Темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение
Несмотря на то, что связь между генетикой и характером не так очевидна, как связь между генетикой и интеллектом (Loehlin, Willerman, & Horn, 1988) особенности темперамента заметны уже в первые дни после рождения ребенка.
Темперамент. Темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Пионеры исследований в этой области предполагали, что темперамент определен исключительно биологически. Однако, позже была выявлена его связь с жизненным опытом. В самом раннем возрасте существуют лишь два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно. По мере взросления начинают обращать внимание на три личностных характеристики, которые имеют генетическую основу: эмоциональность, общительность, активность.
Около десяти процентов младенцев определяются, как «сложные» (Graham, Rutter, & George, 1973; Thomas, Chess, & Korn, 1982). У этих детей отмечаются нарушения сна, проблемы с кормлением, низкая адаптивность в новой обстановке, постоянное недовольство, сопровождаемое плачем, неприветливость. На контрасте с ними выступают адаптивные, дружелюбные и внешне счастливые младенцы. Наблюдать различия в темпераменте можно в одной и той же семье. Вот как описывает мать каждого из своих сыновей:
«С Крис все было очень сложно. Кормление, сон и высаживания превращались в сущий ад. Чтобы впихнуть в него хотя бы половину бутылочки мне требовалось около часа. А через два он снова был голоден. За первые два года я не помню ни дня, чтобы он лег спать без рыданий. Я бесконечно укачивала его, но стоило мне начать удаляться на цыпочках от его колыбели, как он тут же поднимал голову и начинал кряхтеть. Малейшие изменения в режиме дня приводили его в негодование. Новые люди и места сильно утомляли сына, и сходить куда-либо было целой проблемой.
Джон был очень трогательным малышом. С первого дня в госпитале он прижимался ко мне. Ему так нравилось постоянно находиться на руках, что я с большой неохотой клала его полежать отдельно. Он не плакал, пока на это не было реальной причины. Только голод, мокрые пеленки или усталость доставляли ему дискомфорт. Он всегда был открыт новым впечатлениям и поэтому мы везде брали его с собой. Бывали случаи, что заболтавшись в гостях, я вспоминала о нем только, когда он начинал что-то весело лепетать на своем языке».
Помимо этого, идентичные близнецы показали сильную схожесть взаимодействия с окружающим миром. В то время как, дизиготные пары близнецов могут демонстрировать совершенно различный темперамент с самого рождения.
Более высокий уровень поведенческих отклонений в старшем возрасте отмечается у бывших трудных младенцев (Bates, Maslin, &Frankel, 1985; Pettit & Bates, 1989; Rutter, Quinton, & Yule, 1977; Thomas, Chess, & Korn, 1982). Этому есть два объяснения. Первое заключается в том, что непокладистому ребенку сложнее приспособиться к окружающей действительности. В результате чего он чаще получает психологические травмы. Второй неоспоримый факт – дети со сложным темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт. Для родителей они являются постоянным источником стресса, а те в свою очередь являются источником стресса для них. Все накопившееся от усталости раздражение родители выплескивают на этих детей. Получается замкнутый круг. Матерей в таких семьях часто раздражает зависимость ребенка от них (Hetherington, 1991). На прошлой недели мы рассмотрели исследование СВЯЗЬ МЕЖДУ МЛАДЕНЧЕСКОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОЧТЬЮ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ, суть которого в том что, если у женщины нет качественной поддержки в виде семьи и друзей, то возникает нарушение привязанности между ней и ребенком. Хотя темперамент напрямую не влияет на девиантное поведение, тем ни менее особенности характера ставят таких детей в заранее неблагоприятные условия. В общении с окружающими они имеют больший риск получить негативный опыт. Результаты долгосрочных исследований указывают, что негативному влиянию сложного темперамента чаще подвержены дети, которые встречают дополнительные невзгоды в виде бедности, неумелого воспитания или пережившие развод родителей (Hetherington, 1991). Темперамент вполне поддается коррекции. Восприимчивые и ответственные родители в состоянии помочь детям смягчить их особенность (Beckwith, 1979; Dunn, 1980). Таким образом, темперамент, передающийся по наследству, формируется через взаимодействие с окружающим миром. При этом особенно важен опыт, полученный внутри семьи в начале жизни.
Существуют доказательства этнических различий темперамента новорожденных. Это нельзя упускать из виду, при исследовании развития личности различных этнических групп. Во время наблюдения, младенцы из смешанных китайско-американских семей вели себя спокойнее, быстрее успокаивались и легче адаптировались к новым условиям, чем их ровесники из европейско-американских семей (Freedman, 1974, 1976; Kagan, Kearsley, & Zelazo, 1978).
Эмоциональность, активность, общительность
Наследственность играет роль в широком спектре состояний человека, в который входят: эмоциональность, социальные навыки, осмотрительность, уровень активности, специфические страхи, беспокойство, гнев, невнимательность, упорство, поиск ощущений. Отдельно стоит отметить традиционализм, который подразумевает под собой подчинение правилам и авторитетам, поддержку строгой дисциплины и высоких моральных стандартов (Campos, Barret, Lamb, Goldsmith, &Stenberg, 1983; Goldsmith, 1983; Plomin, 1989; Tellegan et al., 1988). Однако, исследования проводимые с близнецами показали, что наибольшее влияние наследственности отражается на уровне эмоциональности, активности и социальных навыков (Plomin, 1986). В то же время более поздние исследования поведения близнецовых пар выросших по отдельности определили, что наследственные черты наиболее ярко проявляются в молодом возрасте (Plomin, Pedersen, Nesselroade, McClearn, &Bergeman, 1988).
Эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха. В младенчества подобная тенденция поведения трактуется, как темперамент. В более позднем возрасте диагностируется невротизм и эмоциональная нестабильность. К чертам коммуникабельности относят общительность, отсутствие комплексов, экстраверсию, предпочтение проводить время в компании. Если с коммуникабельностью есть проблемы, то возникает закомплексованность, скромность и страх в незнакомых ситуация, связанных с общением. Активность включает в себя энергию и темп движения. Высокий уровень активности подразумевает под собой непослушание, относительно низкий процент комплексов, общительность, тягу к соперничеству. В более старшем возрасте такие дети склонны к манипулятивному поведению.
Продолжительные исследования показали, что темперамент определяет генетика. Однако, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни ребенка.
Изучения близнецовых пар и усыновленных детей показали, что генетический фактор оказывает существенное влияние на девиантное поведение. Невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности, маниакально-депрессивный психоз, психопатия, плохое поведение в детском возрасте, все это имеет генетический аспект. Одним из ярких примеров является шизофрения. Это серьезное умственное расстройство, при котором происходит нарушение эмоциональных и когнитивных функций. Часто проявляется в эксцентричном поведении и мыслях. У пар идентичных близнецов уровень шизофренических расстройств совпадает в 46%, в то время как у разнояйцевых близнецов он составляет 14%, а у ближайших родственников только 10% (Gottesman & Shields, 1982). Подобный уровень совпадений зафиксирован относительно проявлений маниакально-депрессивного психоза (Plomin, 1986). Полученные данные не оставляют сомнения, что влияние среды в случае развития психических расстройств, очевидно.
Так же многолетние наблюдения показали, что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем. Даже если разлучение с матерью страдающей шизофренией произошло в раннем возрасте, риск развития ментальных проблем (но не обязательно шизофрении) у ребенка велик (Mednick, Schulsinger, & Schulsinger, 1975). В классическом исследовании Хестона (Heston 1966), было проведено сравнение 35-ти летних людей, разлученных в раннем возрасте с матерями. Часть матерей страдали от шизофрении, вторая половина была психически здорова. Дети выросли в государственных детских учреждения или были взяты на усыновление. Исследование показало, что генетический механизм может проявляться в ряде психический аномалий, но нельзя сбрасывать со счетов полученный жизненный опыт. Всего в эксперименте принимало участие 50 детей рожденных женщинами без психических отклонений и 47 детей рожденных женщинами с шизофреническими расстройствами. Во взрослом возрасте уровень психического здоровья, у детей матери, которых не имели отклонений, был выше (80.1 против 65.2). Это нашло отражение и в других жизненных сферах. Шизофрения 0 против 5, социопатия 2 против 9, невротизм 7 против 13, более года проведенных в уголовных или психиатрических учреждениях 2 против 11, преследование по уголовным делам 2 против 7, умственная отсталость 0 против 4-х. Интересно, что число служащих в вооруженных силах детей выше у матерей с шизофренией 17 против 21. И в то же время количество уволенных из вооруженных сил преобладало опять же в группе людей рожденных от матерей с шизофреническими расстройствами 1 против 8. Интеллектуальный уровень оказался выше у людей, рожденных от психически здоровых матерей 103.7 против 94.0. А вот уровень разводов оказался примерно одинаковым в обеих группах 7 против 6.
