Термины, которые встретятся нам сегодня: восприятие глубины, восприятие размера, постоянство восприятия, стереоскопическое зрение, локомоция, бинокулярное зрение, конвергентное косоглазие, постоянство размера, постоянство формы, бимодальность, аффективное выражение.
ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ
Движущиеся объекты привлекают больше зрительного внимания, чем стационарные и могут давать важную информацию о своей форме. Взрослые воспринимают форму трехмерного объекта даже тогда, когда вся визуальная информация, кроме движения, сведена к минимуму. Один из наиболее впечатляющих примеров этого феномена связан с экспериментом, в котором к основным суставам и голове человека крепили 10-12 точечных источников света. Взрослые сразу распознавали, что спрятано в темноте, если объект двигался, но им было трудно это сделать, если он стоял. Является ли это результатом длительного наблюдения за движением людей или служит лишь отражением врожденных принципов обработки движений? Бертенталь, Проффит и Каттинг (1984) попытались ответить на этот вопрос, проверив чувствительность 3-х и 5-ти месячных младенцев к трем сгенерированным компьютером версиям одиннадцати движущихся точечных лампочек (как будто они прикреплены к идущему человеку). Перед началом эксперимента было высказано предположение, что младенцы могут воспринимать объект в одном из трех вариантов:
- как неорганизованную группу точечных огней, движущихся словно рой светлячков;
- как траектории периодического движения отдельных точечных огней;
- как связная форма, заданная движениями точечных огней.
Была проведена серия различных тестов результаты, которых показали, что обе возрастные группы различают прямую (человек в нормальном положении) и перевернутую версию точечного светового индикатора (человек перевернут с ног на голову). Это свидетельствует о том, что дети воспринимали нечто большее, чем неорганизованный рой огней. Кроме того, они отличили вертикальный дисплей точечного светового шагохода (человек в нормальном положении) от хаотичной версии, в которой расположение лампочек было перепутано. Поскольку отдельные движения, представленные на этих двух дисплеях, были одинаковыми, различение (по положению лампочек) должно было быть функцией извлечения информации о форме. Статические изображения, полученные с этих трех дисплеев, не различались. Результаты этого исследования показывают, что младенцы могут извлекать форму из движения. Более поздние исследования (Bertenthal, Proffitt, & Kramer, 1987) предполагают, что форма, соответствующая человеческому телу, вероятно, не воспринимается в темноте при точечном освещении до 9-ти месячного возраста.
Ясный вывод, вытекающий из этих открытий, заключается в том, что маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. По-видимому, младенец должен обладать определенными врожденными принципами обработки движений, поскольку маловероятно, что такие сложные процессы могли быть усвоены всего за три месяца. В движении есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд!
РАЗВИВАЮТСЯ ЛИ У МЛАДЕНЦЕВ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ?
Младенцы не только начинают «видеть» формы и фигуры в раннем возрасте, они способны формировать ожидания относительно будущих событий в своем визуальном мире к 3-х месячному возрасту. Чтобы продемонстрировать эту замечательную способность предвидеть будущее, Хейт и его коллеги (Haith, Hazen, & Goodman, 1988; Canfield & Haith, 1991) исследовали, будут ли младенцы формировать ожидания относительно того, где появится интересная картинка. Картинки предъявлялись либо в регулярной чередующейся последовательности (левая, правая, левая, правая), либо в непредсказуемой последовательности (левая, левая, правая, левая и т. д.). Когда последовательность была предсказуемой, трехмесячные дети начинали предугадывать местонахождение картинки, глядя в сторону, с которой она могла появиться. Причем эта модель ожидания формировалась менее чем за минуту! Младенцы младшего возраста не продемонстрировали такой ориентированный на будущее образец поведения, что позволяет предположить, что когнитивное или, возможно, биологическое развитие имеет решающее значение для появления данного зрительного навыка.
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ И ПОСТОЯНСТВО ВОСПРИЯТИЯ
Наш обзор зрительных способностей младенцев был бы неполным без обсуждения двух других аспектов зрительного поведения: восприятия глубины и размера (способность определять относительное положение объектов в пространстве), а так же постоянства пространственного восприятия (способность воспринимать объект в разных условиях).
Восприятие глубины. Как рано дети могут воспринимать глубину и понимать, насколько далеко расположен объект? Уже в первый день жизни младенцы могут различать, какие объекты расположены ближе, а какие дальше (Granrud, 1991). Однако способность точно оценивать это расстояние улучшается с возрастом и зависит от нескольких видов сигналов или вспомогательных средств. Глаза новорожденных не работают вместе, они движутся одновременно в одном и том же направлении только в половине случаев (Mauer & Mauer, 1988). Самые маленькие младенцы полагаются на сигналы, которые может использовать один глаз (сигналы, связанные с движением объектов). Например, когда объекты приближаются, они заполняют большую часть поля зрения, а при движении головой, изображения близких объектов на сетчатке движутся быстрее, чем изображения удаленных объектов. Эти изменения, связанные с движением, помогают ребенку оценить глубину. К 4-м — 5-ти месяцам дети могут координировать оба глаза и использовать стереоскопическое зрение (вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению или другим типам зрения)
для восприятия глубины. В этом случае младенец считывает глубину на основе небольшого несоответствия между двумя изображениями на сетчатке, подобно взрослым (Mohn & van Hof-van Duin, 1986).
Способность воспринимать глубину имеет вполне реальную практическую ценность. Во взрослом возрасте это помогает не упасть с высоты. Но как скоро младенец использует эту способность, чтобы избежать падения? Для исследования этого вопроса Гибсон и Уолк (1960) разработали визуальный обрыв. Прибор состоит из приподнятой стеклянной платформы, разделенной на две секции. Первая имеет поверхность с текстурой в виде шахматной доски, а вторая представляет из себя прозрачную стеклянную поверхность с шахматным рисунком на несколько футов ниже. Исследователи выдвинули гипотезу, что, если младенцы действительно могут ощущать глубину, они будут держаться «низкой» стороны платформы и избегать стороны «утеса», поскольку она выглядит как пропасть. В естественном мире, конечно, можно неверно оценить восприятие глубины. Например, отражения от поверхности воды могут ввести человека в заблуждение, думая, что вода не глубокая. Однако в этом экспериментальном аппарате стеклянные поверхности освещаются таким образом, чтобы исключить любые отражения. Было протестировано 36 детей в возрасте от 6-ти до 14-ти месяцев. Все младенцы охотно приближались к своим матерям, когда те находились на «мелкой» стороне платформы, но отказывались переходить на «глубокую» сторону, несмотря на поощрения женщин.
Более поздние данные свидетельствуют о том, что способность избегать падений может проявляться даже раньше 6-ти месяцев. Чтобы продемонстрировать, что младенцы, которые пока не могут самостоятельно передвигаться, действительно обладают этой способностью, Кампос, Лангер и Кровитц (1970) разработали новую стратегию, не требующую двигательных навыков. Вместо того, чтобы определять, будут ли младенцы ползать по глубокой стороне визуального обрыва, они поместили 12-ти месячных младенцев как на глубокую, так и на неглубокую сторону и измерили у них изменения частоты сердечных сокращений. У младенцев наблюдалось снижение частоты сердечных сокращений (индекс интереса), когда они переходили с мелкой стороны на глубокую. Это ясно свидетельствует о том, что полуторамесячные младенцы могут использовать свои навыки определения глубины, чтобы избежать падения.
Однако более поздние исследования с младенцами постарше показывают, что они не боятся высоты до тех пор, пока не начинают ползать (Campos, et al., 1978). В отличие от младенцев младшего возраста, у младенцев старшего возраста, которые могут ползать, учащается сердцебиение (показатель возбуждения страха), когда они находятся на глубокой стороне, что указывает на то, что они научились бояться уступа где-то между одним с половиной и семью месяцами жизни. Еще одно доказательство того, что передвижение имеет решающее значение для развития боязни высоты, получено в исследованиях искусственно созданного самостоятельного передвижения. Когда детям, не умеющим ползать, давали ходунки, они начинали бояться высоких мест (Campos, et al., 1981).
