Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

На протяжении всей истории человечества послушание родителям было одной из добродетелей детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»… Подобные цитаты так или иначе знакомы большинству людей, даже тем, кто не является верующим и не читал Библию.

Установка на то, что дети должны слушаться, быть послушными и делать так, как им сказали родители, встречается довольно часто. Понаблюдайте за детьми от 6 до 12 лет на детском Дне Рождении: когда им предлагается поздравить именинника, около 80% детей желают “слушаться родителей”. Понятно, что дети не сами дошли до этого, а повторили пожелания за своими родителями. Что же имеют в виду родители, когда желают детям быть послушными?

Воспитывать ребенка — это труд. Долгое время об этом писали только философы-педагоги, ведь внимание остальных людей было направлено на выживание, а не на эмоции, чувства и реализацию творческих способностей детей. Отношение к воспитанию сводилось к выражению “меня тоже …, и ничего — вырос нормальным человеком”. Вместо многоточия можно подставить почти любое слово: били, не били, заставляли, не любили, не давали конфеты, давали конфеты и так далее. Главное здесь то, что родители не стремились к осознанному воспитанию, а просто делали, как знали, то есть повторяли за своими родителями.

В последние десятилетия психология завоевывает популярность, появляется все больше книг по семейному воспитанию и педагогике. Но тема послушного ребенка все еще очень актуальна. Современный ритм и стиль жизни заметно отличается даже от того, который был 10-20 лет назад. Жизнь стала быстрее, и часто в этой спешке у родителей просто нет времени заниматься воспитанием.

Если в советское время был четкий и ясный рабочий график, который практически не менялся, то сейчас рабочий день может длиться и 10, и 12, и 13 часов! Чтобы заработать на жизнь, родители тратят очень много времени и сил, и те немногие часы, которые они проводят с детьми, — это для них часы отдыха, а не педагогического труда. И в этой ситуации желание иметь послушного ребенка, который делает то, что надо, так, как надо, и тогда, когда сказали, вполне естественно. Ведь спорить с ребенком, объяснять ему что-то, выстраивать с ним отношения — это трудно и требует много сил, которых уже не остается.

Известный советский педагог С. Соловейчик в своей книге “Педагогика для всех” писал:

«Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребенка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребенка в голове, и если сходится – то мы хвалим сына, если расходится – осуждаем. Можно сказать, что живой мальчик зависит не от папы, а от своего идеального сверстника, который поселился в папиной голове. И не от мамы зависит, а от образа Ребенка, поселившегося в маминой голове. Мы воспитываем детей вовсе не по своему образу и подобию, своего образа почти никто не знает, а по какому-то сочиненному нами образу…»

Далее автор пишет о том, что у родителей есть не только образ Идеального Ребенка, но и образ с видом на будущее Идеального Человека, мужчины или женщины. Эти образы могут не только сильно отличатся в голове у родителей, но даже быть противоположностями друг друга.

Желание родителей иметь послушного ребенка есть не что иное, как желание иметь удобного ребенка. Послушный ребенок всегда приходит домой вовремя, всегда самостоятельно, правильно и вовремя делает уроки, выносит мусор по первой просьбе и сразу после первого предупреждения выключает мультики и идёт спать. С таким чудесным ребенком нет и не может быть никаких воспитательных проблем. Проблемы проявятся тогда, когда этот ребенок вырастет во взрослого, и окажется, что, как и писал Соловейчик, “Идеальный Ребенок” и “Идеальный взрослый” — это разные люди.

Тут возникает вопрос, а как же воспитывать ребенка, если не требовать от него послушания? Ведь редко когда дети хотят делать уроки и есть суп вместо того, чтобы смотреть мультики и есть конфеты.

Важнейшую роль в послушании ребенка имеет авторитет родителей. В мире взрослых каждому человеку очевидно, что к мнению авторитетной для него личности стоит прислушаться, а к мнению того, кого не уважаешь, прислушиваться не стоит. Но когда дело касается детско-родительских отношений, об этом простом факте часто забывают. Во многом это связано с тем, что с момента рождения ребенка его родители являются для него авторитетом, и дети слушаются автоматически. Разные психологи называют разный возраст, когда этот “врожденный” авторитет заканчивается, но главное здесь то, что в какой-то момент ребенок перестает слушаться родителей только потому, что это его родители, и необходимо прилагать дополнительные усилия, чтобы ребенок прислушивался к словам родителей. Теория привязанности говорит, что родители — всегда авторитет для своего ребенка, но она же напоминает, что этот авторитет можно потерять, и что он не абсолютен. Чем старше становится ребенок, тем слабее врожденный авторитет и тем больше усилий надо прикладывать, чтобы сохранить его.

Абсолютно послушный ребенок, как пишет С. Соловейчик, — это “Идеальный ребенок”: он слушается родителей, бабушек, дедушек, учителей и даже соседку на лавочке. Тем не менее, “Идеальный ребенок” кардинально отличается от “Идеального взрослого”. От взрослого ожидается, что он будет самостоятельным и независимым, будет иметь собственное мнение, будет проявлять силу и упорство в достижении целей и отстаивании своей точки зрения. Для того чтобы научить этому ребенка, важно заслужить и завоевать его уважение, стать для него авторитетом. Тем, кто действительно знает, как справиться с жизненными проблемами, тем, кто может помочь в это другим, тем, кому можно доверять. Когда эти условия соблюдаются, ограничения, которые неизбежно применяются в воспитании, воспринимаются значительно легче и принимаются, так как ребенку важно получить одобрение от такого человека.

Как стать авторитетом для ребенка:

Уважение. Любому человеку приятно, когда его уважают. Прислушиваются к его мнению, его желаниям и чувствам. И дети — не исключение. Необходимо показывать ребенку, что его чувства важны, его мнение имеет значение, что для вас, его родителей, оно особенно важно.

Честность. Доверие невозможно без честности. Человек, который вас обманывает, вряд ли может стать для вас авторитетом. Так что не стоит думать, что это будет работать с ребенком. Конечно, не надо честно рассказывать ребенку обо всех своих проблемах, посвящать его в подробности личной жизни и так далее. Тем не менее, в вопросах, напрямую касающихся ребенка, обманывать его не стоит. Нельзя, например, обещать конфеты, если сделает задание, и не дать их.

Справедливость. В известной английской пословице говорится «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Не ждите, что ребенок будет беспрекословно делать то, что вы сами не делаете. Требуйте только то, что делаете сами. Если хотите, чтобы ребенок больше читал — читайте сами. Хотите, чтобы он меньше играл в телефон и компьютер — перестаньте сами смотреть в экран, общаясь с ребенком.

Дружба. Проявляйте интерес к вашему ребенку. Узнавайте, что он действительно любит, что ему нравится, чем он интересуется. Рассказывайте ему о своих интересах, разделяйте его увлечения.

Признание ошибок. Не бойтесь признать перед ребенком свои ошибки. Если были не правы, извинитесь. Одно из самых ярких воспоминаний моего детства — то, как папа передо мной извинялся. Это было всего 2 раза за мою жизнь, но я запомнила это навсегда, и это стало для меня большим уроком. Папа показал мне, что извиняться можно, нужно и очень важно для сохранения уважения и дальнейших отношений с ребенком.

Правила. Для ребенка важны границы и правила, которые будут его направлять. Они не только ограничивают, но и дают свободу. Действуя в установленных границах, ребенок не только проявляет себя, но и чувствует себя в безопасности, так как точно знает, что именно родители одобряют и чем они будут довольны. Переходить дорогу только по переходу и на зеленый свет. Приходить домой до 9 вечера. Есть на обед суп. В каждой семье свои правила, важно, чтобы они были, и были понятны и важны для всех членов семьи.

Последовательность. Придерживайтесь установленных границ и правил. Ребенок, скорее всего, проверит, насколько новое правило обязательно для выполнения. Проявите силу воли и упорство. Будьте последовательны в своем решении. Если конфеты можно есть только после ужина, то так должно быть всегда.

Индивидуальность. Помните, что ваш ребенок — это отдельный человек. У него свои желания, интересы, мнения. Ребенок не должен хотеть того же, чего и вы. Если вы мечтали стать балериной или адвокатом, но у вас не вышло, не стоит делать балерину или адвоката из своего ребенка. Для начала узнайте, что нравится именно ему.

Любовь. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Принимайте его любым: и когда он радуется, и когда он злится, и когда плачет. Любите его, даже если он получает двойки. Психолог Людмила Петрановская однажды очень мудро подметила: «Помните, вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ».

Автор: Моторная Арина Дмитриевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: дети, родители, взрослые дети и их родители, семья, семейный конфликт, токсичные отношения, воспитание

Источник фото: alpha.wallhaven.cc

42050cookie-checkДолжны ли дети быть послушными?

Доступно для скачивания: