Не нужно долго искать, чтобы найти свежие сообщения о смертельных авариях на дорогах. После громких инцидентов с большим количеством погибших, СМИ часто говорят о необходимости улучшения правопорядка и обучения водителей.
Социальная реклама может работать только в том случае, если люди считают, что призывы актуальны, и сами решают изменить свое поведение. Но психологические исследования показывают, что многие люди слишком уверены в своих водительских способностях и считают «нормальным» ездить безрассудно и нарушать правила дорожного движения.
С 2012 года число погибших и получивших серьезные травмы на дорогах Великобритании остается практически неизменным. Каждый день пять человек погибают и около 80 получают серьезные травмы. Представьте себе общественный резонанс, если бы количество убийств достигло этого уровня. Похоже, что в обществе существует определенный уровень принятия неизбежности смертности на дорогах, что отражается на отношении водителей к «приемлемому нарушению закона» за рулем.
Исследователи называют тенденцию людей к нормализации опасного вождения на уровне общества мотонормативностью. Это бессознательное предубеждение, когда люди благосклонно относятся к рискам, связанным с вождением, чем к другим видам деятельности. Исследование, проведенное в 2023 году в Великобритании, показало, что 61 % людей согласились с тем, что риск — это «естественная часть вождения», и только 31 % согласились с этим, когда слово «вождение» было заменено на слово «работа».
Такая нормализация риска за рулем влияет на отношение к нарушению правил дорожного движения. Статистика правительства Великобритании за 2022 год показывает, что 50 % водителей нарушают скоростной режим на дорогах со скоростью 30 миль в час. Ежегодный отчет о дорожном движении за 2023 год, подготовленный группой RAC, показал, что 25 % водителей признались в регулярном и незаконном использовании телефона за рулем.
Легко предположить, что это связано с тем, что многие не понимают опасности такого поведения. Но отчет также показал, что 95 % водителей согласны с тем, что, разговаривая по телефону за рулем, подвергают опасности жизни других.
Мотонормативность может объяснить, почему некоторые люди считают, что новые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на самом деле являются попыткой заработать на людях, а не обезопасить. Ограничение скорости по умолчанию в 20 миль в час, введенное в Уэльсе в 2023 году, вызвало широкий протест.
И это несмотря на то, что новое ограничение скорости повысило безопасность: количество зарегистрированных столкновений на этих дорогах сократилось на 17% с момента введения изменений. Введение законов о ремнях безопасности в 1983 году первоначально вызвало аналогичную негативную реакцию.
Подобные предубеждения также влияют на отношение и поведение водителей, включая тенденцию большинства водителей считать себя обладателями навыков вождения выше среднего. Эта завышенная самоуверенность не обязательно связана с ростом мастерства или опыта, поскольку даже начинающие водители демонстрируют это предубеждение из-за самовозвеличивания.
Большинство водителей также недооценивают свои шансы попасть в аварию из-за того, что считают свои навыки вождения первоклассными. И каждый раз, когда водитель нарушает закон без каких-либо видимых последствий, он подтверждает свое мнение о том, что его уровень мастерства выше среднего и что законы можно «безопасно» нарушать. Это известно как предубеждение подтверждения.
Эти предубеждения помогают объяснить, почему автомобилисты активно поддерживают законы о вождении, несмотря на то, что сами их нарушают. Они считают, что правила должны соблюдаться в отношении других, менее компетентных водителей. Плохой уровень вождения других автомобилистов и нарушение ими правил дорожного движения постоянно вызывают озабоченность у водителей Великобритании, а исследования показывают, что люди, которым не хватает самосознания в отношении своего вождения, как правило, хуже водят.
Сочетание этих предубеждений ставит нас в затруднительное положение. У нас неприемлемый уровень смертности на дорогах и вреда, вызванного чрезмерной скоростью, отвлечением внимания и ухудшением состояния здоровья из-за алкоголя и наркотиков. Но большинство водителей не считают, что их поведение является частью проблемы. Это усугубляется исследованиями, которые показывают, что водители, превышающие скорость или разговаривающие по телефону, часто не осознают, что их вождение становится хуже.
Как же изменить поведение водителя?
Традиционные подходы, направленные на изменение поведения, на самом деле могут только укрепить предубеждения водителей. Кампании по безопасности, в которых используются фотографии и видео с авариями других водителей, чтобы шокировать или вызвать эмоциональную реакцию, не имеют должного эффекта, поскольку многие водители просто не верят, что это может произойти именно с ними. Кампании, направленные на принуждение водителей к соблюдению закона (например, «друзья осудят тебя за превышение скорости»), не работают, когда нарушения правил дорожного движения воспринимаются как «не настоящее преступление», потому что «все так делают».
Такие заголовки, как «Человек убит грузовиком», отстраняют водителя от ответственности и поддерживают представление о том, что дорожные столкновения неизбежны. Аналогичным образом, использование слова «авария» для описания дорожно-транспортных происшествий предполагает, что они неизбежны. На самом деле основными причинами смертности на дорогах являются превышение скорости, вождение в нетрезвом виде или под воздействием наркотиков, использование телефона и не пристёгнутый ремень безопасности. А ведь всего этого можно избежать.
Для изменения поведения нам нужен баланс между образованием, политикой и принуждением.
Кампании могли бы напрямую бороться с предубеждением против самовозвеличивания, не нанося ущерба самолюбию водителя, рассказывая людям о том, что даже очень хорошие водители попадают в аварии.
В мае 2024 года член парламента от лейбористской партии Ким Лидбитер внесла в парламент законопроект о градуированном лицензировании, предусматривающий нулевой лимит алкоголя для начинающих водителей и контроль количества пассажиров, которых молодые водители могут перевозить в течение испытательного срока после сдачи экзамена. Подобные изменения в законах и политике, основанные на фактических данных и отвергающие мнение о неизбежности вреда на дорогах, могут значительно снизить смертность и травматизм.
Оригинальная статья: Gemma Briggs – Think you’re better at driving than most? How psychological biases are keeping our roads unsafe, September 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения : unsplash.com
Ключевые слова: психология, вождение, безопасность на дорогах, безопасное вождение, образование, предубеждения.
