Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Одним из главных телевизионных событий последних 6 лет бесспорно является сериал «Игра Престолов». Каждая серия седьмого сезона насчитывает более 5 миллионов просмотров. Казалось бы, причина такого оживленного интереса лежит наповерхности: откровенная демонстрация жестокости и насилия, постельные сцены, и все это приправлено хитро закрученной сюжетной линией, на создание которой автора вдохновила Война Роз, один из самых кровопролитных периодов английской истории.

Неужели только откровенные постельные сцены и ожесточенные бои приковывают к экранам огромное количество зрителей? Возможно, существуют какие-то более глубокие, фундаментальные человеческие потребности, заставляющие сердца биться сильнее в ожидании новой серии? Том Ван Лаер, преподаватель маркетинга Лондонского Университета совместно с коллегами провел серию небольших интервью, в ходе которых опросил 55 человек из 14 стран. Главной целью исследования было понять, какие психологические потребности человека удовлетворяет сериал «Игра Престолов».

  1. Понимание внешнего мира

Игра Престолов позволяет понять жизнь людей из другого времени и других мест. Это и народы, подобные скандинавским викингам (железнорожденные с Железных островов), и Чингисхан с его Монгольской Империей (помешанные на лошадях дотракийцы). В Игре Престолов отражен рабовладельческий строй (Залив Работорговцев), а в вольных городах, вроде Лиса, Браавоса, Пентоса, Норвоса или Мира несложно угадать крупные торговые города Восточного Средиземноморья и Среднего Востока (например, Александрия, Багдад, Константинополь или Тир).

Автор цикла романов «Песнь Льда и Пламени», на основе которых снят сериал «Игра Престолов», Джордж Мартин утверждает, что главным вдохновением для его романов послужила Война Роз, бушевавшая между 1455 и 1485 годами между английскими домами Ланкастера и Йорка. Эту кровавую историю автор трансформировал в Игру Престолов, представленную двумя воюющими домами Ланнистеров и Старков.

Каждый человек стремится понять мир, в котором он живет. Мы заполняем пробелы новыми знаниями, одновременно представляя себя участником того или иного события. Именно это происходит при просмотре «Игры Престолов». Зритель погружается в мир социальных проблем и финансового неравенства вкупе с психологическими проблемами власть имущих, которые демонстрируют неэффективное и слабое руководство своей страной, провоцирующее конфликты, междоусобицы и бесконечную войну.

Игра образов в «Игре Престолов». Исследование психологических причин популярности сериала

  1. Понимание внутреннего мира

Пережив то или иное событие или эмоцию, далеко не каждый из нас может интерпретировать произошедшее с ним. Именно поэтому человек идентифицирует себя с тем или иным героем. Он находит похожие ситуации, сопоставляет их с собственным опытом и выносит определенный вывод. Человеку намного проще сопоставить себя с Тирионом Ланистером, разрывающимся между добром и злом, нежели с эльфами, орками и другими фантастическими существами, представленными, например, во Властелине Колец.

Подобным образом, многие поклонники «Игры Престолов» отмечают, что они испытывают глубокие переживания, когда один из героев умирает. Ходор, слуга юного Брана Старка, хотя и не был одним из главных персонажей, запомнился зрителям своей мягкостью. И хотя его преданность Брану стоила ему жизни, он оставался верен ему до самой смерти. Каждому из нас в жизни нужен свой Ходор.

  1. Исследование внешнего мира

В отличии от понимания внешнего мира, исследование внешнего мира предполагает человеческую потребность не только понять собственные чувства, желания, намерения и перспективы, но и осознать, что желания и намерения других людей отличаются от его собственных. Игра Престолов позволяет зрителю не только глубже понять собственную жизнь, идентифицируя себя с одним из героев, но увидеть жизни других людей, которые совершенно чужды и отличны от других.

Некоторые фанаты сериала посещают Дубровник (Хорватия), место, где снимали Королевскую Гавань и Красный Замок. Другое популярное направление – Варзазат в Марокко, где снимались сцены с замком Юнкай в Заливе Работорговцев. Сцены, разворачивающиеся на Стене, снимались в Исландии, а Винтерфел, Черный Замок и Ваес Дотрак сняты в Северной Ирландии. Путешествие в эти места делает «Игру Престолов» личным событием и своего рода открытием.

Игра образов в «Игре Престолов». Исследование психологических причин популярности сериала

  1. Потребность ненадолго уйти от реальности

Потребность в повествовании, будь то письменная или устная история, фильм или сериал является ничем иным, как потребностью уйти от ежедневной рутины с ее проблемами и заботами. Каждому человеку время от времени хочется этого эскапизма, возможности уйти от собственной реальности в другую, вымышленную реальность. Красочный мир «Игры Престолов» как нельзя лучше удовлетворяет эту потребность.

Игра образов в «Игре Престолов». Исследование психологических причин популярности сериала

  1. Психотерапевтический эффект

В то же время, люди используют истории, чтобы восполнить свой личный ресурс и справиться с некоторыми психологическими проблемами, такими, как печаль, застенчивость или чувство вины.

«Игра Престолов» — это своего рода терапия, которую человек назначает себе сам. Участники исследования сообщали, что они использовали истории сюжетной линии сериала как терапию. Переезд Арьи Старк в Эссос, например, может быть расценен как способ справиться с чувством одиночества, ведь история Арьи – напоминание, что есть люди, которым приходится очень тяжело и одиноко.

История Сансы Старк, скормившей Рамси Болтона псам, демонстрирует жертвам сексуального насилия возможность отомстить своему обидчику и вновь обрести силу и уверенность в себе. Многие идентифицируют себя с Тирионом, чья жизнь является доказательством того, что он не может быть виной всем ужасным событиям, происходящим вокруг него, хотя члены его семьи активно внушали ему эту мысль на протяжении всей жизни.

Первый Вице-Президент Европейской Комиссии Франс Тиммерманс упомянул «Игру Престолов» в речи, обращенной к сотрудникам Google:

«Игра Престолов» вызывает смешанные чувства, это эпичное повествование о добре и зле, которое нельзя разделить на черное и белое. Это повествование о жизненных трудностях и вызовах, это своего рода отражение сегодняшнего общества.

Перефразируя Тиммерманса, «Игра Престолов» — отличная метафора того, что мы называем современным обществом. Время, в котором мы живем, полно вызовов. Возможно, зима близко, но это своего рода возможность показать, насколько мы сильны, так, как это показывает дом Старков, члены которого задействуют свои сильнейшие стороны перед лицом опасности. Истории дают человеку возможность прочувствовать на себе эффект нарративной терапии. Эти истории позволяют не только убежать от реальности, но и трансформировать ее.

Похожие статьи:

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ «БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ»

ПАЛИТРА АРХЕТИПОВ ЮНГА В СОВРЕМЕННОМ КИНО

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ: ПРИКОСНОВЕНИЕ МИДАСА

Оригинальные статья: Tom van Laer, — Five reasons why Game of Thrones satisfies our needs (apart from all the sex and violence). The Conversation, July, 2017.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: сериал, психология в кино, Игра Престолов

Источник фото: querobacon.com, meownauts.com, screenrant.com

Подпишись на рассылку

email рассылки

19780cookie-checkИгра образов в «Игре Престолов». Исследование психологических причин популярности сериала

Доступно для скачивания: