Перед учеными встал вопрос: «Являются ли все виды социальных нарушений одинаковыми?». Ведь, помимо изучения правил морали, дети ежедневно изучают нормы поведения в обществе и этикет. К социальным соглашениям относятся вопросы: как вести себя за столом, как одеваться, как приветствовать людей и.т.п. Эллиот Туриэль (1983) утверждает, что рассуждения о моральных проблемах и рассуждения о социальных соглашениях — различны. Более того, понимание детьми социальных условностей может идти по другому пути развития, нежели этапы нравственности, предложенные Колбергом.
В одном исследовании с детьми (Nucci & Turiel, 1978) провели любопытный опрос. Были взяты интервью на тему, что хуже: нарушение моральных или социальных правил. В качестве нарушений правил морали были приведены примеры: ложь, воровство, нападение с применением силы. В качестве нарушения социальных норм использовались случаи: фамильярное обращение ученика к учителю по имени, поедание ланча пальцами без использования столовых предметов. Также озвучивалась история того, как мальчик открывает дверь в душ для девочек. В опросе принимали участие дети, начиная со второго класса и заканчивая учениками колледжа.
Этот эксперимент сыграл в поддержку аргумента Туриэля о том, что моральные и социальные условности представляют собой разные вещи. Дети всех возрастов оценивали моральные нарушения как более неправильные по сравнению с нарушениями социальных соглашений. Позже оказалось, что даже малыши в возрасте до 3-х лет могут проводить различия между этими двумя областями социальных суждений (Smetana Braeges, 1987). Дети рассматривают моральные нарушения как более неправильные, потому что они наносят вред другому человеку, нарушают чужие права и «никогда нельзя так поступать». Что касается отклонения от социальных соглашений и норм, то дети характеризовали ее как невероятную невежливость, неряшливость и нарушение правил.
Интересный момент заключается в том, что моральные проблемы в разных культурах часто рассматриваются как фиксированные, абсолютные и инвариантные. В то время как социальные договоренности, наоборот, чаще рассматриваются как произвольные и относительные и различаются между сообществами и культурами (Turiel, Killen, & Helwie 1988). Опросы детей полностью подтверждают эту теорию. Когда их спрашивали, является ли приемлемым воровать в стране, где законы против воровства отсутствуют, дети в возрасте 6-ти лет давали ответ, что даже в таких условиях воровать было бы неправильно. С другой стороны, дети считали, что в разных странах люди могут играть в игры по разным правилам. Очевидно, что дети различают нарушения социальных соглашений и морали с точки зрения их ошибочности и относительности.
После того, как стало понятно, что дети различают нарушения моральных норм и правил этикета, перед учеными встал следующий вопрос: «Как дети учатся их различать?». Было сделано предположение, что родители и другие члены семьи оказывают важную роль в этом процессе. В очень раннем возрасте дети учатся у своих родителей тому, что поедание спагетти руками или выплескивание молока (социальные договоренности) приводят к иным последствиям, чем отнимание игрушки у брата и вытягивание косичек младшей сестры (моральные проступки). Реакции матерей зависит от характера проступка, от того носит он моральную или исключительно социально-поведенческую основу. В возрасте от 24 до 26 месяцев ребенок видит, что, в случае нарушения кем-либо социальных договоренностей, мать реагирует именно на беспорядок, который создал акт («Посмотрите на бардак, который вы навели!»). При этом, реакция матери на нарушения норм морали иная. В этом случае рассматриваются последствия действий для прав и благосостояния других людей («Подумай, как бы ты себя чувствовал, если бы тебе ударили») (Smetana, 1989 г.). Другие социализирующие агенты, включая учителей и сверстников, также помогают детям учиться понимать, какие нормы и правила существуют в обществе (Smetana, 1984). В детских садах взрослые по-разному реагируют на моральные и обычные проступки детей в возрасте от 12 до 36 месяцев. Даже дети по-разному реагируют на моральные и социальные нарушения. Например, дети в возрасте 2-3 года реагируют на нарушения норм морали более эмоционально и чаще принимают ответные меры, чем при нарушении социальных норм. При этом, по мере развития, дети становятся более изощренными в своих ответах. Ответы 3-х летних детей уже более взрослые и осознанные, чем у 2-х летних детей. Например, они делали замечания о правах, говорили, что некое событие несправедливо и нельзя так делать. Таким образом, было установлено, что дети могут различать нарушения морали и нарушения социальных договоренностей в самом раннем возрасте. Впрочем, и в других сферах познания дети также не отстают. В 20-м веке выяснилось, что дети более компетентны, чем предполагалось ранее в сферах: восприятия информации, эмоций, когнитивных особенностей и понимании языка.
Моральные суждения и моральное поведение
Могут ли знания о зрелости моральных суждений ребенка помочь нам предсказать, как он будет себя вести в ситуации, связанной с личным выбором между этически желательным и нежелательным поведением? Моральные суждения и моральное поведение, такие как мошенничество и жульничество, часто не связаны, особенно у детей младшего возраста (Blasi, 1983; Straughtan, 1986). Многое поведение импульсивно и не всегда руководствуется рациональным и преднамеренным мышлением (Burton, 1984). Например, девочка уже достигла третьей стадии морального развития по Колбергу «стадия хорошей девочки», где она заинтересована в поддержании родительского одобрения. Однако, когда ее младший брат ломает ее любимые игрушки, девочка может пнуть его в качестве протеста, даже если родитель присутствует. При этом чуть позже она может предложить зрелую аргументацию о том, что бить маленьких детей нельзя, потому что они на самом деле не понимают, что делают. Таким образом, мысль не всегда направляет действия.