В следующий раз мы резюмируем всю информацию по теме «Биологические основы поведения».
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: генетика, интеллект, влияние воспитания на ребенка, влияние генетики на воспитание, темперамент, влияние темперамента на развитие личности, развитие личности, трудный ребенок, младенец все время плачет, ребенок с характером, трудный младенец, эпигенетика.
Источник фото: freepic.com
Благодарность за статью! Статья стала для меня полезна уже тем, что жизненный опыт всё же перешивает наследственный фаткор. Задумался также о важности в процессе взросления обращать внимание на три личностных характеристики, которые имеют генетическую основу: эмоциональность, общительность, активность. Проведя внутренний самоанализ, я задумался о том, как именно я реагировал на те или иные события со слов матери и что в целом я был «спокойным ребёнком, без проблемным» и что мне легко было проявлять активность и социализироваться как в детстком садике в песочнице, так и школьных года у меня всегда был свой «круг по интересам». Моя же маленькая сестра имеет иной склад темперамента и последующие последствия и мать тяжело переживала первые два года взросления сестры, так как вечные поиски «чем кормить», ибо у сестренки аллергия и вечные проблемы со сном и заспанмем, а куда-то выйти на улицу для неё вечно было проблемой. Вот и задумался благодаря статье и влияние наследственности и жизненном опыте. Сам я являлся в дальнейшем «трудным подростком» и вот там под влиянием социогена из спокойного мальчика превратился в настоящего «бунтаря» (алкоголь, наркотики, разбой и т.д), но в ходе взросления гены взяли своё и я на уровне здесь и сейчас всё тот же славный парень, которым довольна как семья, так и всё моё окружение. Исследования из статьи заставили осмыслить свою жизнь под иным углом, а статья полезна с точки зрения консультирования тем, что теперь я могу объяснить тревожным родителям подростков, что это не «временные трудности», а влияние социума на вашего чудо и вам важно как родителям взять инициативу в свои руки и сменить социоген для дальнейшей успешной жизни подростка и вашего душевного спокойствия! Благодарю за статью!
Спасибо, за статью. В результате прочтения, статьи я узнала о том, что особенности темперамента заметны уже в первые дни жизни ребенка. Меня удивило то, что около десяти процентов младенцев определяются, как «сложные». Я познакомилась с такими понятиями как эмоциональность, активность, общительность. Эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха. Активность включает в себя энергию и темп движения. Высокий уровень активности подразумевает под собой непослушание, относительно низкий процент комплексов, общительность, тягу к соперничеству. В более старшем возрасте такие дети склонны к манипулятивному поведению. К чертам коммуникабельности относят общительность, отсутствие комплексов, экстраверсию, предпочтение проводить время в компании. Эта информация в личном плане дает мне представление о том, что что темперамент определяет генетика, но условия окружающей среды будут влиять на их проявление. В профессиональном плане у меня сформировалось представление о том. Что генетический фактор оказывает существенное влияние на девиантное поведение. Невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности, маниакально-депрессивный психоз, психопатия, плохое поведение в детском возрасте, все это имеет генетический аспект. В результате прочтения статьи у меня появилась идея о дополнительном ведении семей с трудными детьми, оказании психологической помощи как самим детям, так и их семьям.
Благодарю за статью. Я познакомилась с понятием темперамент — это индивидуальная биологическая особенность человека, которая проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Темперамент определяется как биологическими факторами, так и жизненным опытом.
Меня поразило, что в самом раннем возрасте есть только два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно. Факторы, отличающие «трудных» детей: нарушение сна, проблемы с кормлением, низкая адаптивность в новой обстановке, недовольство, частый плач, неприветливость. В свою очередь «простые» дети — это дружелюбные и приветливые малыши.
Интересно, что с самого рождения у монозиготных близнецов вероятно будет схожесть в темпераментах, а у дизиготных скорее всего заметная разница.
Так же я отмечаю, что генетический аспект имеют невротизм, депрессия, психопатия и другие расстройства. Интересный факт, что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем.
Среда, в которой рос и развивался человек, а также условия его воспитания и обстановка в семье – важные факторы, которые влияют на врожденный темперамент. Например, если в семье с раннего детства подавляли инициативность и активность ребенка, то этим родители способствовали формированию черт флегматического и меланхолического темперамента и характера. И, наоборот, если в семье старались специально создать жизнерадостную, веселую и бодрую обстановку, пробуждая в нем инициативность и решительность -то это все способствовало вырабатыванию у ребенка качеств и черт темперамента сангвиника. Не смотря на то, с какими нейрофизиологическими особенностями в большинстве он родился флегматиком или меланхоликом- это не имеет значения. Нет хороших или плохих типов нервной системы, каждый темперамент имеет свои позитивные и негативные моменты. Темперамент и характер разные вещи, так как характер формируется под влиянием общества, окружающей среды и прочих факторов, а тип нервной системы- врожденный. Поэтому сила характера – это не всегда сила нервных процессов в организме. Отсюда следует, что человек со слабым типом нервной системы сможет, приложив усилия выработать у себя сильный и волевой характер. И наоборот, личность с сильным типом нервных процессов, может научиться расслабляться и успокаиваться, брать вверх над своими эмоциями и вспыльчивостью и при желании может хоть в малой степени изменить не полюбившиеся черты своего характера.
Спасибо за перевод и редактирование статьи. Темперамент у детей может различаться, даже у близнецов. Например, один будет любить спокойствие и стеснительный, другой наоборот когда шумно и нет страха в общении.
На формирование темперамента оказывают влияние окружающие факторы и семья.
Изучения близнецовых пар и усыновленных детей показали, что генетический фактор оказывает существенное влияние на девиантное поведение. Невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности, маниакально-депрессивный психоз, психопатия, плохое поведение в детском возрасте, все это имеет генетический аспект.
Проводились исследования, которые показали, что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем.
В данной статье для меня была удивительной информация, что особенности темперамента можно увидеть уже в первые дни после рождения ребенка.
Из статьи новой информацией стало, что темперамент- это не только биологический фактор, но и он также может быть связан с жизненным опытом, а также у детей есть различия в темпераменте даже по этническому признаку. Также узнала, что существует три личностных характеристики, которые опираются на генетику: эмоциональность, общительность, активность. Тем самым их делят на простых и сложных младенцев. Я на примере видела, как дети растут в одной семье и какие разные у них характеры с рождения, это кончено очень удивительно и интересно всегда наблюдать.
Также узнала, что больше отклонений во взрослом возрасте будет у трудных младенцев в прошлом из-за плохого приспособления в детстве и из-за большого количества стресса
В личном плане, хотела в очередной раз отметить, что генетика кончено имеет свою роль, но немаловажный аспект является среда, в которой растет родитель
В данной статье познакомился с термином темперамент, что это врождённый тип нервной системы и его особенности заметны уже в первые дни рождения человека. Проявляется темперамент в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Темперамент определяли не только биологически, но и выявили его связь с жизненным опытом. Удивил факт, что 10% детей имеют сложный темперамент, а именно имеют трудности с кормлением, бессонницей, низкой адаптивностью в новой обстановке, недовольство, плач и таких детей видно, они отличаются от остальных. Во взрослой жизни такие люди испытывают сложности с тем, чтобы порадоваться за других. Я вхожу в эту десятку. Мне же плохо,-думаю я,-чего мне за вас радоваться? Статья помогла мне подробнее увидеть причины людей, имеющих сложный темперамент, что помогает мне убирать напряжение тогда, когда я не понимаю от чего оно. В работе с зависимыми также пригодится при объяснении им причин их состояния. Спасибо.
Спасибо большое за статью! То, что темперамент является врожденным, то есть биологически заложенным в человеке, не новость, но то, что он все-таки по-разному проявляется в течение жизни человека в зависимости от условий и окружения, интересно и стоит дальнейшего осмысливания 🙂
Очень интересны исследования, которые описывают трудных младенцев и, как следствие, выросших из них подростков с девиантным поведением, так как повышенная тревожность, раздражительность и эмоциональность мешает нормальной коммуникации и ведет в дальнейшем к проблемному поведению ребенка.
Также интересны исследования детей, рожденных от матерей с шизофренией, которые наследуют не именно это заболевание, но различные ментальные проблемы.
Из статьи я узнал, что темперамент – параметр личности генетически обусловленный. Однако на него также влияет среда развития и приобретённый опыт. Если с ребёнком было непросто во младенчестве, то существует большая вероятность поведенческих отклонений и в старшем возрасте. Полезно вспомнить о детях, чьи матери утратили к ним привязанность, такие дети находятся под постоянной стрессовой нагрузкой, хуже развиваются и адаптируются к жизни в социуме. Для меня полезно было узнать о этнической предрасположенности к тому или иному темпераменту у детей. Генетическая наследственность и среда оказывают решающее влияние на развитие ребёнка. Поэтому психологам необходимо обращать внимание на семьи с эмоционально неустойчивыми родителями. С родителями и детьми нужно вести профилактическую работу, для предупреждения всевозможных психологических травм и искажений нормального развития у последних. Спасибо за статью.
Я считала, что темперамент у ребенка проявляется к 3-7 годам, была удивлена, что согласно статье, особенности темперамента заметны в первые дни жизни ребенка. Получается, поведение ребенка в младенчестве обусловлено не только особенностями его рождения и внутриутробного развития, состоянием здоровья, но и определенным темпераментом, который заложен генетически. Узнала про 3 личностых характеристики: эмоциональность, общительность,активность. Согласна,что есть связь темпераметра с жизненным опытом человека. У себя я это замечаю. В детстве я была общительным,активным ребенком, ярко проявляющим свои эмоции.С течением жизни и с ее трудностями характер у меня стал меняться к 11-13 годам.Я стала замкнутой, менее общительной, закрытой, в связи с этим, как указано в статье у меня появились комплексы,скромность и страх незнакомых компаний. Удивило, что высокий уровень отклонений в поведении в старшем возрасте бывает у бывших трудных младенцев, поэтому важно окружение и отношение к ребенку в начале жизни.
Любопытная статья, в которой рассматривается связь генетики с характером ребенка. Тут тоже не все так однозначно, как и с интеллектом. Некоторые черты передаются генетически, а некоторые воспитывает среда. Интересно, что существуют различия в темпераментах и у разных этнических групп. Оказалось, что у «сложных» младенцев часто бывает «сложная» жизнь. В личном плане я видела у своих детей, что темперамент – врожденная характеристика, и как среда затем вносит свои коррективы. В профессиональном плане данная статья дает более глубокое понимание того, с чем можно работать и к каким результатам затем можно прийти, а на что повлиять невозможно в силу генетических особенностей.
Спасибо за статью,из нее для себя отметила,что одними из самых важных факторов,влияющих на темперамент,являются среда, в которой рос и развивался человек, условия и обстановка в семье,поэтому если,допустим, с самого детства подавлять ребенка,ограничивать его активность и обрывать инициативу,можно сфармировать из него флегматика или меланхолика. Ну и наборот,если эту инициативу и активность поощрять,то из него может вырасти сангвиник независимо от его изначальной предрасположенности. Так же поняла,что темперамент и характер-не одно и то же, характер формируется под влиянием общества, окружающей среды и других сторонних факторов, а тип нервной системы- врожденный,но человек со слабым типом нервной системы сможет, при обределенных условиях и приложенных усилиях, выработать у себя сильный и волевой характер.
Из статьи я узнала о развитии ребёнка со стороны характеристик его личности. Так, темперамент, включающий в себя эмоциональность, общительность, активность, начинает проявляться уже в раннем детском возрасте. При этом, около 10℅ детей имеет «сложный» темперамент, который выражается как в физиологических, так и в поведенческих отклонениях от нормы. Это приводит к тому, что с возрастом они чаще имеют проблемы в школе и семье. Девиантное поведение как следствие низкой способности к адаптации, постоянное недовольство чем-либо, может провоцировать нарушение правил социума и формирование зависимости от психо-активных веществ.
В профессиональном плане мне интересен механизм поддержания и закрепления «сложного» темперамента у ребёнка. Являясь фактором стресса для своих родителей, дети вызывают аналогичную реакцию по отношению к себе. Вырваться из этого круга взаимного раздражения, гнева, претензий, сопротивления действительно трудно без профессиональной помощи со стороны.
Также для себя сделала вывод: наличие того или иного темперамента определяет качество получаемого жизненного опыта. Несмотря на то, что темперамент основывается изначально на наследуемых характеристиках, в процессе жизни он изменяется через взаимодействие с окружающей средой.
Меня удивили результаты исследований по поводу наследования детьми психопатологий своих родителей. Оказалось, что психические заболевания передаются генетически и риск их проявлений достаточно высок. Но и в этом случае имеет значение окружение ребёнка, генетически предрасположенного к психическим заболеваниям. Спасибо за публикацию.
Мне очень интересна тема детской психологии, всегда с большим удовольствием изучаю данный вопрос. Из статьи я узнала что темперамент ребенка зависит не только от наследственности но от среды в которой он рос и воспитывался. Младенцев можно разделить на две категории:
с которыми трудно и с которыми легко. Те дети с которыми было трудно в детстве, в старшем возрасте имеют высокий уровень поведенческих отклонений, это связано с тем что таким детям сложнее приспособиться к окружающей действительности,они уязвимы перед стрессом и чаще закрепляют негативный эмоциональный опыт.Меня удивило то что эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха, в более позднем возрасте это приводит к эмоциональной не стабильности. Расстроил тот факт что к психопатологиям наиболее уязвимы дети,
которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем, поэтому считаю очень важным мамам больше отдыхать и беречь себя
для сохранности психики ребенка.
Спасибо за статью! Действительно, темперамент ребенка заметен с самого рождения и описания через слова сложный и простой — более, чем исчерпывающие. У меня двое детей с разными темпераментами. И когда после младенчества с первым, к которому в каждой ситуации надо было искать подход и мир крутился вокруг него, появился второй ребенок, с которым было легко делать всё, что требовала моя жизнь взрослого, то я в изумлении думала «Неужели так бывает?». В тот момент я поняла насколько предельно глупо сравнивать одно родительство с другим. Для меня было интересным и важным узнать, что то, как будет проявляться унаследованный темперамент, зависит от условий жизни и окружения ребёнка и что восприимчивые и ответственные родители в состоянии помочь детям смягчить эту особенность и позволить бывшему трудному ребенку не получить трудную взрослую жизнь. По сути в нашей семье происходит эксперимент на эту тему — сын копия трудного темперамента своего отца. Подход к воспитанию сына отличается. Хоть мы и учитываем «ошибки» родителей мужа, наверняка наделаем своих собственных, но итоговый результат будет определенно любопытен. На текущий момент мы уже видим, что социальная адаптация при таком же наборе наследственных черт (затрудняющих ее), продходит легче.
Очень интересно было узнать, что различия в темпераменте у детей обусловлены еще и этническим признаком. Помню смотрела полудокументальный фильм про детей в нескольких семьях мира, замечала более прихотливое и менее прихотливое поведение этих детей и задавалась вопросом произвольно ли совпало, что есть эти различия или это отражение культурных особенностей. Вот и ответ получила.
В профессиональном плане буду использовать аспект влияния среды на проявление темперамента и психопатологий у ребёнка (что во многом зависит от эмоционального состояния родителя, а значит надо работать с этим состоянием). И кажется не лишним будет исследование вопроса наследственности у клиентов, которые жалуются что у их ребёнка какой-то не такой уровень гнева, не та внимательность, не то поведение в обществе, как они бы хотели видеть в их представлениях на тему «мой ребёнок должен быть..».
Спасибо, очень интересная статья.то что темперамент это вражденная черта мне известно, а вот то,что темперамент ребенка зависит не только от наследственности но от среды в которой он рос и воспитывался интересно. Младенцев можно разделить на две категории: с которыми трудно и с которыми легко. Те дети с которыми было трудно в детстве, в старшем возрасте имеют высокий уровень поведенческих отклонений, это связано с тем что таким детям сложнее приспособиться к окружающей действительности,они уязвимы перед стрессом и чаще закрепляют негативный эмоциональный опыт. В детстве их отличает плохое качество сна, постоянная тревожность, сложность адаптации в новых местах, зависимость от матери. Матерям так же сложно с таки детками и тут образуется замкнутый круг.такие детки уже с детская закрепляется негативный опыт гораздо больше, чем дети из другой группы, с которыми легко, которые мало плачут, не капризный в целом и легко и с интересном познаются новые места, с таки детками родители имеют возможно не затормаживать свою жизнь и развитие, постоянно общаться с друзьями и путешествовать.темперамент проявляется в зависимост от условий жизни, социального статуса семьи и окружения ребёнка.именно поэтому родителям очень важно быть готовыми к появлению детей, заниматься своей психологической и эмоциональной устойчивость.
В результате прочтения данной статьи я познакомилась с такими понятиями как: Темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение.Узнала что такое темперамент-это индивидуальные биологические особенности человека и проявляются в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции.В профессиональном плане данная статья помогает правильно объяснть поведение ребенка его родителям напрямую связанную с его индивидуальностью и генетикой поколений в их семье, немало важно напоминать родителям об окружающей среде и самой реакции родителям.Я в личном плане убедилась,что темперамент передается по наследству, так я замечаю сходства между поколениями.В любом случае воспитание,любовь и забота корректирует любой характер и темперамент.
Узнала об особенностях темперамента, эмоциональности, общительности и активности детей. Темперамент проявляется уже в первые дни после рождения. Удивительно, но дети из одной семьи могут иметь совершенно разный темперамент. Тип личности может зависеть как от генетики, так и от полученного жизненного опыта и окружающей среды. Трудным в раннем детстве детям, как правило тяжело взаимодействовать с окружающим миром и во взрослом возрасте. Такие дети получают больше психологических травм из-за низкой стрессоустойчивости. Также они чаще получают негативный опыт, в том числе и от родителей. Такие дети сами являются источником стресса для своих матерей и отцов. А те в свою очередь, чаще срываются на детей. Позитивным моментом является то, что темперамент поддаëтся корректировке. Ответственные и спокойные родители могут создать благоприятную среду для развития ребëнка. Исследования показали, что наследственность играет весомую роль в эмоциональности, активности и общительности. Темперамент больше зависит от генетики, а его проявления от окружающей среды. Так же я узнала, что различным психическим патологиям больше подвержены дети эмоционально неустойчивых родителей. Очень удивили исследования детей от матерей с шизофренией. Такие дети чаще служат в вооружëнных силах. Непонятно как это связанно, но факт. Для меня данная статья была очень интересна и полезна, так как помогла понять свои особенности и особенности моего ребëнка. Я поняла, что мой темперамент проявлялся уже с рождения, так как мама мне рассказывала, насколько тяжело ей было со мной справляться из-за моих постоянных криков и беспокойства. Так же полученная информация применима в деятельности психолога. Что бы лучше понять особенности другого человека, сначала надо познакомиться с его темпераментом, узнать какой он был в детстве, об окружающей его среде.
Почему-то я думала, что процент «трудных» младенцев больше, чем 10. Хотя, возможно, не все трудности вызваны лишь темпераментом. Так, на нарушения сна, адаптивность, проблемы с кормлением могут влиять и проблемы со здоровьем, проблемы перинатального периода. Отметила, что существует замкнутый круг формирования поведенческих отклонений у трудных младенцев. Здесь как раз видна роль матери – она устает от поведения ребенка, соответственно, выплескивает на него свое раздражение, продолжая формировать «трудную» модель поведения ребенка в дальнейшем. Любопытно, что девиантное поведение как раз в большей степени предопределено генетически. Действительно, во многих медицинских анкетах существует вопрос о наличии психических заболеваний у родственников. Такое поведение как раз определяется проблемами с эмоциональностью, активностью, коммуникабельностью, т.е. теми состояниями, которые в большой степени зависят от генетики. Но тут я увидела и роль среды в виде эмоционально неустойчивых родителей. Таким образом, как и любое развитие и становление человека, и темперамент, и психическое здоровье регулируются как генетически, так и социально, и социум может играть большую роль в профилактике девиантности.
Спасибо за статью. В статье рассматриваются такие качества как, темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение. Темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Раньше считалось что темперамент определен исключительно биологически, однако позже была выявлена его связь с жизненным опытом. Дети со сложным темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт.Эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха. В младенчества подобная тенденция поведения трактуется, как темперамент. В более позднем возрасте диагностируется невротизм и эмоциональная нестабильность.
Благодарю за статью . Из нее я узнала , что темперамент -это врожденные особенности , тип нервной системы . И признаки того или иного темперамента видны уже у младенца . Это стало для меня открытием . Так же интересно было узнать , что исследования показали -чем беспокойнее ребёнок во младенчестве , тем больше трудностей у него появляется в дальнейшем , связанных с общением , адаптацией и коммуникацией . Однако при всем при этом стоит отметить огромное значение среды, в которой растет и развивается ребёнок . Тем самым можно коррелировать и темперамент человека , развивая те , качества , которых не хватает. Еще раз для себя подтвердила мысль о том, что семья , окружение оказывают огромное влияние на формирование ребёнка .
Статья полезна для меня в связи с тем, что у меня растет маленькая дочь, которая каждый день удивляет меня своими навыками, настроением. Каждый день я задумываюсь, с чем связано то или иное ее поведение сегодня, и с какой ноги она встанет завтра. Именно поэтому, информация, которая содержится в статье, очень важна для меня в личном плане.
Я узнала, что такое Темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение.
Для меня оказалось удивительным, что темперамент в раннем возрасте определяется, как «ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно». Потому что, с моим ребенком сегодня просто, а завтра трудно.
Также отметила для себя, что наследственность влияет на эмоциональность ребенка, что я каждый день вижу в своем ребенке. Также мои родители часто замечают, что мой ребенок реагирует на какие-то определенный вещи также, как и я в детстве. До прочтения статьи я считала, что это лишь подражание с ее стороны, сейчас же я узнала, что эмоциональность «передается по наследству».
Несмотря на то, что на проявления темперамента влияет окружение (пример с приемными родителями), есть такие генетические «отклонения», которые в большей степени регулируются генетикой.
Данная статья знакомит нас с понятием Темперамент. Через пояснения и примеры я узнал о личностных характеристиках, которые имеют генетическую основу: эмоциональность, общительность, активность.
А так же какова роль влияния генетики на эмоциональный интеллект. Заметил , что пока знакомился с материалом, не столько понимал написанное, сколько примерял статью на свой опыт. Удивило что мой опыт всецело описан в статье. Как раз относительно недавно я спрашивал у своей мамы, каким ребёнком я был?. И узнал, что был как раз довольно тихим и послушным. Сестра же » трудный тип».
На жизнь это вылилось открытостью к миру с моей стороны и опаской относительно всего у сестры.
И такого наберётся на книгу.
Не плохо, не хорошо, просто факты из жизни( В каждом и плюсы и минусы).
Очередной раз обратил внимание на плодотворную работу окружения , независимо от генетики. И это радует.
Спасибо за полезную статью. Тема детской психологии мне стала интересна с тех пор, как родился мой первый ребёнок. Я согласна с авторами, что темперамент это то, что уже дано нам от природы при рождении. У меня двое детей, однополые — два сына, генетически от одних родителей, росли и воспитывались вместе. И не смотря на это, я не перестаю удивляться, какие они разные люди. Но в одном я уверена точно, что дети не должны быть удобными. Преодолевая трудности в общении с детьми, родители тоже развиваются. А трудности бывают в абсолютно разном возрасте. У меня, например, со старшим сыном больше всего трудностей было в дошкольном возрасте, а с младшим сыном — в подростковом возрасте. И я считаю, что именно мои дети дают мне бесценный опыт, который я применяю в своей профессиональной деятельности.
Данная статья посвящена изучению связи между наследственностью и состояниями человека в которые включены: эмоциональность, активность и общительность. Автор статьи доказывает, что связь между генетикой и темпераментом ребёнка существует, она неоспорима, и наибольшее влияние имеет в младенчестве ребёнка. Однако то, как будет проявляться темперамент зависит по мере взросления от условий жизни ребёнка и накопления им положительного жизненного опыта и именно внутри семьи. Автор статьи говорит о том, что » трудные » младенцы чаще имеют поведенческие отклонения в более старшем возрасте, приводя доказательства, которые меня вполне убеждают в его правоте. Статья заставила меня подумать о том, что если я для себя и моего ребёнка хочу, чтобы мы жили в более здоровом обществе, то мне нужно внимательнее относиться к людям, которые меня окружают, особенно к женщанам имеющим маленьких детей и ограниченные ресурсы.
Из статьи я узнал, что темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Темперамент у младенцев определяется по двум критериям, ребёнок с которым просто и ребёнок с которым трудно.
10 процентов новорождённых детей определяются как сложные. У таких детей в старшем возрасте чаще наблюдаются отклонения в поведении. Так происходит по двум причинам. Во-первых, непокладистому ребёнку сложнее приспособиться к окружающей действительности, в результате чего они чаще получают психологические травмы. А во-вторых такие дети уязвимы перед стрессом, в результате они чаще закрепляют негативный эмоциональный опыт. Для родителей такие дети являются постоянным источником стресса, а те в свою очередь для детей. Когда родители устают от постоянного стресса, то всю усталость от накопившегося раздражения они выплёскивают на детей, то есть всю свою злость они срывают на детях. Получается замкнутый круг.
Бедность, неумелое воспитание и развод родителей так же оказывает негативное влияние на детский темперамент.
Получается, что хоть темперамент и передаётся по наследству, но формируется он в процессе жизни, через взаимодействие с окружающим миром. И важен опыт полученный внутри семьи в начале жизни.
Из статьи я узнал, что темперамент определяет генетика, но как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни.
Так же из статьи я узнал об эмоциональности, активности и общительности.
Спасибо.