Спасибо за статью.Тема актуальна так как редко где можно встретить водителя,в том числе и опытного,который не имел опыта попадания в ДТП. Я сам хотя и за аккуратное вождение, но иногда на дорогах позволяю себе «лишнего», в том числе пользоватся телефоном, переписываться в Ватсапе. Я уже давно обратил внимание, что манера вождения водителя определяет его характер и внутренние психологические проблемы к примеру вечерние пробки определяют водителей с повышенной тревожностью которые беспричинно сигналят на лево и направо и так далее, то есть манера вождения это хороший тест на психическое состояние водителя.Поэтому самым эффективным для профилактики ДТП будет более эффективное психологическое тестирование при получении водительского удостоверения и злостных нарушителей, особенно которые часто попадают в ДТП, отправлять на принудительную психотерапию. И так я думаю и на дорогах будет спокойно и психологи без работы не останутся.
Из статьи узнал о таком термине как мононормативность – совокупность правил поведения общесоциального и правового характера. Хотя в статье говорится о поведении на дорогах Великобритании, оно мало чем отличается от поведения в нашей стране. А с наступлением ночи у некоторых водителей буквально «сносит крышу». Конечно, когда-нибудь такие лихачи найдут свой столб, но из-за них могут пострадать другие люди.
Я и сам до 30 лет вел себя за рулем гораздо развязней. Был более безрассудный и из-за этого позволял себе многое, чего сейчас не позволяю. С возрастом стал меньше обращать внимания на других неадекватных участников движения. Сам я конечно не идеален и бывает, что пользуюсь телефоном за рулем.
В личностном плане информация из статьи дает мне еще больше осознания важности культуры поведения на дорогах.
Благодарю за статью!
Был у меня период спустя 4 года вождения, что я лучше всех вожу. Так как. За рулем была в течение трех лет по 16 часов в сутки 7 дней в неделю.
И утром я спешила на работу, ехала по городу на одном участке 120 км/ час. Все просматривалось. Но какой-то парень решил поехать на красный и я успела притормозить до 60 км и мы сложились оба. Нам хотели вызывать труповозку, но все обошлось.
После этого случая я купила новую машину и вместе с уверенностью в моем профессионализме и навык вождения ухудшился. Я раньше никогда не царапала машину, не въезжала в заборы, никогда не уставала , зато сейчас я езжу тихо, могу въехать куда попало и устаю, если проехала более 600 км. Вот такая деградация пришла из-за моего предубеждения, что я не лучший водитель. Самопрограмиирвание работает и не работает одновременно.
Давно известно, что автомобиль- это самый опасный вид транспорта, если расчитывать количество смертей. Но и правда люди привыкли к неизбежности смертности на дорогах, тем самым нарушение правил становится нормой.
В профессиональном плане я познакомилась с благосклонностью к рискам на дорогах, с тем, что нарушение на дорогах не воспринимается, как преступление. то что снижение скорости на дорогах — это не попытка заработать, а попытка снизить аварийность и смертность. То, что большинство водителей не считают, что их поведение является частью проблемы и то, что законы придуманы для менее опытных водителей.
Благодарю за статью. Тема вождения и отношение к вождению других участников на дороге, для меня на данный момент очень актуальна. Так как сейчас приходиться больше ездить на машине, и знать с кем я могу встретиться в процессе этого, даёт возможность избежать неприятных ситуаций на дороге. Себя я считаю аккуратным и дисциплинированным водителем, так как считаю, что спешка ни к чему хорошему не приводит и мой девиз на дороге «лучше опоздать на встречу, чем успеть на тот свет», (так как там без очереди всех принимают). Я была пару раз участником ДТП, незначительных, и основными причинами это была спешка, сделав после этого выводы, теперь сажусь за руль в спокойном состоянии и не тороплюсь, берегу себя и других.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала о термине мононормативность — тенденция людей к нормализации опасного вождения.
Тема поведения водителей на дорогах очень актуальна. Я сама являюсь автомобилистом и почти каждый день наблюдаю на дорогах мононормативность.
Сама стараюсь соблюдать ПДД, хотя иногда могу нарушить скоростной режим, не заметив ограничивающий знак. За 11 лет водительского стажа я попадала в ДТП трижды, два раза не по своей вине. Но все равно считаю, что моя ответственность в том, что в меня въехали тоже есть. Как говорил мой инструктор по вождению, водитель должен читать дорогу за 300 метров. Когда я только осваивала навыки вождения, мне было не понятно, как это возможно. Но сейчас я знаю, что должна читать дорогу на 500 метров вокруг. Нужно быть очень внимательной и сосредоточенной. Потому что, если я не нарушаю правила, это не значит, что кто-то другой не нарушит. И вовремя заметить странное поведение на дороге неадеквата, поможет спасти не только свою жизнь. Лихачество на дорогах — это тотальная безответственность и желание что-то кому-то доказать, стать в своих собственных глазах круче. Это самоутверждение, только с риском для жизни и только собственной, но и жизни других людей.
Благодарю за статью. Я отметила, что большинство водителей чересчур самоуверены в своих водительских навыках, поэтому позволяют себе нарушать правила или ездить как придётся. В связи с этим растёт количество ДТП с неутешительным исходом.
Я познакомилась с понятием «мотонормативность» — это тенденция людей к нормализации опасного вождения. Иначе говоря, это предубеждение на уровне бессознательного тогда, когда люди спокойно относятся к рискам, связанным с вождением по сравнению с другими видами деятельности.
Я узнала, что мотонормативность способствует пренебрежению правилами дорожного движения. Так же я считаю, что безнаказанность водителей формирует их самоуверенность. Тогда, когда за нарушение, в том числе тяжелое, можно откупиться, мало кто будет переживать за свои поступки. Только жаль, что это может коснуться человеческой жизни.
Я считаю, что изменить это можно только жесткими санкциями и соблюдением закона по отношению ко всем людям, вне зависимости от статуса и чина.
Спасибо за статью.Мне очень понравилось из статьи фраза, что нарушение правил дорожного движения как бы не осуждается обществом, потому что все так делают. Я вижу в этом главную проблему.Дла меня было ново узнать из статьи узнвть статистику по Великобритании,что 61% людей считают, что вождение связано с риском для жизни.Еще интересный факт из статьи,что 95% людей, которые разговаривают по телефону за рулем, согласны с тем ,что подвергают опастности и себя и окружающих. Но, что интересно, эти люди продолжают это делать.Я и сама этим грешу, и вот что это? Может у всех психологический диагноз?Как-будто что -то есть важнее жизни.Вот этот момент из статьи заставили меня задуматься больше всего. Мы настолько живем в спешке, что нам кажется, если мы сейчас не ответим на смс,то вся жизнь остановится.
