Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня подытожим то, о чем мы говорили в последних нескольких статьях в разделе «Детская и Педагогическая Психология» на ПсиБлог.рф касаемо эмоционального развития ребенка.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Эмоции служат способом, которым младенцы и дети сообщают о своих нуждах окружающим. Они так же служат для регулирования социальной дистанции и конфликтов. Таким образом, эмоции представляют собой одно из первых средств для обретения контроля над социальным миром.

ПРОИЗВОДСТВО И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Многие данные свидетельствуют о том, что выражения лица могут быть частично определены генетически. Некоторые эмоциональные выражения, такие как страдание, проявляются при рождении, другие же дают о себе знать по мере развития. Происходит это не случайно и тесно связано с конкретными типами событий. В течение первого полугодия жизни младенцы могут распознавать эмоции других людей. Как правило, дети более искусны в воспроизведении, чем в распознавании эмоций, но эти две способности связаны между собой — дети, которые хорошо владеют одним, обычно владеют и другим.

По мере своего развития дети начинают использовать правила проявления эмоций и стратегии отделения эмоциональных проявлений от внутренних эмоциональных переживаний. К 2-м годам дети начинают понимать необходимость преднамеренного контроля над проявлением эмоций. Способность маскировать плохие чувства, имитируя удовольствие, появляется только в среднем детстве

РАННЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: УЛЫБКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СИГНАЛ

Улыбка является ранним положительным эмоциональным выражением лица. Она следует общему паттерну психического развития, начиная с рефлекторных улыбок и улыбок, зависящих от внутреннего состояния младенца, которые проявляются при рождении, и заканчивая улыбками в ответ на внешние стимулы в возрасте от 3-х до 8-ми недель. К 12-ти неделям младенцы начинают выборочно улыбаться знакомым лицам и голосам, и их улыбки различаются в зависимости от ситуации. К 4-м месяцам младенцы начинают смеяться. Количество и виды событий, вызывающих смех, меняются по мере развития. Смех, и улыбка могут играть решающую роль в сближении опекуна (родителя или иного лица) и младенца.

Были предложены альтернативные объяснения происхождения и развития улыбки и смеха. Имеющиеся данные указывают на то, что время начала улыбки может быть определено биологически, однако ход развития этого поведения, по-видимому, зависит от возрастающих когнитивных способностей младенцев и от их конкретного социального опыта.

ОТ УЛЫБКИ К ПРИВЯЗАННОСТИ

Во второй половине первого года жизни младенцы начинают различать знакомых и незнакомых опекунов и формируют привязанность к важным для них людям. Альтернативные теории развития привязанности включают психоаналитическую, обучающую и этологическую точки зрения. Каждая позиция делает разные предположения о ролях младенца и опекуна, а также о важнейших факторах и процессах, способствующих привязанности.

Привязанность возникает в течение последовательного ряда шагов в течение первых шести-восьми месяцев жизни. Младенцы начинают с того, что при рождении предпочитают людей неодушевленным предметам, затем они учатся различать знакомых людей и, наконец, начинают развивать привязанность к конкретным людям. Это можно наблюдать, когда младенец протестует против ухода опекуна.

Качество привязанности младенца к родителям определяется их ранним взаимодействием. Пары, в которых родители чутко реагируют на потребности младенцев, давая им чувство контроля над окружающей средой, по-видимому, имеют более прочную привязанность. В дополнение к вкладу родителей некоторые результаты показывают, что характеристики младенцев, такие как темперамент, так же могут играть роль в качестве ранней привязанности. Другие социальные отношения, такие как качество брака родителей, а также воспоминания родителей об их отношениях с собственными родителями, тоже связаны с развитием привязанности.

Многие исследования связаны с использованием нестандартной ситуации, в которой оцениваются реакции младенцев на события, связанные с присутствием или отсутствием матери и незнакомца. Используя эту парадигму, от 60 до 65 процентов младенцев классифицируются, как надежно привязанные к своим матерям, в то время как остальные попадают в три другие категории моделей привязанности, далекие от идеальных. Исследования показывают, что эти классификации обычно остаются стабильными с течением времени, если только в семье не произошли серьезные изменения, такие как развод или потеря работы.

Младенцы могут быть привязаны более чем к одному человеку. Они так же привязаны к своим отцам, как и к матерям, если те активно участвуют в качестве интерактивных партнеров. Отцы играют уникальную роль товарища по играм со своими младенцами, в то время как матери чаще играют роль опекуна и утешителя. Младенцы также могут быть привязаны к другим опекунам и своим сверстникам.

Исследователи, родители и политики интересовались влиянием дневного ухода на привязанность. Хотя некоторые исследования показывают, что дети работающих матерей несколько чаще классифицируются как ненадежно привязанные, чем дети неработающих матерей, различия невелики. Причины этого пока неясны. Некоторые предполагают, что отсутствие матери является причиной нарушения привязанности. Но есть мнение, что работа вызывает у матери стресс, делая ее менее чувствительной к ребенку. Кроме того, качество детских садов явно связано с качеством последующей социальной адаптации детей.

Ранние привязанности формируют более поздние отношения и поведение ребенка, включая его самоощущение, а также его когнитивное и социальное развитие. Дети, которые были надежно привязаны в младенчестве, с большей вероятностью, видят себя позитивно, имеют высокую самооценку, проявляют интеллектуальное любопытство и желание исследовать окружающий мир. Они так же имеют позитивные социальные отношения со сверстниками и другими людьми.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА РАННИХ ЭМОЦИЙ: РАЗВИТИЕ СТРАХА

Одновременно с тем, что младенцы привязываются к значимым для них людям, они учатся быть осторожными и бояться незнакомцев. Страх перед незнакомцами развивается постепенно и далеко не у всех детей. Как и улыбка, страх первоначально является реакцией на внутренние события. К 4-м месяцам младенцы меньше улыбаются незнакомцам, а к 5-7-ми месяцам дети начинают проявлять в их присутствии беспокойство.

Существуют большие индивидуальные различия между младенцами в их реакции на незнакомцев. Однако многие факторы определяют то, как младенец реагирует на конкретного незнакомца. Младенцы, как правило, меньше боятся в знакомом контексте или обстановке и когда они чувствуют, что имеют некоторый контроль над ситуацией. Они также меньше боятся незнакомых детей, чем незнакомых взрослых, и менее склонны бояться дружелюбных, общительных незнакомцев.

Причина страхов меняется по мере развития, но общий уровень страха остается стабильным. Тоддлеры (1-3 года) проявляют опасения по поводу воображаемых существ и личной безопасности. В среднем и подростковом возрасте эти волнения уступают место страхам о школе, социальных взаимодействиях и преступности.

Были даны различные объяснения развития страха перед незнакомцами и другими ситуациями, включая генетику, обучение и перцептивные когнитивные достижения. Хотя для каждой версии были найдены доказательства, ни одно из них само по себе, не в состоянии объяснить это явление. Вероятно, что любая точка зрения может быть верной, в зависимости от уровня развития ребенка и типа проявляемого страха.

МЫСЛИ ОБ ЭМОЦИЯХ

С возрастом меняются не только эмоциональные реакции детей, но и их понимание значения эмоций. К 3-м или 4-м годам дети уже понимают типы ситуаций, которые вызывают разные эмоции, но это понимание пока ограничено эмоциями, которые имеют узнаваемое выражение лица. К 7-ми годам они могут описывать более сложные эмоции, такие как гордость или ревность, а к раннему подростковому возрасту они могут описывать еще более сложные эмоции, такие как разочарование. По мере своего развития дети способны принимать во внимание большее количество аспектов ситуации при рассмотрении эмоциональных реакций окружающих.

Понимание сложных эмоций требует различия и внедрения нескольких факторов одновременно. Например, в случае появления вины чувство направленного на себя гнева сочетается с пониманием роли личной ответственности. Маленькие дети, как правило, сосредотачиваются на результатах, говоря, что они чувствуют себя виноватыми, даже если не несут ответственности за происходящее. Дети старшего возраста способны понять и интегрировать оба фактора. Ясно, что когнитивная способность детей понимать причинно-следственные связи тесно связана с их эмоциональным развитием.

На этом мы завершаем рассмотрение базовых исследований эмоционального развития детей и переходим к новой главе в которой речь пойдет о физическом развитии, развитии мозга и моторных навыков ребенка.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, эмоциональное развитие ребенка, эмоции ребенка, эмоции чувства, эмоциональный интеллект.

60090cookie-checkДетская психология: Эмоциональное развитие ребенка