Тем не менее, есть некоторые свидетельства более тесной связи между моральными суждениями и моральным поведением среди взрослых людей. Те, кто находится на двух наиболее продвинутых стадиях классификаций морального развития Колберга (стадия 5 и стадия 6), менее подвержены обману, чем те, кто находится на более ранних уровнях (Leming, 1978). Они реже причиняют боль (Kohlberg & Candee, 1984), с большей вероятностью поддерживают свободу слова, выступают против смертной казни (Rest, 1986).
Таким образом, факты свидетельствуют о том, что связь между моральным познанием и физическим действием среди детей младшего возраста очень слаба, но, по мере взросления, она растет и в подростковом возрасте уже становится очевидна. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые факторы, которые влияют на нравственное поведение детей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, почему ребенок не слушается, почему ребенок не понимает, почему ребенок делает наоборот, почему ребенок не соблюдает правила, ребенок отнимает игрушки, почему ребенок отнимает игрушки
Спасибо за статью. Воспитание детей не простой процесс. Надо постоянно следить не только за ребенком, но и самое главное следить за собой. Следить за собой для того, чтобы подавать пример своим детям, так как они постоянно следят за вами. Следя за родителями, дети формируются и в своем поведении, и в своих ценностях. То как родители демонстрируют свои ценности, свое отношение к тем или иным людям, событиям, ситуациям, так же скорее всего и сформируется ребенок. И конечно дети видят, когда поведение родителей отличается от того, что говорят родители. В этом случае у детей возникают проблемы с тем как оценивать те или иные ситуации и если у них нет критерия как это делать, то делать они будут так как будет удобно на данный момент. И как только они будут делать так как удобно в этот момент может начать смещаться система ценностей. А когда она начала смещаться её потом трудно восстановить и вернуть в правильное направление. Это всегда видно на консультациях, когда родители, приводя ребенка просят его изменить, так как он не такой каким они хотели бы его видеть. И приходиться показывать родителям, что дети именно такие какими они их воспитали и изменить ребенка можно одним единственным способом, это начать меняться самим
Спасибо за статью. Очень иетересно то, что дети в самом раннем возрасте уже могут отличать нарушения социальных норм и норм морали. Больше всего меня поразила причина или аргументация, которую приводят совсем крошечные (от 12 до 36 месяцев) детки: различия заключаются в том, что нарушение моральных норм причиняет кому-то вред, а нарушение социальных норм это просто невоспитанность, неряшливость итд итп. Это говорит о том, с моей точки зрения, что ребенок инстинктивно чувствует, когда кому-то плохо. Родители своим отношением, комментариями безусловно влияют на этот процесс, но, мне кажется, это должно быть как-то изначально заложено в ребенке, иначе такую тонкую грань отличить трудно. То есть, эти аспекты общечеловеческие, понятные без дополнительного подкрепления. Доказательство, как мне кажется, в том, что даже если упоминается, что воровство не запрещено законом, тем не менее дети все равно считают, что этого делать не нужно.
Заинтересовала информация о том, что моральные суждения и моральное поведение у детей не связаны между собой. То есть если ребенок озвучивает, что воровать плохо, еще не означает, что он никогда не будет этого делать. Часто действия детей импульсивны, они совершают действие, не задумываясь. Например, я точно знаю, что мой ребенок знает, что нельзя бить других людей, но когда она капризничает, её что-то не устраивает, эмоции берут вверх, она не думает о том, что можно и что нельзя и машинально начинает махать руками. Это проблема, и с этим нужно что-то делать. Кстати, мне кажется, импульсивны не только действия детей, но и многих взрослых. Хотя в статье и говорится о том, что с возрастом связь между моральными суждениями и моральным поведением становится всё более тесной. Видимо, не все еще выросли в свои 30-50 лет. Я себя иногда ловлю на этой импульсивности. Например, знаю, что кричать нельзя, но когда доведут, уже не могу себя сдержать. Впадаю в детство. Определенно, начинать нужно с себя, ведь дети нас копируют. И информация из статьи еще раз это доказывает. Именно родители закладывают у детей моральные нормы поведения.
Благодаря статье я узнал, что моральные суждения дети способны осуществлять уже в крайне раннем возрасте. Так, что увидел, что есть различие между моралью и социальной договоренностью. Об этом я например раньше не думал. Так же любопытна идея, что с возрастом все больше очевидна связь между моральным суждением и поведением которое так сказать реализуется в этом суждении. Но как обычно, очевидная но крайне глубокая мысль. Значит если человек совершает антиморальные поступки, это может быть критерием зрелости его личности. С этой стороны, я например понимаю, что не бью клиентов только потому, что боюсь осуждения окружающих, а так же штрафа или уголовной ответственности.А не потому, что у меня есть внутренняя глубокая идея, что так поступать нельзя. Вернее она у меня есть, но это скорее какой-то психологический барьер, нежели собственная убежденность которую я принял. Это говорит мне о том, что так сказать до моральных суждений, я еще не дорос.
