Итак, мы завершили рассмотрение базовых исследований эмоционального развития детей и переходим к новой теме. Речь пойдет о физическом развитии, развитии мозга и моторных навыков ребенка.
Развитие девочки Тины всегда было стремительным. Она рано начала ползать и ходить, а к своему первому дню рождения заставляла родителей ставить их любимые вазы на высокую полку, чтобы она не могла до них дотянуться. В раннем подростковом возрасте (11 лет, шестой класс) она достигла половой зрелости намного раньше, чем ее одноклассницы. Джейсон наоборот был неторопливым ребенком. Родительские вазы были в полной безопасности пока ему не исполнилось 14 месяцев. Скачок роста, присущий периоду полового созревания, случился у мальчика только в 16 лет.
Различия между этими двумя детьми не являются чем-то необычным. Это лишь один из множества примеров того, что темпы развития детей сильно различаются между полами и отдельными детьми. В этой главе мы рассмотрим влияние биологических факторов и факторов окружающей среды на развитие мозга, двигательных навыков и рост. Во-первых, мы исследуем, как генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют друг с другом, определяя раннее развитие мозга. Далее мы рассмотрим двигательные модели и модели роста, которым следуют младенцы и дети. От чего зависят двигательные достижения развивающихся младенцев? Когда они начинают ползать и затем ходить? Какие факторы ускоряют или замедляют эти навыки? Кроме того, мы изучим, как дети растут. Что определяет скорость их роста? Как биологические факторы и факторы окружающей среды изменяют модели роста? Изменились ли модели роста по сравнению с прошлыми поколениями? Становятся ли дети выше или тяжелее, и если да, то почему? Каковы последствия достижения половой зрелости раньше или позже других подростков? Наконец, что происходит, когда модели роста сбиваются? Каковы причины и последствия того, что некоторые дети растут слишком худым или слишком толстым? Это лишь некоторые из вопросов, которые мы рассмотрим в этой главе.
Сегодня мы рассмотрим несколько новых понятий, которые принято употреблять в учебных материалах по психологии (латеральность, нормотипичность, соместетическая область и другие).
РАЗВИТИЕ МОЗГА
Изменения, происходящие с мозгом на первом году жизни младенца просто поразительны. Cчитается, что мозг ребенка имеет все нейроны/нервные клетки при рождении (Kolb, 1989), но при этом вес его составляет только около 25 процентов веса мозга взрослого человека. Изменения происходит быстро. К 6-ти месяцам вес мозга уже достигает 50-ти процентов, а к концу второго года жизни 75 процентов веса мозга взрослого человека. В ходе развития происходят изменения формы, размера, плотности связей между нейронами и скорости передачи между ними. К зрелому возрасту насчитывается около 1 триллиона нейронов, каждый из которых участвует в 100–1000 синаптических контактах с другими нейронами. Иными словами, в человеческом мозгу около 1 квадриллиона синапсов (Huttenlocher, 1979; Lerner, 1984).
Порядок развития мозга хорошо исследован. Первичная моторная область мозга начинает развиваться по мере того, как младенец переходит от преимущественно рефлекторного поведения на ранних стадиях жизни к более позднему произвольному контролю над движениями. Позже развиваются области мозга, которые контролируют высшие чувства, такие как зрение и слух, причем зрительная область развивается быстрее, чем слуховая.
Специализация полусфер
Одной из важнейших особенностей организации головного мозга является его деление на два полушария, которые соединены набором нервных волокон, называемых мозолистым телом. Полушария не только анатомически различны, но и контролируют разные функции (Best, 1988; Hahn1987). Исследования пациентов, перенесших повреждения головного мозга (например, черепно-мозговые травмы, опухоли), дают нам важную информацию о функциях, контролируемых разными полушариями мозга. Интересно что левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие управляет левой стороной тела.
Правое полушарие участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков (музыка). Например, если поражение головного мозга концентрируется в правой части, люди дезориентируются в пространстве, их навыки рисования ухудшаются, и им становится трудно ориентироваться по карте (Bryden, 1982). Исследователи обнаружили, что обработка эмоциональной информации также находится под контролем правого полушария (Bryden & MacRae, 1989; Hahn, 1987). Дети от пяти до четырнадцати лет лучше различали сердитые, грустные и счастливые голоса левым ухом (которое контролируется правым полушарием), чем правым (которое контролируется правым полушарием) (Saxby & Bryden, 1984). При этом дети лучше распознавали выражения лица, представляющие различные эмоции, используя правое полушарие (Saxby & Bryden, 1985). Люди с повреждением правого полушария головного мозга испытывают трудности с интерпретацией эмоциональных выражений окружающих. Последствия этих выводов имеют огромное значение. Неспособность различить сердитый и счастливый тон голоса или понять, когда кто-то в восторге или в депрессии, может вызвать серьезные нарушения в паттернах социального взаимодействия. Наконец, данные свидетельствуют о том, что эмоциональное производство также латерализовано (расположено), но не простым образом. В эксперименте Фокса и Дэвидсона правое полушарие мозга активировалось при выражении отрицательных эмоций, тогда как левое полушарие было связано с производством положительных эмоций в отличии от механизма узнавания отрицательных и положительных эмоций, описанного чуть выше (Fox & Davidson, 1988).
Левое полушарие доминирует в понимании речи и языка. Люди с повреждением левого полушария мозга могут распознать знакомую песню и отличить лицо незнакомца от лица старого друга, но они не могут хорошо понимать, о чем идет речь, или говорить четко. Нормотипичные дети способны лучше распознавать буквы или слова, правым глазом и правым ухом, чем левым глазом или ухом (Bryden, 1982; Bryden & Saxby, 1986).
Как рано начинается специализация полушарий? Многие данные свидетельствуют о том, что латерализация функций полушарий начинается в раннем возрасте (Hahn, 1987; Molfese & Segalowitz, 1988). Например, Малфезе и Малфезе (1979, 1980) зафиксировали электрические потенциалы в мозге новорожденных, вызванные произносимыми словами. Они выяснили, что и доношенные и недоношенные дети быстрее обрабатывают речевые слоги в левом полушарии, чем в правом. Более того, ранние измерения вызванных потенциалов мозга младенцев позволили различить детей, которые отличались языковыми способностями три года спустя (Molfese & Molfese, 1985). У младенцев, которые позже продемонстрировали лучшие речевые способности, левое полушарие различало звуки речи, а правое полушарие различало неречевые звуки. Однако работа левого полушария, наблюдаемяе вскоре после рождения, не такая очевидная, как у детей старшего возраста или взрослых. Только 70% младенцев продемонстрировали анатомическую или поведенческую асимметрию, ведущую к обработке речи левым полушарием. Но к 3-м годам уже 90% детей продемонстрировали данную способность. У детей старше трех лет ученые обнаружили свойство использовать левое полушарие для обработки вербальной информации. Суперспособность считывать эмоциональные сигналы идет через правое полушарие (Bryden & Saxby, 1986; Saxby & Bryden, 1984, 1985).
Аналогичная картина возникновения латерализации обнаруживается и при овладении руками. Около 90% взрослых являются правшами, и это предпочтение проявляется в раннем младенчестве. У большинства младенцев ведет правая рука. Младенцы используют правую руку чаще, чем левую, чтобы тянуться, касаться и хватать (Hawn & Harris, 1983; McCormick & Mauer, 1988). В то время как младенцы склонны переходить с правой руки на левую и наоборот, леворукость обычно полностью формируется к 2-м годам (Bryden & Saxby, 1986). Становление правоногости происходит медленнее, и, по-видимому, оно продолжает развиваться до 4–5 лет или даже дольше (Porac & Coren, 1981).
