Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Продолжаем обзор основных теорий детского развития, который мы начали в прошлый раз.

Описание против процесса

Одна из целей эволюционистов состоит в том, чтобы описать поведение и то, как оно меняется в процессе развития. Большинство ученых считают описательную задачу важной отправной точкой к пониманию развития ребенка. Они фиксируют, когда дети учатся ползать, сидеть и ходить, сколько слов могут запоминать, и как меняется игра по мере взросления. Эта информация представляет ценность при разработке возрастных норм развития, которые являются ориентирами для измерения прогресса отдельного ребенка по сравнению с его ровесниками. При обнаружении задержек в развитии, могут быть назначены вмешательства для их исправления.

Однако, в основном специалисты данной области занимаются поиском причин процессов развития. Им интереснее не количество запоминаемых слов, а то, как это происходит. Например, какие стратегии используют старшие и младшие дети для пополнения лексики? Если детям старшего возраста нужно запомнить «рубашка», «морковь», «картошка», «обувь», «шляпа», «горох» и «галстук», то они делят их на две смысловые группы (овощи и одежда). Маленькие дети не могут использовать этот простой трюк. Или, какие стратегии используют дети, чтобы завести друзей? Делятся ли они идеями, меняются, предлагают действия? Понимание процессов, лежащих в основе изменений в развитии, представляет центральный интерес для большинства специалистов по психологии развития.

Однако ответы как на описательные, так и на процессуальные вопросы далеко не всегда однозначны, и развитие ребенка, как и большинство областей научных исследований, характеризуется множеством противоречий. Эти разногласия можно сформулировать, как ряд повторяющихся тем или вопросов, которые обсуждаются с течением времени по мере появления новой информации. Являются ли некоторые периоды развития более влиятельными, чем другие? Играют ли дети активную роль в своем развитии или они пассивны? Меняются ли законы, управляющие развитием, по мере развития общества с течением времени? Одинаково ли у всех детей происходит развитие? Эти вопросы отражают некоторые темы, которые поднимают специалисты. Споры вокруг многих из них напоминают нам о том, что научное изучение развития представляет собой непрерывный поиск ответов. Не все согласны с имеющимися данными, поэтому наше понимание развития постоянно расширяется благодаря попыткам исследователей решить загадки становления психики человека.

Биология и окружающая среда

Большинство современных точек зрения признают влияние как биологических факторов, так и факторов окружающей среды, но существуют разногласия по поводу их относительной важности для различных аспектов развития. Ранние сторонники биологии утверждали, что развитие — это лишь вопрос взросления. Для описания биологических процессов, которые управляют развитием теоретики того времени использовали термин «созревание». Они считали, что ход развития во многом предопределен генетическими факторами. Одним из первых сторонников этой точки зрения был Арнольд Гезелл, который предположил: «Наиболее впечатляющими характеристиками раннего развития являются неизбежность и гарантия созревания ребенка. Это наследственный балласт, который сохраняет и стабилизирует рост каждого отдельного младенца» (Gesell, 1928, р. 378). С другой стороны, некоторые ранние теоретики, такие как бихевиорист Джон Б. Уотсон (1928), уделяли особое внимание окружающей среде. Уотсон предположил, что генетика не накладывает ограничений на то, как события окружающей среды могут формировать ход развития. Он считал, что при правильной организации среды можно было бы на свое усмотрение создавать Моцартов, Бэйба Рут или даже Аль Капоне.

Сегодня ни одна из этих крайних позиций не имеет сторонников. Перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Взаимодействие между биологией и окружающей средой проявляется во многих отношениях, включая связь гормонов и агрессивного опыта в развитии девиантного поведения, связь между генетикой и питанием в физическом и социальном развитии, а также взаимодействие между темпераментом младенцев и домашней средой на социальное и личностное развитие.

Пассивность ребенка против активности

Некоторые психологи, занимающиеся вопросами развития, рассматривают ребенка как пассивный организм, который формируется главным образом под действием внешних сил окружающей среды. Например, такие качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. А правонарушения ребенка вызваны тем, что он связан с антисоциальной группой сверстников. Интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. Другие исследователи резко не согласны с мнением о том, что дети играют очень незначительную роль в формировании собственного развития. Они полагают, что каждый ребенок во многом формирует, контролирует и направляет свой собственный курс развития. Дети рассматриваются как любознательные искатели информации, которые намеренно пытаются понять и исследовать окружающий мир. Более того, в социальном мире ребенок не просто формируется агентами социализации, такими как родители, сверстники или учителя, а участвует в двухстороннем процессе. То есть он сам активно модифицируют действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Непрерывность развития против дискретности

Один из основных вопросов, стоящих перед психологами развития, заключается в том, как охарактеризовать природу изменений в процессе развития. Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс, в котором каждое новое событие или изменение упорядоченным образом строится на предыдущем опыте. Это плавное и постепенное развитие, без резких сдвигов по траектории. Другие рассматривают развитие как серию дискретных шагов (отдельные шаги), при этом организация поведения качественно отличается на каждом из них. Проблемы и навыки развития на каждом этапе различаются. Согласно этой точке зрения, мы должны рассматривать подростковый возраст, как особую фазу, которая знаменует собой резкое изменение в биологическом, социальном и когнитивном функционировании. Некоторые наблюдатели утверждают, что подростки способны прибегать к дедуктивным рассуждениям и мыслить в абстрактных терминах способами, которые качественно отличаются от конкретных моделей мышления детей младшего возраста. В этом случае развитие представляет собой прерывистый процесс, а не плавный и непрерывный. При этом те, кто поддерживает точку зрения непрерывности развития, думают об изменениях в подростковом возрасте как о части продолжающейся серии более мелких сдвигов, которые происходили на протяжении всего детства. Позже в этой главе мы встретимся с теориями Пиаже и Фрейда, которые рассматривают когнитивное и социальное развитие, как ряд стадий. На каждом этапе в игру вступают новые стратегии понимания и приобретения знаний, а также управления межличностными отношениями, которые вытесняют прежние способы взаимодействия с миром. Другие теоретики, такие как Бандура, отстаивают непрерывный взгляд на развитие.

Ранний опыт против позднего опыта

Являются ли некоторые этапы более важными, чем другие, для приобретения определенных типов навыков, способностей или знаний? Более крайняя постановка этого вопроса была бы следующей: существуют ли критические периоды, в которые ребенок должен получать определенные виды социальной и сенсорной информации, чтобы развитие шло нормально? В последние годы роддома позволили матерям и младенцам иметь тесный контакт в первые минуты и часы сразу после рождения, чтобы обеспечить связь между матерью и ребенком. Есть предположение, что эмоциональная привязанность между матерями и младенцами не способна адекватно развиваться, если они лишены возможности контакта в этот ранний критический период. Тщательная оценка понятия привязанности почти не подтвердила необходимость раннего контакта матери и ребенка (Goldberg, 1983). Отношения между матерью и ребенком у людей податливы и пластичны, а возможность установления хороших отношений не ограничивается одним периодом. Точно так же, если младенец лишен многих возможностей для нормального социального и когнитивного развития, своевременное вмешательство в более поздний период делает последствия обратимыми. В классическом исследовании Скилс (1966) обнаружил, что младенцы, жившие в очень бедном приюте, но позже переведенные в стимулирующие приемные семьи, выросли без каких-либо явных интеллектуальных недостатков, но те, кто остался в приюте, стали умственно отсталыми. Эта работа показывает, что пагубные последствия неблагоприятного раннего опыта можно изменить. Однако, вопрос все же остается спорным (Bornstein, 1989). Некоторые виды поведения, такие как овладение вторым языком, могут быть более открыты для модификации в определенные периоды развития. Такие периоды мы относим скорее к чувствительным, но не к критическим. Другие виды поведения, например, человеческие социальные отношения, могут быть очень пластичными и открытыми для изменений на всех этапах развития.

Ситуационное влияние против индивидуальных характеристик

Дети растут в самых разных условиях, таких как дома, школы, улицы и игровые площадки. Насколько контексты, в которых мы изучаем детей, влияют на то, что мы о них узнаем? Переносят ли дети свое поведение из одной среды в другую, или индивидуальные предрасположенности и личностные характеристики заставляют их вести себя одинаково в широком диапазоне ситуаций? Можем ли мы описать некоторых детей как честных, зависимых, агрессивных или услужливых? Как будут проявляться эти черты, когда дети будут переходить из одной ситуации в другую — трудное испытание, конфронтация с разгневанным родителем или учителем, соревновательная игра или просьба друга о помощи? Многие психологи развития разрешают это противоречие, подчеркивая взаимодействие личности и ситуационных факторов (Magnusson, 1988). Например, дети с агрессивными личностными чертами могут сами искать контекст, в котором они проявят негативные характеристики, и поэтому они с большей вероятностью вступят в банду или запишутся в секцию карате, чем присоединятся к местному церковному хору или клубу филателистов!

Культурные универсалии против культурного релятивизма

Дети, которые растут на ферме в Китае, в кибуце в Израиле или в деревне в Перу, имеют совершенно иной опыт, чем дети, которые проводят свое детство в пригороде Соединенных Штатов. Психологи развития по-разному оценивают важность культуры. Некоторые исследователи утверждают, что можно открыть внекультурные законы развития, применимые ко всем детям. Другие уверены, что культурная среда оказывает глубокое влияние на законы, управляющие развитием. Между этими крайними точками зрения существует золотая середина, предполагающая, что развитие протекает одинаково упорядоченно, но скорость, с которой дети в разных обществах прогрессируют, может различаться. В некоторых культурах детей поощряют ходить очень рано и дают им возможность тренировать новые навыки. В других культурах младенцев долго носят на руках или пеленают, что снижает их шансы ходить, пока они не станут старше.

Культурные контексты не обязательно предполагают далекие экзотические места. Важно помнить, что внутри отдельных стран, таких как США, Австралия и Россия, существует широкий спектр субкультурных групп, представляющих самые разные расовые и этнические традиции. В Соединенных Штатах, например, нередко в одном классе можно встретить коренных американцев, афроамериканцев, американцев японского происхождения, латиноамериканцев, а также выходцев из Европы. Несмотря на споры большинство специалистов по детскому развитию признают важность учета культурных контекстов в своих описаниях развития. В одной из глав мы встречались с выдающимся теоретиком Львом Выготским, который подчеркнул важную роль, которую культура играет в развитии ребенка.

Статус светских тенденций

Конечно, культурные традиции, постоянно меняются. В нашем собственном обществе за последние тридцать лет произошел ряд драматических изменений. Телевидение доступно 99% домохозяйств, большинство женщин работают вне дома, разводы и повторные браки стали более распространены, растет число отложенных деторождений — и это еще не все. Влияют ли эти новшества на законы, управляющие поведением детей, или же дети развиваются во многом одинаково независимо от времени? Различия в теориях зависит от того насколько серьезно они принимают во внимание изменения подобного рода. Однако, все признают, что развитие социума влияние на развитие ребенка.

Фундаментальные исследования против применения знаний

Некоторые люди хотят знать о законах детского мышления и поведения. Другим интересно, как информация такого рода может помочь при решении практических задач. В последнее время границы между этими двумя позициями стираются. Рассмотрим проблему дневного ухода за младенцами и детьми младшего возраста. С практической точки зрения, мы хотели бы знать, когда дети младшего возраста должны поступать в детский сад, сколько человек должно быть в группе и какую учебную программу следует использовать. Ответы на эти вопросы часто приходят из фундаментальных исследований в области социального, эмоционального и когнитивного развития. Более того, влияние пребывания в детском саду на интеллектуальное развитие детей или отношения со сверстниками часто может помочь нам оценить воздействие различных типов опыта раннего воспитания на развитие детей. В этом случае существует постоянное взаимодействие между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Перечисленные темы, проблемы и противоречия неоднократно возникают на протяжении всей книги, при обсуждении каждой из сторон развития— биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной.

В следующий раз поговорим о теоретических перспективах развития.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, методы изучения детского развития, теория Пиаже, теория когнитивного развития, теория Бандуры, теория Фрейда, теории детского развития, что важнее воспитание или среда.

Источник фото: freepic.com

64130cookie-checkДетская Психология: Теории Детского Развития