Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-5, вышедшее в 2013 году, значительно отличается от предыдущих версий. Но об этом мы поговорим в одной из следующих статей. А сейчас рассмотрим DSM-III-R (третья пересмотренная редакция), которая существовала с 1987 по 1994 год. В старой версии классификатора все расстройства психики были разделены на 3 широкополосные категории:
- Недостаточный контроль поведения
- Чрезмерный контроль поведения
- Распространенные нарушения развития
Беспокойная психопатология «Недостаточный контроль поведения»
Расстройство поведения и гиперактивность являются самыми частыми узкополосными диагнозами в широкополосной категории «недостаточный контроль поведения». Недостаточный контроль поведения ребенка сильно беспокоит его взрослое окружение. Такие дети плохо реагируют на требования родителей и учителей в школе. Они проявляют агрессию, непослушание и нарушают правила. Согласно исследованию (Martin & Hoffman, 1990), мальчики имеют расстройство поведения в 3 раза чаще, чем девочки. Большинство детских психопатологий по сей день определяются социальными суждениями взрослых о поведении детей. Поэтому неконтролируемые поведенческие расстройства являются наиболее частыми из всех психологических проблем детства.
Оптимистичная психопатология «Расстройства, связанные с чрезмерным контролем»
Страхи, грусть и другие негативные эмоции характеризуют данную широкополосную классификацию. Дети из этой категории демонстрируют чрезмерный контроль с окружающими их людьми и не соответствуют идеалу счастливого непосредственного ребенка. Тем ни менее, это одна из самых оптимистичных широкополосных категорий. Исследования (Hampe, Noble, Miller, & Barrett, 1973) показало, что в 80 процентах детские фобии ослабевают в течение двух лет даже без лечения. Более того, проблемы, связанные с тревожностью и социальной отстраненностью, в отличии от проблем, связанных с недостаточным контролем поведения, как правило, не предвещают проблем адаптации во взрослой жизни (Robins, 1979).
Расстройства, связанные с чрезмерным контролем, выявить еще труднее, чем расстройства, связанные с недостаточным контролем поведения. Узкополосные диагностические категории для расстройств, связанных с чрезмерным контролем часто довольно расплывчаты и противоречивы. Это связано с тем, что определение детской психопатологии целиком зависит от социального суждения взрослых, а у тех, в свою очередь, мнение может не совпадать по ряду причин. Помимо этого, оценить и интерпретировать детские чувства намного сложнее, чем поведение. Самым интригующим и противоречивым расстройством в данной сфере является депрессия, о которой мы будем говорить в одной из следующих статей.
Самая частая психопатология «Распространенные нарушения развития»
Гиперактивность, депрессии и неспособность следовать правилам являются достаточно частыми патологиями в развитии детей. Однако, существует более серьезная форма нарушений. Речь идет о детском психозе. Дети с данной патологией характеризуются сильным дефицитом во многих областях когнитивного, эмоционального и социального развития.
Распространенные нарушения развития часто путают с другой эмоциональной проблемой под названием шизофрения. Это в корне не верно. Сходство состоит в том, что и шизофрения, и распространенные нарушения развития характеризуются потерей контакта с реальностью. Однако симптомы этих двух проблем совершенно разные. Шизофрения характеризуется галлюцинациями, бредом и другими нарушениями мышления, которые не встречаются при распространенных нарушениях развития. Второе отличие заключается в проявлении симптоматики. Распространенные нарушения развития дают о себе знать в первые годы жизни, а шизофрения проявляется лишь начиная с подросткового возраста. Исходя из этого, следует, что шизофрения не является узкополосной подкатегорией распространенных нарушений развития и не встречается у маленьких детей.
Подробнее о самых распространенных нарушениях развития из руководства DSM-III-R поговорим в одной из следующих статей цикла о детских психопатологиях.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, сдвг признаки, депрессия у детей, как понять что с ребенком что-то не так, детская депрессия, псиблог психопатология развития, распространенные нарушения развития, шизофрения у детей, шизофрения у ребенка, ребенок плохо себя ведет
Для меня это щекотливая тема, так как не понятно где та грань, между чрезмерным контролем и отсутствия контроля. Иногда хочется сказать: у вас не гиперактивный ребёнок, а просто невоспитанный.
Думала что наоборот, детям с недостаточным контролем поведения легче себя взять в руки, а вот чрезмерный контроль может привести к расстройству психики.
Не поняла, как узнать что у ребёнка «Распространенные нарушения развития» в раннем возрасте. Если он общительный, дружелюбный но иногда впадает в «ступор» это считается? надо поглубже изучить эту тему.
эта тема полезна, так как с детьми надо держать ухо начеку. не перегнуть в воспитании и не разбаловать.
В профессиональном плане я буду смотреть на отношения ребёнка с родителями, чтобы понимать как строить ним диалог. что послужило реакцией на его поведение. И буду ждать продолжение статьи
Заинтересовала мысль, что дети, которые имеют проблемы от чрезмерного контроля, более оптимистичная группа. В моем окружении имеются другие примеры. Наблюдая своих ровесников, детей знакомых у меня сложилась такая картина: гиперактивные дети со взрослением становятся довольно активными людьми, более-менее коммуникабельными, а вот с людьми, которые бесконечно в грусти, печали, с ними контактировать сложнее. От них хочется убежать и не общаться. Они похожи на Пьеро из «Буратино», пессимисты до мозга костей. Может, у нас в стране по-другому, может я что-то не понимаю, но всегда тянет к жизнерадостным людям, а от вечно печальных нытиков хочется держаться подальше, чтобы они не затянули в свое болото хандры и меланхолии. Проблем полно и у гиперактивных, и у депрессивных, но что последние более оптимистичны по исправлению патологии – для меня мысль новая. У меня есть несколько знакомых, которые склонны к тихой печали, депрессии – они и будучи взрослыми демонстрируют большие сложности в коммуникации и в адаптации, причем очень ярко. Те же знакомые, которые были в детстве гиперактивными детьми, более менее социализировались, лучше чем депрессивные. Учитывая тот факт, что ни те, ни другие психотерапию не проходили. Другое дело, что тихие, грустные дети более удобны в детстве для родителей и общества. Это да. А вот по конечным последствиям, думаю, у них трудностей больше. Хотя ученым виднее. Поэтому приму данные исследований во внимание, буду дальше изучать тему.
В результате прочтения этой статьи,интересен был тот факт,что недостаточный контроль поведения приводит к таким нарушениям в психологии поведения,как плохая реакция на требования родителей и учителей в школе,проявление агрессии, непослушание ребенка,нарушению и несоблюдению правил этим ребенком и гиперактивность.
Удивило ,что недостаточный контроль поведения, может привести к самой частой психопотологии » Распространенные нарушения развития»и вызвать в следствии такую психологическую реакцию как » потеря контакта с реальностью»,схожую с шизофренией.
Эта статья помогла мне увидеть,что недостаточный контроль поведения , одна из причин,а может быть и основная в развитии с взрослением таких потологий как наркомания и алкоголизм.
Значит идея заключается в том,чтобы предотвратить , а в дальнейшем не развить,а также если уже наблюдается потеря контроля с реальностью, необходим на мой взгляд режим дня,контроль выполнения порученых заданий,а также необходима постоянная работа над контролем поведения.
Детские психопатологии, на лекции регулярно говорят о том как важно развитие ребенка в раннем возрасте. Статья рассказывает об распространенных расстройствах. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам(dsm), новое для меня. Раньше было три категории, думаю в современном издании, таких категорий больше десяти. Прочитав статью задумался, а какое поведение ребенка считается здоровым. Гиперактивность, часто слышал раньше и знаю что это поддается лечению, например отдать ребенка в спортивную секцию. Фобии и тревожность, я такого не видел. Из стать узнал что такое проходит самостоятельно на протяжении нескольких лет. И самая серьезная психоз, думаю такое поведение ребенка сразу проявляется и в нужный момент достаточно обратиться к специалисту за помощью.
Я узнал о классификации расстройства психики у детей.Тема для меня совершенно новая и не знакомая, но достаточно значимая, так как планирую семью. Узнал, что в 80% детские фобии в течении нескольких лет теряю свою силу. Больше всего откликнулось, что шизофрения проявляется в подростковом возрасте и её можно напутать с распространёнными нарушениями развития.
Для меня актуален гипер контроль, точнее моей сестры по отношению к своим детям. Я ей говорил, что могут вырасти депрессивные и тревожные дети. Она это понимает, но ничего не делает. Возможно потому что сама такая.
Статья натолкнула на мысль, что всё как и всегда- нужна золотая середина. Буду ждать ещё материал. Хотелось бы статью, где будет написан выход из данных патологий.
Для меня было новым в статье, что есть широкополые и узкополосные диагностические категории. Интересно было узнать, что большая часть детских патологий из оптимистичной психопатологии ослабевает в течение 2 лет сами собой. На данный момент у меня нет детей, поэтому мне трудно сказать каким я буду родителем. В статье говорится, что из двух зол, недостатка контроля и гиперконтроля, лучше гиперконтроль, тк проблемы, которые может вызвать такое поведение родителя у ребенка не столь деструктивны, как в противоположном случае. Конечно очевидно, что в воспитании важно соблюдать баланс, занимаясь воспитанием ребенка, те со стороны родителя должен быть контроль, но и так же важно предоставлять ребенку небольшую автономность, увеличивая эту автономность по-мере его взросления.
Никогда не задумывалась, что гиперактивность детей может привести к чему-то серьёзному в плане развития психики ребёнка. Со статьей полностью согласна, особенно в части, где говорится, что в большинстве гиперактивностью страдают мальчики, так как в жизни наблюдала такие симптомы только у них. Мне кажется, что с ней можно бороться, нужно просто направить эту энергию ребёнка в «нужное русло», больше физической активности :спортивные секции например. Возможно занятие с ребёнком всевозможными хобби: рисование, лепка, собирание конструктора, то есть перенаправить внимание ребёнка на что-то, что его увлекает и сконцентрировать его именно на этом. Если говорить о детях у которых «черезмерный контроль поведения», то я согласна с тем, что такие дети более меланхоличны. Облегчает только то, что в дальнейшем такие дети не испытывают проблем с адаптацией во взрослой жизни.