«Почему самостоятельное передвижение важно в вопросе формирования боязни высоты? Одна из версий состоит в том, что ползание позволяет младенцу более точно определять расстояние. То есть, в то время как до-локомоторный младенец может сказать, что один объект ближе, чем другой, он или она может быть не в состоянии сказать, насколько один ближе, чем другой. Если это так, то человеческий младенец может быть в состоянии видеть глубину, но пока не в силах точно оценить ее показатели до момента самостоятельного передвижения. Но есть и другая точка зрения. Вероятно, что ползание создает для младенца возможность испытать больше падений и, следовательно, оценить высоту как опасность. Или сильная эмоциональная реакция матери на «почти падения» приводит к тому, что младенец опосредованно учится бояться высоты, как некоторые младенцы учатся бояться животных». (Lamb & Campos, 1982, p.45)
Конечно, как и в случае многих феноменов развития, любое из этих объяснений может оказаться верным, ведь часто задействовано несколько детерминант. Выводы о роли локомоции (движение) согласуются с наблюдением за животными. Цыплята, козлята и ягнята избегают глубокой стороны визуального обрыва, когда им исполняется 1 день и они начинают самостоятельно двигаться]. Вместе эти исследования иллюстрируют сложное взаимодействие между биологией и жизненным опытом. Человеческие младенцы могут быть биологически подготовлены к тому, чтобы научиться бояться высоты, но опыт передвижения является необходимым условием возникновения этого страха.
Важная роль окружающей среды в поддержании и развитии бинокулярного зрения (способность четко видеть двумя глазами), которое помогает нам воспринимать глубину, подтверждается исследованиями детей, рожденных с дефектами зрительной системы. У детей с историей конвергентного косоглазия (сходящееся) может не развиться нормальное бинокулярное зрение — способность, которая помогает нам определять расстояние и глубину (Banks, Aslin, & Letson, 1975). Исследования детей, перенесших корректирующие операции в разном возрасте, показывают, что период, в течение которого косоглазие является наиболее опасным, начинается через несколько месяцев после рождения, достигает максимума на втором году жизни и снижается к 6ти – 8-ми годам (Salapatek & Banks, 1977). У детей, рожденных с этим заболеванием, ранняя корректирующая операция в возрасте до 2-х лет обычно предотвращает долговременный дефицит зрения. Это исследование подчеркивает важность ранней среды для поддержания правильного развития систем восприятия младенца.
Постоянство размера и формы. Далее переходим к развитию постоянства размера и формы (восприятие фактического размера и формы знакомых объектов запечатленного на глазной сетчатке, независимо от условий наблюдения). Став взрослыми, мы можем судить о размере объекта независимо от дальности его расположения. Например, хотя с большого расстояния грузовик кажется игрушечным, мы все же распознаем в нем машину с реальными пропорциями. Эта способность называется постоянством размера и определяется как тенденция объекта сохранять свой размер в нашем восприятии даже если размер изображения на сетчатке меняется, то есть вне зависимости от его расстояния и положения в пространстве. Как рано у детей проявляется постоянство размеров? Младенцы демонстрируют эту способность к 6-ти месяцам. В 4 месяца ее обнаружить не удалось (McKenzie, Tootell, & Day, 1980). Более того, в отличие от взрослых, даже старшие младенцы (8-ми месячные) способны сохранять постоянство размера на расстоянии всего 70 сантиметров. Данные согласуются с международными взглядами, предполагающими, что как опыт, так и нервное развитие зрительной системы в первые месяцы жизни, вероятно, помогают младенцу достичь постоянства размера.
Что насчет постоянства формы (способность правильно видеть форму объекта, несмотря на изменение его ориентации в пространстве)? Даже новорожденные способны к постоянству формы (Slater & Morison, 1985), что позволяет предположить, что некоторые перцептивные способности (познание мира органами чувств) могут присутствовать уже при рождении. Возможно, по мере развития методов исследования способностей младенцев, мы обнаружим свидетельства очень ранней перцептивной компетентности и в других областях, таких как постоянство размера. Возможно, «постоянство восприятия в целом является неотъемлемой функцией зрительной системы» (Yonas, Arterberry, & Granrud, 1987, p. 7). Так что следите за более поздними достижениями науки!
Одним из визуальных навыков является способность избегать столкновения, например, во время вождения автомобиля. Как обнаружили Йонас и его коллеги (Yonas et al., 1987), к 3-х месячному возрасту младенцы проявляют свою чувствительность, моргая в ответ на приближающийся объект (Yonas et al., 1987). Даже к возрасту одного месяца наблюдается такая способность (Manez, 1987).
В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что младенец способен к широкому спектру зрительных способностей, уровень которых намного выше, чем мы предполагали всего несколько десятилетий назад.
Запах и вкус
Чтобы завершить экскурсию по чувственному миру младенца, обратимся к двум другим чувствам — обонянию и вкусу, которые также хорошо развиты с самого раннего возраста, как зрение и слух. Способность младенца не ограничивается несколькими органами чувств, но характеризует все сенсорные системы.
ОБОНЯНИЕ
Новорожденные могут различать запахи. В возрасте до 12-ти часов дети реагировали на аромат клубники и бананов выражением удовлетворения на лице, в то время как запах рыбы или тухлых яиц вызывал выражение отторжения — точно так же, как это бывает у взрослых (Steiner, 1979). Поскольку у детей еще не было возможности узнать на собственном опыте, что клубника предпочтительнее тухлых яиц, открытие предполагает, что способность различать запахи может быть врожденной. Через несколько дней запах начинает играть роль в раннем социальном взаимодействии и обеспечивает одно из первых средств, с помощью которого младенцы узнают своих матерей. В исследовании, проведенном в Англии, Макфарлан (1975) показал, что недельные младенцы могут отличать запах своей матери от запаха других людей. В этом эксперименте две использованные прокладки для груди от кормящих матерей были помещены над головой младенца. Дети чаще поворачивались, чтобы посмотреть на прокладку груди своей матери, чем на прокладку незнакомца. Предпочтение не было очевидным в первые несколько дней жизни и, по-видимому, зависит от того, насколько младенцы научились распознавать особый запах. Для младенцев обоняние является еще одним ранним проводником к вещам и людям в их мире.
Быстрое распознавание запаха не ограничивается младенцами. Матери могут отличить распашонки своих детей от распашонок чужих новорожденных любого пола (Porter, Cernock, & McLaughlin, 1983). Хотя быстрое раннее обучение является вероятным объяснением, другие данные свидетельствуют о том, что может быть задействован врожденный механизм. Эффект материнского узнавания сохранялся даже в ситуациях, когда у женщин был небольшой послеродовой контакт со своими новорожденными из-за кесарева сечения (Porter et al., 1983). Однажды развитое, наше обоняние удивительно стабильно. Существует высокая степень постоянства нашей обонятельной чувствительности в возрасте от 6-ти до 94-х лет с небольшими признаками снижения даже у самых пожилых людей. Это, конечно, резко контрастирует со снижением зрительной и слуховой чувствительности, которая происходит в пожилом возрасте. Ввиду того факта, что обоняние является одной из первых способностей, приобретаемых внутриутробно, было высказано предположение, что «эти чувствительности, которые развиваются раньше всего, будут дольше всего сохраняться в течение жизни индивидуума по сравнению с теми, которые возникли в более позднее время» (Rovee-Collier, Cohen, & Shlapack, 1975, р. 318).
ДЕЛО ВКУСА
Хотя до сих пор существуют разногласия по поводу точных вкусовых предпочтений новорожденного, нет никаких сомнений в том, что только что появившийся на свет человек избирательно реагирует на разные вкусы. Новорожденные проявляют свою способность различать вкусы по-разному. Например, они замедляют скорость сосания и учащают сердцебиение при дегустации сладкой жидкости. Возможно, младенцев возбуждают приятные вкусы, и они, как и взрослые, пытаются насладиться ими (Lipsitt, 1986)! Еще один ключ к тому, что дети могут различать вкусы, исходит из выражения их лиц. Штайнер (1979) обнаружил, что новорожденные демонстрировали разные выражения лица, когда им на язык клали кислые, сладкие и горькие вещества. Например, сладкие вкусы ассоциировались с выражением удовлетворения, иногда с улыбкой и причмокиванием. Напротив, поджатие губ и сморщенный нос сопровождали кислый вкус, тогда как горький вкус приводил к опущению краев рта, высовыванию языка, а иногда к срыгиванию! Розенштейн и Остер (1988) подтвердили, что младенцы 2-х часов от роду демонстрируют разные выражения лица в ответ на сладкий, кислый, горький и соленый вкусы. Поскольку эти дети не пробовали ничего кроме молозива или его заменителей, вкусовые предпочтения, по-видимому, являются врожденными. Данные исследований эмбрионов ягнят предполагают, что восприятие вкуса может присутствовать даже до рождения. Ягнята, вероятно, предпочитают сладкий вкус горькому уже во внутриутробном периоде (Mistretta & Bradley, 1985). Интересно, что в первые дни жизни существуют половые различия во вкусе: самки чаще предпочитают сладкую смесь, чем самцы (Nisbett & Gurwitz, 1970).
Таким образом видно, что сенсорный и перцептивный аппарат ребенка хорошо развит в самом раннем возрасте. Это говорит о том, что младенцы хорошо подготовлены к получению выгоды от взаимодействия как с социальным, так и с физическим окружением.
Собираем части вместе: бимодальное восприятие у младенцев
Когда мяч отскакивает, доступны два вида информации: звук удара мяча о землю, а также вид мяча, движущегося вверх и вниз. Воспринимают ли младенцы это, как одно событие — прыгающий мячик — или делят его на два отдельных события (визуальное и слуховое)? Это извечный философский вопрос. В семнадцатом веке писатель и философ Уильям Молинье осветил его, пожалуй, в самой знаменитой форме:
«Он попросил нас представить слепого человека, который может распознавать сферу и куб на основе осязания. Затем предметы помещают перед слепым, и он внезапно прозревает. Вопрос в том, может ли он теперь распознавать эти объекты только на основе зрения. Ответ был ясен. Прозревший, не мог распознавать эти предметы одним зрением, потому что зрительные и осязательные ощущения не связаны друг с другом внутренне. Только после того, как человек приобрел некоторый опыт одновременного созерцания и прикосновения к предметам, он умеет узнавать, какое зрительное впечатление соответствует ощущению тактильному. Метафорически, точка зрения состоит в том, что визуальные и тактильные модальности сначала не «говорят на одном языке», им необходим некоторый опыт для составления словаря, который можно использовать для «перевода» тактильных впечатлений в визуальные и наоборот». (Meltzoff, 1981,р. 85)
Цель работы Элизабет Спелке (1987) заключалась в том, чтобы выяснить, могут ли младенцы воспринимать бимодально (в двух сферах чувств) определенные события, которые требуют от них объединения информации из двух отдельных модальностей, имеющих отношение к событию. В одном эксперименте (Spelke, 1979) 4-х месячные младенцы смотрели фильмы о кенгуру и осле, которые подпрыгивали с разной скоростью и издавали разные звуки. Когда, чтобы уменьшить связь между изображением и звуком, слышалась только одна из звуковых дорожек— младенцы смотрели фильм, который до этого сопровождал звук.
Младенцы не только обладают способностью обнаруживать зрительно-звуковые отношения с неодушевленными предметами, но и могут ассоциировать определенные лица и голоса. В одном исследовании 4-х месячные дети смотрели два фильма с говорящими незнакомыми женщинами. Голоса были синхронизированы с движениями лица говорящего (Spelke & Cortelyou, 1981). Когда через центральный динамик воспроизводился голос, младенцы быстрее и чаще смотрели на пленку «говорящей» женщины. Младенцы могут обнаружить неизменную временную связь между видом говорящего человека и звуком его или ее голоса, даже когда они пространственно диссоциированы (разделены).
Наконец, младенцы, по-видимому, восприимчивы к общему эмоциональному тону на визуальное и голосовое общение. Уокер (1980) показал 7-ми месячным младенцам двух людей. Первый человек, рассказывал счастливую историю оптимистичным голосом и с соответствующим аффективным выражением (интенсивные эмоции). Другой человек печальным голосом рассказывал грустную историю. При тестировании с участием только голоса младенцы смотрели на правильное лицо, которое соответствовало эмоциональному тону.
Эти исследования показывают, что люди воспринимаются младенцами как слышимые и визуальные объекты с самого раннего возраста. Эта способность, вероятно, облегчает задачу научиться отличать знакомых и незнакомых людей. Наконец, эти открытия бросают вызов общепринятому взгляду на раннее перцептивное развитие, а именно, что «люди начинают жизнь, испытывая несвязанные ощущения в каждой сенсорной модальности. В отличие от этой точки зрения, маленькие дети, по-видимому, воспринимают объекты и людей как единые звуковые и визуальные события. Пока только предстоит выяснить насколько рано зарождается эта способность, а также механизмы, лежащие в ее основе. Однако, как описано в эксперименте ниже, очень маленькие дети могут визуально распознавать объекты, к которым они прикасались, только ртом или руками!
СЕНСОРНОЕ ЗРЕНИЕ: СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ РТОМ И РУКАМИ
Могут ли младенцы находить свои пустышки по виду или они узнают их только на ощупь? Чтобы выяснить это, Мельцофф и Бортон (1979) разработали две разные пустышки: обе были круглыми, но одна была гладкой, а другая имела ряд резиновых выступов. Шестьдесят четыре 29-ти дневных младенца сначала сосали одну из них, а затем получили возможность посмотреть на копии из пенопласта. Семьдесят два процента испытуемых дольше смотрели на ту, которую они только что пососали, чем на тактильно незнакомую. Так как у детей этого возраста было мало возможностей одновременно прикасаться к объектам и смотреть на них, демонстрация предполагает, что «люди способны распознавать эквивалентности в информации, полученной различными модальностями, без необходимости выученных корреляций» (Meltzoff, 1981, р. 107). Но поскольку младенцам исполнился почти месяц, полностью исключить опыт нельзя.
Возможно, область рта, столь важная для кормления, особенно хорошо развита при рождении, что делает возможным орально-зрительный перенос в раннем возрасте. Стрери и Спелке (1988) продемонстрировали подобное явление у 4-х месячных младенцев, но вместо прикосновения ртом младенцы исследовали предметы руками. Детям давали два кольца, соединенных либо палочкой, либо гибкой лентой. Тканевое покрытие мешало им видеть предметы. После тщательного обследования колец, то есть до потери интереса, младенцам показывали оба набора. Поскольку дети привыкли к одному из них, ожидалось, что они будут больше смотреть на незнакомые или новые кольца. Так и произошло! Это говорит о том, что они смогли установить «связь» между осязанием и зрением. Специфические признаки (ребра или информация о форме в целом), которые младенцы используют для создания этих связей между сенсорными модальностями, еще не ясны, и механизмы, с помощью которых младенцы способны выполнять этот трюк, не определены. Мы знаем, что дети видят больше, чем кажется на первый взгляд!
Эти исследования предполагают, что Молинье мог неправильно ответить на свой мысленный эксперимент о слепом человеке. Как предполагает Мельцофф: «Если бы Молинье сформулировал свой провокационный философский вопрос в терминах новорожденных, а не слепых взрослых можно было бы только гадать о возможных различиях в истории философии и психологии» (1981, р. 108).
В следующий раз мы поговорим о памяти и обучении младенцев, а в конце подведем итог текущей теме (МЛАДЕНЧЕСТВО: НЕОБХОДИМОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ, ПОНИМАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, психология новорожденного, развитие зрения ребенка, развитие младенца, развитие вкуса младенца, какой вкус любят младенцы, развитие обоняния младенца.
Как из предыдущих, так и из этой статьи я увидела, что любая функция у младенца развивается комплексно. Базовый набор возможностей сформирован уже у новорожденного, но более сложные процессы, такие как, например, восприятие движения, глубины и т.п. собираются в единое целое примерно к 3-5 месяцам жизни. Еще раз отметила для себя раскоординированность движения глаз до 4-5месячного возраста, что в практическом применении важно для ранней диагностики косоглазия. Врачи порой даже предупреждают молодых матерей об этой особенности зрения, и она может быть более заметна при неврологических нарушениях у новорожденных, и я сама наблюдала такую «косину» у дочери, благополучно ушедшую позже. Также стереоскопическое зрение участвует и в определении глубины младенцами. Интересна связь между умением передвигаться (ползание как самый ранний пример передвижения) и боязнью падения/высоты. Тут как бы начинает работать принцип «пока не попробовал – не узнал», и очевидно, что большую роль играет и реакция взрослого на возможное падение. Т.е. часто ребенок не боится упасть с дивана, кровати, но чрезмерная опека матери в этом отношении пугает его больше, чем реальность. Увидела также, что врожденными способностями являются также развитие обоняния и вкуса, т.к. с их помощью младенец также познает окружающую среду. В итоге, ребенок объединяет все свои возможности для более полного и объективного восприятия действительности, окружающих объектов и людей, как единого целого.
Прочитав статью, меня удивил тот факт, что страх высоты, это должно быть врожденное чувство, так как падение с высоты может привести к травмам или смерти. Но дети с небольшим опытом ползания не боятся высоты, то есть страх приходит с опытом передвижения. Я вспоминаю себя, например у меня страх за свою жизнь появился только к 26 годам, когда у меня появился ребенок. До этого момента я высоты и прочих экстремальных вещей не боялась и даже мне очень нравилось, первый раз у меня проявился панический страх, когда я вставала на горные лыжи (мои мысли были лишь о том, что вот сейчас я упаду, поломаю ноги, и не смогу ухаживать за детьми), и мне понадобилась целая неделя для того, чтобы уговорить себя поехать кататься еще раз. Встать на лыжи у меня все-таки получилось, но гонять, как гоняет, например мой муж я до сих пор боюсь. Я полностью согласна с авторами статьи, что страх высоты, приходит с опытом и знанием последствий.
Статья заставила меня задуматься, о тот, что если страх высоты, помогает нам сохранять свою жизнь, то почему он не является врожденным? Хотя, если бы у деток с рождения был полно страхов, они не смогли бы так быстро развиваться и приспосабливаться к окружающей среде, поэтому, наверное, они и бесстрашные).
Из статьи я узнала, что когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) сразу же начинают работать — начинается период сенсорного развития. Стало ясно, что любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой.
В личном плане статья полезна и помогает мне понять, что развитие в раннем возрасте очень важно, и каждый родитель должен помочь своему ребенку в чувственном познании мира.
Из статьи узнала, что малыши могут извлекать фигурную структуру из информации о движении, причем это скорее всего врожденные навыки. Также узнала, что младенцы могут формировать ожидания по поводу форму и здесь тоже скорее всего влияние имеет биологический фактор.
Узнала новые понятия стереоскопическое зрение (вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета), бинокулярное зрение (способность четко видеть двумя глазами), бимодально (в двух сферах чувств).
Меня удивило, что младенцы в возрасте 1,5 месяцев могут использовать свои навыки определения глубины, чтобы избежать падения и это тоже может быть обусловлено биологическими факторами. Также удивило, что новорожденный сразу различает запахи приятные и не очень, как взрослый и запах является одним из главным факторов в первые месяцы жизни, так как по запаху он узнает свои маму. Оказывается, что способность воспринимать запахи не только самая первая, но и дольше всех находится в полноценном виде до самой старости. Еще очень маленькие дети могут визуально распознавать объекты, к которым они прикасались, только ртом или руками, это ли не удивительно?
В результате прочтения статьи познакомилась с развитием зрения, вкуса и обоняния у младенцев. Узнала, что настолько маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Это связано с тем, что движущиеся объекты привлекают больше внимания,чем стационарные и дают важную информацию о своей форме.Удивило меня то, как младенцы воспринимают глубину,и как у них развивается постоянство размера и формы, вкуса и обоняния, которое, может быть врождённой способностью. Новорождённые дети могут обнаружить неизменную связь между внешностью говорящего человека и звуком его голоса, даже когда они пространственно разделены. На основе исследований приведённых в статье стало понятно, насколько открытым остаётся вопрос о развитии и возможностях младенцев.
Статья в очередной раз демонстрирует, что эти крохотные человечки умнее, чем все о них думают — умеют извлекать форму из движения, способны формировать ожидания относительно будущих событий в визуальном восприятии уже к своему 3-х месячному возрасту (!), распознают глубину, постоянство размера и формы, используют самую раннюю доступную опцию — обоняние — для такой важной для выживания задачи как социализация, да ещё и умеют различать вкусы, когда из питания положено одно молоко! Довольно любопытной была для меня новость, что в исследованиях снижение частоты сердечных сокращений младенца определяется как индекс интереса (их учащение, понятно, что возбуждение страха). Эта информация определённо дает лучшее понимание о младенцах, что ценно для родителей с точки зрения верных ожиданий, и для врачей, с точки зрения грамотных диагностик.
Насколько я понимаю, сенсорные системы являются функциональными уже при рождении ребенка, но при этом различаются степенью проявления, способностью научения в процессе развития. Так, обоняние и вкус новорожденные дети в первые часы жизни ощущают практически на уровне взрослого человека. Эти чувства играют важную роль в обеспечении потребности в пище и безопасности. Меня удивила стабильность в восприятии запахов, которая сохраняется даже у очень пожилых людей. Думаю, что этот факт плюс врождённое происхождение дают надежду на восстановление обоняния у людей его потерявших всвязи с перенесенным заболеванием.
Восприятие глубины и постоянства размера и формы требуют большей части личного опыта в своем совершенствовании. Интересно то, что за счёт развития зрения уже в 4-5 месяцев младенцы могут адекватно воспринимать глубину расположения объекта. Как показал эксперимент, на основании этой способности, дети в возрасте 6-14 месяцев опасались переходить на «глубокую» сторону платформы, которая выглядела как пропасть, но спокойно переходили на «низкую» сторону. Позже выяснилось, что дети даже в 1,5 месяца могут определять глубину с целью избегания падения. По-моему, дети и после достижения полугодовалого возраста падают достаточно часто. Всё же интересно, это происходит из-за отсутствия навыка или напротив, потребности и стремления его наработать.
Постоянство размера и формы дети начинают демонстрировать уже к 6-ти месяцам и в небольшой степени — даже новорожденные. Ранее я предполагала, что такая способность появляется в более позднем возрасте.
Также я узнала, что существуют врождённые механизмы, позволяющие младенцам получать информацию от движения объекта. Такая информация более эффективна, чем информация, полученная от неподвижного объекта.
Способность к восприятию различных чувств и ощущений заложенная биологически в различной степени при рождении, продолжает развиваться в детском возрасте благодаря опыту и другим факторам. Спасибо за статью.
