Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня обсудим некоторые из основных изменений в структуре и функционировании семьи. По мере развития общества формы семьи и роли ее членов становятся более разнообразными. В США 60% детей по-прежнему живут в семьях с двумя родителями, вступившими в брак только один раз. Однако доля традиционных нуклеарных семей, состоящих из двух родителей и детей, где отец является единственным кормильцем, сокращается по мере роста других форм семьи.

В США наблюдается уменьшение среднего размера семьи до 2,6 человека. Это связано как с уменьшением количества детей в семье, так и с увеличением семей, где имеется только один взрослый. Основные причины такого положения: задержка вступления в брак, снижение рождаемости, вступление в повторный брак, а также увеличение числа одиноких пожилых людей.

Количество семей с одним родителем увеличилось в основном из-за роста количества разводов, а также из-за увеличения числа беременностей среди незамужних женщин. Каждый пятый ребенок в возрасте до 18 лет живет с одним родителем. В период с 1960 по 1985 год количество разводов увеличилось вдвое. Сегодня от 40 до 50 процентов браков заканчиваются разводом. 60% разведенных семей имеют детей. Одна треть детей наблюдают повторный брак своих родителей. 62% повторных браков заканчиваются разводом. Таким образом, все больше родителей и детей переживают многократные брачные переходы и перестройки в семейных отношениях.

Также увеличилось количество детей, рожденных вне брака. В 1950 году всего 4% детей были рождены от незамужних матерей. В 1988 году количество внебрачных детей составляло одну четвертую от общего количества. Эти показатели варьируются в зависимости от расы и возраста матери. 60% детей, рожденных вне брака, приходится на незамужних чернокожих матерей, одна треть — на латиноамериканок и одна шестая – на белую часть населения. То, что большинство незамужних матерей являются подростками, — лишь общественный стереотип. Почти две трети этих женщин старше 20 лет. Вне брака рожают детей  91% чернокожих женщин и 57% белых женщин.

Увеличилось количество работающих матерей. В США трудоустроены 60% матерей с детьми до 18 лет. Из них более трети матерей с детьми до 3-х лет работают. Устройство на работу часто связано с экономической необходимостью.  С наибольшей вероятностью на рынок труда попадают молодые матери, бедные матери и матери из неполных семей. В неполных семьях две трети матерей работают, а еще 20% ищут работу. Это в значительной степени объясняется их печальным финансовым положением. Некоторые социологи окрестили данный феномен термином «феминизация бедности» (Harrison, Serafica, & McAdoo, 1984). 86% семей, возглавляемых чернокожими матерями-одиночками, и 38% семей, возглавляемых белыми матерями-одиночками, находятся за чертой бедности, в отличие от 46% и 16%, соответственно, домохозяйств с двумя родителями.

Теперь мы обратимся к более подробному рассмотрению двух наиболее заметных изменений в американской семье.

  1. Семьи, которые связаны с разводом и повторным браком.
  2. Семьи, которые связаны с материнской занятостью.

Большая часть обсуждения будет касаться семей, где право на опеку ребенка получает мать, так как 85% детей после развода проживают со своими матерями.

Брачные переходы

Развод и повторный брак не следует рассматривать как отдельные события. Это часть ряда переходных периодов, которые изменяют жизнь и развитие родителей и детей. Детский опыт в ранних семейных ситуациях определяет реакцию на дальнейший переход. Реакция на развод и жизнь в неполной семье будет зависеть от качества первоначальной семьи и полученного в ней опыта. И развод, и повторный брак включают в себя реструктуризацию быта, семейных ролей и обязанностей. Развод обычно приносит много конфликтов в семью и сокращает или вовсе исключает контакт с одним из родителей. Повторный брак является дополнительным источником стресса, так как ко всему вышеперечисленному добавляется новый член семьи.