Спасибо за статью! Очень интересный пример приведен в статье, когда ребенок вроде и понимает, что плохо и что хорошо, но, когда задеваются его интересы (пример с игрушкой), как правильно подметил автор, мысль не всегда направляет действие. Для меня было открытием узнать, что дети до трех лет могут проводить отличия между нравственными и моральными нарушениями, потому что иногда мне кажется, что не все взрослые могут это сделать. Для меня статья оказалась не совсем понятной и немного незаконченной, т.к. связь между моральным познанием и физическим действием среди детей определенно присутствует, но ее формирование и развитие не совсем понятно, кроме как из родительской семьи и социальных убеждений. Было бы интересно рассмотреть факторы, которые влияют на нравственное поведение детей.
Из данной статьи длч себя определили понятия моральные и социальные нормы. Приятно была удивлена результатами эксперимента,проводимого зарубежными учеными. Удивлега тому,что сколько мифов вокруг детского восприятия мира. Ребенка вот как раз меньше можно сюить с верного пути восприятия происходящего и меньше в нем лицемерия.Конечно многое зависит от той среды, в которой он воспитывается. Но и это является подтверждением того,что дети воспримчивые и обладают гибким разумом,чего не дано многим взрослым. И скажу,что не каждый взрослый способен выбрать между моральным и социальным действительно то,что не наврежит другому. Опять же действуя из каких-то уже своих соображений и отпечатков взросления.
Спасибо за статью. Она даёт возможность задуматься о том, как дети реагируют на моральные и социальные принципы\правила. Из статьи я поняла, что то как родители реагируют сами, так и дети будут реагировать. Точнее, если мама за социальные нарушения будет ругать сильнее, чем за моральные, то и ребёнок воспринимать нарушение социальных прав будет острее, чем моральных. Ещё я подумала ,что ребёнку проще сделать физический контакт, например ударить, ущипнуть, чем аргументировать своё поведение. Их чувства и эмоции на первом месте, пока они не умеют их контролировать, то им проще применить физический контакт, чем объяснять словами. Некоторые взрослые продолжают так вести. Подкрепляю своё мнение. Всё зависит от родителей. Как они себя ведут, так и дети будут себя вести. А если родитель не будет авторитетом для своего ребёнка, то пойдя в социум, он там будет учиться что хорошо, а что плохо.
Если бы меня спросили до прочтения этой статьи, что я отношу к моральным правилам, а что к социальным, я вряд ли бы смогла внятно разделить эти две категории. Теперь же я знаю, что нарушение моральных аспектов прежде всего наносит вред другому человеку, ущемляет его права. Когда речь идёт о социальных нормах, то последствия их нарушений больше характеризует самого человека, пренебрегшего определенными правилами. Для меня было важно узнать как определить какой характер несёт проблема, моральный или социальный. Также было интересно узнать о том, что моральные суждения идентичны для разных культур, а социальные могут отличаться. Пару лет назад у меня была серьёзная моральная проблема (теперь я точно могу её идентифицировать) на протяжении довольно длительного периода (2-3 года), которая периодически «всплывала», вызывая у меня массу эмоций и сомнений по поводу её разрешения. Я не понимала как относиться к людям, которые пренебрегают благополучием и здоровьем других людей ради достижения собственных целей. Я видела раньше и наблюдаю сейчас примеры в области бизнеса и профессиональной деятельности того, как люди «идут по головам», не взирая ни на что. Меня мучил вопрос, правильно они поступают или нет, и как мне самой вести себя в подобной ситуации. Существует множество суждений, оправдывающих подобное поведение: «в борьбе все способы хороши», «ничего личного — только бизнес» и т.п. Где проходит эта невидимая грань? В результате, я выработала своё отношение к похожим ситуациям благодаря участию в одном из тренингов Воронежского института психологии. Вроде как уже далеко не ребенок, но до сих пор ищу ответы на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо. Спасибо за помощь!
Спасибо за статью , интересная . Тема воспитания детей всегда для меня казалась крайне сложной . Ведь чтобы «правильно» воспитать детей надо быть «правильным» родителем . А дальше по цепочке . Ну и для каждого « что такое хорошо , что такое плохо» своё . Из статьи я узнала про моральные и социальные правила , градацию . Так же узнала , что моральные правила дети «воспроизводят» с раннего возраста . Так же интересно было узнать , что до трёх лет дети понимают моральные и нравственные нарушения . Мне кажется , далеко не все взрослые могут такое понять . В общем , чтобы «правильно» доносить какие-то нормы до ребёнка , надо работать над собой. Ведь мои родители не знали , как правильно меня воспитывать , соответственно все модели поведения тянуться от туда . А благодаря психологии можно отследить и проработать неконструктивные реакции , механизмы и тд .
Статья интересная. Мне понравилось разграничение моральных и социальных условностей, с точки зрения их абсолютности и неизменности. Интересно, что совсем маленькие дети уже умеют находить эту границу. Совершенно логично, что здесь опять играет роль родительская семья, ее ценности и принципы воспитания. Ребенок обращает прежде всего внимание на то, как родители (прежде всего мать) реагирует на то или иное поведение, последствия поступка. Он слушает и запоминает объяснения, откладывая для себя ценность или невозможность того или иного поступка. В более раннем возрасте дети определяют для себя базовые нормы поведения (например, отобрать или поделиться игрушкой, ударить, раскидать еду и т. п.) А в дальнейшем общение подростка в коллективе, с преподавателями позволяет ему сформировать целостную модель своего поведения, отшлифовать свои моральные ценности. Также любопытно, что ребенок, изначально зная о том, что «так делать нельзя», иногда не может сдержать своей импульсивности и совершить какое-то неправильное действие. Причем, как мне кажется, в тот момент он не считает это неправильным, ведь так или иначе затронуты его личные интересы. И ребенок будет совершенно искренним, когда потом разложит по полочкам свой проступок и вспомнит, почему то или иное поведение неприемлемо в принципе.
