Социальные институты и телевидение, о которых мы будем говорить в ближайшее время, воздействуют на ребенка не меньше, чем семья и сверстники. Они оказывают сильное влияние на эмоциональное и когнитивное развитие детей. Уже с раннего детства телевидение является частью жизни большинства детей. Чуть позже значительную роль начинает играть школа. Даже вне уроков ребенок выполняет данные школой социальные обязательства: принимает участие в мероприятиях, состоит в клубах и, конечно же, делает домашние задания. Данными методами  школа структурирует социальную активность детей, что делает ее заметной силой в повседневной жизни ребенка.

В нескольких ближайших статьях из цикла «Детская и педагогическая психология» мы сосредоточимся на том, как два фактора не семейной социализации, школа и телевидение, влияют на развитие детей. Темами для дальнейшего обсуждения станут:

  1. Роль школы в социализации ребенка.
  2. Структурные особенности здания школы, классной комнаты и того, как расстановка парт влияет на учеников.
  3. Влияние организации обучения в так называемых «открытых»* классах по сравнению с традиционным методом обучения и то, как разные стили обучения влияют на успеваемость.
  4. Влияние центрального персонажа школьной драмы — учителя.
  5. Влияние компьютера на обучение и социальное взаимодействие.
  6. Специальные классы для особенных детей. В данном случае речь идет как об умственно-отсталых, так и об одаренных детях.
  7. Взаимосвязь между социально-экономическим статусом семьи и школьной системой.
  8. Влияние десегрегации (прекращение расовых и половых разделений в классах) на социальные и академические результаты.

Когда мы обратимся к проблеме телевидения, мы также рассмотрим несколько вопросов:

  1. Изменение предпочтений по мере взросления.
  2. Особенности программных сьемок, которые помогают привлекать и удерживать внимание детей.
  3. Влияние телевидения на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей.
  4. Насколько дети понимают то что им показывают по телевизору. Речь в том числе и о рекламе.
  5. Как родители могут изменить эффекты от просмотра телевидения.

ВАЖНОСТЬ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ

Сегодня в Соединенных Штатах дети занимаются в школах больше дней в году и большее количество часов, чем это делали предыдущие поколения. В 1880 году средний ученик посещал школу около восьмидесяти дней в году. Сегодня эта цифра в среднем составляет пять часов в день, 180 дней в году. Помимо этого, дети раньше идут в школу и учатся на несколько лет дольше. При этом большая часть населения ходит в школу.

Все это весьма впечатляет и в то же время не является убедительным доказательством того, что школа приносит пользу развитию ребенка. Одним из влиятельных свидетельств важности школы как социализирующей силы стали исследования влияния школ на ценности и стремления детей. Эти исследования показывают, что школы, наряду с семьей и сверстниками, могут влиять на морально-ценностную ориентацию и политические взгляды детей, а также на их достижения и профессиональные устремления (Hess & Holloway, 1984; Minuchin & Shapiro, 1983).

Более спорным является вопрос о том, влияют ли школы на когнитивное развитие детей независимо от семьи и ее социально-экономического положения. Некоторые школьные критики, такие как Коулман и соавторы (1966) и Дженкс и соавторы (1972), утверждали, что школы имеют не такое большое влияние, как это может показаться на первый взгляд. Однако, более поздние данные показали, что обучение в школе влияет на успеваемость учеников, даже если принять во внимание различия в уровнях успеваемости на момент поступления в школу (Minuchin & Shapiro, 1983; Rutter, 1983). Более того, как показали кросс-культурные исследования, обучение в школе оказывает большое влияние на то, как дети организуют свои мысли и познания (Farnham-Diggory, 1990; Rogoff, 1990). Школьное образование дает детям абстрактную символическую ориентацию на мир, которая позволяет им развивать способность мыслить в терминах общих концепций, правил и гипотетических событий. Школы не просто учат детей новым знаниям, школы учат детей по-разному думать о мире. Эти серьезные последствия школьного обучения подчеркивают важную и уникальную роль, которую школа играет в изменении социального и когнитивного развития детей.

ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Хотя большинство дискуссий о школе сосредоточено на учителях, методике преподавания и темах, структурные особенности школьной среды также заслуживают внимания. Имеет ли значение размер школы, которую посещает ребенок? Как влияет размер класса, расположение парт, цвет стен и вентиляция на успеваемость ребенка, его отношение к школе и степень его активного участия в школьной жизни? Хотя ответить на все эти вопросы невозможно, исследования дали нам ответы по крайней мере на некоторые из них.

Влияние размеров школы на ребенка

Большая школа выглядит поистине авторитетно: впечатляющие внешние размеры, длинные коридоры  с множеством комнат, большие залы, потоки учеников — все это подразумевает силу и правоту. Маленькой школе не хватает такой уверенности: скромное здание с небольшим  количеством комнат,  ученики, которые перемещаются скорее струйками, нежели приливами, производят впечатление случайной и порой нерешительной образовательной среды. (Баркер и Гамп, 1964, стр. 195)

Однако, это лишь точка зрения стороннего наблюдателя. Внешность часто бывает обманчива. Помимо этого, значительная часть влияния школ на передачу социальных и культурных ценностей осуществляется через внеклассные функции. Баркер и Гамп (Barker &Gump, 1964, p. 195) намеревались ответить на следующие вопросы:

  1. Как выглядят школы разных размеров с точки зрения учеников?
  2. Различается ли степень участия учеников во внеклассных мероприятиях в малых и больших школах?

Они хотели узнать, предлагают ли большие школы более разнообразные занятия для своих учеников, чем школы меньшего размера, и означает ли это, что у учащихся большой школы более богатый опыт. В исследовании участвовали средние школы с численностью от 35 до 2287 учеников. Все они были расположены в экономически, культурно и политически однородном регионе восточного Канзаса. Результаты стали неожиданностью. Хотя в самой крупной школе было в двадцать раз больше учеников, чем в маленькой школе в соседнем округе, количество внеклассных мероприятий было больше всего в пять раз. Что еще более важно, большие и маленькие школы не сильно различались по разнообразию предлагаемых занятий. Логично предположить, что у учеников многочисленных школ вовлеченность в школьные мероприятия должна быть выше за счет большего количества возможностей. Однако, по факту оказалось, что  доля учеников, участвовавших в музыкальных фестивалях, драматических, журналистских конкурсах и конкурсах студенческого самоуправления, была в двадцать раз больше в малых учебных заведениях, чем в крупных учебных заведениях. Более того, в маленьких школах было больше разнообразия в выборе их деятельности.

Есть еще одна причина, по которой эти два типа учреждений различались. Ученики небольших школ чувствовали, что сверстники ожидают от них большего участия в школьной жизни в результате чего испытывали ответственность за исполнение школьных функций. Одним из результатов исследования стало то, что в небольших школах меньше «чужаков», которые не участвуют в большинстве внеклассных занятий. Это большее чувство идентификации и вовлечения маргинальных учащихся в малую школу может быть одной из причин того, что в таких школах процент отсева ниже. Имеются данные, которые подтверждают, что проблемные дети (подверженные суициду, депрессии, употреблению психоактивных веществ, а также тех, кто бросит школу раньше или забеременеет) с меньшей вероятностью будут участвовать во внеклассных мероприятиях (Steinberg, 1985).

Хотя изменить размер школы сложно, педагоги выступают за большую гибкость и дизайн в организации школ (Farnham-Diggory 1990; Sizer, 1984). Некоторые из специалистов рекомендуют делить большие школы на малые блоки. Они полагают, что «такая школа в школе может помочь развитию чувства идентичности и принадлежности к коллективу, а также улучшить поведенческие, академические и социально-эмоциональные результаты. Такая среда может помешать ученикам из группы риска бросить школу и повысить вероятность положительного результата в создании дополнительных поведенческих настроек или ниш» (Linney & Seidman , 1989, с. 338). На вопрос, какого же размера должна быть школа, Баркер и Гамп (Barker & Gump, 1964, p. 202) ответили следующим образом: «Достаточно небольшой, чтобы все ученики могли проявить свои способности и не чувствовали себя лишними».

Возрастные группы школ: средняя школа  или не средняя школа?

Размер — не единственный фактор, который влияет на самоощущение детей и чувство сопричастности к школе и ее деятельности. Также значение имеет разделение школьников от детского сада до 12 класса (Gump, 1980). Обычная модель подразумевает восемь лет начальной школы и четыре года средней школы, но существуют и альтернативы. Наиболее распространенная из них — шесть лет начальной школы, три года неполной средней школы, за которыми следуют три года старшей школы. Исследования показали, что смена модели обучения влияет на поведение учеников. Симмонс, Блит и МакКинни (1984) сравнили учащихся, переходящих из шестого в седьмой класс в обычной восьмилетней  школе, а также учеников неполной средней школы, где переход в седьмой класс означает переход в новую школу. Наблюдения показали, что на подростков, которые претерпевают непростой период полового созревания, дополнительное бремя перехода в новую школу оказывает негативное влияние. По сравнению с седьмыми классами, которые остались в своей школе, дети, перешедшие в другую школу, имели более низкую самооценку, меньше участвовали в мероприятиях и клубах, считали себя менее интегрированными в свою школу и группы сверстников.

Жизнь подростков сама по себе полна изменений и дополнительное бремя перехода в новую школу может быть особенно трудным (Simmons, Burgeson, & Carlton-Ford, 1987). Больший стресс от перехода в новую школу претерпевают дети, которым пришлось пережить дополнительные факторы, например, развод родителей или переезд. У детей, особенно девочек, которые пережили три или более перехода из одной школы в другую была занижена самооценка. Они принимали меньше участия во внеклассных мероприятиях и имели невысокий средний балл. Выводы очевидны: если изменение происходит слишком рано (относительно когнитивного и эмоционального состояния ребенка), внезапно или если изменения происходят одновременно во многих сферах жизни, люди могут испытывать значительный дискомфорт, как с точки зрения самооценки, так и с точки зрения поведенческой адаптации, если в их жизни есть некоторая «зона комфорта». (Симмонс и др., 1987, стр. 1231).Но не все одинаково остро воспринимают подобные  перемены. Многое зависит от сопутствующих жизненных факторов и личностных особенностей.

С другой стороны, ясно, что никакая конкретная возрастная группа не будет идеальной для всех детей, особенно с учетом ряда индивидуальных различий в сроках полового созревания.

В следующей статье мы рассмотрим влияние организации пространства школьных классов на учеников.

 

* концепция «открытых» классов появилась в США в 1965 году. Школа с таким подходом не имеет внутренних перегородок между классами. При этом деление учеников по группам остается. Зачастую для организации пространства используется модульная мебель.  Чтобы наглядно увидеть подобную модель помещения введите в поисковике open-space school concept.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: социализация детей, что дает ребенку школа, как выбрать школу, переход в другую школу, что влияет на самооценку подростков

Оставайтесь в курсе и на facebook