Спасибо за интересную и информативную статью! Ребёнок уже рождается с определёнными предрасположенностями характера, которые являются генетически обусловленными. Будет мой ребёнок «лёгкий» или «сложный» зависит от той комбинации генов, которая сформируется при его зачатии. И это действительно лотерея, на которую я не могу повлиять. Но я могу скомпенсировать черты характера «сложного» ребёнка в процессе воспитания, научить его, как поступать в той или иной ситуации. Для этого мне нужно понимать причинно-следственные связи поведения детей, обладать навыками саморегуляции и знаниями в области педагогики и психологии. Мне показалась интересной информация о том, что психическое отклонение » шизофрения» может проявляться у потомства в виде различных психологических расстройств, а не обязательно в чистом виде.
Из материалов статьи я получила информацию о факторах, определяющих проявление темперамента ребенка в его развитии и жизни. Несмотря на то, что раньше считалось, что темперамент (особенности человека, которые проявляются в выражении эмоций, саморегуляции и реакциях) имеет исключительно биологическую основу, доказано, что на проявления темперамента имеют влияние такие факторы, как: наличие у матери ребенка помощи и поддержки (мать, не имеющая достаточной поддержки менее активно реагирует на просьбы ребенка, что вызывает у него резкую реакцию, раздражительность. Тем самым ребенок становится раздражителем для матери и наоборот), наследственность (здесь играют роль такие качества как эмоциональность, уровень активности, коммуникабельность), эмоциональное состояние родителей (например у ребенка, мать которого имеет такое заболевание как шизофрения, риск патологий в поведении больше чем у ребенка, не имеющего такую генетическую основу, несмотря даже на то, что ребенок может быть разлучен с матерью в самом раннем возрасте и воспитываться в приемной семье). Анализируя полученные сведения, я сделала вывод о том, что генетическая основа, полученная от родителей является не менее важным аспектом в развитии и жизни человека чем его социально-экономическое положение, окружение и уровень участия родителей в жизни ребенка.
Прочитав данную статью, я узнала, что темперамент определяется генетикой, но может меняться в зависимости от условий внешней среды. Я всегда думала, что темперамент не меняется с течением жизни, но исследования говорят об обратном. Соответственно, человек может корректировать свой характер, осознавая себя, свои слабые стороны, в определенной мере меняя свою дальнейшую жизнь к лучшему.
Также для меня оказалось интересным то, что темперамент зависит от этнического происхождения. Например, дети китайско-американского происхождения спокойнее ровесников из европейско-американских семей. Также отметила для себя, что дети с высоким уровнем активности в более старшем возрасте склонны к манипулятивному поведению.
Спасибо за статью. Первое, что меня удивило, что особенности темперамента видны уже на первых неделях жизни ребенка. Тип темперамента определяется биологическими факторами, а так же жизненным опытом человека. Например, ребенок в силу своей неуживчивости обусловленной сложным темпераментом, получает большее количество психологических травм нежели более спокойные дети. Т.е, сложный темперамент уязвим перед внешним стрессом. Так же, темперамент поддается коррекции. При наличии у родителя воспитательных навыков и способности к саморегуляции, можно нивелировать беспокойный нрав ребенка, сгладив риск психологических травм. Так же, я с удивлением узнал, что есть различия в темпераменте между этническими группами.
Из статьи узнала,что темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Он начинает обнаруживаться уже в раннем детском возрасте. В этот период развития существуют лишь два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно.
Удивило,что только около 10℅ детей имеет «сложный» темперамент, который со временем выражается как в физиологических, так и в поведенческих отклонениях от нормы. Изучения близнецовых пар показали, что девиантное поведение имеет генетический аспект.
Это приводит к тому, что с возрастом «трудный ребёнок» чаще имеет проблемы в школе и семье. Такие дети могут провоцировать нарушение общественных норм из-за низкой способности к адаптации.
Для себя я сделала вывод,что несмотря на то, что темперамент основывается изначально на наследственности, в процессе жизни он может меняться через взаимодействие с окружающей средой.Ёще хотелось бы поделиться тем,что я наблюдала. Действительно, в семьях,где один из родителей страдает шизофренией,рождается ребёнок,страдающий таким же недугом.У некоторых это передаётся через поколение.
Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что особенности темперамента заметны уже в первые дни после рождения ребенка — это проявляется в выражении эмоций, реакциях и саморегуляции. Бывают удобные и неудобные дети (в кормление, сне, отношением к окружающим). Они могут быть даже в одной семье.
Дети со сложным темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт. Они вызывают стресс у своих родителей, которые в ответ переносят на таких детей свою усталость и недовольство. Это получается как замкнутый круг.
В статье упомянули, что темперамент поддается коррекции. Если родители ответственны и восприимчивы, они вполне способны смягчить сложный темперамент своего ребенка.
В взрослении ребенка обращают внимание на три характеристики, которые имеют генетическую основу: это эмоциональность, общительность и активность.
Эмоциональность располагает к хроническому стрессу, к коммуникабельности относят общительность, желание находится в компании, активность включает в себя энергию.
Я узнала, что генетический фактор оказывает существенное влияние на отклоняющиеся поведение, например невротизм, депрессия или шизофрения. Но также отмечается высокий уровень влияния окружающей среды, в которой растет ребенок.
По моему мнению темперамент- одна из удивительнейших характеристик человека. И как мама двух сыновей тоже могу отметить различия в их темпераменте. Они родились с разницей в 9 лет и в разных жизненных обстоятельствах, и с рождения чувствовалась разница в характерах. Старший был более подвижный и уверенный, мог долго оставаться один в комнате. А младший более спокойный, но не отпускал меня от себя ни на секунду. Хотя, как подтверждается исследованиями, и можно корректировать характер с помощью воспитания, я прикладывала много усилий, чтобы это поправить, но требовательность к вниманию со стороны у них остаётся в том же соотношении. Теперь мне стало понятно почему у моих сыновей такая разная эмоциональность и коммуникабельность. Благодарю за статью.
Интересно было узнать , что особенности темперамента заметны уже в первые дни жизни ребёнка. Хотя как потом показывают исследования, что есть связь темперамента с жизненным опытом. Так же из статьи узнала , что высокий уровень поведенческих отклонений во взрослом возрасте наблюдается у детей, ранее трудных младенцев, и темперамент поддаётся изменению, если родители ребёнка уделят внимание и терпение в воспитании ребёнка, хотя темперамент перелается по наследству. Наследственность больше отражается на эмоциональности, активности и социальных навыках. Так же узнала , что велико влияние среды на развитие психических заболеваний, как и передающихся по наследству. Интересные факты описаны в статье .
Благодарю за статью. Из нового узнала, что, если в раннем детстве ребёнок считался трудным, то у него выше предрасположенность у поведенческим отклонениям в более зрелом возрасте. А также, что темперамент сильно зависит от генетического фона биологических родителей, но вот то, как он будет проявляться(в каких формах и поведенческих реакция)-от атмосферы в семье и окружающей среды.
Читая статью, нашла и чему удивиться. Стало поразительным фактом, что темперамент поддаётся коррекции, стоит только озадачиться этим вопросом родителям. Удивилась и тому, что излишляя эмоциональность в младенчестве может стать фактором хронического стресса, так как такие люди испытывают гипертрофированные эмоции(в том числе и страх). Открытием стал факт того, что изрядная детская активность может быть одним из факторов развития манипулятивного поведения во взрослом возрасте. Ну и в новинку была информация о том, что более подвержены психопаталогиям дети, у которых эмоционально неуравновешанные родители.
В профессиональном плане информации из статьи полезна для понимания связи между событиями детства и поведенческими реакциями во взрослом уровне, а также генетические предрасположенности к определённым реакциям и поведению.
В личном плане отметила, анализируя прочитанное и применяя к своей жизни, что крайне похожа на свою маму реакциями и поведением.
А задумалась о том, насколько важно сохранять своё психическое и не только здоровье, эмоциональную стабильность, быть наблюдательным и корректно выбирать себе партнёра, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей в будущем.
Спасибо за статью! С момента рождения своего ребёнка , интересуюсь такого рода информацией. Скорее всего отношу своего ребёнка к « трудным» младенцам, поэтому в возрасте 10 лет отмечаю в его поведении, отклонения на уровне повышенной возбуждённости. Как оказалось этому есть два объяснения. Первое заключается в том, что непокладистому ребенку сложнее приспособиться к окружающей действительности. В результате чего он чаще получает психологические травмы. Второй неоспоримый факт – дети со сложным темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт. Полагаю, что мой ребёнок относится к первому варианту !
Активность включает в себя энергию и темп движения. Высокий уровень активности подразумевает под собой непослушание, относительно низкий процент комплексов, общительность, тягу к соперничеству. В более старшем возрасте такие дети склонны к манипулятивному поведению.
Продолжительные исследования показали, что темперамент определяет генетика. Однако, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни ребенка. Так что надеюсь, что все можно скорректировать .
