Центральную роль в научном процессе понимания детского развития играют ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ, которые выполняют две основные функции. Во-первых, они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание. Во-вторых, они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения. Ни одна теория не способна объяснить все аспекты человеческого развития. Например, теорией развития обычно пытаются объяснить и предсказать ограниченную область поведения, такую как развитие речи, познание или социальное поведение. Теории различаются по акцентам и интерпретациям, которые они придают ранее обсуждавшимся темам развития.
Сейчас мы рассмотрим некоторые из основных теорий, которыми руководствуются исследователи в области детской психологии. Сначала мы обсудим поведенческие подходы Павлова, Скиннера и Бандуры и кратко коснемся теории когнитивного развития Жана Пиаже. Затем мы перейдем к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и ее социальному расширению в работах Эрика Эриксона. Наконец, будут кратко рассмотрены этологический, экологический и жизненный подходы.
Поведенческий подход
РАННИЕ ВЗГЛЯДЫ
Примером бихевиористского подхода к развитию служат ранние работы Ивана Павлова, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Бихевиористы рассматривают развитие скорее, как непрерывный процесс, без стадий стагнации и пауз. Предполагается, что одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни. Дети играют относительно пассивную роль в собственном развитии. Точно так же, как компьютер может делать только то, что ему приказывает программист, так и дети делают только то, к чему их призывает окружающая среда. Бихевиористские теоретики разработали основные идеи обучения и применили их к развитию детей. Уотсон и Павлов использовали концепции классической обусловленности для объяснения детского поведения. В своем знаменитом эксперименте Павлов показал, что собака научилась выделять слюну при звуке колокольчика в результате того, что звон всегда был связан с едой или сочетался с ней. Если связка звук-еда часто повторялась, то в конце концов один только колокольчик вызывал слюноотделение. Такой тип обучения называется классическим обусловливанием. Уотсон использовал его для объяснения многих аспектов детского поведения, особенно таких эмоций, как страх. Например, ребенок может бояться врачей в результате ассоциации врач в белом халате и боль от укола.
Другая форма условно-оперантного обусловливания, изученная Б. Ф. Скиннером, фокусируется на влиянии последствий поведения, а не на простом одновременном проявлении стимулов. Согласно Скиннеру, поведение изменяется в зависимости от типа событий (поощрение или наказание), которые за ним следуют. Позитивное подкрепление, такое как дружелюбная улыбка, похвала или угощение, может увеличить вероятность того, что поведение повторится, в то время как наказание, такое как хмурый взгляд, критика или лишение привилегий в виде просмотра телевизора, снижает вероятность повторения поведения. Скиннер объяснил широкий спектр поведения, используя принципы оперантного подкрепления. Хотя Скиннер не применял свои принципы к детям, многие более поздние исследователи показали ценность его подхода для понимания развития детского поведения и способах его изменения. Например, Джеральд Паттерсон (1982), показал, что рукоприкладство и грубая речь родителей и старших братьев и сестер, часто действует как положительное подкрепление и может усиливать детское агрессивное поведение. Он также продемонстрировал, что наказание за плохое поведение «тайм-аутом» — коротким периодом изоляции от других членов семьи может помочь уменьшить агрессивные действия. Оперантное обусловливание было включено во многие прикладные программы, чтобы помочь учителям и родителям изменить поведение детей. Сейчас мы рассмотрим иллюстрацию того, как оперантные принципы использовались в классе.
ПРИНЦИПЫ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ МОГУТ ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНЫМ ДЕТЯМ
Почти в каждом классе страны есть гиперактивный ребенок, которому трудно усидеть на месте, слушать учителя и выполнять задания. Некоторое время медикаментозная терапия была популярным решением этой проблемы. Однако, с течением времени выяснилось, что лекарства могут вызывать нежелательные побочные эффекты, такие как подавление роста и повышение кровяного давления, а в 30–50 процентах случаев оно вообще неэффективно. Альтернативой является использование принципов оперантного обучения. Дэниел О’Лири и его коллеги (1976) взяли в десятинедельную терапевтическую сессию девять детей (3-5 класс) и в конце сравнили их с контрольной группой из восьми человек.
По словам авторов: Основное лечение состояло из программы поощрения на дому, которая состояла из пяти компонентов: (1) определение ежедневных целей каждого ребенка в классе; (2) похвала ребенка за усилия по достижению этих целей; (3) итоговая оценка поведения ребенка, соответствующего поставленным целям; (4) отправка родителям ежедневных отчетов о успехах их ребенка; и (5) поощрение ребенка родителем за прогресс в достижении его целей.
В период действия программы учитель информировал родителей об успеваемости их ребенка с помощью ежедневного табеля успеваемости. В конце каждого дня учитель заполнял ежедневный отчет, который ребенок относил домой своим родителям. Они, в свою очередь, вознаграждали его каждый раз за достижение поставленных на день целей, так как было указано в отчете учителя.
Для оценки эффективности использования поведения родителей в качестве терапевтического средства были проведены два измерения до и после лечения. Во-первых, использовалась оценочная шкала учителя, которая измеряла степень невнимательности, беспокойства, проблемности поведения и гиперактивности, проявляемых ребенком. Во-вторых, для каждого испытуемого была создана индивидуальная восьмибальная шкала оценки проблемного поведения, в которой рассматривалось 4-5 основных тревожных симптомов.
Были получены однозначные результаты: по сравнению с детьми, не получавшими лечения, дети в группе оперантной терапии показали значительное улучшение по обеим оценочным шкалам. Учителя оценили их как менее гиперактивных и менее склонных к проблемному поведению. В родственном исследовании Сьюзан О’Лири и Уильям Пелхэм (1977) сделали еще более впечатляющую демонстрацию. Гиперактивным детям медикаментозную терапию заменили поведенческой. В итоге улучшение поведения было таким же, как и у детей, получавших лекарства. Вместе эти исследования не только демонстрируют ценность оперантных принципов в условиях реальной жизни, но и показывают, что оперантные принципы могут быть эффективным альтернативным способом лечения гиперактивности.
Теория социального научения
Другой вариант поведенческого подхода — теория социального научения. Согласно этой точке зрения, дети учатся не только с помощью классического и оперантного обусловливания, но и путем наблюдения за окружающими и подражания им (Bandura, 1989). В серии классических исследований Бандура показал, что агрессивное поведение детей может быть усилено, если они подвержены влиянию другого агрессивного человека. Дети из детского сада наблюдали, как взрослый пинал и бил большую надутую куклу Бобо. В отличие от детей контрольной группы, которые не принимали участие в просмотре демонстрации, испытуемые вели себя более агрессивно, когда им дали возможность поиграть с игрушкой. Более того, многие из причудливых и новых реакций, которые демонстрировал взрослый, были точно воспроизводится детьми- наблюдателями. Определённо здесь имело место быть обучение, с отсутствием каких-либо явных подкреплений. Сейчас мы рассмотрим пример теории социального научения в действии, где показано влияние телевизионной программы «Улица Сезам» на интеллектуальное развитие детей. Это исследование дает понять, что теория социального научения сосредоточила наше внимание как на благотворном, так и на потенциально вредном влиянии просмотра телевизора на маленьких детей.
Более того, эта теория дала ряд подсказок и идей о том, как работает процесс имитации, что в свою очередь, привело к череде экспериментов, которые проверили эти идеи. Согласно теории социального научения, имитация не происходит автоматически. Дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют. Чтобы разобраться в теме современные теоретики социального научения все больше интересуются ролью когнитивных факторов в подражании. Ученые заметили, что дети интерпретируют и обрабатывают социальное поведение, которое они наблюдают. Их личностные характеристики и прошлый опыт отношений с моделью текущей ситуации будут играть роль в определении того, происходит ли подражание. Кроме того, важную роль в наблюдательном обучении играют когнитивные навыки. Чтобы подражать, дети должны быть способны запоминать поведение, которое демонстрирует модель. Самыми эффективными учениками являются те, кто использует активные стратегии, пытаясь вспоминать и репетировать увиденное.
Вместе классический, оперантный и социальный подходы к обучению оказали большое влияние на понимание развития детей в социальном, эмоциональном и интеллектуальном плане.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭФФЕКТ ПРОСМОТРА УЛИЦЫ СЕЗАМ
Могут ли дети научиться новым интеллектуальным навыкам, смотря телевизор? Чтобы ответить на этот вопрос, передача «Улица Сезам» была представлена миллионам американских детей в конце 1960- х годов. Цель шоу заключалась в том, чтобы улучшить познавательные способности дошкольников, чтобы они были лучше подготовлены к обучению в начальной школе. Передача была очень популярна у своей целевой аудитории (дети 3-5 лет). По статистике ее смотрели более 1,4 миллиона домохозяйств 3-4 часа в неделю. Шоу вели Куки Монстр, Берта, Эрни и их забавные компаньоны. Однако успех «Улицы Сезам» принесли не только марионетки и множество тактик удержания внимания, но и четко определенный набор образовательных целей. Оценка эффекта, проведенная Боллом и Богатцем (1972) показала, что учебные цели были достигнуты. Детей тестировали по множеству параметров (определение частей тела, букв, чисел, геометрических форм, сортировка и классификация предметов) до и после шестимесячного периода просмотра.
Дети были разделены на четыре группы в зависимости от частоты просмотра программы: 1- я группа смотрела «Улицу Сезам» редко, 2- я группа смотрела два-три раза в неделю дети из группы 3 смотрели программу четыре или пять раз в неделю, а зрители группы 4 смотрели программу более пяти раз в неделю. Было обнаружено, что чем чаще дети смотрели передачу, тем лучше были развиты их когнитивные навыки. Дети из неблагополучных семей показали значительные результаты наряду с детьми из среднего класса. Улучшение навыка чтения является одним из самых интересных эффектов от просмотра «Улицы Сезам», потому что специально этому не учили. Более поздние исследования подчеркнули сохраняющуюся в течении времени пользу от просмотра «Улицы Сезам». Одно исследование (Rice, Huston, Truglio, & Wright, 1990) показало, что зрители телепередачи в возрасте от 3-х до 5-ти лет продемонстрировали больший словарный запас по сравнению с контрольной группой за двухлетний период просмотра, при том, что эти эффекты не были связаны с другими факторами (образование родителей, отношение родителей, размер семьи). Воздействие на детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет было более скромным, что говорит о ее наибольшей эффективности для средней группы детского сада. Эти результаты не оставляют сомнений в том, что дети учатся, наблюдая за происходящим, и что телевидение может быть важным средством обучения.
В следующий раз мы продолжим тему теоретических перспектив развития детей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, поведенческий подход, теория социального научения, влияние телевизора на детей, положительное влияние мультиков на детей, оперантное подкрепление, оперантное обусловливание, психологическая работа с гиперактивными детьми, классическое обусловливание, влияние Павлова на психологию, Джон Уотсон, Беррес Скиннер.
Источник фото: freepic.com
Спасибо за статью. Из нее нового я узнала об основах функциях в теориях развития детей, это то, что они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание, а также они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения. Меня впечатлило, что благодаря передачи, «Улица Сезам» учебные цели были достигнуты, то есть было обнаружено, что чем чаще дети смотрели передачу, тем лучше были развиты их когнитивные навыки.
Я познакомилась с психологическими теориями, например, тип обучения «классическое обусловливание», например, собака научилась выделять слюну при звуке колокольчика в результате того, что звон всегда был связан с едой или сочетался с ней. У ребенка например страх врачей, ассоциация боль от уколола.
Также с теорией социального научения, А. Бандура показал, что агрессивное поведение детей может быть усилено, если они подвержены влиянию другого агрессивного человека,также теория показывает как работает процесс имитации, согласно теории социального научения, имитация не происходит автоматически. Дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют. В профессиональном плане я отметила, что телевидение может быть важным средством обучения, также , что дети учатся путем наблюдения за окружающими и подражания им. То есть ребенок может видеть модель поведения своего родителя, тем самым копировать его. В личном плане, я отметила, что строго ограничивать ребенка от телевизора невозможно, и для меня важно было понять, что есть передача, которая может положительно влиять на развитие ребенка. Данная статья натолкнула меня на идею, что дети способны подрожать взрослым, то есть быть зеркалом для своего родителя.
Из прочтения статьи для себя я отметил три вектора которые влияют на развитие ребенка. Первый это классический основанный на рефлексе. Второй это оперативный основанный на поощрение и третий это социальный основанный на наблюдении ребенка. Не знаю почему, но после прочтения статьи сложилось впечатление что ребенок — это пластичный, гибкий компонент. То есть ребенка можно направить, включив в него нужные опции. Может я говорю где-то грубо, но если взять группу из ста детей и поместить их нужные условия сочетая все компоненты для развития. То мы получим хороший среднестатистический результат. Для себя же я отметил ключевую идею, которая заключается в правильном воспитание ребенка на основе условий. Где условия создаются родителями и государством в которые помещается ребенок и воспитание, которое направляет ребенка.
Благодарю за перевод данной статьи. Не зря говорят, что дети- это властелин и многие факторы влияют на то какой окончательный «результат» получится. Из статьи я узнала о трех векторах, которые влияют на развитие ребенка: рефлекс, оперативный (основанный на поощрении) и социальный (основанный на наблюдениях). Использовав и учтя все эти три вектора родитель может получить желаемый результат в области воспитания, но так же необходимо учитывать различные внешние факторы, на коротыше гораздо сложнее повлиять, если они происходят не внутри семейных отношений. Мне представляется актуально сказать, что здесь полноценно работает принцип «что посеешь, то и пожнешь», что подтверждается непосредственно различными экспериментами и исследованиями.
В данной статье познакомился с тремя векторами развития ребёнка. В совокупности они решают многие задачи развития, не по отдельности. Для меня новым было выражение принцип оперантного обучения у гиперактивных детей, решение которых решалось раньше медикаментозно. Но от лекарств есть последствия: одно лечим, другое калечим. Провожу аналогию принципа оперантного обучения в работе с зависимыми. Реабилитировать медикаментозно, как считают многие родственники зависимых, неэффективно, т.к. можно «пересесть» с одного вещества на другое и опять быть зависимым от лекарств. Гиперактивность зависимых, а именно агонию, необходимо лечить с помощью групповой терапии и личных бесед с зависимым, разбирать причинно-следственные связи того поведения, которое приводило к употреблению алкоголя или наркотика, т.е. вытаскивать из человека то, что он годами держал в себе, цементируя психоактивными веществами. Спасибо.
Из прочитанного я узнала о теории поведенческой подхода детского развития. Она включает в себя концепции классической обусловленности Павлова, условно-оперантного обусловливания Скиннера и социального научения Бандуры. Концепция классической обусловленности рассматривает результат от одновременного проявления стимула и реакции, а условно-оперантное обусловливание — изменения поведения в зависимости от полярности воздействия. Во втором случае позитивное подкрепление способно увеличить количество повторений соответствующих актов поведения, тогда как наказание снижает вероятность повторений. Интересно то, что используемые в качестве наказаний рукоприкладство и грубая речь, чаще действуют как положительное подкрепление и усиливают антисоциальное поведение ребёнка.
Также познавателен пример о применении принципов оперантного обусловливания для улучшения показателей поведения гиперактивных детей в школе. Лечение представляло собой выполнение пяти пунктов программы поощрения детей, что снизило проблемное поведение гиперактивных детей. Удивительно то, что при медикаментозной и поведенческой терапии результаты могут быть идентичными.
Теория социального научения исследует обучение детей с помощью процессов наблюдения и подражания. Примечательно то, что при таком обучении отсутствуют признаки явного подкрепления. Также я отметила наличие избирательности поведения для имитации. Интересно узнать подробнее, как происходит такой выбор. На основании личного опыта, я считаю, что для успешного подражания играет роль сильная заинтересованность ребенка в объекте или в производимых им действиях.
Исследования результатов просмотра передачи «Улица Сезам» подтверждает теорию научения благодаря интересу, наблюдению и имитации.
Для психолога, по-моему, полезно будет знать принципы поведенческого подхода, на основе которых можно составить методики для работы, к примеру, с трудными подростками. Спасибо.
Благодарю за статью. Я познакомилась с теориями детского развития, которые имеют две функции. Первая заключается в преобразовании данных в систему, которая последовательна и доступна для понимания. Вторая — наличие проверяемых гипотез. Для себя я отмечаю, что ни одна теория не способна объяснить все аспекты человеческого развития.
Я узнала, что в бихевиористском подходе считается, что развитие — это непрерывный процесс, без остановок или пауз. То есть, одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни. Так же теперь я поняла, откуда идёт эксперимент Павлова с собакой и её способом реагирования на звук колокольчика (еду).
Кроме того, есть условно-оперантное обусловливание, которое предполагает фокус на влияние последствий поведения, а не только на простое проявление стимулов. Иначе говоря, при поощрении (похвала, улыбка) поведение будет повторяться, а при критике или осуждении снижается вероятность повторения поведения.
Так же иной вариант поведенческого подхода — теория социального научения, которая подразумевает обучение детей путем наблюдения за окружающими и подражания им. Я обратила внимание на то, что имитация не происходит автоматически, потому что дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют.
Подводя итог, все эти поведенческие подходы показывают развитие детей в разных аспектах и акцентируют особенности их поведения.
Спасибо за статью, из нее я узнала про функции, которые выполняют теории детского развития. Они же занимают главное место в научном процессе изучения этого вопроса. Удивило то, что существует не один, всеми принятый подход в изучении психологии ребенка, а несколько и каждый считает, что его метод неоспоримо верный. Познакомилась с теориями, на которые опираются исследователи в области детской психологии. Вот некоторые подходы: поведенческий, теория социального научения. Узнала подробнее о каждом методе, что будет полезно мне как специалиста в работе с детьми, что поведенческий делится на концепцию классической обусловленности, — это когда ребенок, например боится белого халата, так как когда то испытал боль от укола, и форма условно-оперантного обусловливания, что для меня оказалось наиболее интересным, где во внимание берется влияние последствий поведения, то, что оно изменяется в зависимости от событий (поощрение или наказание), которые за ним следуют, социальное научение говорит нам о том, что дети учатся с помощью наблюдения за окружающим миром и подражают ему. В профессиональном плане буду использовать для понимания развития детей вместе все подходы и классический и оперантный и социальный. В личном плане конечно же поразили изучения программы «Сезам», которую сама смотрела с старшим сыном, и еще раз убеждаюсь, что все что в меру приносит только пользу, например просмотр телевидения в моем детстве считался тогда неприемлем, портил зрение.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала две функции теорий детского развития: 1- они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание; 2 — они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения.
В статье рассматривали поведенческий подход — к ранним взглядам на данную теорию относят работы Ивана Павлова, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера.
Уотсон и Павлов использовали концепции классической обусловленности для объяснения детского поведения (приведен пример знаменитого эксперимента Павлова).
Б. Ф. Скиннер фокусируется на влиянии последствий поведения, а не на простом одновременном проявлении стимулов — поведение изменяется в зависимости от типа событий (поощрение или наказание), которые за ним следуют. Данный подход мне близок, так как я считаю, что реакция на поведение и стимулирование может скорректировать поведение.
Также в статье рассматривалась теория социального научения — как другой вариант поведенческого подхода. В их основе лежит то, что дети учатся не только с помощью классического и оперантного обусловливания, но и путем наблюдения за окружающими и подражания им. Интересно то, что дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют. На примере шоу «Улица Сезам» было показано, что телевидение может быть важным средством обучения.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с теоретическими перспективами детского развития. Меня удивил опыт из Практической психологии, в котором было доказано то, что просмотр детьми обучающих телепередач способствует обучению новым интеллектуальным навыкам. Я познакомилась с Поведенческий подход в изучении детского развития. Теперь я знаю, что Бихевиористы рассматривают развитие, как непрерывный процесс, без стадий стагнации и пауз. одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни. В личном плане эта информация дает мне понимание того, что ребенок делает то, к чему его призывает окружающая среда. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что, если поведение ребенка отклоняется от социальной нормы нужно уделить внимание родным и близким, которые окружают ребенка. Эта информация применима при воспитании детей, на консультации родителей, в образовательных организациях. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею создания обучающих и развивающих видеоуроков для детей и родителей.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала, что теории детского развития помогают систематизировать и интегрировать данные исследований, а также приводят к проверяемым гипотезам и позволяют предсказать поведение ребёнка. И что ранние исследователи, такие как Павлов, Уотсон и Скиннер, рассматривали развитие детей, как непрерывный процесс, и считали, что одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни, а сами дети играют пассивную роль в собственном развитии.
Узнала, что обучение по принципу возникновения причинно-следственной связи, как в случае с собакой Павлова, называется классическим обуславливанием. И на самом деле детские страхи, как причинно-следственная связь, тянутся за нами и во взрослой жизни. Так некоторые мои знакомые испытывают страх перед стоматологом. Как правило страх этот появился после неудачного первого посещения в детстве.
Другие формы, это условно-оперантное обуславливание и теория социального научения.
Форма условно-оперантного обусловливания, интересна тем, что поведение ребёнка изменяется в зависимости от типа событий, которые за ним следуют (поощрение или наказание). Если мы хотим чтобы ребёнок поступал каким-то образом, то его нужно поощрять и это будет его мотивировать повторить поступок. И наоборот, если на поступок будет негативная реакция, то вряд ли ребёнок захочет его повторить. И, кстати, у взрослых это также работает.
Руководитель, используя принцип оперантного обуславливания, может выстроить работу в коллективе: ставить задачи, хвалить за результат, поощрять премиальными. А если будет только негативную реакцию показывать коллективу, то мотивация что-то делать будет падать.
Теория социального научения показывает нам, что дети учатся, в том числе, наблюдая за окружением. И зачастую начинают имитировать чьё-то поведение. Умение подражать зависит от когнитивных способностей ребёнка. Помню в школе, если мне нравился чьей-то почерк, я старалась также писать.
Все эти подходы помогают лучше пониманимать развитие детей в социальном, эмоциональном и интеллектуальном плане.
Эффект от просмотра Улицы Сезам показал, что если разумно и избирательно подходить к подбору передач и развлекательных программ, которые будет смотреть ребёнок, то и телевидение может быть важным средством для обучения
Спасибо за статью! Конечно хотелось бы уже увидеть более жизненные материалы актуальные для взрослых которые не работают с детьми. Но так или иначе, для изучения целого необходимо начинать с малого. Благодаря статье я узнал, что развитие детей это очень многогранный процесс. Включает он в себя множество факторов как внешней среды, так и внутренних установок ребенка. Удивил пример с телевизором, что просматривая улицу сезам, дети повышали свой словарный запас и показывали лучшие результаты тестах. Это говорит о том, что технологии надо просто правильно использовать. Как огонь, который при верном употреблении и использовании даёт тепло и комфорт, но при потере контроля способен уничтожить всё на своем пути.
Спасибо за статью! В результате прочтения этот статьи я узнала о концепции двух теорий понимания детского развития: поведенческой и социального научения. Так же я познакомилась с такими фамилиями ученых, как Павлов, Скиннер, Бандура, Жан Пиаже, Эрик Эриксон, которые посвятили свои работы исследованиям по данной теме. Больше всего в статье меня удивило описание применения принципов оперантного обуславливания, которые могут помочь гиперактивным детям. В приведенном примере показано как простыми методами учитель совместно работая с родителями могут выстроить простую систему целей и поощрений, чтобы помочь ребенку достигнуть ожидаемого результата. Эти исследования не только демонстрируют ценность оперантных принципов в условиях реальной жизни, но и показывают, что оперантные принципы могут быть эффективным альтернативным способом лечения гиперактивности. Статья натолкнула меня на размышления, что фраза «Окружение формирует сознание» справедлива как для детей, так и для взрослых. Из предыдущих статей я узнала, что просмотр агрессивных телепередач провоцирует более агрессивное поведение детей, а просмотр развивающих телепередач способствует развитию.
Благодарю за интересную статью! Я узнала о поведенческих подходах и теории социального научения.Примером поведенческих теорий -это работы Павлова, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Этот подход говорит о том, что дети играют пассивную роль в собственном развитии , на них сильно действует окружающая среда и сравнивают их с компьютером , который делает только то, что ему говорит программист.
Другой подход — это теория социального научения. Согласно этой точке зрения, дети избирательны к тому, что воспроизводить в своем поведении из окружающей среды. В личном и профессиональном плане статья будут очень полезна при работе с детьми, трудными подростками, их родителями , а так же просто при общении с детьми в обществе.
В результате прочтения данной статьи я узнала, что теории детского развития выполняют две функции . 1. Помогают систематизировать и интегрировать полученные данные в последовательное и интересное описание . 2. Приводят к гипотезам, которые можно проверить или предсказать поведение . Также я узнала , что ни одна теория не способны объяснить все аспекты человеческого развития . Помимо основных теорий , которыми руководствуются исследователи в области детской психологии , я познакомилось с поведенческими подходами различных ученых. Меня удивил пример из статьи с просмотром передачи ,, Улица Сезам ,, и её влиянием на детей. Из которой стало понятно , что дети учатся при наблюдении за происходящим . Информация из статьи будет полезна для меня как в личном плане , для воспитания дочки , так и в профессиональном плане , если буду работать с детьми .
