Социализация — это процесс, посредством которого индивидуальные навыки, мотивы и поведение ребенка корректируются согласно правилам, которые существуют в обществе. «Социализация начинается с колыбели, когда нежная мать потакает во всем младенцу или напротив мать, боясь испортить ребенка, оставляет его прокричаться» (Hetherington & Morris, 1978, стр. 3).
Определенные группы и организации в обществе играют ключевую роль в социализации. Родители, братья и сестры, сверстники и учителя проводят много времени, разъясняя ценности детям, тем самым направляя и меняя их поведение. Некоторые организации, такие как церковь, школа и юридические институты, развивались с конкретной миссией – передача культуры, социальных и этических стандартов, а так же для поддержания культурно значимых форм поведения. Кроме того, средства массовой информации, особенно телевидение и интернет, представляют собой относительно новую и мощную силу в изменении взглядов, желаний и поведения развивающегося ребенка.
Дом, школа и сверстники так же создают условия, в которых у детей есть некие ориентиры. С помощью них они могут сравнить свои убеждения и поведение с убеждениями и поведением других людей, а также применить на практике и изменить свои социальные навыки. Каждая группа влияет на ребенка и пытается поддерживать стандарты поведения с помощью поощрений и наказаний.
Доказано влияние всех вышеперечисленных групп на развитие у детей морали и самоконтроля, на подавление агрессии и поощрение позитивного социального поведения, на достижения и на поведение, которое рассматривается как особенное.
Хотя на процесс социализации влияют многие социальные группы, семья рассматривается как наиболее влиятельный фактор в этом процессе. В этой статье будут рассмотрены процессы и проблемы социализации в семье. Социализация часто рассматривается как процесс, с помощью которого родители изменяют поведение детей. Однако правильнее было бы думать об этом как о процессе взаимного формирования. Семью лучше всего рассматривать как сложную систему, предполагающую взаимозависимое функционирование всех ее членов. При этом данная система не всегда является постоянной. Например, увеличение числа разводов, неполных семей и занятость матери, меняют функционирование семейной системы.
Изменения в супружеских отношениях, экономическая безопасность семьи по мере того, как родители приобретают больше опыта работы, продвигаются по службе или переезжают, а также изменения в отношениях родителей с друзьями и родственниками — все это влияет на семью. Хотя большинство людей признают, что изменение возраста и способностей ребенка влияет на функционирование семьи, немногие считают, что со временем меняется каждый член семьи и что эти изменения отразятся на семейных отношениях. Кроме того, на семьи влияют культурные, социальные, исторические условия и события. Степень поддержки или стресса в социуме так же влияет на семейные отношения.
СЕМЬЯ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Почему же среди множества социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, семья явно занимает центральное место?
Семья — это самый ранний и постоянный источник социальных контактов для ребенка. Эмоциональные отношения и способы взаимодействия между младенцем и родителями будут влиять на ожидания и реакцию ребенка в последующих отношениях с другими людьми. Убеждения, ценности и культурные установки фильтруются через родителей и представляются ребенку в очень персонализированной и выборочной манере. Личность родителей, их социально-экономический класс, религиозная принадлежность, образование и пол будут влиять на представление ими культурных стандартов своим потомкам. Социальные стандарты, убеждения и ролевое поведение, которые демонстрирует сын авторитарного отца баптиста из низшего класса, будут сильно отличаться от тех, которые представляет ребенок образованной феминистки и атеистки из среднего класса.
Семейные отношения до сих пор являются наиболее прочными из всех других видов отношений. Основной причиной этому служит историческая непрерывность обмена опытом. Именно непрерывность качественно отличает семью от недолговечных отношений с друзьями, учителями, соседями или коллегами. Воспоминания о прошлых взаимодействиях передаются в стандартах, ожиданиях, восприятии и чувствах по отношению к другим членам семьи.
В семье люди ждут поддержки, когда им нужно справиться со стрессом. Говоря словами Роберта Фроста (1959): „Дом — это место, где, если тебе придется туда вернуться, им придется тебя принять.“
Разведенные женщины с детьми часто возвращаются в родительские семьи. Члены семьи могут помогать друг другу в период безработицы или финансовой нужды, родители могут обратиться к своим взрослым детям за помощью в старости или немощи.
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ
Только недавно социализация рассматривалась как сложный процесс влияния членов семьи друг на друга, а не как процесс, посредством которого родители формируют поведение детей. Дети играют активную роль в собственной социализации (Bell & Harper, 1977). Они реагируют на поведение окружающих уникальным образом на основе своих способностей, темперамента, личностных качеств и прошлого опыта. При этом даже корреляция между физическим наказанием, неприятием и непоследовательной дисциплиной у родителей и агрессией и непослушанием у детей не обязательно означает, что именно дисциплинарные практики привели к девиантному поведению у ребенка. Трудное по темпераменту, непослушное, антиобщественное поведение у детей также имеет тенденцию вызывать карательные реакции у родителей. То есть в некоторых случаях именно антиобщественное поведение детей первично и приводит к отвержению и наказанию со стороны родителей.
Взгляд на семью, как на взаимозависимую систему, которая функционирует как единое целое, является результатом работы терапевтов, которые обнаружили, что часто поведение проблемного ребенка невозможно изменить без изменения всей семейной системы (Steinglass, 1987; Reiss & Klein, 1987), а также работы экологических психологов, озабоченных более широким социальным окружением и особенностями семьи (Bronfenbrenner, 1986). С точки зрения экологических семейных систем, существует семь основных принципов семейных процессов.
- Холизм (целостность). Вся семейная система отличается от суммы ее частей. Для понимания функционирования семьи недостаточно знать характеристики отдельных членов семьи или даже отношения между двумя членами семьи. Необходимо изучить организацию семейных отношений и всей семьи как взаимодействующей единицы.
