Исследования в области возрастной психологии часто говорят нам о том, насколько эгоцентричны дети. Однако не слишком часто мы слышим о детях, которые вынуждены проявлять большую храбрость и заботу в кризисных ситуациях. В ходе продолжающегося расследования массового нападения с ножом на молодых девушек в Саутпорте, Англия, в 2024 году, были получены свидетельства необычайной храбрости детей, подвергшихся нападению. Действительно, сообщение о ребенке, вставшем перед своей сестрой, чтобы защитить ее от ударов ножом, демонстрирует уровень мужества, которым многие взрослые, возможно, не обладали бы в таких же обстоятельствах. Также появились подробности о том, как маленькие дети держали дверь открытой, чтобы другие дети могли сбежать от нападавшего, и о том, как дети помогали другим не привлекать к себе внимания, не бегая и не крича. Подобные рассказы часто появляются после стрельбы в школах США. Например, отчет о подростке, который противостоял стрелку, напавшему на учеников средней школы в Колорадо в сентябре 2025 года.
Как такие молодые люди могли вести себя с таким самообладанием и самоотверженностью? Психологические исследования показывают, что дети развивают необходимые когнитивные, личностные и эмоциональные навыки раньше, чем мы можем себе представить.
Хотя большая часть нашего понимания человеческого мужества происходит из области взрослой психологии, в своем исследовании 2009 года профессор возрастной психологии Питер Мурис изучил связь между страхом и мужеством у детей в возрасте от 8 до 13 лет. Его интервью и исследования с участием юных респондентов показали, что между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект, может существовать связь.
Он также обнаружил, что 94 % детей, участвовавших в его исследовании, уже совершили в своей жизни по крайней мере один смелый поступок, например, справились с животным, которого боялись, или защитили друга от хулиганов.
А исследование 2021 года показало, что экстраверсия у подростков, по-видимому, защищает их от развития тревожности. Возможно, что многие из маленьких детей, которые проявили храбрость в кризисной ситуации, имели более высокие показатели этой защитной черты.
Экспериментальный психолог Джоана Виера и ее коллеги в своем исследовании 2020 года изучали, как люди реагируют, когда сталкиваются с угрозой в виде электрического удара и возможностью помочь другому человеку избежать удара. Они обнаружили, что по мере увеличения вероятности угрозы люди были более склонны идти на помощь другому, даже рискуя получить удар сами. Их исследование показывает, что защитные состояния ума также активируют когнитивные процессы, которые способствуют проявлению заботы.
Психологи Тони Бьюкенен и Стефани Престон в своем анализе 2014 года исследовали, как стресс может способствовать альтруизму. Они подчеркнули, что нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. Эти две области действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других.
Этот механизм заботы наблюдается у многих животных, от крыс до горилл. Социальный психолог Дэниел Бэтсон предположил, что существует два типа реакций на острую угрозу: одна мотивирована личным дистрессом, который сосредоточен на себе, а другая основана на сочувствии или эмпатии, связанных с альтруизмом. У всех нас есть потенциал реагировать любым из этих способов, что делает мужество этих детей еще более впечатляющим.
Несколько психологов обнаружили, что дети в возрасте от 12 месяцев могут распознавать страдания других людей и реагировать на них с сочувствием. Исследование 2011 года показало, что дети в возрасте от двух лет могут реагировать на страдания других людей словесным утешением, советами и отвлечением внимания. Исследователи также продемонстрировали, что младенцы реагировали усиленным дистрессом, когда им представляли звуки страданий других людей.
Чтобы запомнить инструкции и продемонстрировать навыки более высокого порядка, такие как сочувствие и забота о других, а не о себе, детям необходимо было задействовать развивающиеся исполнительные функции и области лимбической системы мозга. Эта система представляет собой группу связанных между собой структур мозга, которые помогают регулировать эмоции и поведение. Эти области обычно полностью развиваются к возрасту молодого взрослого.
В появившихся рассказах можно услышать, как дети усвоили советы взрослых о том, как действовать в чрезвычайной ситуации. Повторяющиеся инструкции на самом деле легче вспомнить в условиях острого стресса.
Эти структуры развиваются на протяжении всего детства. Но исследования постоянно показывают, что дети дошкольного возраста выполняют исполнительные функции, такие как способность воспринимать эмоциональное состояние другого человека и реагировать на него. Вместо того, чтобы реагировать инстинктивной реакцией «бей или беги», дети, которые сохраняют спокойствие в критические моменты, сдерживают свой страх настолько, что могут заботиться о других.
В исследовании 2010 года изучались области мозга взрослых, связанные с повышенной храбростью. Участники, боявшиеся змей, должны были поднести живую змею к своей голове. Исследование показало, что храбрость связана с диссоциацией страха и сенсорного возбуждения. Это означает, что люди, проявляющие храбрость в стрессовых ситуациях, могут отключаться от своих чувств страха и физиологических ощущений страха в теле.
Сочетание диссоциации и извлечения инструкций может помочь объяснить, как они смогли сохранить спокойствие и прийти на помощь другим. Действительно, забота о других в момент бедствия может отвлечь нас от нашего собственного острого страдания.
Самоэффективность, или способность действовать в моменты угрозы, также может защитить людей от развития посттравматических симптомов. А исследование 2019 года показало, что такие положительные черты, как надежда, компетентность и оптимизм, также могут защитить людей от развития посттравматического стрессового расстройства.
Во всех случаях, когда дети сталкиваются с такими большими невзгодами, можно только надеяться, что проявленная ими храбрость и мастерство обеспечат им некоторую защиту от огромной психологической травмы, которую они переживают.
Оригинальная статья на русском языке: Дети способны на чрезвычайную храбрость
ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии
Оригинальная статья: Kirsten Antoncich — Children are capable of extreme bravery from a young age – a psychologist explains how, October 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: психология, смелость, дети, молодежь, храбрость, стресс








Спасибо за статью!
Интересно было узнать о различных исследованиях в области возрастной психологии, которые затрагивали вопрос о детской храбрости.
