Сегодня мы приступаем к завершающей главе учебника по психологии детского развития авторов М. Хезерингтон и Р.Д. Парк., которую будем рассматривать до конца этого учебного года.
ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?
Развитие ребенка включает в себя научное изучение изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего периода детства. Всех детских психологов волнуют два основных вопроса связанных с развитием:
- Как дети меняются по мере своего развития?
- Каковы детерминанты (причины приводящие к результату) этих изменений?
Детская психология включает в себя как описание, так и объяснение изменений в развитии детей. Ученым интересно наблюдать, как дети старшего возраста могут научиться решать логические задачи лучше, чем дети младшего возраста, а также подробно описывать улучшение способности младенца хватать предметы или фиксировать возрастающие навыки детей в понимании чувств окружающих. Наблюдаемые конечные состояния, говорят нам о том, что дети могут знать и делать на разных этапах развития. Однако, недостаточно просто описать результаты развития. Современные детские психологи стремятся исследовать причины и процессы, лежащие в основе изменений психики. Именно такой акцент объясняет сдвиги в развитии, которые лучше всего характеризуют определенную область. Данная книга построена вокруг процессов развития, и в ходе нашего исследования современной детской психологии мы рассказываем, как конкретные процессы могут объяснять различные аспекты детского развития.
ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ДЕТЕЙ?
Есть много причин изучать детей. Некоторые причины являются научными, а другие — практическими. С точки зрения ученых, мы изучаем детей, чтобы расширить наши знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие. Многие ученые- бихевиористы (изучают поведение людей и животных) сосредотачиваются на детях, потому что некоторые процессы протекают у них в более простых формах, чем у взрослых. Другие изучают детей, исходя из предположения, что хорошее понимание детского поведения позволит лучше судить о поведении взрослых людей. Психологи развития находят мир ребенка загадочным и увлекательным, а разгадка тайн детства является самоцелью. Другие озабочены определенными практическими и политическими последствиями развития детей. Более качественная информация по этой теме может помочь всем членам общества, заботящимся о благополучии детей (родителям, учителям, законодателям и медицинским работникам). Результаты исследований могут привести к полезным рекомендациям по широкому кругу текущих вопросов, от выбора программ для дневного ухода и преодоления истерик у младенцев и тоддлеров (1-3 года) до последствий поездок на автобусе и телевизионного насилия. Наконец, информация о нормальном развитии способствует ранней диагностике и профилактике проблем.
ВЫБОРКА ФАКТОВ И ВЫВОДОВ О РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Факты и открытия, касающиеся развития детей удивляют, озадачивают и завораживают.
Факт 1: Современные подростки достигают половой зрелости на два года раньше, чем их бабушки и дедушки.
Факт 2: Новорожденные могут узнавать свою мать по запаху.
Факт 3: Дети могут выучить новый язык легче, чем их родители.
Факт 4. Водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей.
Факт 5: Развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек.
Факт 6: Даже однократное употребление кокаина может негативно повлиять на развивающийся плод.
Факт 7: В материнской утробе младенцы уже способны к обучению.
Факт 8: 2-х летние дети испытывают ревность.
Факт 9: Агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник.
Факт 10: Новорожденные дети обладают способностью ходить.
ОБЗОР ТЕМ РАЗВИТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ
К пониманию детского развития можно подходить с разных точек зрения. Некоторые источники предлагают лучшее и более полное описание одних аспектов развития, чем другие. Например, органическая теория Пиаже особенно полезна для объяснения когнитивного развития детей, в то время как теория социального научения Бандуры предлагает отличную перспективу для объяснения социального развития. Теория Фрейда дает объяснение проблем эмоциональной дисфункции, а этологические подходы необходимы при описании развития эмоционального выражения и коммуникации. Многие проблемы и вопросы выигрывают от применения альтернативных точек зрения. Мы все больше признаем, что различные аспекты развития, такие как речь, эмоциональное и социальное поведение, взаимосвязаны. Например, обучение детей происходит в социальном контексте с другими людьми — родителями, учителями и сверстниками. На то, как дети воспринимают окружающую среду, может влиять развитие их двигательных навыков. Если признать связь языка и когнитивного развития, то можно намного глубже постичь их природу. Суммируя все сказанное можно смело заявить о том, что различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий. В репертуаре настоящего исследователя все точки зрения имеют место быть. Ведь в совокупности они могут рассказать нам о ходе и причинах развития детей гораздо больше, чем любая отдельная теория.
ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
- ТЕМА: Описание или процесс развития, что важнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Процесс с акцентом на обработку и на наблюдательное обучение
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Описание и процесс с акцентом на адаптацию
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Процесс с акцентом на аналитические стратегии
ПСИХОДИНАМИКА: Процесс и описание типов личности и психопатологий
ЭТОЛОГИЯ: Процесс и описание поведения в естественных условиях
ЭКОЛОГИЯ: Описание уровней организации окружающей среды и процессов модификации
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Описание влияния нормативных, ненормативных и исторических событий на меняющегося человека в меняющемся мире
- ТЕМА: Биология или окружающая среда, что важнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Окружающая среда
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Взаимодействие между биологией и окружающей средой
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Акцент на окружающую среду, но признание ограничительных биологических факторов
ПСИХОДИНАМИКА: Взаимодействие между биологией и окружающей средой
ЭТОЛОГИЯ: Акцент на биологию, но окружающая среда играет роль в установлении и изменении моделей поведения
ЭКОЛОГИЯ: Основное внимание уделяется факторам окружающей среды, хотя биология не отрицается
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Основное внимание уделяется факторам окружающей среды, хотя биология тоже признается
- ТЕМА: Непрерывность и прерывность развития, что важнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Обработка непрерывности и непрерывное социальное обучение
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Перерыв между стадиями развития
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Непрерывность развития
ПСИХОДИНАМИКА: Фрейд выступал за прерывистые стадии развития в детстве, а Эриксон за прерывистые стадии развития в течении всей жизни
ЭТОЛОГИЯ: Прерывность развития
ЭКОЛОГИЯ: Непрерывность развития
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Непрерывность развития
- ТЕМА: Ранний или поздний опыт, что важнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Важен опыт на всех этапах развития
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Влияние опыта ограничено этапом развития
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Важен опыт на всех этапах развития
ПСИХОДИНАМИКА: Ранний опыт имеет особое значение
ЭТОЛОГИЯ: Ранний опыт имеет особое значение
ЭКОЛОГИЯ: Важен опыт на всех этапах развития
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Важен опыт на протяжении всей жизни
- ТЕМА: Пассивный или активный ребенок
БИХЕВИОРИЗМ: Пассивный ребенок и умеренно активный ребенок
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Очень активный ребенок
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Активный, рефлексивный ребенок
ПСИХОДИНАМИКА: Пассивный ребенок, который в процессе развития становится все более активным
ЭТОЛОГИЯ: Умеренно-активный ребенок
ЭКОЛОГИЯ: Очень активный ребенок
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Очень активный ребенок
- ТЕМА: Ситуационное влияние или личностные характеристики, что сильнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Высокий уровень ситуационного влияния
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Акцент на индивидуальных когнитивных характеристиках
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Важны, как индивидуальные характеристики (стратегии и навыки), так и ситуационное влияние, то есть то, как представлена проблема.
ПСИХОДИНАМИКА: Личностные характеристики
ЭТОЛОГИЯ: Высокий уровень ситуационного влияния
ЭКОЛОГИЯ: Высокий уровень ситуационного влияния (например, условия окружающей среды)
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий уровень ситуационного влияния
- ТЕМА: Связанные с культурой или кросс-культурные универсальные принципы, что важнее?
БИХЕВИОРИЗМ: Кросс-культурные универсалии
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Кросс-культурные универсалии
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Кросс-культурные универсалии, которые связаны с культурой
ПСИХОДИНАМИКА: Кросс-культурные универсалии и принципы, связанные с культурой
ЭТОЛОГИЯ: Кросс-культурные универсалии
ЭКОЛОГИЯ: Принципы, связанные с культурой
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Принципы, связанные с культурой
- ТЕМА: Статус вековых тенденций
БИХЕВИОРИЗМ: Низкий и средний акцент
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Низкий акцент
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Низкий акцент
ПСИХОДИНАМИКА: Низкий акцент
ЭТОЛОГИЯ: Низкий акцент
ЭКОЛОГИЯ: Средний акцент
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий акцент
- ТЕМА: Прикладной или фундаментальный характер исследований и их применения
БИХЕВИОРИЗМ: Высокий уровень фундаментальных исследований, высокая применимость к клиническим и образовательным задачам
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Высокий уровень фундаментальных исследований, средняя применимость к образовательным задачам
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Высокий уровень фундаментальных исследований, высокая применимость к образовательным задачам
ПСИХОДИНАМИКА: Низкий уровень фундаментальных исследований, высокий уровень клинического применения метода
ЭТОЛОГИЯ: Высокий уровень фундаментальных исследований, но применяется редко
ЭКОЛОГИЯ: Высокий уровень фундаментальных исследований, часто применим в социальной политике (профилактика и программы социального вмешательства)
ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий уровень фундаментальных исследований, большая часть используемого материала связана с проблемами старения или с событиями, носящими исторический характера (войны, кризисы).
Не стоит переживать, если данные, представленные в таблице не слишком понятны. В следующий раз мы начнем подробно обсуждать каждый из подходов.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, методы изучения детского развития, теория Пиаже, теория когнитивного развития, теория Бандуры, теория информационных процессов в психологии, психодинамика, теория Фрейда, этология, экологическая психология, психология продолжительности жизни, сравнение психологических методов.
Источник фото: freepic.com
Спасибо за статью. Честно скажу никогда не нравилось читать статьи про детскую психологию, признаюсь было не интересно. Никогда не мог ответить себе на вопрос зачем мне это? Но прочитав стать появилось ощущение что детская психология — это особый мир. И признаюсь завораживающий мир. Где ученые разных направлений таких как бихевиористы, психологи развития, когнитивные психологи, изучают детскую психику в своем направлении и находят в ней что-то свое при этом вносят общий вклад. Я узнал, что есть различные теории детской психологии и каждая теория имеет свое определенное направление на изучение и выявление принципов развития. А факторы, выявленные благодаря изучению, стимулируют к дальнейшему чтению и изучению статей. Если сказать одним словом то детская психология стала мне интересна и теперь с нетерпением буду ждать следующие выпуски.
Спасибо за интересную статью.
Я узнала новые причины зачем нужно изучать детей. Для того чтобы расширить знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие, также что хорошее понимание детского поведения позволит лучше судить о поведении взрослых людей. Я согласна с этим, так как результаты исследований могут привести к полезным рекомендациям. Меня впечатлила выборка фактов и выводов о развитии детей , например один из них, что новорожденные могут узнавать свою мать по запаху. Я познакомилась с психологическими теориями Ж. Пиаже, А. Бандура, З. Фрейда. Например теория Фрейда дает объяснение проблем эмоциональной дисфункции, и что экологические подходы необходимы при описании развития эмоционального выражения и коммуникации.
В профессиональном плане я отметила для себя, что в исследовании все точки зрения имеют место быть, различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий. В личном плане я отметила, что так как пока не имею опыта быть родителем, нет практического опыты для изучения, но в будущем подобные статьи помогут мне в этом более основательно. Также статья натолкнула меня на идею, что комментирование подобных статей привили ко мне интерес к детской психологии.
Приветствую!
Оказалось интересным узнать о количестве усилий и работ по созданию теорий, которые позволили бы понимать, а, следовательно, и управлять детской психологией.
Указанных только в этой статье и только основных теорий я насчитал 72. Что само по себе уже впечатляет. Озадачило соседство теорий «Прерывность развития» и «Непрерывность развития».
Новым для меня оказался указанный факт о том что водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей.
Интересно было бы ознакомиться с объемлющей теорией детской психологии, т.к. многие исследователи, по накоплению какого-то набора фактов, спешат выдать хоть маленькую, но свою узкую теорию (либо обзор теорий).
Первая мысль, пришедшая мне в ходе прочтение данной статьи – это то, что к детской психологии следует относиться в первую очередь как к динамической системе. Поскольку любая система всегда кем-то или чем-то управляема, то и управление должно быть динамическим…
Интересно было ознакомиться с кратким анализом и сравнением основных теорий детского развития.
Я увидела то, что ответы разных теорий на значимые вопросы могут сильно различаться, так как каждая из них придерживается принятых ею принципов и наиболее полно раскрывает один из аспектов детского развития. А поскольку все аспекты взаимосвязаны, то и рассматривать их эффективнее в комплексе, используя данные сразу нескольких теорий.
Также я узнала о важности в исследованиях детского развития составлять не только описание изменений, но и выявлять причины и процессы, их вызывающие и сопровождающие. Причины могут быть научными и практическими. Первые могут помочь в понимании не только основ развития человека, но и в лучшем понимании проблем в любом возрасте, выявлению отклонений от нормы, вторые дают нам конкретные рекомендации в определённых ситуациях.
Удивительно осознавать то, что за каждым фактом из выборки, приведённой в статье, стоят серьёзные, возможно долгосрочные исследования.
Из перечня теорий меня больше всего заинтересовала психология продолжительности жизни, которая исследует изменения развития человека в зависимости от окружающей среды (исторических, политических, экономических и других факторов). Буду ждать более подробной информации о ней и других теориях детского развития.
Спасибо за статью и интересные факты!
Меня удивило, что по агрессивному поведению 8 летнего ребенка можно предположить, что вырастет преступник.
Новое для меня, что развод сказывается на развитии мальчиков больше чем девочек.
Интересны 2 вопроса детского психолога при изучении детской психологии: 1) Как дети меняются по мере своего развития?
2) Каковы причины приводящие к результату этих изменений?
Развитие ребенка включает в себя изменения в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего периода детства.
Мне изучение детской психологии стало интересным, так как понимая как рос и развивался ребенок, я буду лучше понимать поведение взрослых людей.
Новое для меня: органическая теория Пиаже, она для объяснения когнитивного развития детей, теория социального научения Бандуры для объяснения социального развития.
В дальнейшем, я планирую использовать эти знания, т.к. различные аспекты развития детей, такие как речь, эмоциональное и социальное поведение, взаимосвязаны и это мне поможет при общении и в работе со взрослыми людьми
Спасибо за статью. После появления ребёнка тема детской психологии интересна не только с профессиональной стороны, но и как маме. Ведь детская психология включает в себя как описание, так и объяснение изменений в развитии детей, а результаты исследований приводят к полезным рекомендациям по широкому кругу текущих вопросов.
Было интересно ознакомиться с фактами и выводами о развитии детей, представленных в данной статье, из которых для меня было открытием то, что новорождённые дети обладают способностью ходить.
Для понимания детского развития необходимо подходить с разных точек зрения. Некоторые источнтки предлагают лучшее и более полное описание одних аспектов развития, чем другие. Вот почему я считаю, что эта область исследований должна оставаться актуальной, ведь мир ребёнка такой загадочный и увлекательный
Данная статья открыла для меня те факты и выводы о развитии детей, которые вызвали у меня удивление и интерес т.е. я и не предполагала, что проводится столь глубокое изучение развития детей. К примеру факт, что двухлетние дети испытывают ревность, о чём я никогда не задумывалась, заставил меня задать себе вопрос, испытывал ли мой ребёнок ревность в этом возрасте? и самое интересное то, что если бы я знала о данном факте, я бы наблюдала за ребёнком более внимательнее, что позволило бы мне отследить данное состояние и возможно каким-то образом повлиять на него. Иными словами, изучение развития ребёнка даёт возможность заглянуть в мир ребёнка, чтобы стать ближе к нему, понимать его, правильно реагировать в тех или иных ситуациях, чтобы не травмировать его психику.
Спасибо за статью. Для себя я отметила два главных вопроса, которые стоят перед психологом в изучении детского развития. Как меняются дети на пути к взрослению и что является причиной этих перемен? Целью изучения развития детей является понимание процесса изменения человека во время взросления и использование полученных данных в улучшении качества жизни людей. Так же само по себе наблюдение за детьми дает много важной информации о том, как лучше выстраивать процессы взаимодействия в обществе в целом. Например, между родителями и детьми, между образовательными учреждениями, детьми и родителями. Для медицинских учреждений в работе с пациентами всех возрастов. Еще я узнала десять фактов о том, как в современном мире развиваются дети и подробнее разобралась в терминологии об основных теориях.
Статья раскрыла для меня проблематику, которую изучает детская психология. Она сводится к двум основным вопросам, связанных с развитием:
1. Как дети меняются по мере своего развития?
2. Каковы детерминанты (причины, приводящие к результату) этих изменений.
И детская психология включает в себя не только описание, но и объяснение изменений в развитии детей. Мне интересен данный раздел психологии не только ка будущему психологу, но и как отцу. Многие специалисты считают, что воспитание ребёнка происходит до 5 лет (в Японии, например, считают, что до 3-х). Далее следует корректировка моделей поведения, работа с дисфункциональными патернами поведения. К сожалению, на первых этапах развития моего ребёнка, я не уделял должного внимания проблематике детского развития, и, как мне кажется многое было упущено. Увы это довольно частая ситуация в наших реалиях. Поэтому мне необходимо обратить усиленное внимание к материалам статей данного цикла. Надеюсь, что материалы изложенные в данных статьях, помогут мне лучше понять своего ребёнка, понять , что я могу сделать для его эффективного развития. Спасибо за статью.
Благодарю за статью! В статье я познакомилась с двумя ключевыми вопросами, которые волнуют всех детских психологов, и которые лежат в основе большинства исследований детской психики: Как дети меняются по мере своего развития?
Каковы детерминанты (причины приводящие к результату) этих изменений? Несколько фактов, приведенных в статье меня удивили больше всего: 1. В материнской утробе младенцы уже способны к обучению, 2. Новорожденные дети обладают способностью ходить. Это натолкнуло меня на размышления о важности раннего развития детей, которая теперь подкреплена реальными исследованиями и выводами. Даже еще на неродившегося ребенка можно влиять. К сожалению я не обладаю информацией -проводились ли исследования подобного рода. Но многие говорят, что прослушивание классической музыки и чтение вслух позитивно влияет на развитие еще нерожденного ребенка. Второй момент, который безусловно важен в исследованиях детской психологии, — это определение факторов провоцирующих девиантное или дисфункциональное поведение детей. Иначе говоря, ем больше мы знаем о том, что вызывает агрессию у детей -тем больше шансов у родителей этого избежать.
Благодарность за статью! Статья помогла задуматься о важности изучения детской психики и мне как человеку что желает связать свою жизнь с педагогикой и консультированием школьников статья стала глотком воздуха. Я считаю, что сегодня школьное образование выдвигает на передний план задачу воспитать всесторонне развитую личность. И я как современный педагог остро нуждаюсь в знаниях психологии и в особенности в тонкостях развития детской психики, потому как лишь проведя анализ способностей и склонностей ученика, выявив его индивидуальные особенности характера, я могу выстроить гармоничное общение с ребенком и их родителями, вызвать у него интерес к знаниям, составить наиболее верный образовательный маршрут. Статья с точки зрения профессиональной деятельности мне помогает задуматься о том, какую роль психология играет в моей будущей консультативно-педагогической деятельности. Я считаю, что изучение и развитие детской психологии – это основа педагогической деятельности, так как для развития личности ребёнка нужно знать, как эту личность изучить. Именно навык психодиагностики ощутимо помогут мне влиять на качество учебного и воспитательного процесса в той школе, в которой я буду иметь практику психолога, а также на результаты, которые демонстрируют ученики. Знания детской психологии поможет мне учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики, понять сильные и слабые стороны ученика, уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника, создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы, выстроить доверительные отношения с родителями. Благодарю за статью!
Спасибо за статью. В ней структурированы и систематизированы основные теории и перспективы развития. Их количество впечатляет и поражает. Просто громадное число специалистов заняты в этой сфере. И уже проделан большой путь в изучении детской психологии. Мне серия этих статей интересна не только как матери двоих детей, но и как педагогу иностранных языков и психологу, которому нравится работать с детьми и видеть позитивные перемены в их жизнях. Новым для меня стал факт, что развод сказывается более неблагоприятно на развитии мальчиков, чем девочек. Любопытно, что агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник. Думаю, как это предотвратить и чем я могу помочь агрессивным детям и их родителям.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я узнала основные теории детского развития.
Такие как Бихевиоризм, Когнитивного развития (Пиаже), Информационные процессы, Психодинамика, Этология, Экология, Психология продолжительности жизни. Меня впечатлило количество теорий детского развития, отношение к различным темам. Я познакомилась с различными понятиями. Бихевиоризм — акцент делается на обработку и на наблюдательное обучение. Когнитивного развития (Пиаже) — описание и процесс с акцентом на адаптацию. Информационные процессы — процессы с акцентом на аналитические стратегии. Психодинамика — процесс и описание типов личности и психопатологий. Этология процесс и описание поведения в естественных условиях. В личностном плане я поняла, что экология – дает писание уровней организации окружающей среды и процессов модификации. Базовые знания я получила в школе. В профессиональном плане знания по теории Психология продолжительности жизни дает понимание влияния нормативных, ненормативных и исторических событий на меняющегося человека в меняющемся мире. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею внедрения в образовательную программу для изучения теорий детского развития.
спасибо за статью!
В ней я узнала о разных подходах и их основных идеях и положениях о развитий детей. Что развитие ребенка включает в себя научное изучение изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего периода детства. И что в первую очередь психологов волнуют два вопроса- это как дети меняются по мере своего развития, и
каковы детерминанты (причины приводящие к результату) этих изменений.
Детская психология включает в себя как описание, так и объяснение изменений в развитии детей.
Изучение детей необходимо как с научной , так и с практической точки
зрения.ю, т.е мы изучаем детей, чтобы расширить наши знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие, а также информация о нормальном развитии способствует ранней диагностике и профилактике проблем.
К пониманию детского развития можно подходить с разных точек зрения. Некоторые источники предлагают лучшее и более полное описание одних аспектов развития, чем другие. В статье приведен обзор основных теорий и перспектив развития, таких как :БИХЕВИОРИЗМ, ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ),
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ,
ПСИХОДИНАМИКА,ЭТОЛОГИЯ,
ЭКОЛОГИЯ,ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ.
Очень жду продолжения темы, т.к пока сложно ориентироваться в полученной информации и теориях развития.
В результате прочтения статья я узнала , что в изучении детской психологии два основных вопроса : «Как дети меняются по мере своего развития?» и
«Каковы причины приводящие к результату этих изменений? Узнала новый термин «бихевиоризм» — это направление в психологии ХХ века, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Познакомилась с некоторыми причинами изучения детской психологии,
некоторые причины являются научными, а другие — практическими. Ее важно изучать, чтобы расширить наши знания о путях развития. Так же удивили факты и открытия, касающиеся развития детей , которые приведены в статье. В профессиональном плане статья будет полезна при работе с детьми. Благодарю!