- Организация. Семьи организованы по образцам отношений и функциональным ролям. Часто эти роли распределяются по возрасту или полу, где у взрослых больше власти и ответственности, чем у детей. В традиционных семьях матери берут на себя роль опекуна, а отец отвечает за экономический доход. Однако с появлением новых форм семьи стало больше разнообразия в организации и ролях.
- Взаимозависимость. Каждый член семьи и подсистема семьи влияют друг на друга. Родители, состоящие в несчастливых, ожесточенных браках, становятся более неумелыми и раздражительными в отношениях со своими детьми, что ведет к еще большему антиобщественному поведению детей. Это стойкое антиобщественное поведение детей может, в свою очередь, усугубить проблемы в супружеских отношениях. В данном случае антиобщественное поведение ребенка это одновременно причина и следствие супружеского конфликта.
- Границы. У семей есть границы, которые различаются по своей проницаемости и уязвимости от внешних влияний. В семьях, где между ее членами очень тесная связь, людям может быть трудно разлучиться в нужное время (уйти в колледж, вступить в брак, использовать ресурсы вне семьи). Изолированные родители (имеют мало социальной поддержки и позитивных контактов с окружающими) с большей вероятностью будут непоследовательными в воспитании и наказаниях своих детей. Такие родители чаще воспринимают своих детей негативно, чем менее замкнутые родители(Dumas & Wahler, 1985; Wahler & Dumas , 1987). Однако семьи со слишком прозрачными границами могут быть дезорганизованными и уязвимыми со стороны внешних сил (навязчивые родственники, друзья, подрывающие брак, группы сверстников, которые отклоняются от семейных стандартов в отношении приемлемого поведения).
- Гомеостаз. Семьи достигают определенного баланса в своих образцах функционирования и сопротивляются силам, которые могут покушаться на это равновесие. Вследствие чего многие модели взаимодействия становятся очень жесткими и ритуализированными. Семейные распорядки и ритуалы могут способствовать формированию чувства семейной истории и идентичности, а также облегчению прогнозирования семейных отношений и их согласования. Однако они также могут поддерживать неадаптивные семейные отношения. В несчастливых супружеских парах (Gottman, 1989) или в семьях с агрессивным ребенком (Patterson, 1982) характерным и предсказуемым паттерном является нарастание враждебности и даже насилия. В отличии от благополучных семей здесь нет попыток рационального общения для решения проблем. Семейные терапевты хорошо знают, что такие семьи даже после успешной терапии, могут оказаться заблокированными в паттерне взаимодействий, который поддерживает психопатологию у одного или нескольких членов семьи. Паттерны, которые побуждают к неправильному поведению одного члена семьи или семейной подсистемы (супружеская, детско-родительская, братско-сестринская) могут защитить других членов или подсистему. Например, родители могут избегать проблем друг с другом или указывать на недостатки только одного ребенка, которого делают козлом отпущения, обвиняя его во всех семейных трудностях.
- Морфогенез. Морфогенез — это противодействующая гомеостазу сила. Морфогенез относится к адаптации семей к внешним и внутренним изменениям. Изменения неизбежны, так как со временем дети вырастают, идут в школу, уезжают из дома, устраиваются на работу, женятся и создают новые семьи. Родители в свою очередь могут перейти на этап кризиса среднего возраста, поменять работу, выйти на пенсию, состариться и стать зависимыми от своих детей. Члены семьи должны приспосабливаться не только к внутренним изменениям жизненного цикла семьи (занятость матери, развод, повторный брак, сожители родителей, дети, рожденные от незамужних матерей), но и к изменениям историческим. К ним относятся: войны; изменение отношения к женщинам, меньшинствам и образованию; рост преступности и злоупотребление психоактивными веществами. Адаптивность — центральное условие хорошо функционирующей семьи. В хорошо функционирующей семье не обязательно меньше проблем, чем в неблагополучной семье, но она лучше способна адаптироваться к проблемам, вызовам и изменениям, с которыми сталкивается.
- Экологический релятивизм. Семьи существуют в широкой социальной, культурной и физической среде. Экология бедности, голода, социальных беспорядков и болезней будет влиять на функционирование семей иначе, чем экология, характеризующаяся достатком и социальными привилегиями. Одна и та же семья будет по-разному действовать в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА
Теперь мы переходим к изучению того, как различные подсистемы в семье — супружеская система, система родитель-ребенок и система братьев и сестер взаимодействуют, приводя к различным результатам в развитии и поведении детей.
Брачная система
Удовлетворительные супружеские отношения часто рассматриваются как краеугольный камень хорошего функционирования семьи, что прямо или косвенно способствует эффективному воспитанию детей, позитивным отношениям между братьями и сестрами и развитию компетентных, адаптивных детей.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Важно помнить, что у родителей есть, как отношения друг с другом, так и со своими детьми. Родители в роли опекунов служат источником эмоциональной и физической поддержки и комфорта для своих детей. Когда у супругов нежные взаимоотношения и они поддерживают друг друга это благоприятно отражается на их отношениях с детьми (Cowan, Cowan, Heming, & Miller, 1991; Cox et al., 1989; Crnic, Greenberg, Ragozin, Robinson, И Basham, 1983; reldman, Nash, & Aschenbrenner, 1983). Двойное участие в домашнем хозяйстве и уходе за ребенком может освободить обоих родителей для более веселых и приятных развлечений со своими детьми и облегчить часть бремени, которое испытывают матери с маленькими детьми. В таких условиях грязные подгузники, кормление и плач больного ребенка в 2 часа ночи более терпимы. Помимо этого приятные этапы развития ребенка (первые слова, ошеломляющие поступки, академические, социальные или спортивные успехи) более увлекательны, если есть возможность поделиться с вовлеченным в семью супругом.
Домашняя среда, характеризующаяся ссорами, ворчанием и постоянными разногласиями, пагубно влияет как на родителей, так и на детей (Dix, 1991). К сожалению, конфликт между родителями ассоциируется с негативными чувствами и поведением в отношении детей. Это приводит к разрушению социальных и когнитивных компетенций, что в дальнейшем ведет к антисоциальному поведению у детей ( Emery, 1982; Hetherington, Cox, & Cox, 1982; Cowan et al., 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992).
Мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия. (Block, Block, & Morrison, 1981; Hetherington et al, 1982; Rutter, 1977). Их чаще ругают и наказывают, чем девочек (Hetherington et al., 1982). Помимо этого родители чаще и дольше ссорятся в присутствии сыновей. Если родительские разногласия возникают в присутствии девочки, они с большей вероятностью будут быстро прекращены фразой «поговорим об этом позже», выражением бровей или кивком головы, указывающим на присутствие дочери. Родители больше защищают дочерей, и эта защита распространяется, в том числе и на защиту от родительского конфликта.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, ссоры при детях, ссоры в семье, экологическая психология
Спасибо за статью. Здесь я узнала как родительская семья влияет на социализацию ребенка. Так же познакомилась с семью основными принципами социализации семье. Из них выделила такие пункты, как взаимозависимость, гомеостаз и морфогинез.
Взаимозависимость для меня означает, зависимость одного члена семьи от другого. Как это проявляется у моих детей. 5 летняя дочь не любит ходить в садик. Говорит, что ей там скучно и она скучает ро маме. Я считаю, что это проявление зависимости от мамы. А вот младшая дочь с удовольствием идёт в сад. Могу предположить, что на это повлияло раннее детство. Когда старшая была одна, мы часто гуляли по городу, посещали детские парки, зоопарки, кафе. И она привыкла, что мы проводим время разнообразно. Для нее садик интересен пару дней. А вот с младшей мы редко так гуляли. Тогда, когда я проводила творческие игры со старшей, младшая самостоятельно но играла в игры. Отсюда и заключение, младшая дочь умеет сама себя развлекать, так как я ей дала возможность самостоятельного развития. А вот старшая не умеет, так как я её развлекала.
В свете последних событий, в период пандемии, когда люди лишены привычного бытового, рабочего, социального уклада, думаю, что многие прочувствовали насколько сложной является семейная система. Не только влияние её членов и подсистем, но и влияние из вне приводит к мгновенному изменению в системе. Именно сейчас можно наблюдать как процесс обобщения, так и процесс разобщения семей. Хочется верить в то, что большее количество семей стали более сплочёнными для борьбы со стрессом и в следствии поиска поддержки со стороны близких.
Я считаю, что когда речь идёт о развитии ребенка в семье, необходимо говорить о взаимовлиянии друг на друга всех его членов. Поступок каждого из них влияет на другого, причем ответная реакция может быть труднопредсказуемой. Когда домой возвращается один из её членов в раздраженном состоянии, то в результате эмоционального обмена через несколько минут, как правило, случается конфликт.
Прочитав статью, я отменила для себя такое свойство семейных отношений, как их непрерывность. Это отличает их от дружеских, деловых и других отношений. Вот эта непрерывность и обеспечивает передачу словесной информации и эмоционального опыта последующим поколениям. И для меня в этом есть какая-то таинственная неизведанность.
Также я ознакомилась с семью основными принципами семейных процессов. Интересной для меня стала информация о семейных границах. Так, изолированные родители будут скорее непоследовательны в воспитании детей. Семья со слишком «слабыми» границами может подвергнуться чрезмерному влиянию родственников, друзей, которые будут вносить негатив в отношения между членами семьи. В связи с карантином, в настоящее время существует тенденция обособленной замкнутой семейной системы. Наше восприятие мира и других людей меняется, но наши дети не должны от этого страдать!
Из статьи я узнала о второй стороне социализации. Помимо того, что социализация недавно рассматривалась как процесс влияния членов семьи друг на друга, теперь же она выступает как процесс, посредством которого родители формируют поведение детей. Мне эта тема очень интересна, так как мне хотелось бы немного подготовиться к своим будущим детям и постараться навредить им как можно меньше. Также из статьи узнала о существовании многих терминов, таких как «холизм», «гомеостаз», «морфогенез» и «экономический релятивизм». Как оказалось, большинство этих терминов входят в группу семи основных принципов семейных процессов. Еще, мне очень близко в статье определение семьи, как самый ранний и постоянный источник социальных контактов для ребенка. Соглашусь с тем, что родители, скорее должны служить источником эмоциональной и физической поддержки и комфорта для своих детей, а не надзирателями и исполнителями наказаний. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. После прочтения вспомнила свои школьные годы. Как формировалась моя социализация. Мои родители часто ругались, либо вечером, либо с утра. Страшно вспоминать. Я в школе была замкнута и не общительна, так как в голове крутила проблемы взрослых.Думала почему они все время ругаются и здесь конечно было не до общения со сверстниками.После прочтения убедилась в том, как важно строить здоровые отношения с партнером, для того чтобы дети были психологически здоровыми и у них была возможность развиваться и общаться со сверстниками. Также из статьи узнала о существовании новых терминов, таких как; гомеостаз, морфогенез и экономический релятивизм. Интересным был ток факт, что мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным семейным неблагополучиям. Всегда думала, что наоборот.
Благодарю за статью ! Из статьи для себя уяснила следующие факты : 1)!Социализация -это процесс посредством которого индивидуальные навыки , мотивы и поведение ребёнка корректируются согласно правилам общества . 2) Семья — это наиболее сильный фактор в этом процессе . 3) семья важна , как непрерывный источник обмена опытом .4) выделяют 7 основных видов семейных процессов : холизм, организация , границы, гомеостаз , морфогенез , экологический релятивизм . Прочитав значение этих процессов , для себя я сделала вывод , что в моей родительской семье нарушали процесс границы . Наши отношения в семье были слишком близкие , в итоге я стала чувствовать себя зависимой от родителей , и в нужный момент мне было трудно отделиться от родительской семьи . Я с трудом принимала самостоятельные решения . Но, сейчас я проработала эту проблему , и в супружеской семье я стараюсь процесс границ не нарушать .
Благодарю за статью! Для меня оказалось довольно сложным воспринимать семь приницпов семейных процессов. Почему-то сразу вспомнился ганстерский фильм с Робертом Дениро «Малавита», где итальянская мафиозная семья по программе защиты свидетелей прячется в разных городках Европы. Какая там сплоченность и свобода, но при этом соблюдение семейных традиций. И социализация очень интересная. Очередной раз убеждаюсь о влиянии родительских взаимоотношений на социализацию детей в образовательных учреждениях и будущего создания уже собственных семей. Для меня было новым, что оказывается мальчики более восприимчивы к к негативным последствиям семейного неблагополучия. Не верится и все. Хочу прочитать доказательства.
Спасибо за статью. Я согласна, что социализация начинается с родной семьи, где связи остаются с нами навсегда и потом они же влияют на наше будущее. Из статьи я узнала о существовании семи семейных процессов таких как холизм, гомеостаз, морфогенез и экономический релятивизм. В статье даётся чёткое определение социализации -это процесс посредством которого индивидуальные навыки , мотивы и поведение ребёнка корректируются согласно правилам общества. Моё детство пока для меня закрыто, хотя я никак ни могу понять почему. Мои родители меня точно любили и хотели, чтобы я росла в благоприятных условиях. Однако каждую помощь с их стороны я принимала с большим сопротивлением. Мне было очень легко самой выбрать институт, в котором я буду учиться и уехать от родителей. Однако на протяжении всей моей жизни я замечаю в своем поведении или отношении к чему либо своих родителей. Как мой папа говорит-это гены! А я думаю, что это моя социализация, которая берет своё начало в родительской семье
Спасибо за статью. Из нее я узнал понятие слова Социализация — которое до сего момента я понимал как-то по-своему. Естественно о каких-то там правилах я никогда не задумывался. Так же узнал что родственники и друзья меняют поведение ребенка по мере его взросления, давая советы, наставления или какую-то критику. Еще узнал о понятии непрерывности обмена опытом, как об историческом процессе, который является наиболее прочным из всех видов отношений. Узнал о семи основных принципах семейных процессов. Один из процессов, называемый организацией, мне откликнулся тем, что в моей семье были такие устои. Отец организовывал экономическую стабильность, а мать занималась воспитанием детей и образованием.
Из статьи узнала,что социализация это процесс с помощью которого индивидуальные способности,навыки,мотивы и поведение ребёнка корректируются обществом в котором он живёт.Ключевую роль в социализации играют группы людей ,такие как родители,братья и сёстры,сверстники. А так же общественные организации — церковь,школы,законодательные организации.Каждая группа влияет на ребёнка и регулирует развитие морали,самоконтроля,подавление агрессии с помощью поощрений и наказаний.Семья при этом является самым влиятельным фактором в процессе социализации ребёнка.Потому что это самый ранний источник социальных контактов для ребёнка.Эмоциональные отношения и способы взаимодействия между родителями и младенцем будут влиять на ожидания и реакцию ребёнка в последующих отношениях с другими людьми.»Как ты можешь дружить с другими людьми,если ждёшь от них такого же отношения ,как от папы»
Из статьи я узнала, что существуют 7 важных принципов семейных процессов. Мне было сложно понять их, поэтому перечитала эту часть несколько раз.
Что открыла для себя из этой не до конца понятной мне статьи:
1. При мальчиках родители чаще продолжают выяснять отношения, а при девочках склонны прекращать свои разбирательства.
2. Мальчики больше девочек подвержены негативным последствиям из-за семейного неблагополучия.
3. Что в семье не только родители влияют на детей в плане социализации, но и наооборот. Семейные взаимоотношения модифицируются по мере взросления детей, изменения экономического статуса родителей и других показателей.
4. Если семья неблагополучная, это не значит, что семейных конфликтов там будет больше. Главное преимущество благополучной семьи — адаптивность.
Спасибо за статью.
В очередной раз убедилась, что семья играет очень важное значение во всей жизни ребенка, в том числе и в его социализации в обществе.
Узнала семь основных принципов семейных процессов: холизм (целостность), организация, взаимозависимость, границы, гомеостаз, морфогенез,экологический релятивизм.
На результаты в развитии и поведении детей влияет и взаимодействие различных подсистем в семье, таких как супружеская система, система родитель-ребенок и система братьев и сестер. Для меня родительский дом — это то место, где меня всегда поддержат и помогут. Жаль, что в семейной жизни так не получилось.
Удивило, что «мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия».
