Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Людям, как биологическому виду, очень нравится думать, что мы сами полностью контролируем свое поведение, а также сами принимаем те или иные решения. Но на самом деле наш образ мыслей и поведение зависят от силы, которая нам не подвластна. Это наши гены.

Начиная с 1950-х годов ученые внимательно изучают влияние генов на здоровье человека. Благодаря этому медики, исследователи и политики выступают за использование доказательной медицины для персонализации диагностики и лечения заболеваний, что позволяет быстрее улучшить самочувствие пациентов.

Однако влияние генов на психологию так и остается без внимания.

Наши исследования посвящены тому, как гены влияют на психологию и поведение человека. Вот несколько конкретных способов, с помощью которых психологи могут использовать теорию генетических конфликтов для лучшего понимания человеческого поведения и потенциального продвижения в лечении психологических расстройств.

Причем тут гены?

Теория генетического конфликта предполагает, что, хотя наши гены сливаются воедино и делают нас такими, какие мы есть, они сохраняют маркеры, указывающие на то, от кого они произошли: от мамы или от папы. Эти маркеры заставляют гены либо сотрудничать, либо бороться друг с другом по мере роста и развития человека. Исследования генетических конфликтов в основном сосредоточены на моменте беременности, поскольку это один из немногих периодов в развитии человека, когда влияние разных наборов генов можно четко проследить у одного индивидуума.

Как правило, материнские и отцовские гены имеют разные идеальные стратегии роста и развития. В то время как гены мамы и папы в конечном итоге находят способы сотрудничества друг с другом, что приводит к нормальному росту и развитию, эти гены выигрывают, подталкивая развитие плода к тому, чтобы оно немного больше соответствовало тому, что оптимально для родителя, от которого они происходят. Гены мамы стараются сохранить ее здоровье и достаточное количество ресурсов для следующей беременности, в то время как генам отца выгодно, чтобы плод не забирал все ресурсы мамы себе.

Однако, когда гены не могут найти компромисс, это может привести к нежелательным последствиям, таким как физические и умственные отклонения у ребенка или даже выкидыш.

Хотя генетический конфликт явление вполне нормальное, его влияние в психологии практически не учитывается. Одна из причин заключается в том, что исследователи предполагают, что генетическое сотрудничество необходимо для здоровья и благополучия человека. Другая причина заключается в том, что большинство человеческих черт контролируется многими генами. Например, рост определяется комбинацией из 10 000 генетических вариантов, а цвет кожи — более чем 150 генами.

Сложная природа психологии и поведения затрудняет выявление уникального влияния одного гена, не говоря уже о том, от какого родителя он произошел. Возьмем, к примеру, депрессию. На вероятность развития депрессии влияют не только 200 различных генов, но и окружающая среда, например плохое обращение в детстве и стрессовые события в жизни. Исследователи также изучали подобные сложные взаимодействия для расстройств, связанных со стрессом и тревогой.

Синдромы Прадера-Вилли и Ангельмана

Когда исследователи изучают генетический конфликт, они обычно фокусируются на его связи с болезнями, невольно документируя влияние генетического конфликта на психологию.

В частности, изучая людей с синдромами Прадера-Вилли и Ангельмана, исследователи выяснили, как экстремальные случаи генетического конфликта связаны с изменениями в поведении. Например, когда влияние одного набора родительских генов полностью выражено, а другой набор полностью заглушен.

Синдромы Прадера-Вилли и Ангельмана — редкие генетические заболевания, встречающиеся примерно у 1 из 10 000 — 30 000 и 1 из 12 000 — 20 000 человек в мире, соответственно. В настоящее время не существует долгосрочного лечения ни одного из этих заболеваний.

Эти синдромы развиваются у пациентов, лишенных одной копии гена на хромосоме 15, который необходим для сбалансированного роста и развития. У тех, кто унаследовал только версию гена от отца, развивается синдром Ангельмана, а у тех, кто унаследовал только версию гена от матери, развивается синдром Прадера-Вилли.

Физические признаки синдрома Ангельмана включают значительную задержку в развитии, умственную отсталость, трудности с передвижением, проблемы с приемом пищи и чрезмерную улыбчивость. Физические признаки синдрома Прадера-Вилли включают пониженный мышечный тонус, трудности с кормлением, дефицит гормонов, низкий рост и сильное переедание в детстве.

Эти синдромы представляют собой один из немногих случаев, когда можно четко проследить влияние единственного отсутствующего гена. Хотя синдромы Ангельмана и Прадера-Вилли связаны с проблемами речи, когнитивных способностей, питания и сна, они также имеют явные различия в психологии и поведении.

Например, дети с синдромом Ангельмана улыбаются, смеются и в целом стремятся к социальному взаимодействию. Такое поведение связано с повышенной способностью получать ресурсы от окружающих.

Дети с синдромом Прадера-Вилли, напротив, закатывают истерики, испытывают тревогу и трудности в социальных ситуациях. Такое поведение связано с повышенными трудностями для матерей на ранних этапах жизни ребенка, что потенциально откладывает момент, когда у матери появится еще один ребенок. Следовательно, это увеличивает доступ ребенка к таким ресурсам, как пища и родительское внимание.

Генетический конфликт в психологии и поведении

Синдром Ангельмана и синдром Прадера-Вилли подчеркивают важность изучения влияния генетического конфликта на психологию и поведение. Исследователи зафиксировали различия в темпераменте, общительности, психическом здоровье и привязанности при этих расстройствах.

Различия в психологических процессах между этими синдромами схожи с предполагаемыми эффектами генетического конфликта. Генетический конфликт влияет на привязанность, определяя отзывчивость и чувствительность отношений между родителем и ребенком через различия в поведении и потребностях в ресурсах. Эти отношения начинают формироваться еще в утробе матери и помогают откалибровать реакцию ребенка на различные социальные ситуации. Хотя эта калибровка реакций начинается на чисто биологическом уровне еще в утробе матери, она приводит к формированию уникальных моделей социального поведения, которые влияют абсолютно на все. Начиная с того, как мы справляемся со стрессом, и заканчивая нашими личностными качествами.

Поскольку большинство ученых не рассматривают влияние генетического конфликта на поведение человека, большая часть этих исследований все еще остается теоретической. Исследователям приходится искать сходство между дисциплинами, чтобы понять, как биологический процесс генетического конфликта влияет на психологические процессы. Исследование синдромов Ангельмана и Прадера-Вилли лишь один из примеров того, как интеграция концепции генетического конфликта в психологические исследования может дать ученым возможность изучить, как именно наша биология делает нас уникальными людьми.

 

Оригинальная статья: Jessica D. Ayers — What do genes have to do with psychology? They likely influence your behavior more than you realize, July 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, генетика, гены, нейропсихология, поведение, теория эгоистичного гена, геноцентричный взгляд на эволюцию, бихевиоризм

67810cookie-checkКак связаны гены и психология?