В статье ознакомился с различными теориями подхода к детскому развитию. Для себя отметил, что понимание детского развития может помочь судить поведение взрослого человека, т.е. найти причины поведения. Это означает, что исследовав причины, можно добраться до ситуации, в которой возник механизм поведения и эмоцию, которая связывает. Разделив её, взрослый может менять свой стиль жизни. В своей работе я считаю, эти методы можно отрабатывать с зависимыми людьми. Находить ключик к каждому через ознакомление материала, что-то подойдёт. Не всех зависимых можно по одной схеме лечить. Разные подходы нужны. Знаю точно, что все методы работают. Помню, как ко мне применяли один метод и не понимали, что подход нужен другой. Свой опыт мне показал, что вместо того, чтобы рассказывать людям как жить, я интересуюсь как они жили до того, как попали на лечение. Сработал.
Благодарю за перевод данной статьи. Четно, тема детской психологии никогда не привлекала меня и подобная информация казалась мне бесполезной с точки зрения моего практического применения, но данная статья заставила меня взглянуть на эту тему под иным углом, ведь детская психология- основа психологии взрослого человека. Мне представляется необходимым изучение этого вопроса с различных, порой сугубо узких сторон. В детском возрасте происходит формирование психики человека, закладываемся характер и мировоззрение, что несомненно необходимо понимать при работе уже с взрослым клиентом. Интересным стали факты о способности новорожденных детей к ходьбе и ревность со стороны двухлетних малышей.
В статье я познакомилась с тремя интересными частями материала: причинами, по которым стоит изучать детей, факторами развития, которые были открыты в последнее время и кратким описанием теорий развития детей. Конечно узнать и познакомиться с теориями в таком формате сложно. И получилось только понять основные принципы каждой теории. Но было анонсировано, что еще раз подробно будем разбираться с каждой. Из факторов развития наиболее интересными мне показались: дети могут умственно развиваться уже в утробе, сейчас сексуальное развитие происходит раньше на 2 года, чем у наших бабушек и дедушек и что новорожденные дети обладают способностью ходить. Интересно, что здесь имеется ввиду? На мой взгляд изучать развитие детей необходимо для понимания детерминант, которые на него влияют.
В статье я увидела необходимость существования детской психологии как раздела науки. Во-первых, изучение процессов поведения и развития у детей помогает лучше понять эти же процессы у взрослых. Во-вторых, знание детской психологии помогает в педагогике, воспитании детей. Также понимание процессов развития помогает в диагностике и профилактике различных патологических состояний. И наконец, как бонус в изучении, наблюдение за внутренним миром ребенка помогает понять его разнообразие и уникальность. Что касается уже изученных фактов о развитии, меня удивили моменты с водяными кроватями, а также то, что развитие начинается уже в утробе. Поражает также многообразие теорий развития детей. Каждая их них рассматривает определенные аспекты, и для комплексного понимания необходимо опираться на несколько теорий. Интересно будет с ними познакомиться.
Спасибо за статью! Нового для себя узнала, что существует много причин для изучения психологии детей: научные и практические. Удивил меня сам факт, зачем изучают детей, не ожидала, что их так много и такой направленности, например для исследования практических и политических последствий развития детей, те кто изучают людей и животных используют изучение детей так как некоторые процессы протекают в более простых формах, чем у взрослых, некоторые изучают поведение детского поведения для того чтобы лучше понимать поведение взрослых. Познакомилась с выборкой фактов и выводов в развитии детей. Теперь я знаю, что новорожденные могут узнавать свою мать по запаху, в материнской утробе дети могут обучаться, агрессивное поведение 8 летнего ребенка может указывать, что в будущем он может стать преступником, новорожденные дети имеют способность ходить. Познакомилась с различными точками зрения в изучении детского поведения, что конечно же влияет на конечный результат, так как все они взаимосвязаны и могут поведать нам гораздо больше, чем отдельная теория. В профессиональном плане во время консультаций клиентов буду использовать результаты упомянутых в статье направлений в исследованиях. В личном плане заинтересовала психология продолжительности жизни, хотелось бы чтоб в следующих статьях эта тема была освещена.
Спасибо за материал. Было любопытно рассмотреть такую точку зрения, что изучая детей мы изучаем взрослых. Только в более понятной ситуации мотивов и элементов. Так, что действительно подобные материалы позволяют лучше понимать окружающих людей, да и в какой-то степени самого себя. Изучение особенностей поведения и реакций детей, даёт возможность видеть поведение человека в более наглядном и понятном виде, без изощренных интеллектуальных и иррациональных стратегий. Базовые потребности и способы их удовлетворения наглядно можно проследить наблюдая за формирующимся, маленьким человеком. Так, что для получения более полной и объективной картины человеческого взаимодействия, надо начинать с «начала».
Из статьи узнала , что развитие ребёнка включает в себя научное изучение изменений в биологическом , социальном , когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего детского возраста . Детских психологов волнуют два основных вопроса : 1. Как дети меняются по мере своего развития . 2. Каковы детерминанты этих изменений . Детерминанты — это причины , приводящие к результату . Для изучения детей есть научные и практические причины . Изучение детей интересно учёным ещё и тем , что некоторые процессы протекают в более простых формах , чем у у взрослых , и понимание поведения детей , по мнению учёных, даёт ключ к пониманию поведения взрослых. А информация о нормальном развитии способствует ранней диагностике и профилактике проблем. Также статья познакомила меня с выборкой фактов и выводов о развитии детей и с кратким обзором основных теорий и перспектив развития . Информация из статьи больше актуальна для меня в профессиональном , чем в личном плане .
Спасибо за статью!
В данной статье я узнала, что подразумевается под развитием ребенка. Оно включает в себя научное изучение изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего периода детства.
Также в статье разобрали вопрос: зачем изучать детей? Цель может быть разной. Некоторые ученные изучают детей для понимания поведения взрослых, другие для получения знаний о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие. В целом информация, полученная при изучении детей, помогает в понимании многих процессов в жизни.
Для меня были новыми такие слова, как: детерминанты (причины приводящие к результату), ученые- бихевиористы (изучают поведение людей и животных), тоддлеры (дети возраста 1-3 года).
Из статьи было интересно узнать о фактах и выводах о развитии ребенка.
Очень часто слышу фразу : все проблемы из детства, отчасти я согласна с этим, можно сказать утверждением, потому что именно ранний возраст ребенка это фундамент его будущие жизни. Колоссальное значение, я считаю имеет то в какой среде растет и развивается ребенок. Учась в институте я проходила практику в начальных классах и видела как дети отражают своих родителей, как они говорят, как себя ведут, как учатся во многом зависит от благополучия семьи. Я рада что со временем больше родителей озабочены психологическим здоровьем своих детей, читают и изучают детскую психологию, которая у нас есть благодаря ранним исследованиям о детях. И это не современный культ детей, как выражается одна моя бездетная знакомая это желания вырастить эмоционально здорового человека. Спасибо за статью, я с большим интересом читаю про научно доказанные исследования о детях и их психике.
Спасибо за статью. В результате прочтения я узнала, какие существуют основные теории детского развития ( бихевиоризм, теория когнитивного развития, информационные процессы, психодинамика, этология, экология, психология продолжительности жизни), познакомилась с обзором их основных теорий и перспектив развития. Выявила для себя два новых термина: тоддлер ( ребёнок от одного года до трёх) и детерминанты ( причины приводящие к результату). Сделала для себя такой вывод: каждая теория важна и нужна. Рассмотрение субъекта с точки зрения различных теорий дополняет общую картину исследования детской психики. Они не исключают друг друга, а наоборот дают альтернативу в решении поставленных задач.
