое узнала то, что у подобных тестов на измерение интеллекта могут быть большие неточности, что приводит к не очень хорошим проблемам. Ведь ярлык, что ребёнок умственно отсталый,( а на самом деле его просто не точно протестировали)может идти с ним очень и очень долго. Я считаю это, по меньшей мере, не очень справедливым. Ещё мне кажется, что все эти три точки зрения имеют место быть все-таки в совокупности друг с другом. Ну, как мне стало ясно, ученым ещё предстоит по этому поводу придти к общему консенсусу.
Из статьи я понял, что дело не в национальности человека, а в его воспитании, окружении и в том, какие возможности предоставлялись ему в детстве для развития. Также познакомился с термином культурная предвзятость, которая имеет место быть при проведении тестов на IQ среди чернокожих детей и детей из низших классов. удивительно, но чернокожие дети с низким уровнем интеллекта по классическим методикам более успешно прошли тесты на адаптивное функционирование, чем белые дети с теми же результатами. Сама по себе раса не влияет на уровень интеллекта человека, но вот условия в которых он живет, являются основополагающими факторами влияния. На сегодняшний день тестирования на IQ не могут дать точных прогнозов успеваемости детей и развития их интеллекта.
Получается, что этника и условия жизни и классность влияют на формирование интеллекта. Так как в какой-то среде адекватное поведение «понимание», а в другой наоборот «драка», не участие в драке может сравниться с позором. Узнала про тест, который направлена на минимизацию культурных предубеждении «батарея оценок Кауфмана». Так же, ещё раз подтвердила самой себе, что маловероятно спрогнозировать успеваемость детей из субкультур по стандартным тестам, направленным на белого ученика среднего класса, что видимо и относится к этническим отличиям. Так же статья показала, что тест на IQ с низкими показателями не является приговором, так как дети, тест которых интерпретирует их как умственно отсталых, могут спокойно делать повседневные дела. Спасибо.
Интересно стало, что в статье описывается подход к измерению IQ у детей из разных рас. И ведь действительно в каком то обществе не принято промолчать , уйти от обидчика , а принято вступить в конфликт сразу и немедленно. Определенный словарный запас так же различается в разных расах. Если мы все такие разные , то и стандарты в определении IQ надо подстраивать под всех индивидуально. И условия тестирования надо то же учитывать. Сложно приходиться тем ученым, которые разрабатываю тесты, они должны быть адаптированными под множество условий в которых живет та расса, которую исследуют на когнитивные способности. И стало для меня очевидно , что окружающая среда играет значительную роль в развитии ребёнка, когда речь шла о детях приемных.
В статье обозначена проблема предвзятости теста IQ в отношении меньшинств. Забавно, что именно к такому выводу я пришел в прошлой части статьи, когда увидел выводы ученого о том, что большинство мигрантов умственно отсталые. Здесь поясняется, что даже при очень низком IQ люди из национальных меньшинств вполне самостоятельны. То есть им сложнее демонстрировать свой реальный уровень интеллекта при тестировании. Из второй части статьи я понял, что было бы ошибкой считать уровень развития интеллекта в большей степени влиянием генетических факторов, чем среды. Я тоже считаю, что если в семье из поколения в поколение приходится управляться со скотом и огородом (в том числе в деревнях России), ребенку из такой семьи будет сложнее даваться когнитивное обучение. И раса или национальность тут не при чем. Также из статьи я узнал о влиянии факторов риска окружающей среды, которые негативно влияют на интеллектуальное развитие ребенка, особенно если их несколько. Причем вне зависимости от социально экономического статусе. Часть об усыновлении чернокожих детей дает понимание, что социальные условия доминируют над генетикой, по крайней мере в вопросе развития той части интеллекта, которую оценивает классический тест на IQ. Статья расширила мое представление об условиях, которые необходимо создать для развития интеллекта моей дочери. Также я узнал о факторах риска, которых следует избегать.
Довольно сложная статья, но интересная для восприятия. Измерение IQ у детей разного социального статуса, различного происхождения. Очень интересно было читать про пример возможного конфликта, где у мальчика интересовались — что он сделает, когда другой мальчик ударит. Также интересно было читать, что чем раньше происходит усыновление детей в межрассовых семьях, тем больше это способствует повышению уровня IQ. Тест на измерение адаптивных способностей открывает возможности для понимания способностей детей для выживания Действительно для выживания не всегда уровень IQ имеет большое значение. И кстати пример про то, что для одной расы адекватным поведением считается защита интересов через драку мне напомнило байки про жителей Машмета. Кто с Воронежа, тот поймет про что я говорю. Спасибо за статью.
В данной статье я узнала о роли расовых, этнических и социально-классовых различий в когнитивном развитии ребенка. Интересно было узнать о том, что отсутствуют стандарты проведения данных тестов для различных групп населения, что они рассчитаны на белого человека среднего класса, и не берут во внимание этнические и культурные различия разных слоев населения. Так же здесь говорится о том, что избирательная миграция и ассортативные браки имеют тенденцию увеличивать разницу между средними показателями IQ нижнего и среднего классов с течением времени. Однако автор приводит контрпример данному объяснению, который заключается в схожести изучаемой популяции и условий проживания. Отсюда можно сделать вывод, что плохое питание, неадекватные условия жизни, плохое здоровье и ограниченное образование могут способствовать снижению показателей IQ.