Оказывается между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект, может существовать связь. Экстраверсия у подростков защищает их от тревожности. Удивило исследование 2020 года, когда при угрозе удара током, люди были более склонны идти на помощь другому, даже рискуя получить удар сами. Это исследование показывает, что защитные состояния ума также активируют когнитивные процессы, которые способствуют проявлению заботы. Выяснилось , что нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией и действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других. Я узнала, что дети в возрасте от 12 месяцев могут распознавать страдания других людей и испытывать к ним сочувствие. Согласна с тем,что забота о других в момент бедствия может отвлечь нас от нашего собственного острого страдания, замечала за собой такое, правда когда острая ситуация проходит, свои переживания могут поднакрыть
Меня тронуло, как в экстремальных ситуациях дети демонстрируют не просто смелость, а настоящую мудрость — способность подавить инстинкт «бей или беги» ради помощи другим. Особенно поражает, что эта способность коренится в сложных нейробиологических процессах: развивающиеся исполнительные функции и лимбическая система позволяют им проявлять эмпатию даже под угрозой смерти. Для себя отметил, что с одной стороны, регулярное обучение действиям в чрезвычайных ситуациях создаёт «когнитивные заготовки», которые всплывают при стрессе; с другой — сама забота о других становится психологической защитой, отвлекающей от состояния страха. И возможно именно этот опыт самоэффективности, как показывают исследования, станет для этих детей опорой в преодолении травмы — ведь совершённый поступок останется внутренним ресурсом, напоминанием о своей силе даже в самые трудные моменты. Мужество — не отсутствие страха, а умение действовать вопреки ему.
Благодарю за статью, из которой узнала, что такое нейробиология альтруизма: В стрессовых ситуациях активируются пересекающиеся нейронные цепи — системы заботы о других и системы вознаграждения, что способствует просоциальному поведению. Меня удивил факт о распространенности детской храбрости: 94% детей в исследовании Муриса уже совершили как минимум один смелый поступок к 8-13 годам. Заметила в статье психологические механизмы: двойная реакция на угрозу (Бэтсон): личный дистресс — эгоцентричная реакция, эмпатическая забота — альтруистическая реакция, исполнительные функции: дети используют развивающиеся префронтальные структуры для регуляции эмоций и планирования помощи другим. Самоэффективность (Бандура): Вера в свою способность действовать в угрожающей ситуации становится буфером против травмы. Диссоциация сенсорного возбуждения: Смелые люди могут отделять физиологические сигналы страха от сознательного опыта. В психологической консультации детей буду учитывать защитную роль экстраверсии при работе с тревожными детьми. В личном взяла на заметку поощрять уверенность в своих силах через малые достижения — это формирует «привычку храбрости». Действие защищает психику — активное поведение в кризисе снижает риск травмы.
Спасибо за статью! Меня удивил результат исследования Питера Муриса, который говорит о том, что между храбростью и экстраверсией может существовать связь. Получается, что «открытый» человек обладает большим мужеством по сравнению с закрытым.
Также для меня была новой информация о том, что стресс может способствовать альтруизму. Т.е. в условиях стресса человек может проявить заботу о другом.
В профессиональном плане информация из статьи прежде всего полезна тем, что в ней описаны природные механизмы проявления мужества у детей.
В личном плане вспомнил свое детство. Мне было около восьми лет и меня постоянно обижал соседский мальчик, мой ровесник. Однажды мой младший брат, видя, что меня обижают встал «стеной» передо мной, защищая меня от обидчика. Брату на тот момент было пять лет. Обидчик увидел самоотверженность моего брата и отступил.
Статья раскрывает удивительный феномен детской храбрости в экстремальных ситуациях. Поражает, насколько рано у детей формируются эмпатия и альтруизм: уже в 12 месяцев они распознают чужие страдания, а к двум годам способны на словесное утешение.
Особенно ценно, что исследования показывают: за такими поступками — не просто инстинкт, а сложная работа психики: задействованы исполнительные функции мозга, механизмы диссоциации страха, извлечение выученных инструкций.
Важно и то, что проявленная храбрость может стать защитным фактором от ПТСР благодаря самоэффективности, надежде и оптимизму.
Эти истории заставляют переосмыслить представления о детской психологии: даже в раннем возрасте человек способен на осознанный выбор в пользу заботы о других, преодолевая собственный страх.
Спасибо, за статью! Да, у детей присутствует сострадание с самого раннего возраста. Моему ребенку было около года, когда, заходя в ванную, я зажала себе ногу дверью. Я издала крик боли и ребенок посмотрел на меня испуганными глазами. Потом начал меня гладить по голове. Тогда этот факт меня очень удивил. Я не ожидала, что в столь раннем возрасте ребенок способен к состраданию. Позже в пять лет он пытался защитить девочку от удара. Она ехала с горки и выскочила из желоба. И пытаясь спасти девочку он столкнулся с ней. И родители девочки начали говорить: что мол ты наделал. И тогда я заступилась за него и сказала, что он спасти хотел ее от удара. На самом деле это интересный факт — как развивается психика детей, как формируется понятие честь и самопожертвование.
Благодарю за статью, интересно было узнать, насколько важны и сложны психологические механизмы, лежащие в основе мужества и заботы у детей в кризисных ситуациях. Меня поразило, что даже очень молодые дети способны проявлять черты поддержки и защиты, несмотря на их ограниченные знания и ресурсы. Для меня также было удивительно, что такие качества, как экстраверсия, эмпатия и развитые исполнительные функции, могут играть роль в формировании героического поведения у детей. Особенно важно понять, что в стрессовых ситуациях активируются системы, позволяющие сохранять спокойствие, отключаясь от страха, что помогает помогать другим. Это усиливает моё понимание, как формируются и проявляются внутренние ресурсы человека, и как важно развивать эти навыки у детей с раннего возраста, чтобы подготовить их к возможным трудным ситуациям. Как будущему психологу, мне кажется, очень ценно помнить о роли социальной поддержки, эмпатии и внутренней устойчивости в формировании мужества и способности к самопомощи.
В данной статье интересно было узнать о детской храбрости. Впечатлило меня то, что экстраверсия защищает от тревожности. Действительно тогда, когда нет таких храбрых дел, то бездеятельность приводит к тревожности, вспомнил детский момент с петухом, который на меня кидался. Долго я вынашивал и беспокоился по поводу того, как мне пройти мимо курятника в туалет. Однажды я обул взрослые валенки и пошёл. Когда петух на меня бросился, я его пнул, он снова попробовал и потерпел фиаско. Я победил и мне стало спокойнее. В драках также мне помогали действия, нежели ходил и тратил время на мысли: кто кого побьёт, выйдя один на один. Когда действие совершается, то становится легче, неважно была победа или нет. Сам факт того, что я спустя время решался сделать шаг, становилось уже понятно: либо я победил, либо мне надо потренироваться получше, чтобы в следующий раз осилить соперника. Вывод для себя сделал такой: дела помогают преодолеть беспокойство и увидеть то, над чем предстоит доработать. Только на сборы время уходит.
Благодарю за интересную статью! В результате прочтения этой статьи я узнала об исследованиях в области возрастной психологии на тему храбрости, мужества. Интересным было узнать, что стресс может способствовать альтруизму и что это происходит потому что нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. а эти две области действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других. Удивительно, но по исследованию Питера Муриса из юных участников исследования (от 8 до 13 лет) 94% детей, уже совершили в своей жизни по крайней мере один смелый поступок, например, справились с животным, которого боялись, или защитили друга от хулиганов. Заинтересовало, что между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект, может существовать связь.