Латеральность (разделение функций левой и правой половин мозга и тела) и чтение
Церебральная (мозговая) латерализация может иметь важные последствия для повседневного поведения. Примерно 3-4 миллиона, или 5% детей в Соединенных Штатах имеют серьезные проблемы с обучением чтению. Эти дети-дислексики, как их часто называют, имеют фундаментальные трудности в интеграции визуальной и слуховой информации. Они не могут сопоставить написанные буквы или слова со звуком слова. Некоторым детям трудно разобрать буквы, из которых состоят слова. Поэтому они обращаются со словами как с целым (Liberman, Shankweiler, Liberman, Fowler, & Fischer, 1976). Другая проблема заключается в том, что дети либо путают, либо не могут запомнить названия букв и называют «d» вместо «b» и наоборот. Хотя трудности с чтением могут иметь несколько причин, одним из коррелятов проблем с чтением может быть аномальная мозговая организация. В частности, некоторые исследователи предполагают, что дети, которые плохо читают, не демонстрируют нормального паттерна латерализации. Вместо этого они обрабатывают пространственную информацию не только в правом полушарии, но и в левом (словесном) полушарии. В свою очередь, левая сторона, которая обычно ограничивается пониманием вербальной информации и языка, может быть перегружена, что приводит к дефициту таких языковых навыков, как чтение (Witelson, 1977, 1983). Это аномальное развитие головного мозга может быть обусловлено генетически, а так же вызвано факторами окружающей среды внутриутробно или в раннем детстве. Хотя точка зрения о том, что трудности с чтением вызваны неправильным развитием латерализации, до сих пор остается спорной, в поддержку этой гипотезы имеется значительное количество доказательств (Bryden, 1988; Corballis, 1983). В то же время рекомендуется соблюдать осторожность в выводах, поскольку связь между мозгом и сложными видами поведения, такими как чтение, только начинает пониматься.
Окружающая среда и ранняя пластичность мозга
Важность окружающей среды для развития мозга была продемонстрирована много лет назад и продолжает вызывать серьезную озабоченность. На рубеже веков А. Дж. Карлсон (1902) продемонстрировал, что физиологические структуры зрительной системы птиц могут быть изменены путем изменения стимуляции. Карлсон намного опередил свое время. Исследование проведенное спустя более сорока лет укажет путь к серьезному рассмотрению последствий раннего опыта. В 1947 году Остин Ризен сообщил о своих классических экспериментах по влиянию сниженной сенсорной стимуляции на развитие зрительной системы шимпанзе. Он обнаружил, что структура сетчатки глаза шимпанзе, проведшего первые шестнадцать месяцев жизни в темноте, не развивалась должным образом. В частности, в сетчатке произошла потеря ганглиозных клеток: тех нейронов, аксоны которых образуют зрительный нерв, который связывает сетчатку с остальной частью нервной системы. Более того, даже когда животные возвращались в условия освещения, их сетчатка не развивалась должным образом. Они слепли навсегда. Другие исследования (Hubel, 1988) подтвердили эти первоначальные результаты. Ясно, что даже анатомические структуры центральной нервной системы, фундаментальные блоки созревания, требуют определенной стимуляции окружающей среды для правильного развития.
Более поздние работы показали, что как размер, так и функции мозга могут быть изменены опытом (Greenough, Black, & Wallace, 1987). Это хорошо иллюстрируется серией новаторских исследований Розенцвейга, который «решил поставить две совершенно разные длительные экспериментальные ситуации с крысами в раннем возрасте, когда их мозг наиболее пластичен. Животных распределяли при отъеме от матери (в возрасте около 25 дней) и содержали в течение 80 дней либо в обогащенной обучающей окружающей среде, либо в бедных на стимулы условиях … В ситуации обогащения животные жили группами по 10-12 особей в большой клетке, снабженной «игрушками», такими как лестницы, ящики на колесах, платформы и т. д. … Каждый день крысятам предлагали новые игрушки. Чтобы еще больше обогатить их, мы давали им ежедневную получасовую исследовательскую сессию в группах по 5 или 6 особей … в поле 3 x 3 фута с рисунками, которые менялись ежедневно. Примерно через 30 дней, некоторое формальное обучение проводилось в серии лабиринтов. В то же время животные второй группы проживали в индивидуальных клетках с прочными боковыми стенками, чтобы одно животное не могло видеть или касаться другого. Эти клетки помещались в отдельную, тихую, слабоосвещенную комнату. В то время как клетки с обогащенной средой были расположены в ярко освещенной комнате, в которой происходила различная непредсказуемая активность (ходили люди и.т.п.)» (Rosenzweig, 1966, р. 321—322).
Какое влияние подобные условия выращивания оказывают на массу мозга и его химический состав? Вес мозга в начале эксперимента был измерен, и стало очевидно, что манипуляции с окружающей средой влияют на прирост его массы. Для коры головного мозга и остального мозга проводились отдельные анализы. Оказалось, что не все отделы пострадали в равной степени. Изменения в ранней среде оказали наибольшее влияние на область коры головного мозга. Кора крыс, проживавших в обогащенной среде, весила примерно на 4% больше, чем кора их однопометников. Кора головного мозга отличается от остального мозга не только своей реакцией на переживания, связанные с воспитанием, но и происходящими в ней изменениями. Затылочная область, отвечающая за зрение, показывает самый большой прирост — 6%, тогда как соместетическая область, отвечающая за осязание, показывает только 2-х процентное увеличение. Другие эксперименты показывают, что существуют систематические отношения между характером программы обогащения и конкретной областью коры. Выращивание крыс в темноте приводит к уменьшению зрительной коры. Есть некоторые предположения о наличии параллельных эффектов на человеческом уровне. Дональдсон в 1892 г. (цит. по Rosenzweig, 1966) произвел патологоанатомическое исследование головного мозга слепого, глухонемого человека и обнаружил недостаточное развитие корковых областей, контролирующих речь, зрительные и слуховые функции. Кожно-чувствительная область коры, напротив, была, по-видимому, развита хорошо. Тщательное исследование может показать, что существует анатомическая, а также поведенческая основа феномена сверхкомпенсации, когда потеря одного чувства приводит к повышенной чувствительности других органов чувств.
Размер мозга может быть не единственным важным фактором. Ранний опыт влияет на биохимию мозга, а также на структуру нейронов или нервных клеток. Во-первых, нейроны усложняются вследствие обогащения окружающей среды, что измеряется количеством ветвей и подветвей, развивающихся из нейрона (Greenough & Green, 1981; Greenough et al., 1987). Эти ответвления или дендриты могут частично объяснять разницу в размерах мозга. Кроме того, такие изменения в структуре нейронов означают, что у животных, выращенных в обогащенных условиях, будет значительно больше синапсов на нейрон (Turner & Greenough, 1985). Поскольку синапсы представляют собой соединения или станции переключения между нейронами, количество информации, которая может быть передана, с большей долей вероятности будет больше у животных проживающих в обогащенной среде. Если бы все нейроны в человеческом мозгу были столь же пластичны, как мозг крысы, эффект был бы поразительным. «Разница в 2000 синапсов на нейрон у крысы (выращенной в обогащенной среде) означает много триллионов синапсов на 100–200 миллиардах нейтронов человеческого мозга» (Greenough et al., 1987, р. 547).Помимо этого затронута биохимия мозга. Чтобы оценить эти эффекты, Розенцвейг и Беннет (1970) измерили активность двух ферментов, ацетилхолинэстеразы (АХЭ) и холинэстеразы (ХЭ). Эти ферменты играют важную роль в синаптической передаче нервных импульсов между нейронами. В частности, они действуют на ацетилхолин, химический передатчик, который передает сообщения от одного нейрона к другому. Оказалось, что общая активность обоих ферментов значительно возрастает в результате обогащения опыта выращивания. Как и в случае с весом, кора снова является областью, наиболее чувствительной к условиям выращивания.