Из статьи узнал, что обоняние, страх высоты-это врождённое. Что для младенца важна среда, в которой он будет развивать эту компетенцию. Для того, чтобы эту способность проявить, младенцу важно иметь свой опыт передвижения. Это необходимое условие для того, чтобы понимать угрозу высоты. Получил отклик на то, что в одном случае младенец получает личный опыт самому оценить опасность высоты, когда ползает. В другом случае, когда мама может своей сильной эмоциональной реакцией вызвать у младенца угрозу падения с высоты. Во втором случае у младенца есть ориентир, который подсказывает, как поступать в данном случае. Так человек учится опосредованно определять для себя опасность падения. Главное не переусердствовать с эмоциональным посылом, чтобы у малыша не отбить желание вообще ползать и обретать личный опыт. В личном плане статья дала мне увидеть, что свои чрезмерные страхи и контроль непродуктивно могут сказаться на младенцах, предупреждать-это нормально. В профессиональном плане-говорить о возможности угроз и наблюдать, как младенец сам учится видеть опасность высоты. В реабилитации зависимых людей эта статья была полезна для меня. Спасибо.
Данная статья посвящена вопросам изучения чувственного восприятия младенцами окружающего их мира. Прочитав статью, я узнала насколько приспособленными, в плане чувственного восприятия, дети появляются на свет. С первых часов жизни они готовы безошибочно различать вкус, запахи, через несколько недель проявлять стереоскопическое зрение, воспринимать высоту и перспективу, проявлять зрительные ожидания и постоянство размера и формы. Всё это наводит на мысль о том, насколько долгим и сложным был путь эволюционного развития человека как вида и насколько хорошо природа позаботилась о возможности выживания младенца во враждебной среде. В личном плане статья дала мне знание о чувственных возможностях детей в раннем возрасте, которые помогут мне при необходимости понимать их потребности и особенности их поведения.
Статья позволила мне с большим пониманием отнестись к раннему развитию младенцев. Интересно было узнать, что младенцы в раннем возрасте (к 3-м месяцам) обладают способностью предвидеть будущее и формировать модель ожидания менее чем за 1 минуту. Отметила, что способность избегать падений может проявляться даже раньше 6-месячного возраста. Младенцы могут быть биологически подготовлены к этому, но опыт передвижения (ползание) является необходимым условием возникновения страха падения. Опыт так же необходим чтобы «перевести» тактильные впечатления в визуальные, и наоборот. Так же опыт и нервное развитие зрительной системы в первые месяцы жизни помогают младенцам достичь постоянства размера и формы предмета. Исследования, приведенные в статье показывают, что младенцы хорошо подготовлены к получению выгоды от взаимодействия с социальным и физическим окружением.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Младенец должен обладать определенными врожденными принципами обработки движений, поскольку маловероятно, что такие сложные процессы могли быть усвоены всего за три месяца.
Глаза новорожденных не работают вместе, они движутся одновременно в одном и том же направлении только в половине случаев.
Человеческие младенцы могут быть биологически подготовлены к тому, чтобы научиться бояться высоты, но опыт передвижения является необходимым условием возникновения этого страха.
Недельные младенцы могут отличать запах своей матери от запаха других людей.
Сладкие вкусы ассоциировались у младенцев с выражением удовлетворения, иногда с улыбкой и причмокиванием. Напротив, поджатие губ и сморщенный нос сопровождали кислый вкус, тогда как горький вкус приводил к опущению краев рта, высовыванию языка, а иногда к срыгиванию.
В первые дни жизни существуют половые различия во вкусе: самки чаще предпочитают сладкую смесь, чем самцы.
3. С какими терминами я познакомилась?
Стереоскопическое зрение — вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению или другим типам зрения.
Бинокулярное зрение — способность четко видеть двумя глазами.
Постоянства размера и формы — восприятие фактического размера и формы знакомых объектов запечатленного на глазной сетчатке, независимо от условий наблюдения.
Спасибо за статью. Кажется я скоро стану экспертом по детской психологии. Конечно же данный материал для меня не супер актуальный, тем не менее информация полезная, позволяющая глубже понять этапы формирования человека. Ведь бытие определяет сознание. Из статьи я узнал, что восприятие ребенка формируется постепенно и отличается от восприятия взрослого человека. Так, же благодаря статье я узнал, что с другой стороны например зрительные рецепторы ребенка, могут развиты намного лучше нежели предполагалось до этого. Так же было интересно узнать, что рецепторы отвечающие за обоняние младенцев способны определять запах матери, одежды и т.д. Причем выступать значительным ориентиром в процессе узнавания и ориентировки.
Во внушительной статье E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology я познакомился с новыми терминами, такими, как локомоция, бинокулярное зрение, конвергентное косоглазие, бимодальность, аффективное выражение. При этом ничего могу с собой поделать — мне каждый раз нравятся, пусть и случайные, но поэтические куски в тексте: «…как неорганизованная группа точечных огней, движущихся словно рой светлячков». После 9-ти месяцев ребёнок воспринимает форму, соответствующую человеческому телу, в темноте при точечном освещении. Но уже к 3-м месяцам жизни младенца исследователи продемонстрировали замечательную его способность формировать ожидания относительно будущих событий. Для изучения восприятия младенцем глубины исследователи разработали визуальный обрыв из стеклянной платформы с двумя секциями. Все младенцы охотно приближались к своим матерям, когда те находились на «мелкой» стороне платформы, но отказывались переходить на «глубокую», несмотря на поощрения женщин. Но более поздние исследования с младенцами постарше показывают, что они не боятся высоты до тех пор, пока не начинают ползать. Выводы о роли локомоции (движение) согласуются с наблюдением за животными. Вообще, как и в случае многих феноменов развития (например, бинокулярного зрения, т.е. способности четко видеть двумя глазами), разные объяснения могут оказаться верными, ведь часто задействовано несколько детерминант. Способность называется постоянством размера и определяется как тенденция объекта сохранять свой размер в нашем восприятии даже если размер изображения на сетчатке меняется, то есть вне зависимости от его расстояния и положения в пространстве. В статье познакомился с новым термином: постоянство размера, т.е. способностью ребёнка, которая определяется, как тенденция объекта сохранять свой размер в нашем восприятии, даже если размер изображения на сетчатке меняется, то есть вне зависимости от его расстояния и положения в пространстве. И в завершении обзора чувственного мира младенца в статье обращаются к чувствам — обонянию и вкусу. Запах начинает играть роль в раннем социальном взаимодействии и обеспечивает одно из первых средств, с помощью которого младенцы узнают, например, своих матерей. Авторы замечают, что однажды развитое обоняние удивительно стабильно. Существует высокая степень постоянства нашей обонятельной чувствительности (в отличие от зрительной и слуховой) в возрасте от 6-ти до 94-х лет с небольшими признаками снижения даже у самых пожилых людей. Существует единодушное мнение, что только что появившийся на свет человек избирательно реагирует на разные вкусы. Различия эти проявляются в скорости сосания, в выражении лица и т.д. перцептивный аппарат ребенка хорошо развит в самом раннем возрасте. Перцептивный аппарат ребенка хорошо развит в самом раннем возрасте., и это говорит о том, что младенцы хорошо подготовлены к получению выгоды от взаимодействия как с социальным, так и с физическим окружением. Мне понравилось напоминание, что младенцы обладают способностью обнаруживать зрительно-звуковые отношения с неодушевленными предметами. Жаль, что сама по себе «детскость», заключающаяся, в том числе, и этой способности, с годами утрачивается или вообще сходит на нет. Дети обладают сенсорным зрением, т.е. способностью видеть ртом и руками. Мы знаем, что дети видят больше, чем кажется на первый взгляд, и возможно больше, чем видят взрослые!
Данная статья мне интересна и полезна, так как на днях я родила дочку и все процессы, описанные в статье, я буду наблюдать с самого начала более осмысленно и осознанно. Автор данной статьи рассказывает на основе экспериментов с младенцами о том, что они умеют больше, чем считалось ранее. Даже младенцы способны извлекать фигурную структуру из движущихся объектов. К трех месячному возрасту они способны формировать зрительные ожидания. С самого первого дня жизни младенцы способны различать глубину и какие объекты расположены ближе, а какие дальше. Интересным для меня было узнать, что предпочтения запахов и вкусов является врожденным качеством. В профессиональном плане данная статья может быть полезной при работе с родителями новорожденных детей.