После прочтения данной статьи я познакомился каким образом семейные отношения в зависимости от того какая семья, как будут влиять на социализацию ребенка, какие инструменты, общение в каком ключе родителей будут способствовать наиболее лучшей социализации ребенка.Меня удивило , что во время конфликтов между родителей супруги в большинстве случаев ссорятся при ребенке, если этот ребенок мальчик, если девочка , то стараются свести конфликт на нет.Познакомился с такими психологическим понятием как экологическая семейная система , которая делится на семь подклассов.В профессиональном и личностном плане владея данной информацией можно понять, что необходимо изменить как в своей семье так и в семье людей , которые обратятся за помощью чтобы способствовать социализации ребенка.Главной идеей считаю это любовь в семье , именно она будет способствовать наилучшей социализации ребенка. Спасибо.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что семья играет ключевую роль в социализации ребёнка и начинается уже с колыбели. Хотя и определенные группы и организации тоже могут влиять на формирование поведение у ребенка и менять его. Дом, школа, сверстники, средства массовой информации и многое другое влияет на ребенка и пытаются поддерживать стандарты поведения, как с помощью поощрений так и с помощью наказаний. Они так же влияют на развитие морали и самоконтроля. Но друзей, школу, в дальнейшем работу можно поменять, а семья остается с нами навсегда. Поэтому сама социализация в статье рассмотрена как процесс при помощи которого родители изменяют поведение детей и оказывают ключевое воздействие на них. «Семья — это самый ранний и постоянный источник контактов для ребенка.» И именно непрерывность качественно отличает семью от недолговечных отношений с друзьями, коллегами и соседями. Говоря словами Роберта Фроста: «Дом это место, где, если тебе придется туда вернуться, им придеться тебя принять». Так же я узнала, что существуют 7 основных принципов семейных процессов: холизм (целостность), организация, взаимозависимость, границы, гомеостаз, морфогенез и экологический релятивизм, которые влияют на ребенка, и чтобы изменить эти процессы необходимо внести изменения во всю семейную систему.
Прочитав статью я поняла, что нежные отношения между супругами и поддержка друг друга, а так же разделение обязанностей позволяют нам уделять больше времени детям, тем самым воспитывать их в более комфортных условиях. И напротив ссоры в семье и постоянные разногласия негативно влияют на ребенка, и как следствие такие дети хуже социализируются и чаще замыкаются в себе.
Спасибо за статью.
Мне статья показалось достаточно содержательной и подробной, при этом, в ней достаточно ясно и чётко описано, что именно влияет на социализацию детей.
Мне очень понравилась цитата в начале статьи, где говорится, что социализация начинается с колыбели и выбора определённого повеления матери относительно ребёнка. Ведь это действительно так!
К сожалению, многие, когда слышат слово «социализация», что сразу ассоциируют его с обществом, ушицей, детским садом. Мол, что ребёнок дома сидит, вон выйдет на ушицу или пойдёт в сад, там и социализируется. То есть, там и научится нормам и правилам. Однако все наоборот: ребёнок учится всему дома! А в группе уже применяют полученные знания на практике.
Прочитав статью я узнал, что социализация это процесс, посредством которого индивидуальные навыки, мотивы и поведение ребёнка корректируются согласно правилам, которые существуют в обществе. Узнал, что средства массовой информации особенно интернет и телевидение оказывают большое влияние на изменение взглядов, желаний и поведение развивающегося ребёнка. Узнал, что адаптивность центральное условие хорошо функционирующей семьи. Что в благополучной семье может быть столько же проблем сколько их в неблагополучной, просто в благополучной семье лучше адаптируются к проблемам, вызовам и изменениям, которые встречаются на пути.
Спасибо за статью.
Семья-безусловно главная группа, которая влияет на социализацию ребенка. Узнала, семья предполагает взаимозависимое функционирование всех ее членов и что во многом изменение возраста и способностей ребенка влияет на функционирование семьи. Всегда знала, что поведение ребенка- это показатель поведения и воспитания самих родителей, но упустила момент, что поведение ребенка не будет меняться в лучшую сторону без изменения всей семейной системы.Так же узнала, что существует семь основных принципов семейных процессов:холизм, организация, взаимозависимость,границы, гомеостаз,морфогенез и экологический релятивизм. удивило, что мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия, всегда думала наоборот, так как девочки более эмоциональны. Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о таком важном понятии как социализация ребёнка. Наиболее существенное влияние на социализацию ребёнка оказывает семья так как она является наиболее простым и постоянным фактором. Из статьи я также узнала о проблемах социализации ребёнка в семье: это могут быть разводы или нестабильное материальное положение. Семья — это сложная система со своими функциональными процессами, которые основаны на семи основных принципах, с которыми я также познакомилась в статье. В общем и целом статья была для меня полезной, в ней я подчерпнула много новых знаний о функционировании семьи , о влиянии ее на социализацию ребёнка, а также каким образом происходит взаимосвязь и формирование этой самой социализации.
Я ещё раз убедился, что за социализацию своих детей прежде всего отвечают родители. Вот только не задумывался, что и дети могут тоже оказывать влияние на социализацию остальных членов семьи.
Понял, какие перспективы за собой несут вовлеченность или ее отсутствие со стороны отца в домашних делах и в вопросах воспитания. Вовлечённые отцы разгружают своих половин эмоционально (женщины становятся более терпимы к плачу ночному) или у всей семьи появляется больше свободного времени для совместных развлечений.
Благодаря семи основным принципам семейных процессов я узнал новые термины, обозначающие противоположные механизмы гомеостаз и морфогенез. Эти понятия мне приходилось слышать ранее, а вот с экологическим релятивизмом столкнулся впервые. Даже погуглил определение дополнительно. Спасибо за эту объемную статью!
Да, в очередной раз показан тезин о том, что основным агентом социализации для ребенка является семья. Те паттерны поведения которые демонстрируют родители, так ини иначе будут восприниматься ребенком и применяться в жизни. Вообще это любопытно… Сегодня я занимался в тренажерном зале и там был новичок. Сразу было видно, что его социализация где-то остановилась. В какой-то моментЮ он подошел ко мне и с претенциозным видом попросил убрать мою бутылку с водой, которая стояла на лавочке которую он решил использовать для выполнения упражнения. Тут я увидел, что «мирощущение» этого человека, очень скованно. И я вспоминаю себя в 20 лет, когда был по всей видимости таким же. А с его же точки зрения, он поступает максимально корректно и вежливо. В общем я в очередной раз увидел, насколько мы дети своих родителей.
Узнал, что существует семь основных принципов семейных процессов. Предположу, что отсутствие одного из процесса влияет, как на систему семьи, таки на отдельных её представителей, что в сою очередь ведёт к личностным проблемам у детей во взрослом возрасте.
Столкнулся с понятием социализация. Узнал, что при помощи социализации корректируются индивидуальные навыки, мотивы и поведение., отталкиваясь от правил в обществе.
Эта информация полезна как в личном так и в профессиональном плане. В профессиональном тем, что при помощи принципов семейных процессов, можно помочь в решение межличностных коммуникаций в семье.
Натолкнуло на мысль упущение из семейной системы очень важный механизм взаимодействия членов семьи, ведь для понимания всей системы необходимо знать не только характеристики отдельных членов семьи, а отношения между всеми.
Семья занимает первое место среди социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка. Статья меня познакомила с основными принципами семейных процессов и рядом новых терминов: целостность, организация — распределение функциональных ролей среди членов семьи, взаимозависимость — поведение и способы построения отношений родителей напрямую влияют и передаются на детей, границы, гомеостаз — жесткое и порою ритуальное взаимодействие в семье, морфогенез — гибкость и адаптация семей к проблемам, вызовам и изменениям (адаптивность — центральное условие хорошо функционирующей семьи), экологический релятивизм — экология характеризуется в уровне достатка и социальных привилегий. Здоровые отношения между супругами напрямую влияют на эффективность воспитания детей.
Из статьи узнала, что социализация — это процесс, с помощью которого корректируется поведение ребенка в соответствии с правилами в обществе. Также интересно, что социализация начинается с самого рождения, а не с сада или школы, как я от многих слышала.
На процесс социализации ребенка влияют как люди, так и средства массовой информации, но основную роль играет семья. Интересно, что не только родители влияют на поведение ребенка, но и дети влияют на поведение родителей. И я отчетливо вижу это на своем примере. Когда моя дочь рядом, я стараюсь вести себя по-другому, чтобы не навредить ей , чтобы она не увидела или не услышала то, что ей не нужно. В последнее время всё чаще я отказываюсь выяснять отношения с мужем при ней, даже если очень хочется выяснить прямо сейчас.
Из статьи я также узнала о семи принципах семейных процессов:
1. Холизм — семью нужно изучать в целостности, а не отдельными частями.
2. Организация и распределения ролей в семье.
3. Взаимозависимость — каждый член семьи влияет друг на друга. Этот принцип мне очень близок, т.к. я часто вижу, как споры с мужем влияют на ребенка (даже если мы это делаем не при ней, она чувствует, и её поведение меняется). При этом и тогда, когда у неё начинаются капризы, мы с мужем начинаем ссориться. Поэтому эти моменты нужно отслеживать и контролировать своё поведение.
4. У каждого члена семьи должны быть адекватные границы.
5. Гомеостаз. Насколько я поняла, это какое-то устойчивое поведение в семье. Которое может как позитивно, так и негативно отразиться на близких.
6. Морфогенез -адаптация в семье к внутренним изменениям. Адаптивность — основное условие хорошо функционирующей семьи.
7. Экологический релятивизм. Одна и та же семья будет по-разному действовать в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.
И напоследок, очень важная для меня информация — конфликты приводят к антисоциальному поведению детей. Мне нужно вспоминать об этом каждый раз, когда хочется поконфликтовать.
Благодарю за статью! Очень интересная информация. Особенно отметил новый для себя материал о том, что существует семь основных принципов семейных процессов. Особенно меня заинтересовало такое понятие как «морфогенез». Я задумался о том что далеко не все семьи способны качественно адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. И по факту, зачастую люди обращаются к специалисту исходя из того, что они просто-напросто не могут пройти тот, или иной этап, в связи с непониманием происходящего. Когда-то мы читали статью о том, что для многих людей любые изменения в жизни являются чем-то непонятным, что вызывает страх. А изменения в семье подразумевает дополнительный фактор, а именно участие новых ( к тому же близких) людей, что вызывает еще большую тревожность. Не спорю, что далеко не у каждого человека срабатывает данный механизм, но все же, люди с подобными сложностями встречаются, поэтому….я взглянул на данную тему с совершенно новой для меня стороны.
Социализация начинается в колыбели — удивительный тезис. Обычно люди особо не вникают в то, чем ребенок занимается в первые месяцы жизни, не связывают его опыт с будущим. По крайней мере, для меня эта связь не была до этого очевидной. Очень важна для меня информация о том, что именно семья имеет наибольшее влияние на ребенка в его социализации. Здесь также указаны факторы, которые влияют на саму семью: переезды, продвижение по службе, развод и другие. Очень удивило то, что не только поведение родителей влияет на социализацию ребенка. Ребенок также имеет предпосылки, вызывающие определенное поведение родителей. Из статьи я также узнал о семи основных принципах семейных систем. Кроме того, статья еще раз напомнила мне то, что взаимоотношения между партнерами в браке влияют на детей, на развитие их социальных и когнитивных компетенций. Я вспоминаю ссоры между моими родителями, свидетелями которых я был. Определенно, они оставили во мне негативный отпечаток. На мой взгляд, ребенок, который не видел серьезных ссор между родителями, не имеет соответствующей разрешающей ценности. То есть в собственной семье он не будет провоцировать или демонстрировать подобное поведение.
Безусловно, семья влияет на социализацию ребенка в первую очередь. Новым было для меня узнать то, что влияние распространяется и в обратную сторону, от ребенка на родителей. Новой была информация по поводу семи основных принципов семейных процессов с точки зрения экологических семейных систем. В родительской семье я часто наблюдал конфликты, неприязнь друг к другу среди родителей и поэтому у меня бессознательно при мысли о семье возникает неприятное ощущение. То есть для мня семья сейчас это не то, что будет мне поддержкой, а скорее то, что создаст новых проблем. Но ситуация меняется в лучшую сторону с точки зрения восприятия. Я так же как и описано в статье прошел этап антисоциального поведения, пик которого был в 20-23 года.
Даже не знаю, что можно прокомментировать в данной статье. Причина в том, что сложно объединить в общие фразы и выделить что-то отдельно. Вся статья интересна и познавательно. В общем для себя тезисно отметил следующее: социализация начинается с колыбели; дом, школа, сверстники, интернет, телевидение влияет на развитие у детей морали и самоконтроля, на подавление агрессии и поощрение позитивного социального поведения, на достижения и на поведение. Так как семья рассматривается как наиболее влиятельный фактор в этом процессе, то нужно учитывать, что на нее оказывает влияние изменения в супружеских отношениях, экономическое благополучие, изменения в отношениях родителей с друзьями и родственниками. В семье ребенок в большей степени учится социальным контактам и взаимодействиям. Соответственно, чем гармоничнее семья, тем лучше проходит развитие ребенка и его социализация. В неблагополучной семье, где много раздражения и злости — ребенок это будет транслировать в своей жизни. В итоге, несмотря на окружающих людей, именно семья для ребенка и человека становится главным внутренним оплотом его дальнейшего развития и его взаимоотношений с окружающими. Так что нужно стремиться к тому, чтобы максимально оградить ребенка от собственных негативных примеров. Спасибо большое за статью.
Благодарю за статью.Много информации для было новой, но так как статья была очень объемная, что то конкретно выделить мне было сложно.Много было для меня новое в том, как родительская семья влияет на социализацию ребенка.На мой взгляд, что и без специальных исследований и без использования научных терминов и так понятно, что многое зависит от семьи и что происходит внутри каждой семьи.Какие устои в семье, какие рамки дозволенного.За собой и за своим ребёнком замечаю, что он копирует поведение своей семьи,например если я повышаю голос, то мой ребёнок будет разговаривать тоже на повышенным тонне, хотя я не считаю это нормой, но с собой справиться тяжело, взрослому человеку ведь никто запретить не может.
Да, семья является ключевым фактором в социализации детей. Мне понравилась фраза о том, что социализация начинается с колыбели. Недаром большинство психологических проблем, так или иначе связанных с трудностями в социальной сфере и коммуникации, рано или поздно выявляют связь с детско-родительскими отношениями.
Отметил такой момент, что влияние различных групп и организаций (институтов) на социализацию человека происходит не просто в каком-то информационном поле, а в действенной жизни, в которой человек может «…применить на практике и изменить свои социальные навыки».
Выделил, что ключевым моментом воздействия на ребенка все же является система поощрения и наказания, какая бы группа ни ставила своей целью применять и поддерживать свои стандарты поведения. Других, каким-либо образом выделенных методов, я не увидел. Хотя влияние на процесс социализации, безусловно, могут иметь и другие факторы, как то: примеры поведения родителей или сверстников, убеждение и т.п.
Из статьи узнал новый термин – морфогенез. Это естественное состояние развивающегося организма (чем, в общем-то, является и семья), позволяющее ему адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. Без этого умения проявлять гибкость многие семьи попадают в ловушку стереотипа, что любые изменения — это зло, в итоге лишая тем самым себя и своих детей полноценной жизни.
Новой информацией в статье для меня было деление с точки зрения экологических семейных систем, на семь основных принципов семейных процессов. Все остальное уже было знакомо . С чем я полностью могла и придерживаюсь такого же мнение . Абсолютно точно понимаю , что с самого рождения семья оказывает влияние на ребёнка . С первых дней жизни каждый член семьи , контактирующий с крохой , влияет на его социализацию . Дальше , понятно , больше . Появляется телевизор , воспитатели , друзья и тд . Но и тут от родителей много зависит . Они должны контролировать , что смотрит из ребёнок , с кем общается и тд . А ещё важно , чтобы родители контролировали , что сами смотрят ( особенно при ребёнке ) , с кем общаются , о чем говорят в его присутствии и тд . В общем , воспитание ребёнка надо начинать с себя .
Прошу прощения, на эмоциях вставил комментарий не к той статье…
Согласна с тем, что семья имеет главное значение в формировании личности у ребёнка . Ведь получая определенные паттерны поведения в родительской семье, ребёнок выносит их в социум. И от того какие отношение в его семье к родственникам, к работе, к супругу зависит формирование отношения у ребёнка и корректировка личных навыков. Причём семья может путём поощрений и наказаний влиять на ребёнка. Интересно было узнать о непрерывности обмена опытом , как историческом процессе, который является наиболее прочным из всех видов отношений. Узнала о семи основных принципах семейных процессов. И мне понравилась важная функция семьи адаптивность. Всегда считала , что важна стабильность, но пересмотрела свой взгляд на это и поняла, что не возможно всегда семье быть стабильной. Важнее семье быть адаптивной на мой взгляд и это я поняла, когда отследила своё сопротивление переменам.