Крысы, использованные в первоначальных исследованиях, были молодыми, и на то были веские причины: предполагалось, что их мозг продемонстрирует наибольшую пластичность до достижения зрелости. Однако более поздние исследования показали, что вес и биохимические эффекты не ограничиваются незрелым мозгом. Взрослые крысы, подвергшиеся лишениям или обогащенному опыту после того, как они провели свои первые дни в нормальных лабораторных условиях, показали сходный вес и биохимические эффекты (Greenough & Green, 1981). Однако влияние дифференцированного опыта в более ранние периоды жизни может быть сильнее. По мере старения организма воздействие опыта на мозг может быть более узким и специфичным (Greenough & Green, 1981).
Наконец, механизмы, задействованные в извлечении выгоды из раннего опыта, в отличие от опыта взрослой жизни, могут различаться. На раннем этапе развития появляется избыток синапсов, который с опытом сокращается до функционально ценного подмножества. Раннее развитие включает в себя как приобретения, так и потери. В более позднем развитии и во взрослом возрасте синапсы, по-видимому, генерируются в ответ на события, которые предоставляют информацию для кодирования в нервной системе.
Приводят ли изменения в размере, сложности и биохимии мозга крыс к более высокому интеллекту? Хотя споры ведутся, появляется все больше свидетельств (Greenough et al., 1987), указывающих на то, что животные из обогащенной среды могут обрабатывать и запоминать информацию об окружающей среде быстрее и эффективнее, чем животные, выращенные в более бедных условиях.
Последствия этих открытий для человека очевидны: развитие мозга — это процесс длинною в жизнь, а пластичность и податливость мозга не ограничиваются ранними годами развития. Изучая пластичность в широком диапазоне возрастов, можно лучше понять причины снижения эффективности мозга с возрастом и/или болезнью. Наконец, интервенционные исследования (там, где происходят намеренные вмешательства) на животных с использованием трансплантатов нервных клеток дали некоторый успех в коррекции врожденных дефектов центральной нервной системы (Gash, Sladek, & Sladek, 1980). Однако вмешательства такого типа на человеческом уровне многообещающи, но весьма противоречивы. В любом случае эти исследования наглядно иллюстрируют влияние окружающей среды на развитие центральной нервной системы.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, эмоциональное развитие ребенка, психическое развитие ребенка, компенсаторные механизмы мозга, развитие мозга ребенка, латеральность, пластичность мозга, эксперименты по развитию мозга.
Из статьи узнала новые понятия:
1) Мозолистое тело-плетение нервных волокон в головном мозге, соединяющее правое и левое полушария
2) Латерализация-процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга
3) интервенционные исследования –исследования, где происходят намеренные вмешательства
Из статьи узнала о раннем развитии мозга, интересным был факт, что зрительная область развивается быстрее, чем слуховая. Интересно было бы узнать более конкретно почему так, но могу предположить, что все-таки визуальный контакт чаще происходит у малыша, чем аудиальный и наверное с этим и связано)
Также вспомнила немного анатомии из школы про полушария. Здесь удивил факт, что дети от пяти до четырнадцати лет лучше различали сердитые, грустные и счастливые голоса левым ухом. Поняла, что у меня какие-то проблемы с правым полушарием, так как я с детства плохо ориентируюсь в пространстве и плохо рисую)
Интересно было почитать про латеральность и чтение. У меня есть знакомый дислексик и у него это приобретенное расстройство, а не врожденное. Оказывается, данная проблема возникает из-за того, что обрабатывают пространственную информацию не только в правом полушарии, но и в левом полушарии. Так как данные приводятся от 1983 года, то конечно хотелось почитать свежие данные, а то в 1983 году учены не определилась о том, какие все-таки факторы являются ключевыми.
Как один из итогов статьи для себя отметила, что внешняя среда является важным фактором для развития мозга, но при этом пластичность и податливость мозга не ограничиваются ранними годами развития.
Скорость развития мозга ребёнка впечатляет: его размер на 75% мозга взрослого человека достигает к двухлетнему возрасту!
Прочитав статью, я познакомилась с понятием латерализации, которое обозначает наделение правого и левого полушария разными функциями в процессе развития и роста ребёнка. Это происходит постепенно, к примеру, понять то, что ребёнок правша можно будет к двум годам, а его правая нога является ведущей к 4-5 годам. К подростковом возрасту происходит окончательное распределение функций головного мозга.
Я узнала, что за распознавание эмоций отвечает правое полушарие, тогда как за производство положительных эмоций отвечает левое, а отрицательных — правое. Люди с нарушением работы правого полушария мозга могут испытывать трудности в интерпретации эмоций и как следствие иметь проблемы в социальных контактах. Эту информацию можно использовать в психотерапии, основанной на эмоциональных реакция клиента. К примеру, при явных сложностях в эмоциональной сфере, необходимо для начала уточнить информацию о физическом здоровье клиента.
Мне также интересно было узнать об одной из версий, указывающейна на причину существования дислексии. Это может быть патологическое развитие латерализации, в результате которого левое полушарие перегружается, выполняя дополнительную работу правого в виде обработки пространственной информации.
Уникальный эксперимент с крысами раннего возраста даёт возможность перенести полученные результаты на развитие человеческого мозга. Окружающая обогащенная среда оказала влияние на увеличение веса определённых областей мозга, изменила его биохимию, что привело к увеличению количества синапсов и связей между нейронами. Предполагается, что такие животные эффективней обрабатывают и запоминают информацию по сравнению с теми, которые выращивались в более бедных условиях окружающей среды. Я считаю, что у детей в раннем возрасте должна быть активная, насыщенная положительными событиями жизнь, что будет способствовать эффективному развитию мозга, а также развитию способности к социальной адаптации. Спасибо за статью.
Наконец-то!!! Крутая статья! Действительно крутая! Очень полезно и интересно было читать. Это потрясающий материал! Я узнал, что для развития определенных структур в теле человека, как-то физических так верно и психических, необходима среда которая позволяет этим свойствам и структурам доформироваться и реализовать свой потенциал. Удивительный опыт для меня был на обезьянах, когда последнюю держали в первые годы жизни в условиях темноты. Оказалось, что у неё недоформировались органы зрения. А так же, мозг этой обезьянки весил меньше чем мозг обезьянки из «нормальных условий». Т.е, для полноценного развития организма необходима среда которая будет достаточным образом влиять на него, дабы «доформировать». Возможно подобное происходит и с психически развитием человека…?
Из статьи узнал о том, что для мозга имеет значение окружающая среда. До сих продолжает вызывать серьезную озабоченность. Удивил опыт Остина Ризена, в котором он сообщил о своих экспериментах по влиянию сниженной сенсорной стимуляции на развитие зрительной системы шимпанзе. В эго опыте шимпанзе, проведшего первые шестнадцать месяцев жизни в темноте, не развивалась должным образом. И в других благоприятных условиях, обезьяны уже не могли вернуть себе зрение. Однако, опыт с крысами показал, что животные из обогащенной среды могут обрабатывать и запоминать информацию об окружающей среде быстрее и эффективнее, чем животные, выращенные в более бедных условиях. Последствия таковы, что развитие мозга может продолжаться всю жизнь и податливость на развитие, гибкость не ограничивается. Исследования показывают влияние окружающей среды на развитие центральной нервной системы. Также и с человеком, который вырос в бедной семье, поместить его в другие, более обогащённые условия есть шанс, что мозг будет развиваться и быть способным решать жизненные задачи, быть социально адаптивным.
В статье E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint сразу подкупил сам каскад вопросов в третьем абзаце (От чего зависят достижения? Когда они начинают? Какие факторы? Что определяет скорость роста? Как факторы изменяют модель роста? Каковы последствия ранней и поздней половой зрелости?). Мне кажется, что как в философии, так и в психологии, количество вопросов всегда превышает количество ответов, и иначе быть не может. Статья знакомит с новыми понятиями: латеральность, нормотипичность, соместическая область. Стремительный рост мозга: при рождении вес мозга, в 6 месяцев — 50%, в 23 месяцев — 75% веса мозга взрослого человека, у которого около 1 квадриллиона синапсов. Моторная область мозга через рефлекторное поведение и через контроль над движениями по мере развития становится областью мозга, контролирующую высшие чувства, в частности, зрение и слух. Интересна информация о разделении функции левого и правого полушария головного мозга и тот факт, что латерализация функций полушарий начинается в раннем возрасте. От деятельности этих разных полушарий зависит скорость развития речевых способностей ребёнка. Распространена точка зрения о том, что трудности с чтением вызваны неправильным развитием латерализации. А в свою очередь аномальное развитие головного мозга может быть обусловлено генетически, а также вызвано факторами окружающей среды внутриутробно или в раннем детстве. Но данная точка зрения до сих пор остается спорной: связь между мозгом и сложными видами поведения только начинает пониматься. Пример изменений размера, сложности и биохимии мозга крысы, подвергшейся лишениям или же крысы, с обогащённым опытом не показались интересными. В отношении человека это и так кажется очевидным: интеллект человека с разнообразным, обогащённым опытом развития, выше человека, существующим, пребывающим в одиночку в ограниченном, замкнутом пространстве. Пластичность и податливость мозга не ограничивается ранним возрастом, но, с другой стороны, изучая эту пластичность в разные годы жизни человека, становится понятнее снижение эффективности мозга с болезнью или возрастом. Намеренные же вмешательства трансплантатов нервных клеток на человеческом уровне хоть для кого-то и многообещающи, но мне кажется, что препятствием тут предстаёт мораль и нравственность.
Чтение данной статьи вызвало у меня определенные трудности, связанные с недостаточным владением терминологическим аппаратом, применяемым в такой области знания как физиология головного мозга. Сначала мне пришлось разобраться, что значат такие термины как «латеральный, церебральный, синапс, синоптический, ацетилхолин, соместетическая область, ганглиозные клетки», и лишь после этого у меня начал проясняться смысл приведённых в статье материалов. Статья представляет из себя некий экскурс в принципы развития головного мозга, его физиологию и влияние на это окружающей среды, в которую помещен исследуемый организм. Из статьи я узнала о специализации отделов головного мозга и их развитии. С одной стороны на развитие мозговых структур ( как показывают эксперименты) большое влияние оказывает внешняя среда, а с другой стороны экспериментально доказана их высокая пластичность позволяющая компенсировать недостаточность стимуляции в период раннего развития или возможные органические повреждения. Статья подтвердила мои убеждения о том, что мозг как и любой другой человеческий орган в силу своей пластичности может реагировать на процесс его тренировки с целью развития необходимых человеку умственных способностей. Возрастные деградационные процессы можно замедлить путем тренировки и это по результатам исследований, опубликованным в данной статье, не противоречит физиологическим законам, что не может не радовать.
Потрясающая статья о развитии мозга ребёнка. Из неё узнала, что генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют друг с другом, и этим определяют раннее развитие мозга. Изменение мозга младенца на первом году жизни происходит очень быстро.Удивительно, что мозг ребёнка имеет все нейроны при рождении. Сначала развивается моторная часть , затем области мозга, которые контролируют зрение и слух. Зрительная область мозга развивается быстрее, чем слуховая.Кора головного мозга отвечает за реакции на переживания, затылочная область отвечает за зрение, соместетическая область за осязание.Мозг делится на два полушария , которые соединены набором нервных волокон- мозолистым телом. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое — левой стороной. Правое полушарие участвует в обработке зрительно- пространственной информации, распознавании лиц и музыки. Левое полушарие мозга доминирует в понимании речи и языка. Способность считывать эмоциональные сигналы идёт через правое полушарие. Плохо читающие дети не демонстрируют нормального паттерна латерализации, так как обрабатывают пространственную информацию не только в правом полушарии, но и в левом, «словесном» полушарии. Крайне любопытно влияние окружающей среды на прирост массы мозга. Чем больше опыта , полученного из окружения, тем больше масса мозга.Так же нейроны мозга усложняются в следствии обогащения окружающей среды.По мере старения организма,воздействие опыта на мозг может быть более узким.Таким образом человеческий мозг развивается всю жизнь , а его пластичность не ограничивается ранними годами жизни. Данная статья крайне полезна как в профессиональном , так и в личном плане, например, для понимания развития способностей мозга.
Спасибо.статья очень интересная и я многое узнала о том, как факторы внешние и внутренние, и окружающая среда влияют на развитие мозга ребёнка и как взаимосвязаны. Один из важнейших факторов — деление мозга на полушария. правое участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков.левое за развитие речи и понимание языка.так же было интересно узнать,что чем больше опыта имеется тем больше и масса мозга. Было показано (опыт с крысами) как происходит более быстрое развитие мозга в обогащенной среде и как развитие замедленного в скудных бедных условиях.мозг развивается всю жизни, и чем более разнообразная, ярка и насыщенная среда там больше и лучше развивается наш мозг
Очень интересная и полезная статья, главной идеей которой для меня стал вывод о том, что мозг развивается не только в период формирования организма, а это процесс длинною в жизнь. Сразу приходит на ум поговорка: «Век живи – век учись!», которая имеет аналоги на многих языках мира. По ходу чтения данной статьи я столкнулась с новыми для меня терминами: «латеральность, нормотипичность и соместетическая область». Интересно было узнать, что за первые два года жизни мозг ребенка увеличивается с 25 до 75% веса мозга взрослого человека. В мозге человека сначала начинают развиваться моторные области, затем зрительные и слуховые. Любопытен и эксперимент с крысятами, который подтверждает известную цитату из «Некродуэта» Алексея Ефимова: «Что тренируется, то развивается…». А именно, этот эксперимент показал, что мозг крысят, у которых было много всяких обучающих игрушек весил в среднем на 4% больше, чем мозг крысят, условия содержания которых не предполагали развития. В личной жизни я и так всю жизнь что-то изучаю. В профессиональном плане много интересной информации о структуре развития мозговой деятельности, которая поможет лучше понимать каждый конкретный случай.
