Сегодня мы завершаем последнюю тему ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ из учебника по детской психологии, который составили Мэвис Хэзерингтон и Росс Парк. Авторы провели колоссальную работу изучив и переработав более 2000 научных исследований, что позволило нам познакомиться с кратким содержанием каждого из них и понять, что же такое на самом деле детская психология с научной точки зрения.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Развитие ребенка – это научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства. Психологи пытаются ответить на два основных вопроса: как дети меняются по мере своего развития и каковы детерминанты этих изменений? В последнее время акцент сделан на процессах, которые производят и объясняют эти изменения.
ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ДЕТЕЙ?
Мы изучаем детей, чтобы расширить наше научное понимание о путях развития и процессах, которые могут изменить его ход, а также чтобы получить практическую информацию и помочь каждому кто заботится о детях, включая родителей, учителей, медицинских работников и политиков.
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Две основные цели исследования детского развития:
1. описание изменений в поведении в процессе развития;
2. выявление процессов или причин развития.
Ответы на эти два вопроса связаны с множеством противоречий, которые продолжают обсуждаться по мере появления новых исследований или разработок.
1) Биологические и экологические влияния давно будоражат умы ученых. Большинство современных теоретиков признают важность обоих факторов, но расходятся во мнениях относительно их вклада. Основной вопрос состоит в том, как биологические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют, вызывая различия в развитии.
2) Пассивные и активные дети. Некоторые специалисты по психологии развития считают, что дети активно формируют, контролируют и направляют ход своего собственного развития, в то время как, другие полагают, что дети являются пассивными объектами влияния окружающей среды.
3) Проблема непрерывности и прерывности развития существует давно. Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс, при котором изменения происходят плавно и постепенно. Другие видят развитие как ряд качественно различных шагов или стадий.
4) Хотя вопрос важности раннего опыта по сравнению с более поздним остается спорным, большинство психологов считают, что для некоторых видов поведения существуют чувствительные периоды, в то время как другие виды поведения остаются открытыми для изменений на всех этапах развития.
5) Относительная важность ситуационных влияний по сравнению с индивидуальными характеристиками в определении того, насколько стабильным будет поведение ребенка в разных контекстах, является еще одним широко обсуждаемым вопросом. Многие решают эту проблему, используя интеракционистскую точку зрения, которая подчеркивает взаимодополняющие роли личности и ситуационных факторов.
6) Психологи развития по-разному оценивают важность культурной среды. Некоторые подчеркивают культурные универсалии, в то время как другие делают акцент на культурный релятивизм. Первые ведут к открытию вне культурных законов развития, а вторые подчеркивают влияние окружения. Несмотря на разногласия, большинство теоретиков согласны с тем, что в теме развития важно учитывать культурный контекст.
7) Теории различаются в зависимости от того, насколько они учитывают долгосрочные изменения в обществе или светские тенденции в описании законов, управляющих поведением детей. Пр этом многие теории признают, что социальные изменения имеют определенное влияние на развитие.
8) Цели исследователей часто не совпадают. Одни хотят знать о законах, лежащих в основе детского поведения, других интересуют ответы на практические вопросы, касающиеся детей. В последнее время различия между фундаментальными исследованиями и практикой стали размытыми, потому что часто первые можно использовать для решения насущных вопросов и проблем.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Теории выполняют две функции. Во-первых, они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся знания в последовательное описание того, как развиваются дети. Во-вторых, они стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения, которые нужно проверить на практике.
Согласно традиционным поведенческим взглядам, развитие — это непрерывный процесс, в котором используются одни и те же принципы обучения на протяжении всей жизни. Ребенок относительно пассивен и формируется факторами окружающей среды, которые модифицируют поведение в форме либо классического, либо оперантного обусловливания. Эти принципы регулярно применяются для изменения поведения детей. Например, мы можем вспомнить, как в одном из исследований гиперактивных детей поощряли за выполнение ежедневных задач в классе.
Теория социального обучения расширила поведенческую перспективу, включив подражание в качестве дополнительной формы обучения. Исследования, основанные на этой точке зрения, привлекли наше внимание как к положительным, так и к отрицательным аспектам влияния телевидения, которое является источником поведенческих моделей для детей. Согласно этой теории, дети избирательны в отношении того, кому и какое поведение они имитируют. Современные версии теории социального обучения включают роль когнитивных факторов в процессе обучения. Ведущим представителем этой точки зрения является Альберт Бандура.
Теория организма описывает ребенка, как активного искателя нового опыта и информации. При адаптации к окружающей среде дети усваивают опыт в соответствии с существующими структурами знаний. Развитие является результатом все более сложной реорганизации психических структур по мере того, как ребенок проходит через неизменную последовательность стадий к более продвинутым уровням когнитивного функционирования. Жан Пиаже — самый известный сторонник этого подхода
Теории обработки информации сосредоточены на опросе детей и на том, как они оперируют информацией для достижения своих целей в конкретных ситуациях. Теоретики этой традиции часто используют компьютерные аналогии и блок-схемы, чтобы помочь описать шаги, связанные с решением проблемы. Такой подход был применен к широкому кругу проблем в исследованиях когнитивного развития и социального поведения.
Психодинамическая теория Фрейда представляет прерывистый взгляд на развитие, согласно которому ребенок мотивирован набором основных биологических влечений, сосредоточенных на сенсорных зонах и различных видах деятельности в первые годы жизни. Согласно этой теории, более поздняя взрослая личность является прямым результатом того, какие влечения в детском возрасте были удовлетворены, а какие нет.
Эриксон расширил теорию Фрейда, включив в нее развитие на протяжении всей жизни, а также социальные и культурные факторы. Теория Эриксона построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждом этапе, а не вокруг инстинктивных побуждений.
Этологический подход использует биолого-эволюционный подход к описанию развития. Этологи часто изучают организацию социального поведения между людьми, наблюдая и описывая поведение в естественных условиях. Они часто ищут сходные модели поведения среди людей и животных, а также в разных культурах, чтобы понять истоки развития.
Экологическая перспектива подчеркивает важность взаимосвязи организма с различными системами окружающей среды, таких как семья, школа, общество и культура. Развитие включает в себя взаимодействие между меняющимися детьми и их меняющимися отношениями с разными экологическими системами. Субъективный опыт ребенка или его понимание окружающей среды и активная роль ребенка в изменении окружающей среды являются важными аспектами этой точки зрения.
Перспектива продолжительности жизни подчеркивает развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Согласно этой точке зрения, изменения в развитии можно проследить до (1) нормативных возрастных событий (например, менархе), (2) ненормативные события (например, развод) и (3) исторические или когортные события (например, Великая депрессия).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, поведенческий подход, теория социального научения, влияние телевизора на детей, оперантное обусловливание, теории детского развития, развитие ребенка с точки зрения науки.
Источник фото: freepic.com
В данной статье подчеркнул для себя выражение: перспектива продолжительности жизни подчеркивает развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Также познакомился с двумя основными целями исследования детского развития:
1. описание изменений в поведении в процессе развития, т.е. видеть динамику развития.
2. выявление процессов или причин развития, т.е. увидеть за счёт чего развивается ребёнок. Удивляет меня тот факт, что многие взрослые думают о том, что развитие происходит в детском возрасте и этого достаточно. Из-за этого происходят трудности у детей в обучении. Взрослые говорят так: мол, я это проходил(а), теперь твоя очередь. И увлекаются образованием ребёнка, а он не учится. Правильно, потому что он копирует модель поведения взрослых: вы не учитесь, а я что, почему я должен? Получается, контролируя детей, взрослые сами лишают себя продолжительности жизни, они её укорачивают. Потому что развивать себя на протяжении всей жизни-это жить своей жизнью в перспективе её продлить. Иначе нерв не хватит на то, чтобы контролировать своих детей, после чего появляются физические недомогания.
Спасибо за статью. Психологи пытаются ответить на два основных вопроса: как дети меняются по мере своего развития и каковы детерминанты этих изменений? В исследовании детского развития есть две цели: описание изменений в поведении в процессе развития и выявление процессов или причин развития.
Большинство современных теоретиков признают важность обоих факторов, но расходятся во мнениях относительно их вклада. Основной вопрос состоит в том, как биологические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют, вызывая различия в развитии. Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс, при котором изменения происходят плавно и постепенно. Другие видят развитие как ряд качественно различных шагов или стадий.
Также теоретики часто используют различные термины для описания одного и того же процесса. Например, одни исследователи говорят о развитии как о непрерывном процессе (например, развитие мозга и развитие языка), другие — о ряде последовательных стадий развития (например, стадия «ребенка» и стадия «взрослого»). Различия между этими двумя подходами к развитию были сформулированы в работе американского психолога Кэрол Гиллиган «Семь стадий детского развития».
В результате прочтения статьи мне удалось обобщить информацию, изученную в блоке теорий детского развития. Так, мне удалось отметить, что в вопросе изучения детского развития, особенностей детской психологии весомое значение имеет большое количество теорий, часто противоположных друг другу — такое противостояние порождает конкуренцию между исследователями, стимулирует их искать новые доказательства, ответы, разные подходы, что в конечном итоге расширяет познания в данной теме для двух сторон. Чаще же всего нет одной единственно правильной теории, полностью описывающей какую-либо конкретную область в развитии детей — в основном этот как раз совокупность разных теорий, правильный ответ находится где-то посередине.
Прочитав статью я закрепила уже полученные знания из предыдущих статей. А именно, зачем изучать детей и что такое развитие ребёнка с научной точки зрения. Изучение развития детей- это описание изменений в поведении в процессе развития и выявления процессов или причин развития. Мне удалось вспомнить темы исследований и повторить теоретические перспективы развития. Теперь я знаю, что теории выполняют две функции. Помогают систематизировать и интегрировать уже имеющиеся знания и стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения. Также,автор статьи кратко описал уже изученные мною теории- это теория социального обучения, теория организма,теория обработки информации, психодинамическая теория Фрейда, теория Эриксона, этологический подход, экологическая перспектива, перспектива продолжительности жизни. Изученная информация из данного блока статей будет для меня полезна как в личном плане, так и в профессиональной сфере.
Эта статья помогла обобщить ранее изученные теории детского развития. Основными целями исследований являются описание изменений поведения в процессе развития, а также выявление процессов и причин развития. Всего было представлено восемь теорий развития детей. Каждая имеет свою точку зрения. Эти теории выполняют две функции. Они помогают систематизировать знания, а также стимулируют исследования, которые в дальнейшем проверяются на практике. У специалистов, которые занимаются изучением детского развития, существуют разные мнения и разные подходы. Среди них выявлено множество противоречий, которые обсуждаются до сих пор. Было интересным сравнить их между собой, отметить сходства и различия.
Я отметила, что такой глобальный пласт, как изучение развития детей, не может ограничиваться одной-двумя методиками и теориями. Все они показывают ту или иную сторону развития, тот или иной аспект, и как раз многообразие теорий позволяет наиболее полно изучить тему. Цели исследований – изучить, что происходит в развитии ребенка, т.е. собрать факты, и понять, почему это происходит, т.е. найти причинно-следственную связь. Статья позволила мне отметить основные пункты каждой теории, увидеть, что некоторые теории возникали сами по себе, а некоторые развивались на основе уже существующих (теории Фрейда и Эриксона). Основное для меня, что звучит в данной статье: развитие – это процесс непрерывный, оно происходит на протяжении всей жизни, в нем значительное участие принимает окружающая среда, опираясь на биологические и эволюционные качества.
Данная статья подвидит итог цикла публикаций посвящённых теориям детского развития. Ценность для меня данной статьи заключается в том, что она позволила систематизировать знания полученные из прошлых публикаций и выявить те темы и вопросы которые были мною не вполне поняты и усвоены. То есть тогда когда я читала краткое изложение одного материала, я смогла вспомнить более подробно ранее изученную информацию, при прочтении другого, у меня возникло чувство новизны, это и позволило увидеть мне свои пробелы. Теперь я могу к ним вернуться и используя дополнительную литературу углубить и расширить свои знания по этим вопросам. Не зря говорят: «Повторение- мать учения!» Повторить пройденное всегда полезно тем, что на ранее изученные вопросы можно взглянуть с неожиданной для себя стороны.
Благодарю за статью, где были обобщены ранее изученные теории детского развития. Где у каждого специалиста своё мнение и свой подход представлен, они помогают систематизировать и интегрировать уже имеющие знания в последовательное описание и стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения, которые в дальнейшем можно использовать на практике. Порадовал меня тот факт, что перспектива продолжительности жизни подчеркивает развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве. С годами тоже пришла к такому выводу, постоянный интерес и изучение окружающего мира, дает мне энергию и силы двигаться вперед, быть активной и полезной себе и близким, собственному ребёнку, и стимулировать их к развитию собственным примером. Статья была полезна как в личном плане, так и в профессиональном.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я повторила и систематизировала материал из предыдущих статей по теме «Теории детского развития». Осознала, что такое развитие ребенка с научной точки зрения, зачем изучать детей, две основные темы исследований и теоретические перспективы развития. На мой взгляд этот блок статей очень полезен, потому что изучение психологии с научной точки зрения очень сложный и трудоемкий процесс. В личном плане эти статьи дали мне возможность познакомиться с новыми терминами, научными работами, теориями и т. д. И понять, какие темы научных работ, мне бы хотелось изучить более подробно, а также может быть провести собственное исследование. Также я задумалась о том, чтобы рассмотреть вариант о поступлении в аспирантура на направления связанные с педагогикой, до этого я рассматривала только математику. В профессиональном плане я смогу применять полученную информацию при работе с детьми.
Спасибо за статью. Все статьи на тему детской психологии для меня были интересны и я многое почерпнуть из них для себя как в личном, так и в профессиональном плане, несмотря на то, что давались они мне нелегко и требовали более глубокого и внимательного размышления, заставляли задуматься над определёнными фактами и проводимыми экспериментами. После их прочтения я разбирали примеры и ситуации из своего окружения, продумывала свои личные моменты, чтобы сделать определённые выводы и объяснить себе причины того или иного поведения своего ребёнка, свое или близких людей. Хочу отметить необходимость в изучении детской психологии, чтобы помочь каждому, кто заботится о детях, включая родителей, учителей,медицинских работников и политиков
Спасибо за статью. В ней рассказано о том, что такое развитие ребенка с научной точки зрения, зачем изучать детей, а также описаны перспективы развития теорий в детской психологии. Также вкратце перечислены основные теории детского развития и их основные положения, то есть обобщены и систематизированы положения предыдущих статей. Любопытно наблюдать за динамикой развития теорий в детской психологии, за новыми исследованиями и экспериментами. Интересно, психология идет по пути все большего количества разрозненных гипотез и теорий, или удастся прийти к какому-то общему выводу? Для меня лично эти знания полезны не только как для мамы двоих детей, но и как для практикующего психолога при работе с детьми и их родителями.
Благодаря опубликованным статьям из учебника по детской психологии я ознакомилась с основными теориями детского развития.
Изучая детей, мы получаем не только научные данные об их развитии (изменении поведения, причинах и процессах), но также имеем возможность применить эти данные на практике.
В процессе развития детей рассматриваются изменения в разных сферах: социальной, биологической, когнитивной и эмоциональной. Существующие теории охватывают, как правило, один или несколько разных аспектов развития или же одни и те же аспекты могут изучаться с разных точек зрения. Большое количество теорий дало мне возможность увидеть развитие ребёнка с разных сторон. Некоторые из них меня заинтересовали больше, другие меньше, но в каждой из них я старалась найти рациональное зерно, которое может помочь мне как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. В дальнейшем я бы хотела научиться комбинировать несколько теорий для улучшения эффективности работы с людьми. Я рассчитывала выбрать для себя лишь несколько теорий детского развития, но поняла, что каждая из них может оказаться более подходящей в конкретном практическом случае. Также я обращаю внимание на процесс преобразования научной информации в прикладные методы, направленные на понимание развития ребёнка и не только, и необходимую его коррекцию.
Так, к примеру, знание теории продолжительности жизни способствовали моему осознанию важности объединения личных контекстов клиента с историческими событиями, происходящими в рассматриваемый жизненный период.
Благодарю всех участвующих в переводе и редактировании учебника по детской психологии М.Хэзерингтона и Р.Парка.
Статья помогла вспомнить то, о чем говорилось в материале указанного блока. Я пришла к выводу, что детская психология настолько важна и обширна, что для ее изучения имеется множество теорий., которые отличаются друг от друга. В очередной раз убедилась, что «конспект» это очень полезная вещь (так я могу назвать указанную статью). Сильнее мне откликается теория Пиаже, теория подражания которого подтверждается у меня дома ежедневно. Начиная с чистки зубов, заканчивая чтением сказок моей дочери мне. Заслуга статей указанного блока в этом есть, ведь благодаря им, в частности, я знаю как это работает, почему ребенок делает так и, напротив, почему не делает так как нужно мне.
Прочитав статью, я для себя ответила на вопрос «зачем я изучаю своего ребенка?». В какой-то степени мой ответ сводится к тому, что я желаю, чтобы воспитание было эффективным и при этом принесло наименьший вред ребенку.
Благодарю за статью . В ней обобщена информация из предыдущих статей данного блока. Изучение детей , их поведения проводится прежде всего для того , что бы понимать их процессы , которые могут дать практическую информацию и помочь заботиться о них родителям , врачам , учителям . В процессе этого изучения преследуют две основные цели -описание изменений в поведении и выявление причин , которые этому поспособствовали . Знания систематизировались в различные теории. Так, теория социального обучения основывается на подражании, как дополнительной форме обучения . А , например , психологическая теория гласит что взрослая личность -результат того, какие влечения в детском возрасте были удовлетворены , а какие нет . На мой взгляд разнообразие теорий , взглядов позволяет выбрать в зависимости от ситуации наиболее подходящую .
Данная статья открыла для меня развитие ребёнка с научной точки зрения, противоречия и теории развития. Читая данную статью я обратила внимание насколько я была далека от вопросов развития ребёнка, я не вдавалась в эту проблематику, точнее не была знакома с данной темой вообще. Одной из составляющих воспитания моего ребёнка связана с удовлетворением его потребностей, иными словами, это тот процесс, который происходит постоянно по мере развития ребёнка, тогда когда изменения в процессе развития ребёнка, почему эти изменения происходят (причина этих изменений) это вопросы, которыми я не задавалась т.к. они не возникали в повседневной жизненной рутине воспитания. Узнавая новое по данной тематике, знакомясь с новыми понятиями, теориями, я делаю вывод для себя, что важно понимать или хотя бы иметь представление, что происходит с моим ребёнком в процессе развития, как можно ему помочь в процессе развитии (помочь раскрыться), не мешать и главное иметь представление об этом для себя, как родитель.
Благодарю за статью! Повторила основные причины исследования, а так же зачем нужно изучать детей. Я думаю что все аспекты, биологические, когнитивные, социальные, важны для изучения детей. Биологические и когнитивные исследования помогают на ранних стадиях выявить патологию у ребенка, посмотреть есть ли у отклонения от нормы, что бы либо предотвратить, либо уже лечить ребенка и выйти на позитивный исход. Закрепила уже знакомые мне теории Фрейда и Эриксона. Так же, до конца поняла важность ситуационных влияний по сравнению с индивидуальными характеристиками ребенка, который могут определить насколько ребенок будет стабилен в своем поведении. Я как женщина, которая готовиться стать мамой беру эти азы на вооружения, потому что хочу нанести как меньше вреда психике своего ребенка и знать, что способствует тому или иному фактору развития.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я узнала о развитии ребенка с научной точки зрения. Меня впечатлила теория Эриксона, которая включает развитие на протяжении всей жизни, социальные и культурные факторы. Я познакомилась с таким психологическим термином как «развитие ребенка». Теперь я знаю, что развитие ребенка изучают психологи через научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства. Эта информация в личном плане дает мне понимание того, что мой сын развивается на протяжении всего периода детства. И на него оказывают влияние генетика, семья, общество среда обитания и экология. Теперь я знаю, что для некоторых видов поведения существуют чувствительные периоды, в то время как другие виды поведения остаются открытыми для изменений на всех этапах развития. Иностранные языки легче для изучения даются в детском возрасте в сравнении со взрослым. Отсутствие начитанности в детском возрасте можно компенсировать во взрослом этапе. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что в развитии ребенка важно учитывать культурный контекст, особенности и традиции. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что при изучении детского развития исследование может содержать по нормативным возрастным событиям, ненормативные события и исторические (когортные) события .
Прочитав статью, я вспомнила предыдущие выпуски статей о теориях детского развития. И для меня самой значимой оказались теории этологической и экологической перспектив развития. Не могу сказать, что остальные мне не понравились, но считаю что эти более значимые, так как ребенок только учится понимать предметы вокруг себя и учится чувствовать боль.
Так же мне понравилась фраза в данной статье «теория организма описывает ребенка, как активного искателя нового опыта и информации». Для меня это говорит о том, что новый родившийся человек делает первые открытия во всём, познает этот мир с нуля. Вспоминая тот момент, когда родилась моя младшая сестренка, наблюдать было очень интересно, следить за ее действиями, первыми попытками встать, потом сделать первые шаги. Она тянула все в рот, то есть ей нужно было попробовать на вкус, чтобы понять что это. Как она училась произносить первые звуки, потом буквы и слова. Я помню как она учила стихи, и по сути тогда было понятно на сколько у нее хорошая память, еще будучи совсем маленькой у нее н когда не закрывался рот, а это значит что сейчас она хороший оратор.
После прочтения данной статьи я узнал по каким основополагающим критериям с точки зрения исследований Мэвиса Хэзерингтона и Росса Парка происходит развитие ребенка . Меня удивила какое разнообразие факторов было рассмотрено и к каким выводом в результате пришли данные психологи . Познакомился с таким понятием как этологический подход к описанию развития , т.е в данном подходе пытаются увидеть элементы человеческой психи в «дочеловеческих» предшественниках .в профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание каким образом происходит развитие ребенка , на что необходимо обращать внимание и как оно может проходить. Главной идеей данной статьи считаю возможность познакомиться с исследованиями . Спасибо .
Статья подытожила всё изученное ранее, касаемое детского развития. Основными причинами, по которым происходит изучение детского развития являются:1. Понимание как дети меняются во времени и что происходит на каждом этапе развития. 2. Какие факторы влияют на развитие детей во внешней среде, и как влияет само окружение ребенка на его становление. Также в этой статье вкратце повторили все изученные теории детского развития. Очевидно, что только в совокупности они полностью описывают детское развитие. И каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Интересно, что ребенка рассматривают не только как пассивного участника своего взросления, но и как активно включенного в этот процесс человека, исследователя и искателя. А взрослый должен быть в этом грамотным помощником.
Статья обобщает информацию всего курса «теории детского развития». Развитие ребёнка с научной точки зрения — это изучение детства, биологического, эмоционального и социального поведения на протяжении всего данного периода. Автор статьи выделяет основные цели изучения детства: исследование изменений ребёнка и изучение причин этих изменений. Также автор перечисляет основные темы теорий детского развития. По каждой теме существуют различные взгляды. Одни учёные утверждают, что окружающая среда больше влияет на развитие, другие, что биологические факторы. Также есть теории утверждающие, что дети сами активно себя развивают, и наоборот, что сами по себе дети не сильно влияют на своё развитие. Ещё теоретики спорят о непрерывности развития, о важности раннего или позднего опыта, о влиянии культурной среды и т.д. Все теории помогают систематизировать знания и прогнозировать поведение детей в будущем. Теории активно изменяются, дополняются новыми знаниями, новыми выводами. Интересно было узнать про различные взгляды. Знание основных теорий необходимы мне для того, чтобы представлять общую картину формирования детской психологии.
С помощью данной статьи я освежил и систематизировал данные из теории детского развития. Вспомнил, что существуют биологическое и экологическое влияния на развитие ребёнка. Вспомнил что есть теории прерывистого (Фрейд) и непрерывного (Эриксон) развития ребёнка. Вспомнил какую роль в развитие играют социально-экономические и культурные особенности среды. Мне ближе теория, по которой развитие- процесс непрерывный , с особенными пиковыми точками, которые имеют как нормативный так и ненормативный характер. В процессе формирования личности надо принимать во внимание как и наследственные биологические особенности так и особенности среды , в которой проживает ребёнок. Все эти обобщённые знания помогают понять лучше понять и скорректировать процесс развития ребёнка. Спасибо за статью.
Статья помогла мне резюмировать и освежить изученный материал по теориям детского развития. Теории развития ребенка необходимы для понимания, изучения и описания путей развития ребенка, факторов, которые влияют на формирование человека, его социализацию и определяющие жизненный путь. Теории развития имеют противоречия, например о пассивности и активности ребенка, где рассматривается вопрос о том, что ребенок сам активно формирует и направляет ход своего развития либо наоборот ребенок является пассивным объектом, на который оказывает влияние окружающая среда. Но все эти противоречия объединяет одна цель- получить знания в области развития человека для возможности применять их в процессе воспитания.
В результате прочтения статьи получилось подытожить все полученные знания по теории детской психологии с научной точки зрения. Нового узнала для себя что такое развитие детей с научной точки зрения, зачем все таки изучать детей, темы исследования из 2000 трудов по изучению, какие бывают теоретические перспективы развития. Поразила статья конечно обилием разнообразных теорий и трудов, что каждая, на мой взгляд очень полезна, например больше всего понравилась , что большинство считают, что развитие зависит от культурного контекста. Так же впечатлила точка зрения, что человек всю свою жизнь развивается. В профессиональном плане такой пласт трудов конечно же пригодиться в работе как с детьми таки с их родителями. В личном плане для себя сделала вывод — развиваться, развиваться и еще раз развиваться!
Спасибо за статью.
В этой обширной статье собраны основные выводы из большой темы изучения развития ребенка.
Изучение ребенка помогает расширить наше научное понимание о путях развития и процессах, которые могут изменить его ход, а также чтобы получить практическую информацию и помочь каждому кто заботится о детях, включая родителей, учителей, медицинских работников и политиков.
Авторами труда было изучено более 2000 научных исследований, что помогает нам понимать детскую психологию с научной точки зрения.
В исследованиях рассматривали: биологические и экологические влияния, пассивность и активность детей, проблема непрерывности и прерывности развития, ранний и поздний опыт, ситуационное влияние и индивидуальные характеристики, влияние культурной среды, влияние изменений в обществе.
Также были изучены теоретические перспективы развития в работах Альберт Бандура, Жан Пиаже, Фрейда и Эриксона.
Вся эта информация в целом дает много знаний, а также погружает в мир исследований и разногласий, а также их преодоление.
Спасибо за статью. Данная статья является, на мой взгляд, обобщающей, так сказать, подводящей итоги.
Действительно, развитие ребенка это сложный, многогранный процесс, который включает в себя исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведениях. Все исследования детского развития призваны расширить научное понимание о путях развития и процессах, которые могут изменить ход этого развития.
Теория детского развития преследует две цели, которые связаны с множеством противоречий – описание изменений поведения в процессе развития, и выявление процессов и причин развития.
Как и в любой научной деятельности в детской психологии существуют свои теории, которые выполняют функции: систематизация и интегрирование знаний в последовательное описание, и стимуляция исследований для прогнозирования поведения с последующей проверкой на практике.
Существует множество теорий развития ребенка, которые были предложены теоретиками и исследователями. Каждая из теорий, обладает определенной индивидуальностью и ставит себе четко размеченные цели, иногда даже противореча друг другу. Но если взглянуть на основы теорий развития ребенка в совокупности, то можно увидеть, что общего между ними гораздо больше, чем противоречий.
Самое главное, что мною было усвоено это то, что несмотря на некоторые разногласия, все теории детского развития преследуют одни цели и задачи- они не противоречат, а гармонично дополняют друг друга.
Проработать 2000 научных исследований -это грандиозная работа. В текущей статье проведен обобщающий интегральный анализ итогов этой работы. Вместе с тем, видимо, так же как физики делают попытки найти общие законы устройства физического мира посредством обобщающих теорий, например, теорией струн, теорией калибровочных полей, общей теорией относительности и т.п., исследователям психологии также предстоит переработать полученные в результате исследований результаты и выводы, и найти обобщающие эти выводы более объемлющие теории. Что хочется отметить мне лично: хотелось бы чтобы результатами этих исследований люди пользовались во благо детей. Потому что мы все знаем как нечистые на руку деятели могут использовать и используют различные открытия и исследования, в том числе в области психологии в своих корыстных целях и в ущерб тем людям, которыми они манипулируют пользуясь такими знаниями.
Статья обобщает ранее полученную информацию по теории детского развития, как я понимаю, на сегодняшний день не существует единой теории, способной дать полное представление о развитии ребенка. Всего было представлено 8 теорий развития детей. Все эти теории взаимодополняют друг друга, так как их авторы используют различные инструменты при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка.
В профессиональном плане, статья будет полезна для специалистов психологов и конечно для родителей, так как родителям следует понять, к какому направлению склоняется их ребенок, чтобы сделать процесс воспитания максимально эффективным. Родители очень важны для правильной социализации и развития навыков у детей. Поэтому их обучение азам детской психологии может оказать значительную помощь.
Благодаря прочтению блока я узнала, что в своем развитии ребёнок проходит изменения в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства, а по теории Эриксона всей жизни. Исследования и подтверждения теорий преследуют две цели: 1 описание изменений и 2 выявление причин развития. В каждой статье я рассматривала одну теорию развития относительно одной или максимум двух областей. Так например узнала о влиянии генов и окружающей среды. Гены имеют важное значение но поддерживающая, стимулирующая, благоприятная среда положительно сказывается на развитии ребёнка. Узнала две точки зрения: 1 дети пассивно впитывают всю информацию из окружающей среды и тем самым развиваются, 2 проявляют активность в изучении окружающей среды и выбирают что изучать. Также размышляла с авторами на тему непрерывного развития или четких скачков(этапов). Поняла что важно учитывать культурный контекст, исторический период и события негативно влияющие на экономику. Узнала что есть социальное обучение, дети подражают значимому человеку или персонажу, а также позитивное и негативное влияние просмотра тв. Рассмотрела развитие ребёнка с точки зрения эволюционной теории, приняла теорию обработки информации как вспомогательного механизма к пониманию когнитивных способностей ребёнка, взаимоотношения ребёнка и разной социальной среды: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема.
Я поняла, что на самом деле все изменения проходят одновременно, это навело меня на мысль, что в связи с этим сложно вычленить что именно влияет на развитие ребёнка и как проявляется, ведь в совокупности всех теорий и всех протекающих процессов ребенок формируется как личность, с уникальным сочетанием черт характера.
Благодарю за статью! Данная статья является заключительной в теме теорий детского развития и суммирует все наиболее популярные теории, описывающие развитие ребенка.
Согласно традиционным взглядам — развитие — это непрерывный процесс в котором ребенок — пассивный объект.
Теория социального обучения описывает ребенка как активного участника процесса развития.
Теория обработки информации про опросы детей и то, как они обращаются с информацией.
Психодинамический теория Фрейда — про инстинкты и биологическое развитие рабенка.
Теория Эриксона — расширяет и дополняет Фрейда и описывает также развитие взрослого человека.
Этологический подход — про отношения между людьми.
Экологический метод описывает взаимосвязь между человеком и социальными институтами.
Перспектива продолжительности жизни — развитие на протяжении всей жизни.
Синтез всех методов — наиболее полная картина, описывающая развитие личности.
Данная статья подводит итог, описывая какую огромную работу проделывают учёные, психологи, теоретики собирающие бесконечное количество исследований в книги.. И все равно, разные цели. Кому то нужны причины, кому то пошаговая инструкция к воспитанию. Как по мне то я ближе к той теории которая говорит что важно всё. Важен весь период жизни и развитие вне возраста. Обучение ребёнка и наблюдение за своими патернами мыслей , поведением.
Забавной показалась теория Фрейда. Точнее напомнила то, что большое количество людей считают его «мемом». То есть (Курение это желание удовлетворить свои оральные потребности . Геи застряли в Дефекационном периоде детства и тд. )
А ведь он серьёзный учёный, как не посмотри.
В профессиональном плане , читая про 2000 экспериментов собранных в книгу, возникла мысль. Вот это то к чему стоит стремиться . Божественный уровень написания «комментария» к многотомной статье исследований .)
Спасибо за статью! Вообще изучая материалы о развитии психики детей, я волей не волей думаю о том, что конечно же, безусловно, что база психических реакция закладывается в самом детстве! С этим сложно спорить, это невозможно отрицать. Об этом говорит теоретическая литература и эмпирический опыт. И в какой-то момент, я стал немного зациклен на этой идее, в том смысле, что «Фатум» детского развития определяет жизнь человека… И словно в дальнейшем он эту судьбу изменить не может. Однако же всё оказывается сложнее, во взрослом возрасте так же происходит развитие и изменение психики которое может компенсировать и изменить детский опыт, позволяя человеку более эффективно адаптироваться к жизни.
Благодарю за статью. Я познакомилась с термином «развитие ребёнка», что означает научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода его детства.
Я считаю, что изучение детей крайне необходимо для понимания процессов их развития и поведения, а так же для взаимодействия с ними в целом.
Для себя я отмечаю, что теории развития нужны, чтобы систематизировать и интегрировать имеющиеся знания в последовательное описание развития детей. Кроме того, теории предоставляют прогнозы поведения детей, тем самым стимулируя исследования.
Я узнала, что развитие — это непрерывный процесс, в котором используются одни и те же принципы обучения на протяжении всей жизни.
По моему мнению, большинство исследований внесли свой значимый вклад в понимание развития детей, который необходим как для последователей-учёных, так и для родителей/педагогов/учителей.
Новое для меня — когортные события, оказывается,влияют на развтие детей и неожиданные,внезапные явления тоже могут внести свою лепту в изменение сознания ребёнка или подростка.Впечатлило следующее : учёные акцентировали внимание на процессах, производящих м об’ясняющих изменения.Цель — добыть практическую информацию и помочь взрослым в воспитании.Биологическое и экологическое влияние, конечно, важно, но дети от природы сами могут направлять взрослых по нужному пути своего поэтапного изменения и взросления,т.к.каждый разный и претендует на индивидуальный подход.
Эриксона и Фрейд из глубины веков никто не отменял:социальные и кульиурные факторы в приоритете остаются,а инстинктивные побуждения не всегда доминируют.
Спасибо за статью. Встретила для себя новый термин «детерминанты». В психологии этот термин означает «факторы, влияющие на развитие личности». Данная статья является кратким изложением серий статей о теориях детского развития. Очевидно, что знания о детской психологии не будут полными без изучения всех теорий и подходов. Формирование психики ребёнка похоже на огромный слоёный торт, где каждый слой имеет своё особое значение. В результате прочтения цикла статей, я по-новому взглянула на своего сына и на ту среду, в которой он растёт и развивается. Увидела свои ошибки и упущения. Но хорошая новость в том, что человек формируется в течении многих лет и поведение можно скорректировать. Главное — системность и постоянство.
Познакомилась с авторами учебника по детской психологии: Мэвис Хэзерингтон и Росс Парк. Познакомилась с одним из понятий «развитие ребенка». Новым термином стал «детерминанты «. Познакомилась с актуальными темами исследования детского развития и теоретическими перспективами развития. В целом, статья как итог изучения предыдущих статей теории развития в области детской психологии. В профессиональном плане статья еще раз напомнила какие теории существуют, кто их составлял и какие перспективы имеют для развития. В личном плане, я отметила для себя, что подобные статьи развивают теоретические знания, и дают понимание о детской психологии в общем. Вывод: нужно углубляться в теоретические знания для более широкого изучения практики.
Из статьи я узнала о том, что изучение детей имеет две цели: описание изменений в поведении в процессе развития и выявление процессов или причин развития.
Удивило то, что существуют разные мнения и точки зрения на причины и процессы развития детей.
Также, что различные факторы, такие как биологические и экологические влияния, активность и пассивность детей, непрерывность и прерывность развития, ранний и поздний опыт, ситуационные и тд играют важную роль в детском развитии и вызывают противоречия в исследованиях.
В статье говорилась о теоретических перспективах развития:
— Поведенческая перспектива.
— Социальная перспектива.
— Когнитивная перспектива.
— Психодинамическая перспектива.
— Этологическая перспектива.
— Экологическая перспектива
— Перспектива продолжительности жизни.
Они помогают создать комплексное понимание процесса развития детей.
Спасибо за статью! Из нового я узнала о функциях теоретических перспектив развития, первая это то что, помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся знания в последовательное описание того, как развиваются дети, а также стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения, которые нужно проверить на практике.
Меня впечатлило, что согласно теории социального обучения она расширила поведенческую перспективу, включив подражание в качестве дополнительной формы обучения. И поэтому дети избирательны в отношении того, кому и какое поведение они имитируют.
Я познакомилась с психодинамическая теорией Фрейда, она представляет прерывистый взгляд на развитие, согласно которому ребенок мотивирован набором основных биологических влечений, сосредоточенных на сенсорных зонах и различных видах деятельности в первые годы жизни. Данная теория показывает, что более поздняя взрослая личность является прямым результатом того, какие влечения в детском возрасте были удовлетворены, а какие нет. В профессиональном плане я расширила научное понимание о путях развития и процессах ребенка. В личном плане данная информация помогает заботится о детях, дает понимание что происходит с ребенком и какой процесс он сейчас проходит. Данная статья натолкнула меня на идею, что перспектива продолжительности жизни подчеркивает развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве. То есть жизнь это и есть развитие с каждым днем.
После прочтения статьи я узнал несколько интересных фактов о психологии развития у детей. В частности, статья описывает различные теории, которые объясняют, как развивается ребенок на разных стадиях своей жизни. Одной из удивительных вещей, которые я открыл, является то, что первые несколько лет жизни ребенка имеют огромное значение для его последующего развития. В этот период формируются основные навыки и психические структуры, которые будут влиять на всю оставшуюся жизнь. Информация, полученная из статьи, имеет большое значение и для моей профессиональной и личностной жизни. В профессиональном плане, она дает мне понимание о том, как помочь детям в их психологическом развитии и как адаптировать подход к каждому возрастному периоду. Я понял, что детская психология требует индивидуального подхода и понимания особенностей каждого ребенка. В личностном плане, статья побудила меня задуматься о своих собственных детях и о том, как я могу приложить собственные знания в их воспитании и развитии. Она также вызвала у меня интерес к дальнейшему изучению теорий и практик в детской психологии. Читая статью, я начал задумываться о том, как важно обращать внимание на самом раннем этапе жизни ребенка и оказывать ему поддержку.
Благодарю за статью! Отметила, что исследования проводят учитывая несколько методик и имеется несколько целей изучения развития детей- это описание изменений в поведении в процессе развития и выявление процессов или причин развития. Познакомилась с теорией Эриксона, которая построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждом этапе, а не вокруг инстинктивных побуждений. Отметила для себя, что более поздняя взрослая личность является прямым результатом того, какие влечения в детском возрасте были удовлетворены, а какие нет. В профессиональном плане получила новые для себя знания. В личностном плане возник интерес больше наблюдать за детьми и их развитием.
Статья дает нам понять, что такое на самом деле детская психология с научной точки зрения, изучив тысячи научных работ Мэвиса Хэзерингтона и Росса Парка. Еще раз узнала, что развитие ребенка — это исследование изменений ребенка во всех сферах жизни в течении всей жизни. Сейчас делают акцент на процессах из-за которых происходят изменения. Изучать детей необходимо, чтобы получить практическую информацию и выделяют 2 основных цели исследования:
1. описание изменений в поведении в процессе развития;
2. выявление процессов или причин развития. В личном и профессиональном плане статья полезна при работе с детьми и обращает внимание, что необходимо учитывать традиции, культуру ребенка. Спасибо за статью!
Данная статья показала мне, что разные теории рассматривают развитие ребенка с разных углов и дают комплексное понимание, которое нужно проверять на практике.
На мой взгляд, неправильно объяснять психическое развитие ребенка только одной теорией.
Статья является обзорной и отправляется для меня в закладки, потому что дает возможностей быстро пробежать по разным критериям для сравнения теорий.
Также важным в тексте является часть «они стимулируют исследования, представляя прогнозы поведения, которые нужно проверить на практике». Прогнозы поведения являются важным аспектом теории. Прогноз поведения является одним из элементов отчета педагога-психолога по результатам психологической диагностики.
Этим и определяется практическая польза теории. Насколько она способна предсказать поведение?
Статья обобщила информацию о теориях детского развития. В каждой теории было много интересного и того, что заставляло задуматься о том, как и что влияло на развитие моего собственного ребенка, какую активную роль в этом сыграла я, что из окружающей среды повиляло на развитие ее тех или иных способностей. На мой взгляд, слишком много людей, которые так или иначе влияют на развитие и формирование детей не имеют ни малейшего понятия о том, какую, порой, важную роль они имеют и очень поверхностно или даже халатно относятся к своим обязанностям. Постараюсь применять полученные знания и транслировать их людям, работающим с детьми
Благодарю за статью! В ней кратко описаны все темы курса «Теория детского развития». Приятно было отметить, что мой мозг по нескольким словам, коротким фразам восстанавливал в памяти прочитанные ранее тексты статей. Что я вынесла для себя из этого курса? Я поняла, что учёные при помощи различных теорий стараются изучить как дети развиваются и какие факторы влияют на их развитие, чтобы лучше понимать пути и процессы этого развития, которые могут изменить его ход. Также теории помогают систематизировать и внедрять полученные знания. Познавательным для меня оказалось то, что человек развивается всю свою жизнь, а на формирование личности оказывает влияние совокупность событий: нормативных, т.е. возрастных, ненормативных и исторических или когортных.
Подводя итог данному циклу статей, я убедился в том, что наследственные и социальные факторы, влияющие на развитие и взаимосвязаны, и одновременно важны. Я подумал о том, что с точки зрения психолога при консультировании я могу применять эти знания. Например, зная примерный возраст (дочь/мама/бабушка) человека, я могу иметь представление о времени, в которое развивался этот человек. Например, бабушка (прошедшая через войну) может стремиться спасать свое потомство от голодной смерти, а мама (помнящая перестройку) — от жизни в нищете. Еще я подумал о том, что при работе с детьми и/или в воспитании своих детей важно учитывать возрастные особенности и ограничения. То есть нельзя требовать от своего ребенка поведения взрослого человека, поскольку он не находится на соответствующем этапе развития. Я вспомнил тезис: «это взрослый должен понимать ребенка, потому что он был ребенком, а ребенок взрослым — нет».
Благодарю за обобщающую статью по всему курсу детской психологии. Она помогла ещё раз систематизировать знания от прочитанных ранее статей.
Детская психология, которая входит в психологию развития, помогает ответить на вопросы о том, как развиваются дети, а также под действием каких детерминант происходит это развитие.
Перед психологами различных подходов возникает ряд противоречий: насколько сильно влияния биологических и экологических факторов, дети занимают активную позицию исследователя или пассивную позицию «обучающегося», развитие протекает беспрерывно или прерывно (по стадиям, этапам), насколько сильно влияет ранний и поздний опыт или есть сензитивные периоды, которые более чувствительны для развития определённых моделей поведения и т.д.
Психологи в изучении детского развития преследуют две основные цели исследования:
1. описание изменений в поведении в процессе развития;
2. выявление процессов или причин развития.
Также закрепила знания о различных теориях и подходах в изучении детского развития: поведенческая теория или теория социального поведения, теория организма, теория обработки информации, психодинамическая теория Фрейда и её расширенная версия Эриксона, этологический подход к изучению детей, экологический подход и теория продолжительности жизни.
Обобщая знания по этим теория, я для себя отметила, что насколько бы разными они не казались, в них можно найти и много общих закономерностей, которые объясняются с разных сторон, с использованием разных инструментов и т.д.. Но по сути, многие описывают одно и тоже, только разными словами и с разных точек зрения.
Ещё раз благодарю за столь информативный и полезный цикл статьей про детей, их развитие и подходах, их изучающих.
После прочтения этой статьи, я наконец разложила для себя по полочкам тему детского развития.
Изучение развитие детей даёт восможность исследователям детально рассмотреть особенности формирования ребёнка, изучить аспекты развития, понять его процессы. Получая данные из из исследований мы можем использовать их с пользой. Например предоставить эти знания родителям, чтобы те могли применять их на практике, заботясь о своих, детях.
В профессиональном плане изученный материал даёт мне основу для понимания психологии детей, ввиду особенностей процессов развития. Для себя я поняла, что изучение детей даёт возможность к пониманию взрослых в том числе. Ведь многое ролрс из детства. И возможно, вернувшись к нему найдутся ответы.
Статья позволяет увидеть, насколько многогранная, системная и комплексная работа ведется учёными по исследованию развития детской психологии. Теории позволяют выстроить систему знаний, исследований, поставить цели, вопросы, задачи, найти причины и следствия в психологическом, биологическом, когнитивном, поведенческом, социальном развитии детей. Также теории помогают посмотреть на развитие детей с разных сторон и точек зрения, увидеть противоречия и взаимосвязи. Некоторые теории противоречат друг другу. Эти противоречия, наряду с решением своих задач, позволяют дальше развиваться науке вцелом. Теории неразрывно связаны с практикой и оказывают взаимное влияние. Изучение теорий позволяет лучше понимать развитие детей.
Итоговая статья, которая тезисно подчеркивает все прочитанное ранее. В глобальном понимании перед исследователями стоит важная задача — понять как меняются дети в процессе развития и что является определяющими факторами этих изменений. Поиск ответов связан с большим количеством противоречий, которые разрешают всё новые и новые исследования. Практика показала, что невозможно остановиться на одном взгляде, что важно рассмотрение с разных сторон, колоборация знаний разных теорий и разрешение противоречий там, где они возникают. В личном плане статья позволила четко увидеть какие материалы я пропустила и к каким теориям мне надо вернуться для прочтения, а так же порадовала меня тем, что я увидела как тезисное отражение теорий совпадает с моими тезисами, которые я писала после прочтения статей — делаю вывод, что мне удается выделять ключевые аспекты изученного материала. В профессиональном плане беру идею, что важно и нужно изучать материалы разных мнений и направлений, чтобы уметь смотреть на вопрос многогранно, и чтобы при лояльности к каким-то одним теориям не стать заложником одностороннего взгляда.
Благодарю за статью! Она познакомила меня с таким понятием как «развитие ребенка». Развитие ребенка – это научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства. В статье выделяются две основные цели исследований детского развития:
1. описание изменений в поведении в процессе развития;
2. выявление процессов или причин развития.
В профессиональном плане эта статья помогла обобщить все ранее полученные знания о факторах влияния на детское развитие , которые исследуются учеными. Например, экологическое, биологическое и культурное влияние. Различные теории и их исследование помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся знания в последовательное описание того, как развиваются дети. Во-вторых, они стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения, которые нужно проверить на практике. В личном плане статья дает знание процессов развития детей, которые могу быть применены мной к моим собственным детям в процессе их воспитания. Это поможет учитывать в их воспитании подтвержденные исследованиями факторы.
Благодарю за статью ! Статья дала мне понимание о развитии ребенка, о его научном изменении в биологическом, социальном и эмоциональном поведении в период детства. Из статьи понятна тема развития детей, которая интересует психологов: как дети меняются по мере своего развития и каковы измерители этих изменений, описаны процессы.
Изучая детей, расширяют научное понимание о путях развития и процессах и помочь каждому кто заботится о детях. В статье раскрыты две основные цели исследования детского развития:
1 цель — в процессе развития описываются изменения поведения;
2 цель — Узнают процессы или причины развития.
Ответы на эти два вопроса связаны с биологическим и экологическим влиянием. Пассивные и активные дети активно формируют, контролируют и направляют ход своего собственного развития, в то время как, другие полагают, что дети пассивны к окружающей среде.
Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс. Другие видят развитие как ряд качественно различных шагов или стадий.
Большинство психологов считают, что для некоторых видов поведения существуют чувствительные периоды, в то время как другие виды поведения остаются открытыми для изменений на всех этапах развития.
Психологи развития по-разному оценивают важность культурной среды. Несмотря на разные взгляды большинство в теме развития детей учитывают культурный контекст.
Благодаря статье я познакомилась с различными теориями и основными целями исследований на тему детского развития: описание изменений в поведении в процессе развития; выявление процессов и причин развития. Меня впечатлила теория Эриксона, который расширил теорию Фрейда, включив в нее развитие на протяжение всей жизни, а так же социальные и культурные факторы. Теория Эриксона построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждом этапе, а не вокруг инстинктивных желаний. Так же было интересно узнать о этологической и экологической перспективе изучения детской психологии. Я познакомилась с таким термином, как развитие ребенка- это научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства. В профессиональном плане было интересно познакомиться с различными теориями детского развития. А в личном плане, как для мамы малыша, мне будет интересно понаблюдать за развитием своего ребенка с точки зрения различных теорий приведенных в данной статье.
Спасибо за эту и предшествующие ей публикации о теориях детского развития из учебника по детской психологии. Колоссальная работа, проделанная авторами учебника, позволила мне познакомиться с кратким содержанием большого количества научных исследований развития ребёнка в различных контекстах и перспективах. Объединяют все эти исследования две цели — описание и выявление процессов и причин развития. Сфера детского развития настолько велика, что постоянно возникают и продолжают обсуждаться противоречия как в классических теориях, так и по мере появления новых разработок. Систематизация и интеграция имеющихся знаний в последовательное описание сложного процесса детского развития — важна как для теоретиков, так и для практических психологов, так как это стимулирует продолжение исследования. В профессиональном плане я придерживаюсь позиции, что развитие — непрерывный процесс всей жизни человека, при этом более поздняя взрослая личность является прямым результатом того, как в детском возрасте были удовлетворены потребности и влечения. В личностном плане, профильтровав свой детский опыт через призму изученных теорий и исследований, я отразила причины и результаты наличия некоторых своих личностных особенностей, и их влияние на моё поведение во взрослой жизни, уже как жены и матери сына.
После прочтения данной статьи я узнал по каким основополагающим критериям с точки зрения исследований Мэвиса Хэзерингтона и Росса Парка происходит развитие ребенка . Меня удивило какое разнообразие факторов было рассмотрено и к каким выводам в результате пришли данные психологи . Сфера детского развития настолько велика, что постоянно возникают и продолжают обсуждаться противоречия как в классических теориях, так и по мере появления новых разработок. Систематизация и интеграция имеющихся знаний в последовательное описание сложного процесса детского развития — важна как для теоретиков, так и для практических психологов, так как это стимулирует продолжение исследования. Лично Меня впечатлила теория Эриксона, который расширил теорию Фрейда, включив в нее развитие на протяжение всей жизни, а так же социальные и культурные факторы. Теория Эриксона построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждом этапе, а не вокруг инстинктивных желаний. Так же было интересно узнать о этологической и экологической перспективе изучения детской психологии. Спасибо!
Данная статья мне интересна с точки зрения позиции родителя, наблюдающего за развитием своего ребенка. В свою очередь, я заинтересовалась другими исследованиями и вот что обнаружила. Теории развития ребенка сосредоточены на объяснении того, как дети меняются и растут в течение детства, а также на различных аспектах развития, включая социальный, эмоциональный и когнитивный рост.
Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории; они пытаются описать каждый аспект развития, часто используя поэтапный подход. Другие известны как мини-теории; вместо этого они фокусируются только на довольно ограниченном аспекте развития, таком как когнитивный или социальный рос. Более поздние теории наметить стадии развития детей и определить типичный возраст, при котором рост этих этапов происходит.
1.Теория психосексуального развития Фрейда
Фрейд пришел к убеждению, что детские переживания и бессознательные желания влияют на поведение.Конфликты, возникающие на каждом из этих этапов, могут оказывать пожизненное влияние на личность и поведение.
Развитие ребенка происходит в ряд этапов, ориентированных на различные удовольствия участках тела. На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтами, которые играют важную роль в процессе развития.
Его теория предполагает, что энергия либидо была сосредоточена на различных эрогенных зонах на определенных этапах. Неспособность прогрессировать через стадию может привести к фиксации в тот момент в развитии, который, по мнению Фрейда, может иметь влияние на поведение взрослого. Успешное завершение каждого этапа в жизни ребенка приводит к развитию здоровой взрослой личности. Неспособность разрешить конфликты определенного этапа может привести к фиксации, которые затем могут иметь влияние на поведение взрослых. Фрейд считал, что именно ранний опыт сыграл наибольшую роль в формировании развития.
2.Психосоциальная Теория развития Эриксона.
Восьмиступенчатая теория психосоциального развития Эриксона описывает рост и изменения на протяжении всей жизни, фокусируясь на социальном взаимодействии и конфликтах, которые возникают на разных этапах развития. Эриксон считал, что социальное взаимодействие и опыт играют решающую роль.
Его восьмиступенчатая теория человеческого развития описывала этот процесс от младенчества до смерти. На каждом этапе люди сталкиваются с конфликтом в области развития, который влияет на дальнейшее функционирование и дальнейший рост.
3.Поведенческие Теории Развития Ребенка.В течение первой половины двадцатого века новая школа мысли, известная как бихевиоризм, стала доминирующей силой в психологии. Бихевиористы полагали, что психология должна быть сосредоточена только на наблюдаемом и поддающемся количественной оценке поведении, чтобы стать более научной дисциплиной.
Согласно поведенческой перспективе, все поведение человека можно описать с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Поведенческие теории развития ребенка ориентированы на то, как взаимодействие с окружающей средой влияет на поведение и основаны на таких теориях теоретиков, как Джон Б. Уотсон, Иван Павлов и Б. Ф. Скиннер. Эти теории касаются только наблюдаемого поведения. Развитие считается реакцией на награды, наказания, стимулы и подкрепление.
Эта теория не учитывает внутренние мысли или чувства. Вместо этого он фокусируется исключительно на том, как опыт формирует, кто мы.
4.Когнитивная Теория развития Пиаже
Когнитивная теория связана с развитием мыслительных процессов человека. Он также смотрит на то, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем и взаимодействуем с миром. Пиаже предложил идею, что дети думают иначе, чем взрослые.
Его когнитивная теория стремится описать и объяснить развитие мыслительных процессов и психических состояний. Он также смотрит на то, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем и взаимодействуем с миром.
5.Теория привязанности Боулби
Боулби считал, что ранние отношения с опекунами играют важную роль в развитии ребенка и продолжают влиять на социальные отношения на протяжении всей жизни.
Боулби предположил, что дети рождаются с врожденным должны формироваться привязанности. Такие привязанности помогают в выживании путем обеспечения того, чтобы ребенок получал уход и защиту.
Мало того, но эти привязанности характеризуются четкими поведенческими и мотивационными моделями. Другими словами, и дети, и воспитатели занимаются поведением, призванным обеспечить близость и существует большое количество различных стилей привязанности.Дети, которые получают последовательную поддержку и уход, скорее всего, разработают безопасный стиль привязанности, в то время как те, кто получает менее надежный уход, могут разработать амбивалентный, избегающий или неорганизованный стиль.
6.Теория социального обучения Альберта Бандуры.
В соответствии с теорией социального обучения, поведение также может быть изучено с помощью наблюдения и моделирования. Наблюдая за действиями других людей, включая родителей и сверстников, дети развивают новые навыки и получают новую информацию.
7.Социокультурная Теория Выготского.
Выготский считал, что дети учатся активно и через практический опыт. Его социокультурная теория также предполагает,что родители, воспитатели, сверстники и культуры в целом отвечают за развитие высших порядков функции.
Обучение-это по своей сути социальный процесс. Через взаимодействие с другими, обучение становится интегрированным в понимание человеком мира. Именно с помощью более знающих других людей люди могут постепенно учиться и увеличивать свои навыки и масштабы понимания.