Спасибо за статью. Из статьи узнала о формировании темперамента. Темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека, а главное он проявляется в выражении эмоций человека. В профессионально плане было интересно узнать существуют лишь два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно. По мере взросления нужно обратить внимание на три характеристики, которые имеют генетическую основу – это эмоциональность, общительность, активность. У меня двое детей, вспоминая их еще совсем маленькими, с сыном мне было сложнее, чем с дочерью. Сын, как и в примере в статье больше плакал, больше требовал еду, но самое интересное, что мог, есть только привычную для него еду, что то новое отказывался пробовать. Дочь же на оборот с удовольствие пробовала. Что-то новенькое и показывала всей своим видом. Что это вот нравится, а это вот не давайте больше. Самое удивительное и приятное, что она спала всю ночь и не просила еду. Для меня это первое время было совсем не привычно. По мере взросления и темперамент менялся, дочь была более активная и общительная, сын напротив он был активен, но совсем не общителен.
Из статьи я узнала, что темперамент — это не только врожденная характеристика человека, но еще он определяется и жизненным опытом. Меня удивило, что у детей есть различия в темпераменте даже по этническому признаку. Поражает, что существует три личностных характеристики: эмоциональность, общительность, активность. Детей можно поделить на простых и сложных младенцев. Например, мои братья были простыми детьми, а я нет.
В профессиональном плане отмечаю необходимость психологов обращать внимание на семьи с эмоционально неустойчивыми родителями.
В личном плане понимаю, что надо стараться поддерживать гармонию в отношениях всей семьи. У меня это не всегда получается. Однозначно важную роль играют благоприятные условия воспитания и состояния нервной системы родителей.
Спасибо за статью. Как оказалось, около 10 процентов младенцев определяются как «сложные». Это значит, что у них имеются нарушения сна, проблемы с кормление, постоянное недовольство и плач.
Из статьи я узнала, что уже в раннем детстве можно заметить некоторые черты темперамента. И оказалось что есть различие в темпераменте между разными этническими группами людей.
А также, к психопатологиям наиболее уязвимы дети, чьи родители эмоционально неустойчивы. Даже если ребенок был разлучен с матерью страдающей шизофренией, он с большей вероятностью получит себе ментальные проблемы, чем дети с ментально здоровой матерью. Это доказало исследование, где половина семей были с проблемами ментального характера, а половина без. В нем наглядно видна эта разница.
Благодарю за перевод данной статьи. Для меня не является новостью, что темперамент является врожденным фактором личности человека, но его проявление на протяжении жизни является различным. Так интересным фактом является, что даже однояйцевые близнецы могут иметь совершенно различный темперамент, что оказывает непосредственное влияние на последующую жизнь ребенка. Интерес вызвали так же исследования детей, рожденных от матерей с шизофренией, которые наследуют не именно это заболевание, но различные ментальные проблемы. Что дает нам повод утверждать, о важности рассмотрения не только социальных факторов формирования личности, но так же и генетических основ различных девиаций.
Спасибо за перевод данной статьи. Для меня не является новостью, что темперамент является врожденным фактором личности человека, но его проявление на протяжении жизни является различным. Так интересным фактом является, что даже однояйцевые близнецы могут иметь совершенно различный темперамент, что оказывает непосредственное влияние на последующую жизнь ребенка. Интерес вызвали так же исследования детей, рожденных от матерей с шизофренией, которые наследуют не именно это заболевание, но различные ментальные проблемы. Что дает нам повод утверждать, о важности рассмотрения не только социальных факторов формирования личности, но так же и генетических основ различных девиаций.
Благодарю за перевод и редактирование статьи. Из нового я узнала, что темперамент определяется с самого раннего детства. Я познакомилась с такими терминами как эмоциональность, общительность и активность. Эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счёт гипертрофированного чувства гнева и страха. В более позднем возрасте диагностируется невротизм и эмоциональная нестабильность. Тема очень интересная для меня, так как на протяжении всей своей жизни, стараюсь быть очень наблюдательной, как за своим характером и темпераментом, так и за людьми которые находятся в моем окружении. Я согласна с автором ,что социум формирует человека и родителям нужно быть очень внимательными по отношению к своим детям и нести ответственность за то , что читают, смотрят и с кем общаются их дети, и учиться самостоятельно управлять этим процессом, не перекладывать этот процесс формирования личности на школу, или на улицу, или на государство в целом. Соответственно, родитель, беря на себя такую ответственность , должен понимать , чтобы воспитать достойного человека в обществе, ему надо и самому постоянно развиваться, тогда и общество в целом будет психологически и физически здоровым. Также для меня было удивительно, что дети эмоционально стабильных родителей наиболее уязвимы, чем дети эмоционально нестабильных родителей. На себе заметила, что, в момент усталости, бывает проявление резких реакций и грубого поведения моей мамы, что в моем детстве мне это очень не нравилось, а сейчас в своей жизни я это допускаю со своим ребёнком, но, останавливаю себя, анализирую, сажусь с ребёнком разговариваю, прошу прощения за такое поведение, и в спокойной форме объясняю причину своего недовольства в её адрес.
В результате прочтения статьи я узнал о характеристиках личности ребенка. Среди характеристик выделяют темперамент, который проявляется уже в первые моменты жизни ребенка. Темперамент проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Так, детей часто делят на трудных и легких. Под трудными понимают тех, кто часто плачут без повода, тяжело засыпают и плохо спят, требуют повышенного внимания, тяжело адаптируются к различным условиям, капризничают, тяжело идут на контакт, зависимы от нахождения рядом матери. В старшем возрасте у бывших трудных младенцев отмечается более высокий уровень поведенческих отклонений, что связано со сложностями в приспособлении к окружающей среде, а также с большей подверженностью к стрессу и закреплению негативного опыта.
Спасибо за статью!Прочитал про темперамент, узнал что он имеет наследственную составляющую(генетическую) Интересно, что темперамент проявляется с младенчества, это врождённая чёрта, так сформировалась нервная система! Темперамент проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции.С младенчества можно разделить детей на трудных и лёгких. Трудные младенцы плохо засыпают, капризничают, тяжело адаптируются в новых условиях.У таких детей по мере взросления проявляется отрицательное поведение(антисоциальное) соответственно на такое поведение прилетает негативная обратная связь, что способствует психоэмоциональному напряжению и соответственно негативному жизненному и получается замкнутый круг, который приводит к печальным последствиям! Но, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни ребенка.т.е с этим можно работать.
Темперамент человека проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Темперамент передаётся генетически , но формируется окончательно через взаимодействие с окружающим миром , а так же играют большую роль условия жизни ребёнка . Наследственность , вооьще, влияет на огромный ряд состояний человека: уровень активности , страхи, беспокойство, гнев, невнимательность, упорство, поиск ощущений , традиционализм. Однако, наибольшее влияние наследственности отражается на уровне эмоциональности , активности (энергия и темп движения ), и социальных навыков ( общительность , отсутствие комплексов и т.д.)
А так же наследственный фактор оказывает влияние на девиантное поведение. Так, генетически обусловлены невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности , психопатия, и даже шизофрения. В личном плане , соглашусь с авторами статьи , что у новорожденных детей уже проявляется темперамент , и классифицирует их на «трудных» и «легких». Имея двух дочек , могу сказать , что читала рассказ автора о своих детях как будто вспоминая своих . Эта статья помогла мне узнать какие трудности могут быть во взрослом возрасте у детей , которые были «трудными» в младенчестве.
В статье я познакомилась с таким термином как темперамент, узнала что это индивидуальная биологическая особенность человека, в том как человек выражает эмоции, как реагирует на разные ситуации и людей и способен ли контролировать себя и свои эмоции и сдерживать их. Я была удивлена фактом что темперамент определяется генетически и проявляется у детей в первые дни жизни. Для родителей дети делятся на 2 категории: которыми сложно и с которыми просто. Сложно это когда ребёнок с младенчества часто капризничает, плохо спит, плачет когда голоден, но не ест, смена обстановки вызывает страх и стресс и слёзы. Дети становятся стрессом для родителей и наоборот, что приводит к замкнутой деструктивной модели. В старшем возрасте неспособность приспосабливаться приводит к получению психологических травм, такие дети, да и взрослые люди уязвимы перед стрессом, запоминают негативный опыт и концентрируются на нем, что приводит к депрессиям и психическим расстройствам. Благодаря исследованиям выявлена прямая зависимость между раздражительностью ребёнка и привязанностью родителей к нему. Этот негативный круг можно разорвать путём снижения стресса у матери путём поддержки со стороны друзей родственников да и специалистов даже, сменой условий жизни. Эта информация поможет в профессиональном плане при консультациях. Тема социального общения и тревожности мам актуальна. Также темперамент разделяют на три составляющие: эмоциональность, общительность и активность. Эмоциональность выражается в эмоции 1-го порядка — страх и второго порядка — гнев, что приводит при взросления к невротицизму и эмоциональной нестабильности. Общительность определяется стремлением к общению, предпочтением проведения времени в компании. Активность подразумевает энергичное поведение, стремление к соперничеству, общительность. Если ребёнок чересчур эмоционален, необщителен и неактивен, то можно определить как тревожного ребёнка и на ранней стадии минимизировать проблему. Из позитивных новостей — темперамент поддаётся коррекции. Ведь генетика даёт базу, а среда способствует развитию.