Удивительно,насколько мудро устроено человеческое тело , сколько сенсорных систем встроены в него и проявляют себя уже при рождении ребенка.
Интересно, что на первое место выходят системы нацеленные на выживание. Обоняние и вкус играют первоочередную роль в обеспечении потребности в пище и безопасности. И поэтому, они сохраняют свою неизменность на протяжении долгих лет,даже в преклонном возрасте.
Меня заинтересовала информация о том,что дети уже в 1,5 месяца могут определять глубину с целью избегания падения.Однако, сильная эмоциональная реакция матери на «почти падения» приводит к тому, что младенец опосредованно учится бояться высоты. Развивая мысль дальше,предположу, основываясь на личном опыте,что сильная эмоциональная реакция мамы влияет не лучшим образом и на другие сферы развития ребёнка.
Таким образом,способность к восприятию различных чувств и ощущений,заложенная биологически при рождении, продолжает развиваться в детском возрасте благодаря личному опыту и условиям окружающей среды..
Спасибо, за статью. В результате прочтения, я узнала о детской психологии развития зрения, обоняния и вкуса у младенцев. Меня удивило то, что взрослым легче распознавать, что спрятано в темноте, если объект двигался, но им было трудно это сделать, если он стоял. Я познакомилась с механизмами психических реакций такими как восприятие глубины, восприятие размера, постоянство восприятия, стереоскопическое зрение, локомоция, бинокулярное зрение,, постоянство размера, постоянство формы, бимодальность, аффективное выражение. Теперь я знаю о том, что движущиеся объекты привлекают больше зрительного внимания, чем стационарные и могут давать важную информацию о своей форме. Младенцы начинают видеть формы и фигуры в раннем возрасте, они способны формировать ожидания относительно будущих событий в своем визуальном мире к 3-х месячному возрасту. Способность четко видеть двумя глазами помогает воспринимать глубину. В профессиональном плане я буду учитывать то, что у детей с отклонениями в развитии бинокулярного зрения может быть хуже сформирована способность, которая помогает нам определять расстояние и глубину. В личностном плане я буду учитывать то. что уже при появившийся на свет человек избирательно реагирует на разные вкусы и запахи. Прочтение статьи натолкнуло меня на идеи о том что для собеседника важно, то что говорит его компаньон и какие эмоции транслирует. Если информация будет разниться с мимикой и жестами партнер потеряет быстро интерес.
Спасибо.статьи о детской психологии каждый раз меня удивляют. Я знала, да и с дочкой столкнулась, что при рождении младенцы не могут фокусировать зрение, врачи рекомендуют родителям очень чётко наблюдать, чтоб избежать или на ранних стадиях вылечить косоглазие.так же из статьи узнала,что новорожденные не имеют страха глубины/высоты, точнее с 1.5 инс могут оценивать страх глубины. Моя дочь плавает с месячного возраста, воды и глубины не боиться совсем,как и вышины, навыки плавания под водой и уникальной системы вдох-выдох, которая утрачивается с возрастом у нее не прошла, она не боиться плавать с открытыми нлазами и прыгать в огромные глубокие бассейны или водоемы. Этот навык у нее тренирован.а я вот боюсь смотреть вниз с высоты, понимая и ощущая страх, того что падение может быть смертельно опасным.
В статье я узнала много нового про развитие зрения, обоняния и вкуса у младенцев.
Движущиеся объекты привлекают больше внимания младенцев, чем стационарные. Было проведено интересное исследование, после которого сделали вывод, что маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Удивительно , что уже к 3-х месячному возрасту младенцы не только начинают видеть формы и фигуры, но еще способны формировать ожидания относительно будущих событий. А к 4-5 месяцам дети могут координировать оба глаза и использовать стереоскопическое зрение — это вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета.
Обоняние и вкус тоже очень хорошо развиты с самого раннего детства. Оказывается распознавание запахов заложено врожденно, меня очень удивил тот факт , что младенцы, которые только родились могли распознавать приятные запахи клубники и банана от запаха рыбы и яиц. В личном и профессиональном плане статья полезна для понимания развития младенцев и работы с их родителями.
Благодарю за статью. Из статьи узнала, что малыши могут извлекать фигурную структуру из информации о движении, причем это скорее всего врожденные навыки. Также узнала, что младенцы могут формировать ожидания по поводу форму и здесь тоже скорее всего влияние имеет биологический фактор. Узнала новые понятия стереоскопическое зрение (вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета), бинокулярное зрение (способность четко видеть двумя глазами), бимодально (в двух сферах чувств). Меня заинтересовала информация о том, что дети уже в 1,5 месяца могут определять глубину с целью избегания падения. Однако, сильная эмоциональная реакция матери на «почти падения» приводит к тому, что младенец опосредованно учится бояться высоты.
Благодаря статье я познакомилась с развитием зрения, обоняния и вкуса у младенцев разного возраста..К трехмесячному возрасту у младенцев существуют зрительные ожидания относительно месторасположения предметов и они даже могут предугадывать форму и структуру объектов по их движению. Я была удивлена тому, что стереоскопическое зрение развивается только к 5 месяцам, я думала это происходит гораздо раньше. Также порадовало, что распознавание вкуса и обоняние является врожденным признаком и кстати я до сих пор помню свое первое знакомство с кислым вкусом. Хоть я была еще младенцем, но прямо помню этот кислый вкус. Может поэтому так сильно люблю лимоны до сих пор. Интересно было прочитать, что младенцы воспринимают людей как отдельные звуковые и музыкальные события. То есть, каждый человек «звучит» по-своему. Спасибо за статью!
Объёмная статья о развитии младенцев. Значительно расширила мои знания о разных сторонах восприятия маленьких детей. Я узнала, что младенцы могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Также дети с 3х месяцев могут формировать ожидания относительно движущихся картинок, когда последовательность повторяется. К 4- 5ти месяцам младенцы могут использовать стереоскопическое зрение. Это помогает избежать падений при ползании и ходьбе. Однако обязательным условием возникновения страха высоты является опыт передвижения. Интересным для меня было то, что младенцы способны различать запахи и вкусы уже с рождения. И даже могут узнать по запаху собственную мать. Дети раннего возраста могут определять размер и форму руками и ртом. Вообще в этой статье меня поразило насколько многими функциями обладают дети уже с момента рождения.
Младенцы вроде как могут понимать форму объекта из движения, но при этом то в три то в 9 месяцев. Ничего не понятно но очень интересно. 3-х месячные мл способны формировать визуальные ожидания. Все эти исследования поражают. Столь маленький возраст и такие внушительные выводы. Глаза новорожденных не работают вместе. Я не имею опыта ухода за младенцами и этот факт физиологии меня поразил. А координация глаз улучшается к 4-5мес и дети используют стереоскопическое зрение(объём, дальность/близость). Происходит это за счёт несоответствия между двумя изображениями на сетчатке. Исследование на понимание глубины приводят к выводу что дети довольно рано начинают оценивать этот параметр. Связывают с тремя возможными противоположными причинами: мл. не понимает глубину пока не начинает сам перемещаться(ползать), только тогда он оценивает расстояние, потом вариант падений, который заставляет воспринимать глубину как опасность и реакция испуга матери, которая переживает что ребёнок упадёт(ребёнок чувствует и соответственно запоминает как опасность). Помогает восприятию бинокулярное зрение(новый для меня термин). Дефекты зрительной системы это подтверждают. При них дефицит зрит. восприятия приводит к более долгой и неполной адаптации. Постоянство размера достигается к 6-три мес, а постоянство формы наблюдается даже в 1мес(реакция на приближающийся объект — моргание).
Обоняние. Поразительно исследование, что в возрасте 12-ти часов дети реагируют на запахи, не зная вкуса. Но в то же время есть же вероятность что это как с пропорциями, и есть биологически заложенные приятные и неприятные запахи, просто по химическому составу. При этом младенцы узнают запах матери, также кстати как и матери запах своего ребёнка. Поразительные биологические особенности.