Из статьи я узнала о развитии и формировании головного мозга. Оказывается мозг растёт очень быстро и стремительно меняется в первые годы жизни ребёнка, а к зрелому возрасту насчитывает около 1 триллиона нейронов. Данная статья познакомила меня с множеством новых терминов, например, таких как «синапсы», «латерализация». Интересно, что зрительные функции развиваются быстрее, чем слуховые. Также я узнала, что правое полушарие отвечает за обработку зрительно-пространственной информации, распознавание лиц, звуков и эмоций. Удивил эксперимент Фокса и Дэвидсона, который указывает на то, что правое полушарие активизируется при отрицательных эмоциях, а левое при положительных эмоциях. Познакомилась с точкой зрения некоторых учёных, согласно которой, трудности с чтением могут быть связаны с неправильным развитием разделения функций мозга. Очень интересен эксперимент учёного Карлсон с крысами, который показал как окружающая среда влияет на формирование и рост мозга. Узнала о феномене «сверхкомпенсация», когда отсутствие одного чувства способствует улучшению работы органов других чувств. Для меня эта статья оказалась очень информативной в плане новых знаний. Ранее я не задумывалась о том насколько сильно окружающая среда влияет на развитие мозга и всех происходящих в нём процессов. Оказывается, что люди, которые развивались в благоприятных условиях не только более развиты физически и психологически, но и гораздо более обучаемы. Данная статья будет полезна в профессиональной деятельности, особенно в работе с детьми и их развитием.
В результате прочтения данной статья я узнала такие понятия как: латеральность, нормотипичность, соместетическая область, а так же влияние на нервную систему и физическое повреждение мозга. Меня удивило, что Изменения, считается, что мозг ребенка имеет все нейроны клетки при рождении, но при этом вес его составляет только около 25 процентов веса мозга взрослого человека. Изменения происходит быстро. К 6-ти месяцам вес мозга уже достигает 50-ти процентов, а к концу второго года жизни 75 процентов веса мозга взрослого человека. В личном плане убеждаюсь, что природные физиологические данные немало важны, что генетика от родителей дает большой толчок развитии, но и при этом же грамотное развитие и своевременность необходимы для роста нейронных связей мозга ребенка и взрослого человека. В профессиональном плане данная статья, дает понимание, что даже при повреждение нервных клеток мозга, одно полушарие можно развить лучше, чем другое, и пытаться компенсировать дефекты. В данной статье видно, что окружающая среда и действия развивают человека, если ничего не делать, то ничего формироваться не будет, рост там, где движение.
Спасибо за статью. Много полезной информации о развитии мозга человека с момента рождения и до самой смерти. Ещё раз убедилась, что развитие человека и его когнитивный способностей не останавливается всю жизнь. Но конечно самое интенсивное развитие мозга происходит в первые годы жизни: за первый год с 25 до 50% от взрослого мозга, за второй год — с 50 до 75%. Также узнала такое понятие, как латеральность — это разделение функций правого и левого полушария мозга. Каждое полушарие отвечает за свои функции, и повреждение того или иного полушария ведет к разным последствиям. Наглядными были эксперименты с животными, которые показывают как важна стимуляция развития мозга со стороны окружающей среды. Для благоприятного развития необходимо создать среду, насыщенную развивающими занятиями. Это благоприятно сказывается на размере коры головного мозга, биологической составе и структуре нейронов. Поэтому важная задача родителей создавать максимально насыщенную и интересную атмосферу для детей.
Начинается цикл статей, информация в которых хоть раз в жизни интересовала любого родителя. Нормально ли мой ребенок развивается? Почему один ребенок в определенном возрасте уже сидит (ползает, ходит), а мой – нет? Будет интересно рассмотреть эти вопросы. Контроль различных функций разными полушариями (латерализация) известен давно, используется в медицине при предварительной диагностике сосудистых поражений мозга (по возникшей патологии речи, двигательных функций и т.п. невролог может предположить зону инсульта у человека). Новым для меня явилось то, что в грудном возрасте доминирует правое полушарие, которое ответственно за эмоциональную составляющую, а позже, с развитием речи у детей, в работу включается и левое полушарие. Также я увидела причины дислексии, где происходит как раз нарушение латерализации. Интересно было бы узнать, что происходит с функцией обработки информации у таких детей с возрастом, ведь зачастую с этой патологией справляются. Не новый для меня, но еще раз подтвержденный и феномен сверхкомпенсации, изученный на примере слепоглухонемых. Ребенок, не имеющий в своем развитии важнейших базовых функций (зрение, слух и т.п.), учится пользоваться второстепенными, имеющимися в наличии (сенсорные, обонятельные…) Что касается исследований пластичности мозга, то они еще раз доказывают, что ребенок должен развиваться в «обогащенной» среде, т.е. все структуры мозга для своего развития требуют активности.
Замечательная статья! О строении головного мозга человека я знала раньше, по лекциям В.М. в ИППиПБ в разделе «Общая психология». Статья дополнила эти знания. Интересная информация про исследования в области фракционирования головного мозга у крыс и обезьян. Отметила что ранний опыт и обогащенная окружающая среда влияют на размер головного мозга,его биохимию, структуру нейронов и нервных клеток. Не вызывает сомнения, что обогащенная внешняя среда помогает эффективнее обрабатывать информацию и влияет на развитие всей центральной нервной системы. Актуальный для меня вывод состоит в том, что развитие мозга это процесс длиною в жизнь , а пластичность и податливость его, не ограничивается ранними годами развития. Есть время поработать в этом направлении. Спасибо за статью.
Удивило, что дети, не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом, лучше распознают буквы и слова, правым глазом и правым ухом, чем левым ухом и левым глазом.
Из статьи я узнала новые понятия: 1. Латерализация — процесс, посредством которого определенные функции и навыки связываются либо в левом, либо в правом полушарии мозга. 2. Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Я являюсь дислексиком, моя проблема заключается в трудности с написанием слов, быстрым чтением, например я из тех людей который может написать слово из трех букв и сделать там 4 ошибки (еще — «исще»). Всегда считала, что это у меня врождённая неграмотность, по крайней мере мне так говорила учительница по английскому языку, и я с этим уже давно смерилась. После прочтения статьи мне хотелось бы подробнее узнать о факторах, влияющих на обработку пространственной информации в обоих полушариях головного мозга, связанных с чтением и написанием слов.
Статью прочла с большим интересом, опыты с крысятами и шимпанзе, меня очень удивил. Оказывается крысы, выращенные в «обогащенных» лабораторных условиях, отличались большим весом и толщиной коры больших полушарий, чем их сородичи, жившие в изоляции.
В личном плане я отметила, во-первых, то, что голову свою надо беречь, во-вторых, развитие мозга — это процесс на протяжении всей жизни, следовательно из этого учиться никогда не поздно.
В профессиональном плане я отметила, что несмотря на роль наследственности в развитии головного мозга ребенка, грамотно организованная среда имеет большее значение в развитии нервной системы у детей.
Из статьи я узнала, что мозг ребенка имеет все нейроны/нервные клетки при рождении, но при этом вес его составляет только около 25 процентов веса мозга взрослого человека. Мне сразу вспомнился случай, когда один французский мужчина жил без 90% мозга. У него осталось даже меньше того, что дано при рождении. Также, из статьи я узнала об интересном для меня факте, если поражение головного мозга концентрируется в правой части, люди дезориентируются в пространстве, и им становится трудно ориентироваться по карте. Меня это заставило задуматься, так как я не всегда могу ориентироваться по навигатору. Мне нужно некоторое время, чтобы осознать, что к чему. Еще, я узнала о том, кто такие нормотипичные дети. Они способны лучше распознавать буквы или слова, правым глазом и правым ухом, чем левым глазом или ухом. Оказывается, что способность считывать эмоциональные сигналы идет через правое полушарие. Получается, что как не крути, а в эмпатии голова всё же работает. Меня впечатлило исследование, которое провел Карлсон с шимпанзе. Удивительно, что даже после возвращения в свет, реакция не восстановилась и развитие осталось на прежнем месте. Это действительно доказывает, что среда основательно влияет на правильное развитие. Тоже самое мне доказывает эксперимент с крысёнышами.
Какая длинная и наполненная информацией статья. Для меня было новым понятие «латерализация функций полушарий головного мозга». Я читала раннее о функциях правого и левого полушария мозга, но чтобы настолько подробно — впервые. Для меня еще было удивительным прочитать, что мозг новорожденного несмотря на полноценное количество нервных клеток, по размеру составляет всего лишь 25% мозга взрослого человека. Всего лишь 25%. То есть на полгода мозг увеличивается в 3 раза! Особенно важно в этот период обеспечить ребенку се возможные условия для спокойного развития, меньшего стресса и т.д. Зрительные функции развиваются быстрее, чем слуховые — все в природе придумано для того, чтобы человек максимально быстро приспособился к окружающему миру даже при условии отсутствия понимания, кто вокруг него. Не зря прошлые статьи как раз были про привязанность детей через «узнавание». Эксперимент с крысами позволил очередной раз убедиться, что раз грызунам полезен свежий воздух, тактильный контакт и свет, то что уже говорить о человеке. Спасибо за статью!
Статья очень объемная с огромным количеством интересной информации. Узнала, что темпы развития детей сильно различаются между полами и отдельными детьми, что на это влияет огромное количество биологических факторов и факторов окружающей среды.
Узнала, что мозг ребенка имеет все нейроны/нервные клетки еще при рождении, но весит только 25 процентов от веса мозга взрослого человека, а к концу второго года жизни 75 процентов веса мозга взрослого человека. Познакомилась с новыми для себя понятием латеральность — особенность организации головного мозга, т.е. деление на два полушария. Какими функциями и особенностями обладает каждое полушарие я читала ранее, но было полезно вспомнить некоторые детали. У моей знакомой ребенок — дислексик. И я очень хорошо знаю как проявляется эта особенность, с какими сложностями им приходиться сталкиваться.
Развитие мозга — это процесс длинною в жизнь, а пластичность и податливость мозга не ограничиваются ранними годами развития. По этой причине никогда не надо останавливать стараться его развивать и поддерживать в рабочем состоянии.
Из статьи узнала о разделении функций правого и левого полушария мозга в процессе развития и роста ребёнка.Этот процесс идёт постепенно и к подростковом возрасту происходит окончательное разделение.Я ранее слышала информацию о том,что полушария мозга курируют противоположные стороны тела.Однако,для меня явилось открытием,что за распознавание эмоций и производство отрицательных отвечает правое полушарие ,а за производство положительных эмоций отвечает левое.
Правое участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков,левое за развитие речи и понимание языка.Люди с нарушением работы правого полушария мозга могут испытывать трудности в распознавании эмоций и как следствие иметь проблемы с коммуникацией.Вся эта информация позволит мне более профессионально отслеживать реакции клиента для выстраивания гипотиз по продвижению в консультировании.
Так же было интересно узнать,что масса мозга напрямую связана с объемом жизненного опыта. В эксперименте с крысами можно проследить, как происходит более быстрое развитие мозга в обогащенной впечатлениями среде . Чем более разнообразна и насыщена окружающая среда тем больше и лучше развивается мозг.
Из этой статьи я узнала про механизмы и этапы развития мозга в младенчестве. Статья наполнена различными новыми понятиями, например, латеральность, нормотипичность и соместетическая область. Подробно рассмотрена работа двух полушарий мозга. Из чего мы узнали, что левое полушарие отвечает за речь, а правое за ориентацию в пространстве. Также левое полушарие контролирует правую часть тела, а правое левую. Для меня стало интересным, что с момента рождения в течении полугода мозг ребенка составляет 50% веса мозга взрослого человека, а ко второму году жизни 75%. В статье приведены доказательства того, что мозг развивается в течении всей жизни человека. То есть, возраст не мешает приобретению новых навыков.
Из статьи я узнал новый термин – латеральность. Узнал, что для развития определенных структур в психике и теле человека необходима способствующая среда. Удивило, что мозг новорожденного имеет полноценное количество нервных клеток, но по размеру составляет лишь 25% мозга взрослого человека. На примере слепнущих обезьян было показан результат отсутствия такой среды. Их держали в темноте, т.е. лишали света. В результате чего не был корректно сформирован орган зрения. Для развития человека тоже нужна развивающая среда. Среда, как выяснилось, влияет на размеры коры головного мозга, состав и структуру нейронов. В личном плане статья дала понимание, что ребёнку важно создать хотя бы минимальные развивающие условия. Это будет способствовать развитию мозга и способности к социальной адаптации.
Добрый день. Спасибо Всем за данную статью. Начинаем копать глубже и добирается до мозга, хотя сегодня я копал картошку. Дело не хитрое, но без мозга не обойтись. Ещё я заметил что на телефоне нет количества символов. Из статьи я узнал что мозг при рождении уже имеет все нейроны. Разные полушария отвечают за разные эмоции, левое положительные, правое отрицательные эмоции. Как я понял из опыта с шимпанзе, когда их держали в темноте и ни давали развиться зрительному нерву. Просто бесчеловечный опыт. Так и мозг без должной стимуляции не будет развиваться. Такие опыты проводят постоянно не благополучные семьи в которых дети отстают в развитии, но это дело поправимо средой и постоянной стимуляцией мозга различными новыми знаниями, ведь мозг пластичен всю жизнь. Нужно только не останавливаться и преодолевая себя идти к новому, что для меня очень тяжело и зачастую хочу сдаться и упасть на диван. Имея определенный опыт понимаю что на диване нет ни чего нового и интересного и пока есть силы я буду сражаться.
В результате прочтения статьи я узнал о том, что ребенок рождается уже с полным набором потенциальных нейронов в мозгу, однако при рождении вес мозга составляет только 25% от мозга взрослого человека. Далее мозг ребенка развивается быстрыми темпами и уже к 6 месяцам достигает 50%, а к концу второго года жизни — 75%.
Еще новой информацией стало для меня то, как работает разделение мозга человека на левое и право полушарие. Я узнал, что буквально каждый глаз и каждое ухо относится к своему полушарию, до этого я думал, что органы зрения работают в паре и равноправны, ровно как и органы слуха между собой. Так, развитость или, наоборот, отклонения в развитии одного из полушарий ведет к последствиям в социальной жизни ребенка, в его умении воспринимать информацию, анализировать, думать, запоминать и др.
Благодаря Вас за статью, она позволила мне узнать какие этапы присутствуют в развитии мозга, как рано начинается специализации полушарий головного мозга. Узнал про латеральность, новый для меня термин обозначающий разделение функций левой и правой половин мозга и тела. Так же узнал про важность окружающей среды в формировании пластичности мозга.
Меня удивили примеры разницы работы полушарий, особенно в котором рассказывается, что левым ухом дети лучше распознают тон голоса, чем правым.
Был удивлён подтверждённой в исследованиях Розенцвейга информации, что окружающая среда может влиять в последующем на массу мозга и его химический состав, а следовательно так же оказывает влияние на структуру нейронов или нервных клеток.
Для себя отметил важность разнообразия занятий, игр и времяпровождения с ребёнком, с целью формирования пластичности и податливости мозга, что безусловно необходимо в дальнейшей жизни.
Из статьи я узнала, что мозг ребенка, т.е. все нейроны/нервные клетки заложены уже при рождении. Согласно исследованиям, первичная моторная область мозга начинает развиваться, когда младенец переходит к произвольному контролю над движениями.
Учитывая знания о том, что правое полушарие обрабатывает зрительно-пространственную информацию и неречевые звуки (музыка), а так же эмоциональную информацию. Становится понятно почему так качественно удается работать с эмоциями через образы и музыку. Правое полушарие мозга активируется при выражении отрицательных эмоций – и их можно выплеснуть, разместить через рисование и сублимировать через музыку. Левое полушарие доминирует в понимании речи и языка.
В статье говорится о дислексии – для меня этот термин очень знаком, т.к. пришлось лично с этим столкнуться. И проблемой является именно недостаток информации в причинах и возможностях решения этой проблемы. Из статьи интересно, что причиной может быть аномальная мозговая организация, т.е. пространственная информация обрабатывается не только в правом полушарии, но и в левом (словесном) полушарии, что его перегружает.
Пластичность мозга – очень позитивное качество, которое дает возможность адаптироваться. Но в статье приведены исследования, где это свойство лишило шимпанзе зрения. А значит, без должной стимуляции анатомические структуры центральной нервной системы могут развиваться не правильно или, скорее неполноценно. Опыт – основной стимулятор в развитии.
Новые понятия: Латеральность — разделение функций левой и правой половин мозга и тела.
Интересная статья про развитие мозга детей. Порядок развития мозга хорошо исследован. Из статьи я узнал, что сначала развивается первичная моторная область мозга при переходе от рефлекторного поведения к произвольному контролю над движениями.Несколько позже развиваются области мозга, которые контролируют зрение и слух. Интересно,что зрительная область развивается быстрее, чем слуховая. Мозг состоит из двух полушарий, связанных набором нервных волокон.
Полушария контролируют разные функции человека. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие левой.
Также учёные выяснили, что правое полушарие участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков. Так же эмоциональная информация находится под контролем правого полушария. В эксперименте Фокса и Дэвидсона правое полушарие мозга активировалось при выражении отрицательных эмоций, тогда как левое полушарие было связано с производством положительных эмоций в отличии от механизма узнавания отрицательных и положительных эмоций.
Но лично для меня, самое ценное было во второй половине статьи, из которой я узнал, что разностороннее внешнее воздействие на ребёнка, будет помогать мозгу быстрее развиваться. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала о развитие мозга ребёнка . Бала удивлена , что к двум годам жизни он уже на 75% сформирован . Никогда ранее не задумывалась и не узнавала этот вопрос , но эти цифры кажутся какими-то феноменальными . Новым термином для меня был «латеральному» . Ну и информация с ним связанная , например , о разделение органов слуха , зрения . Интересно было читать про опыты . Про разницу веса мозга , зависимо от условий развития . Если говорить про наблюдательную сферу . То уж если вес мозга не возможно оценить , то какие-то умственные навыки , физическую активность вполне реально . И тут 100% все зависит от условий среды . Если родители занимаются ребёнком с рождения , то он и хватательные движения начнёт делать во время и поползёт когда надо . Спасибо за статью .
Я узнал о специализации полушарий мозга. Меня удивило, что правое полушарие контролирует левую сторону тела и наоборот. я узнал, что способность к эмпатии определяется правым полушарием. Также я узнал, что такое латерализация — привязка функций к определенному участку мозга либо функциональное разделение полушарий мозга. Исследование с крысами заставило меня задуматься об образе жизни и воспитании детей. Я вспомнил, что стараюсь рассказывать дочке о новых вещах и явлениях, стимулировать получение нового опыта. Даже в детский сад мы ходим, периодически меняя маршрут. Благодаря статье я понял, что это скорее всего развивает ее мозг. Да и мой тоже. Я подумал о том, что мне стоит более разнообразно строить мой досуг.
Спасибо за интересную статью. Из нее я узнала о физиологическом развитии мозга, о том, какие области и полушария мозга отвечают за определенные функции. Впечатлили исследования Розенцвейга, проводимые с крысами. Конечно, на развитие мозга, на его пластичность влияет окружающая среда. И на развитие мозга ребенка безусловно будет влиять окружение. Интересен тот факт, что пластичность мозга человека можно развить в любом возрасте. Но, по моему мнению, в раннем возрасте мозг более открыт к усвоению новой информации, чем в более зрелом возрасте, более гибок. Все таки, после 40 лет когнитивные процессы в мозгу уже идут на убыль, и, следовательно, пластичность мозга уменьшается. Информация в данной статье очень полезна, особенно в работе психолога. Знать, как устроен мозг, какие процессы происходят, его развитие -также необходимы,как и навыки, приобретаемые в процессе обучения.
В результате прочтения данной статьи я познакомилась с такими понятиями как мезолистое тело;латеральность и синапсы. В публикации подробно рассказано какое полушария за какие функции отвечает. Правое полушария отвечает за обработку зрительно-пространственной информации, распознавание лиц, речевых звуков, а так же эмоциональной информации. Левое же контролирует понимание языка и речи. При повреждении и травмах головного мозга в последствие начинают появляться трудности в корректной работе обоих полушарий. Например, при осложнения в правом полушарии у человека возникают трудности с эмоционального выражения у окружающих. В итоге нарушение может привести к серьёзным проблемам в формировании паттерна коммуникации с окружающими людьми. Меня удило, что у новорождённого младенца имеются все нейроны и нервные клетки, однако вес мозга составляет лишь 25% от веса мозга взрослого человека. Статья натолкнула меня на то, чтобы углубиться в изучение структур головного мозга и обеспечить полное понимание того, как устроен мозг и как происходит его работа.
Благодарю за интересную статью. Узнала новые понятия: 1)интервенционные исследования –исследования, где происходят намеренные вмешательства Из статьи узнала о раннем развитии мозга, интересным был факт, что зрительная область развивается быстрее, чем слуховая.
2) Мозолистое тело-плетение нервных волокон в головном мозге, соединяющее правое и левое полушария.
3) Латерализация-процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга.
А также, что мозг состоит из двух полушарий, связанных набором нервных волокон.
Полушария контролируют разные функции человека. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие левой.
Благодарю за интересную статью. Узнала новые понятия: о физиологическом развитии мозга, о том, какие области и полушария мозга отвечают за определенные функции.Например, при осложнения в правом полушарии у человека возникают трудности с эмоционального выражения у окружающих. В итоге нарушение может привести к серьёзным проблемам в формировании паттерна коммуникации с окружающими людьми.Также учёные выяснили, что правое полушарие участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков. Так же эмоциональная информация находится под контролем правого полушария. В эксперименте Фокса и Дэвидсона правое полушарие мозга активировалось при выражении отрицательных эмоций, тогда как левое полушарие было связано с производством положительных эмоций в отличии от механизма узнавания отрицательных и положительных эмоций.
Удивительный опыт для меня был на обезьянах, когда последнюю держали в первые годы жизни в условиях темноты.
Классная статья, одна их лучших про детей. Тут я узнала о развитии детей, грубо говоря, разных полов. Допустим, дети одного возраста ведут себя по разному. Например, как Тина и Джейсон. Если Тина в 11 лет уже достига полового созревания, то Джейсон только к 16 годам. В принципе, так было и всю жизнь наверное. Мне всегда твердили, что почти все мальчики «не очень умны до 16-17 лет. Кстати, это оказалось правдой где-то на 80%. Интересная на самом деле интеллектуальная разница в 4 года. Понятное дело, что на это влияют также биологические факторы. Также было полезно прочитать про левшей и правшей,почему некоторые люди едят и пишут не правой рукой, а левой. Или вообще, и правой и левой умеют. У Фокса и Дэвидсона действительно был крутой эксперимент.
Из статьи я узнала о развитии полушарий головного мозга . Познакомилась с понятием литеральности , что обозначает то , что одна половина головного мозга отвечает на противоположную ей , половину тела . Меня впечатлил тот факт , что если не приучать сетчатку глаза к свету , зрение может пропасть и никогда не восстановиться . В профессиональном плане, я узнала что в результате проведения опыта над крысами , те подопытные , что находились при большем световом дне , количестве игрушек , шуме , задач , в результате приобрели большую массу мозга , нежели их сородичи . Это наталкивает меня на идею , что ребёнка необходимо растить в городской среде , так как чем адекватно выше нагрузка на головной мозг с раннего возраста , тем пластичнее он развивается . Что непременно благосклонно скажется на общем развитии ребёнка .
В статье для меня всё ново кроме разделение восприятия полушариями эмоций и речи(прав. и лев. полушария соответственно). Для меня было интересно рассмотреть развитие мозга в соответствии с параметрами: размер, вес, сложность процесса передачи информации, биохимия и разделение функций полушариями. Я снова смеялась когда прочитала, что правая сторона тела контролируется левым полушарием, а левая сторона правым. По истине, человек сложное устройство, раз даже все провода перепутаны. Вернёмся к статье. Важно понимать этапы развития мозга: 1. Моторная область (развивается при переходе от рефлекторного поведения к контролю над движениями, ребёнок цепляется, переворачивается, держит шею и тд. до танцев и спорта). 2. Области мозга контролирующие высшие чувства (зрение слух — область Вернике). Я самостоятельно рассмотрела области отвечающие за речь — центр Брока. Музыки (средн.часть верхней височной извилины) и тд. Много данных, хорошо, что в статье более обобщенная информация ориентированная на тему развития. Итак зачем мы это рассматриваем. Чтобы связать развитие мозга, увеличение веса мозга и разделение функций на полушария с развитием навыков человека с начала жизни, его умственных возможностей, и нервной системы. И как всё это развивается к старости. А также какие проблемы могут быть при заболеваниях и поражениях мозга. Каких органов чувств можно при этом лишиться. Ну и безусловно сверхкомпенсация(когда при отсутствии одних органов чувств больше развиваются другие, так при отсутствии слуха развивается область, отвечающая за тактильность). Не буду переписывать сухие факты. Скажу что это впечатляет. Так в профессиональном плане можно отметить причину дислексии как нарушение нормального паттерна специализации полушарий. И важно было для меня понимание влияния обогащенной среды на развитие мозга и процессов. Отметила ещё что пластичность это миф, скорее в раннем возрасте влияние больше оказывается, во взрослом уже есть опыт и влияние сокращается до функционально ценного, поэтому развитие может быть более узким и специфичным. Биохимия мозга, тут я прям тоже заинтересовалась. Синапсы, дендриты, АХЭ(ацетилхолинэстераза), ХЭ(холинэстераза). Все эти термины свидетельствуют об активности нейронных импульсов. Так Ацетилхолин-фермент, химический передатчик сообщений от одного нейрона к другому. Общая активность ферментов возрастает в результате обогащения опыта выращивания. Поясню, основано на исследованиях над крысами. Где в одной группе была обогащенная среда типа лабиринты, задачки, картинки, освещённая среда, контакт с людьми. А была другая группа, в темноте, в стороне, изолированная. И вот изолированная группа показала меньший прирост по весу коры мозга и развитию ее участков. Так и для человека важно разностороннее развитие, обогощеннная среда. Ведь это формирование будущего человека, его способности к сложным процессам мозга развитию областей отвечающих за органы чувств и эмоциональное состояние. Задалась вопросами. Есть исследования которые выявляют определённые области мозга отвечающие за привычки, агрессию и эмоции. Интересно рассмотреть их в совокупности со средой воспитания.
Спасибо за статью, в которой пришлось разбираться очень и очень долго, т.к. для восприятия была крайне сложна. Но новое для себя я подчерпнула следующее: мозг ребенка уже к 2м годам формируется на 75% от веса мозга взрослого человека; У детей в возрасте от 5 до 12 лет контролируют и распознают эмоции разные части мозга. Нормотипичные (имеется ввиду дети, которые не имеют отклонений от нормы) усваивают звуки и буквы правым глазом и ухом лучше, чем левыми. У детей-дислексиков разные части мозга работают аномально, т.е. не так как, у обычных детей, у которых учеба не вызывает сложностей. Познакомилась с новым термином «синопсис». После прочтения информации о эксперименте сделала вывод, что на качество мозга влияют условия окружающей среды и что годы развития не влияют на пластичность и податливость мозга. У меня есть проблемы с восприятием некоторых букв, после прочтения статьи задумалась пойти к врачу и проверить свой мозг на наличие опухолей…
Спасибо за статью. Было действительно интересно узнать о развитии мозга. Познакомилась с новыми понятиями (например: латеральность). Оказывается, что хотя мозг новорождённого и имеет полноценное количество нервных клеток, но по размеру составляет лишь 25% мозга взрослого человека. Раньше я слышала о том, что правое полушарие участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков, а левое за развитие речи и понимание языка. Но для меня было открытием, что правое полушарие контролирует левую часть тела, а левое правую. Также было интересно познакомиться с результатами опытов над крысами, которые доказали, что мозг развивается в течение всей жизни.
Спасибо за статью. В ней оказалось много абсолютно новой информации для меня.
Например, какие функции выполняет каждое полушарие мозга. оказалось, что правое полушарие отвечает за левую сторону тела, учавствует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц, неречевых звуков, а так же оно отвечает за считывание эмоциональных сигналов и имеет механизм распознавания отрицательных эмоций. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела,производство положительных эмоций,понимание речи и языка.
Из статьи я узнала о таком понятии как латеральность-разделение левой и правой половин мозга и тела. Я много раз слышала о таком я влении как дислекия, но прочитав статью узнала по какой причине оно может появляется.
Так же узнала, на примере опыта с шимпанзе, насколько важная окружающая среда для развития мозга. Бедную особь посадили в темноту на первые 16 месяцев жизни, а потом оказалось, что сетчатка глаз не развивалась должным образом и все очень удивились.
Спасибо за статью. Очень большая и сложная статья для меня. Для меня было новым понятие «латерализация функций полушарий головного мозга»
Из статьи узнал о том, что для мозга имеет значение окружающая среда, Так же эмоциональная информация находится под контролем правого полушария
Важно понимать этапы развития мозга: Моторная область (развивается при переходе от рефлекторного поведения к контролю над движениями, ребёнок цепляется, переворачивается, держит шею), также Области мозга контролирующие высшие чувства (зрение слух — область Вернике)Также было интересно познакомиться с результатами опытов над крысами, которые доказали, что мозг развивается в течение всей жизни.
Учёные выяснили, что правое полушарие участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и неречевых звуков.