Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Когда люди сталкиваются со стрессовыми ситуациями, обратиться к партнеру за эмоциональной поддержкой — обычная реакция. Но не всякая поддержка дается одинаково, и не все получают ее одинаково. Новое исследование, опубликованное в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, предполагает, что то, как люди выражают свои эмоции, особенно негативные, может влиять на качество поддержки, которую они получают от романтических партнеров. В ходе трех исследований ученые обнаружили, что выражение негативных эмоций, таких как печаль, беспокойство или разочарование, обычно, вызывает более качественную поддержку, даже если стрессовый фактор был относительно незначительным.

Хотя получение эмоциональной поддержки от близких партнеров связано с более успешным преодолением стресса и психологическим благополучием, исследования в основном сосредоточены на человеке, оказывающем поддержку. Меньше известно о том, как люди, ищущие поддержки, могут влиять на то, какую помощь они получают. Авторы исследования, Кирби Сиглер и Аманда Форест из Питтсбургского университета, хотели понять, помогает ли выражение негативных эмоций людям получать более качественную эмоциональную поддержку.

«Меня заинтересовала эта тема, поскольку социальная поддержка является важным фактором благополучия личности и отношений, и я хотела понять, как люди могут эффективно заручиться поддержкой, когда переживают негативные события. Одним из способов сделать это было изучение того, как люди обсуждают эти стрессовые события со своим партнером и как они могут общаться», — объясняет автор исследования Кирби Сиглер, аспирант Питтсбургского университета и сотрудник Лаборатории процессов взаимоотношений Питта.

Ученые провели три отдельных исследования, чтобы изучить связь между эмоциональной экспрессией и поддержкой партнера. В каждом исследовании использовались различные методы и типы взаимодействия, чтобы обеспечить достоверность полученных результатов.

В первом исследовании приняли участие 386 человек, состоящих в романтических отношениях, которые были набраны через Интернет. Каждому испытуемому показывали смоделированное текстовое сообщение от партнера с просьбой о поддержке. Сообщение различалось по двум ключевым параметрам: серьезность стрессового фактора (серьезный, например, ограбление дома, или банальный, например, сорванные планы из-за плохой погоды) и уровень негативной эмоциональной экспрессии (низкий или высокий). После прочтения сообщения участники писали ответ, как если бы они отвечали своему партнеру. Затем эти ответы оценивались независимыми кодерами на предмет качества поддержки, в частности, насколько заботливыми и полезными они казались.

Второе исследование представляло собой предварительно зарегистрированное повторное исследование с 314 участниками, в котором использовался аналогичный дизайн, но другой формат общения. Вместо того чтобы читать и писать сообщения, участники прослушивали голосовую почту своего партнера, описывающую стрессовое событие, и записывали аудиоответ. Опять же, манипулировали тяжестью стрессового фактора и уровнем негативной экспрессивности. Кодеры оценивали качество каждого ответа, а участники также отвечали на вопросы о своем впечатлении о потребностях партнера и собственных мотивах для ответа.

В третьем исследовании результаты распространили на реальные разговоры. Исследователи пригласили 104 пары в виртуальную лабораторию и попросили одного из партнеров рассказать о реальной стрессовой ситуации из жизни за последний год. Другой партнер выступал в роли человека, оказывающего поддержку. Затем оба партнера сообщали, сколько негатива было выражено, сколько поддержки было необходимо, и насколько отзывчивым или полезным был разговор. Это исследование позволило команде проследить, как естественное эмоциональное выражение и стрессовые факторы реального мира влияют на поведение, направленное на поддержку.

Во всех трех исследованиях выражение более негативных эмоций неизменно приводило к более качественной поддержке со стороны романтических партнеров. В первом и втором исследованиях участники давали более заботливые и полезные ответы, когда сообщение с просьбой о поддержке содержало высокий уровень эмоционального дистресса, независимо от того, был стресс серьезным или незначительным. Ответы на поддержку были более чуткими (демонстрировали понимание и заботу) и более эффективными в плане помощи партнеру в решении проблемы.

В третьем исследовании аналогичные закономерности проявились и в реальных беседах. Партнеры, которые выражали больше негатива, считали, что нуждаются в большей поддержке, и получали в ответ более эффективную помощь. Это сохранялось даже после учета других типов эмоционального выражения, таких как позитивные или нейтральные комментарии.