Благодарю за статью, она по-новому помогает взглянуть на понимание детских возможностей — от традиционного акцента на эгоцентризме к признанию раннего развития альтруистического поведения. Практическая ценность работы — в демонстрации того, что дети способны к самоотверженным поступкам в экстремальных ситуациях.
Ученые сделали вывод, что нейробиологические механизмы заботы и эмпатии формируются уже в раннем возрасте. Это знание меняет подход к воспитанию, подчеркивая важность развития эмоционального интеллекта с детства.
Особенно значимо открытие о роли исполнительных функций — даже дошкольники могут подавлять инстинктивные реакции страха ради помощи другим. Это объясняет, как тренировка правил безопасности помогает детям действовать эффективно в кризисных ситуациях.
Исследование также показывает защитную роль самоэффективности и позитивных черт характера, что важно для психологической помощи детям, пережившим травму. Понимание этих механизмов может улучшить программы поддержки юных героев.
Из статьи я узнал о том, почему дети могут демонстрировать беспримерную смелость и самоотверженность. Мне было интересно почитать о физиологическом аспекте этого явления. Ещё я увидел, что эта смелость связана с экстраверсией. Раньше я не связывал эти характеристики. Благодаря статье, я узнал о том, какие качества могут помочь в борьбе с посттравматическим синдромом. Я увидел, что храбрость, которую, в том числе, требуют или ожидают от мальчиков или мужчин в обществе, связана с определёнными чертами личности. Также она развивается, а не даётся изначально. Это означает, что нельзя равнять всех под одну гребёнку. И, конечно, нельзя одного ребёнка ставить в пример другому. Чтобы соответствовать примеру, нужно пройти либо экстерном наверстать его путь развития.
В статье меня поразил механизм о том как стресс может активировать не инстинкт самосохранения, а альтруизм. Мысль о том, что нейронные цепи заботы в стрессе пересекаются с центрами вознаграждения, открывает удивительную перспективу — помогая другим в критический момент, мозг может фактически получать эмоциональную компенсацию, отвлекаясь от собственного ужаса. Особенно тронул пример детей, которые не бежали панически, а держали дверь для других и помогали не привлекать внимание нападавшего. Это показывает не просто смелость, а поразительное самообладание и способность мыслить стратегически в ситуации, где многие взрослые растерялись бы. Раньше я ассоциировала слово мужество и храбрость только по отношению к взрослым, но после прочтения понимаешь, что способность к состраданию и самопожертвованию заложена в нас с самого детства гораздо глубже, чем мы предполагали.
Спасибо за публикацию. Из прочитанного я узнала о причинах реакции детей на чрезвычайные ситуации. Многие дети демонстрируют самообладание, мужество и заботу тогда, когда другим требуется экстренная помощь. Интересно то, что между перечисленными выше качествами и экстраверсией, интеллектом может существовать связь. То есть, экстраверты способны на большую храбрость. Для меня это скорее вероятный факт, так как они более открыты, импульсивны в своих действиях, имеют высокую скорость реагирования.
А вот новое знание для меня заключается в том, как стресс может вызывать альтруизм. Это происходит из-за пересечения нейронных сетей, отвечающих за заботу и мозговых цепей, отвечающих за мотивацию и вознаграждение. Этот механизм заботы может проявляться двумя способами: акцентированием на себе в кризисной ситуации или на помощи другим людям.
Дети, а также и взрослые люди, в моменты сильного страха и ужаса, могут диссоциироваться от ситуации и, отключившись от чувств и ощущений тела, способны на проявление храбрости, оказание помощи другим людям. У меня лично такой механизм защиты своей психики является рабочим по сей день.
Меня несколько удивило, что дети могли следовать инструкциям в периоды острого стресса. Это говорит о пользе обучения детей алгоритму действий в той или иной угрожающей жизни ситуации.
По поводу того, что дети способны проявлять храбрость в большей степени по сравнению со взрослыми в той же чрезвычайной ситуации, могу добавить то, что возможно это происходит в частности от отсутствия чувства ответственности за жизни других людей при потери своей, то есть, последствий своего поступка, а также несформировавшегося представления о собственной смерти.
В профессиональном плане я отметила, что помощь клиенту в развитии и поддержании таких качеств как оптимизм, надежда, компетентность обеспечит защиту для его психического здоровья в моменты угрозы и возможно от развития ПТСР.
В личном плане я узнала больше о своей мотивации помощи другим людям и подумаю, как эту информацию можно использовать с пользой для всех. Спасибо.
Статья посвящена интересному психологическому феномену, а именно способности детей к героическому и самоотверженному поведению в кризисных ситуациях. Интересным показалось то, что основой для храброго поведения может служить способность сопереживать и чувствовать эмоциональное состояние окружающих, то есть эмпатия. В очередной раз подтверждается значимость наличия этой способности для социального взаимодействия. Также важную роль для самоотверженных поступков играет развитие когнитивных навыков и контроля, чтобы вместо инстинктивных реакций следовать усвоенным инструкциям. В профессиональном плане я понял, что проявления детского героизма — это результат действия адаптивных механизмов психики, которые позволяют в критической ситуации противостоять инстинкту самосохранения ради помощи другим людям.
Спасибо за статью! Из нее я узнала о том, что дети могут проявлять храбрость и самоотверженность в кризисных ситуациях, что противоречит распространенному мнению о их эгоцентричности. Также мне стало известно о связи между личностными чертами, такими как экстраверсия и открытость, и проявлением мужества у детей. Меня впечатлило, то, как дети, подвергшиеся угрозе, способны действовать с таким самообладанием и заботой о других, даже в экстремальных условиях. Особенно трогательным для меня было упоминание о ребенке, который стал на защиту своей сестры. Я познакомилась с понятием «защитные состояний ума». Узнала, что стресс может способствовать альтруистическому поведению, и что нейронные цепи, связанные с заботой, активизируются в условиях стресса. Также стало известно о различии между реакциями, основанными на личном дистрессе и сочувствии. В профессиональном плане эта информация может быть полезна для психологов и педагогов, работающих с детьми, так как она отражает важность поддержки их эмоционального развития и формирования альтруистических качеств. Лично я могу использовать эти знания для более глубокого понимания поведения детей в стрессовых ситуациях, и для повышения своей эмпатии к ним. Прочтение статьи натолкнуло меня на мысль о том, что развитие мужества и заботы у детей может быть связано с их личностными характеристиками, и эмоциональным интеллектом. Это также поднимает вопрос о том, как мы можем поддерживать детей в развитии этих качеств, и как важно создавать безопасные условия для их роста. Кроме того, это заставляет задуматься о роли стресса в формировании альтруистического поведения, и о том, как мы можем использовать эти знания для воспитания более заботливых и смелых людей.