После прочтения данной статьи я узнал в чем заключается отличие в когнитивном развитии ребенка в зависимости от этических и социально классовых различий, а именно от чего будет завить коэффициент развития интеллекта у детей в зависимости от среды в какой он воспитывался и стресса какой он испытывал находясь в среде в которой он рос.Меня удивило ,что если маленького ребенка поместить в среду в которой родители имеют хорошее образование и высокий социальный статус , то коэффициент интеллекта у них будет выше среднего значение, чем у сверстником которые росли в семьях с низким социальным статусом. Познакомился с таким понятием как культурная депривация,т.е неспособность детей из низшего класса достигать такого же уровня развития , что и дети классом выше.В профессиональном и личностном плане , я понимаю что ребенок полностью сможет раскрыть свой потенциал в благополучной среде и это же я считаю главной идеей данной статьи.Спасибо.
Благодарю за статью.
Из предыдущих статей можно выделить еще тот фактор, что в разных культурах развивают различные типы интеллекта. И тестировать данные способности можно не корректно.
Мне откликается позиция, что в жизни бедных детей и детей из числа меньшинств есть факторы, которые способствуют снижению результатов тестов на интеллект. Возможно, при отсутствии данных факторов, дети имели бы более высокие результаты.
Интересна поднятая тема о том, что IQ не является высшей человеческой ценностью.
Думаю, хорошие когнитивные способности очень влияют на социальную адаптацию. И такие показатели как сочувствие, общительность, альтруизм, мудрость и другие качества являются показателями высокого уровня интеллекта. Хотя они скорее именно не проверяемы стандартными тестами на IQ
Хорошая адаптация – это, на мой взгляд, самый интеллектуальный навык.
Термин: депривация — неспособность детей из низшего класса достигать такого же уровня развития , что и дети классом выше.
Прочитав статью я узнал, что если ребёнок живёт и растёт в бедной среде, то это влияет на его развитие и IQ. Такой рабёнок менее развит по сравнению со своими сверстниками из более обеспеченных семей. Афроамериканцы (чернокожие) помиомо того, что они внутренне, на генетическом уровне чувствуют свою несостоятельность (рабство и все дела) иначебы они неотстаивали бы свои права, им постоянно что-то надо, покрайне мере бедным. Они борятся за равноправие. У них нет денег на образование и ниначто нет денег. Они живут в гетто ( это бедные кварталы), откуда им брать IQ. Хотя многие чернокожие-спортсмены, которые выбились на мировой уровень и стали много зарабатывать, они вкладывают в развитие своих бедных государств. Тем самым стимулируя развитие детишек, с помощью прогресса и модернизации.
Спасибо.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала, почему этнические и социально-классовые различия влияют на интеллектуальное развитие детей:
1. Тесты на IQ направлены на выявление интеллекта детей живущих в стандартном мире, и точно не направлены на различие в культурных и религиозных ценностей различных народов и рас. Мы же прекрасно понимаем, что дети из низших классов и этнических рас, не могут также реагировать на различные ситуации, как и среднестатистический ребенок американского или европейского происхождения. Плюс опять же сказывается разница в уровне образования детей. Согласно исследованиям Мерсера, сделаны выводы, что дети из числа меньшинств гораздо чаще, могут быть неправильно классифицированы, как умственно отсталые на основании тестов IQ. При этом данные тесте не позволяют понять, какие люди в итоге смогут хорошо функционировать в обществе, а какие не смогут справиться с практическими проблемами в их среде обитания.
2. Говоря про наследственность и групповые различия в IQ, в статье рассматривается исследование Дженсона. Которое показывает нам, что социальные программы, направленные на улучшение когнитивного развития бесполезны, в связи с тем что социально-экономические и этнические различия в показателях IQ являются генетическими.
3. Окружающая среда и различия в уровне IQ. Здесь я познакомилась с понятием концепция совокупного риска. Согласно данной концепции, один из факторов связанных с бедностью или богатством, могут снижать или повышать уровень IQ. Я узнала о факторах, которые могут негативно влиять на когнитивное развитие детей: слабое психическое здоровье матери, высокая тревожность, низкий уровень образования, отсутствие работы или образования у главы семейства, наличие более четырех детей в одной семье и высокая частота стрессовых ситуаций.
Спасибо большое за статью!
Тема очень важная и актуальная для современного мира, ведь человеку, занимающемуся развитием людей и помощи им, необходимо знать и понимать все факторы, влияющие в том числе на развитие интеллекта в детском возрасте. В статье приводятся различные данные о том, что как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды вносят весомый вклад в развитие интеллекта ребенка, измеряющегося в данном случае с помощью тестов IQ. Несмотря на то, что Дженсен считал, что роль наследственных факторов во влиянии на интеллект 70-80%, позднее было доказано, что чернокожие дети, попадая в семьи белых родителей среднего класса, делали большие успехи, чем в семьях более низкого класса, то есть влияние окружающей среды тоже весьма велико, а, может, и доходит до 50%.