Насколько я поняла из статьи, научение различению ребенком моральных и социальных норм проходит через усвоение им степени эмоциональности отклика родителей на последствия содеянного. То есть развитие и моральных и этических суждений у ребенка проходит по общему сценарию — усвоение от авторитета, далее от социальной группы, и дальнейшей интернализации. Тем не менее, усвоение и различение норм различного рода не всегда означает следование им. В приведенном примере с девочкой ясно различаются степени осознанности и контролируемости правила морального и социального поведения, когда самоконтроль еще недостаточно развит и поведение не ассоциируется с усвоенными нормами. В процессе взросления эта связь, как и связь между действием и последствиями, становится прочнее.
Благодарю за статью! Интересным оказалось исследование , в котором выяснилось что дети разных возрастов оценили , что моральные нарушения более неправильные по сравнению с нарушением социальных . Я была удивлена , что даже дети 3-х лет могут проводить различия между этими двумя понятиями . Дети самых малых возрастов способны осознать, что нарушая моральные нормы они наносят вред другому человеку. В этом процессе огромную роль играет реакция матери на те последствия и на тот поступок , который совершает ребёнок . В итоге, я сделала вывод , на сколько важно и ответственно правильно реагировать на поступки ребёнка . Четко давать понять своё отношение к происходящему , ведь смотря на мои реакции ,мой ребёнок обучается нормам морали .
В статье я познакомилась с экспериментом на тему, что хуже: нарушение моральных или социальных правил, а также узнала об аргументе Туриэля, что моральные и социальные условности представляют собой разные вещи. Конечно все идет от родителей, и в первую очередь Реакции матерей зависит от характера проступка, от того носит он моральную или исключительно социально-поведенческую основу.
Интересен тот факт, что дети могут различать нарушения морали и нарушения социальных договоренностей в самом раннем возрасте и в других сферах познания дети не отстают, выяснилось, что дети более компетентны, чем предполагалось ранее в сферах: восприятия информации, эмоций, когнитивных особенностей и понимании языка, а также связь между моральным познанием и физическим действием среди детей младшего возраста очень слаба, но, по мере взросления, она растет и в подростковом возрасте становится понятнее.
Узнал, что социальные и моральные правила дети оценивают совершенно по разному и те которые приводились в качестве моральных, я бы изначально отнёс к социальным.
Узнал как дети учатся различать моральные и социальные нормы.
Удивило, что моральное суждение и моральное поведение могут не совпадать, но всё же совпадает у людей которые более развиты морально.
Узнал моральное поведение это отдельный термин и для меня он стал новым.
В личном плане эта часть статей не меняет своего направления, она осталось той же, это коммуникации с детьми, только в этом плане вижу её применение.
Ну и также понимание структуры морального развития.
Натолкнуло на мысли того, как часто моральное суждение отличается от его поведения у меня.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что существует термин моральное нарушение и социальные договоренности,благодаря статье теперь есть возможность их отличать.Воспитание детей вообще сложная тема, но я думаю, что сложность больше возникает не с детьми, а с самим собой, так как родитель всегда является примером для своего чада и следить нужно в первую очередь за собой. Из статьи выяснила, что детская эмоциональная реакция больше ориентирована на моральное нарушение и воспринимается как нанесение вреда другому человеку (больше физически), нежели социальные договорённости. Я думаю в большей степени потому, что будучи маленькими, дети ещё мало знакомы с социальными нормами (нельзя кидаться едой, как правильно здороваться и тд) и как указано в статье, дети ориентированы на реакции родителей на моральное или социальное нарушение.
Несколько удивлен, что дети различают нарушения моральных норм и правил этикета. Естественно, что все зависит от родителей, окружения и воспитания. Но как-то не думал, что у ребенка, особенно в двухлетнем, трехлетнем возрасте, уже формируется различное понимание моральных норм и правил этикета. Впрочем, наверное, если бы дети не могли перевести это на себя, точнее родители, объясняя ребенку все это, то возможно они бы и не различали. Ведь ребенок понимает, что ему не нравится, когда у него берут игрушку, или делают больно. Эти действия направлены лично против него и на основе своего опыта, он может представить, что другому тоже будет не очень хорошо от этих действий. Кстати интересно, могут ли дети оценить, что такое убийство и на сколько это плохо. А правила этикета направлены не против конкретной личности, а лишь против мнения окружающих, если так можно выразиться. На мой взгляд, все это выглядит так. Спасибо за статью.
Маленькие дети копируют своих родителей и ведут себя так, как это делает мама, папа или кто-то ещё из их ближайшего окружения. Ребенок не поймет, что так делать нехорошо, если значимый взрослый делает именно так. Он будет копировать поведение. Базовые моральные суждения и моральное поведение закладываются именно в семье. Уже в более взрослом состоянии дети знакомятся с тем, что у других людей может быть по-другому.
Из статьи узнала об эксперименте Туриэля, в ходе которого получили подтверждение того, что моральные и социальные условности представляют собой разные вещи.
И, конечно, не раз в жизни приходилось наблюдать подтверждения того факта, что «связь между моральным познанием и физическим действием среди детей младшего возраста очень слаба». Когда кто-то покушается на игрушки маленького ребенка, все его моральные познания отходят на второй план.
Спасибо за статью. Новое узнала, что что дети в самом раннем возрасте уже могут отличать нарушения социальных норм и норм морали. Ещё,что моральные рассуждения и поведение у детей не связанно между собой. Мне было также интересно как разграничение моральных и социальных условностей делали совсем маленькие дети и главное, находили границу. Я помню прекрасно как я будучи ребенком понимала и знала, что брать бес спроса плохо. Мама мне всегда говорила: «ты не клала туда конфеты, значит и не тебе их брать». Я понимала, что это плохо, стащила ее. Я помню чувство стыда. Но я оправдала себя…я же чуть, совсем немного. Но я сознавалась потому что сил не было перенести угрызения совести. В отличии от того, если я в том же возрасте назвала своего дядю просто «алкашь» и не понимала, почему мама меня строго наказала. Я просто по дразнила его так как все взрослые называли, но мне р в голову не пришло, что я сделала, что-то ужасное. Просто невежество и не увадение. Однако тот случай запомнился мне на асю жизнь.
Мне очень интересно наблюдать за поведением моей дочери. Ей сейчас 2,5 года. Особенно интересно, когда она знает, что ее за что-то будут ругать. Она берет мою помаду и ведёт себя ниже травы, тише воды. А ещё она смотрит мою реакцию, когда она не знает буду ли я ругаться за тот или иной поступок. Т.е. по моей реакции она понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Полностью согласна с тем, что в 3 года ребенок ведет себя более осознанно, чем в 2 года. И никогда до этой статьи не думала о разнице между моральными и социальными проступками. И все таки дети полностью копируют наше поведение. Поэтому если чему-то хочу научиит своего ребенка, то нужно посмотреть на свое поведение. Спасибо за полезную статью, мне нравится когда статьи посвящены детям.
Из статьи узнала,что есть такое понятие как «социальное соглашение»-и это нормы поведения в обществе и этикет.По своей неграмотности, ранее я относила эти нормы поведения так же к морали.А то ,что в статье называется моралью называла нравственностью…Узнала,что исследования Э.Труэля в 1983 году подтвердили то,что понимание детьми «социальных соглашений» идут по другому пути развития,чем этапы нравственности,предложенные Колбергом.Интересно,что нравственные проблемы в разных культурах часто рассматриваются как инвариантные,а социальные соглашения рассматриваются как произвольные.То есть, в нравственности ,скорей всего, лежит глубинный смысл выживания человека как вида. И,мне кажется, дети,именно по этому, рассматривают нравственные нарушения как более неправильные,понимая что они наносят вред другому человеку и «никогда нельзя так поступать».
Спасибо за статью. Информация про детей всегда мне актуальна и интересна.Понимание детей, что хорошо, а что такое плохо, напрямую зависит от воспитания детей их родителями.Тут самое главное воспитывать себя, а потом уже на твоём примере будут вести себя дети.Моему сыну 2,8 года и он уже хорошо понимает, как делать нельзя и как можно, какой поступок хороший, а какой не нужно совершать.Но именно в этом возрасте не смотря на то, что он все знает и понимает, делает все наоборот). Из статьи я узнала про моральные и социальные правила.Так же узнала , про реакции матерей зависит от характера проступка, от того носит он моральную или исключительно социально-поведенческую основу. Дети полностью копируют поведение родителей.
Интересная статья, из которой я узнал, что дети могут различать нарушения морали и нарушения социальных договоренностей в самом раннем возрасте. Все закладывается в раннем возрасте и как родители преподнесут своему ребенку эту информацию, относительно норм морали, так ребенок и будет это понимать и транслировать в процессе взросления. Каждый ребенок в детстве начинает разделять эти понятия моральных и социальных правил. То, что приносило какой-то ущерб человеку или обществу, было гораздо серьезнее для ребенка, нежели поступки идущие наперекор социальным правилам, там ведь никто не пострадает, разве что репутация ребенка. Ну и самое главное, прогресс не стоит на месте и дети развиваются в ногу со временем и становятся умнее и смышленее в более раннем возрасте.
Интересная статья. Узнал о том, что моральные проблемы и социальные соглашения воспринимаются людьми как различные категории суждений. Причем это происходит в самом раннем возрасте, до 3-х лет. Видимо, это логично, поскольку, если для родителей есть такое различие, то и на поведенческом уровне они будут это показывать. Что обязательно будет воспринято детьми. В статье хорошо показан этот механизм, когда в случае с нарушением социального поведения акцент делается на фактические нежелательные последствия проступка, а в случае нарушения моральных норм – указывают на недопустимость такого поведения в отношении других, иногда апеллируя к чувствам самого виновного. Интересно, что моральные проблемы в большинстве культур рассматриваются как более незыблемые, неизменные по отношению к различным ситуациям. Видимо, именно в этом и состоит такое разделение на категории – что-то более «важно», а что-то может быть подвержено ситуативным изменениям (социальные конвенции).
Когда в статье речь зашла о взаимосвязи моральных суждений и морального поведения, мне сразу стало интересно, куда выведут эту тему авторы. Поскольку, по моему убеждению, это коррелирующие, но далеко не всегда совпадающие события. Надо отдать им должное, примерно так они и сформулировали данную проблему. У детей часто нет прямой взаимосвязи между поведением и моральными суждениями, она появляется с ростом уровня морального развития. И чем он выше, тем вернее эта корреляция.
Я полностью согласен, что социальные и моральные нормы — разные вещи. Почему большинство людей находятся на 2 этапе морального «созревания»? Потому что это компромисс между нравственными и социальными правилами. Переход на 3 этап часто обходится слишком дорого, и именно потому что есть это несовпадение. Из нового я зафиксировал для себя, что моральные нормы более стабильны, чем социальные, хотя тоже пересматриваются с течением времени, как я считаю. Интересно было прочитать про влияние на детей социализирующих агентов, и в первую очередь родителей. Узнать что реакция на нарушение социальных и моральных норм и правил вызывает у них разную реакцию, и это помогает детям различать их. Еще раз я пришел к мысли о том, что человек — социальное существо. Очень важна для меня информация о том, что люди на 3 этапе развития морали реже поступают импульсивно, рефлексивно. То есть между уровнем развития морали и уровнем самоконтроля существует прямая зависимость. Это значит, что если есть проблемы с одним, то стоит обратить внимание и на другой аспект.
Благодарю за статью! Новым для меня стал вывод из эксперимента о том, что дети уже с самого раннего возраста могут отличать нормы морали от социальных правил. До прочтения я была убеждена в том, что дети просто в целом понимают, что можно делать, а чего делать не следует, только по реакции родителей и значимых взрослых, по их личному примеру.
Также меня очень заинтересовало заключение о том, что мысль не всегда направляет действия ребенка. И действительно: часто дети сами понимают, что именно они сделали не так и почему этого нельзя было совершать, но эмоции взяли верх.
Кроме того, заслуживает внимания и заключение о том, что у взрослых людей моральное суждение и моральное поведение тесно связаны между собой, и сама эта связь зависит от уровня морального развития конкретного человека.
Статья интересная, никогда не думала, что дети могут различать нарушение моральных суждений и социальных договоренностей. И что в маленьком возрасте уже видят это различие. Но я задумалась о том, всегда ли я сама могу эти 2 понятия разграничить. Где моральные суждения и нарушение социальных договоренностей? Что-то было у Рубиштейна и Юнга про коллективное бессознательное и про то, что когда нарушение социальных договоренностей и норм противоречит моральным ценностям человек выберет то, что ему свойственно соответственно этапам развития Колберга. Вот и получается, что человек делает выбор либо в пользу социальных договоренностей, либо моральных суждений. В любом случае необходимо, чтобы родители и общество оказывали благостное влияние на формирование правильных моральных суждений и социальных договоренностей при воспитании детей.
Спасибо за статью. Заставила задуматься над тем что такое моральные и социальные ценности. В чем их различие и как они проявляются. Дети как лакмусовая бумажка отражают наши устои в семье. И сколько бы морали мы им не читали, все равно они будут копировать и отражать наши поведенческие и социальные поступки.
Я полностью согласна, что социальные и моральные нормы — разные вещи. Узнала что реакция на нарушение социальных и моральных норм условная .Что нарушение моральные и социальных поступков вызывает у них разную реакцию, и это помогает детям различать их. Еще раз я убедилась какое человек социальное существо.
Очень важна для меня информация о том, что люди на 3 этапе развития морали реже поступают импульсивно и рефлексивно, что значит более осознанно на уровне самоконтроля .
Удивил меня тот факт, что дети могут различать нарушения морали и нарушения социальных договоренностей в самом раннем возрасте, до трёх лет. Хотя я осознаю, что дети в наше время более компетентны, чем предполагалось ранее. Только развитое моральное суждение не гарантирует соответствующих реакций на провоцирующие события. Так в статье приведен пример девочки, которая достигла к своему возрасту третье стадии морального развития Колберга, в соответствии с которой ей важно одобрение родителей. Но это не мешает ей пойти на поводу эмоций и совершить действие, противоречащее достигнутому уровню морального развития — пнуть того, кто слабее, при этом четко осознавая неэтичность своего поступка. Таким образом «мысль не всегда направляет действие», то есть уровень морального развития не способен предсказать поведение.
Да, что говорить о детях, когда взрослые не все могут держать свое слово. Говорят одно, а делают ровно противоположное, а точнее противоморальное. Этот факт, скорее всего и показывает, что человек застрял на одном из этапов морального развития. В статье приведены познавательные интервью детей и что самое интересное, как и в предыдущей статье по детской психологии, весомую роль в формировании морального суждения у детей играют — родители, т.е. дети через родителей понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Да, это и очевидно. Ведь они демонстрируют свою эмоцию ребенку, на то или иное действие. Получается, у тех детей, что воспитываются без родителей или в неблагополучных семьях, моральное развитие проходит медленнее и поэтому они могут поступить противоморально. Конечно не все, но стереотип такой имеется, по крайней мере у меня. Спасибо за статью.
Ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях — отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.
Спасибо большое за статью!
