Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы приступаем к завершающей главе учебника по психологии детского развития авторов М. Хезерингтон и Р.Д. Парк., которую будем рассматривать до конца этого учебного года.

ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?

Развитие ребенка включает в себя научное изучение изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении на протяжении всего периода детства. Всех детских психологов волнуют два основных вопроса связанных с развитием:

  1. Как дети меняются по мере своего развития?
  2. Каковы детерминанты (причины приводящие к результату) этих изменений?

Детская психология включает в себя как описание, так и объяснение изменений в развитии детей. Ученым интересно наблюдать, как дети старшего возраста могут научиться решать логические задачи лучше, чем дети младшего возраста, а также подробно описывать улучшение способности младенца хватать предметы или фиксировать возрастающие навыки детей в понимании чувств окружающих. Наблюдаемые конечные состояния, говорят нам о том, что дети могут знать и делать на разных этапах развития. Однако, недостаточно просто описать результаты развития. Современные детские психологи стремятся исследовать причины и процессы, лежащие в основе изменений психики. Именно такой акцент объясняет сдвиги в развитии, которые лучше всего характеризуют определенную область. Данная книга построена вокруг процессов развития, и в ходе нашего исследования современной детской психологии мы рассказываем, как конкретные процессы могут объяснять различные аспекты детского развития.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ДЕТЕЙ?

Есть много причин изучать детей. Некоторые причины являются научными, а другие — практическими. С точки зрения ученых, мы изучаем детей, чтобы расширить наши знания о путях развития и процессах, которые изменяют это развитие. Многие ученые- бихевиористы (изучают поведение людей и животных) сосредотачиваются на детях, потому что некоторые процессы протекают у них в более простых формах, чем у взрослых. Другие изучают детей, исходя из предположения, что хорошее понимание детского поведения позволит лучше судить о поведении взрослых людей. Психологи развития находят мир ребенка загадочным и увлекательным, а разгадка тайн детства является самоцелью. Другие озабочены определенными практическими и политическими последствиями развития детей. Более качественная информация по этой теме может помочь всем членам общества, заботящимся о благополучии детей (родителям, учителям, законодателям и медицинским работникам). Результаты исследований могут привести к полезным рекомендациям по широкому кругу текущих вопросов, от выбора программ для дневного ухода и преодоления истерик у младенцев и тоддлеров (1-3 года) до последствий поездок на автобусе и телевизионного насилия. Наконец, информация о нормальном развитии способствует ранней диагностике и профилактике проблем.

ВЫБОРКА ФАКТОВ И ВЫВОДОВ О РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Факты и открытия, касающиеся развития детей удивляют, озадачивают и завораживают.

Факт 1: Современные подростки достигают половой зрелости на два года раньше, чем их бабушки и дедушки.

Факт 2: Новорожденные могут узнавать свою мать по запаху.

Факт 3: Дети могут выучить новый язык легче, чем их родители.

Факт 4. Водяные кровати могут способствовать развитию недоношенных детей.

Факт 5: Развод более неблагоприятно отражается на развитие мальчиков, чем девочек.

Факт 6: Даже однократное употребление кокаина может негативно повлиять на развивающийся плод.

Факт 7: В материнской утробе младенцы уже способны к обучению.

Факт 8: 2-х летние дети испытывают ревность.

Факт 9: Агрессивное поведение восьмилетнего ребенка может указывать на то, что вырастет преступник.

Факт 10: Новорожденные дети обладают способностью ходить.

ОБЗОР ТЕМ РАЗВИТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ

К пониманию детского развития можно подходить с разных точек зрения. Некоторые источники предлагают лучшее и более полное описание одних аспектов развития, чем другие. Например, органическая теория Пиаже особенно полезна для объяснения когнитивного развития детей, в то время как теория социального научения Бандуры предлагает отличную перспективу для объяснения социального развития. Теория Фрейда дает объяснение проблем эмоциональной дисфункции, а этологические подходы необходимы при описании развития эмоционального выражения и коммуникации. Многие проблемы и вопросы выигрывают от применения альтернативных точек зрения. Мы все больше признаем, что различные аспекты развития, такие как речь, эмоциональное и социальное поведение, взаимосвязаны. Например, обучение детей происходит в социальном контексте с другими людьми — родителями, учителями и сверстниками. На то, как дети воспринимают окружающую среду, может влиять развитие их двигательных навыков. Если признать связь языка и когнитивного развития, то можно намного глубже постичь их природу. Суммируя все сказанное можно смело заявить о том, что различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий. В репертуаре настоящего исследователя все точки зрения имеют место быть. Ведь в совокупности они могут рассказать нам о ходе и причинах развития детей гораздо больше, чем любая отдельная теория.

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

  • ТЕМА: Описание или процесс развития, что важнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Процесс с акцентом на обработку и на наблюдательное обучение

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Описание и процесс с акцентом на адаптацию

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Процесс с акцентом на аналитические стратегии

ПСИХОДИНАМИКА: Процесс и описание типов личности и психопатологий

ЭТОЛОГИЯ: Процесс и описание поведения в естественных условиях

ЭКОЛОГИЯ: Описание уровней организации окружающей среды и процессов модификации

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Описание влияния нормативных, ненормативных и исторических событий на меняющегося человека в меняющемся мире

  • ТЕМА: Биология или окружающая среда, что важнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Окружающая среда

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Взаимодействие между биологией и окружающей средой

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Акцент на окружающую среду, но признание ограничительных биологических факторов

ПСИХОДИНАМИКА: Взаимодействие между биологией и окружающей средой

ЭТОЛОГИЯ: Акцент на биологию, но окружающая среда играет роль в установлении и изменении моделей поведения

ЭКОЛОГИЯ: Основное внимание уделяется факторам окружающей среды, хотя биология не отрицается

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Основное внимание уделяется факторам окружающей среды, хотя биология тоже признается

  • ТЕМА: Непрерывность и прерывность развития, что важнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Обработка непрерывности и непрерывное социальное обучение

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Перерыв между стадиями развития

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Непрерывность развития

ПСИХОДИНАМИКА: Фрейд выступал за прерывистые стадии развития в детстве, а Эриксон за прерывистые стадии развития в течении всей жизни

ЭТОЛОГИЯ: Прерывность развития

ЭКОЛОГИЯ: Непрерывность развития

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Непрерывность развития

  • ТЕМА: Ранний или поздний опыт, что важнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Важен опыт на всех этапах развития

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Влияние опыта ограничено этапом развития

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Важен опыт на всех этапах развития

ПСИХОДИНАМИКА: Ранний опыт имеет особое значение

ЭТОЛОГИЯ: Ранний опыт имеет особое значение

ЭКОЛОГИЯ: Важен опыт на всех этапах развития

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Важен опыт на протяжении всей жизни

  • ТЕМА: Пассивный или активный ребенок

БИХЕВИОРИЗМ: Пассивный ребенок и умеренно активный ребенок

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Очень активный ребенок

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Активный, рефлексивный ребенок

ПСИХОДИНАМИКА: Пассивный ребенок, который в процессе развития становится все более активным

ЭТОЛОГИЯ: Умеренно-активный ребенок

ЭКОЛОГИЯ: Очень активный ребенок

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Очень активный ребенок

  • ТЕМА: Ситуационное влияние или личностные характеристики, что сильнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Высокий уровень ситуационного влияния

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Акцент на индивидуальных когнитивных характеристиках

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Важны, как индивидуальные характеристики (стратегии и навыки), так и ситуационное влияние, то есть то, как представлена проблема.

ПСИХОДИНАМИКА: Личностные характеристики

ЭТОЛОГИЯ: Высокий уровень ситуационного влияния

ЭКОЛОГИЯ: Высокий уровень ситуационного влияния (например, условия окружающей среды)

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий уровень ситуационного влияния

  • ТЕМА: Связанные с культурой или кросс-культурные универсальные принципы, что важнее?

БИХЕВИОРИЗМ: Кросс-культурные универсалии

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Кросс-культурные универсалии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Кросс-культурные универсалии, которые связаны с культурой

ПСИХОДИНАМИКА: Кросс-культурные универсалии и принципы, связанные с культурой

ЭТОЛОГИЯ: Кросс-культурные универсалии

ЭКОЛОГИЯ: Принципы, связанные с культурой

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Принципы, связанные с культурой

  • ТЕМА: Статус вековых тенденций

БИХЕВИОРИЗМ: Низкий и средний акцент

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Низкий акцент

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Низкий акцент

ПСИХОДИНАМИКА: Низкий акцент

ЭТОЛОГИЯ: Низкий акцент

ЭКОЛОГИЯ: Средний акцент

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий акцент

  • ТЕМА: Прикладной или фундаментальный характер исследований и их применения

БИХЕВИОРИЗМ: Высокий уровень фундаментальных исследований, высокая применимость к клиническим и образовательным задачам

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ПИАЖЕ): Высокий уровень фундаментальных исследований, средняя применимость к образовательным задачам

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: Высокий уровень фундаментальных исследований, высокая применимость к образовательным задачам

ПСИХОДИНАМИКА: Низкий уровень фундаментальных исследований, высокий уровень клинического применения метода

ЭТОЛОГИЯ: Высокий уровень фундаментальных исследований, но применяется редко

ЭКОЛОГИЯ: Высокий уровень фундаментальных исследований, часто применим в социальной политике (профилактика и программы социального вмешательства)

ПСИХОЛОГИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: Высокий уровень фундаментальных исследований, большая часть используемого материала связана с проблемами старения или с событиями, носящими исторический характера (войны, кризисы).

Не стоит переживать, если данные, представленные в таблице не слишком понятны. В следующий раз мы начнем подробно обсуждать каждый из подходов.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, методы изучения детского развития, теория Пиаже, теория когнитивного развития, теория Бандуры, теория информационных процессов в психологии, психодинамика, теория Фрейда, этология, экологическая психология, психология продолжительности жизни, сравнение психологических методов.

Источник фото: freepic.com

 

64050cookie-checkДетская психология: Теории детского развития