Также ,мне кажется, общее неуважение людей(водителей)друг к другу.
Я узнала новый термин мотонормативность- тенденция людей к опасному движению на уровне всего общества.От того, что даже термин появился того что опасное вождение становится нормой, легче не становится.Мои дети регулярно передвигаются сами по городу, в том числе на велосипедах, и для меня эта тема особенно актуально.Я применю ее и личном и в профессиональном плане. Но и сама я борюсь как со своим рисковым вождением, так и других.Вчера пришлось вызвать полицию и разбираться с подростками которые носились рядом с детской площадкой на мотоциклах на огромной скорости. Пришлось ни только вызвать полицию, но и сделать достоянием общественности.
Спасибо за публикацию. Я ознакомилась с предубеждениями водителей, которые чересчур уверены в своих способностях по управлению автомобилем и в безнаказанности нарушений ими правил ПДД.
Статистика, касающаяся смертности и травматичности на дорогах Великобритании, поражает. У меня, кстати, сложился стереотип, возможно ошибочный, о том, что в Европе менее серьёзно относятся как у уровню обучения будущих водителей, так и к контролю соблюдения ими правил. Сравнение летальных последствий ДТП с убийством не считаю корректным, так как в первом случае это почти всегда непреднамеренное действие. Водитель, страдающий из-за нанесения кому-то вреда, глубоко раскаивающийся, вызывает у большинства людей (не говорю о родственниках пострадавшего) эмоции, отличные от эмоций по отношению к убийце, даже если он также сожалеет о содеянном. Я думаю, это происходит потому, что другие люди, особенно водители, неосознанно идентифицируют себя с водителем, попавшим в аварию. Мысли «не повезло», «на его месте мог оказаться я» появляются в голове, пусть где-то очень глубоко. То есть, предубеждение о том, что со мной такого никогда не случится, возникает скорее из-за страха за своё благополучие.
Интересно было узнать термин «мотонормативность», обозначающий нормализацию отношения общества к опасному вождению.
Также меня заинтересовало предупреждение подтверждения «я лучший», когда за нарушением не последовало наказание. Получается то, что не только водитель виновен в формировании описанных предубеждений, но и соответственные государственные органы.
Введение более жёстких норм, проверок водителей, информирование нарушителей с конкретными случаями ДТП, вызывающими эмоциональный отклик, мероприятия для развенчания опасных иллюзий помогут установить порядок на дорогах и снизят количество пострадавших.
Интересна также идея градуированного лицензирования. В нашей стране, насколько мне известно, вообще не существует понятия испытательного срока после получения водительского удостоверения и начинающие водители сразу же приравниваются к опытным. А это не совсем правильно, и как раз приводит к росту уровня самонадеянности начинающих водителей.
В профессиональном плане я увидела значимость психологический работы с предупреждениями водителей посредством задавания конкретных прямых вопросов. Восстановление адекватного отношения водителя к другим участникам дорожного движения, к требованиям закона, изменение его поведения на дорогах поможет изменить ситуацию к лучшему, снизив количество правонарушений.
Для меня эта статья об излишней самоуверенности водителей автомобилей, возникает она тогда когда человек смирился с тем, риск при вождении машины это нормально. Аварии на дорогах происходят постоянно и когда я еду на работу и вижу столкнувшиеся машины, водители которых если не получили травмы, то ждут аварийных комиссаров или сотрудников ГАИ и все это настолько стало частью нашей жизни и стало обыденностью, что не вызывает ощущения тревоги. На самом деле беспокоиться есть о чем, поскольку излишне самоуверенные люди на дороге не обращают внимание например на социальную рекламу, размещенную вдоль дорог на рекламных баннерах, такой человек думает, что его это не касается ведь он же хорошо водит, с ним ничего не случится. Когда человек нарушает правила дорожного движения он думает что держит все под контролем, а на самом деле он представляет опасность для окружающих.
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что количество ДТП увеличивается с каждым днем. Эта тема сейчас актуальна, т.к. многие водители имеют покупные права и есть те, кто просто принципиально не внимателен на дороге. Меня впечатлило, что большинство водителей также недооценивают свои шансы попасть в аварию из-за того, что считают свои навыки вождения первоклассными. Такая уверенность не означает, безопасность для других людей и тем более водителей. В статье я узнала о таком понятии как мотонормативность — это бессознательное когнитивное смещение, при котором делается предположение, что владение и использование автомобиля является ничем не примечательной социальной нормой. В профессиональном плане, излишняя самоуверенность приводит к таким результатам. У таких людей отсутствует навык подстраховки жизни, важности жизни. Возможно, в школах, где обучают на права стоит проводить тренинги на данную тему, агитировать социальными роликами. Так как получить права – это минимум, далее этого человека выпускают в жизнь без инструктора. В личном плане, я боюсь садиться за руль, меня со школы родители уговаривали учиться на права. Я понимаю, что это мобильно и иногда из-за этого задумываюсь, что нужно сдать и практиковаться, но пока я не готова к этому морально. Я не хочу чувствовать дискомфорт. Данная статья натолкнула меня на идею, что подобные темы наводят на меня панику, так как аварий становится больше и иногда адекватные водители страдают от неадекватных.
Спасибо за статью! Узнала новый термин мотонормативность, интересно было почитать и узнать что этот термин относится именно к вождению автомобилей и предвзятости в этой сфере. Удивила статистика смертности на дорогах, так как всегда думала, что такие случается крайне редко. Я сама не вожу автомобиль, но в будущем планирую, и как раз из-за аварий и самоуверенных невежд на дороге у меня есть страх, что водить машину я не смогу. Я думаю, что бы обезопасить движение на дорогах, должны работать психологи при получении человеком прав, что бы выявить как раз вот эти предубеждения на ранних стадиях и проработать данный вопрос с человеком. Прочитав статью буду еще болле ответвенно относится к вождению и правилам, потому что статистика ошеломляет.
Спасибо за статью. Нового я узнала, что с 2012 года в Великобритании число погибших и получивших серьезные травмы на дорогах Великобритании остается практически неизменным. Думала безрассудное поведение на дорогах это российский менталитет. Какой же русский не любит быстрой езды? Я такое поведение наблюдаю на дорогах Москвы по новостям. Я раньше любила погонять наперегонки. Сейчас успокоилась, наконец то дозрела кора головного мозга. Я из тех водителей, кто самоуверен на дороге, я это отследила у себя и теперь я каждый день напоминаю себе, что быть внимательной на дороге и соблюдать ПДД нужно каждый день, независимо от того считаю ли я себя отличным водителем. Меня впечатлило, что для многих людей смерть на дороге — это неизбежность. Я когда выезжаю куда нибудь, то я сразу планирую, представляю как я возвращаюсь, рисую себе картинку, паркую машину, выхожу и я жива и здорова. Я познакомилась с понятием мотонормативность — это бессознательное предубеждение, когда люди благосклонно относятся к рискам, связанным с вождением, чем к другим видам деятельности. Сама очень часто наблюдала, что большинство водителей не считают, что их поведение является частью проблемы. Странное поведение на дороге, заглядываю — водитель разговаривает по телефону или с пассажиром. В профессиональном и личностном плане эта информация напоминает про безопасное вождение.
Спасибо за статью, которая мне раскрыла феномен «мотонормативности» — бессознательного предубеждения, которое нормализует опасное вождение в обществе. Я узнала, что люди склонны считать риск частью вождения, что приводит к некритичному отношению к нарушению правил дорожного движения. Меня впечатлили цифры: 61% людей считают риск естественной частью вождения, а 50% нарушают скоростной режим. Это показывает, что проблема не только в недостатке знаний, но и в глубоко укоренившемся общественном предубеждении. Статья познакомила меня с несколькими психологическими феноменами: Мотонормативность: нормализация риска, связанного с вождением, как неотъемлемой части этого вида деятельности. Предубеждение подтверждения: тенденция искать информацию, подтверждающую существующие убеждения, игнорируя противоречащие ей факты. Самовозвеличивание: тенденция переоценивать свои способности и недооценивать риски. Эта информация полезна для понимания и преодоления предвзятости в области безопасности. В профессиональной сфере, например, при работе с детьми, подростками или при проведении профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. В личностном плане она помогает осознавать свои собственные предубеждения и принимать более ответственное решение за рулем. Статья заставила меня задуматься о том, как можно эффективно бороться с мотонормативностью. Необходимо менять общественное мнение, используя не только страшилки, но и позитивные примеры безопасного вождения. Важно акцентировать внимание на том, что правила дорожного движения существуют не для того, чтобы ограничивать свободу, а для того, чтобы обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.
Спасибо за статью.
В статье совершаемая авария с погибшим сравнивается с убийством, и я думаю, что это правильно. Исследование показало, что 61% считают риск за рулём «естественной частью вождения». Лично знаю людей, которые гордятся количеством штрафов за превышение скорости. Такие товарищи недооценивают свои шансы попасть в аварию, а свои навыки вождения считают первоклассными, при этом поддерживают закон о вождении, но в отношении менее компетентных водителей. Хотя исследования показывают, что люди, которым не хватает самосознания, как правило хуже водят.
В личном плане я не совсем добросовестный водитель, т.к. на моем счету есть штрафы за превышение скорости, да и разговоры по телефону за рулём имеют место быть. На меня оказывают влияние плакаты вдоль дорог с надписью «снизь скорость, дома тебя ждут»; ещё на радиостанциях периодически слышу напоминания «пристегнуть ремень безопасности», «использовать автокресла для детей» и т.д. Я считаю, кроме штрафов такие виды предупреждения тоже необходимы.
Из статьи узнала о феномене «мотонормативности» .Это явление проявляется в том, что некоторые водители склонны считать нарушение правил на дорогах чем-то «нормальным» и «естественным» для вождения. Исследования показывают, что многие люди оценивают риск за рулем иначе, чем при выполнении других задач, и в результате опасное вождение не вызывает у них такого осуждения, как аналогичное поведение в других сферах. Этот же феномен вызывает сопротивление правилам безопасности, таким как ,к примеру,ограничение скорости на определённых участках. Люди под влиянием мотонормативности видят в этих мерах не заботу о безопасности, а попытку государства контролировать и «зарабатывать» на них, что подрывает доверие к общественным инициативам и снижает эффективность социальной рекламы,которая пытается донести,что поведение таких водителей оказывает влияние на общую безопасность, и что, управляя транспортным средством, они несут ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. Считаю,что только через повышение личной осознанности можно изменить менталитет вождения и повысить ответственность на дорогах, что, в свою очередь, станет основой для снижения аварийности.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, что многие люди думаю, что водят машину лучше других, и что правила дорожного движения можно не соблюдать. Я думаю, что аварии – это несчастное стечение обстоятельств, по крайне мере для одной из сторон, так как можно спокойно, правильно ехать, а другая машина врежется. Меня впечатлило, что так сложно, воздействовать на людей, чтобы они не нарушали правила. Я думаю, что достаточно повесить везде камеры и включить их. Тогда не будут пересекать сплошные и превышать скорость. Меня заинтересовало то, что достаточно много людей погибают в авариях, но мне кажется, что пешеходах на дорогах погибает больше. Я когда езжу за рулем, смотрю, как люди переходят дорогу и начинаю думать, что они бессмертные. Я бы хотела чтобы повесили камеры на пешеходов: не посмотрел по сторонам – штраф. В профессиональном плане я отразила, что страдают самоуверенные люди. Также как и тонут чаще те, кто хорошо плавает. В личном плане эта статья напомнила, как я раньше участвовала в гонках, гоняла по городу и вечно спешила, не думая о последствиях. И я очень благодарна мужу, что он научил меня выходить из дома заранее и никуда не спешить. Теперь я главная черепаха в городе.
В статье автор поднимает вопрос о безопасности на дорогах. Когда я прочитала статью, я с удивлением и ужасом поняла, что автор прав в том, что смертность на дорогах принимается нами как неизбежность, хотя чаще всего причиной ДТП является банальное пренебрежение законом (нарушение скоростного режима, вождение в не трезвом виде, разговор по телефону во время вождения). Причина подобного поведения водителей психологическая и называется она самонадеянность. Оказывается толерантность общества к рискам связанным с вождением имеет своё название — мотонормативность. Статья, в очередной раз, убедила меня в том, что если я хочу изменить что-то к лучшему, нужно начинать изменения с себя, и, возможно, опираясь на мой личный пример, мой ребёнок будет вести себя разумно и безопасно для себя и окружающих уже автоматически.
В данной статье изучил то, что основными причинами смертности на дорогах являются превышение скорости, вождение в нетрезвом виде или под воздействием наркотиков, использование телефона и не пристёгнутый ремень безопасности. А ведь всего этого можно избежать. Удивляет, что все ограничения, которые делает государство является как уговор водителей ездить адекватно за рулём, такое попустительстве отношение. А вдруг люди обидятся и у них будут возражения? И происходит сглаживание углов. Хотя необходимо ставить жёсткие условия, вплоть до лишения водительских прав. А правила не ужесточают, потому что сами нарушают и много себе позволяют чиновники. Рыба гниёт с головы, поэтому смысла нет в борьбе, всё равно их величество будут нарушать правила дорожного движения.
В статье рассказывается о отношение людей к себе и окружающим во время вождения автомобиля и как оно сказывается на безопасности участников дорожного движения.
Статья заставила задуматься о том почему, люди часто, так меняются садясь за руль. Я видел много примеров, когда «адекватный» в обыденной жизни человек, за рулём меняется до неузнаваемости, становится агрессивным и непредсказуемым. Мне кажется , что дорогу можно рассматривать как особую социальную среду, со своими законами и порядками и пытаясь влиять на нее, лучше учитывать эти закономерности. Эта среда проявляет психологические сложности человека, его ограничения и комплексы и опасность состоит в том, что водитель может начать компенсировать свои трудности через поведение за рулём. Наиболее эффективно оградить от этого может негативный опыт, приобретаемый через большие моральные и материальные потери. Такой опыт «опускает с небес на землю» и меняет отношение к ПДД и другим участникам дорожного движения, ведь в следующий раз может и «не повезти». Плохо, что это понимание со временем притупляется, а к кому то не приходит вовсе.
Прочитала статью о нормализации нарушений правил дорожного движения, которая поддерживает смертность на дорогах на высоком уровне. Узнала о проблеме влияния на общество для призыва к менее рискованному вождению, тогда как вождение закрепилось в ассоциации с риском, а большинство водителей полагает, что все эти «страшилки» про аварии и трагедии для тех, кто водит хуже них, но с ними «такого уж точно не случится». При этом осмелевшие водители, которые всякий раз нарушают правила безопасного вождения, тем самым подтверждают себе, что их уровень мастерства на их стороне в вопросе безопасности. В профессиональном плане меня впечатлил «трюк» с заменой слова «вождение» и «работа» при рассмотрении рисков. Когда клиент принимает что-то ненормальное за норму можно легкой заменой слов продемонстрировать заблуждение. В личном плане я заметила, что действительно, стоит мне несколько раз «схитрить» на дороге, как у меня появляется уверенность, что я могу больше и навыки мои выше, чем я их реализую. Но помня обсуждаемую на обучении данную иллюзию, я сознательно торможу рост «веры в себя», т.к. знаю, что на дороге ни к чему хорошему это не приведет.
Благодаря прочтению статьи узнала о новом для меня понятии- мотонормативность. Меня удивило,что мотонормативность- это тенденция людей к нормализации опасного вождения на уровне общества. Также, это бессознательное предубеждение людей, которые благосклонно относятся к рискам, связанным с вождением, чем к другим видам деятельности,так как чаще всего они занимаются самовозвеличиванием себя, как водителя. В личном плане я с этим столкнулась на собственном опыте, где- то после
десяти лет водительского стажа, начала считать себя безупречным водителем, иногда даже могла нарушать скоростной режим и правила дорожного движения. После того, как я попала в две автомобильные аварии, с разницей во времени где- то один месяц, мой пыл подутих, и я стала гораздо спокойнее ездить за рулем. В профессиональном плане считаю, что по манере езды человека можно многое сказать о его психологическом характере. Также считаю, что необходимо более тщательно проверять автолюбителей на состояние их психологического здоровья.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с предубеждением: «Что лучше других умею водить. Меня впечатлил тот факт, что ежедневно 5 человек в Великобритании погибают. В результате прочтения я познакомилась таким понятием как мотонормативность. Это тенденция людей к нормализации опасного вождения на уровне общества. Это бессознательное предубеждение, когда люди благосклонно относятся к рискам, связанным с вождением, чем к другим видам деятельности. Профессиональном плане прочтение статьи дает мне понимание того, что меры направленные на обеспечение безопасности, вызывают сопротивление у людей. И определяются как попытка заработать, а не обезопасить. В личном плане я вспомнила свою реакцию на камеру перед пешеходным переходом. Несколько недель я злилась потому, что мне нужно снижать скорость перед камерой. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею создания социальных проектов направленных на демонстрацию страшных последствий аварий автомобильных при несоблюдении скоростного режима и правил.
Спасибо за интересную статью! Большинство несчастных случаев на дороге бывает из-за лишней самоуверенности за рулем.Интересно, что при опросе в 2023 году в Великобритании, 61 % людей согласились с тем, что риск — это «естественная часть вождения», и только 31 % согласились с этим, когда слово «вождение» было заменено на слово «работа». Считаю, что если бы все относились к вождению как к работе, значительно сократилось бы количество аварий. Так же при опросе 95% водителей понимают огромные риски пользования телефоном за рулем, тем не менее, продолжают отвлекаться на него.
Большинство аварий случается , когда человек думает, что он уже достаточно опытный и его стиль вождения становится более агрессивный. Помню свой случай, что первая авария произошла где-то через год , тогда я подумала, что у меня уже большой опыт. Сейчас, имея опыт более 11 лет, вспоминаю это и становится смешно, так как чем больше находишься за рулем, тем больше осознаешь насколько порой бывают факты, не зависящий от тебя. Поэтому нужно, не взирая на опыт быть предельно внимательным за рулем и не отвлекаться.
Данная статья рассказывает о таком водительском предубеждении как возвеличивание своих навыков езды на авто. Хотя для меня это больше о осознанном вреде самому себе и другим. Может это одно и то же.
Интересной стала та часть текста, в которой правила нужны для новичков, а опытным не нужны. Только вот мастера спорта по плаванию и тонут чаще, а новички окуратны в действиях.
