Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Исследования в области возрастной психологии часто говорят нам о том, насколько эгоцентричны дети. Однако не слишком часто мы слышим о детях, которые вынуждены проявлять большую храбрость и заботу в кризисных ситуациях. В ходе продолжающегося расследования массового нападения с ножом на молодых девушек в Саутпорте, Англия, в 2024 году, были получены свидетельства необычайной храбрости детей, подвергшихся нападению. Действительно, сообщение о ребенке, вставшем перед своей сестрой, чтобы защитить ее от ударов ножом, демонстрирует уровень мужества, которым многие взрослые, возможно, не обладали бы в таких же обстоятельствах. Также появились подробности о том, как маленькие дети держали дверь открытой, чтобы другие дети могли сбежать от нападавшего, и о том, как дети помогали другим не привлекать к себе внимания, не бегая и не крича. Подобные рассказы часто появляются после стрельбы в школах США. Например, отчет о подростке, который противостоял стрелку, напавшему на учеников средней школы в Колорадо в сентябре 2025 года.

Как такие молодые люди могли вести себя с таким самообладанием и самоотверженностью? Психологические исследования показывают, что дети развивают необходимые когнитивные, личностные и эмоциональные навыки раньше, чем мы можем себе представить.

Хотя большая часть нашего понимания человеческого мужества происходит из области взрослой психологии, в своем исследовании 2009 года профессор возрастной психологии Питер Мурис изучил связь между страхом и мужеством у детей в возрасте от 8 до 13 лет. Его интервью и исследования с участием юных респондентов показали, что между повышенной храбростью и такими чертами личности, как экстраверсия, открытость и интеллект, может существовать связь.

Он также обнаружил, что 94 % детей, участвовавших в его исследовании, уже совершили в своей жизни по крайней мере один смелый поступок, например, справились с животным, которого боялись, или защитили друга от хулиганов.

А исследование 2021 года показало, что экстраверсия у подростков, по-видимому, защищает их от развития тревожности. Возможно, что многие из маленьких детей, которые проявили храбрость в кризисной ситуации, имели более высокие показатели этой защитной черты.

Экспериментальный психолог Джоана Виера и ее коллеги в своем исследовании 2020 года изучали, как люди реагируют, когда сталкиваются с угрозой в виде электрического удара и возможностью помочь другому человеку избежать удара. Они обнаружили, что по мере увеличения вероятности угрозы люди были более склонны идти на помощь другому, даже рискуя получить удар сами. Их исследование показывает, что защитные состояния ума также активируют когнитивные процессы, которые способствуют проявлению заботы.

Психологи Тони Бьюкенен и Стефани Престон в своем анализе 2014 года исследовали, как стресс может способствовать альтруизму. Они подчеркнули, что нейронные цепи, которые поддерживают заботу в условиях стресса, пересекаются с мозговыми цепями, связанными с вознаграждением и мотивацией. Эти две области действуют совместно в периоды стресса, помогая сдвинуть реакцию человека от избегания угрозы к защите других.

Этот механизм заботы наблюдается у многих животных, от крыс до горилл. Социальный психолог Дэниел Бэтсон предположил, что существует два типа реакций на острую угрозу: одна мотивирована личным дистрессом, который сосредоточен на себе, а другая основана на сочувствии или эмпатии, связанных с альтруизмом. У всех нас есть потенциал реагировать любым из этих способов, что делает мужество этих детей еще более впечатляющим.

Несколько психологов обнаружили, что дети в возрасте от 12 месяцев могут распознавать страдания других людей и реагировать на них с сочувствием. Исследование 2011 года показало, что дети в возрасте от двух лет могут реагировать на страдания других людей словесным утешением, советами и отвлечением внимания. Исследователи также продемонстрировали, что младенцы реагировали усиленным дистрессом, когда им представляли звуки страданий других людей.

Чтобы запомнить инструкции и продемонстрировать навыки более высокого порядка, такие как сочувствие и забота о других, а не о себе, детям необходимо было задействовать развивающиеся исполнительные функции и области лимбической системы мозга. Эта система представляет собой группу связанных между собой структур мозга, которые помогают регулировать эмоции и поведение. Эти области обычно полностью развиваются к возрасту молодого взрослого.

В появившихся рассказах можно услышать, как дети усвоили советы взрослых о том, как действовать в чрезвычайной ситуации. Повторяющиеся инструкции на самом деле легче вспомнить в условиях острого стресса.

Эти структуры развиваются на протяжении всего детства. Но исследования постоянно показывают, что дети дошкольного возраста выполняют исполнительные функции, такие как способность воспринимать эмоциональное состояние другого человека и реагировать на него. Вместо того, чтобы реагировать инстинктивной реакцией «бей или беги», дети, которые сохраняют спокойствие в критические моменты, сдерживают свой страх настолько, что могут заботиться о других.

В исследовании 2010 года изучались области мозга взрослых, связанные с повышенной храбростью. Участники, боявшиеся змей, должны были поднести живую змею к своей голове. Исследование показало, что храбрость связана с диссоциацией страха и сенсорного возбуждения. Это означает, что люди, проявляющие храбрость в стрессовых ситуациях, могут отключаться от своих чувств страха и физиологических ощущений страха в теле.

Сочетание диссоциации и извлечения инструкций может помочь объяснить, как они смогли сохранить спокойствие и прийти на помощь другим. Действительно, забота о других в момент бедствия может отвлечь нас от нашего собственного острого страдания.

Самоэффективность, или способность действовать в моменты угрозы, также может защитить людей от развития посттравматических симптомов. А исследование 2019 года показало, что такие положительные черты, как надежда, компетентность и оптимизм, также могут защитить людей от развития посттравматического стрессового расстройства.

Во всех случаях, когда дети сталкиваются с такими большими невзгодами, можно только надеяться, что проявленная ими храбрость и мастерство обеспечат им некоторую защиту от огромной психологической травмы, которую они переживают.

Оригинальная статья на русском языке: Дети способны на чрезвычайную храбрость

ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии

Оригинальная статья: Kirsten Antoncich — Children are capable of extreme bravery from a young age – a psychologist explains how, October 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: психология, смелость, дети, молодежь, храбрость, стресс

71970login-checkДети способны на чрезвычайную храбрость
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru