В каком направлении протекает двигательное развитие младенца? Как скоро младенец может дотянуться за предметом и схватить его? Как рано дети начинают ползать и ходить? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в двух статьях, посвященных теме локомоторного развития детей.
Одним из первых достижений младенцев является способность дотягиваться, хватать и брать предметы. Эти навыки обеспечивают еще один способ, помимо зрения и слуха, которым младенцы могут исследовать и узнавать об объектах в своем новом мире. График этих достижений показан ниже.
РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
- 16 недель. Ребенок царапает столешницу, смотрит на предметы и проводит пальцем по ним. Он удерживает предложенные ему игрушки, но не вступает в контакт с предметами на столе.
- 20 недель. Контактирует с игрушками на столе. Кубик держит неуверенно.
- 28 недель. Хлопает, трясет и перебрасывает игрушки из одной руки в другую. Хватает ладонью кубик. С изюмом контактирует всей кистью.
- 36 недель. Пальцевой захват кубика. Ножничный захват изюма.
- 40 недель. Держит по одному кубику в каждой руке. Грубо и произвольно бросает кубик. Указательный палец приближается к изюминке.
- 48-52 недели. Захватывает кубик указательным пальцем. Засовывает кубик в чашку. Аккуратно берет изюминку пинцетным захватом.
До недавнего времени большинство исследователей принимали классическое описание Халверсона (1931), который показал, что хватание следует за упорядоченной последовательностью умственного развития. Далее предполагалось, что эта последовательность управляется созреванием мозга и не очень сильно зависит от факторов окружающей среды. Однако позже ученые выяснили, что «традиционные оценки так называемых вех развития координации слишком консервативны и негибки» (Newell, Scully, McDonald, & Baillargeon, 1989). В классическом исследовании Халверсон использовал один объект определенной формы и размера — куб со стороной 1 дюйм. Ньюэлл и его коллеги обнаружили, что некоторые из ранних результатов могли быть связаны с использованием только одного объекта. Варьируя размер и форму предметов, предлагаемых 4-х и 8-ми месячным детям, они обнаружили, что младенцы используют различные способы хватов в зависимости от размера и формы предмета. Например, младенцы использовали захват большого и указательного пальцев или большого, указательного и среднего пальцев для мелких предметов, а для крупных предметов использовались либо все пальцы одной руки, либо обе руки. Наибольший интерес представляет тот факт, что различий в развитии было немного. Как младшие, так и старшие младенцы проявляли явную чувствительность к размеру и форме предмета, изменяя свое хватательное поведение в ответ на объект. В отличие от системы, которая имеет только один способ действий, моторная система младенцев очень гибкая и способна адаптироваться к требованиям ситуации. Нет сомнений в том, что неврологическое развитие накладывает ограничения на способности младенцев, но существует больше возможностей для ответа на стимулы окружающей среды, чем мы думали ранее.
Младенцы решают, как схватить объект в зависимости от уровня развития (Newell et al., 1989). Четырехмесячные дети больше полагаются на осязание, чтобы определить конфигурацию хвата, в то время как 8-месячные используют зрительную систему для управления своими хватательными действиями. У возраста есть свои преимущества. Получение соответствующей информации от зрительной системы позволяет младенцу старшего возраста «подготовиться», формируя свою руку так, чтобы она подходила к объекту, прежде чем он прикоснется к нему. Есть данные, что умение координировать взгляд и руку зависит не только от созревания, но и от опыта. Несмотря на изменения в развитии зрительно управляемого достижения объекта и его хватания, способ, которым младенцы хватают объект в 4 и 8 месяцев, аналогичен. Это говорит о том, что хватание является хорошо развитым навыком в раннем младенчестве (к-м 4 месяцам, а возможно, раньше).
Локомоторное развитие
Замечательное достижение младенцев в развитии осанки и передвижения было отмечено Ширли (1933). Рассмотрим полученные ей результаты:
0 месяцев – поза эмбриона;
1 месяц – ребенок поднимает подбородок;
2 месяца – ребенок приподнимает грудную клетку;
3 месяца – ребенок лежит на спине и из этого положения достигает и теряет висящий над ним предмет;
4 месяца – сидит с поддержкой;
5 месяцев – сидит на коленях у взрослого и сжимает в руках предмет;
6 месяцев – сидит в стульчике и хватает висящий перед ним предмет;
7 месяцев – сидит самостоятельно;
8 месяцев – стоит с поддержкой взрослого;
9 месяцев – стоит, самостоятельно опираясь на мебель;
10 месяцев – ползает;
11 месяцев – ходит за ручку;
12 месяцев – дотягивается до сиденья стула, чтобы подтянуться и встать;
13 месяцев – ползает по ступенькам;
14 месяцев – самостоятельно встает;
15 месяцев – самостоятельно ходит.
Один из интересных аспектов развития опорно-двигательного аппарата состоит в том, что он протекает по U-образной траектории в течение первого года жизни. Например, шагание новорожденных исчезает примерно в 2-х месячном возрасте, а затем вновь появляется в последние месяцы первого года жизни в виде ходьбы.
На протяжении многих лет появлялись различные отчеты о том, как развивается ходьба. Некоторые теоретики созревания считают, что это связано с развитием моторной коры головного мозга (McGraw, 1940). Другие рассматривают двигательное развитие, как реакцию на когнитивные планы или представления (Zelazo, 1983). Третьи предположили, что моторная «программа» в спинном мозге направляет развитие локомоторных навыков (Forssberg, 1985). Ни одно из этих объяснений не было исчерпывающим в объяснении исчезновения и повторного появления шагания.
Относительно недавняя альтернативная точка зрения была предложена Телен (Thelen, 1988; Thelen & Ulrich, 1991). Согласно ее системному подходу, локомоторные навыки определены множеством факторов и возникают в результате взаимодействия развивающихся компонентов. Она предполагает, что перцептивные (связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств), аффективные (связанные с ощущениями, эмоциями, чувствами), аттенюаторные (избирательность внимания), мотивационные, постуральные (поддержание положения тела в пространстве) и анатомические элементы взаимодействуют в определенных контекстах, определяя уровень локомоторных навыков на любом этапе развития. Все компоненты должны быть «готовы» и находиться в соответствующем состоянии созревания, а контекст должен быть соответствующим, прежде чем поведение станет очевидным. Рассмотрим вопрос об исчезновении шага новорожденного. Телен и Фишер (1982) предположили, что шагание в возрасте 2-х месяцев исчезает не из-за ЦНС, контролирующей двигательные паттерны, а из-за изменений размеров тела и их формы. Размер и вес ребенка начинают быть слишком большой нагрузкой, для формирующейся двигательной системы, поэтому способности ребенка к ходьбе маскируются и становятся неочевидны.
Если это так, то, предоставляя ребенку больше поддержки, можно научить его ходить в более раннем возрасте. Шаговое поведение может быть возможно задолго до фактического передвижения не потому, что дети не могут этого делать, а потому, что ребенок не может обеспечить постуральную поддержку (поддержание положения тела в пространстве) и стабильность, чтобы вытянуть ноги назад. Чтобы решить эту проблему, Телен (1986) снабдил 7-ми месячных детей, не делающих шагов, беговой дорожкой с моторчиком. Когда младенцев помещали на нее, они сразу же выполняли чередующиеся шагательные движения, которые были очень похожи на ходьбу. В более позднем исследовании (Thelen, Ulrich, & Niles, 1987) обнаружили, что 7-ми месячные дети могли регулировать даже скорость ходьбы, когда беговая дорожка двигалась с разной скоростью для каждой ноги. Младенцы оказались гораздо более способны с моторной точки зрения, чем мы думали раньше. Им просто нужны надлежащие условия, чтобы «выставлять напоказ эти способности»!
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ВИЗУАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО ДОСТИЖЕНИЯ
Свидетельством пластичности человеческого организма является серия экспериментальных исследований модификации зрительно-двигательного поведения. В течение первого полугодия жизни нормотипичные младенцы в обычных условиях проходят через довольно примечательный набор ориентиров, кульминацией которого является зрительно направленное движение к предмету примерно в 5-ти месячном возрасте. До этого времени рука и глаз просто плохо скоординированы. Сначала младенец может обращать внимание на объект, помещенный в его поле зрения, но только на втором месяце жизни он начинает махать рукой в его направлении. Постепенно младенец учится использовать глаза и руки вместе, так что он не только замахивается на цель, но, в конце концов, может точно и последовательно контактировать с объектом рукой. Бертон Уайт и его коллеги (White, 1967; White & Held, 1966; White, Castle, & Held, 1964) показали, что скорость развития зрительно-моторной координации может быть довольно резко изменена путем обогащения зрительного мира младенцев, среда которых была лишена возможностей и поощрений для визуально направленного достижения. Испытуемыми были младенцы, помещенные в лечебные учреждения, чье зрительно-моторное развитие обычно отставало от темпов нормального воспитания младенцев в домашних условиях из-за довольно монотонной визуальной среды учреждения. Чтобы обогатить окружение младенцев, эти исследователи повесили над кроватками красочные объекты, заменили стандартные белые простыни на цветные, и украсили кроватки яркими бортиками. Кроме того, опекуны уделяли младенцам больше внимания и помещали их ненадолго в положение на животе каждый день, чтобы еще больше обогатить их зрительный «ввод данных». Эти младенцы продемонстрировали визуальную управляемость на девяносто восьмой день, что на сорок пять дней раньше, чем у контрольных младенцев, которым был предоставлен только обычный стационарный уход. В другом родственном эксперименте испытуемые с визуальным обогащением достигли этой вехи умственного развития еще раньше, на восемьдесят девятый день. Другими словами, можно сказать, что у экспериментальных младенцев визуальное ориентирование развивалось примерно за 60 % времени, необходимого детям из контрольной группы. Исследование Уайта не оставляет никаких сомнений в том, что дети, лишенные развивающей среды, могут иметь эффект задержки, который, в свою очередь, можно преодолеть с помощью дополнительной перцептивной
(связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств) и сенсорной стимуляции.
Эти данные показывают, что время обогащения среды влияет на появление навыков созревания (Gesell & Thompson, 1929). Младенцы Уайта, которым слишком рано давали слишком большую дозу зрительной стимуляции, в течение первых пяти недель процедуры имели тенденцию демонстрировать скорее меньше, чем больше визуального поведения. Как только младенцы начали вступать в пресенсорные контакты со стойками над их кроватями и фигурными бортиками по бокам кроваток, зрительное внимание резко усилилось. Однако в начальный период они не только игнорировали новые объекты, но и гораздо больше плакали, чем контрольные испытуемые. Обогащение, наступающее слишком рано и в слишком больших дозах, может замедлить развитие. Стимуляция может быть полезной, но для достижения максимальной эффективности необходимо тщательно продумать дозировку и время. Вероятно, наиболее эффективное обогащение обеспечивается соответствием входных данных внутренним развивающимся структурам. Таким образом, созревание явно ограничивает эффект внешней стимуляции. Проблема достижения максимального ускорения развития заключается в предоставлении ребенку новых переживаний, которые опережают только зарождающиеся способности. Однако, переживания должны быть по силам ребенку, чтобы он смог их включить в формирующийся репертуар реакций. Мы уже касались этого вопроса при рассмотрении теории когнитивного развития Пиаже.
В следующий раз мы продолжим тему моторного развития детей с точки зрения культуры, психологии, спорта, а также обсудим моторное развитие у слепых младенцев.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, психическое развитие ребенка, компенсаторные механизмы мозга, развитие мозга ребенка, моторное развитие ребенка, формирование пинцетного захвата, локомоторное развитие ребенка, обогащенная среда для развития мозга, влияние среды на развитие мозга ребенка, пластичность мозга, эксперименты по развитию мозга.
Статья о двигательной активности у детей.Узнала, как происходит развитие хватания на первом году жизни ребёнка.Младенцы используют различные способы хватов,в зависимости от формы предмета,большим и указательным пальцем или пальцами всей руки. Их моторная система очень гибкая и адаптируется к требованиям ситуации.В статье рассмотрели , как развивается опорно- двигательный аппарат ребёнка от 0 до 15 месяцев. Любопытно, что его развитие протекает по U-образной траектории в течении первого года жизни. Шагание исчезает где- то в двух месячном возрасте , а потом появляется в последний месяц первого года жизни, в виде ходьбы. Шаговое поведение может быть задолго до фактического передвижения. Но на ранней стадии младенец не может обеспечить поддержание тела в пространстве и стабильность, чтобы вытянуть ноги назад. Скорость развития зрительно- моторной координации может быть довольно резко изменена путём обогащения зрительного мира младенца.Дети, лишённые развивающей среды могут иметь задержку в развитии. Но стишком стремительное,и в больших дозах обогащение, вероятно,замедлит развитие, так как может вызвать стресс у ребёнка. Поэтому нужно действовать грамотно и осторожно, поскольку в этом плане младенцы наиболее уязвимы, навыки саморегуляции и совладания со стрессом ещё не сформированы.Следовательно, при грамотном подходе можно обеспечить ребёнку не только своевременное развитие, но и более качественное.
Из прочитанного я узнала о зависимости развития двигательной активности у детей не только от их когнитивного развития, но и от факторов окружающей среды. Такая процедура, как хватание ребёнком предмета может характеризовать степень его двигательного развития. Я видела, как педиатр, интересующийся способом хвата ребёнка, наличием указательного жеста, делает выводы о его способностях в динамике.
В исследовании с участием четырёх и восьмимесячных младенецев я узнала интересный факт, показывающий различия в хватательных действиях. Так, дети в четыре месяца используют осязание для того, чтобы предмет удобно зафиксировать в руке, в восемь месяцев младенцы уже способны с помощью зрения определить хват предмета. Примечательно, что в этом случае также имеет значение опыт ребёнка.
Развитие остальных двигательных навыков, таких как ползание, ходьба, удержание тела в определённом положении зависит от множества взаимосвязанных факторов. Важно, чтобы все они в своей готовности соответствовали друг другу.
Эксперимент с участием младенцев, помещенных в лечебные учреждения показывает влияние визуального обогащения на скорость развития зрительно-моторной координации. Дети, окружённые яркими объектами, развивались быстрее, чем дети, лишённые подобной среды. Причём, обогащение среды должно быть своевременным и в соответствующих дозах, иначе развитие ребёнка может замедлиться в сравнении с нормативным. Вообщем, любая стимуляция эффективна для развития младенца тогда, когда имеются благоприятные условия, а предоставленный младенецу опыт предвосхищает появление его способностей. Спасибо за статью.
Узнала, как проходит развитие двигательных навыков.Оказывается младенцы решают, как схватить объект в зависимости от уровня развития. Дети в районе 4 месяцев больше опираются на осязание, чтобы определить вариант хвата, а 8-месячные используют зрительную систему для координации хватательных действий.
В статье познакомилась с понятием-локомоторное развитие.Для меня было удивительно, что развития опорного аппарат происходит по U-образной траектории в течение первого года жизни. Оказывается, что первые двигательные функции ходьбы доступны младенцу в районе 2-3 месяцев. Было интересно почитать эксперимента про влияние обогащений на развитие, важно что вынесла из него, что стимуляция может быть полезной, но для достижения максимальной эффективности необходимо тщательно продумать дозировку и время, т.е. нагрузка на ребенка должна быть ему по силам.
Спасибо.интересная статья о формировании и развитии двигательной активности (разницы хватательного рефлекса и хврактеристике хвата) у младенцев.о связи не только с уровнем развития младенца,но и с окружающей их среды.узнала,что 4-х мес дети опираются на осознание, дети более старшего возраста 7-8- ми мес опираться на зрительный фокусировки. Конечно, в целом есть совокупность факторов это и развитие в целом и приобретаете навыки.очень интересен тот факт, сто дети находящиеся в среде с яркими объектами развивались быстрее,конечно нужно учитывать своевременность и не переборщить.любая стимуляция навыков должна быть своевременной и не перегружать, ещё не развитое сознание.
Из статьи узнал о том, как формируется двигательная активность у детей, которая развивается по U-образной траектории в первые годы жизни. Шагание новорожденных исчезает примерно в 2-х месячном возрасте, а затем вновь появляется в последние месяцы первого года жизни в виде ходьбы. Мне было интересно узнать, что было в промежутке временного пространства. Ответ Телена и Фишер пояснили, что шагание в возрасте 2-х месяцев исчезает не из-за ЦНС, контролирующей двигательные паттерны, а из-за изменений размеров тела и их формы. Размер и вес ребенка начинают быть слишком большой нагрузкой, для формирующейся двигательной системы, поэтому способности ребенка к ходьбе маскируются и становятся неочевидны. Далее опыт с беговой дорожкой показывает, что шаговые движения младенца, а это его задатки важно простимулировать, т.е. создавать условия для приобретения навыка ходить. Статья напомнила мне, что нет ничего невозможного для человека, при правильных условиях можно развить способности, что позволит создавать такие условия для других людей.
Автор данный статьи рассказывает про этапы развития двигательной активности у детей. Все описанные этапы я видела, наблюдая за ростом своего сына. Для меня главной идеей этой статьи является мысль о том, что дети, с которыми занимаются, развиваются быстрее. Но и здесь можно переборщить с количеством и качеством входящей информации – ее переизбыток приводит к торможению в развитии. Как обычно, нужно во всем соблюдать баланс. В личной жизни мне эта информация скоро опять пригодится, в связи с тем, что ожидаю рождение дочери. Думаю о том, как обеспечить ей адекватное развитие. В профессиональном плане при работе с детьми можно будет лучше понять время возникновения того или иного нарушения, чтобы лучше понимать, как с этим работать.
Данная статья очень связана с предыдущей, где показана связь условий среды с формированием физических и психических параметров. Благодаря статье я узнал, что дополнительная стимуляция младенцев с помощью например беговой дорожки, или специальной обогащенной визуальными стимулами средой, значительно ускоряет формирование их физических и психологических структур. Так же я увидел, как формируется младенец в разрезе нескольких лет. Как в процессе формирования у малышей меняется поведение, положение тела, как развивается хватательное поведение и что оно связано с формированием определенных мозговых структур. Несмотря на то, что статьи о младенцах превысили все допустимые пределы… Это весьма актуальный и полезный для меня материал.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Локомоции (от лат. locus – место и motio – движение) – совокупность согласованных движений человека (и животных), вызывающих активное их перемещение в пространстве. У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды. К локомоциям человека относят ходьбу, бег, прыжки, плавание и т. п. Локомоции ( движения) человека представляют собой результат сокращения скелетных мышц, обеспечивающих поддержание позы, перемещение отдельных частей или всего тела в пространстве (Раздел статьи: Биомеханика).
Альтернативная точка зрения Телен, согласно которой локомоторные навыки определены множеством факторов и возникают в результате взаимодействия развивающихся компонентов. Она предполагает, что перцептивные (связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств), аффективные (связанные с ощущениями, эмоциями, чувствами), аттенюаторные (избирательность внимания), мотивационные, постуральные (поддержание положения тела в пространстве) и анатомические элементы взаимодействуют в определенных контекстах, определяя уровень локомоторных навыков на любом этапе развития. Все компоненты должны быть «готовы» и находиться в соответствующем состоянии созревания, а контекст должен быть соответствующим, прежде чем поведение станет очевидным.
2. Что меня удивило? Опыт Телен: снабдили 7-ми месячных детей, не делающих шагов, беговой дорожкой с моторчиком. Когда младенцев помещали на нее, они сразу же выполняли чередующиеся шагательные движения, которые были очень похожи на ходьбу, обнаружили, что 7-ми месячные дети могли регулировать даже скорость ходьбы, когда беговая дорожка двигалась с разной скоростью для каждой ноги. Младенцы оказались гораздо более способны с моторной точки зрения, чем мы думали раньше. Им просто нужны надлежащие условия, чтобы «выставлять напоказ эти способности».
Хватательная способность ребенка – самое раннее двигательное достижение. Сначала – на уровне рефлекса, когда происходит захват только вложенной игрушки или пальца взрослого всей ладошкой, затем начинается развитие более мелких движений. Причем речь опять идет о разнообразии предметов и ситуаций. Чем больше вариантов игрушек по форме, размеру, тем лучше развиваются хватательные движения. Сейчас очень много игр для детей для развития мелкой моторики, а я вспомнила книги по развитию детей, которые были у меня в юности. В них были рекомендации давать детям для игры доступные средства разной формы и структуры – песок, мелкие камушки (промытые и очищенные, конечно, и под контролем, пусть не пугаются современные родители) как раз с целью обогатить развитие ребенка. Также интересное наблюдение, виденное мной у собственного ребенка, описано в статье – если 1-2х месячного младенца поднять в вертикальное положение, чтобы стопы касались твердой поверхности – он начнет перебирать ножками, как будто идти. А позже, действительно, этот рефлекс пропадает до осознанного обучения ходьбе. Кстати, что касается исследования Теленом 7-месячных детей на беговой дорожке, то нисколько не сомневаюсь, что они могут совершать шагообразные движения, и, возможно, кто-то из таких детей и пойдет раньше. Но сами исследователи говорят о росто-весовом несоответствии, благодаря которому ребенок не пойдет раньше, чем его позвоночник и мышцы выдержат эту нагрузку. Так что родители могут укреплять костно-мышечную систему массажем и т.п. процедурами (и это действительно принесет пользу), но организм ребенка сам решит, когда он в силах встать и пойти) Важная также тема затронута в статье – о перегрузке ребенка информацией. Обогащение среды полезно, но не должно быть чрезмерным, иначе раздражение нервной системы будет превышать возможность к обучению.
Интересно было узнать, что четырехмесячные дети с помощью прикосновений ориентируются в конфигурации хвата, а восьмимесячные дети с помощью зрения. Оказывается, зрительная система, так устроена, что рука ребенка подходит к объекту, прежде чем он коснется его. Могу предположить, что это происходит из-за того, что ребенок начинает лучше воспринимать пространство и глубину. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит.
Статья навела меня на мысль «Всему свое время» и «Всему должна быть мера», то есть однозначно чтобы ребёнок нормально развивался, с ним надо заниматься. Но как описано в статье, что можно и переборщить, пример с детьми, которым слишком рано и много давали зрительную нагрузку, привело к отставанию в развитии. Считаю ненормально насильно ускорять формирование новых навыков у детей. Стадии развития движений в первый год жизни ребёнка «запрограммированы» биологически и генетически. Только определив уровень актуального развития ребенка, можно переходить на следующие стадии развития, то есть учить ребенка, только тому, чему он уже способен обучаться.
Статья будет очень актуальна для молодых родителей, потому что родители грудничка смогут начать мягко стимулировать двигательную активность с самого рождения. Это будет способствовать его полноценному развитию.
В профессиональном и личном плане статья актуальна, она позволит мне лучше понимать своих детей, чтобы воспитать их успешными и счастливыми людьми.
В статье рассматривается один из важных вопросов раннего развития младенцев- это развитие двигательной активности. Развитие двигательной активности рассматривается с точки зрения нескольких аспектов, таких как проявление хватательной деятельности, локомоторная активность, скоординированность разных видов двигательной деятельности с умственным и психическим развитием. Прочитав данную статью, я поняла, что исследования в данной области до сих пор не закончены и окончательные выводы по этому вопросу не сделаны. Экспериментально доказано, что существует ряд факторов сильно влияющих на развитие двигательной активности детей и взаимосвязь её с познавательной и умственной деятельностью. В личном плане статья позволила мне понять что развитие двигательной активности у ребёнка в раннем возрасте зависит от индивидуальных особенностей младенца, от того в какой среде (в плане разнообразия окружающего пространства) он развивается, на сколько внешние условия помогают ( мешают) развитию локомоторных функций. Также важным аспектом развития младенца является готовность организма к тому уровню развития, который он может продемонстрировать. Простыми словами это значит, что если младенец физически и умственно не достаточно созрел, не следует требовать от него невыполнимого.
Интересная статья с большим количеством полезной информации. Много новой информации. Для меня было интересно узнать понятие локомоторные функции. А также последовательность их развития у ребёнка. Для меня было также новым, что оказывается хватание игрушки не так просто, как кажется на первый взгляд. И что оно тоже развивается поэтапно и не сразу. В очередной раз убедилась как сильно влияет на развитие двигательных функций обустройство окружающей среды. Причём важно не только её обогатить для более скорого развития. Но также важно её не перенасытить. Если перестараться с оформлением пространства для развития младенца, то эффект может быть обратный — развитие замедлилс, и я сразу вспомнила, как мама мне советовала убирать часть игрушек у моих детей и выдавать частями. Оказывается она была права. Надеюсь знания о детях пригодятся мне в профессиональной деятельности.
Из статьи узнала, что младенцы решают, как схватить объект в зависимости от уровня развития, а умение координировать взгляд и руку зависит не только от созревания, но и от опыта.
Один из интересных аспектов развития опорно-двигательного аппарата состоит в том, что он протекает по U-образной траектории в течение первого года жизни (это можно сказать о шагании). У новорожденных оно исчезает в 2-х месячном возрасте, а вновь появляется к концу первого года жизни в виде ходьбы.
Дети, которые первые месяцы своей жизни проводят в аскетичных условиях, могут иметь эффект задержки. И наоборот, если среда слишком обогащена, или это произошло слишком рано и в чересчур больших дозах, то это может замедлить развитие.
Это новая для меня информация.
Большинство из того, что я тут прочитала уже досконально было мной изучено по мере взросления собственного ребенка (на какой неделе, что именно и почему должен и может делать мой ребенок).
Такая информация позволяет родителям чувствовать себя спокойно или в случае каких-либо отклонений на ранней стадии постараться корректировать это.
В статье я познакомилась с графиком развития хватания на первом году жизни у младенца. Также, благодаря исследованиям Ньюэлл, я узнала, что младенцы используют различные способы хватов в зависимости от размера и формы предмета. При этом, они решают, как схватить объект в зависимости от уровня своего развития.
Для меня стало интересным то, что развитие опорно-двигательного аппарата протекает по U-образной траектории в течение первого года жизни. Это происходит за сет того, что размер и вес ребенка начинают быть слишком большой нагрузкой, для формирующейся двигательной системы, поэтому способности ребенка к ходьбе маскируются и становятся неочевидны.
Еще, в статье я познакомилась с экспериментальной модификацией визуально направленного движения у младенцев, из которого поняла, что обогащение, наступающее слишком рано и в слишком больших дозах, может замедлить развитие ребенка. Получается, что не стоит торопить события, а дать ребенку спокойно развиваться, при этом его поддерживая и заботясь о нем.
Благодаря статье я узнала про исследование Халверсона в понимании развития хватания младенцев в зависимости от их возраста. Так подробно описан этот процесс в статье, что захотелось обязательно попробовать с каким-то реальным малышом. Альтернативная точка зрения Телен относительно развития локомоторных функций за счет структуры взаимодействия разных элементов вызвала у меня больший отклик. Перцептивные, аффективные, аттенюаторные, мотивационные, постуральные и анатомические элементы я даже повторно переписала сюда в комментарий. чтобы еще раз запомнить некоторые чудесные термины. Новой информацией для меня было также то, что слишком большая зрительная стимуляция детей в первые месяцы может вызвать перегрузку и привезти в торможению развития. Чем больше изучаю подобные исследования, тем больше убеждаюсь, что везде нужен правильный баланс.
Спасибо за статью. Из нее узнала, что развитие опорно-двигательной системы протекает по U-образной траектории в течение первого года жизни младенца. Локомоторные навыки определены множеством факторов и компонентов. Причем, все компоненты должны быть «готовы», и находиться в соответствующем состоянии созревания, а контекст должен быть соответствующим прежде, чем поведение станет очевидным. Интересно было прочитать об исследованиях Уайта и его коллег про влияние обогащения зрительного мира младенца на скорость развития его зрительно-моторной координации. Оказывается, слишком ранняя и большая доза зрительной стимуляции, может замедлить развитие младенца. Т.е все должно быть по силам младенцу, чтобы он мог включить новые переживания в в формирующийся репертуар реакций.
Из этой статьи я узнала о развитии двигательной активности у детей. Существует несколько этапов развития моторной деятельности. Ранние исследования говорят о том, что ребенок в зависимости от возраста захватывает предмет различными способами, например, берет предмет целой ладонью или захватывает пинцетным способом. Исследования, которые были проведены позже показали, что ребенок берет предмет не только в зависимости от возраста, но и с учетом размера предмета. Было интересным, что локомоторная деятельность развивается по мере развития таких компонентов, как перцептивные, постуральные, аттенюаторные, мотивационные и т.д. Также заинтересовал эксперимент, который показал, что если поставить ребенка на специальную беговую дорожку, то он начнет делать движения похожие на шаги. То есть, если создать подходящие условия локомоторная деятельность может развиваться в ускоренном темпе.
Из статьи узнала о том, как у младенцев развивается способность дотягиваться, хватать и брать предметы на первом году жизни. Исследования показали, что от размера и формы предмета зависит то, какие способы хватов будут использовать младенцы. «Моторная система младенцев очень гибкая и способна адаптироваться к требованиям ситуации».
Познакомилась с различными теориями развития опорно-двигательного аппарата. Одни связывают ходьбу с развитием моторной коры головного мозга, другие рассматривают ее как реакцию на когнитивные представления. Согласно ещё одному предположению, в спинном мозге существует «программа», которая направляет развитие локомоторных навыков.
Что касается ускорения развития, то чтобы ребенок смог включить новые переживания в свои формирующиеся реакции, они должны быть ему по силам, иначе (когда слишком рано и слишком много) это может замедлить развитие.
Благодарю за статью.
Из статьи узнала о связи развития двигательной активности ребёнка, как от когнитивного развития, так и от факторов окружающей среды. На раннем этапе развития хватание ребёнком предмета может показать степень его двигательного развития.По опыту знаю,что первые тесты на двигательную активность проводятся ещё в родильных домах ,и позволяют сделать вывод о способностях ребенка в динамике.Интересно было узнать,что дети в четыре месяца используют осязание для того, чтобы предмет удобно зафиксировать в руке,а в восемь месяцев младенцы способны уже зрительно определить хват предмета. При этом имеет значение уже личный опыт ребёнка.Узнала,что развитие более совершенных двигательных навыков, таких как ползание, ходьба, удержание тела — зависит от большого количества взаимосвязанных факторов,которые становятся готовы к совместному действию.Для меня показательным стал эксперимент с участием младенцев, помещенных в лечебные учреждения.Он показал влияние зрительного многообразия на скорость развития зрительно-моторной координации. Дети, окружённые яркими объектами, развивались быстрее. Однако при этом нужно соблюсти некий баланс. Чтобы ребенок смог включить новые переживания в свои реакции, эти переживания должны быть ему по силам,»не слишком рано и не слишком много»,иначе это может замедлить процесс развития..
Добрый день. Спасибо всем за данную статью. По названию статьи сразу провожу параллели между собой и своим пасынком. Я в детстве был невероятно проворным, быстрым и ловким. Пасынок как тюлень неповоротливый, неуклюжий, невнимательный как мешок. Из статьи я узнал что младенцы хватают тем или иным способом исходя из своего развития. Предоставив ребенку больше поддержки в поддержание положения тела в пространстве можно научить его ходить в более раннем возрасте. Интересный вывод был сделан при зрительной стимуляции с черезмерным визуальным обогащением. Обогащение, наступающее слишком рано и в слишком больших дозах, может замедлить развитие. Это как со спортом в моей семье, пытаясь приучить пасынка к спорту давал ему черезмерным нагрузки как следствие он не хотел заниматься и желание пропадало, как только нагрузки были снижены развитие пошло в гору.
Из данной статьи я узнала о формировании двигательной активности у младенцев. Познакомилась с последними исследованиями. Двигательная активность зависит от уровня развития младенца. Также я узнала новое понятие — «локомоторное развитие», это развитие опорно-двигательного аппарата. Узнала различные теории механизма формирования ходьбы. Чем больше давать ребёнку поддержки при попытках передвигаться, тем быстрее можно научить его ходить. Интересно было узнать об исследовании Бертона Уайта, благодаря которому было доказано, что скорость развития зрительно-моторной координации напрямую зависит от обогащённости среды, в которой растёт ребёнок. Чем больше ярких красок и различных предметов он видит вокруг себя, тем быстрее развивается. Такое развитие происходит через органы чувств. Но необходимо учитывать, что здесь большую роль играет возраст. Нельзя давать младенцу слишком много предметов и ярких красок рано, это может навредить. Данная информация применима в работе с детьми.
В статье познакомился со среднестатистическим графиком (по неделям и месяцам) развития функции хватания у ребёнка. Узнал о предположениях, от чего зависит развитие ходьбы — «локомотивных навыков» (кора головного мозга, когнитивные планы, программа в спинном мозге, связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств и т.д.), что, конечно, не является исчерпывающими объяснениями. Обращается внимание на то, что шаговое поведение может быть возможно задолго до фактического передвижения не потому, что дети не могут этого делать, а потому, что ребенок ещё (размер и вес) не может обеспечить поддержку тела в пространстве и стабильность. Скорость развития зрительно-моторной координации может быть довольно значительно изменена путем обогащения зрительного мира младенцев. Такие младенцы демонстрируют визуальную управляемость намного раньше. Очевидно, что дети, лишенные развивающей среды, могут иметь эффект задержки. При этом в статье замечается, что для достижения максимальной эффективности необходимо тщательно продумать дозировку и время, чтобы не произошло обратного эффекта. Понравились обороты: «переживания должны быть по силам ребенку, чтобы он смог их включить в формирующийся репертуар реакций».
Спасибо большое за статью!
В результате прочтения статьи я узнал, что двигательная активность у ребенка развивается постепенно, трансформируясь по мере развития мозга и органов чувств. Так, сначала ребенок просто видит предмет, затем начинает махать в его сторону. Чем старше и развитее ребенок, тем больше систем он применяет для того, чтобы, например, поднести руку к предмету, который он увидел, так, чтобы взять его, осознавая и верно представляя его форму, размер, материал.
Также я узнал, что шагательные движения у ребенка проявляются уже в 2 месяца, но так как реализовать их не получается, они исчезают, а потом заново демонстрируются на 2 году жизни. Исследования показали, что уже семимесячного ребенка можно начинать учить ходить, так как у него есть отклик.
Из статьи я узнал о различных способах захватывания объектов детьми в возрасте до года. Узнал несколько разных теорий о первых шагах ребенка. Узнал о зависимости развития двигательнй активности от факторов окружающей среды. Удивило, что развитие таких навыков как ползание, удержание тела в определенном положении и ходьба зависят от множества взаимосвязанных факторов. Инетересный момент в важности их готовности соответствия друг другу. Показателен в этом плане пример с детьми, которые не умели ещё ходить. Их поставили на беговую дорожку, включили её и они пошли. Таким образом посредством дополнительной стимуляции можно ускорить формирование физических и психических структур. Вопрос только, есть ли какой-то смысл форсировать естественные события? В личном плане данная статья позволила мне узнать некоторые ориентиры для сверки развития ребенка.
Интересная статья . Думаю особенно интересна она может быть новоиспеченным родителям , которые могут сравнить описание умений с навыками своего малыша . Я , читая, пыталась вспомнить , как эти процессы развивались у племянника , и вряд ли что-то конкретное получилось , тк ему уже 1 год и 8 месяцев , давно это было . Новым для меня был термин локомоторное развитие . В принципе , что подразумевается под этим мне было понятно , но термин такой ранее не встречала . Честно сказать , меня немного смутило в статье то , что дано время 10 , 16, 28 недель , а не период . Я все же убеждена , что есть нормативные рамки «от до». Опять же , и все детские специалисты говорят об этом . А то так не сел в положенный день и всё, отстал в физическом развитии . Детки все-так усе индивидуальные . Спасибо за статью .
Интересная статья о развитии двигательной активности у детей. Во второй части статьи описывается серия экспериментальных исследований модификации зрительно-двигательного поведения. Изначально у младенцев нет скоординированносьи рук и глаз. Зрительно направленное движение к предмету достигается примерно в 5-ти месячном возрасте. До этого момента ребёнок проходит несколько стадий. Сначала обращает внимание на объект, затем машет рукой в направлении объекта, потом учится использовать глаза и руки вместе, то есть не только замахивается на объект, но и может точно контактировать с ним. Для меня было интересно узнать, что скорость развития зрительно-пространствен моторной координации может быть резко изменена путём обогащения зрительного мира младенцев. Были проведены исследования, которые показали, что обогащение окружения за счёт красочных объектов над кроваткой, цветных простыней, ярких бортиков, а также возможность полежать на животе, чтобы обогатить зрительный ввод данных приводит к тому, что младенцы демонстрируют визуальную управляемость на сорок пять дней раньше, чем у младенцев с обычным уходом. Нет сомнений в том, что дети лишённые развивающей среды имеют эффект задержки. Но в тоже время было выявлено, что обогащённая среда, которая давалась слишком рано или в слишком большом количестве, давала также негативный эффект. И показало задержку развития младенцев. В общем все хорошо в меру. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала , как протекает двигательное развитие ребёнка, когда дети начинают ползать и ходить, когда начинают дотягиваться до предметов и хватать их. В статье меня удивило, что решение как схватить предмет у младенцев зависит от уровня развития, одни младенцы опираются на осязание , другие же используют зрительные функции, чтобы управлять своими хватательными действиями, а для того чтобы развитие младенца было эффективным можно обогащать зрительный мир младенца различными яркими предметами, но для этого нужно расчитывать «дозировку» и время зрительной стимуляции. Также из статьи я узнала , что обогащение визуальными стимулами, которое наступает слишком рано и слишком в больших дозах, может замедлить развитие, т.е. младенец будет демонстрировать меньшее визуальное поведение.
Способность контролируемо двигаться и способность управлять своим телом с целью получения результатов — дотягиваться, хватать и брать предметы – для младенцев реальные достижения.
Новые исследования доказывают, что моторная система младенцев очень гибкая и способна адаптироваться к требованиям ситуации. Так же отмечено, что умение координировать взгляд и руку зависит не только от созревания, но и от опыта.
В статье описываются исследования формирования шагания у младенцев. Мне не очень понятно, о каком шагании идет речь в 2-х месячном возрасте, скорее имитация шагательных движений. И дальше в статье указывается о необходимости созревания анатомических и постуральных элементов.
Я профессионально занимаюсь осанкой – и наша способность передвигаться формируется в младенчестве и сохраняется как паттерн всю жизнь – так вот, если «учить» (тут равно заставлять) не созревший организм ходить – можно заложить проблемы, как пример, скорость включения разных мышц и их роль в движении, которые скажутся на здоровье.
Я использую ползанье как инструмент для укрепления ОДА, и в этом возникает необходимость, потому что, согласно исследованиям, еще в младенчестве недозапустились механизмы здоровой осанки, а в последствии это грыжи и боль. Поэтому, возможно, не стоит спешить «выставить напоказ» внешний результат, тогда когда требуется внутреннее созревание.
Очень интересно узнать о проявлении пластичности в механизме визуально-направленного достижения. Согласно исследованиям дети, лишенные развивающей среды, могут иметь эффект задержки, который, в свою очередь, можно преодолеть с помощью дополнительной перцептивной и сенсорной стимуляции. Однако, обогащение, наступающее слишком рано и в слишком больших дозах, может замедлить развитие.
Спасибо за статью. Она позволила мне ознакомится с временными рамками локомоторного развития и развития хватания на первом году жизни. интересно было узнать, что младенцы решают как схватить предмет в зависимости от развития. Было удивительно узнать, что развитие опорно-двигательного аппарата протекает по u-образной траектории в первый год жизни.
Благодаря эксперименту Уайта что дети, лишенные развивающей среды, могут иметь эффект задержки, но его возможно преодолеть при помощи дополнительной перцептивной и сенсорной стимуляции.
В тоже время было удивительно узнать, что обогащение среды, наступающее слишком рано и в слишком больших дозах, может так же замедлить развитие
В этой статье познакомился с новым определением-аттенюаторные , что означает избирательность внимания.
Благодарю за статью. Узнала, как происходит развитие хватания на первом году жизни ребёнка. Младенцы используют различные способы хватов, в зависимости от формы предмета, большим и указательным пальцем или пальцами всей руки. Их моторная система очень гибкая и адаптируется к требованиям ситуации. Изначально у младенцев нет скоординированность и рук, и глаз. Зрительно направленное движение к предмету достигается примерно в 5-ти месячном возрасте. До этого момента ребёнок проходит несколько стадий. Сначала обращает внимание на объект, затем машет рукой в направлении объекта, потом учится использовать глаза и руки вместе, то есть не только замахивается на объект, но и может точно контактировать с ним.
Из статьи я узнал о локомоторном развитии детей. То есть о развитии двигательной активности. Я узнал что научить ребенка ходить можно уже в 7 месяцев, поддерживая его. Он уже способен производить характерные движения ногами, но пока не может держать тело вертикально. Также я узнал, что зрительная стимуляция помогает ускорить локомоторное развитие ребенка. В то же время такая стимуляция, как помещение рядом с ребенком красочных объектов, переворот на животик, должна быть своевременной, то есть с 5 месяцев. Иначе будет обратный эффект. Я понял, что уже с первых месяцев можно помогать развитию малыша. Однако, это требует специальных знаний. В частности, важно знать не только как, но и когда это можно делать. Благодаря статье, я смогу аккуратно и правильно способствовать локомоторному развитию моих детей в будущем.
Спасибо за статью. Из нее я узнала, как происходит развитие двигательной активности у детей. Очень много впечатлений оставила статья. Например, то, что младенцы новорожденные уже имеют способности к ходьбе и из-за развития организма пропадают, лишь к году вновь развиваются. И поддержка ребенка будет развивать дальнейшее развитие опорно-двигательной системы. Еще мне понравился эксперимент по модификации зрительно-двигательного поведения. То, что чрезмерное обогащение зрительными образами в раннем возрасте может навредить. Эта информация полезна для понимания развития опорно-двигательной функции. В личном плане,как в процессе развития ребенка развиваются его двигательные и зрительные функции.
Спасибо огромное за статью. Из статьи я узнала
о том, как дети определяют как им схватить предмет, так как одним из первых достижений младенцев является способность дотягиваться, хватать и брать предметы. Когда младенцу исполняется 8 месяцев, у него начинается стадия зрительной активности, где с помощью этого поглощают всю информацию вокруг себя. Если родитель будет уделять много поддержки своему ребёнку, то он может начать ходить намного раньше, чем предполагалось Было интересно узнать про U образную траекторию и так далее. Но о шагании я не поняла, что это такое? Я считаю, что эта статья полезна для людей, у которых есть дети, или для тех кто их планирует. Ну и конечно же для тех, кто будет с ними работать в будущем.
Статья раскрывающая начало хватательной и двигательной функции у ребёнка. Для меня вся информация новая. Не считая описание плана развития хватательного рефлекса, меня восхитил факт что младенцы используют различные способы хватов в зависимости от размера и формы предмета. Это свидетельствует что моторная система очень гибкая и способна адаптироваться к ситуации. Нельзя исключать неврологическую составляющую, т.е. развитие нервных импульсов от мозга к конечности ведь это происходит планомерно. Также меня удивил факт того как младенцы оценивают какой хват выбрать в зависимости от возраста, навыков(осязание, зрительная система). Что касательно развития опорно-двигательного аппарата, интересен факт что шагание детей исчезает в 2 месяца и появляется вновь при ходьбе в 11-15 месяцев. Исследователь Thelen предполагает что связь внешнего и внутреннего через работу органов чувств, эмоции, ощущения, избирательность внимания(концентрация), мотивация и тд. Всё это должно быть готово к движению, сойтись воедино. И возможно ребёнок при должной поддержке пойдёт раньше. По крайней мере исследования показали что младенцы оказались более способны, чем все думали раньше.
В результате прочтения данной статьи я узнала, что об развитии координации ребенка в младенчестве, как оно развивается и чем стимулируется , а так же как можно замедлить это развитие или ускорить. И то что слишком большая стимуляция может только навредить развитию с помощь визуального обогащения. В личном плане данная статья дала возможность узнать подробно о моторной двигательной активности маленьких детей, что развитие каждого ребенка моет быть индивидуально и надо его стимулировать. В п профессиональном плане данная статья дает возможность узнать одну из причины отставания развития у младенцев. Мы очень не до оцениваем младенцев, они могут намного больше, чем кажется. Многие дети опережают своих сверстников в развитии, начинают раньше сидеть или ходить, только не совсем понятно почему это считается отклонением, физически возможно да, а вот как следствие психическое развития думаю нет.
Из статьи я узнала
о том, как дети определяют как им схватить предмет. В возрасте 4 месяцев, дети ориентируются на тактильние ощущения. В возрасте 8 месяцев они используют зрительную систему и уже от этой информации отталкиваются при решении каким образом схватить предмет. У этого есть преимущества. У детей есть возможность пожгоьовиться к данному процессу.
Считается, что развитие опорно-двигательного аппарата протекает по U образной траектории. Приведен пример, что шагание у младенца исчезает к 2 месяцам,а потом снова появляется к концу первого года жизни в виде хотьбы.
Оказалось, что если предоставить ребенку больше поддержки, то есть вероятность, что пойти он может несколько раньше.Но так же необходимо учитывать время и дозировку активности, чтобы своими намерениями не навредить ребенку.
Из статьи я узнала о том , как развиваются хватательные и шагательные движения младенцев и что на это влияет . Меня заинтересовал тот факт , что на навыки больше влияет опыт , недели возраст младенца . Т.е. как и у взрослых людей , если пробовать снова и снова , то в итоге результат измениться . И он будет определенно выше чем у более старшего человека , который пробовал сделать тоже самое , реже . В профессиональном плане , я узнала что на обретение так называемого опыта у младенцев , влияет окружающая среда . Различность окружающих их цветов , Количество и качество игрушек , внимание опекуна , упражнения . Так же я узнала что зрительный и хватательный навыки , срабатывают вместе не сразу , а приобретаются постепенно , с каждой новой попыткой . Это наталкивает на идею о том , что необходимо обеспечить ребёнку его детскую зону , в которой будут все возможные , допустимые для младенца материалы , которые он сможет щупать , сжимать , бросать . Все они должны быть разными и обязательно красочными . Таким образом развитие будет идти качественнее , быстрее и интереснее . И для ребёнка и доя родителей .
Из статьи узнала развитие двигательной активности у детей с рождения , что всегда было интересно. Оказывается развитие хватания связанно с умственным развитием и младенцы меряют способ хватов уже в 4-8 месяцев. Было интересно узнать , шаговое поведение возможно задолго до фактического передвижения , если есть возможность окружающих обеспечить поддержку и стабильно передвигаться в пространстве. Также в статье было интересно узнать , что на втором месяце младенец может махать рукой и менять положение тела , если в их окружении разнообразили картинки. Вот этот приём можно использовать в практике , как рекомендация для развития ребёнка , так и для личного применения. Но надо учитывать , что слишком рано и в больших дозах может ухудшить развитие.
Спасибо за статью, в ней познакомилась с графиком развития хватания на первом году жизни; в большинстве экспериментов использовалось классическое отклонение Халверсона, однако они показали отсутствие гибкости, а также консервативность и не точность .Окружающая среда имеет огромное воздействие на стимулы развития способностей у детей. В 4х месячном возрасте младенцы пользуются осязанием, а 8ми месячные младенцы больше пользуются визуализацией окружающей среды. Так же познакомилась с шкалой развития осанки Ширли. Удивило то, что развитие опорно-двигательного аппарата имеет u-образную траекторию. Так же можно сделать вывод из проведённого эксперимента, что младенцы склонны к запоминанию и обучению после многократного повторения. Так же на младенцев должна быть такая нагрузка, которая не затормозит младенца в дальнейшем его развитии.
Спасибо за статью. В результате прочтения стати я узнала о влиянии зрительной стимуляции на развитие детей. Меня удивило то что как избыточная, так и недостаточная зрительная стимуляция замедляют развитие детей. Я познакомилась с аспектом развития опорно-двигательного аппарата и состоит он в том, что он протекает по U-образной траектории в течение первого года жизни. Примером может быть, шагание, которое у новорожденных исчезает примерно в 2-х месячном возрасте, а затем вновь появляется в последние месяцы первого года жизни в виде ходьбы. В личном плане эта информация дает мне понимание того, что если давать младенцу стимулы из внешней среды развитие двигательной активности будет проходить быстрее и эффективнее. В профессиональном плане прочтение статьи дало мне понимание, что дети готовы демонстрировать свои навыки, но им нужны надлежащие условия, чтобы демонстрировать эти навыки. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что локомоторные навыки определены множеством факторов и возникают в результате взаимодействия развивающихся компонентов. Она предполагает, что перцептивные (связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств), аффективные (связанные с ощущениями, эмоциями, чувствами), аттенюаторные (избирательность внимания), мотивационные, постуральные (поддержание положения тела в пространстве) и анатомические элементы взаимодействуют в определенных контекстах, определяя уровень локомоторных навыков на любом этапе развития. Все компоненты должны быть «готовы» и находиться в соответствующем состоянии созревания, а контекст должен быть соответствующим, прежде чем поведение станет очевидным. Уже с раннего возраста (4 х месяцев) младенцы решают, как схватить объект в зависимости от уровня развития. Важно предоставлять ребенку больше поддержки, чтобы он научился ходить в более раннем возрасте.