Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Для сбора информации о детях используют анкетирование, интервью, а также непосредственное наблюдение. Все методы имеют как ограничения, так и преимущества.

ОТЧЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ

Распространенным подходом к пониманию развития детей является использование родительских интервью, анкет и рейтингов. Родителей просят предоставить устный отчет о каком-либо аспекте поведения их ребенка или их собственном поведении, которое они демонстрируют при воспитании.

При ответах на вопросы родители встречаются с рядом трудностей. Например, их часто просят вспомнить подробности из прошлого, а также оценить себя и ребенка с точки зрения важных для исследования аспектов, которые кажутся самим родителям незначительными. Другими словами, от родителей требуется сформулировать и оценить

установки и принципы, определяющие их поведение по отношению к ребенку. Неудивительно, что в отчетах разных людей мало совпадений, а искажений относительно идеализированных ожиданий, раннего развития и культурных стереотипов великое множество. Мало кто из родителей обращает внимание на задержки развития, если они не являются серьезной патологией. Зато они хорошо помнят, если ребенок немного раньше начал ходить и говорить, завышают его успехи в школе, а также списывают откровенное хулиганство на то, что «он просто активный, как и все мальчишки». В исследовании 1963 года, проведенном Роббинсоном, сравнивались отчеты родителей трехлетних детей о том, как они воспитывали детей в эти годы с их более ранними отчетами. Было обнаружено, что родительские искажения воспоминаний о том, что произошло, лежали в направлении большего согласия с мнениями экспертов и работами доктора Бенджамина Спока. Например, доктор Спок в своей книге 1957 года «Ребенок и уход за ним» одобряет использования пустышки и не одобряют сосание пальца.

Матери, которые ранее сообщали врачу об обеспокоенности сосания пальца ребенком и матери, которые были неточны в своих сообщениях относительно сосания пальца к трем годам отрицали, что их дети когда- либо сосали свои пальцы. При этом большинство матерей, которые неточно помнили про использование пустышек, склонялись к тому, что давали их ребенку, хотя фактические записи говорили об обратном.

Родители, имеющие более одного ребенка, также, вероятно, имеют путаные воспоминания о поведении своих детей в прошлом. Когда их просят описать отдельного ребенка, родитель часто создает сборный образ. Родители не только иногда путают своих детей по именам, но и кто, что и когда сделал. Хотя опросники родительского отношения и отчеты о раннем развитии и обучении ребенка или подробности о времени развития событий редко способны дать оценку будущему поведению ребенка (Holden & Edwards, 1989), некоторое улучшение таких прогнозов достигается за счет сосредоточения внимания на конкретных текущих занятиях, а не на широких ретроспективных установках и поведении (Maccoby & Martin, 1983).

В последнее время был использован ряд стратегий для повышения точности отчетов родителей и детей о поведении и диапазоне ситуаций, в которых они находились. Стратегия включает в себя сообщение члена семьи о самых недавних событиях, а также может включать обучение члена семьи в качестве наблюдателя. Каждый вечер родители по телефону рассказывают, какое конкретное поведение из списка (например: крики, плач, драка, неподчинение) их дети продемонстрировали за последние двадцать четыре часа (Patterson & Bank, 1989). Или родителей и детей можно попросить вести структурированный дневник и каждые полчаса записывать в него, где и с кем они находятся, что они делают и что чувствуют (Hetherington, 1991). В исследованиях для фиксации действий и чувств, использовались звонки. Родителям и детям могли позвонить в любое время и попросить зафиксировать свое состояние в текущий момент (Larson & Lampman-Petraitis, 1989). Родители были обучены правильно сообщать обо всех необходимых событиях, происходящих дома на протяжении нескольких месяцев (Zahn- Waxler & Radke- Yarrow, 1982). Это особенно полезно для сбора информации о редко происходящем поведении, таком как вспышки гнева, агрессия по отношению к родителю или ночное недержание мочи, которые маловероятны, если родители и дети наблюдаются в течение коротких периодов времени. Кроме того, можно увидеть, что эти методы уменьшают проблему ретроспективного искажения в сообщении о прошлых событиях, поведении или отношениях.

ОТЧЕТЫ ДЕТЕЙ

Другая стратегия состоит в том, чтобы использовать рассказы детей о собственном поведении или поведении их родителей. С детьми беседовать труднее, чем со взрослыми, они менее внимательны, медленнее реагируют и с трудом понимают вопросы. Чем младше ребенок, тем сложнее от него добиться адекватного ответа. Сразу напрашивается вопрос, а можно ли доверять ответам детей? В ходе национального опроса, в котором принимали участие 2279 детей в возрасте от семи до одиннадцати лет Зилл (Zill, 1985) обнаружили, что интервьюеры одинаково оценивали очевидную правдивость детей и их родителей. Однако, дети младшего возраста были оценены, как менее надежные источники информации, чем дети старшего возраста. Оказалось, что дети более правдивы, когда находятся с интервьюером наедине. Когда в комнате находился кто-то из родителей и внимательно слушал своего ребенка, количество адекватной информации снижалось.

Некоторые преимущества самоотчетов

Несмотря на ограниченную полезность самоотчетов для прогнозирования поведения родителей или детей, следует помнить, что некоторые виды информации трудно получить иначе. Зилл сказал, что прямой опрос ребенка «позволяет увидеть жизнь с его уникальной точки зрения». Ребенок как никто другой разбирается в своих чувствах, даже если у него есть некоторые трудности с выражением этих чувств словами. Даже, если мы рассматриваем не только внутренний мир, а факты, то в интервью непременно находятся аспекты повседневной жизни ребенка, о которых его учителя и родители знают мало или совсем ничего (1985, р. 23– 24). Еще одна сильная сторона самоотчетов детей или родителей может заключаться в том, что они основаны на большом количестве наблюдений за членами семьи с течением времени в различных ситуациях.

Было также высказано предположение, что, хотя члены семьи могут быть не объективными репортерами, их восприятие, ожидания, убеждения и интерпретация событий и поведения могут быть столь же важными, как и то, что действительно произошло (Goodnow & Collins, 1991). Сын может чувствовать отторжение отца, который на самом деле очень любит его, но считает, что мужчины не должны проявлять эмоций, а высокие стандарты и строгая дисциплина необходимы для развития сильных моральных качеств. Вера ребенка в то, что отец не считает его достойным любви, а не реальное отношение отца, может привести к развитию чувства неадекватности и низкой самооценки.

Измерения таких вещей, как отношение членов семьи друг к другу и то, как функционирует семья, могут быть использованы для того, чтобы отличить проблемные семьи от  семей, которые функционируют хорошо. Если члены семьи воспринимают семью и друг друга совершенно по-разному, эти расхождения, как правило, связаны с конфликтами и стрессом (Grych & Fincham, 1990). Это происходит поскольку каждый член семьи имеет индивидуальное представление о ней. Многие семейные терапевты сосредотачиваются на том, чтобы помочь семьям обнаружить несоответствия в их восприятии друг друга и способах общения, как средстве уменьшения семейного конфликта.

Ясно, что самоотчеты имеют ограничения, но в последние годы исследователи обнаружили, что многие вопросы лучше всего можно понять с помощью такого подхода, как наблюдение.

Отчеты сверстников и учителей

Еще одна стратегия состоит в том, чтобы использовать отчеты учителей, руководителей, друзей и сверстников. Зачастую родители плохой источник информации по вопросам того, насколько хорошо ребенок выполняет школьные задания, как он ведет себя на игровой площадке или как он справляется с учебой в группе. Родители часто даже не догадываются, что их ребенок является классным клоуном, соседским торговцем марихуаной или самым опасным хулиганом на детской площадке! В этом случае сторонние лица очень ценный источник информации. Данный подход подразумевает опрос сверстников для оценки того, насколько хорошо ребенка принимают одноклассники: детей просят оценить своих сверстников. Например, при опросе интересуются «насколько тебе нравится играть с ним». Социальный статус ребенка в классе оценивается по итогу опроса всех одноклассников (Coie & Dodge, 1988; Terry & Coie, 1991). Учителя тоже оценивают своих учеников по ряду параметров, таких как разрушительное поведение, внимательность, зависимость или общительность. Как сверстники, так и учителя могут предоставлять важные отчеты о поведении детей, которые являются полезным дополнением к отчетам родителей и детей.

В следующий раз поговорим о методе прямого наблюдения за детьми.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, продольные исследования, поперечные исследования, детская научная психология, национальные психологические исследования.

 Источник фото: freepic.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, детская научная психология, как проводятся психологические исследования.

 

63390cookie-checkДетская Психология: Методы сбора данных о детях