Одним из ключевых механизмов, обуславливающих этот эффект, как оказалось, является то, как негативная экспрессивность влияет на восприятие партнером своей потребности. Когда человек, ищущий поддержки, выражал сильные эмоции, его партнер с большей вероятностью считал, что он действительно нуждается в помощи. Такое восприятие потребности предсказывало более активные усилия по оказанию поддержки, особенно в практически полезных формах, таких как предложение перспективы или помощь в решении проблем.

Исследователи также проверили, имеет ли значение серьезность проблемы. Изначально они ожидали, что выражение негатива может привести к обратному эффекту, если проблема тривиальна, но это не подтвердилось. Во всех трех исследованиях влияние эмоциональной экспрессии не зависело от степени серьезности стрессового фактора. То есть выражение негативных эмоций по поводу даже незначительных проблем все равно приводило к лучшей поддержке со стороны партнеров.

«Мы были удивлены, обнаружив, что негатив предсказывает высокое качество поддержки даже в отношении относительно тривиальных стрессовых факторов», — отмечает Сиглер.

Интересно, что, хотя негатив и помогал вызвать больше поддержки в целом, он не был лишен некоторых недостатков. В первом исследовании лица, оказывающие поддержку, иногда интерпретировали крайне негативные сообщения как жалобы, что несколько снижало их отзывчивость. Во втором исследовании крайне негативные высказывания привели к тому, что некоторые партнеры посчитали, что человек, ищущий поддержки, слишком зависим. А в третьем исследовании восприятие человека, ищущего поддержки, как плохо справляющегося со своими проблемами, было связано с низкой отзывчивостью. Эти результаты свидетельствуют о том, что, хотя негативная экспрессивность помогает донести информацию о потребности, она также может порождать суждения, которые несколько снижают реакцию на поддержку.

Тем не менее, во всех трех исследованиях общий эффект от выражения негативных эмоций был положительным: партнеры оказывали более качественную и полезную поддержку, когда считали, что человек искренне расстроен.

«Один из ключевых выводов заключается в том, что выражение негативных эмоций, таких как грусть, в связи со стрессовыми событиями может помочь сообщить другим, что вы нуждаетесь в поддержке (даже если это может показаться уязвимостью)», — поясняет Сиглер. «Однако мы не советуем людям выражать негатив ненатурально или постоянно, каждому встречному, так как выражение негатива подобным образом может иметь эффект, отличный от того, что мы наблюдали».

Как и в любом исследовании, здесь есть некоторые ограничения, которые необходимо учитывать. Результаты исследования были сосредоточены на краткосрочных взаимодействиях по поддержке, а долгосрочные модели негативного выражения могут привести к другим результатам. Кроме того, в выборке были представлены разнополые пары в длительных отношениях, что может ограничить обобщающий эффект. Неясно, будут ли подобные эффекты наблюдаться в дружбе, новых отношениях или профессиональной деятельности.

«Одна из оговорок, о которой следует помнить, заключается в том, что негатив, который мы исследовали, проявлялся в коротких сообщениях — гипотетическом тексте или голосовой почте, а также в дискуссии, которую мы попросили людей вести в течение семи минут», — отмечает Сиглер. «Другое дело, что мы изучали влияние негативной экспрессивности на поддержку, оказываемую партнером в близких отношениях. При выражении негатива необходимо учитывать множество ситуативных и реляционных особенностей, поэтому мы не можем однозначно утверждать, что выражение негатива всегда предсказывает получение качественной поддержки. Понимание того, когда и для кого это происходит, является важным направлением будущей работы».

Исследователи отметили, что в будущем можно будет изучить, как люди четче выражают свои потребности: с помощью эмоций, слов или и того, и другого, и влияет ли это на качество получаемой ими поддержки. Еще одна область, требующая изучения, — это то, как культурные нормы или личная история влияют на реакцию и на эмоциональное раскрытие.

«В нашей лаборатории мы надеемся продолжить изучение того, как люди могут получить поддержку, когда она им нужна, а также изучить типы стрессов, о которых люди говорят, и то, как они о них говорят», — отмечает Сиглер.

 

Оригинальная статья: Eric W. Dolan — Expressing negativity improves support from romantic partners, new research finds, April 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, стресс, поддержка, отношения, негатив, эмпатия

70380cookie-checkВыражение негатива дает больше поддержки
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru