Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Социализация — это процесс, посредством которого индивидуальные навыки, мотивы и поведение ребенка корректируются согласно правилам, которые существуют в обществе. «Социализация начинается с колыбели, когда нежная мать потакает во всем младенцу или напротив мать, боясь испортить ребенка, оставляет его прокричаться» (Hetherington & Morris, 1978, стр. 3).

Определенные группы и организации в обществе играют ключевую роль в социализации. Родители, братья и сестры, сверстники и учителя проводят много времени, разъясняя ценности детям, тем самым направляя и меняя их поведение. Некоторые организации, такие как церковь, школа и юридические институты, развивались с конкретной миссией – передача культуры, социальных и этических стандартов, а так же для поддержания культурно значимых форм поведения. Кроме того, средства массовой информации, особенно телевидение и интернет, представляют собой относительно новую и мощную силу в изменении взглядов, желаний и поведения развивающегося ребенка.

Дом, школа и сверстники так же создают условия, в которых у детей есть некие ориентиры. С помощью них они могут  сравнить свои убеждения и поведение с убеждениями и поведением других людей, а также применить на практике и изменить свои социальные навыки. Каждая группа влияет на ребенка и пытается поддерживать стандарты поведения с помощью поощрений и наказаний.

Доказано влияние всех вышеперечисленных групп на развитие у детей морали и самоконтроля, на подавление агрессии и поощрение позитивного социального поведения, на достижения и на поведение, которое рассматривается как особенное.

Хотя на процесс социализации влияют многие социальные группы, семья  рассматривается как наиболее влиятельный фактор в этом процессе. В этой статье будут рассмотрены процессы и проблемы социализации в семье. Социализация часто рассматривается как процесс, с помощью которого родители изменяют поведение детей. Однако правильнее было бы думать об этом как о процессе взаимного формирования. Семью лучше всего рассматривать как сложную систему, предполагающую взаимозависимое функционирование всех ее членов. При этом данная система не всегда является постоянной. Например, увеличение числа разводов, неполных семей и занятость матери, меняют функционирование семейной системы.

Изменения в супружеских отношениях, экономическая безопасность семьи по мере того, как родители приобретают больше опыта работы, продвигаются по службе или переезжают, а также изменения в отношениях родителей с друзьями и родственниками — все это влияет на семью. Хотя большинство людей признают, что изменение возраста и способностей ребенка влияет на функционирование семьи, немногие считают, что со временем меняется каждый член семьи и что эти изменения отразятся на семейных отношениях. Кроме того, на семьи влияют культурные, социальные, исторические условия и события. Степень поддержки или стресса в социуме так же влияет на семейные отношения.

СЕМЬЯ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Почему же среди множества социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, семья явно занимает центральное место?

Семья — это самый ранний и постоянный источник социальных контактов для ребенка. Эмоциональные отношения и способы взаимодействия между младенцем и родителями будут влиять на ожидания и реакцию ребенка в последующих отношениях с другими людьми. Убеждения, ценности и культурные установки фильтруются через родителей и представляются ребенку в очень персонализированной и выборочной манере. Личность родителей, их социально-экономический класс, религиозная принадлежность, образование и пол будут влиять на представление ими культурных стандартов своим потомкам. Социальные стандарты, убеждения и ролевое поведение, которые  демонстрирует  сын авторитарного отца баптиста из низшего класса, будут сильно отличаться от тех, которые представляет ребенок образованной феминистки и атеистки из среднего класса.

Семейные отношения до сих пор являются наиболее прочными из всех других видов отношений. Основной причиной этому служит историческая непрерывность обмена опытом. Именно непрерывность качественно отличает семью от недолговечных отношений с друзьями, учителями, соседями или коллегами. Воспоминания о прошлых взаимодействиях передаются в стандартах, ожиданиях, восприятии и чувствах по отношению к другим членам семьи.

В семье люди ждут поддержки, когда им нужно справиться со стрессом. Говоря словами Роберта Фроста (1959):  „Дом — это место, где, если тебе придется туда вернуться, им придется тебя принять.“

Разведенные женщины с детьми часто возвращаются в родительские семьи.  Члены семьи могут помогать друг другу в период безработицы или финансовой нужды, родители могут обратиться к своим взрослым детям за помощью в старости или немощи.