Из данной статьи я узнал, что дети развивают необходимые когнитивные, личностные и эмоциональные навыки раньше, чем мы можем себе представить. Также я узнал, что зачастую дети оказываются более храбрыми, мужественными и смелыми, чем взрослые.
Меня впечатлило, что исследование показало связь между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект. Меня удивило, что экстраверсия у подростков защищает их от развития тревожности.
Я познакомился с тем, что защитные состояния ума также активируют когнитивные процессы, которые способствуют проявлению заботы. Нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. Эти две области действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других.
В профессиональном плане эта информация помогает мне лучше понять детей. В личном плане я лучше пойму своего ребенка.
Эта статья натолкнула меня на мысль, что возможно всё это так по причине отсутствия у детей негативного опыта в результате проявления мужества.
Спасибо, за увлекательную статью. Заново вспомнила, что такое экстраверсия и что по исследованиям 2021, она скорее всего защищает их от развития тревожности. Я удивлена какая выдержка есть у детей, что в сильном дистрессе они могу отключить эту реакцию «бей или беги» и быстро адаптироваться к ситуации. Так же в статье было интересно узнать, как биологически как стресс может способствовать альтруизму. Ну и совсем меня поразило, что дети двухлетнего возраста могут реагировать на страданиях других людей словами утешения, даже советом и отвлечением внимания, потому что я думала, что дети такого возраста ну врятли вообще способны на что-то подобное, кроме как пожалеть по голове или обнять. Видимо мое представление о детях достаточно скудное и статья мне открыла новые грани этого видения.
Я тронута и одновременно потрясена такими историями. Как мать я сразу думаю о том, как важно учить детей простым правилам безопасности и одновременно воспитывать в них эмпатию и умение действовать в стрессовых ситуациях — это может действительно спасти чью‑то жизнь. В то же время меня беспокоит, что дети оказываются в таких ситуациях вообще; никакое воспитание не должно обязывать ребёнка платить такой ценой. Я надеюсь, что этим детям будет оказана профессиональная психологическая поддержка, и что общество сделает всё возможное, чтобы предотвратить подобные трагедии. И лично для меня такие истории — напоминание о том, как много силы и хрупкости одновременно в детях, и как важно не только хвалить их за смелость, но и заботиться о их восстановлении и безопасности.
Благодарю за статью! В результате прочтения данной статьи, я отметила для себя новую информацию о том, что у детей с малых лет развивается сочувствие и забота по отношению к окружающим. Меня впечатлило, что дети могут вставать на защиту других людей или вести себя определенным образом в зависимости от ситуации, которая требует спокойствия и рассудительного принятия решений. Эта информация говорит о том, что дети с малых лет развивают в себе те чувства и эмоции, благодаря которым взрослеют раньше, чем думают взрослые. Эта информация дает мне возможность понять, что дети это маленькие взрослые, которые способны на смелые поступки. Это натолкнуло меня на мысль о том, чтобы обсудить с детьми в своем окружении их возможную реакцию на нестандартные события и узнать что они думают по этому поводу.
Спасибо за статью! Она открыла мне новые границы детской психологии, показав, что даже в раннем возрасте дети способны на невероятное мужество и альтруизм в кризисных ситуациях. Особенно поразили примеры самопожертвования детей, которые инстинктивно защищали других, демонстрируя необычайную эмоциональную зрелость. Теперь я лучше понимаю нейробиологические механизмы таких поступков. Оказывается, стресс может активировать не только реакции страха, но и системы вознаграждения, мотивируя помогать другим. Это знание переворачивает традиционные представления о детском эгоцентризме. Как будущему психологу, статья дала важное понимание: дети обладают недооцененным потенциалом к сопереживанию и самоотверженности. Особенно ценным стало осознание, что исполнительные функции и эмоциональная регуляция развиваются раньше, чем принято считать. Это знание буду использовать в работе с детьми, пережившими травму, помогая им опереться на внутренние ресурсы. Статья также подчеркнула важность подготовки детей к чрезвычайным ситуациям через повторяющиеся инструкции, которые действительно запоминаются в стрессе. Такой подход может спасти жизни.
Для меня эта статья раскрывает работу защитных механизмов нашей психики. Благодаря ей я стала рассматривать такие проявления, как альтруизм, забота, храбрость, надежда и оптимизм, под новым углом — как формы психологической защиты, которые активируются в момент серьёзной угрозы и высокого стресса. После прочтения я также задумалась о том, что умеренный, управляемый стресс может положительно влиять на развитие механизмов адаптации у ребенка. Этот опыт может впоследствии стать для него ресурсом во взрослой жизни, когда он будет жить самостоятельно. В профессиональном плане статья стала для меня подтверждением важной идеи: с научной точки зрения, даже в самой сложной ситуации можно обнаружить позитивный опыт. И задача психолога-консультанта — помочь клиенту этот опыт увидеть и опереться на него.
Спасибо за статью! Из неё я узнал о таком явлении, как детский героизм. Меня удивило, то что при изучении этого явления, были изучены реальные случаи детского героизма в опасных для жизни ситуациях. Гд е дети рискуя собственной жизнью оказывали помощь другим людям, оставаясь при этом в здравом рассудке. Интересно было узнать про результаты исследования, в ходе которого выяснилось, что способность к защите или состраданию выявлялись у детей с самого раннего возраста. В профессиональном плане, я отметил механизм защиты психики ребёнка, когда он совершает геройски поступок или проявляет сострадание к попавшему в беду человеку!
Из статьи узнала о научном исследовании мужества, проявленного детьми в опасной или стрессовой ситуации. Раньше я не задумывалась о таком поведении со стороны психологии. Периодически я встречаю в новостях истории о детях-героях. Такие новости вызывают у меня слёзы. Даже при чтении этой статьи, возникло желание заплакать. Мне всегда очень жалко таких ребят. Это и мальчик Толя, закрывший маму при обстреле дронам, это мальчик, спасший маму, кода ее пытался зарезать собутыльник, мальчик, спасший двух тонущих ребят. Таки историй я знаю десятки. Вопрос, что руководило ребятами в эти моменты. Если в случае с мамой, то есть самым близким человеком, кажется понятно — любовь. То с двумя тонущими мальчиками — что-то другой. Во всех случаях можно выделить такое качество, как эмпатия и альтруизм, внутренняя стойкость, смелость и мужество.