Вкус. Вкусовые предпочтения развиваются рано, настолько что вероятно заложены генетически или в утробном периоде. Реакции на сладкое кислое и горькое соответсвует соответственным реакциям — радость/улыбка, сморщивание/презрение и недовольство/опускание уголков рта/срыгивание.
Бимодальность. Зрительные и осязательные ощущения не связаны внутренне. Для того чтобы они сообщались нужен опыт. При получении опыта мл запоминают и соотносят звук и объект. Так например могут запомнить какому лицу принадлежит голос. А также, что удивительно, 4-х мес мл распознают эмоции и соотносят их к лицу с соответственным движением мимики.
Из статьи я узнала, что взрослые воспринимают форму трехмерного объекта даже тогда, когда вся визуальная информация, кроме движения, сведена к минимуму. Также, я узнала, что младенцы могут извлекать форму из движения, а также, что форма, соответствующая человеческому телу, не воспринимается в темноте при точечном освещении до 9-ти месячного возраста. Получается, что маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении, так как они обладают определенными врожденными принципами обработки движений. Интересно, что к 4-м — 5-ти месяцам дети могут координировать оба глаза и использовать стереоскопическое зрение, в отличии от новорожденных помладше, которые используют сигналы посылаемые одному из глаз. Оказывается, полуторамесячные младенцы используют навыки определения глубины, чтобы избежать падения, но в более позднем возрасте они не боятся высоты до тех пор, пока не начинают ползать. Еще, для меня было новостью, что у детей с историей конвергентного косоглазия (сходящееся) может не развиться нормальное бинокулярное зрение — способность, которая помогает нам определять расстояние и глубину. Здорово, что сенсорный и перцептивный аппарат ребенка хорошо развит в самом раннем возрасте, ведь это говорит о том, что младенцы хорошо подготовлены к получению выгоды от взаимодействия как с социальным, так и с физическим окружением.
В статье говориться о развитие зрения, обоняния и вкуса у младенцев. Я встретила новые для себя термины: стереоскопическое зрение, локомоция, бинокулярное зрение, конвергентное косоглазие, бимодальность, аффективное выражение.
Из статьи узнала о том, что: движущиеся объекты привлекают больше зрительного внимания у детей, младенцы могут извлекать форму из движения (младенец должен обладать определенными врожденными принципами обработки движений), младенцы не только начинают «видеть» формы и фигуры в раннем возрасте, еще они способны формировать ожидания относительно будущих событий, в первый день жизни младенцы могут различать, какие объекты расположены ближе, а какие дальше. К 4-м — 5-ти месяцам дети могут координировать оба глаза и использовать стереоскопическое зрение, а к 3-х месячному возрасту проявляют свою чувствительность, моргая в ответ на приближающийся объект. Был проведен ряд исследований исходя из которых стало ясно, что способность различать запахи может быть врожденной, так же как и вкусовые предпочтения.
Интересно, что маленькие дети, воспринимают объекты и людей как единые звуковые и визуальные события.
Все эти данные говорят о том, что такие важные способности как зрение, обоняние в вкус есть у детей практически с самого рождения и позволяют им активно адаптироваться.
Из статьи я узнала о том, что новорождённые младенцы способны формировать ожидания. Интересен был эксперимент, в котором младенцу в определённой последовательности (лево-право) показывались картинки. Малыш начинал глядеть в сторону предположительно следующей картинки.
Считаю важными исследования проведённые для определения глубины зрения младенца. Оказывается ребёнок начинает лишь в 4-5 месяцев координировать оба глаза для зрения. А после полугода младенцы понимают и опасаются высоты. Считаю, что данные исследования важны для своевременного устранения дефектов зрения у детей.
Что касается обоняния, я знала, что младенцы с раннего возраста хорошо ощущают запах. Я помню, как менялось поведение моего новорождённого младшего сына в зависимости от того, кто к нему наклонялся даже при выключенном свете. Интересно было узнать, что есть вероятность того, что способность различать запахи у ребёнка является врожденной.
Спасибо за статью, в которой оказалось огромное количество нательной информации. Познакомилась с экспериментом, в котором младенцы 3-5 месяцев учились распознавать точечные световые индикаторы, тем самым доказывая, что младенцы умеют извлекать форму из движения. Далее описывался еще один эксперимент, в котором ученые доказали, что когнитивные восприятие имеет решающую роль, чем зрительный навык. Вообще статья была богата на эксперименты. Удивило, что газа самых маленьких младенцев развиты по-разному, навык бинокулярного зрения развивается только к 4-5 месяцам. Еще для себя новое отметила, что страх в раннем возрасте может быть связан как раз с тем, что у детей не развито такого зрения. Так же удивительное и новое для меня было то, что вкус и запах это врожденные навыки. В профессиональном плане информация из статьи дала глубокое понимание как формируются у малышей слух, зрение, запах и вкус. Вывод, который я хотела бы сделать- дети это огромная кладезь и пласт для экспериментов ученых, которые далеко не все знают о таких маленьких, но очень непростых младенцах.
Из статьи я узнала о том, что у детей есть зрительные ожидания. Детям включали картинки либо беспорядочно, либо в определенной последовательности. Когда картинки появлялись в чередующейся регулярной последовательности, трехмесячные дети предугадывали её местоположение , глядя в сторону , с которой она появится. Младенцы более младшего возраста не демонстрировали этого, что говорит о важности для появления этого зрительного навыка когнитивного и биологического развития.
Также узнала, что только появившийся на свет человек, избирательно реагирует на вкусы. Дети замедляют скорость сосания и учащают сердцебиение при дегустации сладкой жидкости. Также новорожденные демонстрируют разное выражение лица когда им на язык клали кислые, горькие и сладкие вещества.
Удивило то,что уже в раннем возрасте смогли установить связь между осязанием и зрением Но специфические признаки, которые младенцы используют для создания этих связей еще не ясны.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом у ребёнка происходит взаимодействие с окружающим миром в момент его взросления , т. е каким образом он благодаря оргонам чувств воспринимает и взаимодействует со своим окружением . Меня удивило как происходит запоминание у младенца в ходе его развития . Познакомился с таким понятием как бимодально , т.е в двух сверах чувств. В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимание каким образом происходит развитие у младенца и на что родителям необходимо уделять внимание, при его воспитании. К тому же владея данной информацией становить понятно верно ли происходит его развитие . Главной идеей данной статьи считаю понимание того как должен развиваться Ребенок . Спасибо .
В этой статье я с интересом узнал о процессе формирования зрения, вкуса и обоняния у детей. Маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Оказывается, младенец должен обладать определенными врожденными принципами обработки движений, поскольку маловероятно, что такие сложные процессы могли быть усвоены всего за три месяца. В движении есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Младенцы не только обладают способностью обнаруживать зрительно-звуковые отношения с неодушевленными предметами, но и могут ассоциировать определенные лица и голоса. Это удивительно. В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что младенец способен к широкому спектру зрительных способностей, уровень которых намного выше, чем мы предполагали всего несколько десятилетий назад. Люди воспринимаются младенцами как слышимые и визуальные объекты с самого раннего возраста. Эта способность, вероятно, облегчает задачу научиться отличать знакомых и незнакомых людей. Наконец, эти открытия бросают вызов общепринятому взгляду на раннее развитие.
Из статьи узнала, что сенсорные системы являются функциональными уже при рождении ребенка, но при этом обоняние и вкус новорожденные дети в первые часы жизни ощущают практически на уровне взрослого человека. Удивило , что обоняние пожилых людей стабильно , и на том же уровне как у младенцев. Из статьи узнала, что необходимо ребёнку личное исследование глубины , размера и формы и в этом ему помогает развитие зрения уже в 4-5 месяцев.
Интересно стало, что у младенца существуют врождённые механизмы, позволяющие получать информацию о движении объекта и она является более информативной, чем информация, полученная от неподвижного объекта.
