Впервые детский аутизм был идентифицирован врачом психиатром Лео Каннером в 1943 году. Он отметил множество загадочных и тревожных признаков аутизма, которые включают в себя:
- Крайняя степень аутистического одиночества. Отсутствие интереса к другим людям или даже отвращение.
- Проблемы с речью.
- Навязчивое желание находится в одних и тех же условиях окружающей среды. Смена еды, маршрутов, одежды и тому подобных вещей вызывает огромный протест и стресс.
Определить уровень обеспокоенности аутичного ребенка трудно, но, если вы столкнетесь с одним из таких детей, вы запомните его навсегда. Если два ребенка с данной патологией развития находятся в одной комнате с игрушками, то велика вероятность, что они будут игнорировать не только друг друга, но и большинство игрушек. Считается, что дети с диагнозом аутизм живут в своем мире и этот мир сильно отличается от окружающей их реальности. Одна из самых характерных черт аутизма — это неспособность смотреть в глаза и моделировать социальное взаимодействие. В предыдущей статье был описан тест-эксперимент, который показал, что аутисты часто не только не замечают окружающих, но и имеют весьма слабое представление о себе. В то же время, исследования показали, что дети знают о присутствии других людей, хотя это может не отражаться на их поведении. Данное нарушение социального поведения выражается в отсутствии привязанности и эмпатии в социальных отношениях. В то же время, исследование (Sigman & Mundy, 1989) показало наличие привязанности у небольшой подруппы детей с этим недугом.
Недостаток общения, в том числе и невербального, приводит к трудностям понимания чужих эмоций и интеграции инструментальных жестов, таких как: успокойся, иди сюда, смотри, там (Hobson, 1989; Attwood, Frith, &Hermelin, 1985). Кроме того, около половины детей с аутизмом не развивают полезную речь и имеют странные способы словесного выражения. Развитие речи к 5-ти годам является хорошим предиктором исхода во взрослом возрасте (Kanner, 1973). Среди детей, которые владеют речью, самой распространенной проблемой является эхолалия (Roberts, 1989). Ребенок с эхолалией повторяет услышанное. Например, на вопрос: «Сколько тебе лет?», ответ будет: «Сколько тебе лет?». При этом фраза может повторяться много раз подряд. Употребление обратных местоимений является второй проблемой, которая часто возникает с речью. Аутичные дети могут называть себя «вы», а других «я». Даже при условии, что аутичный ребенок приобретет речь, не факт, что он будет использовать ее эффективно для социального общения. Дети аутисты редко общаются и реагируют на реплики других людей (Baron-Cohen, 1988).
Не все дети могут обслуживать себя должным образом и им требуется помощник, который будет ухаживать, кормить, одевать и.т.п. Большая часть времени у таких детей уходит на самостимулицию. Они могут вращать предметы, включать и выключать свет, хлопать руками перед глазами (Newsom, Hovanitz, & Rinkover, 1988). Вероятно, что такое поведение является сенсорной стимуляцией. Аутисты находятся в постоянном сенсорном дефиците.
Многочисленные дискуссии были посвящены уровню IQ детей с аутизмом. Каннер (Kanner) и другие исследователи предполагают, что аутичные дети имеют нормальный или даже превосходящий уровень интеллекта, который скрыт под одеялом психопатологии. Несколько косвенных доказательств подтверждают это предположение:
- Родители аутичных детей часто имеют высокий уровень интеллекта (Cantwell, Baker, & Trutter, 1978).
- Нормальный внешний вид и моторное развитие отличают детей аутистов от детей с умственной отсталостью.
- Некоторые аутичные дети демонстрируют способности так называемого идиота-ученого. Они могут обладать специфическими талантами: разбираться в математике, быстро и точно предсказывать день недели на который придется какая-то далекая будущая дата. Для таких детей не представляет трудности ответить на вопрос: «Является ли 30 августа 1997 вторником?». Также некоторые дети с аутизмом проявляют незаурядную память. Они с одинаковой легкостью запоминают рекламные ролики и оперные арии. Несмотря на все это, 70% детей из спектра имеют такую же психологическую оценку, как и умственно отсталые дети (Rutter & Schopler, 1987).
Дети аутисты страдают от отсутствия способности предвидеть реакцию других людей и жить полноценной социальной жизнью. Это является следствием нарушения когнитивных функций. Дети аутисты не в состоянии понять, что такие психические состояния, как знания, убеждения и ожидания, существуют и напрямую связаны с поведением окружающих людей (Baron-Cohen, 1989, Perner, Frith, Leslie & Leekman, 1989).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: аутизм, интеллектуальные способности аутистов, социальные навыки при аутизме, речь при аутизме, нарушения развития детей, психопатология развития ребенка, что такое аутизм, тест на аутизм, эхолалия, псиблог психопатология развития
Очень интересная статья. В последнее время довольно много слышала различных мнений и высказываний о детях-аутистах (причины аутизма, лечение итд), так как с детьми периодически ходим в «Солнышко», где есть центр аутизма. Причем, часто слышу, что «вот родители детьми не занимаются, по-этому у них такие проблемы». Из данной же статьи понятно, что это все же патология. Или скорее такое специфическое психическое состояние ребенка. Причину возникновения этого состояния я так пока и не поняла, но то, что оно поддается (пусть и не в полной мере) коррекции, если с ребенком работать, это радует и вселяет надежду. Особенно, если учесть, что зачастую детки с аутизмом, как пишется в статье обладают полностью сохранным интеллектом, а иногда еще и способностями лучше, чем у других детей в каких-то специфичных областях и хорошей памятью. Из статьи узнала много нового, в частности, признаки аутизма, внешние проявления этого заболевания итд.