Из статьи я узнал, какие социальные группы влияют на процесс социализации детей. Для меня семья была одним из основных мест обитания и соответственно социализации. Большую часть времени я проводил дома, а каждый год почти на всё лето уезжал к бабушке. В данной структуре моей социализации я вижу как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, я рос в комфортной среде. С физической и психологической точки зрения мне ничего не угрожало. Но в то же время это и оказало негативное влияние, когда я всё-таки столкнулся с агрессивной внешней средой. Адекватно реагировать на её проявления я учился долго и, возможно, не в совершенстве освоил это искусство. С другой стороны, ещё со времён старшей школы у меня было стремление покинуть семью. В этом я вижу своё стремление к развитию имеющихся и приобретению новых навыков, в том числе социализации в новой среде обитания.
Спасибо за статью Из статья я узнала, о том, что группы и организации в обществе играют ключевую роль в социализации. Дом, школа и сверстники так же создают условия, в которых у детей есть некие ориентиры. С помощью них они могут сравнить свои убеждения и поведение с убеждениями и поведением других людей, а также применить на практике и изменить свои социальные навыки. Каждая группа влияет на ребенка и пытается поддерживать стандарты поведения с помощью поощрений и наказаний. Конечно, семья рассматривается как наиболее влиятельный фактор , а именно развитие у детей морали и самоконтроля, на подавление агрессии и поощрение позитивного социального поведения, на достижения и на поведение. Интересно было узнать, что именно мальчики больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия.
Спасибо за статью. Первое, на что обратила внимание – на историческую непрерывность семьи. Действительно, меняются друзья, коллеги, соседи. Родители – постоянны, их не выбирают, они у нас есть, и мы сами ими становимся. Они определяют нас, мы на основании нашего детско-родительского опыта даем пример для социализации нашим детям. Немного некорректно, как ни странно, прозвучала для меня фраза о доме – «им придется тебя принять». Я бы для себя не хотела, чтобы моим родителям именно «пришлось» меня когда-нибудь принимать, и я бы не хотела, чтобы моя уже взрослая дочь когда-нибудь подумала бы так же. Дом – это то место, где тебя ждут, а не то, где кого-то «приходится» принимать, привечать и т.п. В целом же очень познавательная статья, интересно сформулированы принципы семейных процессов. Холизм семьи характеризует взаимопроникновение внутрисемейных отношений, а не простую их сумму, это сочетается с взаимозависимостью членов семьи друг от друга. В каждой семье и разные границы проницаемости и уязвимости. Действительно, в семьях, где дети очень сильно привязаны к родителям, бывает очень сложно и одним, и другим «перерезать пуповину», ребенку уйти в самостоятельную жизнь, а родителю – суметь отпустить его. Мне сымпонировало противопоставление гомеостаза и морфогенеза. Гомеостаз – стабильность, баланс внутри семьи, хотя иногда он формируется и из неадаптивных отношений. Но и такая семья может длительно существовать, избегая при этом каких-то определенных проблем, закрывая на что-то глаза. Морфогенез же – это адаптация, способность расти, развиваться, как в рамках внутрисемейных изменений, так и во внешних изменяющихся условиях. Адаптивность, или гибкость – основное условие хорошо функционирующей семьи. В связи с этим возник вопрос: мы с мужем – дети из Советского Союза, и как раз прошли путь адаптации всего нашего общества к резко изменившимся условиям жизни. Моя семья пусть и не схватила «звезд с небес», которые, может быть, достались более молодым и изворотливым, но и не оказались такими ригидными, как родители мужа, которые до сих пор вспоминают что-то из серии «а вот раньше, при коммунизме…» Значит ли это, что моя семья явилась более правильно функционирующей, или на адаптивность влияет комплекс факторов… С этим где-то коррелирует принцип экологического релятивизма, т.е. одна и та же семья может оказаться более или менее адаптивной в зависимости от внешних условий. Обнаружила для себя новую нишу – экологического психолога, который занимается изучением более широкого социального окружения и его влиянием на семью. Наверное, мне бы понравилось этим заниматься.
Спасибо большое за статью!
Тема действительно очень важная и актуальная для каждого родителя как настоящего, так и будущего. Безусловно, семья — первый институт социализации в жизни каждого человека, поэтому именно из семьи ребенок получает первые правила поведения, установки, перенимает опыт и, в целом, учится жить в обществе, поэтому влияние семьи на формирование ребенка нельзя переоценить, оно очень весомо. Так, например, у моих родителей в период моего обучения в школе не было особо много друзей, а к другим людям была некоторая настороженность, а также, наверное, где-то неуверенность в себе. И я заметил, что транслирую эти установки своей сестре, когда мы пришли на детскую площадку, она хотела кататься на горке, а там был мальчик старше нее, очень активно на ней катающийся. Моей первой реакцией было не пускать туда сестру, покататься на чем-то другом, то избегание, то есть я думал, что сестра с ним не сможет по-детски договориться, так как мне самому было некомфортно в таких ситуациях. Поэтому да, влияние семьи на социализацию очень велико.
Семья — это наиболее значимый фактор в процессе социализации ребенка. Более того, семья рассматривается как система взаимного формирования и влияния всех членов семьи друг на друга. Именно из семьи человек возьмет привычные стратегии поведения, что накладывает на родителей дополнительную ответственность — быть нежными и счастливыми.ТОгда это станет краеугольным камнем для благополучного развития детей. Я вспомнила, что в моей родительской семье было взаимопонимание и любовь тогда, когда папа не пил. Нам с сестрой хотелось тогда проводить как можно больше времени дома, от родителей веяло нежностью и теплом.Но те периоды, когда папа пил я вспоминаю со страхом, идя домой мы никогда не знали, что нас сегодня ожидает. Это в значительной мере накладывало отпечаток на мое поведение в детстве — не было желания общаться со сверстниками, нужно было бежать домой, постоянная тревога, слезы и страх негативно влияли на мое самоощущение. Спасибо за статью!