Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Ученые (Fagot, Leinbach & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O’Brien, 1989) задались вопросом: «Насколько точно гендерные стереотипы отражают различия в поведении мужчин и женщин»? Оказалось, что не все стереотипы корректно отражают реальность. Всего образовалось 3 группы:

  1. Фактические гендерные различия, которые нашли научные подтверждения.
  2. Различия, которые обсуждаются, но не соответствуют происходящему в жизни.
  3. Сомнительные и неоднозначные доказательства разницы между полами. Нуждаются в дополнительном исследовании.

Ниже представлены полученные данные. Изучая их и обсуждая гендерные различия, следует иметь в виду, что характеристики мужчин и женщин во многом совпадают. Некоторые мужчины более уступчивы, разговорчивы и заинтересованы в искусстве, чем некоторые женщины. Помимо этого, хотя мужчины кажутся конституционно предрасположенными к тому, чтобы быть более сильными и лучше приспособленными к агрессивному взаимодействию с окружающей средой, некоторые женщины превосходят их в выносливости. Об этом свидетельствуют более крепкое здоровье и долголетие женщин, а также их успех в качестве игроков в регби! Кроме того, в области интеллектуальных и профессиональных достижений есть выдающиеся женщины-архитекторы, математики, инженеры и ученые, хотя мужчины получают больше поддержки в этих областях. Уже во взрослом возрасте между мужчинами и женщинами возникает много различий в плане занятости, возможностей трудоустройства, власти и статуса на рабочем месте, обязанностей по уходу за ребенком в семье, сексуального опыта и проблем репродуктивного здоровья (Tavris, 1992).

ФАКТИЧЕСКИЕ, НЕОДНОЗНАЧНЫЕ И МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ФАКТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Физическое, моторное и сенсорное развитие

Девочки при рождении более развиты, чем мальчики, как с физической, так и с неврологической точек зрения. Они начинают раньше ходить и быстрее достигают половой зрелости. Мальчики в момент рождения имеют большие по объему легкие, сердце и мышцы. А вот болевой порог у них ниже. С возрастом мальчики становятся лучше в тех действиях, где нужно включать силу и грубые моторные навыки. В то же время мальчики более уязвимы для болезней, имеют высокий уровень детской смертности от недоедания и многих наследственных аномалий. Большая часть выкидышей у беременных происходит при вынашивании мальчиков. Женщины определенно не слабый пол с точки зрения физической уязвимости.

Когнитивное развитие

В младенчестве и в раннем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, имеют больший словарный запас и лучше понимают прочитанное. В среднем детстве и подростковом возрасте половые различия очень малы или отсутствуют. Примерно с 10-ти лет мальчики преуспевают в визуально-пространственных способностях: манипулирование объектами в двух- или трехмерном пространстве, чтение карт или наведение на цель. Начиная примерно с 12-ти лет, мальчики начинают преуспевать в математике, особенно в математических рассуждениях. Почти все дети, которые в младших классах средней школы отмечены как исключительно талантливые в математике, являются представителями мужского пола.

Социальное и эмоциональное развитие

Мальчики чаще становятся агрессорами и жертвами агрессии, особенно физической, даже в ранней социальной игре. Девочки уже в 2-х летнем возрасте проявляют большее послушание и следование требованиям взрослых, чем мальчики, которые реагируют на правила разнообразно. В отношениях со сверстниками половые различия не всегда очевидны. При этом в дошкольном возрасте мальчики меньше уступают девочкам, чем мальчикам. Девочки уступают ровесникам одинаково независимо от пола.  Девочки более заботливы в отношении детей младшего возраста, чем мальчики.

Атипичное развитие

В школе у мальчиков чаще возникают проблемы с чтением, дефекты речи и эмоциональные проблемы. Генетические дефекты, физические недостатки и умственная отсталость выше среди мальчиков, чем у девочек.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Уровень активности

Обычно мальчики более активны, чем девочки. Однако, во многих исследованиях различия в уровне активности мальчиков и девочек обнаружено не было.

Зависимость (от окружающих)

Дети младшего возраста в равной степени зависят от опекающих их лиц. Однако именно девочки старшего возраста и взрослые женщины склонны относить себя к зависимым людям.

Страх, застенчивость, тревога

У маленьких детей явных различий в уровне робости не обнаружено. Тем не менее, девушки и женщины говорят о себе, как о пугливых и робких существах.

Исследовательская активность

Мужчины чаще вовлекаются в рискованные развлечения и занятия. Ряд работ на тему ранней исследовательской деятельности показал, что мальчики более азартны и любопытны, они могут атаковать барьеры, возникающие между ними и желанным объектом. Тем не менее, различия в уровне исследовательской активности между полами не всегда прослеживаются.

Уязвимость от стресса

Последние данные показывают, что мужчины более уязвимы к дисгармонии в семье и межличностному стрессу. Это подтверждается тем, что мальчиков чаще приводят  к детскому психологу. Тем не менее, необходимо провести дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать окончательные выводы.

Ориентация на социальные стимулы

Есть некоторые свидетельства того, что девочки-младенцы могут ориентироваться на лица больше, чем мальчики, а также могут узнать лицо своей матери в более раннем возрасте.

МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Социальные навыки

Мальчики социальны не менее, чем девочки. Мальчики и девочки проводят равное количество времени с окружающими и одинаково реагируют на попытки коммуникации.

Потребность в любви и привязанности не зависит от пола. Забота похожа на врождённую способность, хотя все же девушки и женщины больше заботятся о детях, родственниках и друзьях.

Внушаемость и соответствие стандартам

Девочки не более внушаемы, чем мальчики. Оба пола в равной степени склонны соответствовать стандартам группы сверстников и подражать чужим реакциям.

Стиль обучения

Девочки не проявляют большего усердия в обучении и выполнении скучных заданий, чем мальчики. Мальчики не лучше справляются со сложными познавательными заданиями. Так же они не более восприимчивы к зрительным стимулам, а девочки — к слуховым.

Достижения

У мальчиков нет большей мотивации на достижения, чем у девочек. Различия в мотивации достижения и поведении меняются в зависимости от типа задачи и условий. В нейтральных условиях девочки часто более ориентированы на достижения, чем мальчики. Однако, конкуренция с большей вероятностью повышает мотивацию достижения у мальчиков, чем у девочек.

Самооценка

Девочки не имеют более низкой самооценки, чем мальчики. Было обнаружено совсем немного отличий в удовлетворенности собой. Тем не менее, девочки оценивают себя более компетентными в социальных навыках, а мальчики считают себя более сильными и влиятельными.

Вербальная агрессия и враждебность

Различий в выражении вербальной агрессии между мальчиками и девочками обнаружено не было.

Источник: Maccoby and Jacklin (1974);Tavris (1992); Hyde and Linn (1988); Linn and Hyde (1989).

ГЕНДЕРНЫЕ ТИПЫ В РАМКАХ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Различие между полами начинает быть заметно в самом раннем возрасте (Fagot, Leinbach, & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O ‘ Brien, 1099). В группах детского сада было установлено наблюдение за детьми. Оказалось, что даже малыши в возрасте от 15 до 36 месяцев предпочитают брать игрушки в соответствии с их половой принадлежностью  (O’Brien, Huston, & Risley, 1983). Это обсервационное исследование выявило еще один распространенный вывод: девочки менее строго, чем мальчики, подчиняются гендерно-подходящему поведению. Девочки чаще играют с грузовиком, чем мальчики обнимают куклу. Есть много причин для демонстрации приверженности к гендерно-ролевым стереотипам. Наша культура в основном ориентирована на мужчин, которые имеют больше привилегий,  им чаще оказывают почет и уважение. Мужская роль определена достаточно четко. За счет этого они имеют более узкие гендерные стандарты. Девчонка-сорванец выглядит в глазах общества не так ужасно, как изнеженный маменькин сынок. Родители и сверстники осуждают мальчиков за то, что они плачут, отступают перед лицом агрессии, носят женскую одежду или играют в куклы. Напротив, случайные вспышки гнева, грубая игра, ношение джинсов или катание грузовиков умеренно приемлемы для девочек. Матери, отцы и другие взрослые более негативно реагируют на поведение свойственное противоположенному полу у мальчиков, чем у девочек. Именно родители мальчиков начинают бить тревогу и препятствовать нежелательному поведению более активно (Fagot, 1977b; Fagot & Leinbach, 1987; Langlois & Downs, 1980). Исследования показали, что отцы склонны более негативно реагировать на женское поведение мальчиков, чем матери. Такое сильное беспокойство по поводу неподходящего гендерно-типичного поведения, которое проявляют отцы, может быть проявлением их беспокойства по поводу своей собственной мужественности (Goodenough, 1957) или может быть связано с распространенным мужским беспокойством в нашей культуре (Seavey, Katz & Zalk, 1975).

Тем не менее, мальчики и девочки развивают отличительные паттерны интереса, которые соответствуют их гендерным ролям. В национальном опросе приняли участие более 2000 детей в возрасте от 7 до 11 лет  (Zill,1985). Зилл зафиксировал, что мальчики любят оружие, бокс, борьбу, каратэ, командные виды спорта, а также создание и ремонт вещей больше, чем у девочки. Девочки, напротив, предпочитают кукол, шить, готовить, танцевать и присматривать за детьми младшего возраста больше, чем мальчики. Данные модели интереса у детей поощряются взрослыми различными способами, например, при выполнении домашних обязанностей. В 1990-х годах девочки чаще застилали постель, убирали, мыли посуду и стирали. Мальчики чаще занимались ремонтом, выносом мусора и стрижкой газонов (Goodnow, 1988; McHale et al., 1990).

Опять же, надо помнить, что между семьями существуют индивидуальные различия. На некоторых мальчиков возложены обязанности по мытью посуды, а некоторые девочки в состоянии чинить технику! Несмотря на это, современные гендерные роли, по прежнему, имеют множество «старых» стереотипов.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: гендерные различия, различие пола и гендера, гендерные роли, половое различие, половое воспитание, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами

51860cookie-checkГендерные различия в развитии у детей