Продолжаем обзор основных теорий детского развития, который мы начали в прошлый раз.
Описание против процесса
Одна из целей эволюционистов состоит в том, чтобы описать поведение и то, как оно меняется в процессе развития. Большинство ученых считают описательную задачу важной отправной точкой к пониманию развития ребенка. Они фиксируют, когда дети учатся ползать, сидеть и ходить, сколько слов могут запоминать, и как меняется игра по мере взросления. Эта информация представляет ценность при разработке возрастных норм развития, которые являются ориентирами для измерения прогресса отдельного ребенка по сравнению с его ровесниками. При обнаружении задержек в развитии, могут быть назначены вмешательства для их исправления.
Однако, в основном специалисты данной области занимаются поиском причин процессов развития. Им интереснее не количество запоминаемых слов, а то, как это происходит. Например, какие стратегии используют старшие и младшие дети для пополнения лексики? Если детям старшего возраста нужно запомнить «рубашка», «морковь», «картошка», «обувь», «шляпа», «горох» и «галстук», то они делят их на две смысловые группы (овощи и одежда). Маленькие дети не могут использовать этот простой трюк. Или, какие стратегии используют дети, чтобы завести друзей? Делятся ли они идеями, меняются, предлагают действия? Понимание процессов, лежащих в основе изменений в развитии, представляет центральный интерес для большинства специалистов по психологии развития.
Однако ответы как на описательные, так и на процессуальные вопросы далеко не всегда однозначны, и развитие ребенка, как и большинство областей научных исследований, характеризуется множеством противоречий. Эти разногласия можно сформулировать, как ряд повторяющихся тем или вопросов, которые обсуждаются с течением времени по мере появления новой информации. Являются ли некоторые периоды развития более влиятельными, чем другие? Играют ли дети активную роль в своем развитии или они пассивны? Меняются ли законы, управляющие развитием, по мере развития общества с течением времени? Одинаково ли у всех детей происходит развитие? Эти вопросы отражают некоторые темы, которые поднимают специалисты. Споры вокруг многих из них напоминают нам о том, что научное изучение развития представляет собой непрерывный поиск ответов. Не все согласны с имеющимися данными, поэтому наше понимание развития постоянно расширяется благодаря попыткам исследователей решить загадки становления психики человека.
Биология и окружающая среда
Большинство современных точек зрения признают влияние как биологических факторов, так и факторов окружающей среды, но существуют разногласия по поводу их относительной важности для различных аспектов развития. Ранние сторонники биологии утверждали, что развитие — это лишь вопрос взросления. Для описания биологических процессов, которые управляют развитием теоретики того времени использовали термин «созревание». Они считали, что ход развития во многом предопределен генетическими факторами. Одним из первых сторонников этой точки зрения был Арнольд Гезелл, который предположил: «Наиболее впечатляющими характеристиками раннего развития являются неизбежность и гарантия созревания ребенка. Это наследственный балласт, который сохраняет и стабилизирует рост каждого отдельного младенца» (Gesell, 1928, р. 378). С другой стороны, некоторые ранние теоретики, такие как бихевиорист Джон Б. Уотсон (1928), уделяли особое внимание окружающей среде. Уотсон предположил, что генетика не накладывает ограничений на то, как события окружающей среды могут формировать ход развития. Он считал, что при правильной организации среды можно было бы на свое усмотрение создавать Моцартов, Бэйба Рут или даже Аль Капоне.
Сегодня ни одна из этих крайних позиций не имеет сторонников. Перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Взаимодействие между биологией и окружающей средой проявляется во многих отношениях, включая связь гормонов и агрессивного опыта в развитии девиантного поведения, связь между генетикой и питанием в физическом и социальном развитии, а также взаимодействие между темпераментом младенцев и домашней средой на социальное и личностное развитие.
Пассивность ребенка против активности
Некоторые психологи, занимающиеся вопросами развития, рассматривают ребенка как пассивный организм, который формируется главным образом под действием внешних сил окружающей среды. Например, такие качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. А правонарушения ребенка вызваны тем, что он связан с антисоциальной группой сверстников. Интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. Другие исследователи резко не согласны с мнением о том, что дети играют очень незначительную роль в формировании собственного развития. Они полагают, что каждый ребенок во многом формирует, контролирует и направляет свой собственный курс развития. Дети рассматриваются как любознательные искатели информации, которые намеренно пытаются понять и исследовать окружающий мир. Более того, в социальном мире ребенок не просто формируется агентами социализации, такими как родители, сверстники или учителя, а участвует в двухстороннем процессе. То есть он сам активно модифицируют действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни.
Непрерывность развития против дискретности
Один из основных вопросов, стоящих перед психологами развития, заключается в том, как охарактеризовать природу изменений в процессе развития. Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс, в котором каждое новое событие или изменение упорядоченным образом строится на предыдущем опыте. Это плавное и постепенное развитие, без резких сдвигов по траектории. Другие рассматривают развитие как серию дискретных шагов (отдельные шаги), при этом организация поведения качественно отличается на каждом из них. Проблемы и навыки развития на каждом этапе различаются. Согласно этой точке зрения, мы должны рассматривать подростковый возраст, как особую фазу, которая знаменует собой резкое изменение в биологическом, социальном и когнитивном функционировании. Некоторые наблюдатели утверждают, что подростки способны прибегать к дедуктивным рассуждениям и мыслить в абстрактных терминах способами, которые качественно отличаются от конкретных моделей мышления детей младшего возраста. В этом случае развитие представляет собой прерывистый процесс, а не плавный и непрерывный. При этом те, кто поддерживает точку зрения непрерывности развития, думают об изменениях в подростковом возрасте как о части продолжающейся серии более мелких сдвигов, которые происходили на протяжении всего детства. Позже в этой главе мы встретимся с теориями Пиаже и Фрейда, которые рассматривают когнитивное и социальное развитие, как ряд стадий. На каждом этапе в игру вступают новые стратегии понимания и приобретения знаний, а также управления межличностными отношениями, которые вытесняют прежние способы взаимодействия с миром. Другие теоретики, такие как Бандура, отстаивают непрерывный взгляд на развитие.
Ранний опыт против позднего опыта
Являются ли некоторые этапы более важными, чем другие, для приобретения определенных типов навыков, способностей или знаний? Более крайняя постановка этого вопроса была бы следующей: существуют ли критические периоды, в которые ребенок должен получать определенные виды социальной и сенсорной информации, чтобы развитие шло нормально? В последние годы роддома позволили матерям и младенцам иметь тесный контакт в первые минуты и часы сразу после рождения, чтобы обеспечить связь между матерью и ребенком. Есть предположение, что эмоциональная привязанность между матерями и младенцами не способна адекватно развиваться, если они лишены возможности контакта в этот ранний критический период. Тщательная оценка понятия привязанности почти не подтвердила необходимость раннего контакта матери и ребенка (Goldberg, 1983). Отношения между матерью и ребенком у людей податливы и пластичны, а возможность установления хороших отношений не ограничивается одним периодом. Точно так же, если младенец лишен многих возможностей для нормального социального и когнитивного развития, своевременное вмешательство в более поздний период делает последствия обратимыми. В классическом исследовании Скилс (1966) обнаружил, что младенцы, жившие в очень бедном приюте, но позже переведенные в стимулирующие приемные семьи, выросли без каких-либо явных интеллектуальных недостатков, но те, кто остался в приюте, стали умственно отсталыми. Эта работа показывает, что пагубные последствия неблагоприятного раннего опыта можно изменить. Однако, вопрос все же остается спорным (Bornstein, 1989). Некоторые виды поведения, такие как овладение вторым языком, могут быть более открыты для модификации в определенные периоды развития. Такие периоды мы относим скорее к чувствительным, но не к критическим. Другие виды поведения, например, человеческие социальные отношения, могут быть очень пластичными и открытыми для изменений на всех этапах развития.
Ситуационное влияние против индивидуальных характеристик
Дети растут в самых разных условиях, таких как дома, школы, улицы и игровые площадки. Насколько контексты, в которых мы изучаем детей, влияют на то, что мы о них узнаем? Переносят ли дети свое поведение из одной среды в другую, или индивидуальные предрасположенности и личностные характеристики заставляют их вести себя одинаково в широком диапазоне ситуаций? Можем ли мы описать некоторых детей как честных, зависимых, агрессивных или услужливых? Как будут проявляться эти черты, когда дети будут переходить из одной ситуации в другую — трудное испытание, конфронтация с разгневанным родителем или учителем, соревновательная игра или просьба друга о помощи? Многие психологи развития разрешают это противоречие, подчеркивая взаимодействие личности и ситуационных факторов (Magnusson, 1988). Например, дети с агрессивными личностными чертами могут сами искать контекст, в котором они проявят негативные характеристики, и поэтому они с большей вероятностью вступят в банду или запишутся в секцию карате, чем присоединятся к местному церковному хору или клубу филателистов!
Культурные универсалии против культурного релятивизма
Дети, которые растут на ферме в Китае, в кибуце в Израиле или в деревне в Перу, имеют совершенно иной опыт, чем дети, которые проводят свое детство в пригороде Соединенных Штатов. Психологи развития по-разному оценивают важность культуры. Некоторые исследователи утверждают, что можно открыть внекультурные законы развития, применимые ко всем детям. Другие уверены, что культурная среда оказывает глубокое влияние на законы, управляющие развитием. Между этими крайними точками зрения существует золотая середина, предполагающая, что развитие протекает одинаково упорядоченно, но скорость, с которой дети в разных обществах прогрессируют, может различаться. В некоторых культурах детей поощряют ходить очень рано и дают им возможность тренировать новые навыки. В других культурах младенцев долго носят на руках или пеленают, что снижает их шансы ходить, пока они не станут старше.
Культурные контексты не обязательно предполагают далекие экзотические места. Важно помнить, что внутри отдельных стран, таких как США, Австралия и Россия, существует широкий спектр субкультурных групп, представляющих самые разные расовые и этнические традиции. В Соединенных Штатах, например, нередко в одном классе можно встретить коренных американцев, афроамериканцев, американцев японского происхождения, латиноамериканцев, а также выходцев из Европы. Несмотря на споры большинство специалистов по детскому развитию признают важность учета культурных контекстов в своих описаниях развития. В одной из глав мы встречались с выдающимся теоретиком Львом Выготским, который подчеркнул важную роль, которую культура играет в развитии ребенка.
Статус светских тенденций
Конечно, культурные традиции, постоянно меняются. В нашем собственном обществе за последние тридцать лет произошел ряд драматических изменений. Телевидение доступно 99% домохозяйств, большинство женщин работают вне дома, разводы и повторные браки стали более распространены, растет число отложенных деторождений — и это еще не все. Влияют ли эти новшества на законы, управляющие поведением детей, или же дети развиваются во многом одинаково независимо от времени? Различия в теориях зависит от того насколько серьезно они принимают во внимание изменения подобного рода. Однако, все признают, что развитие социума влияние на развитие ребенка.
Фундаментальные исследования против применения знаний
Некоторые люди хотят знать о законах детского мышления и поведения. Другим интересно, как информация такого рода может помочь при решении практических задач. В последнее время границы между этими двумя позициями стираются. Рассмотрим проблему дневного ухода за младенцами и детьми младшего возраста. С практической точки зрения, мы хотели бы знать, когда дети младшего возраста должны поступать в детский сад, сколько человек должно быть в группе и какую учебную программу следует использовать. Ответы на эти вопросы часто приходят из фундаментальных исследований в области социального, эмоционального и когнитивного развития. Более того, влияние пребывания в детском саду на интеллектуальное развитие детей или отношения со сверстниками часто может помочь нам оценить воздействие различных типов опыта раннего воспитания на развитие детей. В этом случае существует постоянное взаимодействие между фундаментальными и прикладными исследованиями.
Перечисленные темы, проблемы и противоречия неоднократно возникают на протяжении всей книги, при обсуждении каждой из сторон развития— биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной.
В следующий раз поговорим о теоретических перспективах развития.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, методы изучения детского развития, теория Пиаже, теория когнитивного развития, теория Бандуры, теория Фрейда, теории детского развития, что важнее воспитание или среда.
Источник фото: freepic.com
Прочитав статью я узнал, что эволюционисты это исследователи, которые занимаются подробным сбором информации детского развития. При помощи записей учёные обнаруживают изменения в поведении и развитии детей. В таких наблюдениях важнее не сами изменения и количества, а их причины. Меня, как всегда удивила информация об учёных, что есть ещё люди которые занимаются изучением и пытаются докапаться до самой сути, до причин.
Так же я узнал, что дети развиваются нетолько пассивно, но они и сами оказывают активное влияние на направление своего движения. Интересная мысль, что если бы дети развивались только пассивно, то при создании нужных условий, можно было получить, вырастить желаемого человечка — композитора, рабочего, приступника и так далее.
Узнал о раннем и позднем опыте развития. Удивило, что дети воспитывающиеся в бедных приютах, становятся отсталыми и недоразвитыми. Но если эти дети своевременно попадают в приёмные семьи, то отсталость пропадает.
Так же я узнал, что есть ситуационное влияние и индивидуальные характеристики, которые влияют на развитие. Лично мне в детстве нравилось играть в футбол, а не курить сигареты. Сигареты курить мне не понравилось, а кому-то понравилось и он их курит всю жизнь, так же как я играю в футбол на протяжении всей жизни.
Спасибо.
Спасибо за статью.
В данной статье приведены разные теории детского развития.
В сравнении «описание против процесса» приведено мнение эволюционистов, которые рассматривают описание как отправную точку для разработки нормативов развития ребенка. А другие специалисты ищут причины развития. какие методы используют дети разных возрастов при развитии.
«Биология и окружающая среда» — перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды.
«Пассивность ребенка против активности» одни специалисты считают детей пассивными и их поведение обусловлено средой, а другие считают что дети активно модифицируют действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни.
«Непрерывность развития против дискретности» тоже вызывает дискуссии между специалистами. Особенно это видно при описании поведения подростков.
«Ранний опыт против позднего» — тут специалисты стараются найти ответ на вопрос: существуют ли критические периоды, в которые ребенок должен получать определенные виды социальной и сенсорной информации, чтобы развитие шло нормально?
«Ситуационное влияние против индивидуальных характеристик» — ищут ответ как будут проявлять себя дети при смене обстановки.
«Культурные универсалии против культурного релятивизма» — психологи развития по-разному оценивают важность культуры.
«Статус светских тенденций» — как влияет на развитие изменения в социуме.
«Фундаментальные исследования против применения знаний» — также вызывает дискуссии.
Из статьи я узнала о теориях и взглядах на них различных специалистов. Чаще я отмечала, что сторонники разных подходов все таки сходятся в том, что подходы объединяются и нет взглядов, которые бы не рассматривали вариации.
Спасибо за статью.
Из нового я узнала о что некоторые психологи, занимающиеся вопросами развития, рассматривают ребенка как пассивный организм, который формируется главным образом под действием внешних сил окружающей среды. Я согласна с тем, что интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. Меня впечатлило, что если младенец лишен многих возможностей для нормального социального и когнитивного развития, своевременное вмешательство в более поздний период делает последствия обратимыми. Например, младенцы, жившие в очень бедном приюте, но позже переведенные в стимулирующие приемные семьи, выросли без каких-либо явных интеллектуальных недостатков, но те, кто остался в приюте, стали умственно отсталыми. Это говорит о том, что последствия раннего опыта могут измениться. Я познакомилась с точкой зрения американского психолога Арнольда Гензеля, он предположил, что наиболее впечатляющими характеристиками раннего развития являются неизбежность и гарантия созревания ребенка. Это наследственный балласт, который сохраняет и стабилизирует рост каждого отдельного младенца.
В профессиональном плане я узнала о раннем и позднем развитии детей, что пагубные последствия неблагоприятного раннего опыта в воспитании можно изменить.
В личном плане, я отметила для себя, что отношения между матерью и ребенком у людей податливы и пластичны, а возможность установления хороших отношений не ограничивается одним периодом. Данная статья натолкнула меня на идею, что ребенку важно получать развитие со всех сторон, он не просто формируется агентами социализации, такими как родители, сверстники или учителя, а участвует в двухстороннем процессе, сам активно модифицируют действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни.
Спасибо за статью, из нее я узнала, что задачей эволюционистов является фиксация и описание изменений детей в процессе взросления. Это нужно, чтобы при необходимости можно было вмешаться в процесс и исправить задержки в развитии. Ученые внимательно наблюдают за тем, какие стратегии выбирают дети для адаптации в социуме или чтобы узнать что-то новое. Непрерывный процесс поиска ответов о том, как происходит развитие детей помогает постоянно расширять понимание становления психики человека. Ранние споры о том, что больше влияет на развитие- биологические факторы или факторы окружающей среды сегодня не имеют сторонников. На сегодняшний день ученых интересует взаимодействие между биологией и окружающей средой. Я придерживаюсь позиции, что психика человека всегда стремится к развитию. Это значит, что если при необходимости приложить усилия, то можно влиять на результат. Этим самым изменить негативные последствия, которые происходили в раннем периоде. Соглашусь с мнением, что в зависимости от того какие личностные черты преобладают у человека чаще всего именно им он ищет применение в окружающей среде. Особенно, если не четко их в себе осознает. Также считаю, что влияние культуры в которой воспитывался человек существенно на его дальнейшее развитие. Например, есть культуры, в которых демонстрировать страдание-признак дурного тона. В нашей стране очень часто можно услышать выражение «Господь терпел и нам велел!» То-есть страдание для нашего человека чуть ли не святое дело. У меня складывается впечатление, что готовность к состраданию, столь близкая нашим людям, сделала страдание подсознательно выгодным. Страдаешь- тебе помогают. Так что культура и развитие социума на мой взгляд оказывает сильное влияние.
Спасибо за статью, из нее для себя узнала новые теории детского развития: описательная задача считается главным началом в понимании развития ребенка, главное поиск причин процессов развития, влияние биологических факторов на развитие, влияние окружающей среды на развитие, развитие только под воздействием внешней окружающей среды, ребенок участвует в двустороннем процессе – модифицирует действия своих родителей и других людей, развитие без резких сдвигов по траектории, развитие как серия отдельных шагов, эмоциональная привязанность зарождается при раннем контакте матери и новорожденного, своевременное вмешательство в более поздний период может исправить то, что недополучил ребенок при развитии в раннем периоде, существует взаимодействие личности и ситуационных факторов, культура не зависит на развитие, культурная среда сильно зависит на развитие, фундаментальные исследования, прикладные исследования и их взаимосвязь. Удивил тот факт, что пребывание младенца в роддоме с матерью не так уж и важен, как считалось ранее и если вдруг этого не произошло можно это исправить своевременно. Впечатлила теория, выводом которой стало то, что ребенок может видоизменять действия людей для своего развития. Познакомилась с таким понятием как статус светских тенденций. В профессиональном плане буду эти все теории применять на практике в той или иной степени. В личном плане себя успокоила, первый ребенок не был со мной в одной палате, что это не страшно и точно компенсировали мы с ним когда вернулись из роддома.
Теории детского развития имеют много измерений: генетика и окружающая среда, пассивность и активность, непрерывность и дискретность, ранний и поздний опыт, ситуации и индивидуальность, культурные традиции и светские тенденции. Учет влияния всех этих факторов требует изучения, а применение знаний на практике — навыков.
Кроме того, необходимо понимание какие именно качества в конечном итоге должны быть развиты или наоборот — подавлены у ребенка. Каковы запросы «заказчика» — семьи или общества. Кого мы хотим вырастить: потребителей или созидателей, послушных исполнителей или управленческую элиту, и т.п. Задача непростая, исследования должны учитывать конечный результат который можно будет оценить только спустя длительное время, когда конечный результат станет очевидным.
Одних учёных привлекает описание поведения в период детского развития, других — поиск причин развития. Сочетание обоих стратегий даёт максимально эффективный результат в понимании процесса развития. Также и теории, более подробно описанные в данной статье, каждая из которых исследует ограниченный ряд аспектов развития лучше использовать, учитывая и комбинируя их выводы.
В описании теории влияния биологических факторов и факторов окружающей среды мне было интересно увидеть историю её развития от принятия крайних позиций до признания взаимодействия факторов.
Также я отметила идею обоюдного влияния ребенка и взрослых, которые окружают его в ходе развития. Я думаю, что родители часто не осознают или не признают то, что изменения в их жизни происходят в результате действий ребёнка.
В профессиональном плане меня заинтересовала тема раннего контакта матери и ребёнка, отсутствие которого по мнению некоторых специалистов может быть травматичным и оказывать негативное влияние на развитие ребёнка и его отношения с матерью. Меня смущает выражение о том, что это почти не подтверждено, но радует то, что своевременное вмешательство в более поздний период делает обратимыми последствия ограниченных возможностей или их отсутствие в ранний период. Я считаю, что полезно будет акцентировать на этом внимание для снятия психологического напряжения у женщин, чувствующих вину по этому поводу.
Много вопросов появляется к теории статуса светских тенденций. Общество определённо влияет на развитие ребёнка, и было бы интересно узнать конкретные данные об изменениях в соответствии с событиями социальной жизни. Спасибо.
Благодарю за статью. Действительно, описание поведения и фиксация изменений в нём — это важные задачи для понимания развития ребёнка. Особенно при обнаружении задержек в развитии, могут быть назначены вмешательства для их исправления.
Так же понимание процессов, лежащих в основе изменений в развитии, представляет центральный интерес для большинства специалистов.
Иначе говоря, идёт поиск причин процессов развития, а не только описание.
Для себя я выделяю, что научное изучение развития представляет собой непрерывный процесс поиска ответов, так как понимание развития постоянно расширяется.
Я узнала, что есть сторонники, которые считают, что ход развития во многом предопределен генетическими факторами, но так же есть бихевиористы, которые говорят о особом влиянии именно окружающей среды. Сегодня же психологи говорят о взаимодействии между биологией и окружающей средой, проявляющемся во многих аспектах.
Интересный факт, что такие качества как напористость и застенчивость развиваются у ребёнка путём родительского воспитания.
Для себя я отмечаю важность учёта культурных контекстов в описаниях развития детей.
Благодарю за статью!
Изучение развития детей позволяют найти ключи к решению задачи, как воспитать гармоничную и ментально здоровую личность. На развитие личности влияют как биологические факторы, так и факторы окружающей среды. Но до сих пор ведутся споры, какие же факторы наиболее важные. Одни считают, что важнее генетика, а другие — окружающая среда.
Я думаю, что оба фактора важны. Генетику человека изменить нельзя. Однако мы рождаемся в разных семьях, с разным социальным статусом, сталкиваемся с течением жизни с разнообразными ситуациями. И эти факторы влияют на отдельные черты личности. И наше поведение видоизменяется, шлифуется и корректируется.
Пассивность или активность ребёнка зависит не только от окружающей среды. Например, я и моя сестра — мы очень разные. Я очень общительная и энергичная, и я такой была всегда, с самого детства. Мне все было интересно, я вечно придумывал себе развлечения. А сестра напротив, очень тревожная, не общительная, всего боится, всем как-будто недовольна, ей всегда нужна поддержка. И она такая с детства. А выросли мы в одной семье, с однимм культурным ценностями.
Если рассуждать о природе изменений в процессе развития ребёнка, непрерывный это процесс или дискретный, то думаю, что у каждого ребёнка это происходит по разному. С самого рождения, мы познаем мир, копим опыт. Но что мы извлекаем из этого опыта для себя, как мы им пользуемся? Кому-то достаточно один раз получить отрицательный опыт и он делает положительные выводы. А кому-то нужно десять раз совершить одну и ту же ошибку и не доходит все равно. Наверное все таки это процесс дискретный. Осознал опыт, изменил что-то в жизни. В моей жизни изменения точно происходят дискретно.
У многих, если не у всех детей очень сильная эмоциональная привязанность к матери, но не у всех складываются гармоничные и доверительные отношения. Исследования основанные на детях из бедного приюта тоже мне кажется не объективные. Неужели все дети, жившие в бедном приюте стали умственно отсталыми?!! Может быть я не права, но я всегда считала, что умственно отсталые люди — это врождённый порок. Да, возможно в богатой семье, можно вытянуть ребёнка на уровень выше, вкладывая средства в его развитие. Таким образом, социальное положение оказывается очень важным в жизни ребёнка.
Если рассуждать о ситуационном влиянии против индивидуальных характеристик, то я думаю, что есть зависимость. Если ребёнок с агрессивным личностными чертами, то есть вероятность, что он присоединиться к плохой компании. И здесь важно родителям перенаправить его агрессию в позитивное русло, возможно отдать в секцию карате или борьбы, чтобы его агрессия трансформировалась в спортивную злость. А спорт, как правило дисциплинирует и гармонизирует внутреннее состояние. Но если ребёнок мягкий и податливый, то тоже нет гарантии, что он не попадёт под чьё-то негативное влияние.
Культурная среда оказывает большое влияние на развитие детей. Но это не константа. Если ребёнок рос в мусульманской стране, а потом уехал учится в Европу. Думаю, что культура другой страны оставит след в его развитии, несмотря на ту базу, которая заложена в раннем детстве.
Думаю, что все взаимосвязано. Светские тенденции, пребывание в д/саду, культурные традиции, жизненные ситуации. Всё это тот же социум, который хотим мы того или нет оказывает влияние.
Чтобы ребёнок нормально развивался, важно , чтобы в семье были доверительные отношения, общение, культура поведения, которая бы прививалась ребёнку с детства и ментально здоровые родители.
Спасибо за статью. Очень радует, что наше понимание детского развития постоянно расширяется благодаря попыткам исследователей решить загадки становления психики человека.
Из статьи я узнала, о таких факторах, влияющих на развитие, как биологические факторы и окружающая среда, а также какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды, включая связь гормонов и агрессивного опыта девиантного поведения, связь между генетикой и питании в физическом и социальном развитии.
Для себя отразила следующий момент, что тщательная оценка понятия привязанности не подтвердила необходимость раннего контакта матери и ребёнка. В личном плане задавалась этим вопросом, т.к. мой ребёнок был рождён путём кесарева сечения и контакт с ним был отложен на какое-то время.
В данной статье описываются различные методики и подходы в изучении развития детей. Прочитав эту статью, я отметила, что с какой бы точки зрения не рассматривался процесс изучения формирования и изменения психики ребёнка, всегда конкурируют две задачи, решаемые в ходе исследований. С одной стороны- исследователь пытается объяснить природу происходящих изменений, узнать их причины и возможные последствия; с другой стороны- не менее важным является вопрос о том, как можно использовать эти знания в практике чтобы влиять на развитие ребёнка. Конкурируя между собой эти два вопроса и создают некую конечную теорию, которая наиболее полно описывает действительно происходящие процессы. Статья помогла мне обобщить и систематизировать знания о методиках и теориях изучения развития детей, полученные мною ранее.
Благодарю за статью! Из статьи становится понятным, как различные теории детского развития рассматривают этот процесс в связке с различными факторами влияния, в различных проекциях и отвечают на множество разносторонних вопросов. Детское развитие рассматривается с различных сторон: биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной. Эволюционисты поднимают такие вопросы, как, например: Являются ли некоторые периоды развития более влиятельными, чем другие? Другие исследователи изучают вопросы: Являются ли некоторые этапы более важными, чем другие, для приобретения определенных типов навыков, способностей или знаний? Или : Переносят ли дети свое поведение из одной среды в другую, или индивидуальные предрасположенности и личностные характеристики заставляют их вести себя одинаково в широком диапазоне ситуаций?
Статья помогла мне закрепить и систематизировать знания о методиках изучения развития детей, и о контекстах, в связке с которыми оно изучается.
Для себя отметила, что нельзя изучать поведение человека, а тем более ребенка в отрыве от культурных особенностей его группы. Как правильно отмечено в статье: даже граждане одно страны могут принадлежать к разным этносам или национальностям, и иметь свои уникальные культурные обычаи, которые напрямую влияют на развитие детей.
Спасибо за статью! Узнала о некоторых теориях детского развития! Мне показалась интересной «фундаментальные исследования против применения знаний», где говориться когда малыши должны пойти в детский сад, сколько человек должно быть в группе и какую программу лучше использовать для когнитивного так же и социального развития детей и что не только из фундаментальных исследований я могу получить это вопросы, но еще и о влиянии детского сада на развитие интеллекта ребенка взаимодействует с прикладными исследованиями. То есть данные исследования детского развития взаимодействует между собой и дополняет друг друга. Или например «ситуационное влияние против индивидуальных характеристик», где можно узнать переносят ли свое поведение дети из одной среды обитания в другую, меняют ли они свое поведение в определенной ситуации или везде ведут себя одинаково.
В данной статье знакомился с различными методиками развития детей. Различные подходы могут благоприятно сказаться на развитии ребёнка, все методы хороши, лишь бы помогло вырастить человека. Удивляет то, что некоторые люди, попробовав один метод, который не сработал, могут обесценить все остальные или специалиста, который предложил его. Механизм, который я отследил-это когда под действием окружающей среды, человек начинает развиваться, т.е. нужно создать условия, в которых ребёнок будет развиваться. Задача взрослых помогать ему в этом, проявляя интерес к процессу. В профессиональном плане статья ещё раз мне об этом показывает, что мне, как специалисту по реабилитации зависимых людей, стоит самому вовлекаться в процесс, иначе зависимым будет незачем реабилитироваться. Понимая свою проблему зависимости, я могу помогать другим решать свою проблему зависимости. И мне человеку зависимому это надо. Тогда есть шанс, что мы вместе выживем. Спасибо.
Спасибо за статью. Из нее я в очередной раз узнала о том, насколько широко поле изучения детской психологии. Ученые ищут ответы как на процессуальные, так и на описательные вопросы и вносят изменения каждый раз, как получают новую информацию. Влияние генетических факторов и факторов окружающей среды в их взаимосвязи изучается активнее, чем радикальные теории. Дискретность и непрерывность развития также имеют приверженцев в своих крайних проявлениях, но истина, как это часто с ней бывает, где-то посередине. Культурные контексты также вносят свои коррективы. Ученые-теоретики и ученые-практики также ищут золотую середину. Мне, как родительнице и как психологу, интересно и практически применимы данные исследования.
Прочитав данную статью я узнала, что есть те специалисты, которые занимаются поиском причин процессов развития и есть те, кто хочет понять процессы, лежащие в основе изменений в развитии. А также узнала о разногласии в важности биологии или окружающей среды на развитие ребёнка (две стороны специалистов). Я не вдавалась в подробности, что влияет на развитие ребёнка или что способствует развитию ребёнка. В ходе взросления моего ребёнка, я задавалась такими вопросами: как мне отреагировать на ту или иную ситуацию с ребёнком, чтобы не травмировать его психику и правильно влиять (здоровое влияние) на его развитие. К примеру, моя дочка, когда приходит из садика, то рассказывает мне ситуации, когда кто-то из детишек дерётся (кидается игрушкой) или по голове ударили мячиком, когда не делятся игрушками и т.д. и у меня сразу возникает реакция негодования, возмущения, я спрашиваю у своего ребёнка, где был воспитатель в этот момент или рассказала ли она воспитателю о ситуации? Иными словами, мне хочется защитить своего ребёнка, поддержать его, помочь ему, чтобы он мог правильно отвечать другому ребёнку (правильно действовать в той или иной ситуации) т.е. мне хочется правильно воспитывать ребёнка, не мешая ему развиваться, а помогая.
Прочитав статью пришел к выводу что на развитие ребенка влияют множество факторов: биология, окружающая среда, внутренняя активность или пассивность, культура, социум. Разные направления психологии дают нам возможность посмотреть на развитие ребенка в полном объёме. Увидеть, как биология взаимодействует с окружающей средой и как они взаимосвязаны в процессе развития дополняя друг друга. Когда есть природные данные (биологические) и как они, если так можно сказать раскрываются в среде, в которую помещен ребенок (ассоциация почему-то сразу возникает с ростком растения). Так же мы можем увидеть, как на развития влияет культура и социальное общество. Ведь если рассмотреть такой небольшой компонент как книга. То книга — это культурное творение человечество и чтение имеет колоссальное влияние на развитие. Влияние социальной среды так же имеет большое значение, в какой семье растет ребенок, в каком окружении находится. Словом, каждую теорию можно рассматривать по отдельности где она изучает отдельно взятое направление и также в совокупности, где можно увидеть полную картину влияние на развитие ребенка.
Спасибо за статью, было весьма познавательно ознакомиться с разными теориями развития детей.На протяжении всего своего декрета я усиленно интересовалась и изучала детскую психологию, и когда ребенку шел четвертый год я наткнулась на книгу «После трех уже поздно», помню как была озадачена и начала немного переживать, как же так думаю я «поздно», а вдруг я что то упустила или не так сделала!? Что ж теперь не надо развивать ребенка, раз книжка говорит что «поздно»!? Я ее прочла, хотя на данный момент уже смутно помню о чем она, но суть в том что не чего не поздно и теперь я понимаю что сколько бы книг не было написано, нет стандартов развития ребенка, каждый идет в своем темпе и не нужно сравнивать уровень развития своего ребенка с другими детьми. На каждую теорию развития найдется тот кому она не по душе. Однако, не стоит пускать на самотек развитие ребенка, нужно быть внимательным родителем и смочь разглядеть в своем ребенке «дорожку» по которой его направить.
Из данной статьи я узнала о различных теориях детского развития. Удивительным для меня является то, что несмотря на абсолютную разность теорий и подходов к изучению детского развития, учёные всегда находят подтверждение своим теориям. Также интересными мне показались некоторые данные, полученные в ходе исследований, например, такие как, некоторые виды поведения, например, человеческие социальные отношения, могут быть очень пластичными и открытыми для изменений на всех этапах развития. А также что, если ребёнок лишен возможностей для нормального социального и когнитивного развития, своевременное вмешательство в более поздний период делает последствия обратимыми.
В профессиональном плане, я убеждаюсь в необходимости изучения детского развития с помощью разных подходов и теорий, для расширения собственного кругозора и более корректной работы. В личном плане исследование детского развития мне очень интересны, наблюдая за своей малолетней дочерью, я могу отражать, например, как проходит её личностное развитие, нет ли каких-либо отклонений, или как тот или иной фактор отражается на её характере и поведении.
Благодарю за перевод данной статьи. Для себя было крайне интересно узнать о различных теориях детского развития, а так же как биологические факторы и окружающая среда оказывают влияние на ребенка, а также какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды, включая связь гормонов и агрессивного опыта девиантного поведения, связь между генетикой. Мне представляется важным говорить об этих связях и в процессе изучения учитывать это. Проблематика исследования остается прежней- результат можно оценить только спустя длительное время и не факт, что частота наблюдения будет соблюдена в данных условиях. В профессиональном плане считаю необходимым знать о различных теориях и их реализациях.
Спасибо за статью! Обратил внимание, что тема развития и человека крайне актуальна. Очевидно, что за казалось бы небольшой статьей стоит большой пласт исследований. Интересно, как вопрос рассматривается с различных сторон, обнажая противоречия и находя связи между различными теориями. Меня удивил вопрос о формировании ребенка в ситуации среды с ограниченным количеством стимулов для «полезной деятельности». Тезис, что среда формирует человека, очевидно верный. Однако так же верно и то, что формирующийся не пассивная, а активная сторона этого процесса, могущая выйти за рамки среды за счет внутреннего потенциала. Т.е, формирование личности происходит при соприкосновении внешних и внутренних факторов. Где среда играет важнейшую роль, но не является «приговором».
Благодарю за статью! Узнала о разных теориях развития ребенка. Удивительно, что не смотря на то , что все они разные и имеют разные подходы к развитию, все равно каждая теория имеет место быть и имеет доказательства. Новым термином стало «дискретные шаги» -это отдельные шаги. Данная статья заставила задуматься о том , что на процесс развития детей влияют абсолютно все факторы от места рождения до
новшеств в законах. И с помощью разных теорий мы можем глубже смотреть на развитие детей и с разных сторон развития (биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной, то есть разные теории отлично дополняют друг друга. В профессиональном плане статья будет очень полезна при работе с детьми.
Теории детского развития изучают проведение детей и как оно меняется в течение взросления, какие факторы влияют на различия в поведении детей. Учёные занимаются как описательной частью проведения детей так и поиском причин различного развития. Поскольку речь идёт о людях, которые живут в обществе, взаимодействуют друг с другом, теории развития имеют некоторые противоречия, например одним из них является спор о том, что же оказывает больше влияние на развитие ребенка, окружающая среда или он сам выбирает свой путь. Является ли развитие постепенным и непрерывным потоком или отдельными, не связанными друг с другом частями в разные периоды жизни. Эти противоречия говорят нам о том, что изучать детскую психологию необходимо под разными углами, используя разные теории и методы для получения наиболее эффективного результата.
В данной статье автор продолжил обзор основных теорий развития детей . Я познакомилось с проблемами и противоречиями , возникающими при изучении детского развития . Узнала , что одна из целей эволюционистов состоит в том, чтобы описать поведение , и то , как оно меняется в процессе развития . Эта информация будет ценной при разработке возрастных норм развития и борьбы с задержкой развития . В статье поднят извечный вопрос биологии и окружающей среды для различных аспектов развития . Одни учёные считают, что ход развития предопределён генетическими факторами , другие уделили особое внимание окружающей среде . Было любопытно узнать , что перед современными психологами , занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том , какие различия возникают у детей про взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды . Также я узнала о постоянном взаимодействии между фундаментальными и прикладными исследованиями .
В этой статье в основном рассматривались противоречивые теории детского развития. И то, как приверженцы различных теорий перетягивают одеяло в свою сторону. Хотя на мой взгляд развитие и взросление ребенка происходит под воздействием совокупности факторов. Которые между собой тесно переплетены и в равных долях воздействуют на ребенка, формируют его навыки и различные поведенческие механизмы. Например, влияние биологической составляющей нельзя отделить от влияния окружающей среды на развитие индивидуума. Также нельзя разделить пассивное нахождение ребенка в среде и его активное познание окружающей действительности. Всё это в тесном взаимодействии формирует его личность. Поэтому по моему мнению только комплексный подход в изучении может дать ключи к развитию детей.
Из статьи я узнал о работе учёных-эволюционистов, основная задача которых описывать поведение (то как оно меняется в процессе развития) и выявлять причины процессов развития. С начала появления данной науки существовало два полярных мнения об основной силе, двигающей развитие ребёнка: одни учёные склонялись к биологической предпосылке, другие – к социальной. Сейчас учёные обращают внимание на то, как биологические предпосылки развития наиболее полно раскрываются в разных социально-экономических условиях окружающей среды.
Данная практика помогает определить и вовремя предотвратить отклонения в развитии детей. Свою задачу как психолога вижу в том, чтобы постоянно повышать уровень знаний относительно детского развития. Для этого нужно уделить особое внимание влиянию как генетических, так и социально-экономических факторов развития. Это даст мне более широкий спектр инструментов помощи моим клиентам.
Спор учёных о более важном..
Кто-то говорит о стимуле побуждающем желание у ребёнка развиваться.Кто то о генах , и о том что они наиболее сильно влияют на развитие детей. И как видно в статье, теорий десятки. Большинство из них стирается или перекраивается с течением времени.
Интересным показалась часть где приведен пример : «Дети с агрессивными личностными чертами могут сами искать контекст, в котором они проявят негативные характеристики, и поэтому они с большей вероятностью вступят в банду или запишутся в секцию карате, чем присоединятся к местному церковному хору или клубу филателистов.»
И я наверное своими мыслями ближе к этим людям. Да гены, окружение действительно важны, но путь выбирает сам человек.
Удивил тот факт , что дети из бедных детских домов, попавшие в «хорошие» семьи с достатком, с большой вероятностью будут отлично развиваться. И наоборот, у детей оставшихся в детском доме будет наблюдаться недоразвитость.
В личном плане все это натолкнуло на мысль о том что никогда не поздно, что всё можно исправить, даже если родитель не особенно хорош,даже если его и вовсе не было в раннем , дошкольном возрасте..
В профессиональном плане, очередной раз убеждаюсь, как трудно вычленить главное в груде профессиональных терминов . И в этот раз , мне кажется, что я немного вырос в этом. Спасибо.
Спасибо за статью! В ней рассказывается о существующих теориях детского развития. В процессе прочтения отметила для себя новый термин: дискретные шаги ( отдельные шаги в развитии ребёнка ). Появилось большое желание углубиться в каждую из теорий развития и изучить её более детально. Это расширит моё понимание развития детей и даст более объёмную картину в каждом отдельном случае. Например, сейчас я имею возможность наблюдать за взрослением близнецов. Они живут в одной семье, но совершенно разные и окружающие относятся к ним по-разному. На их примере теория о том, что дети сами модифицируют своё окружение и заставляют взрослых относиться к ним тем или иным способом, кажется мне особенно любопытной.
Прочитав статью, я узнала о теориях детского развития. О том как специалисты занимаются поиском причин процессов развития детей. Мне понравилось, есть некий спор на тему того как влияют биологические факторы и окружающая среда, то есть одни сторонники думают что развитие ребенка приходит с помощью его созревания, другие думают что на детей влияет окружающая среда. Я считаю, что в данной ситуации влияют оба фактора. Иногда окружающая среда и люди (взрослые или сверстники) могут гораздо быстрее научить ребенка чему то, не смотря на его возраст. Очень часто, я слышала фразу «Растет не по годам» видимо это из этого фактора (про окружающую среду). Так же меня удивило то, что ученые рассматривают ребенка как пассивный организм. Я всегда думала и видела не однократно, что ребенок всегда что то хочет узнать. Например, моя сестра, когда была еще совсем маленькой, постоянно интересовалась всем что находилось на моем столе, а то что спрятано в столе в шкафчиках — это вообще вызывало некий супер интерес. Пока меня не было дома (я была в школе), она открывала эти шкафчики и смотрела что там у меня лежит интересного для нее. Прочитав статью, я так же поняла, что для каждого ребенка нужна мать, потому как не будет происходить должного развития, без поддержки родного человека.
Благодарю за статью . Из нее я узнала , что одной из целей эволюционистов является описание поведения и то, как оно меняется в процессе развития ребёнка . В основном эти специалисты заняты поиском причин, запускающих процессы развития . Однако , следует заметить , что развитие ребёнка характеризуется множеством противоречий . Например , есть теории , которые говорят о том , что биологические факторы являются основополагающими в процессе развития ребёнка . А другие теории основной акцент делают на среде , в которой ребёнок растет . Третья группа теорий рассматривает сочетание этих факторов , что мне тоже близко . Разнообразие теорий и подходов к изучению дает возможность выбирать наиболее подходящую в зависимости от ситуации и поставленной задачи .
Прочитав статья я обратила внимание на часть «пассивность ребенка против активности». По моему мнению участие ребенка велико в формировании его собственного развития. Поскольку моей дочери вот-вот будет только 2 года, ее основной метод развития это игры.
В отношениях с моим ребенком в части игр я придерживаюсь пассивной позиции меня, как зачинщика игр. Поскольку моей дочери вот-вот будет только 2 года, ее основной метод развития это игры. Если она предлагает играть в пазлы, мы собираем в пазлы, если несет книги, мы читаем книги, если собирать конструктор, то я с удовольствием последую ее примеру. Что это значит для меня? Это значит, что ребенок сам в праве выбирать «во что сегодня поиграть» и какую область своего мозга развить или какой навык отработать.
Также мне откликнулся абзац о «раннем опыте против позднего». Он отправил меня в день медкомисии моего ребенка по случаю 1 года. В тот момент она не произносила ни «мама» ни «папа», я была расстроена, потому что среднестатистическим нормам должна была уже. А дальше декабрь, полтора года, дочь рассказывает стишок «идет бычок качается» наизусть. Это пример 2 в 1, когда сначала поздно, а потом рано. И про то, что любые последствия можно исправить.
Спасибо за статью. Из статьи для себя узнала много интересных фактов. Например, такие качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. А правонарушения ребенка вызваны тем, что он связан с антисоциальной группой сверстников. Интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. Еще показалось интересным, что младенцы, жившие в очень бедном приюте, но позже переведенные в стимулирующие приемные семьи, выросли без каких-либо явных интеллектуальных недостатков! Эта работа показывает, что пагубные последствия неблагоприятного раннего опыта можно изменить. Я думаю, что изменить пагубные последствия ребенка можно в любом возрасте , главное найти правильный подход.
Благодарю за перевод статьи. В ней повествует о противоречиях, возникающих при изучении детей, связанных с определённой спецификой концепций, со стороны которой изучаются феномены. При этом, во многих случаях, мы можем говорить о их взаимосвязи.
Например, противопоставляются описание и процесс. Изначально психология начиналась с описания определённых явлений и феноменов психики человека и детей. Сейчас же всё больше стараются изучить почему происходят те или иные изменения. Но если бы изначально не было описания этого процесса и того, что оно как-то меняется, то не возник бы вопрос о детерминантах развития.
Также, возникает противодействие учёных во влиянии на процесс развития биологических факторов или генетики и окружающей среды. Анализируя текст статьи и информацию, полученную ранее, мне кажется, что влияние на поведение и развитие имеют как социальные факторы, то есть окружающая среда, так и биологические факторы накладывают свой след на эти процессы.
Не решён вопрос и о пассивности с активностью ребёнка в процессе социализации и развития. Является ли он пассивным субъектом жизнедеятельности, просто впитывая информацию, получаю от взрослых, или сам выбирает то, к чему у него есть интерес?
Стоит открытым вопрос и о дискретности развития и влияния опыта в различные возрастные периоды. У меня появился вопрос, который звучит так «насколько можно подтянуть ребёнка в развитии при сильной педагогической запущенности?». Многие учёные говорят о сензетивных периодах, в течение которых нам элементарно проще обучаться чему-то, например, языку, так есть ли период после которого невозможно этому научиться, если до этого не было такого опыта (научить ребёнка-маугли говорить).
И таких противоречий возникает много при изучении психологии развития и развития детей.
В профессиональном плане статья дала понять, что многочисленные теории и концепции помогают понять и составить общую картину феномена, изучаемого с разных сторон, а также, что есть противоречия, о которых необходимо помнить в процессе работы.
В личном плане задумалась о том, что необходимо фильтровать получаемую информацию, анализировать и проверять актуальность, а также способна ли эта информация применяться в современном мире и в каких пропорциях.
В результате прочтения статьи я еще раз узучила спорные моменты между ученными и их мнениями в Теории Детского Развития.Несомненно разные подходы наблюдения важны и спорны, с любой стороны все имеет место быть,я думаб настолько все индивидуально,что одного какого-то закона развития нет, раз мнения расходятся и столько раличных подходов.В личном плане я думаю,что социальнон влияние играет большую роль на развитие ребенка, вообще в принципе все коректируется изминением внешних обстоятельств.Сравнивать детей старого поколения и равнять их по старым исследованиям не получится,появилось много различных обстоятельств, которые влияют на психику детей.В профессиональном плане данная статья напоминает о важности подхода изучения развития ребенка со всех сторон, этинически,культурно,социально и тд.
С интересом познакомилась в статье с одной из основных теорий детского развития — теорией эволюционистов, основной целью которых является именно описание поведения и его изменения в процессе развития ребенка. Меня удивило описание тем, по которым есть разногласия у специалистов изучения детской психологии. Большой интерес у меня вызвал пример о том, что по мнению некоторых ученых на процесс развития влияет именно окружающая среда, а не генетика. Действительно, ведь тогда общество могло бы беспрепятственно создавать нужных ему гениев в той или иной области, просто помещая ребенка в конкретную окружающую среду. Прочитав статью, я познакомилась с термином дискретности, то есть прерывность развития, применительно к развитию детской психологии, обозначающее определенный скачок в развитии или появление определенных навыков, стратегий на каждом этапе. В личном плане мне статья помогла увидеть, что никогда не поздно обучать моего ребенка чему-то новому, так как в основном поведение детей открыто к изменениям на всех этапах развития. Полученная информация натолкнула меня на мысль о том, что стоит уделять больше внимания тому в какое ситуационное влияние попадает моя дочь, так как все-таки не смотря на ее индивидуальные особенности, она бывает подвержена контекстному влиянию окружающих условий.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я узнала про теории детского развития и вариантах их противопоставления. Меня удивило то, что маленькие дети для запоминания слов не могут использовать прием деления слов на группы. Я познакомилась с таким механизмом психической реакции как как пассивный организм. Теперь я знаю то, что формирование происходит в основном под действием внешних сил окружающей среды. Качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. А правонарушения ребенка вызваны тем, что он связан с антисоциальной группой сверстников. Интерес ребенка к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание то, что ребенок активно модифицирует действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни. В личном плане прочтение статьи дает мне понимание то, что отношения между матерью и ребенком пластичны. И не ограничиваются одним периодом. Некоторые виды поведения, такие как овладение вторым языком, могут быть более открыты для модификации в определенные периоды развития. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что можно еще в детстве выявит склонность ребенка к агрессивному поведению, анализируя его выбор относительно компании, телепередачи кружков.
Спасибо за статью. Из статьи узнала о методах развития детей. Большинство психологов считают, что ценностью является описательная задача развития ребенка. Когда дети учатся ползать, сидеть и ходить, сколько слов могут запоминать, и как меняется игра по мере взросления. Когда мои дети были маленькими, я также за ними наблюдала, сравнивала с другими детьми на площадке. Помню ситуацию, когда моему ребенку было 5 лет, к нему подошел сверстник завел разговор об игрушках после не продолжительного разговора между ними, этот мальчик задал моему сыну вопрос «Чем ты увлекаешься?». Моего сына этот вопрос ввел в заблуждения, он не смог на него ответить. Я слышала тоже этот вопрос, мне стало стыдно за своего ребенка и за себя. Тогда я стала больше внимания уделять его дополнительному развитию. И уже через какое-то время он увлекался резьбой по дереву, выжиганием, из бумаги делал разные сложные фигуры, оружия. Т.е как и описано в статье при обнаружении задержек в развитии, могут быть назначены вмешательства для их исправления. Только вместо психолога, был родитель. Не важно, какой метод главное чтобы работал.
Снова статья про теории детского развития. Практически все учëные признают влияние окружающей среды и биологических факторов. Но нет единого мнения по поводу того, что больше влияет. Также есть мнения, утверждающие о том, что на формирование ребëнка оказывают влияние родители, учителя, сверстники и т д. При этом есть психологи, придерживающиеся точки зрения, что ребёнок сам формирует себя. Также одна из теорий представляет развитие плавным. При этом существует противоположная теория, которая утверждает, что развитие может происходить резкими скачками, например, у подростков. Мнения учëных разнятся и в отношении значимости раннего и позднего опыта. Также одни теоретики утверждают, что дети обладают индививидуальными особенностями, которые они везде будут одинаково проявлять. Другие, что в каждой среде ребёнок приобретает новые особенности. Учëные также по-разному смотрят на влияние культуры в формировании ребëнка. Я узнала новое понятие «дискретные шаги» — отдельные шаги в развитии. Прочитав эту статью, я поняла, что не по одному вопросу, касаемо развития ребëнка, нет единого мнения. На каждую точку зрения найдëтся противоположная. Информация полезна для моего развития, понимания разных подходов по вопросам детской психологии.
Из статьи я узнала, что факторов, влияющих на развитие ребенка очень много и они меняются в зависимости от культурных, территориальных, социальных и ряда других особенностей среды в которой находится ребенок. Что эти факторы меняются вместе с изменениями, которые происходят в мире. Но есть и базовые эволюционные и биологические признаки, которые отвечают за изменения, которые не зависят от окружающей среды. Практически любое исследование или теорию п развитию ребенка можно рассмотреть с другой стороны и сделать иные выводы. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Наша задача как родителей интересоваться исследованиями и помогать своим детям расти и развиваться гармонично.
Статья заставила меня задуматься о том, как проходит детство ребенка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Не может не радовать тот факт, что пагубные последствия неблагоприятного раннего опыта можно изменить. Это доказывает пример из статьи, где дети из бедного приюта, которых усыновили, смогли вырасти без интеллектуальных недостатков. Из статьи я узнала о теории развития личности, культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Мне было интересно прочитать про важность культуры с точки зрения психологии, и на самом деле, например люди севера отличаются от южан, так же, как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели «продвинутый» запад. Поэтому, в каждой стране, развитие детей происходит по-разному (где-то быстрее, где-то медленнее). И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности.
В профессиональном плане статья дала мне возможность узнать о существующих теориях детского развития. Это дает мне понимание развития детей. В деятельности психолога знания детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей.
Спасибо за статью. Благодаря этой статье я узнала, что одна из целей эволюционистов состоит в том, чтобы описать поведение и как оно меняется в процессе развития, так же некоторые специалисты занимаются поиском причин развития этих процессов. Такая информация представляет ценность при разработке различных норм развития ребенка, и при необходимости позволяет внести какие-либо корректировки. Мне нравится то, что научное изучение развития представляет собой беспрерывный процесс поиска ответов. Из данной статьи я узнала, что на развитие ребенка, так же влияют биологические факторы и окружающая среда, включая связь гормонов и агрессивного опыта девиантного поведения, связь между генетикой и питанием в физическом и социальном развитии, а также взаимодействие между темпераментом младенцев и домашней средой на социальное и личностное развитие.
В профессиональном плане, отметила для себя важность изучения детской психологии. В личном отметила, что отношения между мамой и ребенок податливы и пластичны и не ограничиваются одним периодом.
Новое в статье — главное для ученых это описательные задачи для понимания развития ребёнка.Необходимо фиксировать изменение игры по мере взросления и это ценно при разработке возрастных норм развития.А это — ориентиры для измерения прогресса отдельного ребенка.Впечатлило, что если есть задержки в развитии, то можно вовремя вмешаться и всё исправить.Удивили стратегии учёных для пополнения лексики у детей, а не просто количество слов, усвоенных ими в разные периоды.Результаты исследования применимы на практике: психологам и воспитателям желательно взять на вооружение сочетание биологических процессов и влияния окружающей среды на ход развития и воспитания малышей.Генетические факторы плюс окружающая среда — их полноценное взаимодействие наряду с с фундаментальными и прикладными исследованиями вполне помогут вырастить настоящих Моцартов и Аль Капоне.
Статью пришлось перечитывать несколько раз. Впечатление о статье, если честно, ниже среднего, поскольку не несет в себе почти никакой полезной информации.
Статья в данном случае больше похожа на учебный план, без раскрытия тематики или предоставления полезной информации. Из общего объема статьи можно узнать только два термина. Ученые –бихевиористы, ученые которые изучают поведение людей и животных, как сказано в статье, что на мой взгляд очень поверхностно. Пришлось более широкое понятие искать в сторонних источниках: Бихевиоризм это систематический подход к изучению поведения людей и животных, предполагающее, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде. Вторым новым термином оказалось тоддлеры, в статье указано, что это ребенок 1 -3 года, хотя альтернатива опять подкидывает: тоддлер – ребенок в определенное время, в период от 1 года до 3, 4 лет, характеризуется от момента, когда ребенок только начинает ходить и до момента, когда он начинает ходить и бегать более- менее уверенно. Выборка фактов и выводов о развитии детей, представленные в статье, то же как то не внушают доверия. Следующая часть статьи представляет собой перечислением основных теорий и перспектив развития, но тут сам автор признает: «Не стоит переживать, если данные, представленные в таблице не слишком понятны.». Единственное с чем можно согласиться в статье так это с утверждением, что различные аспекты развития взаимосвязаны, и чтобы их понять полезно опираться сразу на несколько теорий.
Спасибо за статью!
Она более подробно познакомила меня с проблемами и противоречиями каждой из сторон развития— биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной.
Я узнала, что одна из целей эволюционистов состоит в том, чтобы описать поведение и то, как оно меняется в процессе развития, и поиском причин , что представляет ценность при разработке возрастных норм развития, которые являются ориентирами для измерения прогресса отдельного ребенка по сравнению с его ровесниками.
Что в настоящее время перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Взаимодействие между биологией и окружающей средой проявляется во многих отношениях, включая связь гормонов и агрессивного опыта в развитии девиантного поведения, связь между генетикой и питанием в физическом и социальном развитии, а также взаимодействие между темпераментом младенцев и домашней средой на социальное и личностное развитие. Что учёные до сих пох не пришли к единому мнению на счёт того , что ребёнок пассивный или активный участник своего развития, как и о том, является ли развитие непирывным или происходит отдельными шагами, и является ли ранний опыт важным и можно ли повлиять на его последствия.
О том, что как влияют индивидуальные особенно и особенности среды, культуры , хоть Перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Взаимодействие между биологией и окружающей средой проявляется во многих отношениях, включая связь гормонов и агрессивного опыта в развитии девиантного поведения, связь между генетикой и питанием в физическом и социальном развитии, а также взаимодействие между темпераментом младенцев и домашней средой на социальное и личностное развитие.Однако, все признают, что развитие социума влияние на развитие ребенка.
Для меня эта статья- это подтверждение того, с чем я столкнулась ,когда мой сын только родился, информация настолько протеворечива, что мне, как родителю было сложно выбрать направление и на него ориентироваться.
Новым стало то, что в процессе исследований ученым не всегда надо знать причину задержки ребенка. Чаще всего, они исследуют, почему в принципе происходит развитие. Удивили высказывание американского психолога, который содействовал развитию нормативной медицины раннего детства и изучению особенностей психического развития детей, который сказал, что развитие у детей будет неизбежно, оно передается генетически. Так же удивило то, что такие черты характера как застенчивость и напористость это продукт родительского воспитания. Далее, в статье описывается разные опыты воздействия на ребенка в зависимости от социального, государственного и прочего контекста. Хотела бы обратить внимание на фрагмент функциональных исследований против применения знаний. Там коснулись проблем детского сада.Какая должна быть наполняемость, по какой программе должно проходить обучение и т.д. Я так понимаю, что и сейчас у специалистов нет четкого определения в этом вопросе. Так что можно сделать вывод, что в такой сложной области, как детское развитие пока четко структурировать не удалось и у наших ученых есть все инструменты для этого.
Спасибо за статью. Новой информацией для меня стало то, что ученым не всегда нужно знать причину задержки развития у ребенка. они исследуют, почему развитие происходит в целом, у конкретного ребенка. Она более подробно познакомила меня с проблемами и противоречиями каждой из сторон развития — биологической, когнитивной, лингвистической и социально-эмоциональной. Качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. Показалось интересным то, что интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. В профессиональном плане данная статья напоминает о важности подхода изучения развития ребенка со всех сторон, например культурных, или этнических.
Спасибо за статью. В данной статье приведены разные теории детского развития. В сравнении «описание против процесса» приведено мнение эволюционистов, которые рассматривают описание как отправную точку для разработки нормативов развития ребенка. А другие специалисты ищут причины развития. какие методы используют дети разных возрастов при развитии. «Биология и окружающая среда» — перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Я думаю, что оба фактора важны. Генетику человека изменить нельзя. Однако мы рождаемся в разных семьях, с разным социальным статусом, сталкиваемся с течением жизни с разнообразными ситуациями. И эти факторы влияют на отдельные черты личности. И наше поведение видоизменяется, шлифуется и корректируется. Пассивность или активность ребёнка зависит не только от окружающей среды.
Благодарю за статью! Из данной статьи я узнала, что описание процессов развития детей является важным и необходимым условием для понимания нормы развития детей, для постановки неких ориентиров «нормы развития», чтобы увидев отклонения или задержки развития, принять соответствующие своевременные меры.
Также мне показалось интересным рассуждение о том, пассивен ли ребенок в своем развитии ( то есть исключительно воспринимает и «впитывает» то, что в него посчитали нужным вложить окружающие его взрослые) или все таки он активен в выборе и своем восприятии, а значит, из многообразия информации, которая его ежедневно окружает, он все таки выбирает тот вектор развития, который ему интересен или больше соответствует его темпераменту и характеру. Вспоминая себя, я все таки думаю, что ребенок занимает активную позицию.
Спасибо за подробное описание параметров, по которым сравниваются теории детского развития.
Бросается в глаза, что ни в одной теории нет опоры на морфологические изменения мозга. У нас в голове находится сложная система с миллиардами нейронов и она как-то развивается. У этого развития есть определенные законы.
На мой взгляд, психология, направленная на помощь, не может не опираться на эти законы. Это ставит вопрос о биологической базе образования для психологов.
Непонимание законов морфологического развития мозга приводит к советам, которые оторваны от реальности: слушать классическую музыку во время созревания эмбриона в матке матери для развития «правильных» музыкальных пристрастий будущего ребенка.
Опора на твердые науки дает возможность сделать психологию более объективной и помогающей.
Из статьи я узнал новую информацию о теориях детского развития. Меня удивило, что каждая из рассмотренных теорий также описывает роль родителей в развитии ребенка. Я также поближе познакомился с термином дискретности, то есть прерывности развития, применительно к развитию детской психологии, обозначающее определенный скачок в развитии. Эта информация дает мне большое понимание о том, как происходит развитие личности ребенка и что играет важную роль в этом процессе. Также я понял, насколько важна роль родителей и окружающей среды в формировании личности ребенка. В дальнейшем я смогу использовать эту информацию как на практике, так и в личной жизни. Прочтение данной статьи натолкнуло меня на мысль о том, насколько важно понимать механизмы развития ребенка и насколько это важно для его будущего. Как будущий практикующий психолог, я должен обладать таким знанием и учитывать его в своей работе.
В результате прочтения статьи я узнал о нескольких новых для меня теориях детского развития. Так, эволюционисты занимаются описанием поведения детей и того, как оно развивается. Они наблюдает за тем, как и когда ребенок начинает применять новое для себя поведение, какие стратегии для этого использует (например, как начинает говорить, как запоминает и структурирует информацию, в каком возрасте, насколько сложные задачи может решать), и на основе этих данных ученые делают выводы о процессе развития детей. Также есть ученые, которые решающую роль в развитии ребенка отдают биологическим фактором, то есть их точка зрения в том, что природа все сделает сама, в ребенке уже заложен наследственный материал, которому только нужно дать время для раскрытия.
Из статьи я узнала о том, что изучение развития ребёнка происходит описательным и процессуальным методами. Описание и поведение ребёнка позволяет сформировать возрастные нормы, которые являются ориентиром прогресса развития ребёнка. Поиск причин развития является также предметом изучения. Эти исследования позволяют выявить, изучить, сделать выводы о том, что влияет на развитие ребёнка. Генетические задатки влияют на развитие человека, но также и окружающая среда оказывает влияние. Как окружающая среда влияет на ребёнка и формирует его характер, так и ребёнок влияет на окружающую среду. Процесс развития ребёнка индивидуален и может быть как непрерывным, последовательно, так и отдельными шагами.
Из статьи узнала о подходах к изучению развития детей, есть несколько подходов и одни учёные придерживаются мнения влияния на ребёнка окружающей среды, а другие на большее влияние на развитие относят генетике. Из статьи поняла, что знание законов развития поможет на ранней стадии увидеть отклонение и при незначительной корректировке или вмешательству помочь изменить развитие. Интересно было узнать , о том, что качества личности могут сформировать родители ребёнка, а некоторые его друзья или учителя. Это мне даёт понимание откуда у меня или у клиентов на консультации появилась например застенчивость, что бы потом раскрывать контекст связанный с воспитанием и точно определять область решения этой проблемы.
В споре рождается истина. Так противопоставление теорий и подходов в данной статье позволяют лучше понять общую картину развития детей, выявить противоречия чтобы взвесить все за и против и вновь продолжить исследования.
Для общей статистики этапов развития важно описать их, зафиксировать, чтобы видеть этапы развития человека с одной стороны, и эволюционнные изменения с другой. Так возрастные характеристики помогут выявить отклонения в развитии и принять меры по корректировке. А сбор данных в течении многих лет и этнических групп помогут выявить изменения/прогрессы или регрессы в развитии. Так например дети от поколения в поколение в зависимости от образа жизни в чем-то развиваются лучше, в чем то хуже, разные параметры физического и эмоционального развития.
Влияние генетики и окружающей среды. Как уже известно из прошлых статей — окружающая среда стимулирует или нет развитие ребёнка, но есть определенная генетическая предрасположенность, прикоторой какая бы среда позитивно стимулирующая не была — ребенок вундеркиндом не станет.
Активность и пассивность. Заинтересованность в развитии является пассивным или активным фактором? Нужна ли дополнительная стимуляция или ребенок по зову природы стремиться развиваться? В прошлых статьях обсуждалось что стимулировать раннее хождение можно, но нельзя пропускать этап ползания. А умственное развитие ограничивается периодом «почемучки»(почему трава зеленая?) заинтересованность на базовых нормах как будто бы заканчивается и дальнейшее изучение школьных дисциплин требует усидчивости.
Непрерывное развитие или дискретное. Две теории правда в которых есть в обеих, но и недочеты встречаются. С одной стороны ребенок постепенно осваивает мир и основываясь на уже полученном опыте строит свое развитие дальше, с другой есть определённые этапы резких изменений, которые вроде как говорят об отдельных ключевых шагах развития.
Ранний и поздний опыт, польза и вред этих крайностей. С одной стороны ранний опыт выступает в роли стимулирующей среды в примере с детьми из приюта, с другой в позднем возрасте сложнее учить языки и пластичность мозга становится хуже.
Ситуационное влияние против индивидуальных характеристик. Так дети имея определенные характеристики склонны искать определенную среду для проявления своих способностей и черт характера, с другой стороны бывают нестандартные ситуации когда ребенок ведёт себя не так как всегда.
Культура универсальная мировая и внутри одной страны. Дети в разных странах развиваются по разному в разных условиях, но при этом есть мировые среднестатистические нормы и общекультурные нормы. А также субкультуры разные этнические группы людей на территории одной страны.
Социальные тенденции влияют. Браки и разводы, раннее и позднее эмоциональное взросление в связи с лучшим экономическим положением.
Польза исследований в применении знаний и решении многих вопросов связанных со здоровьем, развитием и воспитанием детей.
После прочтения этой статьи я получила ценные и познавательные знания о влиянии культурных контекстов на развитие детей. Во-первых, я узнала о значимости культурного влияния на развитие ребенка и важности учета культурных контекстов в исследованиях развития. Это открыло мне глаза на то, что дети, вырастающие в разных культурах и средах, имеют совершенно различный опыт и проходят через разные этапы развития. Меня удивило и впечатлило то, что культурные традиции и контексты постоянно меняются, даже в нашем собственном обществе. Такие изменения, как доступность телевидения, увеличение числа работающих женщин, разводы и отложенные деторождения, имеют влияние на законы, управляющие поведением детей. Это показывает, что социум и его изменения оказывают воздействие на развитие детей. Чтение статьи натолкнуло меня на мысль о том, как важно учитывать культурные особенности при разработке программ воспитания и обучения детей. Это побудило меня задуматься о необходимости создания гибких и адаптивных подходов, которые бы учитывали различия в культурных практиках и поддерживали полноценное развитие детей независимо от их культурного фона. В целом, статья пролила свет на важные аспекты взаимодействия культурных контекстов и детского развития. Она открыла мне новые горизонты в понимании влияния культуры на развитие детей и вдохновила на более осознанное и глубокое исследование этой темы.
Из статьи я узнал, что ученые, исследующие детское развитие, интересуются в первую очередь процессом развития. Также я узнал, что теории развития постоянно развиваются. Это значит для меня, что в профессиональной деятельности следует непрерывно «затачивать пилу», то есть учиться всю жизнь, быть в курсе достижений науки в области психологии. Раздел о биологии и среде заставил меня задуматься о моем абсолютизме в отношении психологии. Я стал замечать, что практически не принимаю во внимание биологические процессы в организме, считая их на 100% следствием психологических процессов. Статья натолкнула меня на мысль о том, что не всё лечится психотерапией, стоит обращать внимание на состояние организма, гормональный фон. Также не стоит пренебрегать влиянием среды.
Спасибо за статью. В данной статье приведены разные теории детского развития. В сравнении «описание против процесса» приведено мнение эволюционистов, которые рассматривают описание как отправную точку для разработки нормативов развития ребенка. А другие специалисты ищут причины развития. какие методы используют дети разных возрастов при развитии. «Биология и окружающая среда» — перед современными психологами, занимающимися вопросами развития, стоит вопрос о том, какие различия возникают у детей при взаимодействии биологических факторов и факторов окружающей среды. Интересно было узнать , о том, что качества личности могут сформировать родители ребёнка, а некоторые его друзья или учителя.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала, что развитие ребенка, как и большинство областей научных исследований, характеризуется множеством противоречий. Большинство современных точек зрения признают влияние как биологических факторов, так и факторов окружающей среды, но существуют разногласия по поводу их относительной важности для различных аспектов развития. Одни утверждают, что развитие — это лишь вопрос взросления и ход развития во многом предопределен генетическими факторами. Другие уделяют особое внимание окружающей среде и предполагают, что генетика не накладывает ограничений на то, как события окружающей среды могут формировать ход развития. Для себя сделаю вывод, чтобы изучать поведение человека нужно рассматривать разные теории.
Спасибо за статью, было весьма познавательно ознакомиться с разными теориями развития детей.На протяжении всего своего декрета я усиленно интересовалась и изучала детскую психологию, и когда ребенку шел четвертый год я наткнулась на книгу «После трех уже поздно», помню как была озадачена и начала немного переживать, как же так думаю я «поздно», а вдруг я что то упустила или не так сделала!? Что ж теперь не надо развивать ребенка, раз книжка говорит что «поздно»!? Я ее прочла, хотя на данный момент уже смутно помню о чем она, но суть в том что не чего не поздно и теперь я понимаю что сколько бы книг не было написано, нет стандартов развития ребенка, каждый идет в своем темпе и не нужно сравнивать уровень развития своего ребенка с другими детьми. На каждую теорию развития найдется тот кому она не по душе. Однако, не стоит пускать на самотек развитие ребенка, нужно быть внимательным роди… читать полностью
Благодарю за статью ! Из данной статьи узнав, что некоторые психологи, занимающиеся вопросами развития, рассматривают ребенка как пассивный организм, который формируется главным образом под действием внешних сил окружающей среды. Например, такие качества как напористость и застенчивость описываются, исключительно как продукт родительского воспитания. А правонарушения ребенка вызваны тем, что он связан с антисоциальной группой сверстников. Интерес детей к истории и геометрии — заслуга талантливого педагога. Я больше склоняюсь к мнению других исследователей, который полагают, что каждый ребенок во многом формирует, контролирует и направляет свой собственный курс развития. Дети рассматриваются как любознательные искатели информации, которые намеренно пытаются понять и исследовать окружающий мир. Более того, в социальном мире ребенок не просто формируется агентами социализации, такими как родители, сверстники или учителя, а участвует в двухстороннем процессе. То есть он сам активно модифицируют действия своих родителей и других людей, с которыми сталкивается в повседневной жизни.