Новыми для меня стали термины «приемлемое нарушение закона» за рулём и мотонормативность.
В личном плане вспомнил как в аварию попали мои родители. Их машина улетела в кювет и не единожды перекрутилась через крышу. » Семёрка» вылетела в автобус Ситроен родителей. Все живы конечно. Только беда как раз в том , что отец водит с 16ти лет. Огромный стаж..как раз и виноват.
В профессиональном плане удалось увидеть механизм в котором человек «в притык» не видит своих или чужих действий ведущих к негативным последствиям, из за «синдрома профессионала».
Спасибо за статью. Благодаря данному материалу, я узнал психологию водителя немого под иным ракурсом. Во первых интересно, что большинство людей так или иначе оценивают свои навыки вождения как минимум выше среднего уровня. В связи с этим, воспринимают правила дорожного движения как ограничения для не опытных, тогда как им можно этими правилами пренебречь. Т.е, у водителя возникает ощущения своего превосходства, а значит его надо продемонстрировать, показав свои навыки. Не удивительно, что помимо банальной невнимательности в статистику причин ДДП встраиваются и подобные причины. Так же, машина — это элемент статуса. Поэтому находясь за рулем, хочется показать в том числе и себя, на что она способна. Ведь я за неё столько заплатил… Всем разойтись!
Статья обсуждает проблему смертельных аварий на дорогах, подчеркивая, что после крупных инцидентов СМИ призывают к улучшению правопорядка и обучению водителей. Однако социальная реклама эффективна только тогда, когда люди считают ее актуальной и готовы изменить свое поведение. Психологические исследования показывают, что многие водители переоценивают свои навыки и считают безрассудное вождение нормой. С 2012 года количество погибших и серьезно травмированных на дорогах Великобритании остается стабильным, что вызывает вопросы о восприятии смертности на дорогах и уровне принятия нарушений правил дорожного движения в обществе.
Как правильно замечено в статье, если авария, то это обыденно, от этого никуда не деться. Речь в первую очередь конечно идет о мелких дтп. Но как важно быть вовлеченным в процесс вождения автомобилем на дороге. Когда я сажусь по большей части в машину за руль, после прочтения статьи, я четко осознала, что в большинстве случаев я бываю не готова к поездке в первые 5-10 минут, я занята другими мыслями. Конечно, писящий сигнал обязывает меня пристегнуть ремень, телефон автоматически подключается в автомобилю и камеры предупреждающие о скорости (особенно если получил штраф), держат под контролем твою скорость. Но мои мысли и настрой совершенно не подходят для качественного управления автомобилем, т.е. хотя бы 5 минут, мне надо просто провести в машине, чтобы двигаться дальше. Спасибо, в очередной раз я убедилась, что это жизненно необходимо. И если каждый хоть немного задумается об этом , то и аварий станет значительно меньше с летальным исходом
прочитав статью, я удивилась тезису, что люди имеют определенный уровень принятия неизбежности смерти в результате ДТП. Так же я познакомилась с понятием мотонормативности, которое означает социальную нормализацию опасного вождения. Это результат работы психического механизма, связанного излишним уровнем самоуверенности и отсутствием реалистичного представления о риска, связанных с вождением автомобиля. Зачастую излишняя самоуверенность водителей обусловливается наличием большого стажа, однако это вовсе не гарантия безопасности в критической ситуации, что может возникнуть на дороге в любой момент. В личностном плане статья оказалась для меня полезной, несмотря на то, что я не управляю автомобилем, в том смысле, что не стоит полагаться на опыт водителя, но все-равно всегда и везде пристегивать ремень безопасности. В профессиональном плане интересным и полезным оказался тот факт, что пугалки и страшилки, а так же банальные аварийные предупреждения не эффективны в качестве привентивных мер.
Статья открыла для меня новый термин — «мотонормативность». Это действительно отражает то, как многие люди воспринимают риски за рулем как нечто естественное и приемлемое. Эта тенденция питается несколькими механизмами: нормализацией риска, самовозвеличиванием и отсутствием сильного социального осуждения.
Как человеку, который не водит, меня беспокоит не только статистика смертности на дорогах, но и то, как многие водители нарушают правила, например, говорят по телефону за рулем. Мне кажется, что такое поведение не только опасно, но и отражает нежелание признать риски, которые создает вождение.
С профессиональной точки зрения, я считаю,что надо больше проводить профилактических работ на тему: «безопасности на дорогах»с водителями, чтобы сделать дороги более безопасными.
В результате прочтения статьи я узнал о влияние самонадеянности водителей влияет на количество аварий на дорогах. Так, в обществе существует проблема того, что большинство водителей считают, что их навыки вождения лучше остальных, что иногда расслабляет их и вместе с тем позволяет совершать правонарушения на дороге, так как часто они кажутся незначительными: например, превышение скорости, непристегнутый ремень безопасности, нахождение в телефоне. Описанные правонарушения как раз и приводят к большинству дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем тяжело поменять психологию водителей, так как первоначально данные нарушения кажутся незначительными, мелкими и в большинстве случаев они действительно не приводят к авариям.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала что, феномен «мотонормативности» действительно представляет собой важную проблему, отражающую отношения водителей к правилам дорожного движения. Что этот эффект может быть вызван множеством факторов, включая общественные установки, привычки и культурные нормы. Люди часто воспринимают нарушения как «челлендж» или норму, что ведет к недооценке рисков и потенциальных последствий. Образовательные программы, направленные на изменение отношения к вождению и укрепление понимания ответственности за свои действия, могут помочь изменить менталитет. Это может включать в себя не только информацию о правилах и безопасности, но и эмоциональные аспекты, такие как эмпатия к другим участникам дорожного движения.
Я считаю что,комплексный подход, включающий просвещение, изменение реальных условий дорожного движения и активное участие общественности, может значительно повлиять на снижение аварийности и формирование более ответственного отношения к вождению
Из материалов статьи я узнала о понятии мотонормативности. Оно означает, что риск является естественной частью вождения автомобиля. Статья приводит статистику нарушений в процентах, думаю, что в России показатели выше. Я разделяю мнение, что ограничение скорости и прочие меры безопасности отчасти являются не просто попыткой, а законным способом заработать на людях. Возникает вопрос — зачем производить для населения мощные автомобили с максимальной скоростью 200, 400 км/м и выше (у электрокаров), если разрешенная скорость по городу 40-60 км/ч, по трассе 110-130? Ведь можно запретить научно-технический прогресс, пересадить людей на кареты с лошадьми и решить вопрос безопасности кардинально. А так двойные стандарты получаются.
Я за культурное безопасное вождение с соблюдением ПДД. Мой стаж вождения более 20 лет, давно езжу достаточно аккуратно (гоняла резко до 30 лет), но скоростной режим часто нарушаю и сейчас. Было несколько ситуаций, когда нарушение пдд позволило мне избежать дтп, поэтому для меня все не так однозначно.
Недавно меня поверг в шок рассказ знакомых о том, что родители дали взятку, чтобы «купить права» лишенному за пьянство за рулем сорокалетнему сыну. Причем он ездил пьяным за рулем неоднократно, и они об этом знали, было ДТП с его участием… Но кто-то же за деньги восстановил ему права…
Прочитав статью, я посмотрела статистику по маркам автомобилей, попадающих в дтп. На первом месте отечественные Лады и Жигули, а совсем не дорогие авто, раздражающие и вызывающие зависть многих. Часто сталкиваюсь с тем, что подрезают, показывают свое «мастерство» вождения именно водители этих марок. Правило трех д работает…
Я вижу решение в балансе личной ответственности водителя, контроле со стороны государства за обучением и выдачей водительских удостоверений без взяток, жесткие меры по лишению прав за вождение в нетрезвом виде, и воспитание культуры передвижения на дорогах с юных лет.
Благодарю за статью. В ней я узнала новое для себя понятие «мотонормативность», то есть тогда, когда люди начинают спокойно воспринимать нарушения правил ПДД, нормализовать его.
Также удивительным фактом стал такой механизм как возвеличивание себя с момента получения водительских прав. По статистике многие люди, получившие права, начинают думать, что они водят лучше, чем остальные, и что с ними никаких неприятностей на дорогах не случится. Эта самоуверенность становится разрешающим фактором к «незначительным» нарушениями правил.
Мне кажется, что на это также влияет некая безнаказанность, когда водитель «пролетает» со штрафом и не несёт ответственности за правонарушение.
Для себя отметила, что на дорогах надо быть осторожнее в какой бы роли я на ней не находилась. А в профессиональном плане интересен вот этот механизм возвеличивания себя и самоуверенности водителей, так как мне кажется, что это действует не только у водителей.
После прочтения данной статьи я узнал в чем же причина почему на дорогах происходит огромное количество аварий и многие из них со смертельным исходом. Оказывается все лежит на поверхности — это нарушение правил дорожного движение , а именно не пристегнутый ремень безопасности , превышение скорости, езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Меня удивило, что в 2024 году в Европе был введен законопроект который регулирует кого могут перевозить молодые водители и количество алкоголя у них в крови. Познакомился с таким понятием как нормализация опасного вождения — это предубеждение когда люди осознано относятся к риску.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание, что всегда будут люди, которые нарушая правила дают себе разрешение так поступать и с этим бороться в принципе не возможно.Главной идеей данной статьи считаю возможность увидеть причины из за которых появляются новые правила в отношении дорожного движение и к чему в результате приводит их нарушение.
Спасибо за статью. Я узнала новое понятие «Мотонормативность». Вспомнилась история приятеля который делился тем, что стал замечать за собой нехорошие вещи: резко ведет себя на дороге, подрезает, обгоняет, нарушает правила и вообще наглеет…а еще и года за рулем не было.Через 3 месяца произошла первая авария по его вине- не успел выкрутить руль при повороте…ремонт и тд…боялся даже садиться за руль после этого. Потом снова обвыкся…почувствовал себя крутым водителем, и буквально месяц назад при повороте со встречной во двор не разминулся с 14, повреждения минимальны, даже гаи не вызывали, так как обоюдка.
Вывод: Даже большой стаж за рулем не дает права подставлять других участников дорожного движения. Отметила для себя в профессиональном плане, как работает механизм «излишней самоуверенности»
Впервые слышу термин мотонормативность, очень интересно. Я сама не вожу машину, не училась и нет прав. Но я конечно же сталкивалась и видела ситуации, когда водитель отвлекается от дороги или не пристёгивает ремень. Были даже случаи, что таксист приезжал пьяный и я не сразу это понимала. А когда начинали ехать уже сложно попросить остановить. Бывали случаи, что человек начинает вести себя неадекватно, кричать и угрожать. То есть даже очевидное обращение внимания на нарушение вызывает негодование и возмущение. Возможно водителя задевают сомнения в его навыках. Я считаю, что люди очень легкомысленно относятся к вопросу вождения. Водить машину воспринимается как что-то само собой разумеющееся, но это далеко не так. И исследования в статье доказывают завышенную лояльность и снижение планки в осторожности в этом вопросе. Я согласна с тем, что нужны дополнительные меры, проверки и ограничения. Но в первую очередь создание культуры вождения, для адекватного восприятия своей роли, как водителя.
Статья, актуальная и полезна как для водителей, пешеходов и людей кто только собирается стать водителем. Так как эта тема в первую очередь про безопасность. Для меня лично вождение всегда связано со стрессом, страхом и тревогой. каждый раз когда мне предстоит куда то ехать, я изучаю маршрут узнаю где можно припарковаться и так далее. Я считаю, что дорога в любом случае несет опасность, так сказать «не ты так тебя». В профессиональном плане задумалась о том, что стиль вождения может многое сказать о человеке особенно о его психологическом здоровье (на дороге сразу видно «неадекватных»). интересно получается, что большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». На самом действительно я не встречала еще человека, особенно мужчину, что бы он сказал, что он водит автомобиль «не очень», наверное это так же как признаться, что и вспотела я как «Бревно». Думаю, вся психология движения не должна сводится лишь к самим водителям. Во многом ответственность лежит на властях, формирующих среду автомобилиста. Грамотные законы, контроль и создание комфортного передвижения по дорогам тоже играют значительную роль.
Спасибо, за статью!
Посмотрела статистику какие нарушениях правил дорожного движения приводят к смерти.
Первую строчку занимает — столкновения автомобилей (неправильный проезд перекрестка, нарушение скоростного режима и т.д.). По статистике больше всего пострадавших при столкновении автомобилей — почти 60 тыс человек.
Вторую строчку занимает наезд на пешеходов — пости 35 тыс человек. Разница в два раза может говорить о том, что при столкновении двух автомобилей пострадало 2 человека. Оба эти пункта связаны с нарушениями правил дорожного движения. Часть аварий происходит по причине неправильно организованного движение на дороге(отсутствие знака, не освещенные пешеходные переходы и т.д.). Но львиная доля все равно приходится на нарушения правил. Получается, статистика подтверждает утверждение статьи, что большая часть аварий происходит из-за нарушения ПДД и самоуверенности водителей и дозволенности нарушать правила.
Интересно, что в Европе лидирующую позицию по количеству смертей на дороге на 1 млн численности населения занимает Россия. А, если рассмотреть мир, то первое место занимает Африка. Меньше все в Скандинавских странах, в Канаде и Австралии.
Статья поднимает очень важные и актуальные вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения и поведения водителей. Через некоторое время после того, как я начала водить машину, мне стало казаться, что я уже научилась хорошо водить. Как будто бы появилась уверенность. Но это было временное явление. Я думаю, что будущих водителей на курсах стоило бы предупреждать, что навык вождения приобретается по графику синусоиды и не стоит обольщаться раньше времени и гонять по дорогам.
Мой папа работал таксистом и говорил, что по манере вождения видно, когда у человека с нервами не в порядке. Теперь и я часто верно определяю, когда водитель нервничает, отвлекается на телефон, какой маневр сейчас будет совершен. И, думая за себя и за того парня, стараюсь избежать возможного столкновения.
Очень актуальная тема, каждый раз открывая новостную ленту читаю о произошедших авариях на дорогах. Я как мать, очень тревожусь, видя как лихачат водители, не соблюдая скоростной режим и едут на огромной скорости в спальном районе. В этой статье я ознакомилась с понятием мотонормативность. Меня впечатлил огромный процент людей, согласно исследованию, которые считают риск-естественной частью вождения.Искренне, никогда не понимала людей, позволяющих себе садится за руль в нетрезвом и/или наркотическом состоянии за руль, и рисковать не только своей жизнью, но и жизнями других людей. В личном плане, я не поборола свой страх вождения, хотя сама сдала на права,но они успешно закончились у меня два года назад, и я ни разу ими не воспользовалась. Как пассажир, для меня важно как человек водит машину, и могу ли я себя чувствовать с ним в безопасности. Например, я не люблю ездить с папой, когда он за рулём, он постоянно ругает других водителей и его манера езды очень резкая. В профессиональном плане я отразила, что темперамент человека напрямую взаимосвязан с его поведением за рулём.
Из статьи я почерпнул для себя новый термин — мотонормативность. То есть оправдание опасного поведения за рулем, по сравнению с другими его видами. Из своего опыта и предыдущих статей также могу добавить, что поведение в общем существенно меняется, тогда когда человек находится за рулем. Влияет и стрессовая нагрузка, вызванная большим потоком информации о дорожной обстановке, и ощущение ложной безопасности внутри автомобиля. У меня был опыт попадания в ДТП. После этого, я стал значительно осторожнее. Только готовность к наихудшему развитию событий имеет место в вождении. Также я больше узнал о природе мотонормативностию. Пожалуй, можно сравнить опасное вождение с употреблением алкоголя. Вроде бы плохо, и в то же время, кто может всерьез осудить за это? Я увидел, что важна и общественная и законодательная нетерпимость к опасному вождению.
Спасибо за статью о том, как важно уметь водить. Она реально заставляет задуматься о том, что в жизни не всегда все так просто, как кажется.
Во-первых, автор классно поднимает тему того, что многие думают, будто умеют делать что-то лучше других. Это так по-нашему — кто из нас не сталкивался с друзьями, которые уверены, что они мастера во всем? Особенно когда дело касается вождения: Но на самом деле, умение водить — это не только про то, чтобы знать правила. Тут еще и ответственность, и умение справляться с разными ситуациями на дороге.
Во-вторых, статья напоминает о том, что учиться никогда не поздно. Даже если ты уже за рулем, всегда есть чему поучиться. Это как в школе: ты можешь думать, что знаешь все про математику, а потом приходит учитель и показывает тебе новые фишки. Так и здесь — всегда можно стать лучше.
У меня еще не было опыта вождения, но статья напомнила о важном.
Спасибо за статью. Прочитав ее я познакомилась с исследованием проведенным в 2023 году в Великобритании. Я ознакомилась с предубеждениями водителей, которые чересчур уверены в своих способностях по управлению автомобилем и в безнаказанности нарушений ими правил дорожного движения. Я узнала о таком понятии как мотонормативность — это бессознательное когнитивное смещение, при котором делается предположение, что владение и использование автомобиля является ничем не примечательной социальной нормой. Мне эта тема очень знакома, так как я являюсь водителем со стажем. И полностью понимаю все о чем говориться в этой статье. Я считаю себя аккуратным водителем. Стараюсь не нарушать правила ПДД. При вождении автомобиля я учитываю всю ситуацию на дороге и стараюсь не создавать проблем и неудобств другим участникам дорожного движения( вовремя показываю подворотники, не выезжаю на мигающий желтый, не паркуюсь там где «захочу»). Но к сожалению в мое городе адекватных водителей ровно половина. Остальные же либо не знают правил, либо пожизненно самоуверенные эгоисты поэтому вытворяют на дорогах все что хотят. Я рада что наше государство переодически пересматривает штрафную систему, устанавливает больше камер, лежачих полицейских и т.д.
Эта статья напомнила мне об одном исследовании, в котором говорилось, что водителям кажется, якобы другая полоса движется быстрее, и они начинают перестраиваться, и из-за этого движения всех полос замедляется, т.к. многие водители разом совершают перестройку из одной полосы в другую. Получается, что мы хотим ускориться, но лишь замедляем общий ход движения. То же самое с водителями-гонщиками: они считают, что ускоряют движение, но из-за их резких манёвров, другим приходится замедляться и быть осторожнее.
Данные из статьи показывают, какой большой % участников вождения применяет опасную езду, что связано с самоуверенность и самовозвеличиванием.
Я сама не вожу автомобиль, но мысль о том, что водители считают себя первоклассными и по этой причине не соблюдают ПДД, заставляет задуматься. Ведь если столько хороших водителей, откуда берутся аварии?