Несмотря на глубокое изучение обществознания в школе, не сразу понял различие между моральными и социальными правилами, но примеры прояснили ситуация. Приятно осознавать, что уже в самом раннем возрасте у детей появляется адекватная оценка происходящего с точки зрения различия моральных и социальных норм. Также я заметил, что 4-6 годам ребенок активно владеет набором правил, которые он усвоил, и зачастую недоумевает, когда другие их нарушают, действуют по другим, своим правилам. Так иногда сестра дома жалуется, что те или иные мальчик или девочка в садике «вон что учудили». Это «что» не соответсвует норме в понимании ребенка и вызывает у него осуждение по отношение к сверстнику, мол, он непослушный.
Как и во многих других статьях про детей, их обучение, основой для их поведения являются родители, которые своим примером взращивают в ребенке зародыши моральные нравственных принципов, которыми в дальнейшем будет руководствоваться по жизни их чадо. Из статьи узнать, что дети до 3-х лет уже различают нарушение моральных или социальных правил. Могут начиная с 3-х лет уже могут дать оценку тому или иному действию. Так же в статье говориться о том, что в 20-м веке выяснилось, что дети более компетентны, чем предполагалось ранее в сферах: восприятия информации, эмоций, когнитивных особенностей и понимании языка. Сейчас это наиболее очевидно даже в отношении тех же самых гаджетов, такое ощущение , что в утробе матери они проходят компьютерные курсы, тк еще ходить не умеют, а уровни в какой-нибудь ферме уже проходят вовсю.
Что бы полностью осознать и понять всю информацию в данной статье, необходимо знать «Теория_морального_развития_Л._Кольберга». Очень много ссылок на неё. Дети живу по законам в которых родились и воспитывались. Я, да и мы все, были детьми и проходили это на личном опыте. Я всегда мог рассказать как надо правильно поступать и что нужно и нельзя делать, но делал я по своему, исходя из ситуации , подавляющих, неосознанных потребностей, путём переноса и контрпереноса. Для меня всегда было возмутительным когда не уступают место в транспорте старшим,но когда я вывихнул шею, то я сидел в трамвае и никому места не уступал. Как это объяснить? Всегда продиктованы и ситуацией в том числе. Спасибо за статью. Пойду изучать теорию Л.Кольберга
Исходя из названия статьи, я бы ответила, что дети узнают, что такое хорошо и что такое плохо, в первую очередь от родителей. Об этом еще Маяковский писал. А вот чем отличаются нарушения моральных правил от социальных, я более четко поняла именно из этой статьи. Снова для чистоты эксперимента спросила у 6-тилетнего сына, что хуже, когда человек что-то своровал или когда ест руками, а не вилкой? На что он не задумываясь, ответил «Конечно, когда дядя своровал. Это гораздо хуже. Это плохой поступок». Согласна с тем, что я, как родитель по-разному отреагирую на нарушение моральных или социальных норм.
В этой связи я вспомнила, что в моей родительской семье было принято воспитывать приводя различные примеры, обсуждая различные ситуации, случающиеся с другими детьми, таким образом, давая возможность на конкретных примерах понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Что хуже нарушение моральных или социальных правил. Прежде надо понять, что подразумевается под нарушением моральных правил, а что социальных. Оказывается нарушение моральных правил – это нарушение прав другого человека и нанесение ему вреда. Социальные – это нарушения самого человека, которые его характеризуют. Причём моральные правила дети понимают даже младше трёх лет. Конечно дети копируют поведение родителей. И требовать полного послушания и соответствия правилам от ребёнка, а самому эти правила нарушать не приведёт к положительному результату. Поэтому так же важно взрослым правильно реагировать на поступки ребёнка. Ведь да же в этот момент ребёнок учиться нормам морали.
Спасибо за статью. Не сразу понял про социальные и моральные правила и нормы и чем они отличаются, но с первых примеров стало понятно. Удивило что дети уже с тридцати шести месяцев понимаю различие между этими понятиями.
Еще было интересно узнать что моральные проблемы Интересный момент заключается в том, что моральные проблемы даже дети считают за абсолютные, не зависящие от договоренностей между людьми, а социальные же напротив очень относительны. На примере своего двадцатимесячного сына могу сказать, что он уже понимает нормы и сам говорит, когда что-то сделал или видит что кто-то делает не правильно «Аяяй!». Не всегда, но проскальзывает. Это умиляет, я думал случайно, а теперь понимаю, что нет. Он знает что его поведение не морально, когда может ударить ладошкой и сказать «Аяяй». А также из этой статьи узнал как дети учатся моральным и социальным нормам
Спасибо за статью. На первый взгляд такие понятия как мораль и социальные соглашения параллельны. То есть если в обществе имеются придерживаются одних моральных принципов, то и социальные условности согласованы с моралью. Однако в статье утверждается, что в разных культурах вопросы морали фиксированы, а вопросы социальных договоренностей условны. И это подтверждается опросами детей. Дети даже в двухлетнем возрасте различают эти понятия. Конечно они опираются на пример родителей, воспитателей и других людей в их окружении. В статье написано, что «Другие социализирующие агенты, включая учителей и сверстников, также помогают детям учиться понимать, какие нормы и правила существуют в обществе».
