Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Не нужно долго искать, чтобы найти свежие сообщения о смертельных авариях на дорогах. После громких инцидентов с большим количеством погибших, СМИ часто говорят о необходимости улучшения правопорядка и обучения водителей.

Социальная реклама может работать только в том случае, если люди считают, что призывы актуальны, и сами решают изменить свое поведение. Но психологические исследования показывают, что многие люди слишком уверены в своих водительских способностях и считают «нормальным» ездить безрассудно и нарушать правила дорожного движения.

С 2012 года число погибших и получивших серьезные травмы на дорогах Великобритании остается практически неизменным. Каждый день пять человек погибают и около 80 получают серьезные травмы. Представьте себе общественный резонанс, если бы количество убийств достигло этого уровня. Похоже, что в обществе существует определенный уровень принятия неизбежности смертности на дорогах, что отражается на отношении водителей к «приемлемому нарушению закона» за рулем.

Исследователи называют тенденцию людей к нормализации опасного вождения на уровне общества мотонормативностью. Это бессознательное предубеждение, когда люди благосклонно относятся к рискам, связанным с вождением, чем к другим видам деятельности. Исследование, проведенное в 2023 году в Великобритании, показало, что 61 % людей согласились с тем, что риск — это «естественная часть вождения», и только 31 % согласились с этим, когда слово «вождение» было заменено на слово «работа».

Такая нормализация риска за рулем влияет на отношение к нарушению правил дорожного движения. Статистика правительства Великобритании за 2022 год показывает, что 50 % водителей нарушают скоростной режим на дорогах со скоростью 30 миль в час. Ежегодный отчет о дорожном движении за 2023 год, подготовленный группой RAC, показал, что 25 % водителей признались в регулярном и незаконном использовании телефона за рулем.

Легко предположить, что это связано с тем, что многие не понимают опасности такого поведения. Но отчет также показал, что 95 % водителей согласны с тем, что, разговаривая по телефону за рулем, подвергают опасности жизни других.

Мотонормативность может объяснить, почему некоторые люди считают, что новые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на самом деле являются попыткой заработать на людях, а не обезопасить. Ограничение скорости по умолчанию в 20 миль в час, введенное в Уэльсе в 2023 году, вызвало широкий протест.

И это несмотря на то, что новое ограничение скорости повысило безопасность: количество зарегистрированных столкновений на этих дорогах сократилось на 17% с момента введения изменений. Введение законов о ремнях безопасности в 1983 году первоначально вызвало аналогичную негативную реакцию.

Подобные предубеждения также влияют на отношение и поведение водителей, включая тенденцию большинства водителей считать себя обладателями навыков вождения выше среднего. Эта завышенная самоуверенность не обязательно связана с ростом мастерства или опыта, поскольку даже начинающие водители демонстрируют это предубеждение из-за самовозвеличивания.

Большинство водителей также недооценивают свои шансы попасть в аварию из-за того, что считают свои навыки вождения первоклассными. И каждый раз, когда водитель нарушает закон без каких-либо видимых последствий, он подтверждает свое мнение о том, что его уровень мастерства выше среднего и что законы можно «безопасно» нарушать. Это известно как предубеждение подтверждения.

Эти предубеждения помогают объяснить, почему автомобилисты активно поддерживают законы о вождении, несмотря на то, что сами их нарушают. Они считают, что правила должны соблюдаться в отношении других, менее компетентных водителей. Плохой уровень вождения других автомобилистов и нарушение ими правил дорожного движения постоянно вызывают озабоченность у водителей Великобритании, а исследования показывают, что люди, которым не хватает самосознания в отношении своего вождения, как правило, хуже водят.

Сочетание этих предубеждений ставит нас в затруднительное положение. У нас неприемлемый уровень смертности на дорогах и вреда, вызванного чрезмерной скоростью, отвлечением внимания и ухудшением состояния здоровья из-за алкоголя и наркотиков. Но большинство водителей не считают, что их поведение является частью проблемы. Это усугубляется исследованиями, которые показывают, что водители, превышающие скорость или разговаривающие по телефону, часто не осознают, что их вождение становится хуже.

Как же изменить поведение водителя?

Традиционные подходы, направленные на изменение поведения, на самом деле могут только укрепить предубеждения водителей. Кампании по безопасности, в которых используются фотографии и видео с авариями других водителей, чтобы шокировать или вызвать эмоциональную реакцию, не имеют должного эффекта, поскольку многие водители просто не верят, что это может произойти именно с ними. Кампании, направленные на принуждение водителей к соблюдению закона (например, «друзья осудят тебя за превышение скорости»), не работают, когда нарушения правил дорожного движения воспринимаются как «не настоящее преступление», потому что «все так делают».

Такие заголовки, как «Человек убит грузовиком», отстраняют водителя от ответственности и поддерживают представление о том, что дорожные столкновения неизбежны. Аналогичным образом, использование слова «авария» для описания дорожно-транспортных происшествий предполагает, что они неизбежны. На самом деле основными причинами смертности на дорогах являются превышение скорости, вождение в нетрезвом виде или под воздействием наркотиков, использование телефона и не пристёгнутый ремень безопасности. А ведь всего этого можно избежать.

Для изменения поведения нам нужен баланс между образованием, политикой и принуждением.

Кампании могли бы напрямую бороться с предубеждением против самовозвеличивания, не нанося ущерба самолюбию водителя, рассказывая людям о том, что даже очень хорошие водители попадают в аварии.

В мае 2024 года член парламента от лейбористской партии Ким Лидбитер внесла в парламент законопроект о градуированном лицензировании, предусматривающий нулевой лимит алкоголя для начинающих водителей и контроль количества пассажиров, которых молодые водители могут перевозить в течение испытательного срока после сдачи экзамена. Подобные изменения в законах и политике, основанные на фактических данных и отвергающие мнение о неизбежности вреда на дорогах, могут значительно снизить смертность и травматизм.

 

Оригинальная статья: Gemma Briggs – Think you’re better at driving than most? How psychological biases are keeping our roads unsafe, September 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения :  unsplash.com

Ключевые слова: психология, вождение, безопасность на дорогах, безопасное вождение, образование, предубеждения.

68200cookie-checkДумаете, лучше других умеете водить? Почему из-за таких предубеждений на дорогах не безопасно