Переходный период после развода часто является стрессовым для всех членов семьи даже  несмотря на то, что сам развод может быть единственным разумным решением в сложившейся ситуации. В течение первого года после развода оба родителя, как правило, несчастны. Их отношения с детьми становятся хуже. Дети также страдают в социальном и экономическом плане. Однако на второй год многие родители приспосабливаются к статусу родителя-одиночки и происходит резкое улучшение чувства личного благополучия, межличностного взаимодействия и качества семейных отношений. Все же, в первый год после развода дети в семьях с одним родителем более тревожны, чем дети в конфликтных семьях с двумя родителями. Но в долгосрочной перспективе дети в стабильно функционирующих неполных семьях лучше приспособлены, чем дети в нуклеарных семьях, охваченных конфликтом. (Hetherington et al., 1982). Существует провокационное мнение, что дети, родители которых разводятся, демонстрируют больше проблем с поведением (задолго до развода) в отличие от детей в семьях, где родители остаются в браке(Block, Block, & Gjerde, 1986; Cherlin et al., 1991 ). Это происходит по двум причинам. Во-первых, дети негативно реагируют на раздражительность и конфликты, часто встречающиеся в стрессовых браках. Во-вторых, проблемы с поведением детей усугубляют трудности в проблемном браке чем стимулируют развод.

Стрессы в неполных семьях

Чем отличаются полные семьи и семьи с одним родителем? Какие стрессы и модели их преодоления  чаще всего  встречаются у одиноких родителей?

Во-первых, в семьях с одним родителем взрослые страдают от перегрузки задачами. Родитель-одиночка подвергается двойной нагрузке (Hetherington et al.,1982; Hetherington, Stanley-Hagan, & Anderson, 1989).

Во-вторых, матери-опекуны страдают от снижения уровня дохода после развода чаще, чем отцы-опекуны (Zill, 1991). Одинокие отцы, как правило, имеют больше экономических ресурсов, чтобы нанять персонал  для выполнения задач по уходу за детьми и домашнему хозяйству. Помимо этого, статистически отцы-одиночки чаще получают помощь от друзей, чем матери-одиночки.

В-третьих, матери-одиночки часто социально изолированы и лишены социальной и эмоциональной поддержки. Основным источником поддержки разведенной женщины является ее семья, особенно мать. Около одной трети женщин после развода живут  в своей родительской семье.

В-четвертых, матери-одиночки, которым не хватает поддержки, могут отрицать проблемы, возникающие при воспитании детей. С отцами дети ведут себя лучше, чем с матерями так как отцы кажутся им более сильными и грозными. То есть инциденты плохого поведения с отцами возникают реже. Помимо этого, отцы быстрее пресекают плохое поведение, чем это могут сделать матери (Hetherington et al, 1982). Существует предположение, что пол родителя, с которым ребенок проводит большую часть времени, имеет значение. Девочкам лучше жить с матерями, а мальчикам — с отцами (Santrock & Warshak, 1979; Zill, 1988). Однако есть мнение, что в семьях, где отец является опекуном, показатели антисоциального поведения у подростков выше. Возможно, это происходит из-за того, что отцы менее бдительно следят за деятельностью своих детей, их друзьями и местонахождением (Buchanan, Maccoby, & Dornbusch, 1992).

Наконец, в семье с одним родителем родитель-опекун, скорее всего, оказывает большее влияние на ребенка чем второй родитель. В полных семьях один из родителей может являться буфером, если отношения со вторым родителем не складываются. В неполных семьях такого буфера нет. Если родитель-опекун некомпетентен в вопросах воспитания или неблагополучен по каким-то другим параметрам, ребенок остается с ним один на один. Первое время после развода — самое напряженное и может отразиться как на психическом, так и на физическом здоровье (Dura & Kiecolt-Glaser, 1991). Депрессивный, озабоченный или больной родитель и растерянный, сердитый, требовательный ребенок не способны поддержать друг друга. В таком тандеме уже имеющиеся проблемы, как правило, усугубляются  (Hetherington, 1989).

Если родители и дети после развода не испытывают дополнительных стрессов, через два-три года большинство из них достаточно хорошо справляются с ситуацией. Однако домохозяйства, возглавляемые матерью, чаще сталкиваются с множественными стрессами, которые могут в совокупности создать обстановку, в которой трудно успешно воспитывать детей.

Взаимодействие с семьей в разведенных семьях

После развода часто наблюдается период ослабления родительских обязанностей  (Hetheringn et al, 1982). Матери-опекуны могут стать эгоистичными, психически неустойчивыми и необщительными. Они не поддерживают и непоследовательно наказывают своих детей, демонстрируют отсутствие эффективного контроля за их поведением. Дети мгновенно начинают копировать эту модель взаимодействия.  Требовательность, непослушание, агрессия, зависимое поведение, нытье — качества которые начинает транслировать ребенок. Такой невыигрышный набор особенно часто проявляется в тандеме «мать плюс сын». Некоторые отчаявшиеся разведенные матери через год после развода  описывают отношения со своими детьми как «объявленную войну» или  «игру на выживание». Неумелое воспитание наиболее заметно в первый год после развода. На втором году ситуация значительно улучшается. Однако, скорее всего, шаблон такого поведения будет поддерживаться всю жизнь, особенно с сыновьями у которых трудный характер. Разведенные матери и их дочери часто в конечном итоге становятся исключительно близкими по духу. Но происходит это не всегда. Иногда в подростковом возрасте матери начинают активно контролировать дочерей и это приводит к конфликту. (Hetherington, 1991a; Hethermghon & Clingempeel, 1992).

В домохозяйствах с одним родителем, особенно если опекуном является отец, родители ждут, что старшие дети будут более автономными и инициативными в принятии семейных решений. В таких семьях от детей ждут больше помощи по дому и по уходу за младшими детьми, чем в семьях с двумя родителями. Некоторые родители предъявляют неуместные эмоциональные требования и делают ребенка своим доверенным лицом. Для многих детей повышенная ответственность ускоряет развитие самодостаточности и зрелости. Эти дети действительно склонны «взрослеть быстрее». Однако, чрезмерные требования приводят к чувству некомпетентности и обиды у ребенка.

Родители, не являющиеся опекунами, могут продолжать играть значительную роль в развитии своих детей. Позитивные отношения между бывшими супругами, низкий уровень конфликтов и согласие в воспитании связаны с более позитивной адаптацией и самоконтролем у детей.  При этом важно отметить, что родитель, не являющийся опекуном, должен быть эмоционально стабилен и часто общаться с ребенком. Постоянный контакт с отцом особенно полезен для сыновей. Нарушения в поведении ребенка могут быть связаны с конфликтом между родителями, особенно если ребенок чувствует себя пойманным посередине. Негативным также является частый контакт с неавторитетным для ребенка или плохо приспособленным к жизни родителем (Buchanan , Maccoby, & Dornbusch, 1991; Camara & Resnick, 1988). То есть значение имеет не просто наличие отца или матери, не являющихся опекунами, а качество родительского контакта и наличие конфликтов между родителями.

Влияние повторного брака на детей

Реакцию семьи на повторный брак следует рассматривать в свете предыдущего семейного опыта. Повторный брак — самый распространенный путь выхода из бедности для разведенных женщин. Новый супруг может оказать ребенку эмоциональную и экономическую поддержку. Однако негативная реакция ребенка на нового члена семьи иногда создает значительный стресс для супружеских отношений.

Мальчики, у которых не складывались отношения с матерями, мало что теряют и даже скорее приобретают, когда в семье появляется отчим.  Дочери, у которых с матерями близкие отношения, воспринимают появление отчима как разрушительное вторжение.  Кажется, что у детей младшего возраста развод имеет более неблагоприятные последствия для мальчиков, а повторный брак родителей — для девочек (Hetherington, 1989). В подростковом возрасте такие половые различия встречаются редко (Hetherington, 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992).

Мачехи и отчимы играют менее активную роль в воспитании детей, чем биологические родители (Bray, 1988; Hetherington, 1991a; Hetherington & ngetmpeel, 1992; Santrock & Sitterle, 1987). Даже по прошествии двух лет отчимы достаточно отстраненно относятся к воспитанию. Многие отчимы выбирают тактику вежливых незнакомцев со своими приемными детьми. Они робки в участии или вовсе не решаются участвовать в контроле и воспитании дисциплины. Биологические отцы с большей вероятностью будут хвалить детей за хорошее поведение, благодарить, интересоваться их деятельностью, а также устанавливать ограничения и критиковать за нежелательное поведение (беспорядок в детской комнате, невыполненное домашнее задание, ссора с младшим братом или сестрой). Мачехи из-за требований социумом материнской роли вынуждены играть более активную роль в дисциплине, чем отчимы (Santrock & Sitterle, 1987). Вероятно, что активное участие мачех в воспитании приводит к тому, что дети хуже адаптируются к новой семейной ситуации и оказывают большее сопротивление, чем в семьях с отчимами  (Brand, Clingempeel, & Bowen -Woodward, 1988; Furstenberg, 1988; Santrock & Sitterle, 1987). Кроме того, имеет значение возраст ребенка. Ранний подростковый возраст — особенно трудное время для повторного брака (Hetherington, 1991a; Hetherington & Clingempeel, 1992).

Отношения между братьями и сестрами при повторном браке родителей также часто нарушаются. Между братьями и сестрами в разведенных и состоящих в повторном браке семьях чаще наблюдается противостояние и отсутствие поддержки, чем в полных семьях (Hetherington, 1988; Hetherington & Clingempeel, 1992; MacKinnon, 1989). Неблагоприятные эффекты наиболее заметны у братьев. Сестры наоборот часто служат взаимной поддержкой в преодолении трудностей повторного брака их родителей.

Адаптация детей после развода и в новой семье

Имеется набор реакций ребенка на появление нового члена семьи. Многие дети проявляют нарушения поведения и эмоциональные потрясения сразу после развода или повторного брака родителей. Раздражение, беспокойство и депрессия — обычное явление в этой ситуации. Выражая свою первоначальную реакцию на развод и повторный брак родителей, некоторые дети легко справляются с изменениями, их психика устойчива, тогда как другие страдают длительными нервными срывами и задержками развития. Третьи неплохо адаптируются на стадии реорганизации семьи, но проявляют отложенные эффекты особенно в подростковом возрасте. Устойчивое девиантное поведение у детей из разведенных семей и семей, где родители состоят в повторном браке, включает в себя: агрессивность, несоответственное социальным требованиям поведение, антиобщественное поведение, снижение социальных навыков и навыков общения со сверстниками (Bray, 1988; Hetherington, 191; Hetherington  & Cingempeet, 1992: Zill, 1988). В подростковом возрасте у детей обоих полов в семьях, где мать является опекуном, часто наблюдается раннее сексуальное развитие, интерес к противоположенному полу, злоупотребление алкоголем и наркотиками (Hetherington, 1991a, Hettierington & Clingempeel, 1992; Newcomer & Udry, 1987). Проблемы с успеваемостью, школьной адаптацией и отсевом из школы в разведенных семьях чаще наблюдаются у мальчиков. До подросткового возраста мальчики сильнее реагируют на развод, а девочки сильнее сопротивляются повторному вступлению в брак биологических родителей. Следует отметить, что большинство мальчиков и девочек, пережив кризис, достаточно хорошо приспосабливаются к новым условиям. Лишь около четверти семей имеют долгосрочные проблемы. Авторитетное воспитание связано с позитивной адаптацией после развода и в новой семье. Если развод снижает стресс и конфликты и приводит к лучшему функционированию со стороны родителя-опекуна, или если потеря ребенком безучастного, некомпетентного отца  приводит к приобретению более доступной и отзывчивой фигуры отца, ребенок в долгосрочной перспективе выигрывает от развода и повторного брака. Особенно это касается мальчиков предподросткового возраста.

В дальнейшем мы рассмотрим, как влияет на жизнь семьи матери материнская занятость на работе.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, как воспитывать ребенка,  роль отца в воспитании ребенка, роль матери в воспитании ребенка, авторитетное воспитание, отчим, мачеха, повторный брак.

54510cookie-checkИзменения в семье: Американская модель развития