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

Только недавно социализация рассматривалась как сложный процесс влияния членов семьи друг на друга, а не как процесс, посредством которого родители формируют поведение детей. Дети играют активную роль в собственной социализации (Bell & Harper, 1977). Они реагируют на поведение окружающих уникальным образом на основе своих способностей, темперамента, личностных качеств и прошлого опыта. При этом даже корреляция между физическим наказанием, неприятием и непоследовательной дисциплиной у родителей и агрессией и непослушанием у детей не обязательно означает, что именно дисциплинарные практики привели к девиантному поведению у ребенка. Трудное по темпераменту, непослушное, антиобщественное поведение у детей также имеет тенденцию вызывать  карательные реакции у родителей. То есть в некоторых случаях именно антиобщественное поведение детей первично и приводит к отвержению и наказанию со стороны родителей.

Взгляд на семью, как на взаимозависимую систему, которая функционирует как единое целое, является результатом работы терапевтов, которые обнаружили, что часто поведение проблемного ребенка невозможно изменить без изменения всей семейной системы (Steinglass, 1987; Reiss & Klein, 1987), а также работы экологических психологов, озабоченных более широким социальным окружением и особенностями семьи (Bronfenbrenner, 1986). С точки зрения экологических семейных систем, существует семь основных принципов семейных процессов.

  1. Холизм (целостность). Вся семейная система отличается от суммы ее частей. Для понимания функционирования семьи недостаточно знать характеристики отдельных членов семьи или даже отношения между двумя членами семьи. Необходимо изучить организацию семейных отношений и всей семьи как взаимодействующей единицы.
  2. Организация. Семьи организованы по образцам отношений и функциональным ролям. Часто эти роли распределяются по возрасту или полу, где у взрослых больше власти и ответственности, чем у детей. В традиционных семьях матери берут на себя роль опекуна, а отец отвечает за экономический доход. Однако с появлением новых форм семьи стало больше разнообразия в организации и ролях.
  3. Взаимозависимость. Каждый член семьи и подсистема семьи влияют друг на друга. Родители, состоящие в несчастливых, ожесточенных браках, становятся более неумелыми и раздражительными в отношениях со своими детьми, что ведет к еще большему антиобщественному поведению детей. Это стойкое антиобщественное поведение детей может, в свою очередь, усугубить проблемы в супружеских отношениях. В данном случае антиобщественное поведение ребенка это одновременно причина и следствие супружеского конфликта.
  4. Границы. У семей есть границы, которые различаются по своей проницаемости и уязвимости от внешних влияний. В семьях, где между ее членами очень тесная связь, людям может быть трудно разлучиться в нужное время (уйти в колледж, вступить в брак, использовать ресурсы вне семьи). Изолированные родители (имеют мало социальной поддержки и позитивных контактов с окружающими) с большей вероятностью будут непоследовательными в воспитании и наказаниях своих детей. Такие родители чаще воспринимают своих детей негативно, чем менее замкнутые родители(Dumas & Wahler, 1985; Wahler & Dumas , 1987). Однако семьи со слишком прозрачными границами могут быть дезорганизованными и уязвимыми со стороны внешних сил (навязчивые родственники,  друзья, подрывающие брак, группы сверстников, которые отклоняются от семейных стандартов в отношении приемлемого поведения).
  5. Гомеостаз. Семьи достигают определенного баланса в своих образцах функционирования и сопротивляются силам, которые могут покушаться на это равновесие. Вследствие чего многие модели взаимодействия становятся очень жесткими и ритуализированными. Семейные распорядки и ритуалы могут способствовать формированию чувства семейной истории и идентичности, а также облегчению прогнозирования семейных отношений и их согласования. Однако они также могут поддерживать неадаптивные семейные отношения. В несчастливых супружеских парах (Gottman, 1989) или в семьях с агрессивным ребенком (Patterson, 1982) характерным и предсказуемым паттерном является нарастание враждебности и даже насилия. В отличии от благополучных семей здесь нет попыток рационального общения для решения проблем. Семейные терапевты хорошо знают, что такие семьи даже после успешной терапии, могут оказаться заблокированными в паттерне взаимодействий, который поддерживает психопатологию у одного или нескольких членов семьи. Паттерны, которые побуждают к неправильному поведению одного члена семьи  или семейной подсистемы (супружеская, детско-родительская, братско-сестринская) могут защитить других членов или подсистему. Например, родители могут избегать проблем друг с другом или указывать на недостатки только одного ребенка, которого делают козлом отпущения, обвиняя его во всех семейных трудностях.
  6. Морфогенез. Морфогенез — это противодействующая гомеостазу сила. Морфогенез относится к адаптации семей к внешним и внутренним изменениям. Изменения неизбежны, так как со временем дети вырастают, идут в школу, уезжают из дома, устраиваются на работу, женятся и создают новые семьи. Родители в свою очередь могут перейти на этап кризиса среднего возраста, поменять работу, выйти на пенсию, состариться и стать зависимыми от своих детей. Члены семьи должны приспосабливаться не только к внутренним изменениям жизненного цикла семьи (занятость матери, развод, повторный брак, сожители родителей, дети, рожденные от незамужних матерей), но и к изменениям историческим. К ним относятся: войны; изменение отношения к женщинам, меньшинствам и образованию; рост преступности и злоупотребление психоактивными веществами.  Адаптивность — центральное условие хорошо функционирующей семьи. В хорошо функционирующей семье не обязательно меньше проблем, чем в неблагополучной семье, но она лучше способна адаптироваться к проблемам, вызовам и изменениям, с которыми сталкивается.
  7. Экологический релятивизм. Семьи существуют в широкой социальной, культурной и физической среде. Экология бедности, голода, социальных беспорядков и болезней будет влиять на функционирование семей иначе, чем экология, характеризующаяся достатком и социальными привилегиями. Одна и та же семья будет по-разному действовать в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА

Теперь мы переходим к изучению того, как различные подсистемы в семье — супружеская система, система родитель-ребенок и система братьев и сестер взаимодействуют, приводя к различным результатам в развитии и поведении детей.

Брачная система

Удовлетворительные супружеские отношения часто рассматриваются как краеугольный камень хорошего функционирования семьи, что прямо или косвенно способствует эффективному воспитанию детей, позитивным отношениям между братьями и сестрами и развитию компетентных, адаптивных детей.

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Важно помнить, что у родителей есть, как отношения друг с другом, так и со своими детьми. Родители в роли опекунов служат источником эмоциональной и физической поддержки и комфорта для своих детей. Когда у супругов нежные взаимоотношения и они поддерживают друг друга это благоприятно отражается на их отношениях с детьми (Cowan, Cowan, Heming, & Miller, 1991; Cox et al., 1989; Crnic, Greenberg, Ragozin, Robinson, И Basham, 1983; reldman, Nash, & Aschenbrenner, 1983). Двойное участие в домашнем хозяйстве и уходе за ребенком может освободить обоих родителей для более веселых и приятных развлечений со своими детьми и облегчить часть бремени, которое испытывают матери с маленькими детьми. В таких условиях грязные подгузники, кормление и плач больного ребенка в 2 часа ночи более терпимы. Помимо этого приятные этапы развития ребенка (первые слова, ошеломляющие поступки, академические, социальные или спортивные успехи) более увлекательны, если есть возможность поделиться с вовлеченным в семью супругом.

Домашняя среда, характеризующаяся ссорами, ворчанием и постоянными разногласиями, пагубно влияет как на родителей, так и на детей (Dix, 1991). К сожалению, конфликт между родителями ассоциируется с негативными чувствами и поведением в отношении детей. Это приводит к разрушению социальных и когнитивных компетенций, что в дальнейшем ведет к антисоциальному поведению у детей ( Emery, 1982; Hetherington, Cox, & Cox, 1982; Cowan et al., 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992).

Мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия. (Block, Block, & Morrison, 1981; Hetherington et al, 1982; Rutter, 1977).  Их чаще ругают и наказывают, чем девочек (Hetherington et al., 1982). Помимо этого родители чаще и дольше ссорятся в присутствии сыновей. Если родительские разногласия возникают в присутствии девочки, они с большей вероятностью будут быстро прекращены фразой «поговорим об этом позже», выражением бровей или кивком головы, указывающим на присутствие дочери.  Родители больше защищают дочерей, и эта защита распространяется, в том числе и на защиту от родительского конфликта.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, ссоры при детях, ссоры в семье, экологическая психология

53770cookie-checkВлияние семьи на социализацию ребенка