Спасибо за статью. Из нее я узнала, что теории детского развития с одной стороны помогают систематизировать накопленные знания в описание, и с другой – приводят к гипотезам и предсказаниям поведения, но при этом всем ни одна теория не способна объяснить все аспекты развития человека. Так же в статье описаны 3 варианта поведенческого подхода: рефлекторный, оперантный и социальное научение. Любопытным мне показался эксперимент с «Улицей Сезам». Лишний раз я убедилась в том, что телевидение (гаджеты) есть лишь инструмент и при правильном использовании развивающих программ можно помочь грамотному развитию деток. Данная статья может быть мне полезной и как маме дочери и как специалисту при работе с детьми.
Спасибо за статью. В данной статье я узнала, что ни одна теория не способна объяснить всё аспекты человеческого развития, а также о некоторых основных теорий, которыми руководствуются исследователи в области детской психологии.
В личном плане было полезно ознакомиться с применением оперантной терапии, когда гиперактивным детям медикаментозную терапию заменили поведенческой и выяснилось, что оперантные принципы могут быть эффективным альтернативным способом лечения гиперактивности(это очень ценная информация для меня, т.к моему ребёнку были прописаны препараты для снижения активности, к чему я отношусь очень негативно)
А ещё тот факт, что смотря телевизор, дети приобретают новые интеллектуальные навыки, навёл меня на то, чтобы более внимательно относится к выбранным ребёнком каналы для просмотра.
Данная статья «задела за живое». Чтобы настроить пианино мы ищем мастера, который умеет и знает как это делать, понимает какой должен получиться результат. Мы не приглашаем на эту работу сантехника, автослесаря или плотника. А кто воспитывает и обучает наших детей? Когда у нас возникает такая потребность, мы просто обращаемся в ближайший детский сад и школу, не задумываясь о том, кто будет работать с нашими детьми, имеют ли эти люди представление о научно обоснованных теориях развития детей, методах влияния на развитие ребёнка, и есть ли у них представление о том, какой результат должен получиться «на выходе», а ведь ребёнок устроен сложнее чем музыкальный инструмент. Кто работает в детских садах и школах? Очень часто случайные люди, слабо разбирающиеся в педагогике, и, по большому счету, я одна из них. Да от родителей зависит многое, но и педагоги должны тоже что-то уметь делать. И ещё, когда методические материалы и обучающие программы составляют профессиональные психологи на основе научных разработок, то они полезны и эффективны, когда маркетологи- то они явно не будут способствовать развитию ребёнка. В профессиональном плане, статья помогла мне увидеть важность использования научно обоснованных подходов при работе с детьми и необходимость углубления и расширения объёма своих знаний.
Данная статья открыла для меня такие понятия как классическое обусловливание, условно-оперантное обусловливание и теория социального научения. Знакомясь с каждым понятием, я невольно переносила его на своего ребёнка или правильнее сказать, применяла к своему ребёнку, а именно, как определенное понятие (обусловливание) проявлялось у моего ребёнка или не проявлялось вообще. К примеру, при одном из посещении врача, ребёнку было ближе к годику, ей не понравилось, когда врач слушал её стетоскопом (она капризничала) и последующие разы посещения, она понимала слово врач и знала, что он в белом халате и выражала своё недовольство, когда врач её «слушал». Ещё один из запомнившихся мне моментов, когда ребёнок повторил (проявил) за мной (по истечении определённого времени) злость, и я сразу поняла, что она повторяет за мной т.е. те ситуации когда я злилась, кричала и проявляла агрессию по отношению к ней или к мужу, что подтверждает прочитанное мной в статье — ребёнок избирательно запоминает и имитирует поведение. Я заметила за своим ребёнком, что она посмотрев мультики «фиксики» или «октонавты» рассказывает мне познавательное про животных (к примеру где живёт тюлень или как выглядит медуза) или про электричество (как оно опасно), иными словами, каким-то образом данные мультики познавательные и открывают для ребёнка что-то новое.
Очень интересная статья о различных теориях развития детей раннего возраста. Рассмотрели две крупные теории: бихевиористский подход Павлова, Уотсона и Скиннера. В этой теории рассматривается классическое обусловливание и условно — оперантное обусловливание. Это о том, что определенные действия ребенка могут закрепляться через положительное или отрицательное подкрепление. И таким образом формируются модели поведения. Вторая теория — это теория социального научения. Это о ситуациях, в которых дети повторяют за взрослыми или за героями телевизионных передач какие либо действия. И в этом может быть как положительный, так и отрицательный аспект. Например, влияние обучающих телепередач (улица Сезам) оказывает развивающее воздействие на детей. По этой причине родителям необходимо быть предельно внимательными в своём поведении, а также при выборе, что смотреть ребенку по телевизору.
Весьма интересная и информативная статья. Рассмотрены 2 подхода в изучении детского развития: бихевиоризм (изучение поведения человека) и социальное научение. Обратила на себя внимание теория подкрепления американского психолога Скиннера. Следуя этой теории можно объяснить развитие игровой зависимости: получая периодические денежные выигрыши, заставляет человека вновь и вновь играть. Или, поощрения, которые происходят через определенные временные промежутки(зарплата), побуждают человека оставаться на работе. Так же в этой статье я на примере посмотрела, как медикаментозная терапия может быть заменена на поведенческую. Показался интересным факт, что некоторые передачи показывают с целью проведения эксперимента над людьми( детьми). Эта статья напомнила мне, что человек это животное социальное, и еще раз дала понять, что нужно избирательно относиться к передачам, которые смотрит ребенок.
Из статьи я узнал о нескольких теориях детского развития. Теория классической обусловленности Павлова. Такой тип обучения основан на появлении какой-либо эмоции в ответ на некий стимул. Например, ребенок может бояться врачей в результате ассоциации врач в белом халате и боль от укола. Условно-оперативное обусловливание базируется на влиянии последствий поведения, а не на простом одновременном проявлении стимулов. Например, поведение трудного ребёнка можно корректировать поощрением за выполнение задач или временной изоляцией за плохое поведение. Также следует отметить, что такой ребёнок будет вести себя хуже при проявлении к нему жестокого обращения со стороны семьи и воспитателей. Третий подход – теория социального научения. Эта теория раскрывает механизм обучения детей через подражание. В статье был приведён пример положительного эффекта от просмотра передачи «Улица Сезам». Я же вспоминаю детскую игру «дочки- матери», в которой дети изучали свои гендерные роли, поражая своим родителям. Все ели кашу из песка и платили в магазине деньгами-листочками?)
Как психолог вижу свою задачу в определении наиболее подходящего метода корректировки развития для каждого индивидуального случая. Возможно мне придётся использовать несколько приведённых теорий одновременно. Спасибо за статью.
В данной статье интересно представлена динамика развития теорий. За основу взяты физиологические реакции, которые в школе на уроках биологии назывались условными рефлексами. Применив подход к детской психологии назвали его концепцией классической обусловленности. Такой подход действует в моменте. Затем добавили фактор времени, изучили и следующей итерацией стал подход условно-оперантного обусловливания, когда оценка поведения ребенка имеет отложенный эффект. Таким образом ребенок вынужден анализировать и находить связь между своим поведением и реакцией на его поведение. Следующая ступень — подключение когнитивных факторов, названная теорией социального научения. Её цель — научить новым интеллектуальным навыкам путем предоставления возможности подражания.
Думаю, следующим звеном в данной цепочке теорий должна стоять теория о развитии у детей творческих способностей.
Благодарю за статью. Читая ее, я вспомнила интересную английскую пословицу «не стоит воспитывать детей, воспитывайте себя, а дети последуют вашему примеру». Об этом же говорит нам метод социального наблюдения, что дети в большинстве своем копируют и подражают поведению взрослых, которые их окружают.
И также вспомнила еще один интересный эксперимент, когда ведущий поднял руку над головой и попросил всех поднять указательный палец, сам при этом поднял вверх большой палец. Толпа взрослых людей в большинстве своем сделала тоже самое, и тогда ведущий сказал: «я попросил вас поднять указательный палец, но вы меня не услышали, вы посмотрели на то, что сделал я и просто повторили, так что же вы хотите от своих детей?»
Благодарю за статью . Из нее я узнала , что выделяют две функции теорий детского развития. Первая функция это -систематизация и интеграция данных в интересное описание. И вторая функция -это приведение к гипотезам . Однако , следует отметить , что универсальной теории, способной объяснить все аспекты человеческого развития в настоящий момент нет. Так же мне очень понравился эксперимент , где дети смотрели телепередачу . По результатам оказалось , что те дети , которые смотрели часто передачу ,действительно приобрели навыки , демострирующиеся по телевизору , быстрее детей , которые эту передачу не смотрели. Что еще раз подтверждает на сколько важна включённость и контроль взрослого в процесс обучения ребёнка .
Из статьи я узнала, что центральную роль в научном процессе понимания детского развития играют теории детского развития.
Также отметила для себя, что рукоприкладство способствует агрессивному поведению детей. С особой яркостью мне отозвалась теория социального научения. Вероятно виной тому зачет по теории аргументации, который еще остался в памяти. Защита моего тезиса была направлена на доказательство эффективности личного примера. Для меня очевидно, что дети обучаются наблюдая за взрослыми, наблюдая за ровесниками.
Также обратила внимание на то, что исследование показало, что просмотр телевизора, в частности «Улица сезам», благоприятно влияет на интеллектуальное развитие. Для меня это было открытием, поскольку я неоднократно слышала, видела, читала, что не существует познавательных и развивающих мультфильмов, что все это реклама и в этом нет никакого смысла. На личном примере с ребенком я убедилась, что на нее просмотр телевизора влияет пагубно, она становится очень возбудимой, капризной и невнимательной. Поэтому не могу согласиться с этим исследованием, как абсолютной истиной. Но предполагаю, что, возможно, на других детей телевизор влияет иначе.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала для себя информацию о том, что ПРИНЦИПЫ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ МОГУТ ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНЫМ ДЕТЯМ. Очень интересный метод. Он оказался эффективным.Даже гораздо эффективнее, чем медикаментозное лечение. Были получены однозначные результаты: по сравнению с детьми, не получавшими лечения, дети в группе оперантной терапии показали значительное улучшение по обеим оценочным шкалам. Учителя оценили их как менее гиперактивных и менее склонных к проблемному поведению. Однозначно буду рекомендовать его для лечения гиперактивности детей. Еще понравился эксперимент про просмотр передачи Улица Сезам. Через телевизор можно эффективно проводить обучение детей.
Спасибо за статью. В результате прочтения познакомилась с поведенческим подходом в обучении детей. В нём выделяют принцип оперантного обуславливания — то есть обучение ребёнка через систему наказаний и поощрений. На мой взгляд, это самая распространённая и доступная форма обучения. В статье рассказывается об эксперименте, проводимом с использованием оперантного обуславливания. В результате было выявлено, что оно способно справиться с гиперактивностью ребёнка так же, как и медикаментозное вмешательство. При этом не имеет побочных явлений. Второй способ — социальное научение. То есть обучение ребёнка через наглядную демонстрацию, пример. Дети воспитываются по аналогии, и поговорка : » Если хочешь воспитать ребёнка — воспитай себя» действительно передаёт суть процесса воспитания, на мой взгляд. Описание эксперимента с Улицей Сезам говорит мне о том, что если выбирать правильные телепередачи и строго контролировать время, которое ребёнок проводит за просмотром телевизора, то и тут можно извлечь пользу для развития детей.
Благодарю за перевод статьи. Интересной констатацией для меня стала фраза о том, что ни одна концепция не объясняет все аспекты развития человека.
В статье рассматриваются две классические теории в изучении детской психологии и психологии развития — поведенческий подход и теория социального обучения.
Основоположниками поведенческого подхода являлись Павлов, Уотсон, Скиннер. Он заключается в том, что поведение закрепляется или корректируется с помощью «поощрения» или «наказания». То есть мы подкрепляем социально-одобряемое поведение каким либо стимулом, поощрением, например, за хорошие оценки выдаём деньги или что-то в этом духе. При негативном поведение следует наказание, которое показывает ребёнку, что такое поведение нежелательно и не одобряется. Удивляет тот факт, что в неблагополучных семьях агрессивное поведение родственников может служить положительным подкреплением и ребёнок будет копировать эту модель поведения. Также, не осталось незамеченным то, что таким подходом можно гармонизировать признаки гиперактивности детей, при чём, не хуже медикаментозной терапии, которая имеет побочные эффекты.
Основоположником теории социального научения является Бандура. В ней говориться о том, что дети учатся не только с помощью оперантного обучения, но и с помощью наблюдения и подражания за окружающими.При этом, ребёнок может сам выбирать какое поведение ему копировать, а также оно может изменяться в зависимости от объекта, на которое направлено это обучение, а также личностных характеристик. В этой этой теории примером служил просмотр мультика «Улица Сезам» детьми 3-5 лет. К удивлению исследователей, программа действительно повышала уровень знаний у детей, которые её смотрели, то есть выполняла те функции, из-за которых была создана.
В личном плане для себя отметила, что в детстве мы отчасти напоминаем «обезьянок». Нас можно многому научить, подкрепляя интерес к положительным сторонам поведения, или показывая действия своим примером.
В профессиональном плане отметила, что можно проводить некие параллели между поведением родителей в детском возрасте и закреплённым механизмом поведения во взрослом.
Новое в статье — условно — оперантная форма обусловливания по Скиннеру обозначает влияние последствий поведения воспитанников.Поведение изменяется, если критикуют или поощряют, позитивное подкрепление поступка с улыбкой или негативное с хмурым взглядом.Паттерсон исследовал, что грубая речь и рукоприкладство плюс тайм — аут отрицательно влияют на перспективу развития и последующее взросление ребёнка.Удивили в статье результаты тестирования после просмотра «Улицы Сезам».Просмотр Данного сериала показал успехи не только в тактике удержания внимания детей, но были достигнуты и образовательные цели:увеличился запас слов у маленьких зрителей, сформировался навык общения, ведения диалога,высказывания собственного мнения и тд. Итак, на практике важнее об’яснить все аспекты человеческого развития, хотя теоретические векторы перспективы развития в детской психологии, представленные в статье, актульны и вполне обоснованны.
В этой статье я узнала о теориях детского развития, а также о их функциях. Основными функциями является систематизация и интеграция полученных данных, а также проверка гипотез и предсказание поведения. В описании поведенческого подхода, меня удивило то, что считается, что дети играют относительно пассивную роль в собственном развитии, дети делают только то, к чему их призывает окружающая среда. Отчасти я права с этим утверждением, но не совсем, есть множество подтверждающих примеров, когда дети сами проявляют интерес к сферам, никак не касающихся их среды жизнедеятельности. Также меня заинтересовало описание условно-оперантного обусловливания, изученная Б. Ф. Скиннером, фокусирующаяся на влиянии последствий поведения, а также ценность его подхода для понимания развития детского поведения и способах его изменения.
В личном плане я вспомнила, когда у сына моей подруги выявили гиперактивность и склонность к агрессивному поведению, ребёнка, врач посадил на медикаменты, для снижения уровня активности, после чего ребёнок стал спокойнее и усидчивее, но вялым и не особо интересующимся играми. Когда в разговоре с подругой, я спросила, не хочет ли она попробовать другой способ лечения, не медикаментозный и обратиться к другому врачу, на что мне ответили, что всех всё устраивает. Тогда когда есть здоровая альтернатива, люди делают приоритет не в лучшую сторону, зато проще.
В профессиональном плане, я отразила на основе эксперимента «улица сезам» насколько важно для развития, получаемая информация.
В статье рассмотрены два подхода в развитии детей, поведенческий подход, который говорит о пассивной роли детей в собственном развитии, о том, что дети развиваются только тогда когда на них воздействует окружающая среда и только так как эта среда воздействует. Второй подход- теория социального научения, т.е. когда ребенок учится путем наблюдения за родителями, воспитателям и другими людьми и подражания из поведению. Для меня было открытием, что поведенческий подход может помочь скорректировать поведение гиперактивных детей. Когда я училась в школе, меня беспокоило нахождение таких детей со мной в одном классе, они мешали мне учиться, нарушали дисциплину во время занятий. И когда я думала о том, что у меня будут дети, я невольно вспоминала этих гиперактивных детей и думала, а что я буду делать, если у меня будет такой ребенок. Благодаря примеру, предоставленному в статье, я больше не буду тревожиться по этому поводу, потому что понимаю, что поведение гиперактивного ребенка поддается корректировке.
Немного больше о теории детского развития. В основном тут о разнице между активным воспитанием и влиянием окружающей среды. И по моему каждый из подходов имеет право быть, так как примеры проведенных опытов довольно жизненны. Про Павлова например я что-то уже слышал. Выделение слюны собакой на звук колокольчика, рефлексы и тд. Скинер — это скорее про манипуляцию( поощрение и игнорирование) и активное вмешательство в жизнь ребёнка в виде воспитания. Интересной показалась часть статьи про лечение детей с гиперактивностью. Замена препаратов на воспитательную практику. То что при должном подходе , можно обойтись без лекарств и результат не будет отличаться.
В личном плане в голову пришло воспоминание о наотропах в моей семье. Интерестно, возможно ли их заменить на поведеньческий или иной подход без препоратов? Будет ли он достаточно действенным?
В профессиональном плане, стало интересно, сильно ли взрослые отличаются от детей и применимы к нам те или иные подходы из детской психологии? Исходя из примера с Улицей Сзам , не так явно наверное, но может отчасти. Уж поощрение и игнорирование точно.
Спасибо.
В результате прочтения данной статьи я изучила Теоретические перспективы развития, их было досаточно много и от разных ученных и их подходов.Ярче всего отразила для себя гипиртимность и развитие благодаря телевизиционных передач.В личном плане данная статья напомнила мне о моей детстве,я смотрела телеперадачу улицу сезам, очень любила эту передачу и с наслаждением смотрела, правда сейчас уже плохо помню сюжеты от туда,задумалась, не обучать ли ребенка посредством этой передачи, было еще несколько развиающий передач.Считаю,что везде нужна мера и подход проверенный, смотреть ютуб и тик ток с непроверенным контентом крайне нестоит.В профиссиональном плане данная статья отражает важность всех подходов развития ребенка, что для каждого ребенка надо учитывать своий подход.
Прочитав статью, я узнала о перспективах детского развития. Итак, в поведенческом подходе, меня удивило сравнение ребенка с экспериментами собаки Павлова. А в теории социального научения говорилось о том, как дети развивались с телепередачей «Улица Сезам». И тут я вспомнила некоторые фрагменты из этой передачи, я помню что она была настолько познавательной, что эту передачу было интересно смотреть. И даже в исследовании с детьми выявлено, что частый просмотр «Улицы Сезам» гораздо эффективнее помогает развиваться ребенку. В профессиональном плане, это дает понять, что лучшее обучение детей — это правильно заинтересовать и научить. Но к огромному сожалению таких передачь очень мало или они совсем не интересны для детей.
Прочитав статью о теоретических перспективах детского развития, я познакомилась с некоторыми из основных теорий, применяемых исследователями детской психологии. Меня поразил масштаб проводимых исследований, особенно применимо к теории социального научения. Было удивительно узнать о том, что дети могут обучаться новым интеллектуальным навыкам, смотря телевизор. Ученые-психологи исследовали достаточно большие группы детей в течение длительного периода, тестировали их по множеству параметров. В результате пришли к выводу о том, что просмотр телепередачи «Улица Сезам» положительно повлиял на детей именно в возрасте 3-5 лет, независимо от условий их проживания. В статье я познакомилась с новым для меня термином «условно-оперантное обуславливание» в контексте изучаемой темы. То есть изучаются последствия поведения, которое меняется в зависимости от типа события, будь то поощрение или наказания, которое произойдет. Очень интересный метод, который я попробую применять и в жизни в общении с ребенком. Попробую больше обращать внимание на стимулирование и поощрение хорошего поведения, успешного обучения. Даже появилась идея понаблюдать за сотрудниками. Как поощрение повлияет на повторение качественно выполненной работы.
Спасибо за статью. Из статьи узнала о теории поведенческого подхода детского развития. Поведенческий подход, дети играют относительно пассивную роль в собственном развитии. Скиннер, используя принципы оперантного подкрепления. Замечательно то, что Скиннер увидел поведенческие реакции детей, но на практике не было проверено и тогда Джеральд Паттерсон продолжал его исследование. Здесь меня удивило, что рукоприкладство и грубая речь родителей и старших братьев и сестер, часто действует как положительное подкрепление и может усиливать детское агрессивное поведение. В профессиональном плане эта теория помогла понять, что наказание за плохое поведение, можно заменить коротким периодом изоляции от других членов семьи может помочь уменьшить агрессивные действия. Но главное здесь не уйти в игнор, т.к это тоже опасно для детской психики.
Спасибо за статью, я более подробно ознакомилась с теориями детского развития.Поведенческий поход к развитию ребенка предполагает что если поведение ребенка подкреплять дружелюбной улыбкой и похвалой с большей вероятностью такое поведение снова повториться, и наоборот хмурый взгляд, наказание и критика снижает вероятность повторение ситуации. Теория социального развития рассматривает то что дети повторяю и подражают поведению тех людей с которыми находятся рядом.
Я думаю что не возможно применить раздельно эти теории к развитию всех детей, на некоторых детей обе эти теории действуют в той или иной степени. Так например соседский ребенок из моего подъезда гуляет один на площадке в возрасте 9 лет и когда гуляет мой ребенок которому 8 лет они прекрасно ладят и вместе играются, стоит выйти детям постарше как тот сосед сразу вступает в игру со старшими которая часто связана с тем что они пытаются обижать деток чуть младше себя, хотя некоторое время назад он же сам играл с ними.
Благодарю за статью! Узнала, что ребенок играет в своем развитии пассивную роль, что очень хорошо показано в примере с компьютером. Так же еще раз убедилась, что похвала способна изменить ребенка и его жизнь в дальнейшем в лучшую сторону, то есть поведенческая терапия дает такой же эффект, что и медикаментозная, благодаря этим исследованиям можно избежать побочных эффектов и плачевных последствий для здоровья самого ребенка, потому что чем пичкать ребенка лекарствами, можно просто дать вознаграждение, хвалить ребенка за достигнутые им цели. Так же, статья подтверждает, что дети наблюдательны и впитывают все как губка, потому что способны повторять агрессивное поведение человека, который находится рядом, то есть пронаблюдать и учитывая когнитивные навыки прорепетировать поведение. И конечно же об исследовании с просмотром улицы сезам, сразу становится ясно, что телевидение все таки в большей степени влияет на интеллектуальные способности ребенка, но самое главное,это выбрать правильную и безопасную развлекательно-познавательную программу для развития ребенка.
Спасибо за статью. Жаль, что я не прочитала эту информацию 15 лет назад, когда родила сына. Из статьи я узнала о формах обуславливания и разности его последствий на развитие детей. Вывод, что поведение родителей может использоваться в качестве терапевтического средства, поддержал мою убеждённость, что в случае искажений в детском поведении прежде всего следует работать с родителями и/или его ближайшим окружением, т.к. дети играют относительно пассивную роль в собственном развитии. Из статьи я получила больше ясности на интересовавший меня вопрос, почему дети избирательно имитируют поведение — например, мой сын ругается, как я, но не моет за собой посуду, как я. На описанном примере комплексного применения теорий поведения и социального научения при создании тв-программы «Улица Сезам» стало более понятно, что дети учатся, наблюдая за происходящим. И личная родительская осознанность в совокупности с грамотным использованием современных технологий могут стать средствами обучения и коррекции поведения ребёнка.
Я более подробно узнала о бихевиоризме, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств. Была сформулирована теория оперантного обусловливания психологом Б. Скиннером, который утверждал, что человеческое поведение предсказуемо. Удивляет, что с помощью оперантного обусловливания можно лечить гиперактивность у детей, эти принципы оказали наиболее эффективное воздействия на поведение детей.
Я познакомилась с теорией социального научения, как я понимаю одна из главных её идей то, что дети учатся не только на своём опыте, но и через наблюдение за другими. Удивляет, история с куклой, когда показывали детям взрослых людей, избивающих куклу, вслед за этим детям предлагали поиграть с куклой, они копировали поведение взрослых.
В профессиональном плане теория социального научения помола мне осознать влияние окружающей среды на жизнь, и способность применять это знание может улучшать качество жизни.
Спасибо за статью. Отметила для себя следующее: важно понимать, что ни одна теория не способна объяснить все аспекты человеческого развития. Т.е. в любом случае должно быть понимание разных теорий, чтобы делать какие-то выводы относительно ребенка. Так же узнала, что теории различаются по акцентам и интерпретациям. В поведенческом подходе показано как тесно связаны концепция классической обусловленности и и многих аспектов поведения, как стах. Как тесно связано условно-оперантное обусловливание с концепцией поведения поощрения и наказания. Хотела сделать вывод относительно примера с концепцией «поощрение и наказание»-детей нужно хвалить. Обращать внимание на их успехи, а из неудач стараться делать конструктивно-позитивный выход. И второй вывод, относительно просмотра телевидения, что все-таки не обязательно исключать мультфильмы из сознания детей, но очень важно знать их контент и направлять ребенка в нужное русло.
Спасибо за статью! Из нее я узнала о теории поведенческого подхода детского развития. Она включает в себя концепции классической обусловленности Павлова, условно-оперантного обусловливания Скиннера и социального научения Бандуры. Концепция классической обусловленности рассматривает результат от одновременного проявления стимула и реакции, а условно-оперантное обусловливание — изменения поведения в зависимости от полярности воздействия. Во втором случае позитивное подкрепление способно увеличить количество повторений соответствующих актов поведения, тогда как наказание снижает вероятность повторений. Также я узнала две функции теорий детского развития: 1) они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание; 2) они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения.
Из статьи я узнала две функции теорий детского развития: 1- они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание; 2 — они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения.Также в статье рассматривалась теория социального научения — как другой вариант поведенческого подхода. В их основе лежит то, что дети учатся не только с помощью классического и оперантного обусловливания, но и путем наблюдения за окружающими и подражания им. Интересно то, что дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют. На примере шоу «Улица Сезам» было показано, что телевидение может быть важным средством обучения.
Благодаря статье я узнала о теориях детского развития, которые выполняют две основные функции: помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересно описание, а так же приводят к проверенным гипотезам или предсказаниям поведения. Меня удивило то, что при просмотре детьми передачи «Улица Сезам» учебные цели были достигнуты, то есть чем чаще дети смотрели передачу, тем лучше были развиты их когнитивные навыки. Так же я познакомилась с теорией социального научения. Согласно этой точке зрения, дети учатся не только при помощи классического обусловливания, но и с помощью наблюдения и подражания за окружающей средой. Так, например Бандура показал, что агрессивное поведение детей может быть усилено, если они подвержены влиянию другого агрессивного человека. Эта информация полезна для меня и в личном, и в профессиональном плане, при работе с детьми и для воспитания своего ребенка.
Подражание — главный способ научения социальных приматов, которыми мы являемся.
Согласно статье есть наиболее благоприятные периоды, когда этот механизм используется детьми наиболее часто.
С момента необходимого для подражания когнитивного развития мозга (с 2-х лет) до 5-7 лет.
С практической точки зрения это говорит о том, что детям нужно не говорить, каким нужно быть, а быть примером. Ребенок возьмет то, что он видит и скопирует.
Второй вывод отсюда в том, что дети в первом классе и даже раньше уже демонстрируют все то, что впитали в своей среде.
По опыту скажу, что родители этого не понимают. Причем дети могут копировать модели поведения, то есть не напрямую какие-то конкретные слова и действия, а смысл.
И впитывают они это с помощью лимбической системы, отвечающей за гормонально-инстинктивные реакции. То есть для этого даже не нужен развитый неокортекс, потому что он как раз наиболее активно начинает развиваться с 7 лет, что соответствует возрасту первого класса.
В результате прочтения статьи я узнал об основных теориях детского развития. Так, одним из базовых подходов развития является бихевиористский подход, который заключается в изучении поведения людей (и животных). Одним из ярчайших представителей данного подхода — российский ученый Иван Павлов, который использовал концепцию классической обусловленности для объяснения поведения детей. Согласно данной концепции, у человека или животного можно выработать реакцию на определенные внешние объекты/ раздражители, при влиянии которого человек будет выдавать каждый раз один и тот же результат поведения. Например, если ребенку после основного обеда на протяжении какого-то времени каждый раз давать сладкое, то спустя время у него автоматически будет появляться желание это сладкое снова получить, слюна будет выделяться сама, без контроля человека.
Из статьи я узнала примеры бихевиоризма (одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни). Теория строится на том что дети пассивны в своем развитии и действуют в условиях окружающей среды, реакции на окружающую среду и обратной реакции на них. Классика обусловленности описана Павловым в примере с собакой и слюной вырабатывающейся от звука колокольчика, так ребенок боится врача, если помнит что человек в белом халате делал больно.
Другой пример исследования Скиннера. Суть теории: влияние последствий поведения, а не одновременного появления стимулов. То есть если позитивное подкрепление в виде улыбки и угощения за результат увеличивают шанс что поведение повторится. А если была критика, хмурый взгляд, то стимула не будет. Поздние исследования подтверждают эту теорию. Паттерсон например заметил что наказание, грубое общение с ребёнком от его родителей и братьев/сестер вызывает положительное подкрепление агрессивного поведения у ребёнка в последствии. А изоляция ребёнка, в качестве наказания за плохое поведение наоборот снижает уровень агрессии. Гиперактивность у детей характеризуется рассеянным вниманием, сложно усидеть на месте и выполнить задачу. Раньше применялась медикаментозная терапия, но есть побочные эффекты и это не решает проблему в корне. Так Дэниел О’Лири провел с коллегами 10ти недельный эксперимент позитивного подкрепления за успехи ребёнка в пять этапов ежедневно. И что меня удивило это сработало. Дети без медпрепаратов стали внимательнее и результативнее.
Я узнала, что дети подражают путём наблюдения за окружающими. Пример в статье с куклой которую бил взрослый, дети повторяли в точности причудливые движения взрослого. Но не все так просто, дети избирательны, имитация не происходит автоматически. Оказалось,что дети обрабатывают и интерпретируют(понимают по-своему) то что они наблюдают, связывают цепочки мыслей относительно их опыта в отношении тех объектов за которыми наблюдают и определяют будет подражание или нет. Важный момент дети должны запомнить, потом репетировать (в игре например с другими детьми или игрушками) и тогда они будут уверенно повторять.
Меня удивило что дети могут обучиться интеллектуальным навыкам смотря телевизор. Так например исследование где 4 группы детей с разной частотой смотрели передачу «Улица Сезам» которая была задумана как обучающая, чтобы подготовить детей к школе, те дети которые смотрели передачу больше 5-ти раз в неделю показали высокие результаты по чтению, знанию геометрических фигур, цветов, запоминанию слов и словарному запасу.
Из статьи узнала о некоторых научных подходах в исследовании развития ребёнка и к ним относиться теория некой обусловленность , это подход Павлова ( условный рефлекс) , Скиннера и Бандуры, это бихевиористский подход , считается поведение ребёнка обусловлено в одновременном проявлении стимулов, а Скинеер ещё добавил к этому влияние дальнейшего подкрепления этого поведения. Интересно стало , что такой подход и результаты эксперимента можно использовать для коррекции поведения гиперактивных детей, и даже заменить медикаментозную терапию. Так же из статьи узнала о теории социального научения. Причём интересно то, что дети избирательны в копировании поведения и быстрее запоминают поведение, если начинают его практиковать.
После прочтения данной статьи, я получила ценные знания о влиянии телевизионного просмотра на развитие интеллектуальных навыков детей. Одним из впечатляющих фактов было то, что передача «Улица Сезам» в конце 1960-х годов успешно достигла своей цели улучшения познавательных способностей дошкольников, что было подтверждено оценкой эффекта. Учебные цели, такие как определение частей тела, букв, чисел, геометрических форм, сортировка и классификация предметов, были достигнуты благодаря регулярному просмотру программы. Особенно интересным было то, что частота просмотра имела прямую связь с развитием когнитивных навыков у детей. Чем чаще они смотрели передачу, тем лучше были развиты их интеллектуальные способности. Более того, результаты показали, что дети из неблагополучных семей также демонстрировали значительные улучшения, что указывает на то, что просмотр «Улицы Сезам» может быть особенно полезным для таких групп детей. Прочтение статьи вызвало у меня набор идей. Например, я задумалась о том, какие другие образовательные программы и передачи могут оказывать положительное воздействие на развитие интеллекта у детей. Также, статья вдохновила меня на то, чтобы более внимательно относиться к выбору содержания для просмотра, как для себя, так и для моих близких. Возможно, я также смогу применить полученные знания в своей профессиональной деятельности, особенно если она связана с образованием или развитием детей. В целом, данная статья предоставила мне ценную информацию о влиянии телевизионного просмотра на развитие детей, позволила познакомиться с понятием эффекта просмотра и его значимостью. Это знание имеет практическую применимость и вызывает интересные идеи относительно образовательных программ и выбора качественного содержания для просмотра.
После прочтения статьи я узнал о том, что детская психология — это одна из важных областей психологической науки, которая изучает развитие психики ребенка, его поведение и реакции на окружающую среду. Я узнал о том, что психологическое развитие ребенка начинается еще до его рождения и происходит в последующие годы, когда он взаимодействует с окружающей средой. Я был впечатлен тем, что дети могут развиваться по-разному, в зависимости от своей личности, семейной ситуации, культурных реалий и других факторов. Удивил пример с просмотром улицы сезам по телевизору. Благодаря этой передаче дети увеличивают словарный запас и показывают лучшие результаты. В личном плане я смогу использовать знания, полученные в статье, чтобы лучше понимать своих детей, их особенности, потребности и проблемы, и взаимодействовать с ними более эффективно. Прочтение статьи натолкнуло меня на идеи о том, что детская психология требует от психологов высокого уровня профессиональной подготовки, терпения и понимания. Кроме того, я осознал важность роли семьи в психологическом развитии ребенка и научился смотреть на эту проблему более глубоко и комплексно.
Из статьи я больше узнал о поведенческом подходе к изучению развития. Я узнал, что наказание, может из отрицательного превратиться в положительное подкрепление. Я узнал о том, как можно работать с гиперактивными людьми. Читая эту часть статьи я задумался о том, что ребенку проще и полезнее расти в условиях четких и постоянных рамок. Эксперимент с девятью детьми из статьи доказывает мне, что это правда. Также статья прояснила для меня суть поведенческого подхода в психологии: подкрепление и подражание/имитация. Еще меня заинтересовала информация о том, что ребенок подражает не любому поведению взрослого. Мне захотелось узнать о факторах, которые делают подражание/имитацию избирательной для ребенка. Раньше я считал, что этот процесс автоматический и неуправляемый для него.
Благодарю за статью. Из прочитанного я узнала о теории поведенческой подхода детского развития. Она включает в себя концепции классической обусловленности Павлова, условно-оперантного обусловливания Скиннера и социального научения Бандуры. Концепция классической обусловленности рассматривает результат от одновременного проявления стимула и реакции, а условно-оперантное обусловливание — изменения поведения в зависимости от полярности воздействия. Второй способ — социальное научение. То есть обучение ребёнка через наглядную демонстрацию, пример. Дети воспитываются по аналогии, и поговорка : » Если хочешь воспитать ребёнка — воспитай себя» действительно передаёт суть процесса воспитания, на мой взгляд. Описание эксперимента с Улицей Сезам говорит мне о том, что если выбирать правильные телепередачи и строго контролировать время, которое ребёнок проводит за просмотром телевизора, то и тут можно извлечь пользу для развития детей.
Прочитав статью я узнала, что все теории детского развития необходимы для того, что бы систематизировать данные, описывающие поведение детей и для того, чтобы предсказать определённое поведение. Узнала про работы Павлова, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Узнала о принципах оперантного лечения, которое служит альтернативой медикаментозного лечения гиперактивных детей. Оказывается, исправить гиперактивность может помочь похвала родителей и правильная постановка целей. Познакомилась с теорией социального научения. Приверженцы этой теории утверждают, что дети демонстрируют поведение, которые видят сами. Меня удивил эффект от просмотра передачи «Улица Сезам». Я помню еë, мне она никогда не нравилась, казалась бессмысленной, а оказывается, напрасно. Данная передача являлась обучающей. Были проведены исследования, доказывающие, что у детей, которые часто смотрели » Улицу Сезам» улучшались когнитивные навыки. Оказывается, телевидение может быть полезным.
Из статьи подробно узнала об основных теориях, которыми руководствуются исследователи в области детской психологии. О том, что классический, оперантный и социальный подходы к обучению оказали большое влияние на понимание развития детей в социальном, эмоциональном и интеллектуальном плане.
Узнала об эксперименте, в котором ставился вопрос о том, могут ли дети научиться новым интеллектуальным навыкам при просмотре телевизионных программ. В итоге был сделан вывод, что дети учатся, наблюдая за происходящим, и что телевидение может быть важным средством обучения. Дети от 3-5 показали лучшие результаты, чем дети 5-7 лет.
Думаю, что использовать результат данного исследования можно в ключе того, что дети легко научаются наблюдая и подражая тому, что они видят.
Из статьи я узнала, что теория детского развития позволяет систематизировать и интегрировать данные в описание. На основе их строятся гипотезы и прогнозы поведения. Поведенческие теории предполагает, что дети развиваются только под влиянием окружающей среды. Разные теории выявляют различные механизмы поведения. Стимул-реакции — ассоциативный механизм. Поведение — похвала или наказание — повторение поведения или уменьшение повторения поведения — условно-ассоциативный механизм. Социальное обучение — к предыдущем механизмам добавляется наблюдение за окружающими и подражание им. Все эти теории оказывают большое влияние на понимание и развитие детей в социальном, эмоциональном и интеллектуальном плане.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала две функции теорий детского развития: первая заключается в преобразовании данных в систему, которая последовательна и доступна для понимания. Вторая — наличие проверяемых гипотез. Так же я узнала о трех векторах, которые влияют на развитие ребенка: рефлекс, оперативный (основанный на поощрении) и социальный (основанный на наблюдениях). Узнала, что обучение по принципу возникновения причинно-следственной связи, как в случае с собакой Павлова, называется классическим обуславливанием. Удивил пример с телевизором, что просматривая улицу сезам, дети повышали свой словарный запас и показывали лучшие результаты тестах. Эта статья будет полезна для меня, как для терапевта, и как для будущей мамы.
Спасибо за статью. Для себя я узнала, что двумя основными функциями теории детского развития является внедрение и упорядочивание данных с последовательным интересным описанием, а также то, что, благодаря им можно строить проверяемые гипотезы, которые позволяют предсказать такие этапы. Такие, как развитие речи или, например, социализация. В статье раскрыты такие теории, как этологический, экологический и жизненный подходы. Поведенческий подход – это когда развитие рассматривается, как непрерывный процесс, в котором среда формирует паттерны поведения детей. Также в этом подходе используются методы положительного подкрепления и наказания за плохое поведение. Метод эффективен в работе с гиперреактивностью у детей, он однозначно показал улучшение в поведении. Социальное научение- это, когда дети обучаются, наблюдая за окружающими и подражают им. Самые эффективные ученики-это те, кто активно воспроизводил/репетировал увиденное.
спасибо за статью!
В ней я узнала, что что теории детского развития играют центральную роль в научном понимании детского развития, что они выполняют две основные функции, такие как систематизация и интеграция имеющиеся данные в последовательное и интересное описание, а также они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения. И то, что ни одна теория не способна объяснить все аспекты человеческого развития.
В статье более подробно рассмотрен поведенческий подход и теория социального научения. Для меня самым интересным стали результаты исследований с гиперактивными детьми и корректировка их поведения при помощи поощрения от родителей. Мой сын очень активный, любопытный и непоседливый ребёнок, я взяла на заметку этот эксперимент, и планирую использовать этот инструмент в будущем, чтобы корректировать его поведение при необходимости.
Второй описанный эксперимент с просмотром известного обучающего шоу мне тоже показался очень прикладным и актуальным. Я стараюсь включать сыну программы и мультики с позитивным и обучающим «контентом» и это тоже даёт свои плоды. Например он очень любит ютуб шоу, где позитивный персонаж Блиппи посещает разные места и рассказывает как все устроено, например как устроена пожарная машина, поезд, профессия врача и тд , и мой сын в свои три года очень эрудированный малыш.
Очень интересная статья о различных теориях развития детей раннего возраста. Рассмотрели две крупные теории: бихевиористский подход Павлова, Уотсона и Скиннера. В этой теории рассматривается классическое обусловливание и условно — оперантное обусловливание. Это о том, что определенные действия ребенка могут закрепляться через положительное или отрицательное подкрепление. И таким образом формируются модели поведения. Вторая теория — это теория социального научения. Это о ситуациях, в которых дети повторяют за взрослыми или за героями телевизионных передач какие либо действия. И в этом может быть как положительный, так и отрицательный аспект. Например, влияние обучающих телепередач (улица Сезам) оказывает развивающее воздействие на детей. По этой причине родителям необходимо быть предельно внимательными в своём поведении, а также при выборе, что смотреть ребенку по телевизору.
Благодарю за статью! Из данной статьи я узнала, что центральную роль в научном процессе понимания детского развития играют теории детского развития, которые выполняют две основные функции. Во-первых, они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание. Во-вторых, они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения. Я остановила своё внимание на поведенческом подходе, где я выделила для себя такой тип обучения как — классический обусловливание. Уотсон использовал его для объяснения многих аспектов детского поведения, особенно таких эмоций, как страх. Например, ребенок может бояться врачей в результате ассоциации врач в белом халате и боль от укола. Очень интересно.