Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Рост определяется не только генетическими факторами, ограничивающими нормальный рост взрослого человека, но и условиями окружающей среды. В благоприятной окружающей среде кривые роста во многом схожи; однако при недостаточном питании темпы роста серьезно снижаются. Доказательства контролирующей роли питания в физическом росте получены в исследованиях, сравнивающих рост до и во время военных периодов, когда потребление пищи было снижено. Во время Первой и Второй мировых войн наблюдалось общее замедление роста, тогда как в период с 1920 по 1940 год, в межвоенный период, наблюдалось общее увеличение роста. Однако на вес повлияло больше, чем на рост, и на мальчиков больше, чем на девочек. Возраст полового созревания влияет также по факторам питания. Во время Второй мировой войны у девочек в оккупированной Франции менархе наступало в среднем только в 16 лет, что примерно на три года позже довоенной нормы (Howe & Schiller, 1952). В исследовании, проведенном в Боготе, Колумбия, Супер и его коллеги (Super, Herrera, & Mora, 1990) продемонстрировали, что предоставление пищевых добавок для всей семьи с середины беременности до достижения ребенком трехлетнего возраста эффективно предотвращает тяжелую задержку роста у детей с риском недостаточности питания. Более того, дети, получавшие пищевые добавки, оставались выше и тяжелее, чем дети из контрольной группы, в возрасте 6 лет — через три года после прекращения вмешательства.

На рост также влияет множество других факторов окружающей среды, в том числе болезни, климат и психологические расстройства (Tanner, 1987). Существует даже эффект времени года: рост в высоту происходит быстрее весной, а в весе — осенью

Преодоление экологических недостатков: догоняющий рост

Как мы видели ранее в наших обсуждениях влияния пренатальных недостатков на последующее развитие, существует сильная корректирующая тенденция к восстановлению нормального хода развития после ранней неудачи. Аналогичный корректирующий принцип действует в случае физического роста после экологического ущерба или депривации.

Как отмечает Таннер: траектории детей не в меньшей степени, чем ракеты, управляются управляющими системами их генетической конституции и питаются энергией, поглощаемой из окружающей среды. Отклоните ребенка от траектории роста из-за острого недоедания или болезни, и восстановительная сила разовьется так, что, как только будет обеспечена недостающая пища или закончится болезнь, ребенок догонит свою первоначальную кривую. Достигнув места, он снова замедляется, чтобы снова вернуться к старой траектории. (Таннер, 1970, стр. 125)

Степень догоняющего роста будет зависеть от множества факторов: продолжительности, тяжести и сроков депривации, характера последующего лечения или терапии. Исследование эффектов вмешательства после тяжелой недостаточности питания проиллюстрирует этот феномен (Graham, 1966). Когда лечили младенцев с различной степенью недоедания, дети с 5-процентным дефицитом длины тела наверстывали упущенное; те, у кого 15-процентный дефицит, лишь немного выиграли, но остались значительно ниже. Точно так же догоняющий рост после тяжелого недоедания может быть ограничен только некоторыми аспектами роста. В ходе двадцатилетнего лонгитюдного исследования детей, страдающих от сильного голода, даже программа диетического вмешательства приводит лишь к некоторому увеличению роста, но не позволяет полностью развить окружность головы (Stoch, Smyth, Moodie, & Bradshaw, 1982). Воздействие недоедания на развитие мозга может частично объяснять дефицит интеллектуальных функций и внимания у детей, страдающих от недоедания (Barrett, Radke-Yarrow, & Klein, 1982; Galler, Ramsey, & Solimano, 1985). Сроки, а также серьезность, имеют решающее значение для определения степени догоняющего роста. Например, патология и недоедание в раннем возрасте могут иметь серьезные последствия, и у детей, голодающих в раннем периоде внутриутробного развития из-за какого-либо дефекта плаценты, обычно наблюдается лишь частичное наверстывание (Pollitt, Gorman, & Metallinos-Katsaras, 1992; Tanner, 1978). В целом, чем раньше и длительнее недоедание, тем труднее для полной эффективности регуляции достичь нормального уровня роста.

РЕЗЮМЕ

РОСТ МОЗГА

В развитии мозга существует закономерный ход, при котором раньше всего развивается моторная область, за которой следуют зрительная и слуховая области. Хотя все нейроны присутствуют при рождении, в ходе развития происходят изменения формы, размера и плотности связей между нейронами.

Мозг состоит из половинок или полушарий. Правое полушарие контролирует левую сторону тела и участвует в обработке зрительно-пространственной информации, распознавании лиц и интерпретации эмоциональных выражений. Левое полушарие контролирует правую сторону тела и играет важную роль в развитии речи и языка. Специализация полушарий проявляется в раннем младенчестве и почти полностью завершается к 3 годам. Некоторые исследования показывают, что аномальный паттерн латерализации связан с дислексией, состоянием, при котором дети с трудом учатся читать, потому что им трудно интегрировать визуальную и слуховую информацию.

Окружающая среда играет решающую роль в развитии мозга, как показывают исследования, в которых крысы находились в обогащенной среде. Более стимулирующая ранняя среда была связана с увеличением размера мозга, сложностью нейронов и химическим составом мозга у крыс. Взрослые крысы, подвергшиеся аналогичному обогащающему опыту, продемонстрировали аналогичные весовые и биохимические эффекты. Эти исследования иллюстрируют пластичность центральной нервной системы и важность окружающей среды в биологическом развитии.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В более ранних исследованиях описывалась упорядоченная последовательность развития хватания, которая регулировалась только факторами созревания. Новые исследования показывают, что младенцы используют различные захваты в зависимости от размера и формы объекта, что указывает на то, что двигательная система младенцев очень гибкая и способна адаптироваться к требованиям ситуации.

На первом году жизни ходьба имеет U-образную форму, начиная с шагательного рефлекса при рождении, который исчезает в течение двух месяцев и вновь появляется, когда младенцы начинают ходить ближе к концу первого года жизни. Недавнее объяснение этой тенденции развития — системный подход, который предполагает, что локомоторные навыки детерминированы множественно и появятся, когда будут готовы все биологические, возрастные и контекстуальные компоненты. Межкультурные исследования показывают, что сроки появления двигательных навыков могут быть либо ускорены, либо замедлены определенными факторами окружающей среды, такими как возможность отработать навык.

Одним из психологических следствий большей локомоции является увеличение самостоятельности младенца. Это приводит к тому, что у младенца появляется больше возможностей инициировать социальный контакт со сверстниками и опекунами, а также к явным изменениям в том, как другие обращаются с младенцем. Недавние исследования показывают, что, помимо изменений в социальном мире ребенка, передвижение связано с изменениями в восприятии и познании.

Развитие моторики у слепых младенцев обычно происходит медленнее. Тем не менее, программы, которые максимизируют звуковые и сенсорные ощущения или используют электронные эхо-устройства, успешно уменьшают задержки моторного развития, с которыми сталкиваются слепые дети

Занятия спортом дают возможность совершенствовать моторику по мере развития детей, а также дают возможность освоить новые социальные навыки. двигатель области.

РОСТ

Рост младенцев и детей управляется двумя принципами. Цефалокаудальный принцип утверждает, что развитие идет от головы вниз, а проксимально-дистальный принцип утверждает, что развитие происходит от центра наружу. Кроме того, на разных стадиях развития рост протекает с разной скоростью. Скорость роста наиболее высока в течение первых шести месяцев жизни.

Рост и вес взрослого человека трудно предсказать по размеру ребенка, который, как правило, более тесно связан с размером матери. Успешные прогнозы могут быть сделаны в более позднем детстве на основе текущего роста ребенка, пола и роста родителей. 3 года, ликующий читать ион.

Существуют большие индивидуальные различия в темпах созревания. Однако в целом девочки взрослеют раньше мальчиков, причем наибольшие изменения у девочек происходят на два года раньше.

Существуют национальные различия в росте, которые, по-видимому, связаны с доходом и питанием, а также с этническими и культурными различиями. Для роста были обнаружены вековые тенденции или медленная эволюция культурных изменений. По-видимому, они связаны с (1) улучшением здоровья и питания, (2) улучшением условий жизни и (3) изменениями генетических факторов. Последние данные свидетельствуют о том, что в высших социально-экономических группах был достигнут максимальный потенциал роста.

Половое созревание является важной вехой в росте. Оно характеризуется такими изменениями, как начало развития груди и менархе у девочек и увеличение яичек у мальчиков.

Время физического созревания может повлиять на социальную и эмоциональную адаптацию ребенка. Исследования показывают, что последствия для поздно созревающих мальчиков и рано созревающих девочек в значительной степени отрицательные. В целом, влияние времени полового созревания лучше всего понять в контексте других переходных периодов, таких как переход в школу и разрушение семьи, которые могут помочь или помешать способности ребенка справляться с биологическими изменениями.

Хотя проблема ожирения может начаться в младенчестве и детстве, только около четверти детей, страдающих ожирением, останутся с ожирением и через 20 лет. Два критических периода для развития ожирения – это младенческий возраст и примерно 4-летний возраст. Недавние исследования показывают, что генетические факторы могут играть роль в определении позднего ожирения; однако стратегии родителей, направленные на то, чтобы заставить своих детей есть, также могут внести свой вклад.

В дополнение к физическим проблемам, таким как гипертония и диабет, дети и подростки с ожирением могут испытывать нарушения образа тела и дискриминацию со стороны сверстников и взрослых. Эффективные диетические программы для детей сосредоточены на изменении моделей питания и физической активности как ребенка, так и других членов семьи.

Расстройства, связанные с диетой, включают нервную анорексию, которая может возникнуть в раннем подростковом возрасте и возникает в результате снижения потребления калорий, и булимию, которая обычно возникает в более позднем подростковом возрасте и характеризуется перееданием и рвотой

Недостаточное питание может привести к резкому снижению темпов роста. Во время Первой и Второй мировых войн на рост, вес и возраст полового созревания влияло отсутствие адекватного питания. Другие факторы окружающей среды, которые могут повлиять на темпы роста, включают болезни и климат.

После экологического ущерба или лишения, сильный корректирующий принцип, по-видимому, действует в случае физического роста. Степень наверстывания будет зависеть от таких факторов, как продолжительность, тяжесть и время лишения, а также от характера последующего лечения или терапии. В целом, чем раньше и длительнее недоедание, тем труднее восстановить нормальный уровень роста.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, что влияет на рост ребенка, что влияет на рост ребенка, физическое развитие ребенка, влияние среды на развитие ребенка, нормы роста и веса ребенка, вес плода, вес новорожденного.

60790cookie-checkДетская Психология: Питание и рост ребенка