Из статьи узнала о таком понятии , как темперамент . Его особенности заметны уже в первые дни после рождения ребёнка. Темперамент проявляется в выражении эмоций , реакциях возбуждения и саморегуляции . В самом раннем возрасте есть два критерия темперамента : ребёнок с которым посто и ребёнок с которым трудно . По мере взросления детей обращают внимание на три личностные характеристики с генетической основой : эмоциональность , общительность , активность . Вполне согласна, что непокладистому ребёнку сложнее приспособиться в жизни , и поэтому он чаще получает психотравмы , уязвим перед стрессом и чаще закрепляем эмоциональный негативный опыт . Самой любопытной информацией , в личном и профессиональном плане для меня, оказалось то , что темперамент передаётся по наследству , и формируется через взаимодействие с окружающим миром .
Спасибо за статью!
Генетические данные и темперамент — это данность.
Я как родитель делаю для себя вывод, что моя задача быть внимательным к ребенку, понять его темперамент, принять как данность и сделать выбор в пользу развития наших отношений.
Важная фраза из статьи: «… темперамент определяет генетика. Однако, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни.»
То есть от того, какой социально экономический статус будет у моей семьи (сколько я буду зарабатывать), какой интеллектуальный уровень будет у меня и жены, и как мы будем реагировать на поведение нашего ребенка (то есть наша эмоциональная устойчивость).
«Так же многолетние наблюдения показали, что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем.» — эту фразу подтверждаю на своем опыте.
Таким образом, нужно сначала самому стать социально-адаптированным и тогда ребенок будет социально-адаптированным.
Из статьи я узнала, что генетика и характер человека взаимосвязаны. Проявления темперамента заметны у ребенка уже с рождения. Темперамент связан с жизненным опытом и поддаётся корректировке в процессе взаимодействия с окружающим миром. От матери и других значимых взрослых зависит, насколько ребёнок со сложным характером научиться саморегуляции. В период младенчества такого ребёнка матери особенно нужна поддержка семьи,так как поведение ребёнка вызывает стресс и несдержанное поведение матери. Монозиготные близнецы похожим образом взаимодействуют с окружающим миром. Дизиготные близнецы могут демонстрировать различный темперамент. Дети со сложным характером чаще получают психологические травмы. Темперамент зависит от этнической принадлежности.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Из статьи я более подробно и внятно на примерах рассмотрел что такое темперамент. Генетическую основу составляют три характеристики эмоциональность, общительность, активность, остальное нарабатывается и изменяется благодаря жизненному опыту. Интересно что во взрослом возрасте если наблюдаются проблемы с психическими отклонениями то велика вероятность что родитель имел подобные трудности. Четко могу отследить что моя мать не социальный человек ведёт затворнический образ жизни. Редко общается даже с родственниками. Я в себе наблюдаю аналогичное сходство. Мне лучше отдохнуть уединившись ни кому не звонить и не встречаться. Это моя точка роста которую показали и тесты и анализ который я провёл.
После прочтения статьи хотела выделить следующее: удивило то, что особенности темперамента заметны уже через несколько дней после рождения и определяются у младенцев они в двух критериях: обычный ребенок и «трудный ребенок». А вот генетическую особенность имеет 3 типа личностных качеств: эмоциональность, общительность и активность. Так же в статье рассказывается адаптивность к реальным внешним факторам «трудного ребенка» ( тут хотелось бы отметить, что все-таки есть определенные характеристики, которые вполне могут быть выраженными).Так же адаптивность может быть проблематичной, если у ребенка существуют дополнительные невзгоды в виде нищеты, плохого воспитания или развода родителей. И в конце части этой статьи хотела сделать ввод: положительные черты характера нужно поощрять, а с отрицательными нужно учить жить(а именно уметь их контролировать).
Благодарю за статью. Очень интересное объяснение влияния генетики и окружающей среды на поведение младенцев и восприятие их взрослыми. В младенчестве детей просто делят на две группы: трудные младенцы и комфортные младенцы. Трудные доставляют неудобства в уходе за ними и естественно вызывают стресс у матери в первую очередь. Комфортные с самого рождения легки в обращении и вызывают умиление. Позже у детей рассматривается сваокупность черт личности, таких как эмоциональность, активность и общительность. Все эти качества непосредственно связаны с темпераментом. Не смотря на генетическую природу черт характера, нельзя отрицать большое влияние окружающей среды на темперамент ребёнка. У терпеливых и образованных родителей даже ребёнок со сложным темперамента имеет шансы на его коррекцию в положительную сторону. В то время как в неблагоприятных условиях этот ребёнок будет ухудшать свои черты личности.
Благодаря прочтению статьи я узнала об особенностях формирования характеристик личности ребёнка. Для себя я разделила выводы из статьи на несколько тезисов:
1.Темперамент ребёнка проявляется уже в первые дни после рождения.
2.Темперамент формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром.
3.Непокладистым детям труднее адаптироваться в реальном мире, поэтому они чаще имеют психологические проблемы и травмы. Темперамент поддаётся корректировке.
4.Сильнейшее влияние наследственности отражается на уровне эмоциональности, активности и межличностных навыках ребёнка.
5.Психоэмоциональные потологии чаще наблюдаются у детей эмоционально неустойчивых родителей.
Меня особенно удивил тот факт, что если в подростковом возрасте ребёнок имеет психологические проблемы, то вероятность того, что его родитель так же имел эти проблемы крайне велика. Спасибо.
Изучая статью, я обратила внимание на три типа личности ребёнка. Эмоциональность, активность и общительность.Как оказалось, эмоциональность с возрастом может перерасти в хронический стресс, так как ребёнку сложно управлять такими эмоциями, как страх и гнев. Интересно было узнать что Активность выражается в непослушании, а в дальнейшем в манипулятивном способе общения с окружающими. Если у ребёнка проблемы с коммуникабельностью, это может привести к закомплексованности, отсутствию друзей, одиночеству.
В статье говорится о значении генетики и окружающей среды на темперамент. И то и другое имеет существенное значение. При правильных взаимоотношениях взрослых с ребёнком, особенности его темперамента можно корректировать:смягчать гнев, помогать развивать навыки коммуникации, правильно реализовывать гиперактивность.
После прочтения этой статьи я узнала о вполне тесной связи между генетикой и темпераментом. И то, что его особенности уже заметны в первые дни жизни. Меня немного удивило то, что у близнецов темперамент может отличаться. У бывших трудных младенцев достаточно высокий уровень появления поведенческих отклонений. У них сложный темперамент, что доставляет стресс им и их родителям. Родители могут не сдержатся и выплеснуть негативные эмоции на них. Круг замкнулся. Но к счастью, темперамент человека поддаётся коррекции и тогда его жизнь станет легче. Таким образом темперамент формируется не только генетической установкой, но и окружающим миром. В профессиональном плане данная статья дала мне понять, что многие психические заболевания имеют генетический аспект. Данная статья натолкнула меня на мысль, что за психическое здоровье детей ответственны их родители.
Спасибо за статью, как всегда оказалась очень полезной для меня. В ней были освещены детские темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение. Особенности темперамента уже виден в первые дни ребенка. Так в одной и той же семье растут дети с разными темпераментами. Далее была рассмотрена наследственность, на многие состояния человека, в который входят: эмоциональность, социальные навыки, осмотрительность, уровень активности, специфические страхи, беспокойство, гнев, невнимательность, упорство, поиск ощущений. Эмоциональность в младенчестве называется темпераментом, его определяет генетика но, каков он будет в своем проявлении зависеть будет от среды, где будет расти ребенок
В профессиональном плане буду использовать выводы из исследований при консультации семей с трудными детьми, что психологическим отклонениям более подвержены дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем. Даже если разлучение с матерью страдающей шизофренией произошло в раннем возрасте, риск развития различных психологических заболеваний ребенка большой.
У меня двое детей, и они, как сказано в статье, один трудный, другой — лёгкий. И разница в их темпераменте действительно была видна с первых дней жизни. Про «трудного» в род.доме говорили: «вот это характер! Мамочка, готовьтесь, растёт требовательный мужчина». Я не понимала, о чем речь — ребёнок и ребёнок, ну плачет, нет, орёт все время, ну что ж теперь. Со временем я с улыбкой вспоминаю слова врачей — растёт действительно требовательный мужчина, у которого высокий уровень возбудимости и низкий уровень саморегуляции. Генетика? Возможно. Есть в кого. Радует сказанное в статье, что темперамент поддаётся коррекции, если рядом терпеливый и устойчивый родитель. Вроде, такой у моего «трудного» ребёнка имеется.
Интересно было прочитать статью про генетику и интеллект. Действительно темперамент ребенка виден с самого рождения. Две мои дочки отличаются полностью противоположным темпераментом. Старшая моя дочь имеет непокладистый характер к ней нужен определенный подход и ей правда, как написано в статье, сложнее приспособиться к окружающей среде, чем младшей дочери. Радует, что темперамент вполне подается коррекции, а также восприимчивые и ответственные родители в состоянии помочь и смягчить особенность ребенка, что важно для меня в личном плане, т.е. есть с чем работать. А в профессиональном плане было полезно, что психопатология ребенка обусловлена эмоциональным состоянием родителя, следовательно необходимо в первую очередь работать с родителем, а не подкручивать «гайки» ребенку.
Спасибо за перевод статьи.
В результате прочтения этой статьи я узнала, что наследственность играет большую роль в жизни человека, начиная с младенчества.
Меня впечатлило, что эмоционально-неустойчивые родители так сильно влияют на будущее своего ребенка. Так же узнала, что к коммуникабельности относится отсутствие комплексов.
Я узнала новый для меня термин такой как темперамент (индивидуальное биологическая особенность человека, которая выражается эмоциями, реакциями возбуждения и саморегуляции, но темперамент может меняться исходя из жизненного опыта).
Меня впечатлило, что к коммуникабельности относится отсутствие комплексов. Видимо у меня они «нормальные такие», что меня это впечатлило. Есть над чем работать)))
В профессиональном плане эта информация мне дает понимание, что и почему бывает с детьми, почему они себя ведут слишком эмоционально, плачут, хоть такие детей меньшая часть. В личном плане эта информация дала мне понять, что у меня есть некоторые не решенные вопросы, которые затрагивались в этой статье. Применима эта информация в жизни для раздумываний и понимания других людей.
Прочтение этой статьи натолкнуло меня на идею, что нужно решать свои комплексы и закрывать вопрос касаемо их.
Благодаря статье я больше узнал о характеристиках личности ребенка. Узнал, что темперамент начинает проявляться уже в раннем детском возрасте. Он включает в себя эмоциональность, общительность и активность. Удивило, что 10% детей имеют сложный темперамент, выражающийся в физиологических и поведенческих отклонениях от нормы. Такая ситуация приводит к тому, что по мере взросления они чаще имеют проблемы в семье и школе. Перманентное недовольство чем-либо, может провоцировать нарушение социальных правил и формирование зависимости. Познакомился с психологическим механизмом поддержания и закрепления сложного темперамента у детей. Данный фактор является стрессовым и для родителей такого ребенка. В профессиональном плане эта информация даёт мне понимание, что самостоятельно справиться с подобной ситуацией может быть затруднительно. Поэтому наличие фактора сложного темперамента может служить сигналом для обращения за помощью к специалисту.
Спасибо за статью. В результате прочтения я узнала, что темперамент ребенка проявляется уже в первые дни после рождения, а так же он формируется в процессе жизни, а именно окружающей среды. Однако темперамент поддается корректировке. Так же в статье указывается, что к психопатологиями более уязвимы дети, родители которых являются эмоционально неустойчивыми. Генетическую основу составляют три характеристики эмоциональность, общительность, активность, остальное нарабатывается и изменяется благодаря жизненному опыту. То есть, даже если в младенчестве ребенок был разлучен с матерью, страдающей шизофренией, он так или иначе все равно получит себе ментальные проблемы, нежели ребенок с ментально здоровой матерью.
Благодарю за статью! Узнала, что темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Интересно, что в самом раннем возрасте существуют лишь два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно. Интересно, что более высокий уровень поведенческих отклонений в старшем возрасте отмечается у бывших трудных младенцев, им сложнее приспособиться к окружающей действительности и находиться в обществе. Данная информация применима в воспитании детей, потому что, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни ребенка и можно повлиять на его формирование.
В статье рассматриваются особенности темперамента. Согласно
исследованиям темперамент определяет генетика, однако, то как он будет проявляться зависит от окружения и условий жизни ребенка.
Мне было интересно узнать, что невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности, маниакально-депрессивный психоз, психопатия, плохое поведение в детском возрасте, все это имеет генетический аспект.
Уже в раннем младенчестве можно разделить детей на две группы, одна из которых «трудный ребенок». Позже в особенностях темперамента выделяют качества эмоциональность, общительность и активность.
Наблюдения так же показали, что изменение социальной среды в лучшую сторону может скорректировать даже генетически заложенные патологии, но полной стабилизации ждать не стоит — человек может только лучше адаптироваться к своим особенностям и жить учитывая свои генетические корни и реакции. Дополнительное стрессовое окружение будет усугублять состояние патологии.
Из статьи я узнал о том, в какой степени темперамент заложен генетически. Я вспомнил свою дочь. В младенчестве она не была «трудным ребенком». Теперь я вижу, что это не только заслуга меня и жены, но и врожденное свойство. В то же время, я увидел, что не всегда проблемы в поведении ребенка — вина родителей. Также важное для меня открытие — поддержка матери со стороны семьи и окружения коррелирует с ее привязанности к ребенку. Для меня это значит, что моей жене нужна моя поддержка, чтобы иметь возможность лучше проявлять свою материнскую роль. Еще я узнал, что эмоциональность, активность и общительность — те характеристики, которые с большей вероятностью имеют генетическое происхождение. Я подумал о том, что когда я жду от людей определенной эмоциональности, активности, общительности, я в каком-то роде иду против их природы. То есть эти характеристики людей нужно скорее принимать.
После прочтения данной статьи я познакомился с различными характеристиками развития личности ребёнка такими как темперамент эмоциональность общительность, активность и проблемная поведение. Меня удивило что у детей с нестандартным темпераментом в дальнейшем может быть проблемная поведение которая связана с его детским воспитанием а именно с тем что в детстве родители могли срываться на данного ребёнка. Профессиональным личностном плане данный информацию дает мне понимание каким образом необходимо взаимодействовать с различными детьми в зависимости от их темперамента и той среды в которой они выросли. главные идеи данной статьи считаю что необходимо уделять детям максимум доброты и любви период их взросления. Спасибо.
Спасибо за статью. В результате прочтения данной статьи я узнала как на личные качества ребенка влияет генетика и отношения в семье. При чем, генетика не влияет характер. Такие качества, как эмоциональность, социальные навыки, осмотрительность, уровень активности, специфические страхи, беспокойство, гнев передаются по наследству. Этому я была удивлена. В продолжение исследований взаимосвязи младенческой раздражительности и материнской привязанностью, в данной статье четко отслеживается влияние на эмоциональность, активность и общительность ребенка не только наследственный фактор, но и окружение ребенка, отношение и воспитание родителей. Доказано, что в неблагополучных семьях, семьях, где родители в разводе у детей ярко выражены стресс, тревожность, необщительность. Эта информация дает мне в профессиональном плане ориентир на корректирование у детей с психологическими проблемами реакций, выявления причины девиантного поведения. В личном плане эта информация мне дает взглянуть на мои отношения со своими детьми с новой стороны.
Спасибо за перевод статьи. Из нее я узнала, как сильно генетический фактор влияет на ребёнка при формировании его характера, эмоциональности, активности и темперамента в целом. Интересно, что различные отклонением такие как суицидальные наклонности, шизофрения, депрессии и невротизм тоже являются плодами генетики и наследственности. Также в статье освящается тот факт, что женщине в период воспитания и ухода за грудным реьенком очень важна поддержка близких и друзей, ее настроение и самочувствие ребенок моментально улавливает и чувствует. За счет этого может сформироваться неправильная связь между матерью и ребенком( ненадежная) и это очень сильно повлияет на будущее ребенка и на его психику.
Благодарю за статью! Из нее я узнала, что темперамент ребенка зависит не только от наследственности но от среды в которой он рос и воспитывался. Младенцев можно разделить на две категории: с которыми трудно и с которыми легко. Любопытно, что те дети с которыми было трудно в детстве, в старшем возрасте имеют высокий уровень поведенческих отклонений, это связано с тем что таким детям сложнее приспособиться к окружающей действительности, они уязвимы перед стрессом и чаще закрепляют негативный эмоциональный опыт. Меня удивило то, что эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха, в более позднем возрасте это приводит к эмоциональной не стабильности. Расстроил тот факт что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем, поэтому данная статья в личном и профессиональном плане натолкнула на мысль о том, что очень важно мамам больше отдыхать и беречь себя
для сохранности психики ребенка.