В своей жизни планирую использовать информацию о там, что у младенца способность к восприятию различных чувств и ощущений заложенная биологически , но требует для своего развития опыт, поэтому ребёнку для развития необходима активная деятельность и возможность исследования окружающей среды.
В результате прочтения данной статья я узнала, как у младенца развевается зрение, обоняние и вкус. Я познакомилась с такими понятиями, как восприятие глубины, восприятие размера, постоянство восприятия, стереоскопическое зрение, локомоция, бинокулярное зрение, конвергентное косоглазие, постоянство размера, постоянство формы, бимодальность, аффективное выражение. Для меня много в этой статье было удивительно, особенно то , что дети так рано распознают запах матери, слуховой и зрительный аппарат работает так слажено, что услышав голос человека, смотрят на говорящую картинку, так же, что у детей формируется вкусовые предпочтения врожденно. Так же музыкальные предпочтения формируются внутриутробно. В личном плане данная статья насыщает такой информацией, которая необходима при воспитании ребенка, показывает насколько незрительные, слуховые, тактильные контакты необходимо ребенку для полноценного развития. В профессиональном плане данная статья помогает определить правильность развития ребенка.
Из статьи я узнал об особенностях развития некоторых органов и способностей ребенка. Узнал, что младенцы могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Как я понял, это какой-то врождённый механизм, он работает уже с самого младшего возраста. Удивило, что глаза младенцев не работают синхронно до определённого возраста. А стереоскопическое зрение и способность видеть глубину появляется только через несколько месяцев. Интересно узнать, что рецепторы, отвечающие за обоняние младенцев способны определять запах матери. В этом возрасте младенцы как собаки используют обоняние для ориентации в пространстве. Не менее интересная ситуация и со слухом младенцев. Оказывается, младенцы воспринимают людей как отдельные звуковые события. Т.е. ребенок идентифицирует, кто перед ним находится по звучанию этого человека.
Спасибо за статью. Интересно, что глаза новорожденных не работают вместе, они движутся одновременно в одном и том же направлении только в половине случаев. Человеческие младенцы могут быть биологически подготовлены к тому, чтобы научиться бояться высоты, но опыт передвижения является необходимым условием возникновения этого страха. Также обоняние и вкус играют первоочередную роль в обеспечении потребности в пище и безопасности, таким образом они сохраняют свою неизменность.Не ожидала,что младенцы способны различать запахи и вкусы уже с рождения.Также могут узнать по запаху собственных родителей Дети раннего возраста могут определять размер и форму руками и ртом. Статья полезна для проффесиональной сферы.
В статье описываются особенности развития зрения, вкуса и обоняния у младенцев. Дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении. Это связано с тем, что движущиеся объекты привлекают больше внимания, чем стационарные. И восприятие и взрослых и детей устроено так, что движущиеся объекты распознаются качественнее и быстрее.
Восприятие глубины и постоянства размера и формы требуют личного опыта для развития, только начиная передвигаться, дети способны более четко определять глубину. Стереоскопическое зрение – это зрение, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета.
В статье очередной раз указывается на значимость в формировании мировосприятия ребенка реакций взрослых, например, страх падения и высоты может быть скопирован с поведения мамы.
Младенцы могут, как бы видеть ртом и руками, это дополняет их общую формирующуюся картину мира.
Когда в статье описывался механизм узнавание младенцем матери по запаху, я вспомнила как я использовала это приучая сына спать в отдельной кроватке – я перекладывая его, когда он спал под носик складывала свою майку – и ребенок долго не просыпался ориентируясь на близость запаха.
Я узнал из статьи, что младенцы и взрослые лучше обнаруживают движущийся предмет. Я подумал, что в этом есть практическая основа — направлять внимание на живых существ (родители, соплеменники, хищники, добыча). Вот еще одно подтверждение для меня, что человек — существо социальное с самого рождения. Также я узнал, что младенцы предугадывают движения. Для меня это значит, что спокойнее ребенку, когда взрослый рядом ведет себя предсказуемо. И обратно: невозможно быстро уложить младенца спать, бегая и суетясь по своим делам у него на виду. Что касается запахов и вкусов, я узнал, что уже с рождения ребенок может различать то, что ему близко (мама) и нет, что подходит в качестве питания или нет. Благордаря статье, я понял, что ребенок с рождения вор многом готов изучать мир. Поэтому свою задачу как родителя я вижу в том, чтобы создать безопасные разнообразные условия, в которых он/она может это делать, развиваясь в моменте и создавая задел на будущее развитие.
Благодарю за статью. В ней я познакомилась с тем, как происходит развитие зрения, обоняния и вкуса у младенцев. Я узнала о том, что маленькие дети могут извлекать фигурную структуру из информации о движении и способны формировать ожидания относительно будущих событий в своем визуальном мире. Также интересной информацией стало то, что передвижение имеет решающее значение для развития боязни высоты. Оказывается, младенцы могут различать запахи и вкусы с самого рождения и обладают так называемым сенсорным зрением (способностью «видеть» ртом и руками). В данной статье я также познакомилась с новыми для меня терминами: стереоскопическое зрение, локомоция, конвергентное косоглазие, бимодальность.
Доброй ночи. Спасибо Всем за данную статью. Из статьи я узнал что малыши реагируют на движущиеся объекты при этом могут извлекать фигурную структуру. Что в свою очередь может быть показателем врожденных навыков. Уже в три месяца малыши формируют ожидания будущих событий. Я формировал такие ожидания когда употреблял психоактивные вещества и найдя закладку, ожидал что она будет в похожем месте. Следовательно мой мозг был на уровне с младенцем который ждёт красивую картинку. Просто ужас как вещества разрушают и откатывают в детство. Начиная ползать малыш формирует навык восприятия глубины, ведь он более точно определяет расстояние между предметами и тем самым получает опыт преодоления препятствий и падений. Всё путем взаимодействия с окружающим миром и опытом.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что младенцы способны формировать зрительные ожидания, могут извлекать фигурную структуру из информации о движении, распознают вкусы и запахи. В статье меня удивило , что младенцы способны предугадывать движения, если они зацикленные и что дети способны чувствовать глубину и высоту тогда когда начинают ползать, а до этого им неведом страх и преграды. Благодаря статье, я увидела, что младенцы при рождении имеют массу способностей, которые помогают им познавать этот мир и адаптироваться под быстро меняющиеся условия. В личном плане мне эта информация пригодится тогда , когда у меня появятся собственные дети и я смогу целенаправленно обращать внимание на способности моего ребёнка.
Спасибо за статью. Из статьи узнала
особенности развития зрения, вкуса и обоняния у младенцев.
Удивило что младенцев уже есть врождённый сёстрах высоты. Человеческие младенцы могут быть биологически подготовлены к тому, чтобы научиться бояться высоты, но опыт передвижения является необходимым условием возникновения этого страха.
Ввиду того факта, что обоняние является одной из первых способностей, приобретаемых внутриутробно, было высказано предположение, что «эти чувствительности, которые развиваются раньше всего, будут дольше всего сохраняться в течение жизни индивидуума по сравнению с теми, которые возникли в более позднее время»
Из личного опыта вспомнила, что младшая дочь в младенчестве ни кого не подпускала кроме меня и мужу приходилась надевать мою пижаму, что бы чуять мой запах.
Из статьи я узнала о развитии новорожденного. Как утверждают ученые, с рождения у детей наблюдаются сенсорные комплексные реакции на различные возбудители органов чувств. Движущиеся объекты привлекают больше внимания младенцев и дают им из движения представление о форме. К трем месяцам у младенцев уже формируются зрительные ожидания появления объектов в том или ином месте. С самого рождения младенцы могут воспринимать насколько далеко расположен объект. К шести месяцам у детей развивается способность к сохранению постоянства размера объекта. Начиная ползать и ходить, дети получают опыт падения, научаются определять высоту и бояться ее. Способность различать запахи и вкусы и реагировать на них присутствует у детей с рождения.