Спасибо за статью. Я слышала, то, что дети могут проявлять в силу своего возраста могут быть жестоки по отношению к сверстникам. В статье исследования показали обратную сторону это детская храбрость. Храбрость, описанная в статье вызывает удивление, насколько дети могут быть осознанными и взрослыми, в тяжелые моменты жизни. Ни каждый взрослый на такое способен, а в статье говорится о детях. В профессиональном плане узнала, что дети в возрасте от 12 месяцев могут распознавать и сочувствовать страданиям других людей, а в два года могут словесно утешать. Удивило то, что, забота о других в момент бедствия может отвлечь нас от нашего собственного острого страдания. Вообще реакция человека не предсказуемая часть нашей психики и как она отреагирует не известно.
Было познавательно узнать о сложных психологических механизмах, лежащих в основе храбрости и заботы у детей в трудных ситуациях. Меня удивило, что даже очень маленькие дети могут проявлять поддержку и защищать других, несмотря на свои ограниченные знания и ресурсы. Также поразило, что такие качества, как экстраверсия, эмпатия и хорошо развитые исполнительные функции, могут способствовать формированию у ребенка героического поведения. Особенно важно понять, что в условиях стресса активируются системы, позволяющие сохранять спокойствие и отключаться от страха, что помогает помогать окружающим. Это расширяет моё понимание того, как внутренние ресурсы человека формируются и проявляются, и подчеркивает важность развития этих навыков у детей с раннего возраста для подготовки к трудным ситуациям.
Спасибо за статью.
Познакомилась с исследованием, доказывающим, что дети развивают когнитивные, личностные и эмоциональные навыки гораздо раньше, чем это считалось раньше. В ходе исследования изучалась связь между страхом и мужеством у детей.
Удивило, что экстраверсия у подростков защищает их от развития тревожности, а многие маленькие дети, проявившие храбрость в кризисной ситуации, возможно, имели более высокие показатели этой защитной черты. Узнала, как стресс может способствовать альтруизму.
В профессиональном плане полезна информация о том , что самоэффектиность в момент угрозы, а также такие черты, как надежда, компетентность и оптимизм могут защитить людей от развития посттравматического стрессового расстройства.
Читая эту статью, я поразилась силе детской психики. Мы часто в учебе акцентируем внимание на эгоцентризме детей, но примеры из Саутпорта и США — мощное напоминание, что способность к самоотверженности и мужеству просыпается очень рано.
Меня особенно тронул тезис о диссоциации страха. Это заставило меня вспомнить случай из детства. Когда мне было лет десять, мы с младшей сестрой гуляли, и на нас погналась огромная собака. Первым моим порывом было броситься бежать, сердце выскакивало от ужаса. Но я увидела панический страх сестры, которая буквально оцепенела. И этот ужас куда-то исчез, сменившись ледяным спокойствием. Я просто шагнула вперед, поставила ее за спину и медленно, не смотря собаке в глаза, стала пятиться, говоря сестре тихим, но твердым голосом, что делать. В тот момент я не чувствовала страха, только четкую цель — защитить ее.
Теперь, изучая психологию, я понимаю: мой мозг, вероятно, «отключил» панику, позволив действовать. И именно эмпатия, о которой пишут Бэтсон и другие исследователи, стала тем триггером, который переключил реакцию с «беги» на «защити». Опыт этих детей доказывает: наша психика, даже незрелая, обладает удивительными механизмами для проявления храбрости и заботы, когда это нужнее всего.
Спасибо за статью! Из неё я узнала, что смелые поступки — не исключение, а почти норма для детей. Исследование Муриса показало, что 94% детей уже совершили в своей жизни как минимум один смелый поступок. Это говорит о том, что мужество — это не редкий дар, а потенциально универсальная черта, которая может проявляться в подходящих обстоятельствах.
Исследование Виеры и анализ Бьюкенена и Престон стали для меня открытием. Оказывается, готовность помочь другому, даже ценой собственного риска, — это не просто абстрактное «хорошее поведение», а сложный нейрокогнитивный процесс. Мозг в стрессе не всегда выбирает «бей или беги»; он может активировать систему вознаграждения и мотивации, связанную с заботой о других.
Я была удивлена, узнав, что чувство самоэффективности (уверенность в своих действиях в момент угрозы) может быть буфером против развития ПТСР.
В профессиональном плане, эта статья мне поможет лучше понимать детей, которые пережили экстремальные ситуации.
В личном плане раньше я видела в детях только хрупких и эгоцентричных существ. Я осознала их глубокий, часто нераскрытый потенциал к героизму и самоотверженности.
Мне стало интересно изучить глубже статистику, какое кол-во смелы поступков дети совершают в дошкольном и возрасте.
Спасибо за статью. Прочитав ее я узнала, что дети развивают необходимые когнитивные, личностные и эмоциональные навыки раньше, чем мы можем себе представить. Вызвал интерес тот факт, что стресс может способствовать альтруизму. Нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. Эти две области действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других. В личном плане мне близка версия психолога Дэниела Бэтсона, который предположил, что существует два типа реакций на острую угрозу: одна мотивирована личным дистрессом, который сосредоточен на себе, а другая основана на сочувствии или эмпатии, связанных с альтруизмом.
Информация из статьи подчеркивает важность и сложность проявления мужества у детей в кризисных ситуациях. В статье подробно рассматриваются психологические исследования, показывающие, что даже маленькие дети способны на героические поступки благодаря раннему развитию эмпатии, исполнительных функций и защитных механизмов мозга. Исследования показывают, что даже младенцы реагируют дистрессом на звуки страдания других людей, а в возрасте 12 месяцев ребенок уже способен на сочувствие. Впечатляет связь между личностными чертами, такими как экстраверсия и уверенность, и их способности к самопожертвованию. Лично меня, всегда удивляли дети-герои, я считала, что это врожденная смелость, бесстрашие, что с такими качествами героя человек рождается, а социум и окружение поддерживает и усиливает их в ребенке по мере взросления. Статья напоминает о силе человеческого духа и важности понимания психологических механизмов, лежащих в основе героических поступков детей.
Благодарю за статью. Я узнала о том, что в ходе исследований было обнаружена связь между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект у детей от 8 до 13 лет. Они уже способны к самообладанию и могут жертвовать собственной безопасностью ради помощи другим. Это означает что развитие необходимых когнитивных, личностных и эмоциональных навыков происходит значительно раньше, т.е. ещё в детстве. Любопытно, что экстраверсия, т.е. открытость новому, энергичность, общительность, спонтанность и легкость в установлении контактов помогает подросткам справляться с тревожностью и проявлять храбрость заступаясь за других. Ученые обнаружили, что вероятность угрозы стимулирует защитные состояния ума и когнитивные процессы, способствующие проявлению заботы. И дети до 12 лет уже могут проявлять сострадание. Оказывается было обнаружено, что проявление храбрости в стрессовых ситуациях помогает отключаться от своих чувств страха и их отражения в теле. Таким образом можно надеяться что этот механизм сработает как защита от развития посттравматических симптомов не только у взрослых, но и у детей, прошедших через невзгоды.