Много информации за последнее время о морали я узнал. Все зависит от того как родители преподносят это детям, тут все понятно. Вот интересный момент в статье с ребенком у которого задеты его интересы. Он понимает что хорошо, а что плохо, но там игрушка, тут уже не до морали). Я слышал такое выражение, что дети самые эмоциональные существа на планете, поэтому управлять своими поступками вдвойне тяжелей, что свидетельствует о большом различии между взрослыми. Это и говорит о другом подходе к морали для ребенка. Взрослые же не так соблюдают мораль, хотя все зависит индивидуально от воспитания, среды обитания и многих других факторов. Из статьи я узнал про моральные и социальные правила , градацию . Спасибо за статью.
В статье достаточно интересно продолжена тема о вопросах морали и нравственности и конечно же достаточно наглядно демонстрируемые в отношении формировании их у детей. Так же в исследовании затронуто ещё и такое понятие как этикет, то есть по своей сути в данной статье вопрос изучается еще глубже и шире, что определенно несёт в себе огромную познавательную и практическую пользу. Достаточно наглядно и то, что в статье происходит корреляция между моралью и социальными нормами, к тому же очень интересно и ново для меня то, что мало того что они имеют определенное и явное разграничение , не являются тождественными, так и то, что мораль соблюдается людьми намного ревностнее чем социальные нормы, нарушение морали считается худшим чем нарушение социальных норм.
Из статьи я узнал, что дети могут уже в раннем возрасте различать моральные и социальные суждения. Теперь я могу объяснить, что нарушение моральных аспектов всего наносит вред другому человеку, ущемляет его права. В то время как нарушение социальный условностей больше влияет на характеристику самого нарушителя. Что касается меня самого, то я вообще редко когда задумывался о последствиях своих действий с точки зрения данной темы. Однако ж какое-то понимание, что хорошего и плохого поступка было. Интересно, откуда оно берётся? Думаю, всё-таки основное влияние в моем случае оказали родители и уже потом окружающая среда. Видимо, поэтому, мне иногда было сложно понять некоторые поступки детей, чьи родители были не столь интеллегентны. Вспоминается ситуация, когда мы играли с двоюродным братом и он начал выламывать зубья у расчески. Ему это казалось вполне нормальным занятием, и он не испытывал никаких сомнений на этот счёт и предложил мне тоже попробовать. У меня в той ситуации хватило моральных качеств посчитать данное поведение неприемлемым и отказаться от него.
Спасибо за статью. Из неё я узнала что дети считают нарушение социальных соглашений меньшее зло чем нарушение моральных правил. Это видно из интервью взятых у детей определённого возраста. Так же в статье было отмечено что дети в возрасте до 3-х лет уже могут различать моральные нарушения и считать их неправильными, так как они наносят вред другому человеку. Очевидно что и моральные нормы и правила этикета дети тоже могут различать. Изначально дети учатся нормам и правилам существующим в обществе у родителей, затем на них начинают влиять воспитатели, учителя, сверстники. Факты свидетельствуют о том, что связь между моральным познанием и физическим действием среди детей младшего возраста очень слаба, но по мере взросления, она растет и в подростковом возрасте уже становится очевидна. Ещё одна мысль, которая затронута в статье связана с 5 и 6 стадией морального развития Колберга и говорит она о том, что люди которые находятся на этих стадиях меньше подвержены обману, чем те которые находятся на более низких уровнях. Наша с вами задача развиваться самим, тем самым подавать хороший пример своим детям и помогать им в развитии.
Интересная статья,из нее я узнала,что дети младшего возраста не прослеживают связьи между моральными суждениями и моральным поведением. Они оценивают моральные нарушения как более не правильными по сравнениют с нарушениями социальных соглашений , их поведение импульсивно и не свегда руководствуется социальным и преднамнренным мышением. Так же я узнала , что родители и другие члены семьи оказывают важную роль в процессе понимания моральных норм и правил этинета.И поэтому , то насколько развита сама семейная сисиема в понимании связи между моральными суждениями и моральным поведением, зависит наличие определенных качеств у этого вебенка.
Интересная статья , если честно никогда до этого не задумывался , что существуют моральные и социальные нормы поведения и между ними есть четкое различие. Находясь и существуя в социуме, не обращаешь внимание на воспитание детей именно моральных и социальных качеств развития их личности , по крайне мере я не припомню чтобы меня целенаправленно этому воспитывали.При этом существуют механизмы при помощи которых человеку прививают что хорошо, а что плохо , но есть люди, которые не соблюдают эти нормы. В профессиональном и личностном плане для себя отметил , что общество диктует правила как жить каждому человеку.При этом отметил для себя , те люди которые не во всем придерживаются правил достигают гораздо больше. Спасибо.
Удивительно как сильно родители и их реакции влияют на детей. Что уже в 2-3 года дети могут четко идентифицировать моральное и социальное нарушение. А ведь взрослые часто даже не замечают как они реагируют и на что. Сразу вспомнился детский энурез. Когда это приписывают нарушению социальных норм, а потом могут выдавать реакцию даже превышающую реакции на нарушение моральных норм. Вот и получается, что ребенок теряется и совсем перестает понимать, что же ему делать. Так же понятно разграничение морального поведения и моральных суждений. Ведь даже и взрослые люди не всегда способны себя контролировать, что уж говорить о детях. Хотя тут важно то, что ребенок и сам в сотоянии провести границу между суждением и поведением.