Прочитав статью, я узнала о различных теориях детского развития. Изучение детей необходимо для того, что бы понимать как они меняются, и какие причины этих изменений. Учёные изучают различные аспекты, им интересно почему что-то получается лучше у старших детей, чем у младших. Они изучают как развиваются навыки. Также интересны причины по которым происходят те или иные изменения. Для одних учëных интересно познать поведение детей, так как на основании этого, можно сделать выводы о взрослых, других волнуют причины возникновения определенного поведения. Поэтому существует множество теорий. По некоторым темам учёные не пришли к единому мнению. Интересно было узнать факты о детях. Удивило, что на мальчиках больше сказывается развод родителей. Для меня статья была полезна, так как она объясняет важность изучения детского поведения и почему теорий так много.
Благодарю за статью. Я узнала, что развитие ребёнка содержит изучение трансформаций в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении во время детства. Я познакомилась с термином детерминанты, что означает причины приводящие к результату.
Для себя я отмечаю необходимость исследовать причины и процессы, лежащие в основе изменений психики, которые позволяют объяснять отклонения в развитии.
Я узнала ряд причин, по которым изучается детское развитие: познать процессы развития, понять поведение взрослых на основе изучения детей, диагностика и профилактика проблем.
Меня впечатлили факты о развитии детей: в материнской утробе младенцы уже способны к обучению; агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник; развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек.
Так же я выделяю пользу от применения альтернативных точек зрения в изучении детского развития.
Из этой статьи я узнала о многообразии подходов в изучении детского развития, а также о том, что том, что различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий. Меня удивили некоторые факты и выводы о развитии детей, полученные в ходе исследований, например, такие как, водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей; развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек; агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник. Также для себя узнала новые термин тоддлер (дети от 1 до 3х лет).
В профессиональном плане я отразила, что изучение детского развития очень важно для работы психолога, и что в все точки зрения подходов исследования имеют место быть. Ведь в совокупности они могут рассказать нам о ходе и причинах развития детей гораздо больше, чем любая отдельная теория. В личном плане я отразила то, что с появлением у меня дочери я неоднократно обращалась к учебникам и другой различной литературе для того, чтобы лучше понимать развитие своего ребёнка и на какие аспекты в определённый этап развития стоит акцентировать внимание.
Изучение специфики развития детей направлено, прежде всего, как мне кажется, на решение вопроса прогнозирования развития социальных отношений в обществе в будущем и поиск методов и способов влияния на него. Зная какой тип общества строится в конкретном социуме, можно увидеть какие конкретные действия, основанные на научных исследованиях, предпринимаются для решения поставленных задач. Мне кажется, что любые исследования, в рамках любых теорий, направлены, прежде всего, на решение прикладных задач, а наука ради науки понятие сомнительное. В профессиональном плане, статья расширила мой кругозор по методикам, теориям и методам исследовательской работы в области психологии, я наметила для себя ряд тем, которые хотелось бы изучить более подробно.
Спасибо за статью! Узнала, что изучение детской психологии очень обширное, а главное детализировано в сферах изучения! Вообще изучение детской психологии способствует расширению знаний о психологии человека, так как чем больше информации есть о детской психологии, тем больше вероятность вырастить менее травмированного ребенка и с адекватным видением мира, с хорошей адаптацией к взрослой жизни. Или помочь психологу более глубоко вникнуть в проблему взрослого человека и понимать что и откуда выходит и почему механизм поведения взрослого человека именно такой и что этому способствовало в детстве. Так же это касается и когнитивности, то есть полученные знания ранее в сфере детской психологии, могут дать понять хорошо ли развивается младенец в своем возрасте, не отстает ли он от сверстников или диагностировать расстройство (например аутизм) и что нужно с этим делать и как помочь ребенку.
Благодарю за статью. Из нее я узнала , что в детской психологии выделяют два основных вопроса : как дети изменяются и каковы причины происходящих изменений . Было очень интересно читать факты о развитии детей . Удивили такие как -современные подростки достигают зрелости на два года раньше , чем их бабушки и дедушки . Развод оказывает более неблагоприятное влияние на мальчиков , чем на девочек . Агрессивное поведение восьмилетнего ребёнка может указывать на то, что он вырастет преступником. Двухлетние дети испытывают ревность . Так же существует множество теорий развития , каждая из них имеет свои особенности. Мне эта тема видится очень интересной, так как на мой взгляд , многих проблем во взрослом возрасте можно избежать , заботясь о психологическом здоровье ребёнка.
Прочитав статью, я начала больше понимать и осознавать для чего нужно изучать теорию детского развития. Чтобы понять, что будет с ребенком во взрослой жизни, понять и предотвратить негативные факторы его развития. Еще я познакомилась с такими понятиями как детерминанты и бихевиористы. Детерминанты — это причины приводящие к результату. Бихевиористы — это ученые изучающие поведение людей и животных. Так же я познакомилась с десятью выборками фактов и выводов о развитии детей. меня удивил тот факт, что в материнском утробе младенцы уже способны к обучению. Я конечно слышала, что с такими младенцами разговаривают родители и они слышат, некоторые даже толкают ножкой или ручкой в живот матери.Но у меня вопрос это и есть обучение воспринимать голос родителей или есть еще что то? Надеюсь что будет еще информация и я более подробно пойму. А в профессиональном плане, теперь понимаю, что чтобы познать всю психику человека, нужно начинать от самого зачатия и до самой смерти.
Спасибо за статью. В ней рассматриваются различные подходы к развитию детей-очень важная составляющая нашей жизни. Важно понимать и отслеживать- как изменяются дети с возрастом и что служит причиной этих изменений? Также я познакомилась с несколькими новыми понятиями для себя-детерминанты- причины, проводящие к результату. Тоддлеры- дети в возрасте 1-3 лет. Удивили многие факты о развитии детей.
1)современные дети достигают половой зрелости на 2 года раньше, чем их бабушки и девушки;
2)Развод более неблагоприятно отражается на мальчиках, чем на девочках;
3)Дети могут выучить язык легче, чем их родители;
4)Агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник и т.д.
Все эти факты меня очень удивили!
Я считаю, что изучая детскую психологию можно многое понять и тем самым иметь рычаги воздействия на проведение взрослых людей. Детская психология задаётся двумя вопросами:
как меняются дети, из поведение, установки, взаимодействие с окружающим миром и какие причины стоят за этими изменениями, что влияет на характер поведения ребенка, на его развитие. Когда я анализирую свои механизмы поведения, как и почему я поступаю в определенных ситуациях, я невольно возвращаюсь к ситуациям в моем детстве, которые сформировали паттерны поведения во взрослом возрасте, поэтому я делаю вывод о том, что невозможно понять что движет человеком в определенных ситуациях, в разные этапы его жизни, не зная что повлияло на него в детстве.
Добрый вечер. Для меня данная статья о важности существования всех подходов и большом выборе инструментов для изучения и корректировки детского развития. Много новой информации, которая заставляет понять то, что я совершенно ничего не знаю, а гранит узконаправленной детской психологии просто необьелем.
Удивили некоторые факты влияния происходящего на детей, а некоторые и вовсе сбили с ног. Например
То что дети обучаются ещё в материнской утробе или то что новорожденные дети обладают способностью ходить… Второй факт хотелось бы проверить.
Отсюда возникает ещё больший интерес: в личном плане к изучению поведения моего ребёнка. Плюс большее количество новой информации для собственного развития и корректировки поведения членов семьи.
В профессиональном плане заметил , что мне по прошествию времени стал легче даваться сложный текст. Это интерестное наблюдение.