Поразительно, что дети уже с довольно ранненго возраста начинают проявлять заботу поотношению к другим людям. И особенно проявлять храбрость в довольно ранеем возрасте. Согласно исследованиям 94% детей к 8-13 годам совершили как минимум один смелоый поступок. На степень храбрости влияют такие качества как высокий уровень экстраверсии, интеллекта и открытости. Также согласно проведнным исследованиям нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. Отметила для себя важный факт, что проявление храбрости и заботы о других в моменты угрозы помогает избежать или минимизировать постравматические стрессовые расстройства.
Дети не перестают удивлять: какими храбрыми они могут быть! Интересно, как психика работает в критической ситуации и даёт возможность помочь ещё кому-то. Особенно интересен факт, что дети хорошо запоминают инструкции взрослых, которые они могут использовать в критической ситуации. Мне как маме это очень важно знать.
Действительно, забота о других в момент бедствия может отвлечь нас от нашего собственного острого страдания, и на это стоит обратить внимание, так как польза, извлекаемая из этого, невероятна для себя и окружающих.
Статья поднимает много социальных вопросов, и эта информация однозначно пригодится мне в будущем.
Статья открыла мне, что детская способность к героизму и самоотверженности в кризисных ситуациях научно обоснована. Меня впечатлили примеры хладнокровия и альтруизма детей, которые в стрессе думали о спасении других, а не о себе.
Я познакомилась с ключевыми психологическими механизмами:
диссоциация страха и сенсорного возбуждения – способность «отключить» чувство страха и физиологические реакции для совершения осознанных действий; защитная черта экстраверсии – которая, по исследованиям, может снижать тревожность и способствовать храбрости; нейронные цепи заботы – их активация в стрессе, связанная с системой вознаграждения, может смещать реакцию с «бей или беги» на альтруистическую защиту; роль исполнительных функций и лимбической системы – оказывается, даже у маленьких детей эти структуры мозга уже развиты достаточно для эмпатии и сложных поведенческих стратегий.
Из статьи я узнала, что детская храбрость — это быстрое развитие когнитивных, личностных и эмоциональных навыков. Именно они способствуют проявлению храбрости в кризисных ситуациях. Удивило, что храбрость напрямую связана с качествами личности экстраверсия, открытость и интеллект. Интересно, что для проявления сочувствия и заботы должны быть задействованы исполнительные функции и лимбическая система мозга. Немного ошарашивает и приятно удивляют выводы исследователей о том, что способность действовать в кризисных ситуациях, а также надежда, компетентность и оптимизм могут стать факторами, которые аннулируют посттравматические симптомы, или, как минимум, могут снизить их воздействие на человека и ребенка, в том числе. Если следовать этим исследованиям, то , возможно, направление мыслей человека на оптимистичность в целом могут помочь ему справится с психологическими сложностями.
Благодарю за статью. Сегодня я узнала о способности детей проявлять отзывчивость и храбрость в кризисных ситуациях. В исследовании, представленном в статье, говориться, что именно такая черта как экстраверсия, защищает детей от развития тревожности и помогает проявлять храбрость в экстренной ситуации. Помимо этого, я узнала, что некоторые дети уже с 12 месяцев могут распознавать переживания других людей и даже реагировать на них сочувствием.
Моя 2-х летняя дочь очень эмпатичный человек. Она всегда переживает за нас, если кто-то поранился, спрашивает «тебе больно?» «давай поцелую или подую». Если мой муж задерживается на работе, спрашивает «где папа? скоро он придет, его там не закроют?», бывает даже не может уснуть пока он не придет домой.
В профессиональном плане, я отметила, что благодаря советам взрослых о том, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации, детям проще адаптироваться в условиях реального стресса.
Из материалов статьи я узнала, что храбрость коррелирует с экстраверсией, открытостью и интеллектом. Исследования показали, что дети, проявлявшие храбрость, обладали высоким уровнем экстраверсии, которая в свою очередь является защитой от тревожности. Меня впечатлило, что в критических ситуациях механизма самосохранения может трансформироваться в стремление помочь другим. Это происходит благодаря уникальной взаимосвязи нейронных цепей, где зоны заботы и центры вознаграждения работают в унисон, то есть помогая другим человек получает удовольствие. Раннее формирование альтруистических качеств у ребенка может помочь в развитии стрессоустойчивости (контролируемого поведения вместо паники), стратегического мышления (как эффективно оказать помощь в опасной ситуации), и это в свою очередь может помочь выработать способность справляться с собственной психологической травмой.
В результате прочтения статьи я узнал о храбрости детей во время чрезвычайных ситуаций. Так, хотя принято считать, что дети эгоцентричны, есть исследования, показывающие, что дети могут быть весьма готовы оказать помощь другим в сложных ситуациях, что говорит о более раннем у них формировании уменя управлять своими эмоциями. Также было выявлено, что дети с развитой экстраверсией более решительны в моменты чрезвычайных ситуаций, готовы помочь другим, контролировать себя, проявлять самопожертвование, храбрость. Уже к 12 месяцам дети могут проявлять сочувствие, а с двух лет словесное участие — утешение, совет или отвлечение. Способность действовать в момент опасности также может самому человеку избежать посттравматического синдрома.
Спасибо за статью. Данная публикация произвела на меня сильное впечатление. Я узнала о невероятном мужестве и зрелости детей, проявляемых в критических ситуациях. Особенно интересны исследования, показывающие, что дети способны развивать важные навыки гораздо раньше, чем принято считать. Меня удивили результаты исследования, в которых участники-юные респонденты продемонстрировали, что между повышенной храбростью и личностными чертами, такими как экстраверсия, открытость и интеллект, существует связь. Также поразило исследование 2021 года, которое показало, что у подростков экстраверсия, по всей вероятности, служит защитой от развития тревожности. Возможно, многие маленькие дети, проявляющие смелость в кризисных ситуациях, обладали высокой степенью этой защитной черты. В профессиональном плане я обратила внимание на то, как нейронные цепи, отвечающие за заботу в условиях стресса, пересекаются с дорожками, связанными с вознаграждением и мотивацией. Механизм переключения реакции с избегания угрозы на защиту окружающих, общий для людей и животных, является очень важным. В личном плане я заметила, что забота о других в моменты бедствия или сильного стресса действительно помогает отвлечься от собственного страдания. Например, после госпитализации папы мне помогало справляться со стрессом забота о своих питомцах. В общем, статья произвела впечатление историями детей, которые вместо инстинктивной реакции «беги или бей» сохраняют спокойствие в критические моменты, сдерживая страх, чтобы помочь другим. Полностью согласна с авторами: при столкновении с тяжелыми испытаниями проявленная смелость и навыки дают некоторую защиту от серьезных психологических травм, которые они могут пережить.
Детская храбрость: когда инстинкт самосохранения уступает место эмпатии
Эти истории — не просто примеры героизма. Они раскрывают фундаментальный механизм человеческой психики: в критический момент эмпатия может перевесить инстинкт самосохранения. Исследования показывают, что мозг детей способен на удивительную диссоциацию — «отключение» собственного страха ради помощи другому.
Это не слепая храбрость, а сложная работа мозга. Исполнительные функции, которые должны полностью сформироваться лишь к 25 годам, в момент кризиса позволяют ребенку подарить панику и вспомнить инструкции. Забота о других становится формой саморегуляции — отвлекаясь от собственного ужаса, дети находят опору в действии.
Но главное здесь — раннее развитие моральных основ. Двухлетки, утешающие плачущих, и подростки, закрывающие собой других, демонстрируют: способность к состраданию и самопожертвованию просыпается в нас гораздо раньше, чем принято думать. Возможно, в этом — ключ к нашей человечности: мы становимся сильнее не тогда, боремся за себя, а когда защищаем кого-то.
Меня глубоко впечатлили нейробиологические механизмы, лежащие в основе такого поведения. Оказывается, при стрессе активируются не только цепи страха, но и перекрывающиеся с ними нейронные сети заботы о других, связанные с системой вознаграждения. Удивительным открытием стала концепция диссоциации страха и сенсорного возбуждения — способности «отключать» физиологические ощущения страха для помощи другим. Поразило также, что уже двухлетние дети демонстрируют сложные формы эмпатии — вербальное утешение, отвлечение внимания и советы.
Из статьи я познакомился с важными психологическими концепциями: связью между экстраверсией и сопротивляемостью тревоге, ролью исполнительных функций в регуляции поведения при стрессе, феноменом самоэффективности как защиты от травмы. Теперь я понимаю, что альтруистическое поведение в критических ситуациях — это не случайность, а результат сложного взаимодействия развивающихся мозговых структур и усвоенных социальных паттернов.
Из статьи узнала о детских возможностях. Раньше я воспринимала храбрость как прерогативу взрослых, но приведенные примеры детей, защищавших сестер и державших двери для спасения других, показали поразительный уровень самоотверженности, недоступный многим взрослым. На меня особенно глубокое впечатление произвело открытие, что 94% детей уже совершили хотя бы один смелый поступок в жизни. Это полностью опровергает устоявшийся миф о детской эгоцентричности и доказывает, что способность к альтруизму и мужеству заложена в нас с раннего возраста. Также было неожиданно узнать о нейробиологических механизмах храбрости — что дети могут сознательно подавлять инстинктивные реакции «бей или беги» благодаря развивающимся исполнительным функциям мозга. Удивило, что забота о других в момент кризиса может быть защитным механизмом, помогающим отвлечься от собственного страха. Это объясняет, почему дети, помогавшие другим, демонстрировали такое поразительное самообладание. В личностном плане эта статья заставила меня пересмотреть свои представления о детской психологии и более внимательно относиться к проявлениям эмпатии и смелости у детей. В практическом плане прочтение натолкнуло меня на мысль о необходимости специальных программ, которые бы развивали у детей навыки саморегуляции и эмпатии не в теории, а через практическое обучение действиям в критических ситуациях. Ведь настоящая храбрость — это не отсутствие страха, а способность действовать вопреки ему, и этой способностью могут обладать даже самые юные.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с проявлением храбрости у детей в чрезвычайных ситуациях. Меня впечатлил факт того, что проявляющие храбрость в стрессовых ситуациях, люди могут отключаться от своих чувств страха. Я познакомилась с механизмом реакции как мужество или храбрость. Проявляется как защита близких или окружающих от опасности. В личном плане я вспомнила как защищала маму от нападений отчима. В профессиональном плане я увидела, что дети развивают необходимые когнитивные, личностные и эмоциональные навыки раньше, чем мы можем себе представить. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею создания центра развития экстраверсия у подростков, для снижения уровня тревожности.
Благодаря статье я узнала о том, что может влиять на отвагу детей в стрессовых ситуациях.
Впечатлила информация, что у меня есть два пути в опасности, первый направленный на спасение себя, второй на защиту о других.
В статье я увидела механизм реакции ребёнка: спасу возможно ценой своей жизни.
В профессиональном плане эта информация дает возможность увидеть, как из-за отсутствия взрослого может поменяться поведение ребёнка.
В личном плане я вспомнила много случаев, когда старший сын закрывал собой младшего, когда приближалась машина, или как моя дочь хотела запрыгнуть на мужа, защищая брата, а им было 4 года.
Однозначно есть врождённы момент, когда один защищает другого не обращая вниманияна себя.
Прочитав статью, я понастоящему поразилась тому, насколько дети способны на смелые и самоотверженные поступки в критических ситуациях. Узнала, что уже в возрасте 12 месяцев малыши замечают страдания других, а к двум годам умеют утешать — например, словами или попытками отвлечь.
Особенно впечатлили реальные примеры мужества: дети закрывали собой сестёр, удерживали двери, чтобы другие могли убежать, старались не паниковать и не привлекать внимания нападавшего. Это заставляет задуматься: откуда у них такая сила духа?
Я вижу, как ценно с малых лет развивать в ребёнке сочувствие и ответственность. Понимаю: нужно чаще обсуждать с детьми, как вести себя в экстренных случаях — это даёт уверенность и помогает не растеряться, если случится беда.
Статья натолкнула на мысль: мы нередко недооцениваем эмоциональную зрелость детей. На самом деле они способны на глубокие чувства и осознанные поступки — и наша задача поддержать в них это качество.
Прочитав статью, я по-настоящему поразилась тому, насколько дети способны на смелые и самоотверженные поступки в критических ситуациях. Узнала, что уже в возрасте 12 месяцев малыши замечают страдания других, а к двум годам умеют утешать — например, словами или попытками отвлечь.
Особенно впечатлили реальные примеры мужества: дети закрывали собой сестёр, удерживали двери, чтобы другие могли убежать, старались не паниковать и не привлекать внимания нападавшего. Это заставляет задуматься: откуда у них такая сила духа?
Я вижу, как ценно с малых лет развивать в ребёнке сочувствие и ответственность. Понимаю: нужно чаще обсуждать с детьми, как вести себя в экстренных случаях — это даёт уверенность и помогает не растеряться, если случится беда.
Статья натолкнула на мысль: мы нередко недооцениваем эмоциональную зрелость детей. На самом деле они способны на глубокие чувства и осознанные поступки — и наша задача поддержать в них это качество.
Из статьи я узнала больше о том как работает психика детей в условиях стресса и угрозы жизни других людей. Дети с рождения способны воспринимать страдания других людей и, становясь старше, могут проявить сочувствие эмоционально, физически и вербально. Это связано с развитием области лимбической системы мозга. Воспитатели ясельной группы рассказывали, как моя дочь в возрасте 2 лет жалела своих одногруппников: садилась рядом, утешала словами, а потом обнималась и вместе плакала. В условиях острого стресса дети способны настолько контролировать себя, что могут в это время заботиться о других. Смелость связана с механизмом отстранения от страха и воздействия внешних возбудителей. Существует 2 типа реакций на стресс: человек заботиться о себе или сосредоточен на заботе о других.
Спасибо за статью. Благодаря ней я узнал, что дети способны проявлять удивительную храбрость и заботу в кризисных ситуациях. В экстремальных ситуациях, таких как нападение на школу и т.д, дети демонстрировали экстремальное мужество. Защищали близких, помогали другим и при этом сохраняя спокойствие. Психологические исследования выявляют связь между такими поступками и чертами личности. Уже с раннего возраста дети могут распознавать страдания и реагировать сочувствием. В стрессовых ситуациях активируются механизмы диссоциации и блокировки страха, что позволяет сохранять спокойствие и действовать рационально. Поддержка таких черт, как надежда и вера в свои силы, помогает детям адаптироваться и защищает их от травмы. Эти открытия показывают, что внутренняя сила и эмоциональный потенциал детей существенно выше, чем принято считать, и заслуживают большего внимания для понимания их психологической зрелости.
Статья содержит много информации о детях и о том как они себя ведут в стрессовых ситуациях. Для меня было интересно узнать что дети годовалого возраста могут распозновать страдание других и реагировать на это сочувствием. Ещё одна удивительная для меня информация это то, что нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией и эти две области работают вместе в условиях стресса. В личном плане статье откликнулась мне и вспомнилась сразу ситуация про моих двух сыновей. Старший ,Тим, спас младшего от пчелы, он отгонял руками пчелу, чтобы Саву она не укусила, хотя сам их очень боится, пчела его укусила в итоге, но младшего брата он спас!
Статья потрясающе показывает, насколько глубока и сложна психика детей, особенно в экстремальных ситуациях. Как по мне у взрослых тоже есть проявление таких качеств в экстремальных ситуациях, когда человек способен сконцентрироваться в нужный критический момент. Не по наслышке знаю.
Мне кажется, важно помнить, что за всей этой храбростью стоят развивающиеся когнитивные и эмоциональные навыки, которые формируются еще в раннем возрасте.
Эти истории о смелых детях вдохновляют и напоминают нам о силе эмпатии, способности к самоконтролю и внутренней стойкости. Особенно впечатляет, что даже в такие трудные моменты дети могут проявлять заботу и альтруизм, что говорит о наличии у них внутренних ресурсов, зачастую недооцениваемых взрослыми.
Статья помогла подтвердить мои догадки, о том что развитие эмоционального интеллекта и исполнительных функций — важнейшие аспекты, которые помогают детям сохранять спокойствие и действовать в опасных ситуациях. Это мне помогает лучше понять и поддерживать своих детей в их взрослении.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала об интересном исследовании, где доказали, что в момент стресса нейронные цепи мозга, которые отвечают за заботу, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией, что помогает поставить в приоритет защиту других, а не свою реакцию в рамках стрессовой ситуации. Также я узнала о таком определении, как « область лимбической системы мозга»- это группа связанных между собой структур мозга, которые помогают регулировать эмоции и поведение. Обычно они полностью формируются к возрасту молодого взрослого. Меня удивила информация о том, что такая реакция в виде помощи и заботы о других в момент стресса не только имеет положительный окрас для окружающих, но и для самого человека, т.к. способность действовать в моменты угрозы отвлекает от своей реакции и может защитить от развития посттравматических симптомов.
Статья поднимает важную тему о храбрости детей в тяжелых ситуациях, демонстрируя, что даже в юном возрасте они могут проявлять невероятные качества, которые часто недооценены. В профессиональном плане я узнала, что исследование показывает, как стресс может, в некоторых случаях, вызывать альтруистическое поведение, что меньшая предрасположенность к панике и самозащите может быть воспитана как в семье, так и в образовательных учреждениях. Приведенные исследования выделяют связь между эмоциональным развитием и способностью детей проявлять заботу. В личном плане я поняла, что поддерживающее и позитивное окружение может способствовать становлению храбрых и отзывчивых людей. Статья натолкнула меня на размышления о том, что забота о других — это не только необходимый навык, но и признак психологической зрелости.
Я узнала из этой статьи о том, что дети способны проявлять чрезвычайную храбрость и заботу в кризисных ситуациях. Это может быть неожиданно и демонстрирует их внутреннюю силу и способность к альтруизму. Психологические исследования показывают, что дети развивают необходимые навыки и черты личности раньше, чем мы думаем. Это включает в себя связь между храбростью, экстраверсией и интеллектом. Стресс и угроза могут активировать когнитивные процессы заботы и способствовать альтруистическому поведению. Это помогает понять, как люди, включая детей, реагируют на кризисные ситуации. Дети с раннего возраста способны распознавать страдания других и реагировать на них, что подчёркивает важность эмпатии и сочувствия в развитии личности.
В профессиональном плане понимание психологических механизмов, лежащих в основе храбрости и альтруизма у детей, может помочь мне в работе с детьми и их семьями. Это может включать в себя поддержку, направленную на развитие социальных навыков, эмпатии и храбрости у детей.
Эта статья натолкнула меня на мысль о важности раннего развития социальных и эмоциональных навыков у детей.
Спасибо за статью! Эта статья показала мне, насколько дети способны проявлять храбрость, заботу и самообладание даже в экстремальных ситуациях, что сильно отличается от стереотипного представления о детской эгоцентричности. Читая о действиях детей в кризисных событиях, я поняла, что у них развиты когнитивные и эмоциональные навыки, позволяющие принимать сложные решения под стрессом. Меня особенно впечатлили сведения о том, как эмпатия и альтруизм активируются даже у очень маленьких детей — это заставило меня по-новому взглянуть на воспитание и обучение: важно развивать у ребенка навыки саморегуляции, эмоционального контроля и понимания других людей. Также статья помогла осознать роль инструкций взрослых и повторяющегося опыта: привычка реагировать правильно в стрессовых ситуациях формируется постепенно и может спасти жизнь. Для меня выводом из статьи стало то, что дети не просто следуют инстинктам, а способны проявлять зрелые социальные реакции, и это знание меня вдохновляет внимательнее относиться к развитию эмпатии, ответственности и смелости в реальной жизни.