Из данной статьи я узнала, что при изучении детской психологии на наиболее продуктивный результат имеют влияние применение несколько способов изучения детской психологии, так, как только при их совокупности, возможен нужный исход. Так при постановке нескольких вопросов, можно собрать целостность картины в данном изучении, это описано в «обзоре основных теорий и перспектив развития», если сложить несколько вариантов для изучения одного из преобладающих в изучении навыков, можно прийти к наиболее достоверному результату. Также я узнала несколько новых для меня фактов и выводом о развитии детей. Например, факт о том, что в материнской утробе младенцы уже способны к обучению. Исходя из вышеизложенного, буду полагаться на данные факты в своей жизни. Спасибо за статью!
прочитав статью я задумалась, зачем я изучаю своего ребенка (пусть я не ученый, но опираясь на знания, черпанные из книг, я «изучаю» свою дочь). В ее воспитании мне помогают знания о том, что дети склонны подражать, о том, почему ребенок может плакать и как вести себя в моменты истерик и многие другие. Опираясь на свои ощущения сейчас, могу точно сказать, что, имея пусть и небольшой, но багаж знаний и опыта о своем ребенке, мне легче справляться с ней, со своими эмоциями и переживаниями в различные моменты нашего взаимодействия. Также из статьи мне в личном плане отразился факт «2-х летние дети испытывают ревность». Я действительно наблюдаю сейчас это в нашей семейной жизни. Когда я обнимаю мужа, дочь бежит к нам и говорит «отпусти, моя мама», а в моменты, когда я говорю мой «папа», дочь убирает мои руки и говорит «моя папа». Точно такие же крики на детской площадке, детском саду или детской комнате: «моя лопатка, ведерко, самокат и многое другое».
А факт № 10 меня подверг в шок. Что новорожденные дети обладают способностью ходить я не могу поверить. Весь неоднократно слышала и читала, что опорно-двигательный аппарат ребенка до 10-12 не готов в ходьбе. Но это опять же мое личное мнение, которые является субЪективным.
Спасибо за статью. Она позволила в общем представить себе, о чём будет говориться в последующих публикациях. Также, я узнала о двух вопросах, волнующих психологов при изучении вопросов развития: как меняются дети в процессе развития и каковы причины для этого, то есть детерминанты. Новым стал термин тоддлеры — это дети в возрасте 1-3 лет.
Удивительными стали факты про современных детей. Например, что половой зрелости они достигают раньше, чем старшее поколение, а именно, на 2 года. Это может также свидетельствовать о том, что подростковый кризис молодеет и наступает раньше, а границы подросткового возраста растягиваются. Поразил факт о том, что уже в двухлетнем возрасте ребёнок способен испытывать чувство ревности. Немало важным стала информация о том, что даже новорождённые дети уже обладают способностью ходить.
Статья дала возможность осознать, что мало знать и быть специалистом в одном направлении психологии, необходимо черпать знания из, как минимум, нескольких, ведь разные направления дают разное толкование одних и тех же феноменов, рассматривая их с разных сторон, то есть, сложится более полная картина.
В профессиональном плане знания различных теорий, методик и их совмещение может сделать работу более продуктивной.
А в личном плане осознала, что информация, полученная из этого раздела, будет полезна для меня, как для будущей мамы, которой необходимо будет наблюдать и изучать собственного ребёнка для его более полноценной жизни.
Спасибо за статью. В этой статье я познакомилась с различными теориями детского развития. Так же познакомилась со следующими терминами. Ученые-бихевиористы- изучают поведения людей и животных. Тоддлер-дети 1-3 лет. Так же я узнала, что есть две причины изучать детей: научная и практическая. С точки зрения ученых, детей изучают чтобы расширить знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие. Например, ученые-бихевиористы отмечают, что некоторые процессы у детей протекают в более простых формах, чем у взрослых. Психологи развития находят мир ребенка загадочным и увлекательным, а разгадка тайн является самоцелью. Результаты исследований могут привести к полезным рекомендациям во многих вопросах, от выбора программ дневного ухода, до телевизионного насилия. В данной статье меня поразил факт о том, что водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей. В профессиональном плане, познакомилась с различными теориями и поняла, что опираться на какую-то одну теорию не нужно, ведь в совокупности можно узнать о причинах развития детей гораздо больше. В личном плане, поняла, что для меня как для родителя, такие темы интересы и хочется еще больше углубляться в детскую психологию.
Добрый день! Благодарю за статью! Интересный вопрос: зачем нужно изучать детскую психологию? Ну как минимум для того, чтобы наблюдать динамику развития нашего социума. Очень интересный факт о том, что сегодняшние подростки достигают половой зрелости на два года раньше их бабушек и дедушек.
Детей нужно изучать, чтобы как можно более эффективно развивать способности конкретного ребенка.
Чтобы обеспечить ребенку безопасное и комфортное для его развития пространство. Заниматься профилактикой возможных психотравм, которые поколениями стандартно наносились детям и это считалось нормой. А потом мы имеем дело с людьми с глубокими комплексами и неврозами, с людьми, которые и сами страдают от своего поведения и окружающим невыносимо с ними взаимодействовать.
В Результате прочтения статьи я познакомилась еще ближе с теорией детского развития. ВЫБОРКА ФАКТОВ И ВЫВОДОВ О РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ были очень полезны для меня, большинством фактом были для меня вновинку,я поделилась ими со своими близкими.В личном плане данная статья отразила для меня такой момент, о факте развития ребенка Факт 6: Даже однократное употребление кокаина может негативно повлиять на развивающийся плод.Меня удивляют многие люди,которые думают,что один раз выпить или покурить или употребить наркотики никак не повлияет на ребенка, и таких родителей много.В профессиональном плане данная статья отражает важность изучения всех процессов психики ребенка, его социального развития, когнитивного и физического.
Благодарю за интересную статью об изучении развития ребенка. Прочитав, я узнала, научное изучение развития ребенка включает в себя не только изучение изменений в биологическом, эмоциональном поведении, но и когнитивном и социальном. Изучая детскую психологию, ученые занимаются не только описанием изменений в развитии детей, но и из объяснением. Следовательно, причинами изучения развития детей являются научные и практические. Меня удивил и впечатлил изложенный в статье список факторов и выводов о развитии детей, особенно о том, что в материнской утробе младенцы уже способны к обучению. Так как теорий к пониманию детского развития много, разделяю мнение автора о том, что теории взаимосвязаны и применять их следует частично совместно. Так и в жизни, мне всегда интересно рассматривать ситуацию или какой-то процесс под разным углом, выслушиваю разные точки зрения. Стараюсь уже не так резко, как раньше, реагировать на рекомендации близких в мой адрес, особенно на те, которые сразу мне не нравятся. А обдумываю полученную информацию и если понадобится, использую ее. Прочитав статью, я впервые познакомилась с основными теориями и перспективами развития. Конечно, не все сразу понятно. С интересом буду ждать более подробных статей о каждой теории. Практически из каждой статьи о детской психологии выношу какую-либо мысль о понимании, наблюдении, общении с дочерью.
Когда читала про факты и открытия, наиболее сильно меня удивил, тот факт, что водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей, очень хотелось бы узнать, почему?
Новое что я узнала, это то, что развод влияет по-разному на детей, оказывается мальчики переносят развод тяжелее чем девочки. Думаю, что развод родителей усиливает агрессию у мальчиков. Меня удивило, что по агрессивному поведению 8-летнего ребенка можно предположить, что вырастет преступник.
Из статьи я узнала о теориях Ж. Пиаже, А. Бандура, З. Фрейда, внесших огромный вклад в изучение и развитие детской психологии. Как я понимаю, то, что ответы разных теорий на вопросы могут различаться.
Я считаю, что статья будет полезна для специалистов психологов и конечно для родителей, так как родителям следует понять, к какому направлению склоняется их ребенок, чтобы сделать процесс воспитания максимально эффективным. Родители очень важны для правильной социализации и развития навыков у детей. Поэтому их обучение азам детской психологии может оказать значительную помощь.
Спасибо за статью. В статье обоснована важность изучения детской психики на всех этапах взросления ребёнка, кратко отражены нюансы развития. А также важность наличия иныормации о нормальном развитии, которая способствует ранней диагностике и профилактике когнитивных и поведенческих проблем. Представленный обзор теорий и перспектив развития дал мне возможность увидеть разнообразие подходов к исследованию развития детей и их психического здоровья. Действительно, я отразила сложность восприятия этой информации в сухом остатке. При этом я согласна, что различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий. Знание и применение на практике нескольких теорий позволит проводить более масштабные исследования с максимально объективными выводами о ходе и причинах развития детей.
Спасибо за статью. Изучение факторов влияющих на развитие детей очень важно. Так как все мы из детства, то зная каким именно образом и под влиянием каких факторов происходили те или иные изменения в ребенке, возможно понять, почему он стал именно таким взрослым и каким именно образом можно корректировать происходящее в поведении. Так же изучая детскую психологию можно понять каким именно взрослым может стать тот или иной ребенок и как его можно адаптировать в случае необходимости. Все подходы, перечисленные в статье, делают упор на ту или иную область и при комплексном изучении дают более полную картину. Эта информация важна для специалистов, работающих с детьми и поможет закрыть имеющиеся пробелы. Так же информация полезна для любого родителя.
Новое в статье — малыши с 1 до 3 лет называются тоддлеры и узнала, что можно предотвратить истерики у младенцев, применив программу из учебника Хезерингтона и Парка.Удивило, что правильный подход и выбор пошаговой программы может диагностировать патологию и обеспечить профилактическую терапию в раннем возрасте.Впечатлило, что недостаточно просто описать результаты развития, но важно и исследовать причины и процессы, лежащие в основе изменений психики ребёнка.Учёные наблюдают, как дети а) меняются в)какие детерминанты приводят к этим изменениям.Наблюдения происходят за биологическими, социальными,эмоциональными, когнитивными изменениями.Конкретные процессы об’ясняют различные аспекты детского развития благодаря фундаментальным исследованиям вышеназванных учёных.Удивило, что продолжительность жизни закладывается ещё в детском возрасте, учитывая исторический характер бытия (войны,кризисы)Все мы родом из детства!
На развитие человека нужно смотреть с разных точек зрения.
В их сравнении и противопоставлении рождается более комплексная и объективная позиция. Каждая теория имеет свои ограничения.
К тому же разные теории появляются в разное время. Для своего времени теория имеет какое-то логичное обоснование, но по мере развития технологий и накопления все новых знаний, что-то в «старых» теориях становится не актуальным, а что-то имеет место быть и до сих пор.
Например, С.В. Cавельев в свое книге «Морфология сознания» (том 1) пишет, что «наши знания о морфофунциональной перестройке памяти не позволяют принять на веру изящные фигуры мысли сторонников психоанализа. Их подходы основаны на структурной неизменяемости и долговременном закреплении ранних детских воспоминаний. Это далеко не так, поскольку мозг очень быстро перестаривается, как это было показано на примере запечатлений. Они, конечно, часто сохраняются, но в крайне изменчивом виде.»
Так что, изучаем, сравниваем и проверяем на практике то, что можно проверить.
Спасибо за статью. После прочтения еще раз убедилась в том, насколько важно изучать все аспекты жизни человека. И самым важным из них(по мнению некоторых теоретиков) является именно детство. Детскую психологию изучаю с большим интересом, потому что, в первую очередь, я мама, во вторую-будущий психолог, который никак не может определиться с направлением развития в этой профессии. Удивило, огромное количество факторов и направлений развития знаний в области детской психологии, из представленных фактов новыми стали: новорожденные дети умеют ходить и про водную кровать для недоношенных детей. Вывод, который я для себя сделала: нам предстоит увлекательное путешествие в просторах детской психологии и его нужно обязательно посетить!
Из статьи я узнала, что существует разные теории развития детей. При этом изучением занимаются психологи различных направлений, что позволяет изучать развитие детей с разных сторон. И благодаря этому удаётся находить ответы на многочисленные вопросы детской психологии. В процессе изучения учёные отмечают изменения в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении детей. Результаты исследования дают большой объём данных по взаимосвязи поведения и развития тех или иных навыков; позволяют предсказывать поведение ребёнка во взрослом возрасте; как влияет окружающая среда на развитие ребёнка, на его поведение, адаптацию в социуме, эмоциональное развитие; какое развитие является нормой.
Спасибо за статью! Я узнала о теориях развития ребенка. Интересно было читать про выборку фактов и выводов о развитии детей.
Факты и открытия, касающиеся развития детей удивляют, озадачивают и завораживают.
Факт 1: Современные подростки достигают половой зрелости на два года раньше, чем их бабушки и дедушки.
Факт 2: Новорожденные могут узнавать свою мать по запаху.
Факт 3: Дети могут выучить новый язык легче, чем их родители.
Факт 4. Водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей.
Факт 5: Развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек.
Факт 6: Даже однократное употребление кокаина может негативно повлиять на развивающийся плод.
Факт 7: В материнской утробе младенцы уже способны к обучению.
Факт 8: 2-х летние дети испытывают ревность.
Факт 9: Агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник.
Факт 10: Новорожденные дети обладают способностью ходить.
Очень интересно было также узнать о теориях Пиаже, Бандуры и Фрейда.
Из статьи я узнал, что всех детских психологов волнуют два вопроса развития: Как дети меняются по мере развития и каковы причины этих изменений? Узнал новый термин детерминанта – причина, приводящая к результату. Меня удивило, насколько важно для детского развития эмоциональное состояние родителей. Оно может оказывать огромное влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Родители должны быть готовыми к установлению эмоционального контакта с ребенком, чтобы создать для него благоприятную атмосферу. Прочтение статьи позволило мне увидеть, как важна роль эмоциональной стабильности и поддержки в развитии ребенка. Также я расширил свои знания об основных психологических концепциях, которые могу применять как в работе с детьми, так и в повседневной жизни. Чтение статьи натолкнуло меня на мысль, что взрослые, работающие с детьми, должны иметь глубокое понимание того, как дети воспринимают и понимают мир. Следует стремиться создать для них условия, в которых они могут нормально расти и развиваться.
В результате прочтения статьи я узнал о некоторых аспектах изучения детского развития. Так, в статье поднимается вопрос, почему ученым интерес вопрос детского развития в разрезе его изучения. Есть несколько ответов на этот вопрос: конечно, необходимость изучения детского развития вызвана желанием понимать сущность человека, его особенности, физиологическую сторону, делать выводы о врожденном и приобретенном. Также часто говорят, что ребенок — это чистый лист, то есть он еще не впитал в себя социо-культурный слой, порожденный человеком, в основном, это существо, живущее инстинктами, по крайней мере на ранних этапах, поэтому, изучая маленьких детей, их развитие можно делать выводы о развитии взрослых.
Из статьи я узнала что изучение изменений развития ребёнка включает биологическое, социальное, когнитивное, эмоциональное поведение. При этом интересными для изучения являются два вопроса: 1. Этапы взросления (наблюдение и описание), и 2. Каковы причины изменений, как происходит процесс стимулирующий изменение. Ведь мышление и способности детей старшего возраста выше чем у младшего возраста, но при этом от ребёнка к ребёнку есть разница в развитии в 1, 2 и 3 года. То что умеет один ребёнок в 1 год, другой может освоить в 3.
Для чего нужны изучения: поведение детей вероятно может показать паттерны поведения взрослых людей, само по себе разгадывать тайну удивительного детского мира — интересно, отследить влияние практических и политических воздействий в течении определенного среза лет( например дети пережившие войну, или экономический кризис, или влияние образования, вовлеченность родителей, разница между большой семьей с бабушками и дедушками и одиночки и тд.), знания помогут учителям, родителям и другим людям заботящимся о детях в становлении и развитии, ранняя диагностика(понимание этапа в соответствии с возрастом в интервале возраста) поможет понять отклонения в развитии и устранить их. Для этого исследования с разных сторон таких психологов как Пиаже, Бандура, Фрейд, помогают комбинированно, гармонично, сбалансированно решить вопрос развития и жизни человека.
Статья прояснила для меня термин «бихевиоризм». Также я узнал, кто такие тоддлеры — дети 1-3 лет. Некоторые факты из выборки удивили меня. Я еще раз задумался о том, что ребенок уже в утробе познает мир и взаимодействует с ним, что подтверждает необходимость бережного отношения к беременным женщинам. Также я подумал о том, что сама будущая мать приобретает ответственность за развитие ребенка еще до его рождения. Я больше узнал о разных теориях развития. Мысль о том, что все они значимы для психолога отозвалась мне. Я часто «грешу» тем, что превозношу эмпатийное консультирование, считая все остальные подходы «недопсихологией». Благодаря статье, я увидел, что прочими подходами и практиками стОит интересоваться, хотя бы для общего развития.
Добрый вечер. Спасибо Всем кто готовил данную статью. Из статьи узнал новое слово детерминант, но использовать его явно не буду. Наблюдение за развитием детей бесспорно в век информационных технологий, играет важную роль. В каждом телефоне есть доступ о результатах наблюдения и программах развития ребенка. Прекрасно если эти знания используются по назначению, а не во вред ребенка. Тогда когда избыток информации у впечатлительного человека, способного найти недостаток у своего ребёнка это беда. Огромный ком знаний, который по сути не имеет ни чего общего с детством, радостью и счастьем. Которое так необходимо ребенку и его родителю. Такое количество теорий которые уже противоречат друг, другу.
Спасибо за интересную статью. Я узнала новые причины зачем нужно изучать детей. Для того чтобы расширить знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие, также что хорошее понимание детского поведения позволит лучше судить о поведении взрослых людей. Прочитав, я узнала, научное изучение развития ребенка включает в себя не только изучение изменений в биологическом, эмоциональном поведении, но и когнитивном и социальном. Изучая детскую психологию, ученые занимаются не только описанием изменений в развитии детей, но и из объяснением. Следовательно, причинами изучения развития детей являются научные и практические. Вывод, который я для себя сделала: нам предстоит увлекательное путешествие в просторах детской психологии и его нужно обязательно посетить!
Из данной статьи я узнала о теориях развития детей, о некоторых фактах и выводах о развитии детей. Впечатлили меня факты о развитии детей, например, то,что новорожденные дети обладают способностью ходить или то, что в материнской утробе младенцы уже способны к обучению. В статье я познакомилась с новыми понятиями, такими как «детерминанты», «тоддлеры». Отметила для себя, что изучение и знания о развитии детей, способствует пониманию детей, пониманию взрослых. И здесь играет роль комплексного изучения. Все теории важны для изучения. Т.к. это позволяет взглянуть с разных сторон на развитие. Нельзя рассматривать развитие ребенка только с одной стороны, я считаю,что это будет некорректно,т.к. ребенок развивается в разных сферах жизни по-разному.
В статье дана информация о развитии детей. Психологов волнует как дети меняются и почему. Ученые изучают детей преследуя различные причины, мне близка такая: чем лучше мы поймем ребенка, тем понятнее нам станут взрослые. В статье представлена любопытная выборка фактов и выводов о развитии детей. Некоторые факты мне понятны и известны, например, я в последние годы наблюдаю, что дети рано взрослеют, а ведь это факт: современные подростки достигают половой зрелости на 2 года раньше чем их бабушки. Некоторые факты меня удивили: водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей и что дети 2 лет уже могут ревновать. Факт про агрессию ребенка 8 лет меня насторожил. Теорий о развитии много и все они дополняют друг друга. Информация и развитии детей мне нужна как родителю и как психологу, ведь если знать о нормальном развитии ребенка, можно рано диагностировать проблему.
Благодарю за статью. Огромное количество направлений развития детской психологии, и мне как новичку объединить это все в своей голове пока, что очень сложно, но очень интересно. Из статьи я узнала , что детских психологов волнуют два основных вопроса связанных с развитием: Как дети меняются по мере своего развития? Каковы детерминанты (причины приводящие к результату) этих изменений? С точки зрения ученых, мы изучаем детей, чтобы расширить наши знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие. Новыми стали для меня факты: новорожденные дети умеют ходить, что водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей, развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек, а так же даже однократное употребление кокаина может негативно повлиять на развивающийся плод, и то ,что в материнской утробе младенцы уже способны к обучению, агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник. Мне кажется, для молодых родителей, такая информация, на этапе зачатия была бы очень актуальна. В личном плане мне была очень полезна эта информация как начинающему психологу и как просто маме, у которой уже дочь вступает во взрослую жизнь, где мои рекомендации, я думаю, ей пригодятся.
Спасибо за статью. В результате прочтения статьи я познакомилась еще ближе с теорией детского развития. Новым термином для меня стало слово «тоддлеры» — детей 1-3 лет. В статье так же структурированы и систематизированы основные теории и перспективы развития. На вопрос: зачем изучать детей, показался очень интересным тот факт, что изучение процессов поведения и развития у детей помогает лучше понять эти же процессы у взрослых. Оказывается, что новорожденные дети могут узнавать свою маму по запаху и в материнской утробе младенцы уже способны к обучению, а двухлетние дети уже способны испытывать ревность.
Знание различных теорий и методик, а так же и их совмещение — помогут сделать работу терапевта более продуктивной.
Из статьи узнала о многочисленных теориях детского развития. Изучение теории детского развития помогает прийти к различным выводам, например, как помочь ребенку дойти до результата. Ученые исследуют развитие детей с разных сторон. Со стороны биологических, социальных, эмоциональных изменений в поведении. Данные исследования описывают и объясняют изменения в поведении ребенка. Было интересным узнать, что существует множество разные теорий детского развития — бихевиоризм, теория когнитивного развития, психодинамика, этология и т.д. Каждая определяет свою точку зрения на изучение разного рода проблем. Новым было узнать факты и выводы о развитии детей, например, такие, как то, что 2-х летний дети испытывают ревность.
Спасибо за материал. Было любопытно рассмотреть такую точку зрения, что изучая детей мы изучаем взрослых. Только в более понятной ситуации мотивов и элементов. Так, что действительно подобные материалы позволяют лучше понимать окружающих людей, да и в какой-то степени самого себя. Изучение особенностей поведения и реакций детей, даёт возможность видеть поведение человека в более наглядном и понятном виде, без изощренных интеллектуальных и иррациональных стратегий. Базовые потребности и способы их удовлетворения наглядно можно проследить наблюдая за формирующимся, маленьким человеком. Так, что для получения более полной и объективной картины человеческого взаимодействия, надо начинать с «начала».
Благодарю за статью! Из данной статьи я узнала новые термины такие как «детермананты» (причины приводящие к результату) и «бихевиористы» (изучают поведение людей и животных). Согласна, что результаты исследований могут привести к полезным рекомендациям по широкому кругу текущих вопросов, от выбора программ для дневного ухода и преодоления истерик у младенцев и тоддлеров (1-3 года) до последствий поездок на автобусе и телевизионного насилия. Наконец, информация о нормальном развитии способствует ранней диагностике и профилактике проблем. Очень нравится читать про факты, действительно некоторых из них меня удивили. Выделила для себя необычный факт такой как, что развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек.